Рыбный Мурман. 1971 г. Январь.
t' 0T СЪЕЗДА It СЪЕЗДУ f t Ленинградский завод «Вибратор» выпускает точные электроизмери тельные приборы. Йа нескольких из аих стоит государственный З к а а качества. Надежность и долговечность ия- делий «Вибратора» — результат высокого уровня механизации и автоматизации производства» до* • стигнутого за последние годы. Увеличение выпуска продукции осуществляется за счет повышения производительности труда. В цехах произошли большие перемены. Внедрена автоматизированная си- • сгема управления, введены новые . формы конвейерного производства, НА СНИМКЕ: информационно» вычислительный центр завода — основное звено в автоматизирован* ной системе управления производи „ СТВОМ (АСУП). . АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ ССР. Али- Байрамлинская ГРЭС- имени Вла димира Ильича с начала пятилетки выработала 17 миллиардов кило ватт-часов электроэнергии. НА СНИМКЕ:' вид' на 1-й энерго блок. * i Фотохроника ТАСС». З Н А Й И С Т О Р И Ю С В О Е Г О Ф Л О Т А ! п о с л е д н е й м и н ут ы П. БЫСТРОУМОВ. В РЕМЯ летит быстро. Кажется, только что познако мился с молодым штурманом, вчерашним курсан том, смотришь — он уже кораблем командует. Да еще как командует! Умело, с чувством большой ответ ственности: план перевыполняется, экипаж в своем капи тане видит не только начальника, облеченного большой властью, но и товарища, подчас — друга. Нередко — на всю жизнь. Но кто безусого штурмана сделал таким че ловеком? Ответ прост н точен: те, кто воспитывал его. И пусть не вступают в спор любители формулы — «сам до всего дошел»: жизнь опрокинет их доводы. Но тут все-таки есть одно «но»: не всегда мы ценим опыт старших, забываем иногда помянуть добрым словом ветеранов, давших немало путевок в большую жизнь мо лодым. «Текучка заедает, о себе подумать некогда...». Но это отговорка, слабое утешение собственной совести. На кораблн приходят все новые и новые молодые мо ряки — от матросов и мотористов до штурманов и меха ников. И знать о тех, кто поднял флот до сегодняшних высот, должен каждый. Воспитывать молодежь на тради циях отцов и старших братьев — дело повседневной важ ности. t Вот какое вступление захотелось мне сделать к за меткам об одном уважаемом человеке, которого, к сожа лению, нет сегодня среди нас, — о капитане Таране Анд рее Филипповиче. Имя его увековечено В названии улицы в Мурманске н в названии траулера типа БМРТ — то есть такого промыслового корабля, осваивать которые Андрею Филипповичу довелось одному из первых. МУДРОЕ ПРАВИЛО Есть мудрое правило: растопыренными пальцами удара не нанесешь. А как наглядно учил отец сыновей держаться вме сте: одйа стрела легкр ломается, а попробуй переломить пу чок! Применительно к нашим промысловым делам эти древ ние правила выражены, можег быть, несколько шаблонного четко: сила — в коллективе. В дружном, разумеется. 11 лет назад Андрей Филиппович, рассказывая о том, каким несла женным оказывается экипаж, как у него из pytf вон плохо работа поставлена, когда командиры не находят «общего языка», писал:. «Но дошло, наконец, это дело до руководства флота. Глав- ный капитан докладывает, что капитан-корабля — хороший специалист, главный инженер говорит; что механик хороший, любит технику, механизмы работают безотказно, секретарь парткома считает, что первый помощник — честный и рабо тоспособный коммунист. Так, если послушать товарищей, то и виноватого нет, а на корабле полный развал, каждый сам по себе. Бывают у нас такие явления, да еще не всегда бы стро они ликвидируются. Здесь сказывается незнание' человека, которого ставят на командную должность. Его проверили как специалиста. Он и переаттестацию прошел хорошо, и диплом большой имеет. А вот того, что он мелочный себялюб и привык считаться только с самим собой, со своим «высококвалифицированным мнением», не учли». Такой «спец» дальше своего мостика или машинного отде ления и не видит. Спросите его, почему он о воспитании лю дей не заботится, «переадресует» вас к помполиту, секрета рю парторганизации и т. д. Вот у капитана А. Ф. Тарана был другой подход к этому делу. Рассказывает Юрий Васильевич Манихин: «Мне довелось работать с Андреем Филипповичем несколько лет, пройти путь от третьего до старшего помощ ника. Капитан любил образцовый морской порядок на кораб ле, этому учил и нас, штурманов, и #весь экипаж. Вначале ка залось, что руководитель этот излишне строг. Но первое впе чатление было обманчивым: Андрей Филиппович был чело веком большой и щедрой д/ши. Его шутки, смех, беседы с людьми в каютах, игра в домино — «морского козла» все это располагало вскоре даже новичков к капитану. Но не брежности, расхлябанности не прощал, на ошибках учил. Та кая школа — на всю жизнь». * ' Надо сказать, что Юрию Васильевичу Манихину, ныне за местителю секретаря парткома, такая школа здорово приго дилась. Став капитаном, он всегда старался иметь отличный контакт с подчиненными. Помогал ему и большой опыт ком сомольской работы. Экипаж ПРТ «Павлово», которым коман довал Ю. В. Манихин до того, как его избрали в состав парт кома, был одним из лидеров флота. А. Ф. Таран, его нена- €/ ШШИХ ВЫСТУПЛЕНИИ «ЗАПЧАСТИ! МНОГО ИХ ИЛИ МАЛО?» В газете «Рыбный Мурман» № 148 за 20. декабря 1970 го да была опубликована коррес понденция под названием: «Зап части! Много нх или мало?» Факты, изложенные в ней, про верены специалистами флота, и по результатам проверки управ ление тралового флота считает необходимым сообщить следую щее: Названные цифры остатков запасных частей и судового обо рудования не учитывают боль шого роста флота за счет круп нотоннажных судов. Их невоз можно эксплуатировать без над лежащего материально-техниче ского обеспечения запасными частями и топливной аппарату рой. Отсутствие технически об основанных норм единовремен ного хранения н неснижаемого запаса запасных частей н обо рудования позволяет делать любые выводы без достаточно го к тому основания. Поэтому врееевеы - важнейшей задачей — срочную разработку указанных норм силами ЦПКТБ главка «Севрыба». Управление тралового флота подписало с ЦПКТБ договор на разработку норм по отдельным типам судов и ожидает их по ступления уже в 1971 году. Одновременно специалистами флота разработаны и введены в действие временные нормы неснижаемого запаса, которые используются в настоящее вре мя по некоторым группам су дов, н эта работа продолжает ся. " #Что касается поставки запас ных частей _ для двигателей 8ТД48 «Зульцер» 2400 л. с., то управлением флота 12 июня 1967 года в УМТС главка «Сев- рыба» была направлена специ фикация, § 35 которой преду сматривал поставку форсунок в сборе в количестве 24 штук. Указанные форсунки поступи ли в апреле 1970 г. в количе стве 48 штук вместо заказан ных 24. На протяжении нескольких лет в главке к министерстве решался вопрос о производстве полного ремонта БМРТ типа «Лесков» на Мурманской судо верфи. Управление тралового флота было обязано обеспечить судоремонтников запасными ча стями. Запасные части поступали из Польши, Югославии и Швейца рии, а суда, предусмотренные к ремонту в полном объеме, на верфь не ставились. В конце 1969 года было принято реше ние о производстве ремонта БМРТ типа «Лесков» в Поль ше. Такое положение привело к тому, что начали появляться излишки некоторых запасных частей. К указанным относятся н упомянутые в корреспонден ции масляные насосы для дви гателей 8ТД48. Управлением тралового флота принимаются меры для реализации излишних запасных частей и насосов с одновременным использованием части из них на судах флота. Излишки некоторых запас ных частей для двигателей 8ТД48 «Зульцер» — 2400 л. с. управление тралового флота су мело реализовать другим орга низациям — на сумму более чем 100 тысяч рублей. А. КОТОВ, главный инженер тралового .ф л о т а . , . . вязчивые настав ления в жизни молодого капита на оставили неиз гладимый след. И главное в этих капитанских уро ках — уважение к человеку, стрем ление п о м о ч ь стать ему лучше, чище. Еще раз вер немся к тому, что написано самим А. Ф. Тараном/ В 1953 году на тра улере «Победа» часть : э к и п а ж а оказалась ском плектованной из молодых ребят,' досрочно осво- божд е н н ы х из мест заключения. Как быть? Разде литься на «чис тых» и «нечистых»? Нет, решил капитан: «новички» долж* ны почувствовать себя в новом коллективе как равные с рав ными, отношения с ними нужно построить на полном дове рии. Это решение капитана, помполита Владимира Антоно вича Грабека, других командиров, доверие всего экипажа к бывшим правонарушителям оказалось тем рычагом, кото рый поднял их на новую ступеньку жизни. Многие из них ста ли позже хорошими мастерами по добыче, консервными мас терами, овладели другими рыбацкими профессиями, обрели настоящее человеческое счастье. Но что стало бы с бывши ми «урками», как они себя называли, если бы руководители корабля повели бы себя по-иному. Андрей Филиппович хорошо знал жизнь моряка, его ха рактер, интересы и заботы, потому что сам прошел путь от матроса до капитана. Первое его плавание на паруснике в мае 1925 года — первый морской урок. Потом их было немало—^ на Черном и Каспийском морях, у нас, на Севере. Впервые штурманом он пошел (до этого А. Ф. Таран учился в Херсон ском мортехникуме) на траулера «Коминтерн» 11 мая 1930 года. «Ерш», «Сайда», «Ленин» — на этих траулерах прошел путь до старпома, а уже 18 сентября 1932 года на «Ролике» Андрей Филиппович стал на правом, капитанском крыле мос тика. И не покинул его до последней минуты своей жизни. А. Ф. Таран возглавлял промысловую разведку, был за местителем начальника главка, с порученным делом успешно справлялся, опять-таки доверяя людям, сам чувствуя дове рие к себе. Коммунист.А. Ф. Таран знал, что только в сла женности действий людей, чем и сильна партия ;— передовой отряд нашего общества, — залог победы в любом, самом трудном и сложном деле. СЕМЬЯ РОДНАЯ - ТОЖЕ КОЛЛЕКТИВ В нашей жизни можно найти немало исключений из этого правила: штурман, механик на корабле известен как хороший специалист, даже воспитатель, а в своей семье — гость, по сторонний наблюдатель, не задумывающийся о будущем сво их детей. Андрей Филиппович, как и всякий моряк, дома бывал ма ло. Но трое его детей постоянно чувствовали отцовскую за боту, его направляющую руку. Сейчас это взрослые люди, уверенно идущие по жизни; старший сын Олег — судовой врач в Севастопольском траловом флоте, младший — Генрих — работает третьим механиком на транспортном рефрижера торе «Валентин Серов» «Севрыбхолодфлота» (живут морские традиции!). Дочь Нелли закончила Одесский медицинский ин ститут, работала врачом, возглавляя в учреждении партийную организацию, сейчас она — инспектор Мурманского обл- здравотдела. Когда я встретился с Нелли и Генрихом, я по чувствовал с первых минут теплоту взаимоотношений этих людей, а в беседе четко проявилась их настоящая любовь к отцу — наставнику и другу, память о котором неизгладима. Вот что рассказала Нелли Андреевна: «Мы знали, что папа работает очень много, знали, что его уважают. Несмотря на то, что он редко и мало бывал ^ома, он очень беспокоился о нашем воспитании, о нашем глановлении. Волновался, ка кими мы будем. Он и этому уделял внимание. Несмотря на то, что был очень занят, беседовал с нами на различные жи тейские темы: о нашей учебе, о нашем поведении, о наших взглядах на жизнь/.. (Окончание следует). . .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz