Рыбный Мурман. 1971 г. Январь.
А В А Р И Я М — П Е Т } Д ОРОГОЙ ЦЕНОЙ платим мы за беспечность, потерю ответст венности, за разгильдяйство не которых командиров кораблей. Нет не обходимости доказывать, что современ- : ное промысловое судно обладает мо- ;! реходными качествами, хорошо обеспе чивающими безопасность экипажа в *: борьбе со стихией. Аварии в большин стве случаев происходят г.о вине спе циалистов, нарушивших те или иные правила и нормы, установленные на ос нове многолетней практики. Выполнять эти правила помогает морякам совре менная электронавигационная и другая аппаратура. Вот несколько примеров прошлого года. 22 июля в Баренцевом море в ус ловиях хорошей видимости произошло столкновение МГ-1223 «Рыбак» Мур манского тралового флота с МИ-0438 «Диана» управления «Мурман- сельдь». Дорого обошлась государству беспечность несшего вахту третьего по мощника капитана РТЛ «Рыбак» Коршу нова А. С.: СРТ «Диана» только случай но остался на плаву. 16 августа в Ба ренцевом море в условиях ограничен ной видимости столкнулись МИ-360 «Харловка» Беломорской базы гослова и МБ-417 «Всполох» Мурманско го тралового флота, Штурманы обоих кораблей грубо нарушили ППСС: суда следовали с завышенной скоростью. 23 ноября нарушили ППСС штурманы , АГ.-0286 «Анива» Архангельского тра лового флота и МИ-0156 «Аму- Дарья» Мурманского сельдяного флота. Виновники аварий третий помощник капитана РТЛ «Рыбак» Коршунов А. С., второй помощник капитана РТ «Анива» Макаров В. Н., второй помощник капи тана СРТ-360 Данилов Л. Ф., второй по мощник капитана БМРТ-417 Куницкий Ю. И. понесли строгое наказание: они временно лишены дипломов. Разберем подробнее обстоятельства аварии БМРТ-С411 «Орбита» Мурман ского тралового флота. 19 ноября этот корабль под командованием капитана Анатолия Ивановича Кожевникова ушел из Мурманского рыбного порта, направ ляясь на промысел в район острова Колгуев, Вскоре отказал гирокомпас «Амур», поэтому судовождение осуще ствлялось по магнитному компасу. Электрогидравлический лаг не исполь зовался, так как после ремонта не был отрегулирован. На судне отсутствовало пособив «Радиотехнические средства навигационного оборудования Балтий ского, Северного, Норвежского, Барен цева и Белого морей». В течение всего перехода судоводители определяли ско рость судна по планшмрному лагу. В 20 часов 30 минут 19 ноября было произведено сличение компасов. Одна ко в судовом журнале не было сдела но отметки о разнице в их показаниях* Скорость, определенная по планширно- му лагу, составляла 10,5 уэла* 20 нояб~ ря в 12 часов скорость, ^определенная тем же способом, составляла 11,6 узла. |• ТЕХНИЧЕСКИЙ УБЫТОК 43000 РУБЛЕЙ [‘ •БМРТ «ОРБИТА» НА АВАРИЙНОМ КУРСЕ { •В ТУМАНЕ... С ЗАВЫШЕННОЙ СКОРОСТЬЮ : Т О Л Ь К О С Л У Ч А Й Н О НА П Л А В У . . . Она и учитывалась при дальнейшей прокладке курса. Еще одно упущение: путевых карт с этого момента на дан ный район следования в штурманском столе не оказалось. Как выяснилось позднее/ карты были в каюте третьего помощника капитана. Поэтому общая поправка компаса при прокладке кур сов на карте дальше учитывалась с ошибкой. С 20 часов 19 ноября до 12 часов 30 минут 20 ноября определения места судна не производилось. А в 12-30 ука занной даты второй помощник капита- эхолотом не прибегал, так как по счис лению до берега было далеко. В 17 часов 45 минут на мостик при был капитан, спросивший у вахтенного четвертого помощника, может ли тот пользоваться дистанционным управле нием машиной. Братчиков ответил, что не умеет. В этот момент капитан обра тил внимание, что на вахте нет старпо ма, и приказал вызвать его на мостик. Четвертый помощник снова разбудил старпома, передав ему приказание ка питана, Старпом ответил, что сейчас поднимется, о чем четвертый помощ- ДОРОГАЯ ЦЕНА! на Уродков А. А. совместно с капита ном Кожевниковым А. И. определили место судна по радиомаякам, причем поправка компаса была учтена непра вильно: вместо девятнадцати градусов было учтено четырнадцать. И пеленг на карте от радиомаяка Канин был проло жен неверно. Все это привело к тому, что фактическое место нахождения суд на было на расстоянии 6 миль от обсервованного. В 15 часов место было также определено по радиомаякам и ошибка уже составляла 8 миль. В 15 ча<;ов 55 минут перед заступле нием на вахту четвертый помощник ка питана Братчиков Н. Н, зашел в каюту старпома Кравцова Ф. Н., разбудил его, спросил, кого поставить рулевым, пре дупредив, что уже пора заступать на вахту. В 16 часов чахту принял четвертый помощник, рулевым заступил матрос Синельников, здесь же» в рулевой руб ке, у окна стоял «впередсмотрящим» матрос Бровин, Остров Колгуев в это время находил ся на расстоянии 61 мили (по счисле нию). Состояние погоды в течение этой вахты было следующее* ветер южный 3 балла, волнение моря 2 балла, .види мость переменная, уменьшавшаяся при зарядах до 1,5 кабельтова. Четвертый штурман периодически пользовался радиолокатором, наблюдая окружаю щую обстановку. К определению глубин ник капитану доложил. Кожевников А. И. осмотрел горизонт визуально и по радиолокатору. Горизонт был чист. Показав четвертому помощнику, как пользоваться дистанционным управле нием машиной, капитан покинул мостик. Уходя к себе в каюту, приказал разбу дить его через час. В 18 часов 45 минут Братчиков вызывал на мостик капитана и старшего помощника, но они оба на мостике не появились. Свой проступок при расследовании они объяснили тем, что их, очевидно, плохо будили. Объяс нение столь же беспомощное, как и не лепое: старпом знал, конечно, об от ветственности за невыход на вахту. И подняться он должен был сразу же, без лишних напоминаний. ...В 19 часов 25 минут машина неожи данно начала сбавлять обороты. Четвер тый помощник дал «стоп» и в это время ощутил толчок судна. От толчка про снулся капитан, тут же прибежавший на мостик. Увидев справа по носу ост ров Колгуев, он убедился, что судно находится на мели. Через одну-две ми нуты ка мостик прибыл и старпом. Бы ло определено место посадки на медь, К счастью, погода была хорошей:.море без волнения, ветер южный 2—3 балла. Была отдана команда приготовить спа сательные средства. Промер глубин показал, что судне находилось на мели носовой частью. Произвели расчет моментов полной и малой вод, приняли меры дг*я обнару жения течи. Поступления воды не было. Переменными ходами начали съемку с мели, откачав около 100 тонн пресной воды. В 00 часов 26 минут 21 ноября судно снялось с мели. Не обнаружив поступления воды в корпус судна, капитан дал указание следовать в район промысла, о случив шемся в управление флота сообщил только спустя еще 9 часов, хотя обя зан был сообщить о посадке на мель немедленно, т. е. в 19 часов 25 минут 20 ноября. 21 ноября было обнаружено поступ ление забортной воды в танки обоих бортов. Водолазами спасательного суд на «Стерегущий» при осмотре установ лено повреждение днища и лопастей гребного винта БМРТ «Орбита». Аварий ный траулер был доставлен на буксире 27 ноября в порт. Так из-за плохой организации штур манской службы, из-за нарушения ос нов судовождения и морской практики, а также «Устава службы на судах фло та рыбной промышленности СССР» произошла эта авария. Государству на несен значительный ущерб: только тех нический убыток составляет 43 тысячи рублей. Виновными являются старший помощник капитана Кравцов Ф. Н., ка питан Кожевников А. И., четвертый по мощник - Братчиков Н, Н. Косвенные виновники: третий помощник капитана Порфирьев В. Н., не обеспечивший суд но пособиями и картами, второй по мощник капитана Уродков А. А., допу стивший ошибки при прокладке. Все виновные понесут ответствен ность, будут наказаны в зависимости от степени их вины. Ясно одно, что стар ший помощник капитана БМРТ «Орби та» Кравцов Ф. Н, и капитан Кожевни ков А. И. — главные «действующие ли ца» этой аварии, которая могла иметь серьезные последствия, случись в бо лее сложной обстановке и а другом районе. Начался новый рабочий год. Специа листы флотов бассейна должны извлечь уроки из прошлых ошибок, сделать со ответствующие выводы. Бдительность, чувство ответственности не должны ни на минуту покидать их. Отличное несе ние службы на любом посту — залог успеха и в выполнении планов и обяза тельств по добыче рыбы. В. ПРОСОЕДОВ» старший инспектор «Севгосрыб- флотинспекции». «ВНИМАНИЕ — БЕСХОЗЯЙСТВЕННОСТЬ!» ВЫСТУПЛЕНИИ .ЧЕМ ТАК РЕМОНТИРОВАТЬ, ЛУЧШЕ СОВСЕМ НЕ БРАТЬСЯ» Факты, изложенные в кор респонденция, опубликованной в номере «Рыбного Мурмана» за 20 декабря 1970 года, име ли место. Замена стаканов у воздушных клапанов н форсу нок цилиндровых крышек глав ного двигателя производилась на заводе впервые. Пришлось разрабатывать новую техноло гию н осваивать ее в процессе ремонта цилиндровых крышек. При сдаче двигателя выяви лись незначительные пропуски в стаканах, цилиндровых крыш ках. Устранить дефекты на ме сте было невозможно, да и при чины пропусков неизвестны. Сейчас специалисты завода разрабатывают инструкцию для испытаний цилиндровых кры шек, близких к судовым усло виям, что позволит ремонтиро вать главные двигатели в срок в с хорошим качеством. А. ФЕДОРОВ, начальник су доремонтного завода JMe 1, Сообщаю, что факты, отме ченные в фотообвнненнн, опуб ликованном под таким заголов ком в номере газеты за 1 6 де кабря 1970 года, имели место. Сейчас наведен порядок. Пило материалы нз ценных пород де рева уложены в штабели. Изго тавливаются подштабельные места и крыши. Принимаются меры к реали зации сверхнормативного запа са пиломатериалов. А. КОЛЧИН, зам. директора судоверфи. ■«ЧЕРЕЗ ЗАБОР... В ВЫТРЕЗВИТЕЛЬ» Управление Мурманского тралового флота сообщает, что факты, изложенные в статье «Через забор... в вытрезви тель», имели место. Матросы Фатеев И. И. и Трубилко В. Г. с судна спнеаны н строго нака заны в дисциплинарном поряд ке. В. РЕВНИВЦЕВ, зам. начальника управления тралового флота. H l l l i l l l l l l№ n in n i l l l l lt l ! i l l lt l l l i l im i l l lH I I I I I I I I I I I IU ! I I I I I I I I IH I I I I I ! l l l l l in i l l ! l i l l l l l l l l l l l l l i l l l l l l l l l l l l l l l i i l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l> : НА СНИМКЕ: монтаж н о в о г о т и п а В прошлом году на Вы боргском заводе в Ленингра де заложено головное суд но нового типа — контейне ровоз. Перевозки груза в нонтей- нерах весьма заманчивы в* возка требует специально по строенных судов. всех отношениях. В самом Отличием контейнеровоза деле, куда легче погрузить явятся так называемые сна- на судно 218 одинаковых крупных контейнеров, чем наполнить трюмы сотнями единиц груза малых габари тов. Но контейнерная пере правляющие» — вертикаль ные конструкции, по кото- ым контейнеры (их* вес до О тонн) С уда ! спускаться Ь ЮМ, =; оборудования в новом цв- Е = хе холодильного завода = N9 2 Мурманского рыбо- = комбината. Фото /1. Кузнецовой.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz