Рыбный Мурман. 1972 г. Апрель.

Е Т ЕЙШ Ы РЫБНОГО! Г урман w m h j b h П ЛОТНУЮ, коренастую фигуру этого человека привыкли видеть в порту. В течение дня он успевает побывать во многих местах этого огромного хозяйства. И не праздный интерес заставляет его совер­ шать этч прогулки: дел, как всегда, «выше головы». Иначе зачем ему появляться на ра­ боте в семь утра и уходить домой чуть не в полночь?.. Многие годы я знаю Якова Сергеевича Бур­ гу гто. И убедился воочию: не зря ему доверя­ ли самое ответственное дело — руководство людьми. И, пожалуй, даже нередко «грызла» меня хорошая зависть: сумею ли научиться, как он,' находить общин язык с человеком, ко­ торого подчас видишь впервые ?.. А ведь это и есть главное в работе руководителя. Сумел ты дагь подчиненным положительный душевный заряд добрым словом (и, конечно, толковым приказом, распоряжением — иногда не обой­ дешься и без этого!) — рождается что-то вроде цепной реакции: все звенья служб, це­ хов, просто отдельные "рабочие действуют со­ гласованно, с полной отдачей. Яков Сергеевич вла­ дел этим «секретом» 3 >уководетва коллекти­ вом. Сначала мень­ шим, а потом таким большим. как Мур­ манский ордена Лени­ на морской рыбный порт. По плечу ему была должность на­ чальника порта. Я го­ ворю была, потому что оп сегодня вышел на работу в последний ' раз. Шутка к месту — все мы не железные. Приходит такой день, когда в самый разгар привычных забот и хло­ пот ты вдруг осознаешь — нужен отдых. Да, Яков Сергеевич уже завтра — пенсионер. По люди, которым он подал руку помощи или научил, как справиться с трудным делом, предостерег от ошибки или подсказал пути исправления совершенной, — не забудут Яко­ ва Сергевича. Как не забыл и он сам тех, кто учил его. Мы называем это преемственностью. И лучше живется, когда она есть, в лучшем смысле, когда не соблюдается правило древ­ него обихода: «Новая метла чище метет». Не очень-то нужен теперь людям этот «инстру­ мент» — есть посовременнее. Тут, кажется, пошла лирика.. Обратимся к фактам Мне это сделать не трудно не только по роду сегодняшних заня­ тий, с Яковом Сергеевичем я начал есть тот самый «пуд соли», когда в первые послевоен­ ные годы после службы на Северном флоте стал работать в Мурманске инструктором рай­ кома. а затем - - горкома партии. Деловые кон­ такты с этим человеком рождали чувство удов­ летворения: интересующий тебя вопрос не пов генет в воздухе, решение будет верным. .. Передо мной — документы отдела кадров, документы начальника порта. Даже краткие анкетные данные рисуют живую картину пу­ ти, пройденного им. Сын брянского крестьянина в 17 лет - - студент, вскоре учащийся мортехпикума. Овладение основами науки и практика идут (рядом — Яков знакомится с морем то iia су­ дах Гослова, то тралового флота, то Поляр- лого института. Диплом получил, стал штур­ маном РТ-79. 3-лце одно событие врезалось в память на­ всегда: в 1937 году он был участникам шлю­ почного перехода Мурманск—Москва. Кстати сказать, коллектив мортехникума (ныне Мур­ манского среднего мореходного училища име­ ни Месяцева) всегда считал Якова Сергеевича одним из своих лучших воспитанников. Работа с людьми еще в период плавания су­ доводителем дала молодому специалисту не «только первые понятия об этом трудном деле, но и привила тягу к общественной работе. Он убедился вскоре не только в правиль­ ности избранного пути, но и в точности житей­ ской мудрости: «Доброта, любовь, правда, мягкость во взаимоотношениях людей всегда Побеждают ложь, злобу, несправедливость», ^акое, можно сказать, вступление стало мери­ лом всей жизни. В Мурманском траловом флоте Я. С. Бур- гут го работал старшим диспетчером, началь­ ником отдела эксплуатации, помощником на­ чальника флота по кадрам- Это период 1939— >1946 годов. Что такое Мурманск, флот, порт тех лет — знает каждый. В личном деле Якова .Сергеевича вижу записи: член КПСС с 1942 (года, награжден орденом Красной Звезды, (двумя боевыми медалями. С КОЛЛЕКТИВОМ рыбного порта Я. С. Бургутто связал свою судьбу в 1946 году. Работал глазным диспетчером, а с 1953 года — заместителем начальника пор­ та. Он отдает много сил, свои знания и опыт налаживанию сложного хозяйства предприя­ тия, которое не только залечивало раны, на­ несенные войной, но и набирало новые силы. И росту этому способствовала не только по­ мощь государства, но и творческая инициа­ тива самих порто 2 ' т п семье которых ока­ зался Яков Сергеевич. з а с л у ж е н н ы й Р Ы Б А К К А Р Е Л И И В Е Р Н О С Т Ь избранному делу Снова вернусь к документам. Читаю харак­ теристику: «... Мною времени уделяет внед­ рению новых, прогрессивных методов руко­ водства погрузочно-разгрузочными работами... Улучшил и упорядочил работу диспетчерской службы... добился четкого взаимодействия цехов.. Обучил и подготовил кадры для дис­ петчерских служб... Тов. Бургутто Я. С. при­ нимал активное участие в разработке и внед­ рении в порту скоростных методов разгруз­ ки промысловых судов с чердачной системой трюмов и скоростной погрузке угля на трау­ леры». Этот документ говорит также об инициати­ ве Якова Сергеевича в строительстве желез­ нодорожных путей п порту, об организации комплексного соревнования (портовики—про­ мысловики — автотранспорт — механизаторы), что принесло большую выгоду труженикам моря и берега. В характеристике 1963 года, которую под­ писал в числе других руководителей началь­ ник порта Георгий Герасимович Тпсленко, от­ ражена и активная общественная работа ком­ муниста Я. С. Бургутто. Тр-уж&штки бассейна старших поколений знают, что судьба Г. Г. Тпсленко — сама по себе одна из примечательных страниц в истории развития рыбной промышленности Се­ вера. Достаточно сказать о стахановских рей­ сах прославленного экипажа траулера «Ка­ ров», которым командовал еще молодой капи« тан Георгий Тпсленко. И вот в 1964 году Яков Сергеевич стал преемником дел этого челове­ ка. Он многому у него научился, еще будучи заместителем. П ОЛУЧИВ назначение на пост началь­ ника, Я. С. Бургутто не изменил своим правилам, сложившимся традициям коллектива. В нем по-прежнему видели и ру­ ководителя предприятия, и страстного пропа­ гандиста нового, и депута Совета, стремяще­ гося выполнить наказы избирателей, и члена парткома, и интересного собеседника.... В этом он — весь. Кое-кто ii 3 читателей может упрекнуть ме­ ня эа расточительство высоких оценок рабо­ ты Я. С. Бургутто. В жизни ведь бывает всякое — и ошибки, и упущения, и какой-то недосмотр в сложных делах. Но я уже сказал, что Яков Сергеевич учил людей тому, чему его самого учили. И, конечно, рав­ нялся на лучший опыт, стремился хорошо ра­ ботать сам и не терпел рядом разгильдяев, ло­ дырей и т. д. И терпеливо учил делу тех, кто мог сделать больше. Его заместителем стал бывший диспетчер Дмитрий Моисеевич Соко­ ловский, от рядового специалиста участка до главного инженера порта вырос Юрий Алек­ сандрович Шохов, от капитана до руководи­ теля портофлота — Николай Матвеевич Си­ зов, ветеран войны и труда, крановщик Борис Михайлович Мешалкин стал председателем портового комитета профсоюза. Примеры та­ ких судеб — от рабочего до специалиста вы­ сокого класса — можно продолжать... В каж­ дой из них принял товарищеское участие Яков Сергеевич, которому сегодня многие скажут сердечное спасибо за его трудовой путь и свой собственный. Г. ДАНИЛОВ, помощник начальника рыбного порта во кадрам. О ДНОМУ из лучших капи­ танов Беломорской ба­ зы гослова Вениамину Валентиновичу Шмонкну при­ своено почетное звание «За­ служенный рыбак Карелии». В большой семье заполяр­ ных рыбаков капитан !±1монин известен как передовой про­ мысловик, талантливый рыбац­ кий командир. Заслуживает •нимани* опыт его работы на кошельковом промысл* мойвы. ...По указанию гла«<а «Сев- рыба» СРТ-3200 под командо­ ванием Вениамина Валентино­ вича вышел а Баренцево море с заданием не только обнару­ жить концентрацию мойвы, но и доказать возможность ее об­ лова кошельком в зимних усло­ виях. Ведь а прошлом, на про­ тяжении многих лет, промы­ сел мойвы осуществлялся л*шь непосредственно у берегов. Много миль осталось за кор­ мой траулера, прежде чем гид­ роакустик установил контакт с косячным скоплением мойвы. Первый же замет принес эки­ пажу успех — на плавбазу бы­ ло сдано более ста тонн жи­ рующей мойвы. Богатый улов окрылил команду. Но затянув­ шийся норд-вестовый шторм прервал промысел. И тогда ка­ питан Шмонин решил сделать замет в условиях свежей по­ годы. ПО РОДНОЙ СТРАНЕ СЕГЕЖСКИЙ КОМБИНАТ НАРАЩИВАЕТ МОЩНО­ СТИ. КАРЕЛЬСКАЯ АССР. й ны- нешнем пятилетии мощность Сегежского ордена Ленина цел­ люлозно-бумажного комбината по производству бумаги воз­ растет в два раза. Будут введе­ ны в эксплуатацию три новые быстроходные бумагоделатель­ ные машины. Одна из них — де­ вятая по счету, мощностью 110 тысяч тонн бумаги в год — на­ кануне пуска. Монтаж «девят­ ки» осуществляют лучшие бригады треста «Союзпромбум- монтаж». На ениздее: монтаж сушиль­ ной части бумагоделательной машины на Сегежском ЦБК. Фото С. Майстермана. (Фотохроника ТАСС). Обнаружив рыбопоисковым прибором косяк мойвы, капи­ тан отдал приказ «пригото- виться к замету». Быстро и слаженно работала команда. Замег произведен. Мойва в кошельче. Теперь перед эки­ пажем встал другой; не менее сложный вопрос — сохранить улов; то есть организовать та* ним образом подсушку нево­ да, чтобы он не лопнул. Для уменьшения качки (при кото* рой есть наибольшая опас­ ность порвать невод) капитан Шмоыин приказал присоеди­ нить к ваеру запасной якорь и отдать его. На глубине 120 метров было вытравлено 750 метров заера. Судно развер­ нулось носом на волну. Теперь появилась возможность «под­ сушить» невод. Это смелое и новаторское решение позволило добиться успеха. На подошедшую плав­ базу были переданы сотни центнеров мойвы. Конечное это новшество требовалось проверить работой многих су­ дов, но главное было доказа­ но — при отлично подготовь ленном экипаже мойзу можно ловить далеко от берега, не ожидая ее подхода к местам нерестилища. И тогда * в открытое море вышли сейнеры и средние ры­ боловные траулеры. Теперь^ перед «поисковином» Шмонй^ ным стояла задача — наво­ дить на косяки рыбы другие суда для замета (у которых не было гидроакустических станций). Добрым словом вспоминают капитаны судов «Мурмансель­ ди», карельского про 1 мыслово- го флота поисковое судно СРТ-3200, так много сделавшее для облсва жирующей мойвы. Сочетая успешную работу « учебой, Вениамин Валентино­ вич закончил заочное отделе­ ние мореходного училища име­ ни Месяцева. В Беломорскую базу государственного лове стели поступать новые про­ мысловые суда, и вот настал день, когда на капитанский мо­ стим СРТМ «Г»^»аас» поднялся капитан Шмонин. В настоящее время экипаж под его командованием ведет промысел в центральной части Восточной Атлантики и, суд» по поступающим на берег сводкам, добился уже эначи- тельных успехов. Есть все основания утверж­ дать, что экипаж «Гнрваса» возвратится в порт, перевы­ полнив рейсовое задание, ибо во главе этого коллектива сто­ ит опытнейший промысловик, человек творческого ума, ком­ мунист, заслуженный рыбак Карелии — Вениамин Валенти­ нович Шмонин. В. БАБУРО, наш внештатный корреспон­ дент. jv: * l u i r n НОВЫЙ АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ КОМПЛЕКС МОСКВА. Автомобильный завод имени Ленинского комсомола увеличил свои производственные мощности. Недавно пущен иовкй автоматизированный сборочный комплекс. Проектная мощность нового цеха позволит удвоить выпуск ав­ токобилей : «Москвич». НА СНИМКЕ: группа, передовиков сборочного цеха. Фоте Ш. Нунова- (Фотохреяика ТАССЬ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz