Рыбный Мурман. 1972 г. Август.
к АФЕДРА промсудовождения и промрыболовстоа института по* вышения квалификации руководя щих работников и специалистов рыб ной промышленности МРХ СССР совме стно с редакцией газеты «Маяк» про вели конференцию по прогрессивным методам лова, обработки судов в мо ре. В ней приняли участие судоводите ли «Запрыбыя, «Азчеррыбыя, «Севры- бы» — слушатели мореходного фа* культета института. Они рассказали о своей работе, передовом опыте, • том новом, что появилось в промысло вых районах. — Мы собрались здесь, — сказал, от* крывая конференцию, зам. директора ОПЫТ-НАШЕ БОГАТСТВО института кандидат технических наук Е. М. Родин, — чтобы моряки разных бассейнов, разных производственных управлений могли больше узнать о ра боте друг друга. И вправду, рыбакам чаща доводится встречаться в море, , чем в аудитории; И встреча в обстановке тематической конференции важна и интересна. Итак, наш рассказ • конференции. С кошелькомнаглубинныекосяки А. Г. Соколенко, капитан из колхо за «Заря коммунизма», накопил зна чительный опыт на промысле пелаги ческой рыбы кошельковым неводом. В связи с уменьшением поверхност ных косяков, сейчас появилась необ ходимость облова глубинных скопле ний. Это потребовало пересмотра тактики и техники замета невода. — Перед заметом, — рассказыва ет он, — нужно смотать с барабана траловой лебедки стяжной трос по рядка 100—150 метров и разнести его по палубе с правого борта или на кошельковой площадке. Эта работа выполняется тщательно во избежа ние образования колышек на тросе. Предварительная подготовка стяж ного троса необходима при замете для «схода» стяжного троса со слаби ной. Более того, после замета допол нительно вытравливается 150—200 метров троса. Все это позволяет увеличить скорость погружения стен ки невода до 10 метров в минуту. Процесс обмета глубинного косяка имеет свои особенности. Глубина за легания косяка определяется по углу наклона вибратора и расстоянию до верхней кромки косяка. Глубинные косяки уходят на глубину более 60 метров при попытке определить их в режиме эхолотирования. По этой причине для работы предлагается часть таблицы, в которой приведены данные глубины залегания косяка по углу наклона вибратора. «А* — в градусах и дистанции до верхней кромки косяка «Д» — в метрах: (см. таблицу). В настоящее время мы пона приме няем бесшлюпочный метод замета и кошелек остается на ветре. Обметы вание глубинного косяка проходит так, чтобы он оказывался как можно ближе к судну. В зависимости от за легания рыбы выдержка достигает 20 минут. После этого начинается выборка стяжного троса. Необходи мо заметить, что гидроакустическая установка «Омуль» устарела и долж на быть заменена По крайней мере установкой «Палтус-М». Характерно, что глубинные кося ки редко дают улов менее 50 тонн, даже большие затраты времени на их поиск оправдываются. Замет кошелькового невода с су дов типа СРТМ кормового траления имеет свои особе 1 Шости. Это подчерк нул В. Г. Лукьяненко (Пионерская БОРФ).* Наличие винта регулируемо го шага на этом судне позволяет осу ществлять заметы без учета направ ления ветра. Если на СРТ замет ко шелька начинается с дистанции 150 метров до кромки косяка, то для СРТМ-кормовика рекомендуется ди станция 200 метров, и после выхо да за борт третьей части кошелька производится крутая циркуляция с таким расчетом, чтобы задняя стен ка кошелька оставалась в 50—80 метрах от скопления. Основной недостаток СРТМ-К — большая парусность: при ветре более 10 метров в секунду заметы невода не рекомендуются. Работа кошелько вым неводом на банке Джорджес в сентябре-октябре эффективна. Заме ты можно осуществлять без акусти ки как в дневное, так и в ночное вре мя. Нанлучшее время замета в перио ды, когда роза течений - имеет наи меньшую величину. Подвижность ко сяка лучше определять с дистанции 500—400 метров по пеленгу ка кромки скопления. Часто скорость движения косяка достигает 5—7 лов. слесаря в штат машинной команды. На промысле машинная команда вы деляет людей на погрузку рыбы, сэко номленная зарплата делится между членами экипажа. Интересны доводы и контрдоводы. Приведем некоторые из тех. что про звучали на конференции: Довод: Среднесуточная корма приемки продукции во всех проведе*- ных оо вовой системе рейсах значи тельно перевыполнялась. А в от дельные сутки экипажи принимали от промысловых судов до 500 и бо лее тонн рыбы. Жонгрдовод: Но веда к раньше нор ма. суточной приемки перевыполня лась, ведь и раньше принимали по 500 тонн и более* Довод: Основная часть времени судна тратится на переходы. На про мысле рефрижератор в году бывает 70—80 суток. Зачем же возить с со бой лишних матроеов? Контрдовод: Зато сейчас мурман ские моряки, речь идет о командах рефрижераторов, требуют на помощь людей с траулеров, подходящих под разгрузку. А у них и на своем судне хватает дел. Довод: В экспериментальных рей сах с сокращенной численностью эки пажей производительность- труда в расчете на одного члена экипажа воз росла в среднем на 9,5 процента, а • целом по базе — на 1,4 процента. Контрдовод: Но ведь щекинскнй метод предполагает повышение про изводительности труда за счет меха низации, передавай технологии, в здесь этого нет... Да. неясного, сложного много. Кетати, проводя эксперимент, мур- мавгаане так и не добились офици ального разрешения на распределе ние сэкономленных средств среди членов сокращенного экинаяш. Это изрядно снинает эффект от новшест ва. И в заключение — сценка почти комическая. О ней. рассказал один из участников конференции примерно так: — Подходим к транспортному реф рижератору «Иркутск», разгружав емся, Наш четвертый 1 кшощшш кри чит! «Слушай,, лебедчик с «Иркут ска», ты что. замерз? Еле шевелишь- ся1» Оказалось, что на лебедке сто ял... сам капитан Чернявский, один из зачинателей нового метода. Рассказ вызвал дружный смех. Но и доводы и контрдоводы достаточно серьезны. Отмахнуться от них нель зя... Пакетные перевозки уэ^ Д/А 10 20 30 40 50 60 70 80 100 17 34 50 64 77 87 24 98 120 20 41 80 77 92 104 И З 118 140 24 48 70 89 108 122 132 134 Лов иа свет: опыт, перспективы С таким докладом выступил капи тан Курбатов (Лиепайсная БОРФ). В ноябре прошлого года в район За падной Атлантики для облова на свет макрелещуки (иначе ее называ ют атлантической сайрой) была на правлена экспедиция из шести СРТ. На судах в основу была взята про мысловая дальневосточная схема. Однако уже первые обловы макреле щуки показали преимущество ло вушки с кутком перед каплером. Коротко о тактике поиска и обло ва. Поиск ведется с включенными прожекторами, рыба выпрыгивает из воды в зависимости от величины скопления с разной интенсивностью. Как только подходят к поверхностно му «нолю», сбавляют ход, а затем останавливают судно и лампами си него цвета направляют рыбу в сторо ну ловушки. Концентрация скопле ния производится лампой красного цвета. За ночь можно производить до 20 подъемов ловушки, так как про цесс концентрации занимает 5—в ми нут. Хорошо рыба облавливается в ловушке и в пасмурную погоду. Отрадно отметить, что суточный вылов на судно можно довести до 30—40 тонн, а промысловый флот может работать от Азорских островов вплоть до побережья Америки. Хоро шие результаты приносит работа в паре судов. Обеспечив себя сырьем для обработки или сдачи, с помощью света скопление атлантической сайры переводится на рядом лежащее в дрейфе судно и облов сконцентриро ванного косяка продолжается. Вбли зи материкового шельфа отличные результаты приносит комбиниро ванный лов светом и тралами. Именно так успешно промышляют суда «Мурмансельди» в этих промысло вых районах. Спор о щекинскои методе Тому, как транспортные рефриже раторы «Севрыбхолодфлота» пере шли на работу с сокращенной чис ленностью экипажа, посвятил свое выступление Илья Григорьевич Яруткин. Цифра внушительная: двад цать судов перешли на щекинский метод. О подробностях перехода на ша газета уже рассказывала. Вкратце с м ы с л сводится к то му, что сокращено восемь матросов из двадцати четырех и введены два Восемь транспортных рефрижера торов типа «Финский залив» насчи тывает флот «Аачеррыбы>. Год шло освоение пакетных перевозок, экспе риментировали сами, интересовались опытом калининградцев — и пол ностью перешли на этот метод. Что это дает? Во-первых, в штате «Заливов» сейчас тридцать матросов вместо сорока. Во-вторых, легче ста ло работать в трюмах. Там широко используются электропогрузчики французского производства, достав ленные вместе с судами. И третье: экономится время при разгрузке реф рижератора в порту. Как рассказывают моряки «Аз- черрьгбы», сейчас на траулерах поч- НОВИНКИ Выступает капитан РТМ «Садко» специального экспериментально-кон структорского бюро промрыболовг ства В. С. Полетаев. Ему есть о чем рассказать рыбакам, ведь каждый рейе судна СЭКВ — это серия экспе риментов, находки и разочарования, удачи и просчеты. Эксперимент есть эксперимент... Во время одного из рейсов, напри мер, поставлена была задача: зайти вариант трала для тяжелых грунтоз. Не нашли,'зато в ходе эксперимент» проверили работу нового тнш вой доски: она рамовая, с пом, но полотно у нее не нз металла, не из дерева, а из резины. Доска всплывает над грунтом. И достоинство этой доски заклю чается в том, что ее можно приме нять как при донном, так и при пела гическом тралении. Переход с трала на трал производится значительно быстрее, чем с разными досками. При глубоководных тралениях, как известно, нужны кухтыли, выдержи вающие большое давление. И когда речь заходит о том, чем заменить кух* тыли, с места в разговор вступает капитан из «Азчеррыбы» Л. В. Фаб- риченко. — А я, работая еще в «Мурман сельди».ч ловил вообще без кухты- лей. — Как же так? — Обыкновенно. Беда заставила, кончились кухтыли, мы и стали ло вить без них. И добыча была не на много меньше, чем у других судов. Утверждение Фабриченко под тверждают другие капитаны. Что ж, и это интересно. С большим вниманием выслушали моряки рассказ капитана БМРТ «Ян тарь» В. П. Ильина о лове криля. Это был первый промысловый рейс по до быче криля, и тов. Ильин уверен: у районов, где водится криль, большие перспективы. ти никакая работа по формированию пакетов не производится. Своеобраз ный поддон и капроновая лента — вот все, что нужно для работы. И все-таки есть и ложка дегтя. Известно, что при пакетных перевоз ках не избежать частичной потери емкости трюмов. И эта потеря пока не «узаконена» в нормах, планах, что затрудняет работу. Калининградские портовики» ра ботники базы «Реффлот» тоже нако пили немалый опьгг организации пе ревозки рыбы иа транспортных реф рижераторах е применением пакети рования. Дело это, безусловно, нуж нее,. прогрессивное. И чем скорее оно станет массовым — тем дучтпё. Речь шла к о кранцевой защите при перегрузке судов. На судах «Аз черрыбы» плавучие кранцы держат не в воде, а в двух-трех метрах от по верхности* А связки иа скатов состав ляют так, чтобы каждый скат не ле жал на одной линии со следующим, а с отступом. Получается что-то вро де зубцов, и такая гирлянда «отраба тывает» значительно лучше. » * #- Сколько интересного накаливают енецвалнсты за года ж годы работы в яворе. И « я больше узнают об этом •веге, о тон иомяк, что применяется, внедряется ка судах, тем лучше бу дет работа» нал фам . Конферекзрш з о ш м й , но еще прояшешввгаа в&уждаиет пятые проблемы, овраг, ютдорячатся. И творчеству, которы* встречи, занятия, вше в институте, Материалы волосы в В. ТИШИНСКИЙ, н. о. до цента института. Г. ФУРМАН, корр. «Маяка*. я о. 0 Ь а: 1 сГ I о *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz