Рыбный Мурман. 1972 г. Апрель.
|tliltllHtt»ll>llll!IHIIIIIIIIItllll!llll(IIIIHimilllli В ЛАБОРАТОРИЯХ И КОНСТРУКТОРСКИХ БЮРО Ш { Р О Ж Д Е Н И Е 1«УННВБРСАД1» :• Юркй Рого* — одни иэ передовиков соревнования но плавбазе «Маточкии Шар». Фото О. Котом. £ Это была не первая радио* £ грамма с плавбазы «Бал» £ тийская слава». Но теперь £ конструкторы объединения £ «Техрыбпром» уже не томи- £ лись в ожидании очередных £ сообщений. Они знали, что £ детище их будет жить: на £ опытном образце универ- £ сальной рыборазделочной £ машины, сообщалось в ра* £ диограмме, уже выработаны £ первые двести тонн готовой продукции. Авторы проекта — ведущие конструкторы «Техрыбпрома» Лаврентьев, Марков, Семьянов и Смир- £ нов — вполне доаольствова- s лись бы и гораздо меньшим £ количеством обработанной S рыбы. Главное — убедиться, “ что принципиально конструк ция мапишы выбрана удач но, что orni иа пути к созда нию заветного «универсала». В последнее десятилетие многие ученые, конструкто- Ш ЛА выгрузка рыбы е Отличных рыбаков в коллек- 1 щюблемой траулера «Вилково». таве немало. Они — костяк £ ™здания такой рыборазде- Судно уже приняла бе- его. Пример настоящей работы г личной машины, с помощью реговая бригада, и только двое показывает коммунист старши- £ можно оыло оы оо* человек судовой команды нахо- на вахты В. А. Горошков. Под s Р®батывать большинство ос- дилиеь на борту. Рыбмастер стать ему в мастерстве перво- £ н?АИЬо промысло®Ь1Х ВИД°В Петр Иванович Гайков, которо- классный моряк Ю. С. Старо- £ р Однако воплотить заду- му. как го_ворят, на_роду напн- дубцев. Молодой морян комсо* | CSHO Т Р И Р Е Й С А Т Р И П О Б Е Д Ы Владимир Михайлович Зверев. Это был третий рейс экипа жа во втором году пятилетки. И еще на судне был старший рательно. Имеет то,' что пазы- £ ки на Разянчные ВЯДЫ Рыб- механик, беспокойный человек вают рабочей хваткой 5 10 камнем преткновения ста- • ' - - - н £ новился размерный ряд, то Не подводила экипаж в рей- £ недостаточно полной была _ сах машинная команда. И в £ очистка рьгбы. Словом, за- ТшГрейса* — иш™ победы на этом яайая заслуга старшего £ ветная мечта промысловиков промысле. 240 тонн рыбы в по- мехшика коммуниста Владами- = не торопилась превращаться луфабршате — такое задание ^ ихаи-яовнча Зверева. На £. в реальность. II обработку было экипажу на первый квар- судне за «своей» машиной дер- £ рыоы по-прежнему остава- тал Сделали на 140 центнеров йшт °* глаз »от Уже двенадцать = лась салхым трудоемким и ма- больше. Перевыполнено квар- лет- и глаз ЗТ0Т надежный. Он £ ло механизированным про- тальное задание по производст- 11 ®го подчиненные в постоял- £ цессом. С увеличением же ву клипфиска и рыбной муки, «ой заооте о том, чтобы в ра- £ видового состава рыбы, от- В последнем рейсе промысел ритм машин и меха$шз- — даленностью районов про* вета в ^Баренцевом iiope в ос- Л10Б ие ъхрал&сь ни одна «зака- 5 мысла от перерабатывающих ионном в районе Дентралшом Старший механик вовре- 5 береговых баз, вопрос о соз- плато. Давно не было такой тя- мя акМ€ТИТ ие *о что неислрав- г -Дании универсальной рыбо- желой тютоды, 1 пш в этом году, яость, а даже время, когда есть s разделочной машины с каж- А на судне много яолодых ры- предпосылки для ее появления. 5 дьш годом становился все ва&о(в. Бывалым иелешо, а уж Заметит и tjt же устранит. За « острее, кто-без большого опыта и сыо- прошедшие рейсы машинная s в лабораториях научно*ис- рсмэки — и говорить не прихо- ксшанДа сумела сэкономить s следовательских институтов, дится. топливо и горюче-смазочные г в крухшейших коиструктор- И все-таки экипаж приходит материалы. s ских бюро страны, в кол- с рыбой. И сортность проду-к- Эшоаж траулера «Вилково> 5 яектввх промысловьк баз ции имеет постоянно хорошую. ПШ1ТОЖИТ 8се силы пТ0Лы ад- = ВС€ больше<г люДей внлюча- Как это.достигается? Главное приложит все силы, чтооы за- g лись в работу по созданию — сплоченность -коллектива и крепить успех, достигнутый в г «универсалам. Управления готовность в любую минуту первом квартале второго года £ бассейнов _ рыбной промыш- пряйтн на помощь друт Другу, пятилетки. Два года на атом траулере стером Петр Иванович 'айков. Всего же в море хо дит уже 24 года. Настоящий то варищ, настоящий моряк. Покоя «не знает, пока идет разделка и обработка рыбы. В последнем рейсе в уловах было много ерша. О нем он го ворит так: — Ерш — рыба деликатная. Особого обхождения требует. И внимания ей больше надо. Собственно, у Петра Ивано вича «деликатное* обхождение с любой рыбой. В уловах она сейчас самого разного ассорти мента. И всегда на траулере «Вшшово» , продукция имеет сортность выше плановой. По труду и почет. В прошлом году Петру Ивановичу Гайкову начальником флота была объяв лена благодарность. В этом го ду объявляли благодарность по «удну. Рыбмастер — ударник коммунистического труда. Прщирчиво следит П. И. Гайков за качеством обработки рыбы. Строго требует правиль- яой, без малейшего отклонения от нормы разделки ее. Но на одной придирчивости далеко не уедешь. Важно научить моло дых рыбаков тому, что знаешь сам. что постиг за четверть ве ка работы в море. Занятия с матросами прохо дят регулярно. Теоретические — в салоне, практические — .непосредственно на палубе. На чинают учебу с молодежью с главного — с верной заточки ножа. Ну, а о качестве проводи мых занятий, о результатах учебы говорят результаты ра т&оты новичков. В. ДИВНЕНКО, первый помощник капитана. s ленности, Министерство рыб- £ ного хозяйства СССР объ- £ являли творческие коякур- £ сы. £ В одном таком конкурсе £ конструкторы отдела рыбо разделочных машин «Тех- рыбпрома» приняли участие. Провести предварительные поиски поручили Борису Фе доровичу Лаврентьеву. В принципе он уже давно шел к подобной машине. Участ вовал в создании машин для разделки скумбрии, сельди, сардины. И, естественно, этот багаж мог послужить трамплином к «универсалу». Машина представлялась ему пока смутно, виделись лишь отдельные уал&х. Борис Федорович начал е наиболее важного — пробле мы удаления внутренностей рыбы. Решить эту задачу - значило решить половину дела. За основу он взял принцип гндроструи. Струя воды обладает той универ сальностью, которая крайне необходима на подобной опе рации. Ее параметры можно легко изменять и комбиниро вать в любом сочетании: она может быть и фонтаном, й прокалывающей иглой. Это не нож и не щетка, где при» ходится считаться с твердо* стью металла, дерева, а за одно и с не?тзменяемостыо и жесткостью их форм. Но й здесь были свои проблемы, Лаврентьев обратило^ за помощью к специалистам, ко торые много лет работали fe этом направлении, — А. П. Семьянову п П. Д. Смирно ву. Совместно и начался по иск конструкции будущего узла. Опыты в эксперименталь ном цехе, где Борис Федо рович немало «перепортил» скумбрии, хека, карася, мор ского налима, зубана, мер лузы, сельди, путассу и зака зывал все новые виды рыб, чтобы опробовать на них возаюжность работы гидро струи, оказались, накопец, удачными. Будущая машина приобретала все более реаль ные формы. У Лаврентьева становилось все больше еди номышленников. Да и сам он понимал, что машина потре бует участия многих людей. В это время как раз состоя лась его встреча с Владими ром Федоровичем Марко вым, которая надолго опре делила их совместную рабо ту. В конкурсной комиссии Министерства проект уни версальной рыборазделоч ной машины сотрудников объединения ,«Техрыбпром» был признан лучшим. И хо- £ тя машина отвечала далеко £ не всем условиям конкурса £ (для некоторых видов рыбы £ предусматривалась пер©на- £ ладка узлов), ее рекомендо- £ вали к разработке. Тему £ включили в план, и Лав- £ рентьев с Марковым снова = взялись за работу. = Два года прошли в напря- = женном поиске. Подвергал- = ся самой тщательной про- = верке каждый элемент маши- £ ны. Стремились сделать так, = чтобы она работала на всех £ видах рыб без переналадки. = По предложению Маркова £ была создана конструкция £ устройства, автоматически £ встраивающего машину на £ гер обрабатываемой ры- = [олго пришлось пово- £ виться с транспортером, гид- £ роструей, с механизмами эа- £ хвата рыбы. Но ^амое труд- £ ное началось, когда экспери- £ ментальный образец маши- £ ны стал «обрастать» метал- £ лом. £ Однажды запустил?! для £ проверки устройство для об- £ резания хвостовых плавни- £ ков. Казалось, все отработа- £ но, и операция не вызывала £ никаких сомнений. В работе = же нож почему-то закаприз- £ ничал. Только после про- £ смотра кадров ускоренной £ киносъе дефект. обнаружили £ ишлось переком- г плектовать узел и поставить £ вместо одного два ножа... £ Теперь самое трудное по- £ зади. Найдена принщшиаль- — яая схема и конструкция = «универсала». Экоперимея- £ тальный образец машины £ опробован более чем на пят- £ надцатн различных видах £ промысловых рыб, а рассчи- £ тана она на обработку пяти- £ десяти видов. £ Установка машины только £ на одном БМРТ даст годо- = вой экономический эффект = 30 тысяч рублей. Этим не £ ограничиваются достоинства £ «универсала». Новая маши- = на позволит полностью лик- Е видировать ручной труд иа £ разделке рыбы, повысит про- £ изводительность труда в 2,5 £ раза, и, что немаловажно, с £ внедрением ее в произвол* £ ство отпадет надобность во £ многих существующих маши- £ нах. Их заменит «у-нивер- £ сал». Конечно, потребуется £ еще немало усилий, пока она £ войдет в серию и поступит £ на промысловые суда. Сей- £ час экспериментальный об- £ разец машины успешно про- £ ходит испытания в промыш- £ ленных условиях в океане, £ на плавбазе *Балтийская £ слава». £ В. СКОЛУБ. £ 711ШШ1111<Ш111111»1111И11Н111Ш111111П1111Ш11111111Ш1МИ1!111Ш11№1111111111111Ш111111111111Ш11111111111Ш111Ш1111111111Ш11>- С У Т О Ч Н Ы Е М И Г Р А Ц И И _ __________П Р О М Ы С Л О В Ы Х Р Ы Б С ЛОВО «миграция» озна- чено, что уловы обыкновенным тралом, как правило, больше Питаясь донными организма- чает передвижение рыб, донным тралом колеблются в днем, чем ночыо. Треска й ми (крабами, офиурами, червя- ежегодно повторяющееся разное время суток. Как пра- пикша перемещаются одновре- ками), треска совершает вер- в определенный сезон. Для вило, в дневные часы произво- менно со своей подвижкой до- тикальные миграции второго ти- каждой характерны не только дительность тралового лова воз- бычей (мойвой, сельдью, пела- па (ночью — вниз, днем — сроки, но и маршрут, который растает, в ночное время — гическими рачками). Освещен- вверх). Треска — ночной и су- можно нанести на карту. уменьшается. ность при этом служит орчен- меречный хищник. Поэтому при Существует несколько типов С помощыо гидроакустнче- тирующим фактором. Однако питании животными, перемб- миграций: нерестовые — когда ских приборов во многих слу- суточные вертикальные мигра- щающимися в толще воды, половозрелая рыба идет к ме- чаях удается детально просле- ции трески и пикши бывают и ночью она поднимается вместе стам размножения; кормовые— днть за суточными вертикаль- другого, прямо противополож- с ними, т. е. выполняет суточ- передвиження ее к местам нагу- ными перемещениями промыс- ного характера — рыбы ону- ные вертикальные миграции ла; зимовальные — в случае, ловой рыбы. Однако поведение скаются вглубь ночью, подни- второго типа, если рыба идет на глубокие, ее, разумеется, не может быть маются вверх днем. В таких В пище трески Баренцева относительно теплые участки изучено по одним только пока- случаях ночные уловы донным моря донные животные играют (например, на склоны банок, заниям приборов. Вертикаль- тралом больше, чем дневные, гораздо меньшую роль, чем в омываемых теплым течением), ные миграции, как вообще все Изучением обоих типов су- пище трески Северо-Западной Все эти миграции соверша- поведение рыб, определяются точных вертикальных мигра- Атлантики. В соответствии с ются преимущественно в горн- условиями окружающей среды ций трески занимались сотруд- этим различием питания троска зонтальном направлении и мо- ii состоянием самой рыбы. Для ники ПИНРО под руководством Баренцева моря чаще соверша- гут быть нанесены на географа- объяснения, предсказания су- заведующего лабораторией дон- ет суточные вертикальные миг- ческую карту в виде прямой точных вертикальных миграций пых рыб Северо-Западной Ат- ращи первого типа, треска Се- или изогнутой линии. Однако нужно выявить роль гидрологи- лантики К. Г. Константинова. лап/лой Атлантики — рыбы мигрируют и по вертика- ческих, гидрохимических факто- Сопоставление всех полученных ] * ли. ров, учесть жирность и полово- результатов показало, что су- суточные вертикальные мигра- Вертикальнымн называются зрелость рыбы, состав и рас- точные вертикальные миграции ции второго типа. Эти особея- только такие миграции, при ко- пределенпе пищи. первого типа (днем — на грун- ИОсти поведения трески очень торых рыба меняет глубину, а Для поведения трески и пик- те, ночыо — в толщу воды) rvmArTnP!HHbI плЯ ее промысла не географическое место. Су- ши характерно опускание на треска совершает при питания точ«ые вертюильные миграции грунт днем и рассеивание в подвижными кормовыми орга- дойным тралом, оказывают существенное влия- толще воды ночыо. Именно по- нмзмами (например мойвой, Т. ТУРУК. научный сотруд- 4и*е яа промысел. Даеве заме- этому уловы этих рыб донным иапшаном). ник ПИНРО.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz