Рыбный Мурман. 1972 г. Апрель.
К110- летию 111ШШ1111Ш11[1111ЦШ11Ш1111Ш1ШШ|1Ш111[111]1Ш011111[ 9 НШНН1ШШШ со дна рождения н . м . книповича следований сырьевой базы Баренцева моря, он скажет! «Я все больше убеждаюсь • правильности моих предполо жений: рыба есть не только у берега, но м далеко в откры том море... Общий результат работ разведочной экспедиции сводится к подтверждению большого рыбного богатстве Мурманев. Разведочная экспедиция под руководством Книповича про* водилась в 1896 году на парус* ньж судах «Помор» и «Рыбак». И, естественно, тогда невоз можно было проверить это- предположение, Но уже через год, когда экспедиция получи ла первоклассный по тому вре мени пароход «Андрей Перво* званный», е которого можно было спускать трал, Николай Михайлович на практике убе дился а правильности своих вы водов. И делает заключение о возможности тралового промысла: «...Некоторые пространства удобны для лова с помощью оттертрала — таковы Мотов- ский залив и пространства пе ред входом • него, Канинская банка, в также обширные про странства в открытом море. Не следует, однако, упускать из виду, что траловый лов не т р е бует непременно обширных, совершенно чистых про странств. Траулеры промыш ляют и в тех местах, где во обще много камней и рифов, но выбирают путем тщательно го исследования фунта извест ное чистое пространство и, вы ставив здесь буй, тралируют около него». Суть тралового промысла, изложенная Николаем Михай ловичем Книповичем почти столетие нжмд, справедлива и поныне. И именно его труде- ми,'рекомендациями пользова лись зачинатели тралового лове на Мурмвне, создавая рыбную индустрию Севере. Николая Михайловича докумен тов. (Потом текив документы нейдутся, я его посадят а «Кресты» — тюрьму для по литически* не год, отчислят из университете, лишат воз можности вениметься педаго гической деятельностью). Но сейчас Книпович отправляется на Север. Целое лете провели участни ки экспедиции на Соловках. Для начинающего ученого не* наученное Белое море поста вило множество вопросов. И в ту первую поездку он соби рает здесь материалы для своей магистерской диссерта ции. Исследованию Белого, Ба ренцева морей Книпович по свящает многие годы. В 1893 году Николай Ммсай- лович впервые знакомится с Мурманом, с его становища ми, городами Александров ском (Полярным), Колой. Зна комство состоялось из-за не обычных обстоятельств. В том году Книпович был командиро ван на крейсер «Наездник», от правляющийся на Север для охраны территориальных вод. В мае крейсер задержал у Се ми Островов в запретной зоне месивпьио норвежских зверо бойных шхун. При оформле нии документов и отправке задержанных в Колу как пере водчик. присутствовал Книпо вич. Это позволил© ему хотя бы в общих черти узнать в постановке рыбного промысле на Мурмвне. Вот что записал он в своем дневнике? «Количество сельди было громадное, почувствовался сильный недостаток а бочках для посола и в соли. Соль име лась лишь у нескольких коль* скип торговцев: Певлв Хохло ва, Жеребцова, Харчева, ко- TflOMiP nflBTTftlTli м Р ЕЧЬ ця*т о первых встре че* с Севером, Мурма ном поеденного его по* клеши— ,, неутомимого иссле дователя его морей — Нико лая Михайловиче Книповича, которого Владимир Ильич Ле нин назвал научной силой I рен^е -и безусловно честным человеком. Эти встречи нача лись 85 лет назад, и до конце своей жизни Николей Михай лович не переставал интересо ваться развитием рыбного промысла на Мурмвне. Будучи уже пожилым человеком, уче ным с мировым именем, он приезнеает снова в Мурманск, выходит в Баренцево море, дает советы, рекомендации по лучшей организаций научно промысловых исследований. Несколько лет назад мне до* велось в Ленинграде разгова ривать с Юлией Николаевной и Татьяной Николаевной — до черьми Николая Михайловича. Они так рассказывали обходной пцажерно и 1927 Лат иияебраК ягНиколай MfejfcrHRWtte Мурманск и взял с собою меня, —- начала Тать- Слесарь-наладчик. От его работы зависит робота всего участка. Слесарь-наладчик Кандалакшского рыбоконсерв ного завода Леонид Константинович Смирнов отлично справ ляется со своими обязанностями. Есть у него и общественная должность —- инструктор по обучению молодежи. И в это деле он вкладывает всю душу. НА СНИМКЕ: слесарь-наладчик JI. К. Смирнов. г. Кандалйкша. Фото А. Брысова. В процессе длительной эксплуатации филетировоч- ной машины «Баадер-99» на блюдается значительный из нос фигурной части шаблона разобщительной вшпда для упора отрезания филейчикоа. При таком износе фигура ной части вилка имела бол!г шой запас свободного хода в не поддавалась регулиров ке, что приводило к тому, что филейчики не фиксиро вались и вместе е хребтовой костью шли в сборник сырья рыбомучной установки. Для устранения указанных недо статков флагманский механик по технологическому обору дованию В. Чурин предло жил следующее; 1. На фрезерном станке стачивается ' изношенная часть шаблона на площади 150—160 мм до места рав номерного износа канала. 2. На выфрезерованную часть накладывается белая листовая жесть, и путем об катки роликом по внутрен ней части канала определяет ся профиль фигурной части наружной стороны канала. 3. Профиль переносится на заготовку для изготовле ния вставки. Выбор линии выреза ста рой части шаблона парал лельно диаметру позволяет производить точную подгон- ву вновь изготовленной час- тв и передвигать ее по мере износа, а также переносить часть нагрузки с крепежных болтов на корпус шаблона. Данное предложение, внед ренное па БМРТ «Чехова, рассмотрено мехаяшо-судо- вой службой и принято для внедрения по мере нзноса профиля канала шаблона. Вставная часть шаблона поз воляет регулировать про филь канала по мере износа, исключает замену всего шаб лон» слояшого профиля и увеличивает производитель ность филетировочной маши ны «Баадер-99». в. СТОЙКО, инженер технического от дела Мурманского трало вого флота. чинал строиться, да мы в lb - роде и не былш»= сразу пвщви на пароходе в Екатерииинекро гавань, где находилась Мур манске* бивлргиевсквлстан- ция. Пошли на пароходе, ао- торый назывался «Николай Книпович». Отец шутил: «Сем на себе еду». Пробыли мы на Севере тогда недели дее. А кек же все-таки состоя лось «лакомство Николая Ми хайловича с нашим суровым краем, краем полуночного солнца, как назвал свою кнвгу е Севере Ягодинский, участии* научно - промысловой экспеди ции, проводившейся на Mgp- мане Под руководством Кииоо- вича? Было это в 1887 году, в мар те. Группе студентов Петер бургского университете во главе с профессором Вагне ром собирается на Соловец кую биологическую ствнцаяо. В составе экспедиции — Кви- пович. Он уже радуется пред ставившейся возможности, а в к | _ его неожиданно арестовывают Как видно, даже при беглом _?л участие в социал-демокре- знакомстве дела русских рыбо- тическом кружке. Из-под аре- промышленников Мурмвне вы- ста быстро освобождают, так эывелм у Николая Михайлови- как у властей не оказывается че горечь и сожаление, хот* никаких компрометирующих ' чуть позже, после первых ис- На промыслово-рефрижераторном траулере «Прокопьевск» предложили новую схему при соединения углубителей к крупноячейным разноглубинным тралам. Раньше грузы кре пились на лапках длиной 3 метра. Во время спуска трала углубители, находясь на таком расстоянии от регулируемого конца, задевали верхний кабель и сильно ударяли в слип. Новая схема такова. Четырехметровый ре гулируемый конец продевается в отверстие углубителей и соединяется с голым концом трала. Западаний грузов за верхнюю подбору не наблюдается. Значительный выигрыш во времени при спуске, подъёме трала позволяет увеличить вылов рыбы. НДЫИХ ВЫСТУПЛЕНИИ НОВАЯ СХЕМА На промыслов»* схеме для СРТМ проекта 502 «Э» при выборке кошелькового невода проводник 2 (ряс. 1> стяжного жроса проходит через канифас- блок 3 на палубе и канифас-блок I на грузовой стреле правого борта и присоединяется к пятному урезу £ и стяжному тросу в. Выбираемый проводник наматывается на проводниковый барабан 1, у кото рого часто срезаются пальцы муфты, так как барабан рассчитан на тяговое усилие в 1 тонну, а практиче ски оно часто превышается. В связи с тем, что грузовая стрела, через каиифае- блок которой ироходит проводпик, необходима для выливки улова, место соединения проводника 7 с пятным урезом и стяжпыи тросом яоднодирся к мальгогеру S на блок*, проводник и нятной у**» от даются. Конец проводника полностью наматывается на барабан. При такой схеме выборки проводника возможны аварии. Старшим мастером до добыче В. Ткачуком и капи таном В. Гайдуком СРТМ «Севастопольский рыбак» управления «Югрыбпроягразведка» предложена я внедрена новая схема выборки проводникового тро са. По этой схеме при подходе места соединения 7 (рис.. 2) проводника 2 со стяжным тросом 6 и пятным урезом 5 к носовому ролику 10 нот-балки t отсоединяется только питной урез, а выбираемым проводник наматывается на левым барабан трало вой лебедки. Внедрение данной схемы выборки проводниково го троса позволило сократить время котаелъкова- ния ^пр актич ески избежать ава*нй1 с проводником. Т. ПРИХОДЧЕНКО, инженер технического отдела управления * «Югрыбнромр&зведка».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz