Рыбный Мурман. 1972 г. Апрель.
Я Я Т Д Л Е Т Л У - Д О С Р О Ч Н О ! Всего сдай рейс сделал в 1971 году экипаж проянаелово- ■рефрижераторного траулера «Буссоль», руководимый капи тан-директором Героем Социа листического Труда If. Т. Шаньковым. Обстановка во всех районах промысла была сложной и не благоприятной. Поэтому моря ки особенно тщательно готови лись к рейсу. Подготовка ве лась как на палубе, так в на рыбной фабрике. Матросы-ры бообработчики А. Фролов а М. Деревянко увеличили ну рыборазделочных столов, перь на них можно было обра батывать и крупную рыбу. Механик-наладчик В. Кубсо- рока изменил расположение транспортеров №№ 18, 19, 20, так как они затрудняли работу сортировщиков при добыче ры бы различных пород. Транспор тер № 19 был опущен и закреп лен на высоте одного метра над палубой. Транспортер № 18 снят со старого места и постав лен под углом 50—60 градусов между транспортерами №№ 19 и 2 0 . При обработке разделы ваемых и нера'зделываемых пород рыб один ассортимент пускался на морозильный кон вейер, а другой отсортиро вывался и скапливался в бун кере левого борта и по ме ре прохождения первого ассор тимента пускался на морозиль ные линии. Технолог В. Болотин пред ложил использовать для снятия чешуи с нототении металличе ские щетки из нержавеющей стали. Надев на перчатку такую щетку, изготовленную а виде скребка с пилообразными зубьями, рыбообработчик иа очистку чешуи стал тратить на много меньше времени, чем раньше. И вот начался промысел. Первые траления были успеш ными. Но скоро «рыба отказа ла». Суточные уловы нототе нии в сырце стали колебаться от 10 да 40 теин. На повестку дня встал вопрос: как же работать? Йдтн по пути увеличения ввшуска щюдукции менденкоа ставил» всех рыбо обработчиков на выработку фи ле ручной разделки. По мере накопления продукции пуска лась одна или две морозильные мывали, чистили, расфасовывав ли филе в противни. Вырисовывался рациональ ный рисувов расстановки ры бообработчиков во время сме ны. Этап <А»: все- матросы в те- К А К НА ПРТ «БУССОЛЬ» ДОБИВАЮТ СЯ ВЫСОКИХ РЕ ЗУЛЬТАТОВ В РАБОТЕ за счет вылова рыбы малоцен ных пород или сосредоточить усилия на качественно лучшем и рациональном использовании более ценного сырца. Второй путь был намного труднее пер вого. Он требовал обязательно го улучшения организации тру да. Экономическая группа твор ческой бригады НОТ, возглав ляемая первым помощником капитана В. Даниловым, подсчи тала, что рейсовый план по ре ализации и прибыли можно вы полнить в этом рейсе, только изготовляя 1 0— 12 тонн филе в сутки. Как же добиться таких высоких результатов? Прежде всего за счет правильной рас становки членов экипажа на рабочих местах. В начале сме ны мастера А. Прокоп и И. Ка чение 2,5—3 часов занимаются шкеркой рыбы. Этап «Б»: час-полтора часа отведено на зачистку, мойку и расфасовку филе. На этом эта пе на различных операциях лю ди были расставлены так: на мойке филе — 2 человека, один — весовщик, два рыбообра ботчика занимаются расфасов кой. И далее согласно техноло гической схеме: весовщик -~ крышечник — упаковщик —» фактуровщик — трюмный. Суда типа ПРТ не приспо соблены для выпуска филе. По этому судовой бригаде НОТ пришлось подумать над тем, как рациональнее разместить на рыбной фабрике приспособле ния, ванны для промывки филе, расфасовочный стол, чтобы ис ключить непроизводительные затраты времени рыбообработ чиков. Раньше филе промывали, за чищали от крови и пленки в ванне с водой, затем его укла дывали в корзины, и два ма троса перетаскивали к месту взвешивания. Пустые противни находились на столе у конвейе ра правого борта, и одному- даум рыбообработчикам прихо- далось постоянно перетаскивать пустые противни к месту рас фасовки филе, а затем перено сить расфасованное филе к мо розильному конвейеру (см. схе- i # 1 ) . На ПРТ «Буссоль» исключи ли ненужную операцию по пе ретаскиванию противней, изме нив компоновку рабочих мест матроса-весовщика и расфасов щика (см. схему 2 ), филй 'ф - В е с о в ^ ч ф © ~pCCQXlCOSufit< t J /- Сиюц Z- Ёусггще /1ро.-гш4ла- ЩороЗальиьм Kouieuefi :лрр$ 0 го сорта £*Шеа>/ - Моишик о сриС ' ф - & е с а вщ и к ф ® - Р а с ф а с о в т и ки С х е м о 2 Переносные весы закрепле ны на столе правого борта. Ра бочие места расфасовщиков на ходятся за этим же столом. Разумная организация труда позволила освободить двух че ловек и тем самым увеличить число шкерщиков в смене. А это сразу сказалось на темпах выработки готовой продукции. Начинали моряки с одной тон ны филе в сутки, а через две недели выпуск филе ручной разделки достиг 12 тонн. Экипаж ПРТ «Буссоль» ра ботал вместе с коллективом ПРТ «Заполярный», сореш вался с ним, но в достижении цели коллективы выбрали раз личные пути. Моряки «Буссоля» стара лись выпускать рентабельную продукцию — филе, пользую щееся повышенным спросом у покупателя. За рейс такой про дукции было изготовлено 2445 центнеров при плане 445 цент неров. Промысловки «Заполяр ного» при таком же задании вы работали лишь 640 центнеров филе. Как известно, отходов or ие- разделываемых пород рыб нет. При изготовлении же филе они есть и используются для произ водства рыбной муки. Ее реали зация позволила экипажу «Бус соля» увеличить сумму прибы ли. которая за рейс составила 459 тысяч рублей, в том числе 48 тысяч рублей — сверхпла новой. А всего было реализова- ао продукции более чем на пол тора миллиона рублей — на много выше вапланированного. Коллектив «Заполярного» хотя и изготовил на 300 тонн продукции больше, но по этим веновным показателям остался аозади соперника по соревнова* Вию. Рыбаки «Заполярного» по чти в два раза меньше вырабо тали рыбной муки, чем коман да «Буссоля». Опыт передовиков наглядно воказывает, что умение пра вильно оценить промысловую Обстановку, подсчитать эконо мическую эффективность рабо ты судна, разумно расставить «нчный состав при обработке рыбы дает возможность выпол нить рейсовое задание по всем ♦сиовным показателям. Е. ЛАЗАРЕВ, старший ин женер лаборатории нОТ тра лового флота. В П С Ъ М О Щ Р Е Д А К Ц И Ю О КРУПНОЙ МЕЛКОЙ Дорогая редакция! В тра ловом флоте я работаю уже 27 лет и все эти годы зани маюсь обработкой рыбы. В настоящее время плаваю технологом на ПРТ «Пере- мышль». В сти мВт руководствуемся ГОСТом ' уый заменил 42. Этот ет подра тагдря об]_ ш весу и практичесш"«щ » го. С 1942 по 1955 год в со ставе флота не было больших морозильных , траулеров и аромыслово - производствен- чых рефрижераторов. Основ ными в .то время были трау-. иеры бортового траления. За-, 'отовка рыбного полуфабри ката производилась на них согласно кондициям и инст рукциям. Рыбу обрабатыва ли, не подразделяя по длине или весу. Сортировали ры- 5у по вееу или длине непо средственно иа рыбок© мби на- На судах типа БМРТ а ППР вырабатывается готовая продукция. ГОСТ 1368— 55 стал основой. Им предусмот рено по каждому наименова нию рыб, по весу или раз меру, подразделение на круп ную, среднюю или мелкую. Например, окунь морской потрошеный, без головы ве сом более 600 граммов счи тается крупным, а менее 600 граммов — мелкий. Треска обезглавленная потрошеная весом 1 кг и более — круп ная, а менее 1 кг — мелкая. Казалось, все предельно яс но. Но не даром говорится, что гладко бывает часто только на бумаге. Согласно ГОСТу 1368— 55 вес рыбы определяют путем взвеши вания каждого экземпляра в отдельности. А можно ли в условиях интенсивного про мысла и разнообразного ас сортимента выполнить усло вия ГОСТа? Практически не возможно. Попробуй отличи, например, окуня весом 610 граммов (крупный) от окуня весом 590 граммов (надо относить к мелкому). Разни цу в 10 граммов можно опре делить только лабораторным путем, а не в условиях моря. То же самое относится и к рыбе тресковых пород. Орга нолептическое определение рыбы не дает желаемых ре зультатов. Экземпляры по длине могут быть отнесены к крупным, но рыба тощая и не выдерживает веса. В очередном рейсе, при облове окуня на банке Фле- миш-кап, у подающих в мойку транспортеров мы ста вили весовщика. Транспор теры эти смонтированы на высоте 30 см от палубы. Мат росу приходилось стоять на коленях. В таком положении он быстро устает, появляют ся боли в пояснице. Такой метод определения веса неэффективен и по дру гим причинам. Весы чашеч ные двадцатикилограммовые дают погрешности. Качка ко рабля, спешка — все это вме сте взятое также не дает точного определения веса. При сдаче рыбопродукции в порогу мы постоянно нахо димся в тревоге. Ведь если инспекторы Северной или торговой инспекций обнару жат в тарных местах рыбу, не соответствующую ГОСТу 1368—55 (с отклонением в весе), вся партия снимается с реализации. Капитан, тех нолог и мастера по обработ ке лишаются рейсовой пре мии, наказываются мораль но. Мне думается, что глав ное управление «Севрыба» должно ходатайствовать пе ред министерством об изме нении ГОСТа 1368—55. От клонение в весе до 100 грам мов вполне допустимо. Оно не вызовет нареканий со сто роны покупателей и даст воз можность экипажам увели чить выпуск пищевой про дукции. В. ЗАХАРОВ, технолог ПРТ «Пере- мышль». VVVVVVS/VN/N/VVVWWVVWWW БОЛЬШАЯ РЫБА. Фото А. Страшнова, ко тельного машиниста ПР •Маточкин Шар».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz