Рыбный Мурман. 1971 г. Январь.
"И удивлялись друзья... ^Окончание. Нач. на 1 стр.) ра£юте механизмов своего заведования, вносили. не большие . изменения, тща тельно . сохраняли нужное те*хло, и результат сказался сразу. Выпуск этой продук ции вырос до 50 центнеров в сутки. Установка работала беспрерывно,, ни о#ин ки лограмм сырья не" шел за борт. Свои секреты специа листы не держали в тайне, делились опытом не только с коллегами со своих судов, во и других флотов. Предстоявшая выгрузка рыбы на плавучие базы то ж е волновала. Тщательно осмотрел свое хозяйство боцман В. С. Валунас, рабо тающий на судне со дня его постройки. В короткие пере ры вы между сном и смена ми проводилась подготовка лебедчиков, сигнальщиков, шли «ам яти я по изучению правил техники безопасно сти дри. выгрузке... Старания не пропали даррмг l , Когда ПРТ «Рембрандт» подошел К. базе, экипаж удивил своей работой даже видавших ви ды моряков ТР «Полярные зори». За двое суток мы вы грузили 1335 тонн рыбы, 115 тонн рыбной муки и приня ли тару. Это в три раза больше, чем планировалось на это время.- ' З&ёсь сказалось гласное соревнование м еж д у1моря- KtfMif а «Рембрандта» и ТР «Полярные зори». После каждой смены передавалась по судовой трансляции опе ративная сводка, капитаны встречались в эфире и в к а юте, подсчитывали каждый килограмм груза, определя ли наиболее выгодное разме щение грузовых средств. И хотя старым друзьям капи танам Леониду Федоровичу Белякову и Александру Го лубкину иногда в процессе выгрузки приходилось спо рить, доказывать, однако при . отходе «Рембрандта» они были очень довольны результатом работы и поже лали друг другу всего наи лучшего ТР «Полярные зо ри» пошел в порт раньше намеченного срока на не сколько суток. Еще дважды приходилось нам вы гружать рыбу, и все гда наравне с матросами трудились в трюме свобод ные от вахт члены экипа жа. Но в . первую очередь надо отдать должное машин ной команде, руководимой молодым старшим механи ком Б. Е. Онипчуком. Одно то, что второй, третий и чет вертый механики трудятся на атом судне не один год, а третий механик В. Ф. Баст- рыгин и четвертый механик В. И. Бураков начинали здесь мотористами, говорит о сплоченности, дружбе кол лектива. Результат — бес перебойная работа главной машины и вспомогательных механизмов. «Где «Рембрандт» — там и рыба» — эти слова часто можно было слышать по станции УКВ. И это не слу чайно. Как только под ки лем появлялся косяк и трал приносил за несколько ми нут обильный улов, мы сра зу же приглашали сюда дру гие суда. Когда фабрику обеспечивали полностью сы рьем, сразу ж е становились на якорь у косяка и служи ли верным, ориентиром для кораблей всех флотов. Была налажена дружеская связь с СРТ и РТ, которые имеют худшие поисковые приборы. И многие моряки выраж а ли сердечную благодарность штурманам «Рембрандта». За праздничным новогод ним тортом мы подвели ито ги работы за IV квартал по следнего года пятилетки. Аплодисментами встретили моряки новогоднее поздрав ление капитан-директора Леонида Федоровича Беля кова, поздравление с боль шой Трудовой победой и ре шение судовой администра ции представить к награж дению лучших из. лучших; занести на общефлотскую Доску • почета фамилию электрика Г. Ф. Филатова, в общефлотскую Книгу поче та — технолога В. Ф. Заха рова, наградить Почетной грамотой четвертого механи ка В. И. Буракова и мастера по добыче И. А. Павлова, присвоить звание «Лучший по профессии» боцману В. С. Валунасу, трем членам экипажа объявить благодар ность по флоту. Двадцати четырем членам экипажа приказом по судну объявле на благодарность. . Сейчас экипаж ПРТ «Рем брандт» прилагает все уси лия для выполнения обяза тельств, взятых в честь предстоящего XXIV съезда КПСС. И можно с уверенно стью сказать: с таким дружным, сильным коллек тивом любое дело по плечу. А. ПРИВАЛОВ, старший помощник капитана ПРТ «Рембрандт». СУДОСТРОИТЕЛИ-РЫБАКАМ Десятками кораблей пополнится в новой пятилетие рыбо промысловый и приемно-транспортный флот Северного бассейн ка. В 1971 году николаевские судостроители построят для се верян четыре БМРТ типа «Алтай». Одиннадцать средних рыболовных морозильных траулеров сойдут в этом году со стапелей Волгоградской и Ярославской верфей. Они войдут в строй колхозного флота и «Мурмансель- ди». Кроме того, сельдяной флот пополнится новым судном, приспособленным для кормового траления. Недавно принят в эксплуатацию ТР «Карл Либкнехт». Строили его в ГДР. В 1971 году еще один транспортный рефрижератор такого типа придет в Мурманск. Его грузоподъ емность — восемь тысяч тонн. На корабле мощная холодиль ная установка. Мурманский рыбный порт получит буксир мощностью 1200 л. с., лоцманский катер, оснащенный новейшей аппарату рой и оборудованием. с=оЭ1 Q 1956 г о д а трудится на М у р м а н с к ом рыбо комбинате Ма р и я Н и к о л а е в н а Б о б рыш е в а . С 1962 г о д а — о н а р а с ф а с о в щ и ц а в п р е с е р в н о м ц е х е . Мария Ни к о ла г е в н а стала о д н о й и з л у ч ш и х тру- ж е н и ц , д о б и л а с ь з в а н и я у д а р н и к а к омм у н и с т и - ческоео труда , е е н а г р а д и л и м е д а л ью «За д о б л е стный труд» . С е й ч а с о н а гото вит т р у д о в о й п о д а р о к п р е д ст о я ? щ е м у XXiV с ъ е з д у КПСС. Фото С. Данилова . S ' )!Il l i l ltl l l l l l i l l l 1111IIIlll lll ll ll lll ll l 1111II lllllllilIIIIIII(IIIlllllilllllIIl i l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l i l l l l l l l l l l l l l l l l tl i l l l l l l l lHIIIIIII 1111 БУДУЩЕЕ —> ЗА РАЗНОГЛУБИННЫМ ПРОМЫСЛОМ К АПИТАН-ДИРЕКТОР БМРТ «Лесков» тов. Беспалько в од ной из своих статей рассказал, что при облове мойвы экипаж ветре* тился с затруднениями при наведе нии трала на косяк рыбы. Особенно, когда он удален от грунта на рассто янии больше 50 метров, так как при бор ФНР-50, которым пользовался экипаж, рассчитан на замер малень ких расстояний. И это не первый слу чай, когда моряки не могли успешно облавливать рыбу, если она концент рировалась за пределами шкалы при бора. Проводя исследовательские рабо ты на РТ-185, мы также встретились с подобными затруднениями. Однако замерить расстояние больше 50 мет ров судоводители все же> смогли. Больше того, удалось разработать рекомендации, которые излагаются ниже. Практика показала, что при хоро шо увлажненной бумаге, хороших ба» тареях питания и при полном усиле нии этим прибором можно замерять расстояния примерно до 200 метров. Но для этого нужно знать следую щее. Перо самописца ФНР-50 закрепле но на бесконечной ленте и движется с такой скоростью, что за время пол ного оборота, посланный прнемо-пе- редатчиком ультразвуковой сигнал успевает возвратиться от объекта от ражения, расположенного в 126 мет рах от приемо-передатчика. При нажатии на левую кнопку смещения записи сигналов, послед ние смещаются влево со скоростью 7 ,2 м/Сек, то есть за семь секунд за пись сигналов смещается {происхо дит фазировка) влево на 50 метров. Поскольку шкала прибора разбита на 50* Делений (метров), а длина пе- ронесущей ленты в масштабе шкалы составляет 126 метров, то на практи ке могут встретиться следующие три елучая. На бумаге самописца регистриру ются сигналы посылки и приема, при чем запись сигнала посылки наблю дается, как и предписано инструкци ей, левее записи сигнала приема. На бумаге самописца регистриру ются сигналы посылки и приема, но запись сигнала посылки регистриру ется правее записи сигнала приема. На регистрационной бумаге видна запись только одного сигнала посыл ки или приема, и даже с помощью кнопон смещения записи нельзя ус тановить запись одновременно обоих сигналов. Для расшифровки показаний при бора следует знать, что в первом случае расстояние между приемо-пе- редатчиком, прикрепленным к тралу, и объектом отражения может быть от 0 до 50 метров или от 126 до 176 метров. Во втором случае от 76 до 126 метров или от 202 до 252 мет ров, и в третьем случае — от 50 до 76 метров или от 176 до 202 метров. В третьем случае сигнал посылки следует совместить с началом шка лы. Затем, нажимая на левую кноп ку смещения записи в течение семи секунд, сместить запись сигнала по сылки на 50 метров влево (за преде лы шкалы). Снять по шкале прибора против записи отраженного сигнала отсчет и прибавить его к 50 или 176 метрам. Следует помнить, что поверхность воды отражает ультразвуковой сиг нал не хуже, чем грунт. Поэтому, ес ли глубина под килем большая, а рыбные концентрации удерживаются сравнительно недалеко от поверхио- tf l l l l l l l l f l l l l l l l l l l t l t l l l l l l l i l l t l l l l l l l l l l l l l l l l i t l l l l l l l l l l l l l l l lHi l l l l i l lHl l i l l l i l l i l l l i i l i l l i l l i l l l t l i l l l i i t lM Возможности прибора ФНР-50 l i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i t i i i i i i i i i iHi i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i t i i i i i fiHi i i i i i i i i i i Во всех случаях, если расстояние между приемопередатчиком и грун том в пределах от 0 до 126 метров, то отраженный сигнал, отсчитывая от момента его посылки, записывается на бумаге за первый оборот пера. А при расстоянии от 126 до 252 метров — за второй оборот пера. Чтобы не спутать запись сигналов на первом обороте пера 6 записью сигналов на втором обороте, трал тарируется. Для замера расстояний в первом олучае запись сигнала посылки, как и рекомендуется инструкцией, следует совместить с началом шкалы. Если Предполагаемое расстояние от прие мо-передатчика до грунта в пределах от 0 до 50 метров, то отсчет, снятый по шкале прибора, будет представ лять действительный результат за мера. Если же предполагаемое рас стояние в пределах от .1 2 6 до 176 метров, то к показаниям прибора еле» дует прибавить 126 метров. Во втором случае запись сигнала посылки следует совместить е кон цом шкалы. Для расчета результата замера нужно расстояние между за писями посылки и отражения, зафик сированное на шкале, отнять от 126 или 252 метров. сти воды, то приемо-передатчик сле дует прикреплять к тралу рыбопоис ковым вибратором вверх. В этом слу чае, используя ФНР-50 для нацели вания трала на рыбный косяк, на ходящийся в пелагиале, следует учи тывать осадку судна. В зависимости от обстановки при- емо-передатчик можно укреплять как на нижней, тан и на верхней подборе трала. Тарировку трала с помощью ФНР- 50 удобнее делать следующим обра зом: приемо-лередатчик прикрепляет ся к тралу рыбопоисковым вибрато ром вверх. Трал опускается за борт и вытравливается 100 метров ваеров. Замеряется расстояние между тра лом и поверхностью воды на двух или трех скоростях траления. Например, на трех скоростях тра ления получили соответственно 40 метров, 50 + 5 =55 м и 50 +20= 70 м. Затем вытравили еще 100 метров ва еров и на тех же скоростях получили 1 2 6—46 =80 м, 126 —16=110 м и 126 + 14=140 м. Затем дотравили ваеров до 300 метров и получили со ответственно 126—6= 120 м. 126+ -+39=165 м и 1 2 6+ 126—42= 210 м. Дотравливание ваеров продолжа ется пока чувствительность прибора обеспечивает замер указанного рас стояния. По полученным данным Строится график тарировки. Если предполагается вести лов ры бы на глубинах, превышающих зону действия ФНР-50 от поверхности во ды, а глубина под килем и длина ва еров позволяет вести тарировку тра ла, «привязавшись» к грунту, то в следующем тарировочном тралений приемо-передатчик устанавливается на трал рыбопоисковым вибратором вниз и трал тарируется относительно грунта. В этом случае при расчете заглубления трала фигурирует глу бина по эхолоту, поэтому его поправ ка должна быть заранее определена. В повседневной работе тарировоч- ные данные нужны лишь для ориен тировки. Точные же данные о заглуб лении трала Определяются по пока заниям прибора на данный момент времени траления.- Рекомендуемый метод проверен ^олько на одном приборе, установ ленном на РТ-185. И хотя все при боры данного типа должны иметь одинаковые параметры, не исключе на возможность, что в некоторых приборах скорость смещения записи будет отличаться от указанной выше — 7,2 м/сек. Тогда за семь секунд нажатия кнопки запись будет пере мещаться не на 50 метров. Поэтому при определении расстояния в про межутке между 50 и 76 метрами мо жет вкрасться ошибка. Для проверки скорости смещения записи данного прибора следует, воо ружившись секундомером, согнать запись сигнала посылки на конец шкалы (на 4 0—50 м.). Нажать на левую кнопку смещения записи и удерживать ее нажатой пять секунд. Снять со шкалы величину перемеще ния записи за это время и записать результат. Выполнив пять-десять таких заме ров, нужно рассчитать средний ре зультат перемещения записи в мет рах в секунду. Это даст возможность рассчитать время, необходимое для смещения записи влево на 50 метров (можно на 30 или 40 метров). Сказанное о ФНР-50 частично от носится и к ФНР-2. Е. ЛЕБЕДЕВ, капитан дальнего влавання. V
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz