Рыбный Мурман. 1972 г. Апрель.

К110- летию 111ШШ1111Ш11[1111ЦШ11Ш1111Ш1ШШ|1Ш111[111]1Ш011111[ 9 НШНН1ШШШ со дна рождения н . м . книповича следований сырьевой базы Баренцева моря, он скажет! «Я все больше убеждаюсь • правильности моих предполо­ жений: рыба есть не только у берега, но м далеко в откры­ том море... Общий результат работ разведочной экспедиции сводится к подтверждению большого рыбного богатстве Мурманев. Разведочная экспедиция под руководством Книповича про* водилась в 1896 году на парус* ньж судах «Помор» и «Рыбак». И, естественно, тогда невоз­ можно было проверить это- предположение, Но уже через год, когда экспедиция получи ла первоклассный по тому вре­ мени пароход «Андрей Перво* званный», е которого можно было спускать трал, Николай Михайлович на практике убе­ дился а правильности своих вы­ водов. И делает заключение о возможности тралового промысла: «...Некоторые пространства удобны для лова с помощью оттертрала — таковы Мотов- ский залив и пространства пе­ ред входом • него, Канинская банка, в также обширные про­ странства в открытом море. Не следует, однако, упускать из виду, что траловый лов не т р е ­ бует непременно обширных, совершенно чистых про­ странств. Траулеры промыш­ ляют и в тех местах, где во­ обще много камней и рифов, но выбирают путем тщательно­ го исследования фунта извест­ ное чистое пространство и, вы­ ставив здесь буй, тралируют около него». Суть тралового промысла, изложенная Николаем Михай­ ловичем Книповичем почти столетие нжмд, справедлива и поныне. И именно его труде- ми,'рекомендациями пользова­ лись зачинатели тралового лове на Мурмвне, создавая рыбную индустрию Севере. Николая Михайловича докумен­ тов. (Потом текив документы нейдутся, я его посадят а «Кресты» — тюрьму для по­ литически* не год, отчислят из университете, лишат воз­ можности вениметься педаго­ гической деятельностью). Но сейчас Книпович отправляется на Север. Целое лете провели участни­ ки экспедиции на Соловках. Для начинающего ученого не* наученное Белое море поста­ вило множество вопросов. И в ту первую поездку он соби­ рает здесь материалы для своей магистерской диссерта­ ции. Исследованию Белого, Ба­ ренцева морей Книпович по­ свящает многие годы. В 1893 году Николай Ммсай- лович впервые знакомится с Мурманом, с его становища­ ми, городами Александров­ ском (Полярным), Колой. Зна­ комство состоялось из-за не­ обычных обстоятельств. В том году Книпович был командиро­ ван на крейсер «Наездник», от­ правляющийся на Север для охраны территориальных вод. В мае крейсер задержал у Се­ ми Островов в запретной зоне месивпьио норвежских зверо­ бойных шхун. При оформле­ нии документов и отправке задержанных в Колу как пере­ водчик. присутствовал Книпо­ вич. Это позволил© ему хотя бы в общих черти узнать в постановке рыбного промысле на Мурмвне. Вот что записал он в своем дневнике? «Количество сельди было громадное, почувствовался сильный недостаток а бочках для посола и в соли. Соль име­ лась лишь у нескольких коль* скип торговцев: Певлв Хохло­ ва, Жеребцова, Харчева, ко- TflOMiP nflBTTftlTli м Р ЕЧЬ ця*т о первых встре­ че* с Севером, Мурма­ ном поеденного его по* клеши— ,, неутомимого иссле­ дователя его морей — Нико­ лая Михайловиче Книповича, которого Владимир Ильич Ле­ нин назвал научной силой I рен^е -и безусловно честным человеком. Эти встречи нача­ лись 85 лет назад, и до конце своей жизни Николей Михай­ лович не переставал интересо­ ваться развитием рыбного промысла на Мурмвне. Будучи уже пожилым человеком, уче­ ным с мировым именем, он приезнеает снова в Мурманск, выходит в Баренцево море, дает советы, рекомендации по лучшей организаций научно­ промысловых исследований. Несколько лет назад мне до* велось в Ленинграде разгова­ ривать с Юлией Николаевной и Татьяной Николаевной — до­ черьми Николая Михайловича. Они так рассказывали обходной пцажерно и 1927 Лат иияебраК ягНиколай MfejfcrHRWtte Мурманск и взял с собою меня, —- начала Тать- Слесарь-наладчик. От его работы зависит робота всего участка. Слесарь-наладчик Кандалакшского рыбоконсерв­ ного завода Леонид Константинович Смирнов отлично справ­ ляется со своими обязанностями. Есть у него и общественная должность —- инструктор по обучению молодежи. И в это деле он вкладывает всю душу. НА СНИМКЕ: слесарь-наладчик JI. К. Смирнов. г. Кандалйкша. Фото А. Брысова. В процессе длительной эксплуатации филетировоч- ной машины «Баадер-99» на­ блюдается значительный из­ нос фигурной части шаблона разобщительной вшпда для упора отрезания филейчикоа. При таком износе фигура ной части вилка имела бол!г шой запас свободного хода в не поддавалась регулиров­ ке, что приводило к тому, что филейчики не фиксиро­ вались и вместе е хребтовой костью шли в сборник сырья рыбомучной установки. Для устранения указанных недо­ статков флагманский механик по технологическому обору­ дованию В. Чурин предло­ жил следующее; 1. На фрезерном станке стачивается ' изношенная часть шаблона на площади 150—160 мм до места рав­ номерного износа канала. 2. На выфрезерованную часть накладывается белая листовая жесть, и путем об­ катки роликом по внутрен­ ней части канала определяет­ ся профиль фигурной части наружной стороны канала. 3. Профиль переносится на заготовку для изготовле­ ния вставки. Выбор линии выреза ста­ рой части шаблона парал­ лельно диаметру позволяет производить точную подгон- ву вновь изготовленной час- тв и передвигать ее по мере износа, а также переносить часть нагрузки с крепежных болтов на корпус шаблона. Данное предложение, внед­ ренное па БМРТ «Чехова, рассмотрено мехаяшо-судо- вой службой и принято для внедрения по мере нзноса профиля канала шаблона. Вставная часть шаблона поз­ воляет регулировать про­ филь канала по мере износа, исключает замену всего шаб­ лон» слояшого профиля и увеличивает производитель­ ность филетировочной маши­ ны «Баадер-99». в. СТОЙКО, инженер технического от­ дела Мурманского трало­ вого флота. чинал строиться, да мы в lb - роде и не былш»= сразу пвщви на пароходе в Екатерииинекро гавань, где находилась Мур­ манске* бивлргиевсквлстан- ция. Пошли на пароходе, ао- торый назывался «Николай Книпович». Отец шутил: «Сем на себе еду». Пробыли мы на Севере тогда недели дее. А кек же все-таки состоя­ лось «лакомство Николая Ми­ хайловича с нашим суровым краем, краем полуночного солнца, как назвал свою кнвгу е Севере Ягодинский, участии* научно - промысловой экспеди­ ции, проводившейся на Mgp- мане Под руководством Кииоо- вича? Было это в 1887 году, в мар­ те. Группе студентов Петер­ бургского университете во главе с профессором Вагне­ ром собирается на Соловец­ кую биологическую ствнцаяо. В составе экспедиции — Кви- пович. Он уже радуется пред­ ставившейся возможности, а в к | _ его неожиданно арестовывают Как видно, даже при беглом _?л участие в социал-демокре- знакомстве дела русских рыбо- тическом кружке. Из-под аре- промышленников Мурмвне вы- ста быстро освобождают, так эывелм у Николая Михайлови- как у властей не оказывается че горечь и сожаление, хот* никаких компрометирующих ' чуть позже, после первых ис- На промыслово-рефрижераторном траулере «Прокопьевск» предложили новую схему при­ соединения углубителей к крупноячейным разноглубинным тралам. Раньше грузы кре­ пились на лапках длиной 3 метра. Во время спуска трала углубители, находясь на таком расстоянии от регулируемого конца, задевали верхний кабель и сильно ударяли в слип. Новая схема такова. Четырехметровый ре­ гулируемый конец продевается в отверстие углубителей и соединяется с голым концом трала. Западаний грузов за верхнюю подбору не наблюдается. Значительный выигрыш во времени при спуске, подъёме трала позволяет увеличить вылов рыбы. НДЫИХ ВЫСТУПЛЕНИИ НОВАЯ СХЕМА На промыслов»* схеме для СРТМ проекта 502 «Э» при выборке кошелькового невода проводник 2 (ряс. 1> стяжного жроса проходит через канифас- блок 3 на палубе и канифас-блок I на грузовой стреле правого борта и присоединяется к пятному урезу £ и стяжному тросу в. Выбираемый проводник наматывается на проводниковый барабан 1, у кото­ рого часто срезаются пальцы муфты, так как барабан рассчитан на тяговое усилие в 1 тонну, а практиче­ ски оно часто превышается. В связи с тем, что грузовая стрела, через каиифае- блок которой ироходит проводпик, необходима для выливки улова, место соединения проводника 7 с пятным урезом и стяжпыи тросом яоднодирся к мальгогеру S на блок*, проводник и нятной у**» от­ даются. Конец проводника полностью наматывается на барабан. При такой схеме выборки проводника возможны аварии. Старшим мастером до добыче В. Ткачуком и капи­ таном В. Гайдуком СРТМ «Севастопольский рыбак» управления «Югрыбпроягразведка» предложена я внедрена новая схема выборки проводникового тро­ са. По этой схеме при подходе места соединения 7 (рис.. 2) проводника 2 со стяжным тросом 6 и пятным урезом 5 к носовому ролику 10 нот-балки t отсоединяется только питной урез, а выбираемым проводник наматывается на левым барабан трало­ вой лебедки. Внедрение данной схемы выборки проводниково­ го троса позволило сократить время котаелъкова- ния ^пр актич ески избежать ава*нй1 с проводником. Т. ПРИХОДЧЕНКО, инженер технического отдела управления * «Югрыбнромр&зведка».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz