Рыбный Мурман. 1972 г. Апрель.
Е Т ЕЙШ Ы РЫБНОГО! Г урман w m h j b h П ЛОТНУЮ, коренастую фигуру этого человека привыкли видеть в порту. В течение дня он успевает побывать во многих местах этого огромного хозяйства. И не праздный интерес заставляет его совер шать этч прогулки: дел, как всегда, «выше головы». Иначе зачем ему появляться на ра боте в семь утра и уходить домой чуть не в полночь?.. Многие годы я знаю Якова Сергеевича Бур гу гто. И убедился воочию: не зря ему доверя ли самое ответственное дело — руководство людьми. И, пожалуй, даже нередко «грызла» меня хорошая зависть: сумею ли научиться, как он,' находить общин язык с человеком, ко торого подчас видишь впервые ?.. А ведь это и есть главное в работе руководителя. Сумел ты дагь подчиненным положительный душевный заряд добрым словом (и, конечно, толковым приказом, распоряжением — иногда не обой дешься и без этого!) — рождается что-то вроде цепной реакции: все звенья служб, це хов, просто отдельные "рабочие действуют со гласованно, с полной отдачей. Яков Сергеевич вла дел этим «секретом» 3 >уководетва коллекти вом. Сначала мень шим, а потом таким большим. как Мур манский ордена Лени на морской рыбный порт. По плечу ему была должность на чальника порта. Я го ворю была, потому что оп сегодня вышел на работу в последний ' раз. Шутка к месту — все мы не железные. Приходит такой день, когда в самый разгар привычных забот и хло пот ты вдруг осознаешь — нужен отдых. Да, Яков Сергеевич уже завтра — пенсионер. По люди, которым он подал руку помощи или научил, как справиться с трудным делом, предостерег от ошибки или подсказал пути исправления совершенной, — не забудут Яко ва Сергевича. Как не забыл и он сам тех, кто учил его. Мы называем это преемственностью. И лучше живется, когда она есть, в лучшем смысле, когда не соблюдается правило древ него обихода: «Новая метла чище метет». Не очень-то нужен теперь людям этот «инстру мент» — есть посовременнее. Тут, кажется, пошла лирика.. Обратимся к фактам Мне это сделать не трудно не только по роду сегодняшних заня тий, с Яковом Сергеевичем я начал есть тот самый «пуд соли», когда в первые послевоен ные годы после службы на Северном флоте стал работать в Мурманске инструктором рай кома. а затем - - горкома партии. Деловые кон такты с этим человеком рождали чувство удов летворения: интересующий тебя вопрос не пов генет в воздухе, решение будет верным. .. Передо мной — документы отдела кадров, документы начальника порта. Даже краткие анкетные данные рисуют живую картину пу ти, пройденного им. Сын брянского крестьянина в 17 лет - - студент, вскоре учащийся мортехпикума. Овладение основами науки и практика идут (рядом — Яков знакомится с морем то iia су дах Гослова, то тралового флота, то Поляр- лого института. Диплом получил, стал штур маном РТ-79. 3-лце одно событие врезалось в память на всегда: в 1937 году он был участникам шлю почного перехода Мурманск—Москва. Кстати сказать, коллектив мортехникума (ныне Мур манского среднего мореходного училища име ни Месяцева) всегда считал Якова Сергеевича одним из своих лучших воспитанников. Работа с людьми еще в период плавания су доводителем дала молодому специалисту не «только первые понятия об этом трудном деле, но и привила тягу к общественной работе. Он убедился вскоре не только в правиль ности избранного пути, но и в точности житей ской мудрости: «Доброта, любовь, правда, мягкость во взаимоотношениях людей всегда Побеждают ложь, злобу, несправедливость», ^акое, можно сказать, вступление стало мери лом всей жизни. В Мурманском траловом флоте Я. С. Бур- гут го работал старшим диспетчером, началь ником отдела эксплуатации, помощником на чальника флота по кадрам- Это период 1939— >1946 годов. Что такое Мурманск, флот, порт тех лет — знает каждый. В личном деле Якова .Сергеевича вижу записи: член КПСС с 1942 (года, награжден орденом Красной Звезды, (двумя боевыми медалями. С КОЛЛЕКТИВОМ рыбного порта Я. С. Бургутто связал свою судьбу в 1946 году. Работал глазным диспетчером, а с 1953 года — заместителем начальника пор та. Он отдает много сил, свои знания и опыт налаживанию сложного хозяйства предприя тия, которое не только залечивало раны, на несенные войной, но и набирало новые силы. И росту этому способствовала не только по мощь государства, но и творческая инициа тива самих порто 2 ' т п семье которых ока зался Яков Сергеевич. з а с л у ж е н н ы й Р Ы Б А К К А Р Е Л И И В Е Р Н О С Т Ь избранному делу Снова вернусь к документам. Читаю харак теристику: «... Мною времени уделяет внед рению новых, прогрессивных методов руко водства погрузочно-разгрузочными работами... Улучшил и упорядочил работу диспетчерской службы... добился четкого взаимодействия цехов.. Обучил и подготовил кадры для дис петчерских служб... Тов. Бургутто Я. С. при нимал активное участие в разработке и внед рении в порту скоростных методов разгруз ки промысловых судов с чердачной системой трюмов и скоростной погрузке угля на трау леры». Этот документ говорит также об инициати ве Якова Сергеевича в строительстве желез нодорожных путей п порту, об организации комплексного соревнования (портовики—про мысловики — автотранспорт — механизаторы), что принесло большую выгоду труженикам моря и берега. В характеристике 1963 года, которую под писал в числе других руководителей началь ник порта Георгий Герасимович Тпсленко, от ражена и активная общественная работа ком муниста Я. С. Бургутто. Тр-уж&штки бассейна старших поколений знают, что судьба Г. Г. Тпсленко — сама по себе одна из примечательных страниц в истории развития рыбной промышленности Се вера. Достаточно сказать о стахановских рей сах прославленного экипажа траулера «Ка ров», которым командовал еще молодой капи« тан Георгий Тпсленко. И вот в 1964 году Яков Сергеевич стал преемником дел этого челове ка. Он многому у него научился, еще будучи заместителем. П ОЛУЧИВ назначение на пост началь ника, Я. С. Бургутто не изменил своим правилам, сложившимся традициям коллектива. В нем по-прежнему видели и ру ководителя предприятия, и страстного пропа гандиста нового, и депута Совета, стремяще гося выполнить наказы избирателей, и члена парткома, и интересного собеседника.... В этом он — весь. Кое-кто ii 3 читателей может упрекнуть ме ня эа расточительство высоких оценок рабо ты Я. С. Бургутто. В жизни ведь бывает всякое — и ошибки, и упущения, и какой-то недосмотр в сложных делах. Но я уже сказал, что Яков Сергеевич учил людей тому, чему его самого учили. И, конечно, рав нялся на лучший опыт, стремился хорошо ра ботать сам и не терпел рядом разгильдяев, ло дырей и т. д. И терпеливо учил делу тех, кто мог сделать больше. Его заместителем стал бывший диспетчер Дмитрий Моисеевич Соко ловский, от рядового специалиста участка до главного инженера порта вырос Юрий Алек сандрович Шохов, от капитана до руководи теля портофлота — Николай Матвеевич Си зов, ветеран войны и труда, крановщик Борис Михайлович Мешалкин стал председателем портового комитета профсоюза. Примеры та ких судеб — от рабочего до специалиста вы сокого класса — можно продолжать... В каж дой из них принял товарищеское участие Яков Сергеевич, которому сегодня многие скажут сердечное спасибо за его трудовой путь и свой собственный. Г. ДАНИЛОВ, помощник начальника рыбного порта во кадрам. О ДНОМУ из лучших капи танов Беломорской ба зы гослова Вениамину Валентиновичу Шмонкну при своено почетное звание «За служенный рыбак Карелии». В большой семье заполяр ных рыбаков капитан !±1монин известен как передовой про мысловик, талантливый рыбац кий командир. Заслуживает •нимани* опыт его работы на кошельковом промысл* мойвы. ...По указанию гла«<а «Сев- рыба» СРТ-3200 под командо ванием Вениамина Валентино вича вышел а Баренцево море с заданием не только обнару жить концентрацию мойвы, но и доказать возможность ее об лова кошельком в зимних усло виях. Ведь а прошлом, на про тяжении многих лет, промы сел мойвы осуществлялся л*шь непосредственно у берегов. Много миль осталось за кор мой траулера, прежде чем гид роакустик установил контакт с косячным скоплением мойвы. Первый же замет принес эки пажу успех — на плавбазу бы ло сдано более ста тонн жи рующей мойвы. Богатый улов окрылил команду. Но затянув шийся норд-вестовый шторм прервал промысел. И тогда ка питан Шмонин решил сделать замет в условиях свежей по годы. ПО РОДНОЙ СТРАНЕ СЕГЕЖСКИЙ КОМБИНАТ НАРАЩИВАЕТ МОЩНО СТИ. КАРЕЛЬСКАЯ АССР. й ны- нешнем пятилетии мощность Сегежского ордена Ленина цел люлозно-бумажного комбината по производству бумаги воз растет в два раза. Будут введе ны в эксплуатацию три новые быстроходные бумагоделатель ные машины. Одна из них — де вятая по счету, мощностью 110 тысяч тонн бумаги в год — на кануне пуска. Монтаж «девят ки» осуществляют лучшие бригады треста «Союзпромбум- монтаж». На ениздее: монтаж сушиль ной части бумагоделательной машины на Сегежском ЦБК. Фото С. Майстермана. (Фотохроника ТАСС). Обнаружив рыбопоисковым прибором косяк мойвы, капи тан отдал приказ «пригото- виться к замету». Быстро и слаженно работала команда. Замег произведен. Мойва в кошельче. Теперь перед эки пажем встал другой; не менее сложный вопрос — сохранить улов; то есть организовать та* ним образом подсушку нево да, чтобы он не лопнул. Для уменьшения качки (при кото* рой есть наибольшая опас ность порвать невод) капитан Шмоыин приказал присоеди нить к ваеру запасной якорь и отдать его. На глубине 120 метров было вытравлено 750 метров заера. Судно развер нулось носом на волну. Теперь появилась возможность «под сушить» невод. Это смелое и новаторское решение позволило добиться успеха. На подошедшую плав базу были переданы сотни центнеров мойвы. Конечное это новшество требовалось проверить работой многих су дов, но главное было доказа но — при отлично подготовь ленном экипаже мойзу можно ловить далеко от берега, не ожидая ее подхода к местам нерестилища. И тогда * в открытое море вышли сейнеры и средние ры боловные траулеры. Теперь^ перед «поисковином» Шмонй^ ным стояла задача — наво дить на косяки рыбы другие суда для замета (у которых не было гидроакустических станций). Добрым словом вспоминают капитаны судов «Мурмансель ди», карельского про 1 мыслово- го флота поисковое судно СРТ-3200, так много сделавшее для облсва жирующей мойвы. Сочетая успешную работу « учебой, Вениамин Валентино вич закончил заочное отделе ние мореходного училища име ни Месяцева. В Беломорскую базу государственного лове стели поступать новые про мысловые суда, и вот настал день, когда на капитанский мо стим СРТМ «Г»^»аас» поднялся капитан Шмонин. В настоящее время экипаж под его командованием ведет промысел в центральной части Восточной Атлантики и, суд» по поступающим на берег сводкам, добился уже эначи- тельных успехов. Есть все основания утверж дать, что экипаж «Гнрваса» возвратится в порт, перевы полнив рейсовое задание, ибо во главе этого коллектива сто ит опытнейший промысловик, человек творческого ума, ком мунист, заслуженный рыбак Карелии — Вениамин Валенти нович Шмонин. В. БАБУРО, наш внештатный корреспон дент. jv: * l u i r n НОВЫЙ АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ КОМПЛЕКС МОСКВА. Автомобильный завод имени Ленинского комсомола увеличил свои производственные мощности. Недавно пущен иовкй автоматизированный сборочный комплекс. Проектная мощность нового цеха позволит удвоить выпуск ав токобилей : «Москвич». НА СНИМКЕ: группа, передовиков сборочного цеха. Фоте Ш. Нунова- (Фотохреяика ТАССЬ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz