Рыбный Мурман. 1971 г. Январь.

А В А Р И Я М — П Е Т } Д ОРОГОЙ ЦЕНОЙ платим мы за беспечность, потерю ответст­ венности, за разгильдяйство не­ которых командиров кораблей. Нет не­ обходимости доказывать, что современ- : ное промысловое судно обладает мо- ;! реходными качествами, хорошо обеспе­ чивающими безопасность экипажа в *: борьбе со стихией. Аварии в большин­ стве случаев происходят г.о вине спе­ циалистов, нарушивших те или иные правила и нормы, установленные на ос­ нове многолетней практики. Выполнять эти правила помогает морякам совре­ менная электронавигационная и другая аппаратура. Вот несколько примеров прошлого года. 22 июля в Баренцевом море в ус­ ловиях хорошей видимости произошло столкновение МГ-1223 «Рыбак» Мур­ манского тралового флота с МИ-0438 «Диана» управления «Мурман- сельдь». Дорого обошлась государству беспечность несшего вахту третьего по­ мощника капитана РТЛ «Рыбак» Коршу­ нова А. С.: СРТ «Диана» только случай­ но остался на плаву. 16 августа в Ба­ ренцевом море в условиях ограничен­ ной видимости столкнулись МИ-360 «Харловка» Беломорской базы гослова и МБ-417 «Всполох» Мурманско­ го тралового флота, Штурманы обоих кораблей грубо нарушили ППСС: суда следовали с завышенной скоростью. 23 ноября нарушили ППСС штурманы , АГ.-0286 «Анива» Архангельского тра­ лового флота и МИ-0156 «Аму- Дарья» Мурманского сельдяного флота. Виновники аварий третий помощник капитана РТЛ «Рыбак» Коршунов А. С., второй помощник капитана РТ «Анива» Макаров В. Н., второй помощник капи­ тана СРТ-360 Данилов Л. Ф., второй по­ мощник капитана БМРТ-417 Куницкий Ю. И. понесли строгое наказание: они временно лишены дипломов. Разберем подробнее обстоятельства аварии БМРТ-С411 «Орбита» Мурман­ ского тралового флота. 19 ноября этот корабль под командованием капитана Анатолия Ивановича Кожевникова ушел из Мурманского рыбного порта, направ­ ляясь на промысел в район острова Колгуев, Вскоре отказал гирокомпас «Амур», поэтому судовождение осуще­ ствлялось по магнитному компасу. Электрогидравлический лаг не исполь­ зовался, так как после ремонта не был отрегулирован. На судне отсутствовало пособив «Радиотехнические средства навигационного оборудования Балтий­ ского, Северного, Норвежского, Барен­ цева и Белого морей». В течение всего перехода судоводители определяли ско­ рость судна по планшмрному лагу. В 20 часов 30 минут 19 ноября было произведено сличение компасов. Одна­ ко в судовом журнале не было сдела­ но отметки о разнице в их показаниях* Скорость, определенная по планширно- му лагу, составляла 10,5 уэла* 20 нояб~ ря в 12 часов скорость, ^определенная тем же способом, составляла 11,6 узла. |• ТЕХНИЧЕСКИЙ УБЫТОК 43000 РУБЛЕЙ [‘ •БМРТ «ОРБИТА» НА АВАРИЙНОМ КУРСЕ { •В ТУМАНЕ... С ЗАВЫШЕННОЙ СКОРОСТЬЮ : Т О Л Ь К О С Л У Ч А Й Н О НА П Л А В У . . . Она и учитывалась при дальнейшей прокладке курса. Еще одно упущение: путевых карт с этого момента на дан­ ный район следования в штурманском столе не оказалось. Как выяснилось позднее/ карты были в каюте третьего помощника капитана. Поэтому общая поправка компаса при прокладке кур­ сов на карте дальше учитывалась с ошибкой. С 20 часов 19 ноября до 12 часов 30 минут 20 ноября определения места судна не производилось. А в 12-30 ука­ занной даты второй помощник капита- эхолотом не прибегал, так как по счис­ лению до берега было далеко. В 17 часов 45 минут на мостик при­ был капитан, спросивший у вахтенного четвертого помощника, может ли тот пользоваться дистанционным управле­ нием машиной. Братчиков ответил, что не умеет. В этот момент капитан обра­ тил внимание, что на вахте нет старпо­ ма, и приказал вызвать его на мостик. Четвертый помощник снова разбудил старпома, передав ему приказание ка­ питана, Старпом ответил, что сейчас поднимется, о чем четвертый помощ- ДОРОГАЯ ЦЕНА! на Уродков А. А. совместно с капита­ ном Кожевниковым А. И. определили место судна по радиомаякам, причем поправка компаса была учтена непра­ вильно: вместо девятнадцати градусов было учтено четырнадцать. И пеленг на карте от радиомаяка Канин был проло­ жен неверно. Все это привело к тому, что фактическое место нахождения суд­ на было на расстоянии 6 миль от обсервованного. В 15 часов место было также определено по радиомаякам и ошибка уже составляла 8 миль. В 15 ча<;ов 55 минут перед заступле­ нием на вахту четвертый помощник ка­ питана Братчиков Н. Н, зашел в каюту старпома Кравцова Ф. Н., разбудил его, спросил, кого поставить рулевым, пре­ дупредив, что уже пора заступать на вахту. В 16 часов чахту принял четвертый помощник, рулевым заступил матрос Синельников, здесь же» в рулевой руб­ ке, у окна стоял «впередсмотрящим» матрос Бровин, Остров Колгуев в это время находил­ ся на расстоянии 61 мили (по счисле­ нию). Состояние погоды в течение этой вахты было следующее* ветер южный 3 балла, волнение моря 2 балла, .види­ мость переменная, уменьшавшаяся при зарядах до 1,5 кабельтова. Четвертый штурман периодически пользовался радиолокатором, наблюдая окружаю­ щую обстановку. К определению глубин ник капитану доложил. Кожевников А. И. осмотрел горизонт визуально и по радиолокатору. Горизонт был чист. Показав четвертому помощнику, как пользоваться дистанционным управле­ нием машиной, капитан покинул мостик. Уходя к себе в каюту, приказал разбу­ дить его через час. В 18 часов 45 минут Братчиков вызывал на мостик капитана и старшего помощника, но они оба на мостике не появились. Свой проступок при расследовании они объяснили тем, что их, очевидно, плохо будили. Объяс­ нение столь же беспомощное, как и не­ лепое: старпом знал, конечно, об от­ ветственности за невыход на вахту. И подняться он должен был сразу же, без лишних напоминаний. ...В 19 часов 25 минут машина неожи­ данно начала сбавлять обороты. Четвер­ тый помощник дал «стоп» и в это время ощутил толчок судна. От толчка про­ снулся капитан, тут же прибежавший на мостик. Увидев справа по носу ост­ ров Колгуев, он убедился, что судно находится на мели. Через одну-две ми­ нуты ка мостик прибыл и старпом. Бы­ ло определено место посадки на медь, К счастью, погода была хорошей:.море без волнения, ветер южный 2—3 балла. Была отдана команда приготовить спа­ сательные средства. Промер глубин показал, что судне находилось на мели носовой частью. Произвели расчет моментов полной и малой вод, приняли меры дг*я обнару­ жения течи. Поступления воды не было. Переменными ходами начали съемку с мели, откачав около 100 тонн пресной воды. В 00 часов 26 минут 21 ноября судно снялось с мели. Не обнаружив поступления воды в корпус судна, капитан дал указание следовать в район промысла, о случив­ шемся в управление флота сообщил только спустя еще 9 часов, хотя обя­ зан был сообщить о посадке на мель немедленно, т. е. в 19 часов 25 минут 20 ноября. 21 ноября было обнаружено поступ­ ление забортной воды в танки обоих бортов. Водолазами спасательного суд­ на «Стерегущий» при осмотре установ­ лено повреждение днища и лопастей гребного винта БМРТ «Орбита». Аварий­ ный траулер был доставлен на буксире 27 ноября в порт. Так из-за плохой организации штур­ манской службы, из-за нарушения ос­ нов судовождения и морской практики, а также «Устава службы на судах фло­ та рыбной промышленности СССР» произошла эта авария. Государству на­ несен значительный ущерб: только тех­ нический убыток составляет 43 тысячи рублей. Виновными являются старший помощник капитана Кравцов Ф. Н., ка­ питан Кожевников А. И., четвертый по­ мощник - Братчиков Н, Н. Косвенные виновники: третий помощник капитана Порфирьев В. Н., не обеспечивший суд­ но пособиями и картами, второй по­ мощник капитана Уродков А. А., допу­ стивший ошибки при прокладке. Все виновные понесут ответствен­ ность, будут наказаны в зависимости от степени их вины. Ясно одно, что стар­ ший помощник капитана БМРТ «Орби­ та» Кравцов Ф. Н, и капитан Кожевни­ ков А. И. — главные «действующие ли­ ца» этой аварии, которая могла иметь серьезные последствия, случись в бо­ лее сложной обстановке и а другом районе. Начался новый рабочий год. Специа­ листы флотов бассейна должны извлечь уроки из прошлых ошибок, сделать со­ ответствующие выводы. Бдительность, чувство ответственности не должны ни на минуту покидать их. Отличное несе­ ние службы на любом посту — залог успеха и в выполнении планов и обяза­ тельств по добыче рыбы. В. ПРОСОЕДОВ» старший инспектор «Севгосрыб- флотинспекции». «ВНИМАНИЕ — БЕСХОЗЯЙСТВЕННОСТЬ!» ВЫСТУПЛЕНИИ .ЧЕМ ТАК РЕМОНТИРОВАТЬ, ЛУЧШЕ СОВСЕМ НЕ БРАТЬСЯ» Факты, изложенные в кор­ респонденция, опубликованной в номере «Рыбного Мурмана» за 20 декабря 1970 года, име­ ли место. Замена стаканов у воздушных клапанов н форсу­ нок цилиндровых крышек глав­ ного двигателя производилась на заводе впервые. Пришлось разрабатывать новую техноло­ гию н осваивать ее в процессе ремонта цилиндровых крышек. При сдаче двигателя выяви­ лись незначительные пропуски в стаканах, цилиндровых крыш­ ках. Устранить дефекты на ме­ сте было невозможно, да и при­ чины пропусков неизвестны. Сейчас специалисты завода разрабатывают инструкцию для испытаний цилиндровых кры­ шек, близких к судовым усло­ виям, что позволит ремонтиро­ вать главные двигатели в срок в с хорошим качеством. А. ФЕДОРОВ, начальник су­ доремонтного завода JMe 1, Сообщаю, что факты, отме­ ченные в фотообвнненнн, опуб­ ликованном под таким заголов­ ком в номере газеты за 1 6 де­ кабря 1970 года, имели место. Сейчас наведен порядок. Пило­ материалы нз ценных пород де­ рева уложены в штабели. Изго­ тавливаются подштабельные места и крыши. Принимаются меры к реали­ зации сверхнормативного запа­ са пиломатериалов. А. КОЛЧИН, зам. директора судоверфи. ■«ЧЕРЕЗ ЗАБОР... В ВЫТРЕЗВИТЕЛЬ» Управление Мурманского тралового флота сообщает, что факты, изложенные в статье «Через забор... в вытрезви­ тель», имели место. Матросы Фатеев И. И. и Трубилко В. Г. с судна спнеаны н строго нака­ заны в дисциплинарном поряд­ ке. В. РЕВНИВЦЕВ, зам. начальника управления тралового флота. H l l l i l l l l l l№ n in n i l l l l lt l ! i l l lt l l l i l im i l l lH I I I I I I I I I I I IU ! I I I I I I I I IH I I I I I ! l l l l l in i l l ! l i l l l l l l l l l l l l l i l l l l l l l l l l l l l l l i i l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l> : НА СНИМКЕ: монтаж н о в о г о т и п а В прошлом году на Вы­ боргском заводе в Ленингра­ де заложено головное суд­ но нового типа — контейне­ ровоз. Перевозки груза в нонтей- нерах весьма заманчивы в* возка требует специально по­ строенных судов. всех отношениях. В самом Отличием контейнеровоза деле, куда легче погрузить явятся так называемые сна- на судно 218 одинаковых крупных контейнеров, чем наполнить трюмы сотнями единиц груза малых габари­ тов. Но контейнерная пере­ правляющие» — вертикаль­ ные конструкции, по кото- ым контейнеры (их* вес до О тонн) С уда ! спускаться Ь ЮМ, =; оборудования в новом цв- Е = хе холодильного завода = N9 2 Мурманского рыбо- = комбината. Фото /1. Кузнецовой.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz