Рыбный Мурман. 1971 г. Сентябрь.
Топливоиэлектроэнергию РАСХОДУЙ РАЗУМНО! З А ДЕВЯТОЕ пятилетие нормы расхода топлива и электрической энергии должны быть снижены на 7— 10 процентов. Таково задание X X IV съезда КПСС. Не трудно подсчитать, какую экономию получит народное хозяй ство в результате выполнения этого задания, если иметь в ви ду, что в 1975 году будет выработано 1.030—1.070 миллиар дов киловатт-часов электроэнергии. Добыча всех видов пер вичного топлива в условном исчислении только в этом году составит 1 миллиард 290 миллионов тонн. Усиление режима экономии, лучшее использование резер вов — вот путь, идя по которому,’ можно будет полнее удов летворять запросы потребителей в топливе, электрической и тепловой энергии. Коллективы флотов и береговых предприятий Северного бассейна, соревнуясь за повышение эффективности производ ства, добиваются сокращения расхода топлива. Траловый флот, например, в первом полугодии снизил'расход дизель ного топлива на 3475 тонн, мазута — на 2563 тонны. Среди машинных команд, которые уделяют повседневное внимание борьбе за экономию и бережливость, следует отметить машин ную команду траулера «Сириус», возглавляемую Героем Со циалистического Труда тов. Поповым В. А. Успешно вы полняют обязательство по экономии топлива экипажи ППР «Заполярный», «Павлово», БМРТ «Капитан Демидов», «Па раллакс», траулеров «Мета», «Магадан» и других судов. Коллегия главного управления «Севрыба» поставила перед работниками рыбной промышленности бассейна задачу — во втором полугодии 1971 года и первом квартале 1972 года.сократить расход топлива и электроэнергии не менее чем на три процента от нормируемого потребления. Опыт передо вых экипажей показывает, что дело это реальное при полной мобилизации всех сил н возможностей. Посмотрите же хозяйским глазом, товарищи моряки и рыбообработчики, портовики и судоремонтники: где есть ре зервы экономии, которые можно привести в действие. Где допускаются просчеты, приводящие к непроизводительному расходованию топливно-энергетических ресурсов. Добейтесь, чтобы техническое состояние двигателей, стан ков, механизмов было отличным. Активнее применяйте спе циальные присадки, которые способствуют лучшему сгоранию мазута и уменьшению загрязнения поверхности котлов. Улуч шайте тепловую изоляцию паропроводов и теплоиспользую- щего оборудования. Важным источником экономии электрической энергии является скоростное фрезерование, сверление, шлифование. Подсчитано, что скоростная обработка металлов на 25—30 процентов увеличивает производительность станков и снижает расход электроэнергии в 1,3—2 раза. Экономия электроэнер гия способствует строгое соблюдение технологической дис циплины в производстве, обеспечение наивыгоднейших режи мов работы. Но экономить можно и на другом. Не приходилось ли тебе* читатель, видеть, как в дневное время горит множество электрических ламп! Забейте тревогу: ведь летят иа ветер кнл<юатт-часы! А залитый светом цех, где в вечерней или ночной смене трудится лишь несколько человек? Можно ли проходить мимо иодобиого расточительства. _ Большое поле деятельности в борьбе за экономию топлив но-энергетических ресурсов принадлежит народным контроле рам. В этом отношении особенно многое предстоит сделать группам и постам на рыбокомбинате. Как видите, возможности и пути экономии топлива, элект рической и тепловой энергии велики. Велико н значение этой работы для нового подъема нашей экономики. Это еще раз подчеркивается в Постановлении ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении организации социалистического соревнования». Пролетарии всех стран , соединяйтесь* ОРГАН ГЛАВКА «СЕВРЫ БА» И ПАРТКОМОВ ТРАЛОВОГО И СЕЛЬДЯНОГО ФЛОТОВ № 115 (2495) 1 СРЕДА, 29 СЕНТЯБРЯ 1971 г. Цена 2 коп. На ударной вахте в честь 54-й годовщины Октября эки паж траулера «Днестр» до бился успеха. 25 сентября выполнили план третьего квартала по добыче рыбы и выработке полуфабриката. Капитан РЕМИЗОВ. Экипаж траулера «Ржев» досрочно выполнил план третьего квартала и десяти месяцев первого года пяти летки. Капитан ЛАГУТИН, пред- судкома ГОРЕМЫКО. Коллектив коммунистиче ского труда ТР «Северный ветер» досрочно справился с планом третьего квартала. Для доставки в порт принято 8.800 тонн рыбной продукции вместо 8.690 тонн, преду смотренных планом. Экипаж пересмотрел ранее взятое обязательство и ре шил доставить в порт сверх плана третьего квартала 1.500 тонн рыбной продукции. П. ГОЛУБЕВ, капитан- директор. ГДЕ лю д и ТРУДЯТСЯ В МУРМАНСКЕ на площади Пяти углов име ется огромных размеров щит, на котором показаны лучшие промысловые корабли тра лового флота. По итогам работы за 8 месяцев сре ди них — РТ-307 «Миргород», где капитаном Ген надий Васильевич Волков. Я вспомнил об этом по такому поводу. Разго варивая с командирами «Миргорода», они назвали столько своих отличных работников, что, если бы появилась необходимость занести фамилии всех на тот же щит, там, пожалуй, не хватило бы места. Дальнейшее знакомство с экипажем подтвердило мысль: где люди трудятся на совесть, там не мо жет быть срывов в работе. Капитан Волков прошел хорошую школу про мысловика на поисковых судах. Знание тех или других квадратов позволяет ему выбирать наибо лее выгодные позиции для лова. В минувшем рей се у Медвежки, в районе Копытова рыба вела се бя непостоянно, да и ассортимент не был раз личный в разное время суток. Днем в тралы шел окунь, с наступлением сумерек исчезал. Коман дир «Миргорода» придерживался правильной так тики: переходил к ночи нэ промысел палтуса • соседних квадратах. И помощники у капитана были ему под стать, особенно старший штурман Геннадий Павлович Орлов. У старпоме иа любом судне забот хоть отбавляй. А в рейсе, о котором речь, их выпало еще больше: траулер надо было подготовить к ре монту. И тов. Орлов справился с »той задачей. НА СОВЕСТЬ Большую работу выполнилэ машинная команда, руководимая «дедом» И. П. Телелейко. Объем произведенного ремонта составил 500 нормо-ча- сов. Особенно много работы выпало на долю старшего машиниста В. Г. Карпенко, фамилия ко торого была занесена на судовую. Доску;почета. Отличительная черта этого моряка — хорошее знание механизмов своего заведования. Будет нелишним подчеркнуть, что только за одни рейс машинная команда «Миргорода» сэкономила го рюче-смазочных материалов на 250 рублей. В этом, несомненно, заслуга и старшего машиниста. Показали себя с самой лучшей стороны и мас тера по добыче: Н. И. Вёрховинсюий, Н. П. Вторы* пин, Б. Г, Новиков. За три месяца промыслу их стаи раниями обеспечивалась нормальная работа ору дий лова, хотя задееистый грунт доставлял много хлопот. Да и веера — тоже, были они новые, про меряли их столько, что в памяти и не сохранилось число промеров. . с : А итог рейса таков: вЫдоботано 4390 центкерде полуфабриката из ценных пород, рыб — палтусе, окуня при задании 4316 центнеров. . . В. СЕРГЕЕВ. V I ПОВЫШАТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ С РАЗНОГЛУБИННЫМ ТРАЛОМ РЕШАТЬ АЧИ ТЕСНОМ СОДРУЖЕСТВЕ В ПОСЛЕДНЕЕ время на страницах нашей печати начат большой и серьезный разговор о состоянии и проблемах разноглубинного промыс ла в Северном рыбопромысловом бас сейне. Промысловиками поставлено много серьезнейших вопросов, реше ние которых в значительной степени зависит от главка «Севрыба», ученых ПИНРО, инженеров ЦПКТБ, сотруд ников промразведки. Авторы настоящей статьи не ставят своей задачей осветить все проблемы разноглубинного промысла. Мы оста навливаемся лишь на вопросах, кото рые недостаточно полно или совсем не нашли отражения в выступлениях промысловиков, но решение которых, по нашему мнению, поможет сделать новый шаг в развитии и совершенст вовании этого прогрессивного метода лова. Мы не претендуем на абсолютную безошибочность своих выводов и предложений и рассматриваем статью в качестве дискуссионной. Однако крайне желательно, чтобы те товари щи, которых будут касаться критиче ские замечания, не вставали на путь «защиты мундира», а по-деловому подошли к решению проблемных воп росов развития разноглубинного про мысла и высказали свои предложения по дальнейшему его совершенствова нию. Прежде всего об орудиях лова. В настоящее время во всех рыбопро мысловых бассейнах страны широкое применение нашли крупноячейные разноглубинные тралы. .Увеличение шага ячеи позволило сократить со противление тралов и за счет этого увеличить их размеры, добиться уве личения периметра устья и площади облова. Однако увеличение размера ячеи проводится промышленностью без достаточного обоснования. В этом вопросе появилось своеоб разное соревнование — а кто сделает трал с большим размером ячеи? Севе ряне и балтийцы работают в основ ном тралами с шагом ячеи 400 мм и проводят испытания тралов с шагом ячеи 1200 мм, а в это время в «Азчер- рыбе» уже начинают вывязывать и выдавать на суда тралы с шагом ячеи 4000 мм. Какой же оптимальный шаг ячеи должен быть у разноглубинного трала в зависимости от района и объекта промысла? Это вопрос чрезвычайной важности. Ведь если мы будем опыт ным путем подбирать размер ячеи, то нам придется систематически менять конструкции тралов, снимая с судов старые и выдавая новые, неся при этом огромные материальные затра ты. Кроме того, в широких масшта бах применять новые, более совершен ные тралы мы сможем с большим трудом, так как потребуется менять машинный парк сетевязальных фаб рик. Ведь для вывязки крупноячей- ных делей требуются специальные машины, и если мы хотим получать крупноячейные дели, то должны чет ко сказать коллективам сетевязаль ной промышленности, что нам требу ется сейчас и что потребуется в бли жайшие годы. И этот ответ должны дать ученые Полярного института. Требует быстрейшего решения и другой принципиальный вопрос: ка кое направление выбрать в проекти ровании и совершенствовании разно глубинных тралов? Сейчас на всех флотах страны суда работают четырехпластными разно глубинными тралами, оснащенными четырьмя кабелями. А Полярный ин ститут, оставаясь на своих старых позициях, по-прежнему считает, что тралы должны быть двухпластными и оснащаться не менее чем шестью кабелями. Такое резкое расхождение промышленности и ученых Полярного института в столь серьезном вопросе далее не может быть терпимым и здесь надо подойти к одному знаме нателю. Надо отметить, что промыш ленность ничего не имеет против то го, чтобы внедрить тралы конструк ции ПИНРО, если они окажутся луч ше находящихся на вооружении. Про мысловики будут только благодарны ПИНРО за помощь в оснащении фло та более уловистыми орудиями лова. Но, подчеркиваем, сложившееся поло жение ненормально. Только совмест ные целенаправленные усилия уче ных и промысловиков смогут помочь нашему бассейну вернуть былую сла ву пионеров разноглубинного промыс ла. В настоящее время при обсуждении проектов новых типов судов' идет много споров о том, какую траловую лебедку следует устанавливать на них. И никто сколько-нибудь обосно ванного, в расчете на перспективу от вета на этот вопрос не дает. По на шему мнению, ученые ПИНРО и спе циалисты ЦПКТБ должны внима тельно изучить этот вопрос и выдать прбмышленности научно обоснован ные рекомендации по наиболее опти мальной взаимосвязи мощности тра ловых лебедок с тягозыми характе ристиками судов. Это поможет про мысловикам избежать ошибок, какие мы имели в прошлом. Получали впол- (Окончание на 3 стр.). ■i
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz