Рыбный Мурман. 1971 г. Январь.
Борис Васильев КОРАБЛИ г Приводят их буксиры » доки И там оставить их Спешат... Они мертвы, Они безноги — На пирсе Их винты лежат. Дружившим с глубиной Не верится, .Что засосет Их киль земля. .И вынимают, -. Споено сердце им, Остынувшие дизеля. V А мм не верится, : Мерещится, Что крепок якоря кулак. : К тому, / .Что все борта их В трещинах, Все нэ привыкнуть им никак* Все в море их влечет . Неистово, Где шквал обшивкою . . . хрустит,* И точно так, На берег списанный, /Моряк О кораблях грустит. К аж ды й с п а л у б о й с р о с с я # Делим п р е с н у ю в о д у . Р ы б а к о в и матро сов ф Не пу га ет п о г о д а . В о л ны л бы ра з б и в ают О о к е л е з п о е д н и щ е , Т о л ь к о в м о р е бывает Так, что третий i н е л иш н и й . Там л ю б о в ь н е скрывают , Там л ю б о в ь н е бр о с ают , Там д р у з ь я м дов ерлют , К а к с е б е д о в еряют . К о р а б е л ь н о е д н и щ е Служит в м о р е з ем л ею , Мы стан о в им с я ч и щ е . Мы с в етл е ем д у ш о ю , Па р у с хл о п н у л , к а к выстрел, Мачту г н ет , . к а к р е с с о р у . Мы отходим от' п и р с а , ' В о з в р атим с я не с к о р о . Все невесомо 13 этом притяженье. Когда уходят корабли на лов 1 Й шорох заезд Тревожит сновиденья. Здесь начисто *■ г изматывает груд. Рыбацким счастьем --------- ~ Здесь зовут работу. Чем больше будет рыбы , . . . . н а борту — Короче ожиданье у кого-то, - Но позабыть мне :• Сердцем не Дано * Среди'штормов Бушующих каскадов Ни губ твоих Душистое вино. Ни шепот твой. Как шорох звездопада. В ел и ч е с тв ен н а кар ти н а мори, покрытого бе гущими по его поверх ности волнами. Как а тихую погоду, когда волны медленно и ппаано набегают на берег, так и в шторм, когда пени стые валы с ревом и грохотом обрушиваются на прибреЖные ’ скалы и отмели, море одина ково покоряет человека своим величием. Недаром s поэзии, в живописи и музыке так ча- В О Л Н Ы сто встречаются образы вол* нующегося моря. - * Если взглянуть с корабля на море, покрытое волнами, его поверхность сначала покажет ся однообразной, но, при смотревшись более внима тельно, можно . заметить, что это однообразие t кажущееся. Одна волна, высокая, с пени стым гребнем, обрушивается, порождая длинный шлейф' пе ны. На смену ей приходит еще более высокая волна с острым пирамидальным гребнем. По- том на несколько секунд мо ре как будто замирает. Затем приходит более пологая вол на. Медленно-медленно взды мается поверхность моря, что* бы снова опуститься, образо вав чашеобразную впадину. Появляются все новые, разно образные по своей форме и размерам волны, создавая пе стрый узор на поверхности моря. У берегов волны вырав ниваются в более правильные ряды, гребни их сливаются, образуя пенистые ленты, окай мляющие побережье на мно гие десятки, километров. ! Однако морские волны не только красивое зрелище, но и грозная, разрушающая, а вместе с тем и созидающая сила. Берега морей и океанов постоянно обновляются волна ми. Разрушая берега в одном месте, волны созидают их в другом. До сих пор человек должен обороняться от волн. Первый плот, на котором лю ди рискнули пуститься в дале кое плавание, был создан ими а тяжелой борьбе с волнами. Чтобы построить современный морской ' корабль, также не обходимо учитывать действие на него волн, В течение всей истории че ловечества люди всматрива ются в морские дали to сме шанным чувством восторга и ужаса. Отчего образуются в море гигантские водяные ва лы? Как могли волны вырасти до чудовищной высоты? Одна такая волна, обрушившаяся на Галвестонское побережье в 1900 г., погубила семь тысяч человек. В 1928 г. ураган во Флориде вынес на сушу вол ны, оборвавшие жизнь четы рех тысяч человек. В ноябре 1929 г, над Атлан тическим океаном разразился сильный шторм, В это. время суда нашего Военно-Морского Флота — линейный корабль «Севастополь» и .крейсер Киностудия «Ленфильм» вы* пустила на экраны цветной ши рокоформатный фильм «Лю бовь Яровая», поставленный режиссером В. Фетиным по сценарию А. Витоля. Главный оператор —■Е. Шапиро, Сценарий фильма создан по мотивам пьесы К. Тренева, во-» шедшей в золотой. фонд со* зетской драматургии. НА СНИМКЕ: кадр из филь ма. Любовь Яровая (Л. Чурси* на), Швандя (К. Лавров), Ро ман Кошкин (В. Шукшин). Фотохроника ТАСС, • ■ llltl!lflliinilllllll!IILII!ll!llllllllllll!lllllllllllll!lll!ltilllllllllllllllllllllUIMIl!illllllllllIIIIII(IIIIIIHII! ФЕЛЬЕТОН ? «. З а в а р и л а Ни н а к а ш у З АКОНЧИЛСЯ рабочий день. Семья Коровиных была в сборе, сидела за столом и ужинала. Дочь Коро виных, 18-летняя Нина, работ ница рыбного порта, пододви гая к себе вазочку с вареньем, вдруг сказала: - г Да, мама, забыла тебе сказать. Сегодня-то что было, что бы-ы-ло... * -Нина закачала головой и за катила глаза. ............. г — Пошли мы с Тасей Шай- мардановой, ну говорила я те бе, я у ней на кране стажиру юсь, так вот..- пошли мы с ней сегодня в одно место на 24 причале. Заходим. И-тут с чего- то, не знаю уж и почему, бро* сила я взгляд на батарею. Вижу: за . батарею засунуто что-то, в целлофан завернуто/ а кончик .наружу торчит. Вытя нула, гляжу: сверток какой-то небольшой. Разворачиваем его мы, мама, разворачиваем, а там вдруг... А там вдруг... — деньги) Да всё по 50 рублей! Ну, мы с Тасей тут же побежа ли на проходную. Пересчитали деньги при нас —- ровно 4 ты сячи 500. рублей. Суммочка, да? И с чего это деньги там ока зались71: В общем, отдали мы их, расписались там в бума гах и пошли работать. Вот так. . Нина замолчала и стала не- спеша прихлебывать чай. Мол чали и родители, сидели с рас крытыми ртами. Потом, понят ное дело, посыпались «как» да «ЧТО».*} Мать Нины чувствовала себя неспокойно. Подвиг это хо рошо, но что-то Нина недого варивала, да и путалась что-то, когда сталд. ее с вполне за конным интересом спрашивать об этом деле во всех подроб ностях^ Беспокойство не прохо дило, а потому она направи лась в милицию. Вот ту-то и загорелся сыр- бор. Денежки вдруг пропали. Как есть! Машина закрутилась: срочно, несмотря на позднее время, были вызваны работни ки соответствующего отдела, подняли график дежурств — вызвали постовых, которые в тот день несли службу на про ходной. Денежек не было! Не было по той причине, что их и ( И д вообще не было. Не существо вало! Разве что в голове у Н. Коровиной, которая так страстно желала прославитьсяг что взяла да и выдумала этот миф. . А для того, -чтобы его раз веять, работникам отдела охра ны порта несколько дней при шлось заниматься историей этой «находки». Вызывать всех, могущих иметь отношение к этому делу, вызывать Н. Коро вину и выслушивать ее показа ния, вызывать Т. Шаймардано-' ву, которую ее стажировщица вплела в это дело. Мороки хва тало. ' *„ V * До истины, конечно,^докопа лись. И вот лежит, перед нами объяснение всему этоАу от са мой несостоявшейся ‘ героини* Интересный документ. >Подку пает он своей простотой и на ивностью. Восемнадцатилетняя отроковица пишет: «...а я сво ей дурной башкой не подума ла, вот и получилась вся эта кутерьма». А надо бы было по думать! Этой самой «башкой»! В. КАРПЕНКО. «Профинтерн», впоследствии ^доблестно сражавшиеся в Оте чественной войне, находились в практическом плавании. Си ла ветра'во время этого штор ма достигала 10 баллов, от дельные шквалы — 12 баллов, т. е, выше 29 м/сек. Волны были высотой 10 м и больше. Временами у линейного кораб ля бортовая качка доходила 'до 38°г на крейсере — боль ше 40°. Через вентиляционные шахты вода хлестала в коче гарки. Палубы заливались вол ной, до орудийных башен за рываясь в воду. Были разбиты и снесены за борт шлюпки, разрушена часть носовой па лубы. В течение трех суток , продолжалась борьба наших кораблей со штормом. В 1966 г. в такой шторм по пал итальянский лайнер «Ми- •келанджело». И опять волны . выламывали иллюминаторы, даже те, которые были на 24 м выше ватерлинии. В марте 1934 г. над Среди земным морем бушевал шторм. внутреннюю гавань Алжирского рейда надежно прикрывал с моря огромный мол, длиной в несколько сот метров. Стойко выдерживая ’ натиск аолн, он казался незыб- . лемым и несокрушимым, Но вот на девять метров поднял ся водяной вал и накрыл мол почти на всем его протяже нии... Когда через . несколько ‘ секунд вода схлынула, мола уже не было! Так в несколько секунд исчез без следа .труд человеческих рук, результат сложных инженерных расче тов. В гавань стали проникать волны, разрушая находящиеся в Ней корабли... } Человек не *только защища ется от разрушительного дей ствия волн. Он ставит перед собой , задачу использовать энергию волн, как он уже ис- . пользует силу ветра или па дающей воды. Если море по крыто волнами длиной 100 м и высотой 5 м, то. мощность, ■переносимая : через сечениа длиной 10 км и глубиной 100 м, будет составлять 2 млн. кет, что примерно эквивалентно мощности крупной электро станции. - . Сейчас шла речь о волнах, появление которых вызвано действием ветра, т. е. о так называемых ветровых волнах. Но на море встречаются вол ны, которые порождаются и другими силами. Под действи ем притяжения Луны и Солн ца возникают приливо-отлив- ные волны. Периодически, ча ще всего дважды в сутки, уровень моря повышается, а затем падает. В некоторых пунктах разность в стоянии уровня моря бывает больше 18 м. Море то наступает на берег, затопляя его, то, наобо рот, отступает, обнажая дно. Такие колебания уровня по вторяются изо дня в день с большой регулярностью и мо гут служить источником энер гии. Сейчас в Советском Сою зе впервые создана ^мощная приливо-отливная электриче ская станция (ПЭС) в губе Кис лой на Баренцевом море. В море существуют также цунами — волны, вызываемые подводными землетрясениями. В 1923 г. такие волны, вызван ные сейсмическими толчками на дне Токийского зализа, про никли в гавань Токио. В ре зультате были нанесены огромные разрушения и по гибло несколько десятков ты сяч Жителей города. Быстрые колебания атмос ферного давления в сочетании с сильным ветром порождаю* так называемые барические волны. Они могут вызывать наводнения; таковы, например, всем известные наводнения в Ленинграде. Изучение волн в морях, раскрытие физической сущно сти их появления и распро странения является предметом интенсивных научных исследо ваний ученых . и инженвров- океанологов. Проф. Л. ф , ТИТОВ. СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИ ХОД: МГ-0293 «Артек», МГ- 0223 «Советск», МГ-0066 «Урал», МБ-0401 «Куприн», ТР «Пионер Мурмана». ЗАВТРА: МГ-0161 «Пеленг#* МГ-0199 «Вельск», МИ-0444 «Юнга Снгарев», СРТ-20. 2 ФЕВРАЛЯ: СРТ-682. Редактор Е. В. МИХАНЛОВСКИИ, г, Мурманск, ул. Траловая* 28, второй этаж. Телефоны АТС рыбного порта: 63-96 — зап. ре дактора, ответственный с>гкре< тарь, литературные сотрудни ки, 62*64 — редактор. Вызове телефонов городской АТС осу ществляется по н о м е р а м : 7-86*396, 7 86-264. я Рыбный Мурман». Индекс 55654. Цена 1 экз. — 2 кои« Мурманская областная <йшо« графня, г. Мурманск. Зак 772. ПН-0134йГ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz