Рыбный Мурман. 1971 г. Январь.

t' 0T СЪЕЗДА It СЪЕЗДУ f t Ленинградский завод «Вибратор» выпускает точные электроизмери­ тельные приборы. Йа нескольких из аих стоит государственный З к а а качества. Надежность и долговечность ия- делий «Вибратора» — результат высокого уровня механизации и автоматизации производства» до* • стигнутого за последние годы. Увеличение выпуска продукции осуществляется за счет повышения производительности труда. В цехах произошли большие перемены. Внедрена автоматизированная си- • сгема управления, введены новые . формы конвейерного производства, НА СНИМКЕ: информационно» вычислительный центр завода — основное звено в автоматизирован* ной системе управления производи „ СТВОМ (АСУП). . АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ ССР. Али- Байрамлинская ГРЭС- имени Вла­ димира Ильича с начала пятилетки выработала 17 миллиардов кило­ ватт-часов электроэнергии. НА СНИМКЕ:' вид' на 1-й энерго­ блок. * i Фотохроника ТАСС». З Н А Й И С Т О Р И Ю С В О Е Г О Ф Л О Т А ! п о с л е д н е й м и н ут ы П. БЫСТРОУМОВ. В РЕМЯ летит быстро. Кажется, только что познако­ мился с молодым штурманом, вчерашним курсан­ том, смотришь — он уже кораблем командует. Да еще как командует! Умело, с чувством большой ответ­ ственности: план перевыполняется, экипаж в своем капи­ тане видит не только начальника, облеченного большой властью, но и товарища, подчас — друга. Нередко — на всю жизнь. Но кто безусого штурмана сделал таким че­ ловеком? Ответ прост н точен: те, кто воспитывал его. И пусть не вступают в спор любители формулы — «сам до всего дошел»: жизнь опрокинет их доводы. Но тут все-таки есть одно «но»: не всегда мы ценим опыт старших, забываем иногда помянуть добрым словом ветеранов, давших немало путевок в большую жизнь мо­ лодым. «Текучка заедает, о себе подумать некогда...». Но это отговорка, слабое утешение собственной совести. На кораблн приходят все новые и новые молодые мо­ ряки — от матросов и мотористов до штурманов и меха­ ников. И знать о тех, кто поднял флот до сегодняшних высот, должен каждый. Воспитывать молодежь на тради­ циях отцов и старших братьев — дело повседневной важ­ ности. t Вот какое вступление захотелось мне сделать к за­ меткам об одном уважаемом человеке, которого, к сожа­ лению, нет сегодня среди нас, — о капитане Таране Анд­ рее Филипповиче. Имя его увековечено В названии улицы в Мурманске н в названии траулера типа БМРТ — то есть такого промыслового корабля, осваивать которые Андрею Филипповичу довелось одному из первых. МУДРОЕ ПРАВИЛО Есть мудрое правило: растопыренными пальцами удара не нанесешь. А как наглядно учил отец сыновей держаться вме­ сте: одйа стрела легкр ломается, а попробуй переломить пу­ чок! Применительно к нашим промысловым делам эти древ­ ние правила выражены, можег быть, несколько шаблонного четко: сила — в коллективе. В дружном, разумеется. 11 лет назад Андрей Филиппович, рассказывая о том, каким несла­ женным оказывается экипаж, как у него из pytf вон плохо работа поставлена, когда командиры не находят «общего языка», писал:. «Но дошло, наконец, это дело до руководства флота. Глав- ный капитан докладывает, что капитан-корабля — хороший специалист, главный инженер говорит; что механик хороший, любит технику, механизмы работают безотказно, секретарь парткома считает, что первый помощник — честный и рабо­ тоспособный коммунист. Так, если послушать товарищей, то и виноватого нет, а на корабле полный развал, каждый сам по себе. Бывают у нас такие явления, да еще не всегда бы­ стро они ликвидируются. Здесь сказывается незнание' человека, которого ставят на командную должность. Его проверили как специалиста. Он и переаттестацию прошел хорошо, и диплом большой имеет. А вот того, что он мелочный себялюб и привык считаться только с самим собой, со своим «высококвалифицированным мнением», не учли». Такой «спец» дальше своего мостика или машинного отде­ ления и не видит. Спросите его, почему он о воспитании лю­ дей не заботится, «переадресует» вас к помполиту, секрета­ рю парторганизации и т. д. Вот у капитана А. Ф. Тарана был другой подход к этому делу. Рассказывает Юрий Васильевич Манихин: «Мне довелось работать с Андреем Филипповичем несколько лет, пройти путь от третьего до старшего помощ­ ника. Капитан любил образцовый морской порядок на кораб­ ле, этому учил и нас, штурманов, и #весь экипаж. Вначале ка­ залось, что руководитель этот излишне строг. Но первое впе­ чатление было обманчивым: Андрей Филиппович был чело­ веком большой и щедрой д/ши. Его шутки, смех, беседы с людьми в каютах, игра в домино — «морского козла» все это располагало вскоре даже новичков к капитану. Но не­ брежности, расхлябанности не прощал, на ошибках учил. Та­ кая школа — на всю жизнь». * ' Надо сказать, что Юрию Васильевичу Манихину, ныне за­ местителю секретаря парткома, такая школа здорово приго­ дилась. Став капитаном, он всегда старался иметь отличный контакт с подчиненными. Помогал ему и большой опыт ком­ сомольской работы. Экипаж ПРТ «Павлово», которым коман­ довал Ю. В. Манихин до того, как его избрали в состав парт­ кома, был одним из лидеров флота. А. Ф. Таран, его нена- €/ ШШИХ ВЫСТУПЛЕНИИ «ЗАПЧАСТИ! МНОГО ИХ ИЛИ МАЛО?» В газете «Рыбный Мурман» № 148 за 20. декабря 1970 го­ да была опубликована коррес­ понденция под названием: «Зап­ части! Много нх или мало?» Факты, изложенные в ней, про­ верены специалистами флота, и по результатам проверки управ­ ление тралового флота считает необходимым сообщить следую­ щее: Названные цифры остатков запасных частей и судового обо­ рудования не учитывают боль­ шого роста флота за счет круп­ нотоннажных судов. Их невоз­ можно эксплуатировать без над­ лежащего материально-техниче­ ского обеспечения запасными частями и топливной аппарату­ рой. Отсутствие технически об­ основанных норм единовремен­ ного хранения н неснижаемого запаса запасных частей н обо­ рудования позволяет делать любые выводы без достаточно­ го к тому основания. Поэтому врееевеы - важнейшей задачей — срочную разработку указанных норм силами ЦПКТБ главка «Севрыба». Управление тралового флота подписало с ЦПКТБ договор на разработку норм по отдельным типам судов и ожидает их по­ ступления уже в 1971 году. Одновременно специалистами флота разработаны и введены в действие временные нормы неснижаемого запаса, которые используются в настоящее вре­ мя по некоторым группам су­ дов, н эта работа продолжает­ ся. " #Что касается поставки запас­ ных частей _ для двигателей 8ТД48 «Зульцер» 2400 л. с., то управлением флота 12 июня 1967 года в УМТС главка «Сев- рыба» была направлена специ­ фикация, § 35 которой преду­ сматривал поставку форсунок в сборе в количестве 24 штук. Указанные форсунки поступи­ ли в апреле 1970 г. в количе­ стве 48 штук вместо заказан­ ных 24. На протяжении нескольких лет в главке к министерстве решался вопрос о производстве полного ремонта БМРТ типа «Лесков» на Мурманской судо­ верфи. Управление тралового флота было обязано обеспечить судоремонтников запасными ча­ стями. Запасные части поступали из Польши, Югославии и Швейца­ рии, а суда, предусмотренные к ремонту в полном объеме, на верфь не ставились. В конце 1969 года было принято реше­ ние о производстве ремонта БМРТ типа «Лесков» в Поль­ ше. Такое положение привело к тому, что начали появляться излишки некоторых запасных частей. К указанным относятся н упомянутые в корреспонден­ ции масляные насосы для дви­ гателей 8ТД48. Управлением тралового флота принимаются меры для реализации излишних запасных частей и насосов с одновременным использованием части из них на судах флота. Излишки некоторых запас­ ных частей для двигателей 8ТД48 «Зульцер» — 2400 л. с. управление тралового флота су­ мело реализовать другим орга­ низациям — на сумму более чем 100 тысяч рублей. А. КОТОВ, главный инженер тралового .ф л о т а . , . . вязчивые настав­ ления в жизни молодого капита­ на оставили неиз­ гладимый след. И главное в этих капитанских уро­ ках — уважение к человеку, стрем­ ление п о м о ч ь стать ему лучше, чище. Еще раз вер­ немся к тому, что написано самим А. Ф. Тараном/ В 1953 году на тра­ улере «Победа» часть : э к и п а ж а оказалась ском­ плектованной из молодых ребят,' досрочно осво- божд е н н ы х из мест заключения. Как быть? Разде­ литься на «чис­ тых» и «нечистых»? Нет, решил капитан: «новички» долж* ны почувствовать себя в новом коллективе как равные с рав­ ными, отношения с ними нужно построить на полном дове­ рии. Это решение капитана, помполита Владимира Антоно­ вича Грабека, других командиров, доверие всего экипажа к бывшим правонарушителям оказалось тем рычагом, кото­ рый поднял их на новую ступеньку жизни. Многие из них ста­ ли позже хорошими мастерами по добыче, консервными мас­ терами, овладели другими рыбацкими профессиями, обрели настоящее человеческое счастье. Но что стало бы с бывши­ ми «урками», как они себя называли, если бы руководители корабля повели бы себя по-иному. Андрей Филиппович хорошо знал жизнь моряка, его ха­ рактер, интересы и заботы, потому что сам прошел путь от матроса до капитана. Первое его плавание на паруснике в мае 1925 года — первый морской урок. Потом их было немало—^ на Черном и Каспийском морях, у нас, на Севере. Впервые штурманом он пошел (до этого А. Ф. Таран учился в Херсон­ ском мортехникуме) на траулера «Коминтерн» 11 мая 1930 года. «Ерш», «Сайда», «Ленин» — на этих траулерах прошел путь до старпома, а уже 18 сентября 1932 года на «Ролике» Андрей Филиппович стал на правом, капитанском крыле мос­ тика. И не покинул его до последней минуты своей жизни. А. Ф. Таран возглавлял промысловую разведку, был за­ местителем начальника главка, с порученным делом успешно справлялся, опять-таки доверяя людям, сам чувствуя дове­ рие к себе. Коммунист.А. Ф. Таран знал, что только в сла­ женности действий людей, чем и сильна партия ;— передовой отряд нашего общества, — залог победы в любом, самом трудном и сложном деле. СЕМЬЯ РОДНАЯ - ТОЖЕ КОЛЛЕКТИВ В нашей жизни можно найти немало исключений из этого правила: штурман, механик на корабле известен как хороший специалист, даже воспитатель, а в своей семье — гость, по­ сторонний наблюдатель, не задумывающийся о будущем сво­ их детей. Андрей Филиппович, как и всякий моряк, дома бывал ма­ ло. Но трое его детей постоянно чувствовали отцовскую за­ боту, его направляющую руку. Сейчас это взрослые люди, уверенно идущие по жизни; старший сын Олег — судовой врач в Севастопольском траловом флоте, младший — Генрих — работает третьим механиком на транспортном рефрижера­ торе «Валентин Серов» «Севрыбхолодфлота» (живут морские традиции!). Дочь Нелли закончила Одесский медицинский ин­ ститут, работала врачом, возглавляя в учреждении партийную организацию, сейчас она — инспектор Мурманского обл- здравотдела. Когда я встретился с Нелли и Генрихом, я по­ чувствовал с первых минут теплоту взаимоотношений этих людей, а в беседе четко проявилась их настоящая любовь к отцу — наставнику и другу, память о котором неизгладима. Вот что рассказала Нелли Андреевна: «Мы знали, что папа работает очень много, знали, что его уважают. Несмотря на то, что он редко и мало бывал ^ома, он очень беспокоился о нашем воспитании, о нашем глановлении. Волновался, ка­ кими мы будем. Он и этому уделял внимание. Несмотря на то, что был очень занят, беседовал с нами на различные жи­ тейские темы: о нашей учебе, о нашем поведении, о наших взглядах на жизнь/.. (Окончание следует). . .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz