Рыбный Мурман. 1972 г. Август.
КАЖДОМУ Радиограммы... Их много ежедневно приходит в нашу школу. Радируют учителя и ученики, первые помощники ка питанов и общественные кон сультанты. Но радиограмма, по ступившая в последний день ию ля с борта ПРТ «Капитан Скор няков» и сообщавшая о том, что экипаж выступает инициатором соревнования за лучшую поста новку общеобразовательной уче бы моряков, особенно взволно вала нас. На этом корабле общеобра зовательная учеба уже мното лет организована хорошо. Здесь постоянно большая группа мо ряков учится в нашеГг школе. За последнее время преподава тели часто бывают на борту это го судна: для многих из них салоны стали постоянными ра бочими местами, а сам корабль — родным домом. Сотни суток в рейсах провели учителя Раиса Васильевна Писаревская (ма тематика и физика), Людмила СЬргеевна Иванова ( химия), Зи наида Николаевна Пономарева (русский' язык, и литература). Сейчас ПРТ «Капитан Скор- ■яков» далеко от родаого порта — у берем» ЮжяойГ Африки. При последних месяца на ею борту находилась учительница Зоя Даниловна Мнгунова. Она обучала 32 моряка. Это значит, что каждый третий член экипа- деа —учащийся заочной шко лы. Близки к окончанию сред ней птколы электрик Алексей Мельник, восьмилетней — мат росы Владимир Ильченко и Иван Ляшенко. Необходимо отметить, что большая заслуга в хорошей ор- ганизацяи учебы на судне при надлежит партийной и комсо мольской организациям и командованию судна. Комиссию МОРЯКУ Так, как на ПРТ «Капитан Скорняков», дело с общеобра зовательной учебой поставле но и на некоторых других су дах- траяетого флота. В нх чис ле ПРТ «Гейзер»,. «Апатит», «Пйремышль*,. «Грумант», БМРТ-42&. БМПГ4Ю2. Прика зом начальника флота эти суда объявлены базовыми заочной школы моряков. На них учите- я ОБРАЗОВАНИЕ ми и не получив необходимой помощи; бросили учебу, обще ственные консультанты не ра ботают систематически, в судо вых. библиотеках отсутствуют нужные учебника. Хотелось бы; сказать еще об одном. Учитель заочнош школв» моряков — это моряк £емь-во* еемь месяцев в году, а тон бо лее, он находится в море, пере- « K a f l s z a H С к о р и я к о в »! содействия заочной учебе моря ков возглавляет сам капитан- директора Анатолий Васильевич Сбежнев. Первый, помощник на питана Андрей Николаевич: Ш5а- бунин уже около четырех лет является но совместительству преподавателем. Историк по об разованию, он в каждом рейсе находит время, чтобы- с уча щимися провести групповые консультации по истории, об ществоведению и географии, принимает зачеты и экзамены. Много добрых слов можно ска зать и об общественном кон сультанте радиоинженере Федо ре Антоновиче Невядомском. Он уже третий год занимается с заочникам» по математике. Рыболовный траулер «Латвия» неплохо потрудился о этом году. Производственное задание выполнено 25 июля по всем показате лям, судно дало немалую прибыль. И все потому, что экипаж на нем был подобран со знанием дела. На судах бортового траления подбором кадров занимается стар ший помощник капитана. Это одна из многочисленных сторон его деятельности. Владимир Григорьевич Мельник за долгие годы ра боты в море научился разбираться в людях, находить с ними об щий язык, и это здорово помогает в работе. Владимир Григорьевич в этом году стал кандидатом в члены КПСС. Его активная роль в общественной жизни корабля очень заметна. В рейсах регулярно велись графики соревнования между вахтами — это дело его рук. Экипаж «Латвии» соревновался с эки пажем «Украины», и ход этого социалистического соревнования освещал старпом. Провинился матрос — и разговор с ним ведет старпом. Никто не знает, о чем они говорили, только человек подтя гивается. И как производственник Владимир Григорьевич показывает себя с хорошей стороны. Стаж работы Валентины Николаевны Киселевой на Мурманском рыбокомбинате — 17 лет. Ею освоены почти все специальности, имеющиеся в штатном расписании коптильного завода. Валентина Николаевна добилась звания ударника коммунистического труда. На заводе есть ее ученики. Валентина Николаевна постоянный участник и неоднократный по бедитель социалистического соревнования за достойную встречу 50-летия со дня образования Союза Советских Социалистических Республик. Фото С. Данилове. ля выходят в рейс постоянно. На этих кораблях учащимся созданы все условия для ус пешного обучения:: хорошо обо рудованы классные комнаты, садовые библиотека укомплек тованы достаточнБШ количест вом. учебной и программной ху дожественной литературы, вах т а ж- судовые работы регулиру ются так, чтобы учащиеся од ного класса попадали на заня тия к учителю одновременно, лучшие ученики (и. производст венники}) поощряются. Но еще не на всех, судах фло та дело обстоит так. На многих — учебные группы малочислен ны, десятки моряков, не спра вившись с первыми трудтгастя- салшваясь с судна на судно. Но капитаны некоторыт траулеров и их старшие помощники5еще не всегда создают для учителя нормальные (я не говорю о хо роших) рабочие и бытовые ус ловия. Они относятся к учите лям как к пассажирам, а не как к равноправным и очень нуж ным членам экипажа. Есть у нас претанзпи и к ко митету ВЛКСМ тралового фло та (секретарь В. Новиков). Пе чально; но факт, что некоторые комсомольцы, поступив я шко лу, не учатся годами я отчисля ются. Многие судовые комсомоль ские организации не включи лись по-настоящему в смотра «Каждому молодому тружени ку — среднее образование». На возданы оргкомитеты смотра, не спланирована их работа. Уже длительное время комитет ВЛКСМ не проводит по судам, стоящим в порту, рейды отря дов «Комсомольского прожек тора» по проверке создания на судах условий для >чебы, уком плектованности судовых биб лиотек учебниками и литерату- рой. Рошьше такие рейды со вместно со школой проводились постоянно и были очень полез ны. Слаба, на наш. взгляд,, связь комитета ВЛКСМ с флотской комиссией содействия общеоб разовательной учебе лгоряков. Зачастую представители коми тета комсомола даже не (Гына- ют на ее заседаниях. Хочется надеяться, что цен ная ишщиатива экипажа ПРТ «Капитан Скорняков» получит широкое распространение в тра ловом да и в других флотах. Это будет способствовать более успешному выполнению реше ний XXIV съезда КПСС, Поста новления партии н правительст ва «О завершении перехода ко всеобщему среднему образова нию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы». Г: МАЛЫШЕВ, директор заочной школы мо ряков. К ОМПЛЕКСНАЯ механизация работ и автоматизация технологических про цессов — одна из важнейших задач девятой пятилетки. Многое в этом направлении делается у нас, в Калининградском морском торговом порту, где я работаю одиннадцатый год. У нас замет но прибавилось портальных кранов* устарев шее оборудование заменено более совершен ным, разработаны и внедрены технологиче ские схемы погрузочно-разгрузочнвга: работ. Механизация многих трудоемких процессов, создание комплексно-механизированных линий на обработке грузов значительно сократили долю ручного труда. Работать сегодня стало гораздо легче, а производителвяюсть значительно возросла. Это можно видеть на примере хотя бы. на шей комплексной бригады. Мы специализи руемся на погрузочно-разгрузочных работах так называемых мешковых грузов — продук ции, упакованной в мешки. В недалеком про шлом их перемещали на складах, в трюмах транспортных судов, погружали и выгружали из железнодорожных загонов вручную. Для. этого требовалось большое физическое напря жение. Производительность же была низкой, много терялось рабочего времени. Скажем, на разгрузку железнодорожного вагона с мешко- выми грузами общ™ весом 60 тойн бригаде из четырнадцати человек требовалось, как правило, почти два часа. Теперь при обработке мешкоЕых грузов, потоком идущих в порт с калининградских предприятий, применяется комплексная меха низация. И те же 60 тонн мы разгружаем за 40 минут. Производительность, как видим, возросла втрое. Количество же рабочих, а это тоже важно, сократилось: в бригаде у нас в настоящее время только девять человек. Короче говоря, еще сравнительно недавно у нас в порту считалось рекордом, если брига де удавалось в целом за смену переработать 240—250 тонн грузов. Теперь же это обычная норма. Более того, наша бригада за одну ра бочую смену перерабатывает мешковых грузов в среднем 430 тонн. А порой удается погру зить и разгрузить до 550 тонн. Вот каков он, эффект комплексной механи зации трудоемких процессов! А ведь следует еще учесть, что такая про изводительность намного сокращает простои под погрузкой и выгрузной транспорта: авто мобилей, железнодорожных вагонов, морских судов. В чем суть комплексной механизации меш ковых грузов? У нас в порту разработали, а затем и з го т о в и л и специальные стропконтейнеры из синте тического каната. С их помощью мешковые грузы прямо на предприятиях, которые их вы рабатывают, формируются в пакеты и достав ляются на причалы. А здесь мы, пользуясь электропогрузчиками, портальными кранами, перемещаем эти пакеты в трюмы судов или в крытые склады. В прошлом году разработана новая, еще более совершенная конструкция стропконтей неров. Нынче уже освоено "их изготовление из капроновой ленты, на каждой • из которых — Четыре металлических кольца. Этн строп контейнеры очень прочные, удобные, легкие. К тому же с их помощью пакеты мешков луч ше формируются и более устойчивы при тран спортировке. # F ТОВАРИЩЕЙ ПО СОРЕВНОВАНИЮ Г Р У 3 ы В ПАКЕТАХ И й лишне сказать, пожалуй, что за 'счет от правки грузов в пакетах только в первом году, пятилетка- порт сэкономил 48 тысяч рублей. В этом году в порту изготовлены новые ви- л о ч н ы е захваты на электропогрузчиках. Они будут использоваться для транспортировки я укладки пакетов мешковых грузов на складах, в железнодорожных вагонах и трюмах судов. Новые захватные приспособления позволят обходиться при транспортировке грузов- без поддонов и сократить ряд вспомогательных операций. В ближайшие дни наша бригада по лучит на свое вооружение электропогрузчик, оборудованный такими вилочными захватами, Короче говоря, чтобы обеспечить пакетную переработку всех мешковых грузов, поступаю щих с местных предприятий, у нас изготой- лено достаточное количество стропконтейне ров. И тем обиднее, что при наличии специ альных механизмов приходится порой пере рабатывать мешковые грузы вручную. Почему это происходит? Причины разные. Сказать же прежде все го хочется о такой из них. Немало пакетных грузов мы направляем в различные адреса на судах Западного речного пароходства. Не ду« маю, что работники пароходства не понимают, сколь важно для общего дела своевременно возвращать нам стропконтейнеры. Однако онй довольно часто не делают этого. В результа» те образуется недостаток стропконтейнеров, й тогда, нам, портовым рабочим, волей-неволей приходится грузить вручную. А бывает и так. Стропконтейнеров достаточ но, и люди настроились хорошо потрудиться. Приходят на свои рабочие места, а им говорят} мол, на таком-то комбинате вышла из строя машина, формирующая грузы в пакеты. Тан что, ребята, стропконтейнеры вам сегодня не потребуются, поработайте вручную. Подобные трудности испытывают и многие другие бригады -портовых рабочих. В заключение хотелось бы сназать несколь» ко слов о своих товарищах по бригаде. У нас сложилось крепкое ядро кадровых рабочих:!; Это Борис Курчевскин, Владимир Ермолен ков, Николай Занкевич, Стас Волков, Петр Махинов. Забота о повышении производитель ности труда стала у нас «в бригаде общей за ботой. Все вместе и каждый в отдельности мы делаем все возможное, чтобы успешно вы полнить и производственную программу, и по вышенные социалистические обязательства, принятые коллективом порта в. честь 50-летия образования СССР. .Достаточно сказать, что сверх задания первого полугодия порт пере работал 86 тысяч тонн народнохозяйственных грузов. И если устранить недостатки, о кото рых говорилось выше, показатели эти, без со мнения, будут еще значительнее. С. КАПРА бригадир третьей комплексной бригады морского торгового порта. •«Калининградская правда».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz