Рыбный Мурман. 1972 г. Август.
На В тот апрельский вечер эки паж траулера «Мурман» вел промысел на Рыбачьей банке. Семибалльный норд-вест на гнал тучи, и тяжелое, серое не бо накрыло море, которое силь но- волновалось. Судно, развер нувшееся лагом для подъема трала, резко клало с борта на борт. Волны с силой били по корпусу, лезли через фальш борт на палубу. Разбиваясь о преграды, они обдавали холод1- иым душем людей, работавших у носовой и кормовой дуг, ле бедки, сотнями брызг хлестали по окнам- рубки. Вахтенный штурман, третий помощник капитана Юрий Са вельев, долговязый двадцати летии# парень, отошел от окна * придав своему еще мальчи- шеокому лицу решительное вы ражение, подошел к двери ка- ацтанской каюты. Постучал, по том приоткрыл дверь. — Федор Иванович, — чуть громче, чем надо бы, сообщил он: в дверь, — поймали что-то, не то губку, не то камень... Из глубины каюты послыша лось: «Сейчас выйду». Через минуту в руби» по явился невысокий, но плотный моряк лет сорока. Это- был ка питан траулера Михайлов! Нол- вое лицо его без- морщин выбри то до синевы. Из-под формен ной фуражки с висков к щекам ‘•пускались черные с проседью бакенбарды. Густые черные бро ви, чуть раскосые глаза с тем- ненкоричневьти зрачками при давали его лицу что-то восточ нее^ Хотя родился и вырос Ми хайлов- на Летаем берегу Бело ва моря а семье помора,, а мо реходное учидшце окончил в Мурманске и вот уже семнад цатый год плавал на промысло вых судах тралового флота. Капитан поздоровался со сво им третьим помощником, .а так- все с матросом - рулеаьш к сразу прошел к штурманскому столику. Савельев поспешно шагнул гуда же. —Вот наше место! — ткнул «им карандашом точку па про- мысловом планшете. — Вижу. — Федор Иванович задержался взглядом на эхоло те, потом подошел к окну и резко опустил стекло. В рубку хлынул холодный воздух. — В этих квадратах губки не должно быть, — сказал капи тан. — Камней тоже... Ну, не будем гадать. Поднимайте, трал. На палубе матросы под нача лом старшего мастера по добы че Рафика Мухаметшина дей ствовали расторопно. Они быст ро перехватили траловый ме шок патентом и гак-джильсо- ном, подняли его на палубу и поставили на. рыбный ящик. В мешке находилось что-то огром ное с угловатыми, выпирающими в разные стороны формами. Му- хаметшин развязал и дернул линь кутка. Заработала лебед ка»-. ^росы гаков натянулись, подняли мешок метра на полто ра вал палубой. Иа кутка в ящик полилась вода, насыпа лись мелкие камни, грязь в де сятка три рыбин. Мешок н е сколько раз тряхнули, пустив в ход лебедку. Угловатая добы ча однако не вытряхивалась, она прочна запуталась в сетном полотне. — Черт знает, что в нем та кое! — пробурчал капитан, рас сматривая иэ окна рубки разо рванный в нескольких местах мешок. — Рафик Измаилович, чего поймали? — криякул он тралмейстеру, которого уважал за мастерство и трудолюбие, дорожил е м . На этом судне они вместе плавали уже около двух лет. — Еще не мо®у ничего ска зать, Федвр Иванович, — отве тил Мухаиекиин. — Наверное, мешок надо резать. лого я экономного хозяйка ору дий промысла. Вскоре и ему и другим на палубе было ясно, что трал принес со дна моря большой обломок какой-то конструкции. Затонувшего судна, думали вна чале многие. Но вот второй механик Васи лий Дакутин, нивесть почему оказавшийся сейчас на палубе возле лебедки, вдруг восклик нул: — Это же самолет! Лааутин в свое время слу жил авиамехаником в истреби тельном нолку, о чем не раз го ворил своим товарищам. Он и угадал в высвобожденной от се тей, но затянутой тиной и во- даросляии находке самолет, вернее его останки. Когда сильной струе» из шланга смыли грязь, уже и все которых был большой охотник. Сгармех внимательно осмотрел кабину снаружи, потом пролез в нее. Вскоре вылез обратно и с оттенком досады в голосе объ явил: — Ну, хоть номер какой или знак остался бы — ничего не угадать, все разъедено, размы то... — Ишь, чего захотел. Иван Иванович, — грустно усмехнул ся капитан. — Как-никак, лет тридцать или около этого в морской воде пролежал. Еще несколько человек попы тались обнаружить хотя бы что- нибудь, что могло сообщить лю дям о летчике или самолете, но тщетно. Время и соленая вода сделали свое. Моряки сногл® лишь узнать — со слов Лакутяна — о том, что это остатки истребителя. 3 В Е 3 ы — А так не выходит? — Ес ли встряхивать посильнее? — Пробовали уже, не выхо дит. Как бы джильсон ил» па тент не оборвали... «Мало того, что три часа по теряли времени, еще. и мешок приходится резать», — с доса дой думал капитан. Он не скры вал евоего недовольства. Осо бенно тем, что впустую прстра- л ш морское дао в потеряли много промыслового времени. Хотя я » потерянные три часа очень уж большой роли не игра ли ни для капитана, ни для ко го другого на судне Потому что экипаж «Мур.чана» досрочно выполнил рейсовое задание, больше тога, в запасе у моря* нов оставалось еще целых чет веро промысловых суток, а-это значило, что они выловят еще тонн двадцать пять — три дцать рыбы, и все это сверх за дания. Но ничего не поделаешь, такие они все, капитаны рыбо ловных траулеров. Своему помощнику Михайлов сказал: — Трал на борт! Потом — носом на кишу, в машину ска жите: пятьдесят пять оборотов. А я пойду туда. — Ясно, Федор Иванович! Траловый мешок, подвешен ный над ящиком, мотало из сто роны в сторону. После того, как попытки вытряхнуть из него «улов» не увенчались успехом, его смайнали опять в ящик. Мухаметшин, ругая все на чем свет стоит, начал разре зать сеть. Тралмейстер «Мур- мана» почти не пользовался в своих разговорах крепкими вы ражениями, но тут его прорва ло. Еще бы, ведь он сейтас своими руками кромсал новый капроновый траловый мешок. Он, которого в отделе добычи флота не раз ставили в пример другим мастерам лова, как уме- оетальные смогли угадать, что иа палубе перед ними находят ся часть фюзеляжа самолета с кабиной. Кабина, вернее^ то, что когда-то предетавлягю собой ка бину, с обеих сторон плавно пе реходила, по-внднмому, щ крылья, от которых остались лишь обрубки с рваными края ми. И увидели еще моряки: сра зу за кабиной, где начинался овальный фюзеляж, на побурев шей от времени поверхности большие звезды. Три пятико нечные звезды в ряд. Была, видимо, когда-то рядом с этими №четвертая, но фюзеляж тут обрывался, и от нее, четвертой, сохранился лишь один луч. Вода давно изъела краску на звездах, и они были теперь бе лые с налетом зелени, и*толь ко на одной из них по краям лучей угадывалось что-то похо жее на красные полоски. Во всяком случае, так показалось людям. На палубе на какой-то миг смолкли разговоры, и казалось, что даже волны стали менее яростно и шумно атаковать ко рабль. Моряки вплотную окружили останки самолета. Рыбмастер Салкин, он же секретарь пар* тийной организации траулера, коснулся рукой первой звез ды, потом второй, третьей. Как будто хотел распознать их на ощупь. — Самолет-то наш, — прого ворил он. — Наш, северомор ский... И бережно протер звезды ру кавом телогрейки. К кабине продвинулся стар- мех Чумбаров. Он появился на палубе, прослышав о необыч ном улове, оторвавшись из-за этого от интересной книги, до А море манят, а м ер» зовет К себе молодой и бесстрашный народ Роговым пройти шторма* „ передряги, — Ведь море не любит слабых! Море не любит слабых! Далеко, далеко родная земля, Я • Они как парус надензд и мечты. И белой чайкой в тумане ты. Рыбацкое счастье ■ синих волках, Рыбцот— спасть* в сильных рунах. В любую погоду забрасывай сети fАМЫМ ta fkA BIUIMUk ^‘Ciitj,«lent/1% у на свете! ив- свете! Далеко, д а л о » родная земля. А чайки вьются вопрут корабля. Ж •A-WSS&V жш ^■XwSWv:".4V, WVAV.'AV/y.Vv: ш Они как парус надежд и мечты. И белой чайкой в тумане ты. Коварное море взбесится ■Друг, Но рядом надежный, проверенный друг. И как бы шторм ни гремел волной, Мы с полным трюмом придем домой. далеко родная земля, А чайки вьются вокруг корабля. Они как парус надежд и мечты. И белой чайкой в тумане ты. Анатолий КОРШУНОВ. БУДНИ ВМФ В далеких плаваниях, боевой учебе проходят будни совет ских военных моряков. Сегод ня они владеют мощной техни кой — ракетными кораблями и подводными лодками, вооруженными по последнему слову техники, кораблями с неограниченным районом пла вания. На снимке: тактические уче ния морской пехоты. Разбор очередной боевой задачи. Фото Ю. Муравинэ. (Фотохроника ТАСС). Лакутин начал было что-то рассказывать об этих истреби телях, но капитан прервал его. — Мы выслушаем с удоволь ствием ваш рассказ, Василий Алексеевич, в другой раз, — сказал капитан. — А сейчас — все за дело. Надо рыбу ловить. И он распорядился перенести остатки самолета на полубак и там закрепить шнюходиому. — Рафик Измайлович! — обратился капитан н Мухамет- шину. — Переходите на левый трал. Чинкой правого займе тесь потом. На доугой день траулер на правился в новый район про мысла, на аапдд. поближе к Финмаркенской банке. Судно шло ходко, делая по двенадца ти миль в час, Море понемногу успокаива лось. Ветер утих, о вчерашних семи баллах напоминала сейчас лишь пологая зыбь. В седьмом часу утра старший помощник капитана — была его вахта, — поднявшийся по делам на верхний мостик, заме тил позади у самого горизонта силуэты. Они быстро увеличи вались в размерах н вскоре превратились в резко очерчен ные контуры боевых кораблей. Обгоняя траулер, шли раке тоносцы. Они неслись вперед, распарывая воду, могучие, стре мительные, с нацеленными в небо ракетными установками. На гафеле каждого из них раз вевался советский военно-мор- ской флаг. Старпом провожал их восхи щенным взглядам. «Таким ко раблям на морях нет преград, их ничто не остановит», — ду мал он. Когда он спустился в рубку, рулевой спросил его: — Миль тридцать в час да ют, наверное? —Больше тридцати. Только на военных кораблях говорят не тридцать миль в час, а тридцать узлов. Понятно? И не отвле кайтесь, а то судно рыскает. Сколько иа румбе? — Двести девяносто семь! — Так держать! — Есть, так держать! — по- военному ответил матрос. Через несколько часов, ког да проходили район моря с большими глубинами, траулер лег в дрейф. Капитан собрал свободных от вахт людей на па лубе. День выдался на славу. Море успокоилось и лениво катило невысокие волны к горизонту. Тысячами бликов отражалось солнце на воде, ветер приятно освежал лица собравшихся око ло траловой лебедки моряков. Судно чуть покачивало. Несколько матросов по рас поряжению капитана перенесли на руках остатки самолета с полубака на палубу и поставили у правого борта. И тут люди увидели, что все три звезды, а также уцелевший луч четвер той уже не белые, а ярко крас ные. Все стояли молча, не отры вая взглядов от этих алых звезд. Рыбмастер Салкин ду мал: «Наверное, вот такой же алой была молодая кровь лет- чика-североморца, который от дал свою жизнь в смертельной схватке с врагами нашей Ро дины». В памяти его вставали годы войны, когда он, еще мо лодой матрос, вместе с товари щами промышлял рыбу на ста ром траулере, вооруженном небольшой пушчонкой и пуле метом. Промышляли мурман ские рыбаки в Баренцевом мо ре умело и отважно, рискуя быть потопленными бомбой фашистского самолета или тор педой притаившегося в засаде подводного пирата. И онк обес печивали фронт и тыл рыбкой продукцией, даже в осажден ный Ленинград отправляли. Может быть, он, этот северо морский летчик, вместе со сво ими боевыми друзьями не раз отгонял и сбивал гитлеровские самолеты, пытавшиеся топить мурманские траулеры, экипа жи которых вели опасный про мысел рыбы в Баренцевом мо ре. Рыбаки тех суровых годин никогда не забудут героизма и мужества летчиков-северомор- цев, надеяшо охранявших наше заполярное небо над морем. А стармеху Чумбарову звез ды эти еще раз напомнили о его службе кочегаром на ледоколе «Дежнев» в военную годину. Экипаж ледокола участвовал в проводке конвоез, нес стороже вую службу, не раз вступал в схватки с немецкими самолета ми и подводными лодками. О том беспримерном бое «Дежне ва» августовским днем сорок второго года у острова Диксон с фашистским тяжелым крейсе ром «Адмирал Шеер». Силы были неравные. Фашистский пират был вооружен, как говог рится, до зубов. Артиллерийское вооружение его намного превос ходило огневую мощь ледокола и береговых батарей острова. Но в этом неравном бою побе дили дежневцы, и их подвиг во шел яркой страницей в ле топись героической обороны Советского Заполярья. Не сводил своих широко рас крытых синих глаз со звезд С е режа Трофимов, молодой мат рос, вышедший в этом рейсе в море в первый раз в жизни. Как и многие другие члены экипа жа, он знал о том, что боцман еще с вечера покрасил звезды. Но Сереже просто не хотелось знать об этом. Они, эти звезды, остались такими же ярко-крас ными, какими были тридцать лет назад. Сережа пробовал представить в своем воображе нии облик героя-летчика. Был он, несомненно, молодой, как и Сережа, комсомолец, умелый и ловкий. И, конечно, бесстраш ный. Иначе не смог бы он унич тожить в воздушных боях трех, нет, четырех фашистских стер вятников! А может быть, таких звезд — символов побед, было нарисовано шесть или даже семь? А может... Течение Сережиных мыслей прервал голос капитана Михай лова, который громко обращал ся к собравшимся на палубе мо рякам: —- Товарищи, мы не знаем, кто был этот заполярный лет чик. Не знаем, когда и как он погиб. Но все мы знаем, что он был отважным советским соко лом, умевшим побеждать вра гов. В знак нашего уважения к его светлой памяти мы сейчас похороним по нашему морско му обычаю остатки самолета, на котором он летал и побеж дал. Вечная слава герою! Он снял фуражку, обнажили головы и все остальные. Мину ту постояли молча. Потом ка питан кивнул выглядывавшему из окна рубки штурману. И вот загудел, разнесся далеко над притихшим морем прощальный гудок траулера. Моряцкие руки бережно подняли краснозвезд ные останки над бортом и опу стили в воду. Море вновь, как и тридцать лет назад, приняло в свои объя тия звездного сокола. Д. РАТНИКОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz