Рыбный Мурман. 1971 г. Январь.

"И удивлялись друзья... ^Окончание. Нач. на 1 стр.) ра£юте механизмов своего заведования, вносили. не­ большие . изменения, тща­ тельно . сохраняли нужное те*хло, и результат сказался сразу. Выпуск этой продук­ ции вырос до 50 центнеров в сутки. Установка работала беспрерывно,, ни о#ин ки­ лограмм сырья не" шел за борт. Свои секреты специа­ листы не держали в тайне, делились опытом не только с коллегами со своих судов, во и других флотов. Предстоявшая выгрузка рыбы на плавучие базы то­ ж е волновала. Тщательно осмотрел свое хозяйство боцман В. С. Валунас, рабо­ тающий на судне со дня его постройки. В короткие пере­ ры вы между сном и смена­ ми проводилась подготовка лебедчиков, сигнальщиков, шли «ам яти я по изучению правил техники безопасно­ сти дри. выгрузке... Старания не пропали даррмг l , Когда ПРТ «Рембрандт» подошел К. базе, экипаж удивил своей работой даже видавших ви­ ды моряков ТР «Полярные зори». За двое суток мы вы­ грузили 1335 тонн рыбы, 115 тонн рыбной муки и приня­ ли тару. Это в три раза больше, чем планировалось на это время.- ' З&ёсь сказалось гласное соревнование м еж д у1моря- KtfMif а «Рембрандта» и ТР «Полярные зори». После каждой смены передавалась по судовой трансляции опе­ ративная сводка, капитаны встречались в эфире и в к а ­ юте, подсчитывали каждый килограмм груза, определя­ ли наиболее выгодное разме­ щение грузовых средств. И хотя старым друзьям капи­ танам Леониду Федоровичу Белякову и Александру Го­ лубкину иногда в процессе выгрузки приходилось спо­ рить, доказывать, однако при . отходе «Рембрандта» они были очень довольны результатом работы и поже­ лали друг другу всего наи­ лучшего ТР «Полярные зо­ ри» пошел в порт раньше намеченного срока на не­ сколько суток. Еще дважды приходилось нам вы гружать рыбу, и все­ гда наравне с матросами трудились в трюме свобод­ ные от вахт члены экипа­ жа. Но в . первую очередь надо отдать должное машин­ ной команде, руководимой молодым старшим механи­ ком Б. Е. Онипчуком. Одно то, что второй, третий и чет­ вертый механики трудятся на атом судне не один год, а третий механик В. Ф. Баст- рыгин и четвертый механик В. И. Бураков начинали здесь мотористами, говорит о сплоченности, дружбе кол­ лектива. Результат — бес­ перебойная работа главной машины и вспомогательных механизмов. «Где «Рембрандт» — там и рыба» — эти слова часто можно было слышать по станции УКВ. И это не слу­ чайно. Как только под ки­ лем появлялся косяк и трал приносил за несколько ми­ нут обильный улов, мы сра­ зу же приглашали сюда дру­ гие суда. Когда фабрику обеспечивали полностью сы­ рьем, сразу ж е становились на якорь у косяка и служи­ ли верным, ориентиром для кораблей всех флотов. Была налажена дружеская связь с СРТ и РТ, которые имеют худшие поисковые приборы. И многие моряки выраж а­ ли сердечную благодарность штурманам «Рембрандта». За праздничным новогод­ ним тортом мы подвели ито­ ги работы за IV квартал по­ следнего года пятилетки. Аплодисментами встретили моряки новогоднее поздрав­ ление капитан-директора Леонида Федоровича Беля­ кова, поздравление с боль­ шой Трудовой победой и ре­ шение судовой администра­ ции представить к награж­ дению лучших из. лучших; занести на общефлотскую Доску • почета фамилию электрика Г. Ф. Филатова, в общефлотскую Книгу поче­ та — технолога В. Ф. Заха­ рова, наградить Почетной грамотой четвертого механи­ ка В. И. Буракова и мастера по добыче И. А. Павлова, присвоить звание «Лучший по профессии» боцману В. С. Валунасу, трем членам экипажа объявить благодар­ ность по флоту. Двадцати четырем членам экипажа приказом по судну объявле­ на благодарность. . Сейчас экипаж ПРТ «Рем­ брандт» прилагает все уси­ лия для выполнения обяза­ тельств, взятых в честь предстоящего XXIV съезда КПСС. И можно с уверенно­ стью сказать: с таким дружным, сильным коллек­ тивом любое дело по плечу. А. ПРИВАЛОВ, старший помощник капитана ПРТ «Рембрандт». СУДОСТРОИТЕЛИ-РЫБАКАМ Десятками кораблей пополнится в новой пятилетие рыбо­ промысловый и приемно-транспортный флот Северного бассейн ка. В 1971 году николаевские судостроители построят для се­ верян четыре БМРТ типа «Алтай». Одиннадцать средних рыболовных морозильных траулеров сойдут в этом году со стапелей Волгоградской и Ярославской верфей. Они войдут в строй колхозного флота и «Мурмансель- ди». Кроме того, сельдяной флот пополнится новым судном, приспособленным для кормового траления. Недавно принят в эксплуатацию ТР «Карл Либкнехт». Строили его в ГДР. В 1971 году еще один транспортный рефрижератор такого типа придет в Мурманск. Его грузоподъ­ емность — восемь тысяч тонн. На корабле мощная холодиль­ ная установка. Мурманский рыбный порт получит буксир мощностью 1200 л. с., лоцманский катер, оснащенный новейшей аппарату­ рой и оборудованием. с=оЭ1 Q 1956 г о д а трудится на М у р ­ м а н с к ом рыбо­ комбинате Ма­ р и я Н и к о л а е в н а Б о б рыш е в а . С 1962 г о д а — о н а р а с ф а с о в щ и ц а в п р е с е р в н о м ц е х е . Мария Ни к о ла г е в н а стала о д н о й и з л у ч ш и х тру- ж е н и ц , д о б и л а с ь з в а н и я у д а р н и к а к омм у н и с т и - ческоео труда , е е н а г р а д и л и м е ­ д а л ью «За д о б л е ­ стный труд» . С е й ч а с о н а гото­ вит т р у д о в о й п о ­ д а р о к п р е д ст о я ? щ е м у XXiV с ъ е з д у КПСС. Фото С. Данилова . S ' )!Il l i l ltl l l l l l i l l l 1111IIIlll lll ll ll lll ll l 1111II lllllllilIIIIIII(IIIlllllilllllIIl i l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l i l l l l l l l l l l l l l l l l tl i l l l l l l l lHIIIIIII 1111 БУДУЩЕЕ —> ЗА РАЗНОГЛУБИННЫМ ПРОМЫСЛОМ К АПИТАН-ДИРЕКТОР БМРТ «Лесков» тов. Беспалько в од­ ной из своих статей рассказал, что при облове мойвы экипаж ветре* тился с затруднениями при наведе­ нии трала на косяк рыбы. Особенно, когда он удален от грунта на рассто­ янии больше 50 метров, так как при­ бор ФНР-50, которым пользовался экипаж, рассчитан на замер малень­ ких расстояний. И это не первый слу­ чай, когда моряки не могли успешно облавливать рыбу, если она концент­ рировалась за пределами шкалы при­ бора. Проводя исследовательские рабо­ ты на РТ-185, мы также встретились с подобными затруднениями. Однако замерить расстояние больше 50 мет­ ров судоводители все же> смогли. Больше того, удалось разработать рекомендации, которые излагаются ниже. Практика показала, что при хоро­ шо увлажненной бумаге, хороших ба» тареях питания и при полном усиле­ нии этим прибором можно замерять расстояния примерно до 200 метров. Но для этого нужно знать следую­ щее. Перо самописца ФНР-50 закрепле­ но на бесконечной ленте и движется с такой скоростью, что за время пол­ ного оборота, посланный прнемо-пе- редатчиком ультразвуковой сигнал успевает возвратиться от объекта от­ ражения, расположенного в 126 мет­ рах от приемо-передатчика. При нажатии на левую кнопку смещения записи сигналов, послед­ ние смещаются влево со скоростью 7 ,2 м/Сек, то есть за семь секунд за­ пись сигналов смещается {происхо­ дит фазировка) влево на 50 метров. Поскольку шкала прибора разбита на 50* Делений (метров), а длина пе- ронесущей ленты в масштабе шкалы составляет 126 метров, то на практи­ ке могут встретиться следующие три елучая. На бумаге самописца регистриру­ ются сигналы посылки и приема, при­ чем запись сигнала посылки наблю­ дается, как и предписано инструкци­ ей, левее записи сигнала приема. На бумаге самописца регистриру­ ются сигналы посылки и приема, но запись сигнала посылки регистриру­ ется правее записи сигнала приема. На регистрационной бумаге видна запись только одного сигнала посыл­ ки или приема, и даже с помощью кнопон смещения записи нельзя ус­ тановить запись одновременно обоих сигналов. Для расшифровки показаний при­ бора следует знать, что в первом случае расстояние между приемо-пе- редатчиком, прикрепленным к тралу, и объектом отражения может быть от 0 до 50 метров или от 126 до 176 метров. Во втором случае от 76 до 126 метров или от 202 до 252 мет­ ров, и в третьем случае — от 50 до 76 метров или от 176 до 202 метров. В третьем случае сигнал посылки следует совместить с началом шка­ лы. Затем, нажимая на левую кноп­ ку смещения записи в течение семи секунд, сместить запись сигнала по­ сылки на 50 метров влево (за преде­ лы шкалы). Снять по шкале прибора против записи отраженного сигнала отсчет и прибавить его к 50 или 176 метрам. Следует помнить, что поверхность воды отражает ультразвуковой сиг­ нал не хуже, чем грунт. Поэтому, ес­ ли глубина под килем большая, а рыбные концентрации удерживаются сравнительно недалеко от поверхио- tf l l l l l l l l f l l l l l l l l l l t l t l l l l l l l i l l t l l l l l l l l l l l l l l l l i t l l l l l l l l l l l l l l l lHi l l l l i l lHl l i l l l i l l i l l l i i l i l l i l l i l l l t l i l l l i i t lM Возможности прибора ФНР-50 l i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i t i i i i i i i i i iHi i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i t i i i i i fiHi i i i i i i i i i i Во всех случаях, если расстояние между приемопередатчиком и грун­ том в пределах от 0 до 126 метров, то отраженный сигнал, отсчитывая от момента его посылки, записывается на бумаге за первый оборот пера. А при расстоянии от 126 до 252 метров — за второй оборот пера. Чтобы не спутать запись сигналов на первом обороте пера 6 записью сигналов на втором обороте, трал тарируется. Для замера расстояний в первом олучае запись сигнала посылки, как и рекомендуется инструкцией, следует совместить с началом шкалы. Если Предполагаемое расстояние от прие­ мо-передатчика до грунта в пределах от 0 до 50 метров, то отсчет, снятый по шкале прибора, будет представ­ лять действительный результат за­ мера. Если же предполагаемое рас­ стояние в пределах от .1 2 6 до 176 метров, то к показаниям прибора еле» дует прибавить 126 метров. Во втором случае запись сигнала посылки следует совместить е кон­ цом шкалы. Для расчета результата замера нужно расстояние между за­ писями посылки и отражения, зафик­ сированное на шкале, отнять от 126 или 252 метров. сти воды, то приемо-передатчик сле­ дует прикреплять к тралу рыбопоис­ ковым вибратором вверх. В этом слу­ чае, используя ФНР-50 для нацели­ вания трала на рыбный косяк, на­ ходящийся в пелагиале, следует учи­ тывать осадку судна. В зависимости от обстановки при- емо-передатчик можно укреплять как на нижней, тан и на верхней подборе трала. Тарировку трала с помощью ФНР- 50 удобнее делать следующим обра­ зом: приемо-лередатчик прикрепляет­ ся к тралу рыбопоисковым вибрато­ ром вверх. Трал опускается за борт и вытравливается 100 метров ваеров. Замеряется расстояние между тра­ лом и поверхностью воды на двух или трех скоростях траления. Например, на трех скоростях тра­ ления получили соответственно 40 метров, 50 + 5 =55 м и 50 +20= 70 м. Затем вытравили еще 100 метров ва­ еров и на тех же скоростях получили 1 2 6—46 =80 м, 126 —16=110 м и 126 + 14=140 м. Затем дотравили ваеров до 300 метров и получили со­ ответственно 126—6= 120 м. 126+ -+39=165 м и 1 2 6+ 126—42= 210 м. Дотравливание ваеров продолжа­ ется пока чувствительность прибора обеспечивает замер указанного рас­ стояния. По полученным данным Строится график тарировки. Если предполагается вести лов ры­ бы на глубинах, превышающих зону действия ФНР-50 от поверхности во­ ды, а глубина под килем и длина ва­ еров позволяет вести тарировку тра­ ла, «привязавшись» к грунту, то в следующем тарировочном тралений приемо-передатчик устанавливается на трал рыбопоисковым вибратором вниз и трал тарируется относительно грунта. В этом случае при расчете заглубления трала фигурирует глу­ бина по эхолоту, поэтому его поправ­ ка должна быть заранее определена. В повседневной работе тарировоч- ные данные нужны лишь для ориен­ тировки. Точные же данные о заглуб­ лении трала Определяются по пока­ заниям прибора на данный момент времени траления.- Рекомендуемый метод проверен ^олько на одном приборе, установ­ ленном на РТ-185. И хотя все при­ боры данного типа должны иметь одинаковые параметры, не исключе­ на возможность, что в некоторых приборах скорость смещения записи будет отличаться от указанной выше — 7,2 м/сек. Тогда за семь секунд нажатия кнопки запись будет пере­ мещаться не на 50 метров. Поэтому при определении расстояния в про­ межутке между 50 и 76 метрами мо­ жет вкрасться ошибка. Для проверки скорости смещения записи данного прибора следует, воо­ ружившись секундомером, согнать запись сигнала посылки на конец шкалы (на 4 0—50 м.). Нажать на левую кнопку смещения записи и удерживать ее нажатой пять секунд. Снять со шкалы величину перемеще­ ния записи за это время и записать результат. Выполнив пять-десять таких заме­ ров, нужно рассчитать средний ре­ зультат перемещения записи в мет­ рах в секунду. Это даст возможность рассчитать время, необходимое для смещения записи влево на 50 метров (можно на 30 или 40 метров). Сказанное о ФНР-50 частично от­ носится и к ФНР-2. Е. ЛЕБЕДЕВ, капитан дальнего влавання. V

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz