Рыбный Мурман. 1972 г. Август.

к АФЕДРА промсудовождения и промрыболовстоа института по* вышения квалификации руководя­ щих работников и специалистов рыб­ ной промышленности МРХ СССР совме­ стно с редакцией газеты «Маяк» про­ вели конференцию по прогрессивным методам лова, обработки судов в мо­ ре. В ней приняли участие судоводите­ ли «Запрыбыя, «Азчеррыбыя, «Севры- бы» — слушатели мореходного фа* культета института. Они рассказали о своей работе, передовом опыте, • том новом, что появилось в промысло­ вых районах. — Мы собрались здесь, — сказал, от* крывая конференцию, зам. директора ОПЫТ-НАШЕ БОГАТСТВО института кандидат технических наук Е. М. Родин, — чтобы моряки разных бассейнов, разных производственных управлений могли больше узнать о ра­ боте друг друга. И вправду, рыбакам чаща доводится встречаться в море, , чем в аудитории; И встреча в обстановке тематической конференции важна и интересна. Итак, наш рассказ • конференции. С кошелькомнаглубинныекосяки А. Г. Соколенко, капитан из колхо­ за «Заря коммунизма», накопил зна­ чительный опыт на промысле пелаги­ ческой рыбы кошельковым неводом. В связи с уменьшением поверхност­ ных косяков, сейчас появилась необ­ ходимость облова глубинных скопле­ ний. Это потребовало пересмотра тактики и техники замета невода. — Перед заметом, — рассказыва­ ет он, — нужно смотать с барабана траловой лебедки стяжной трос по­ рядка 100—150 метров и разнести его по палубе с правого борта или на кошельковой площадке. Эта работа выполняется тщательно во избежа­ ние образования колышек на тросе. Предварительная подготовка стяж­ ного троса необходима при замете для «схода» стяжного троса со слаби­ ной. Более того, после замета допол­ нительно вытравливается 150—200 метров троса. Все это позволяет увеличить скорость погружения стен­ ки невода до 10 метров в минуту. Процесс обмета глубинного косяка имеет свои особенности. Глубина за­ легания косяка определяется по углу наклона вибратора и расстоянию до верхней кромки косяка. Глубинные косяки уходят на глубину более 60 метров при попытке определить их в режиме эхолотирования. По этой причине для работы предлагается часть таблицы, в которой приведены данные глубины залегания косяка по углу наклона вибратора. «А* — в градусах и дистанции до верхней кромки косяка «Д» — в метрах: (см. таблицу). В настоящее время мы пона приме­ няем бесшлюпочный метод замета и кошелек остается на ветре. Обметы­ вание глубинного косяка проходит так, чтобы он оказывался как можно ближе к судну. В зависимости от за­ легания рыбы выдержка достигает 20 минут. После этого начинается выборка стяжного троса. Необходи­ мо заметить, что гидроакустическая установка «Омуль» устарела и долж­ на быть заменена По крайней мере установкой «Палтус-М». Характерно, что глубинные кося­ ки редко дают улов менее 50 тонн, даже большие затраты времени на их поиск оправдываются. Замет кошелькового невода с су­ дов типа СРТМ кормового траления имеет свои особе 1 Шости. Это подчерк­ нул В. Г. Лукьяненко (Пионерская БОРФ).* Наличие винта регулируемо­ го шага на этом судне позволяет осу­ ществлять заметы без учета направ­ ления ветра. Если на СРТ замет ко­ шелька начинается с дистанции 150 метров до кромки косяка, то для СРТМ-кормовика рекомендуется ди­ станция 200 метров, и после выхо­ да за борт третьей части кошелька производится крутая циркуляция с таким расчетом, чтобы задняя стен­ ка кошелька оставалась в 50—80 метрах от скопления. Основной недостаток СРТМ-К — большая парусность: при ветре более 10 метров в секунду заметы невода не рекомендуются. Работа кошелько­ вым неводом на банке Джорджес в сентябре-октябре эффективна. Заме­ ты можно осуществлять без акусти­ ки как в дневное, так и в ночное вре­ мя. Нанлучшее время замета в перио­ ды, когда роза течений - имеет наи­ меньшую величину. Подвижность ко­ сяка лучше определять с дистанции 500—400 метров по пеленгу ка кромки скопления. Часто скорость движения косяка достигает 5—7 лов. слесаря в штат машинной команды. На промысле машинная команда вы­ деляет людей на погрузку рыбы, сэко­ номленная зарплата делится между членами экипажа. Интересны доводы и контрдоводы. Приведем некоторые из тех. что про­ звучали на конференции: Довод: Среднесуточная корма приемки продукции во всех проведе*- ных оо вовой системе рейсах значи­ тельно перевыполнялась. А в от­ дельные сутки экипажи принимали от промысловых судов до 500 и бо­ лее тонн рыбы. Жонгрдовод: Но веда к раньше нор­ ма. суточной приемки перевыполня­ лась, ведь и раньше принимали по 500 тонн и более* Довод: Основная часть времени судна тратится на переходы. На про­ мысле рефрижератор в году бывает 70—80 суток. Зачем же возить с со­ бой лишних матроеов? Контрдовод: Зато сейчас мурман­ ские моряки, речь идет о командах рефрижераторов, требуют на помощь людей с траулеров, подходящих под разгрузку. А у них и на своем судне хватает дел. Довод: В экспериментальных рей­ сах с сокращенной численностью эки­ пажей производительность- труда в расчете на одного члена экипажа воз­ росла в среднем на 9,5 процента, а • целом по базе — на 1,4 процента. Контрдовод: Но ведь щекинскнй метод предполагает повышение про­ изводительности труда за счет меха­ низации, передавай технологии, в здесь этого нет... Да. неясного, сложного много. Кетати, проводя эксперимент, мур- мавгаане так и не добились офици­ ального разрешения на распределе­ ние сэкономленных средств среди членов сокращенного экинаяш. Это изрядно снинает эффект от новшест­ ва. И в заключение — сценка почти комическая. О ней. рассказал один из участников конференции примерно так: — Подходим к транспортному реф­ рижератору «Иркутск», разгружав емся, Наш четвертый 1 кшощшш кри­ чит! «Слушай,, лебедчик с «Иркут­ ска», ты что. замерз? Еле шевелишь- ся1» Оказалось, что на лебедке сто­ ял... сам капитан Чернявский, один из зачинателей нового метода. Рассказ вызвал дружный смех. Но и доводы и контрдоводы достаточно серьезны. Отмахнуться от них нель­ зя... Пакетные перевозки уэ^ Д/А 10 20 30 40 50 60 70 80 100 17 34 50 64 77 87 24 98 120 20 41 80 77 92 104 И З 118 140 24 48 70 89 108 122 132 134 Лов иа свет: опыт, перспективы С таким докладом выступил капи­ тан Курбатов (Лиепайсная БОРФ). В ноябре прошлого года в район За­ падной Атлантики для облова на свет макрелещуки (иначе ее называ­ ют атлантической сайрой) была на­ правлена экспедиция из шести СРТ. На судах в основу была взята про­ мысловая дальневосточная схема. Однако уже первые обловы макреле­ щуки показали преимущество ло­ вушки с кутком перед каплером. Коротко о тактике поиска и обло­ ва. Поиск ведется с включенными прожекторами, рыба выпрыгивает из воды в зависимости от величины скопления с разной интенсивностью. Как только подходят к поверхностно­ му «нолю», сбавляют ход, а затем останавливают судно и лампами си­ него цвета направляют рыбу в сторо­ ну ловушки. Концентрация скопле­ ния производится лампой красного цвета. За ночь можно производить до 20 подъемов ловушки, так как про­ цесс концентрации занимает 5—в ми­ нут. Хорошо рыба облавливается в ловушке и в пасмурную погоду. Отрадно отметить, что суточный вылов на судно можно довести до 30—40 тонн, а промысловый флот может работать от Азорских островов вплоть до побережья Америки. Хоро­ шие результаты приносит работа в паре судов. Обеспечив себя сырьем для обработки или сдачи, с помощью света скопление атлантической сайры переводится на рядом лежащее в дрейфе судно и облов сконцентриро­ ванного косяка продолжается. Вбли­ зи материкового шельфа отличные результаты приносит комбиниро­ ванный лов светом и тралами. Именно так успешно промышляют суда «Мурмансельди» в этих промысло­ вых районах. Спор о щекинскои методе Тому, как транспортные рефриже­ раторы «Севрыбхолодфлота» пере­ шли на работу с сокращенной чис­ ленностью экипажа, посвятил свое выступление Илья Григорьевич Яруткин. Цифра внушительная: двад­ цать судов перешли на щекинский метод. О подробностях перехода на­ ша газета уже рассказывала. Вкратце с м ы с л сводится к то­ му, что сокращено восемь матросов из двадцати четырех и введены два Восемь транспортных рефрижера­ торов типа «Финский залив» насчи­ тывает флот «Аачеррыбы>. Год шло освоение пакетных перевозок, экспе­ риментировали сами, интересовались опытом калининградцев — и пол­ ностью перешли на этот метод. Что это дает? Во-первых, в штате «Заливов» сейчас тридцать матросов вместо сорока. Во-вторых, легче ста­ ло работать в трюмах. Там широко используются электропогрузчики французского производства, достав­ ленные вместе с судами. И третье: экономится время при разгрузке реф­ рижератора в порту. Как рассказывают моряки «Аз- черрьгбы», сейчас на траулерах поч- НОВИНКИ Выступает капитан РТМ «Садко» специального экспериментально-кон­ структорского бюро промрыболовг ства В. С. Полетаев. Ему есть о чем рассказать рыбакам, ведь каждый рейе судна СЭКВ — это серия экспе­ риментов, находки и разочарования, удачи и просчеты. Эксперимент есть эксперимент... Во время одного из рейсов, напри­ мер, поставлена была задача: зайти вариант трала для тяжелых грунтоз. Не нашли,'зато в ходе эксперимент» проверили работу нового тнш вой доски: она рамовая, с пом, но полотно у нее не нз металла, не из дерева, а из резины. Доска всплывает над грунтом. И достоинство этой доски заклю­ чается в том, что ее можно приме­ нять как при донном, так и при пела­ гическом тралении. Переход с трала на трал производится значительно быстрее, чем с разными досками. При глубоководных тралениях, как известно, нужны кухтыли, выдержи­ вающие большое давление. И когда речь заходит о том, чем заменить кух* тыли, с места в разговор вступает капитан из «Азчеррыбы» Л. В. Фаб- риченко. — А я, работая еще в «Мурман­ сельди».ч ловил вообще без кухты- лей. — Как же так? — Обыкновенно. Беда заставила, кончились кухтыли, мы и стали ло­ вить без них. И добыча была не на­ много меньше, чем у других судов. Утверждение Фабриченко под­ тверждают другие капитаны. Что ж, и это интересно. С большим вниманием выслушали моряки рассказ капитана БМРТ «Ян­ тарь» В. П. Ильина о лове криля. Это был первый промысловый рейс по до­ быче криля, и тов. Ильин уверен: у районов, где водится криль, большие перспективы. ти никакая работа по формированию пакетов не производится. Своеобраз­ ный поддон и капроновая лента — вот все, что нужно для работы. И все-таки есть и ложка дегтя. Известно, что при пакетных перевоз­ ках не избежать частичной потери емкости трюмов. И эта потеря пока не «узаконена» в нормах, планах, что затрудняет работу. Калининградские портовики» ра­ ботники базы «Реффлот» тоже нако­ пили немалый опьгг организации пе­ ревозки рыбы иа транспортных реф­ рижераторах е применением пакети­ рования. Дело это, безусловно, нуж­ нее,. прогрессивное. И чем скорее оно станет массовым — тем дучтпё. Речь шла к о кранцевой защите при перегрузке судов. На судах «Аз­ черрыбы» плавучие кранцы держат не в воде, а в двух-трех метрах от по­ верхности* А связки иа скатов состав­ ляют так, чтобы каждый скат не ле­ жал на одной линии со следующим, а с отступом. Получается что-то вро­ де зубцов, и такая гирлянда «отраба­ тывает» значительно лучше. » * #- Сколько интересного накаливают енецвалнсты за года ж годы работы в яворе. И « я больше узнают об этом •веге, о тон иомяк, что применяется, внедряется ка судах, тем лучше бу­ дет работа» нал фам . Конферекзрш з о ш м й , но еще прояшешввгаа в&уждаиет пятые проблемы, овраг, ютдорячатся. И творчеству, которы* встречи, занятия, вше в институте, Материалы волосы в В. ТИШИНСКИЙ, н. о. до­ цента института. Г. ФУРМАН, корр. «Маяка*. я о. 0 Ь а: 1 сГ I о *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz