Рыбный Мурман. 1971 г. Сентябрь.

Топливоиэлектроэнергию РАСХОДУЙ РАЗУМНО! З А ДЕВЯТОЕ пятилетие нормы расхода топлива и электрической энергии должны быть снижены на 7— 10 процентов. Таково задание X X IV съезда КПСС. Не трудно подсчитать, какую экономию получит народное хозяй­ ство в результате выполнения этого задания, если иметь в ви­ ду, что в 1975 году будет выработано 1.030—1.070 миллиар­ дов киловатт-часов электроэнергии. Добыча всех видов пер­ вичного топлива в условном исчислении только в этом году составит 1 миллиард 290 миллионов тонн. Усиление режима экономии, лучшее использование резер­ вов — вот путь, идя по которому,’ можно будет полнее удов­ летворять запросы потребителей в топливе, электрической и тепловой энергии. Коллективы флотов и береговых предприятий Северного бассейна, соревнуясь за повышение эффективности производ­ ства, добиваются сокращения расхода топлива. Траловый флот, например, в первом полугодии снизил'расход дизель­ ного топлива на 3475 тонн, мазута — на 2563 тонны. Среди машинных команд, которые уделяют повседневное внимание борьбе за экономию и бережливость, следует отметить машин­ ную команду траулера «Сириус», возглавляемую Героем Со­ циалистического Труда тов. Поповым В. А. Успешно вы­ полняют обязательство по экономии топлива экипажи ППР «Заполярный», «Павлово», БМРТ «Капитан Демидов», «Па­ раллакс», траулеров «Мета», «Магадан» и других судов. Коллегия главного управления «Севрыба» поставила перед работниками рыбной промышленности бассейна задачу — во втором полугодии 1971 года и первом квартале 1972 года.сократить расход топлива и электроэнергии не менее чем на три процента от нормируемого потребления. Опыт передо­ вых экипажей показывает, что дело это реальное при полной мобилизации всех сил н возможностей. Посмотрите же хозяйским глазом, товарищи моряки и рыбообработчики, портовики и судоремонтники: где есть ре­ зервы экономии, которые можно привести в действие. Где допускаются просчеты, приводящие к непроизводительному расходованию топливно-энергетических ресурсов. Добейтесь, чтобы техническое состояние двигателей, стан­ ков, механизмов было отличным. Активнее применяйте спе­ циальные присадки, которые способствуют лучшему сгоранию мазута и уменьшению загрязнения поверхности котлов. Улуч­ шайте тепловую изоляцию паропроводов и теплоиспользую- щего оборудования. Важным источником экономии электрической энергии является скоростное фрезерование, сверление, шлифование. Подсчитано, что скоростная обработка металлов на 25—30 процентов увеличивает производительность станков и снижает расход электроэнергии в 1,3—2 раза. Экономия электроэнер­ гия способствует строгое соблюдение технологической дис­ циплины в производстве, обеспечение наивыгоднейших режи­ мов работы. Но экономить можно и на другом. Не приходилось ли тебе* читатель, видеть, как в дневное время горит множество электрических ламп! Забейте тревогу: ведь летят иа ветер кнл<юатт-часы! А залитый светом цех, где в вечерней или ночной смене трудится лишь несколько человек? Можно ли проходить мимо иодобиого расточительства. _ Большое поле деятельности в борьбе за экономию топлив­ но-энергетических ресурсов принадлежит народным контроле­ рам. В этом отношении особенно многое предстоит сделать группам и постам на рыбокомбинате. Как видите, возможности и пути экономии топлива, элект­ рической и тепловой энергии велики. Велико н значение этой работы для нового подъема нашей экономики. Это еще раз подчеркивается в Постановлении ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении организации социалистического соревнования». Пролетарии всех стран , соединяйтесь* ОРГАН ГЛАВКА «СЕВРЫ БА» И ПАРТКОМОВ ТРАЛОВОГО И СЕЛЬДЯНОГО ФЛОТОВ № 115 (2495) 1 СРЕДА, 29 СЕНТЯБРЯ 1971 г. Цена 2 коп. На ударной вахте в честь 54-й годовщины Октября эки­ паж траулера «Днестр» до­ бился успеха. 25 сентября выполнили план третьего квартала по добыче рыбы и выработке полуфабриката. Капитан РЕМИЗОВ. Экипаж траулера «Ржев» досрочно выполнил план третьего квартала и десяти месяцев первого года пяти­ летки. Капитан ЛАГУТИН, пред- судкома ГОРЕМЫКО. Коллектив коммунистиче­ ского труда ТР «Северный ветер» досрочно справился с планом третьего квартала. Для доставки в порт принято 8.800 тонн рыбной продукции вместо 8.690 тонн, преду­ смотренных планом. Экипаж пересмотрел ранее взятое обязательство и ре­ шил доставить в порт сверх плана третьего квартала 1.500 тонн рыбной продукции. П. ГОЛУБЕВ, капитан- директор. ГДЕ лю д и ТРУДЯТСЯ В МУРМАНСКЕ на площади Пяти углов име­ ется огромных размеров щит, на котором показаны лучшие промысловые корабли тра­ лового флота. По итогам работы за 8 месяцев сре­ ди них — РТ-307 «Миргород», где капитаном Ген­ надий Васильевич Волков. Я вспомнил об этом по такому поводу. Разго­ варивая с командирами «Миргорода», они назвали столько своих отличных работников, что, если бы появилась необходимость занести фамилии всех на тот же щит, там, пожалуй, не хватило бы места. Дальнейшее знакомство с экипажем подтвердило мысль: где люди трудятся на совесть, там не мо­ жет быть срывов в работе. Капитан Волков прошел хорошую школу про­ мысловика на поисковых судах. Знание тех или других квадратов позволяет ему выбирать наибо­ лее выгодные позиции для лова. В минувшем рей­ се у Медвежки, в районе Копытова рыба вела се­ бя непостоянно, да и ассортимент не был раз­ личный в разное время суток. Днем в тралы шел окунь, с наступлением сумерек исчезал. Коман­ дир «Миргорода» придерживался правильной так­ тики: переходил к ночи нэ промысел палтуса • соседних квадратах. И помощники у капитана были ему под стать, особенно старший штурман Геннадий Павлович Орлов. У старпоме иа любом судне забот хоть отбавляй. А в рейсе, о котором речь, их выпало еще больше: траулер надо было подготовить к ре­ монту. И тов. Орлов справился с »той задачей. НА СОВЕСТЬ Большую работу выполнилэ машинная команда, руководимая «дедом» И. П. Телелейко. Объем произведенного ремонта составил 500 нормо-ча- сов. Особенно много работы выпало на долю старшего машиниста В. Г. Карпенко, фамилия ко­ торого была занесена на судовую. Доску;почета. Отличительная черта этого моряка — хорошее знание механизмов своего заведования. Будет нелишним подчеркнуть, что только за одни рейс машинная команда «Миргорода» сэкономила го­ рюче-смазочных материалов на 250 рублей. В этом, несомненно, заслуга и старшего машиниста. Показали себя с самой лучшей стороны и мас­ тера по добыче: Н. И. Вёрховинсюий, Н. П. Вторы* пин, Б. Г, Новиков. За три месяца промыслу их стаи раниями обеспечивалась нормальная работа ору­ дий лова, хотя задееистый грунт доставлял много хлопот. Да и веера — тоже, были они новые, про­ меряли их столько, что в памяти и не сохранилось число промеров. . с : А итог рейса таков: вЫдоботано 4390 центкерде полуфабриката из ценных пород, рыб — палтусе, окуня при задании 4316 центнеров. . . В. СЕРГЕЕВ. V I ПОВЫШАТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ С РАЗНОГЛУБИННЫМ ТРАЛОМ РЕШАТЬ АЧИ ТЕСНОМ СОДРУЖЕСТВЕ В ПОСЛЕДНЕЕ время на страницах нашей печати начат большой и серьезный разговор о состоянии и проблемах разноглубинного промыс­ ла в Северном рыбопромысловом бас­ сейне. Промысловиками поставлено много серьезнейших вопросов, реше­ ние которых в значительной степени зависит от главка «Севрыба», ученых ПИНРО, инженеров ЦПКТБ, сотруд­ ников промразведки. Авторы настоящей статьи не ставят своей задачей осветить все проблемы разноглубинного промысла. Мы оста­ навливаемся лишь на вопросах, кото­ рые недостаточно полно или совсем не нашли отражения в выступлениях промысловиков, но решение которых, по нашему мнению, поможет сделать новый шаг в развитии и совершенст­ вовании этого прогрессивного метода лова. Мы не претендуем на абсолютную безошибочность своих выводов и предложений и рассматриваем статью в качестве дискуссионной. Однако крайне желательно, чтобы те товари­ щи, которых будут касаться критиче­ ские замечания, не вставали на путь «защиты мундира», а по-деловому подошли к решению проблемных воп­ росов развития разноглубинного про­ мысла и высказали свои предложения по дальнейшему его совершенствова­ нию. Прежде всего об орудиях лова. В настоящее время во всех рыбопро­ мысловых бассейнах страны широкое применение нашли крупноячейные разноглубинные тралы. .Увеличение шага ячеи позволило сократить со­ противление тралов и за счет этого увеличить их размеры, добиться уве­ личения периметра устья и площади облова. Однако увеличение размера ячеи проводится промышленностью без достаточного обоснования. В этом вопросе появилось своеоб­ разное соревнование — а кто сделает трал с большим размером ячеи? Севе­ ряне и балтийцы работают в основ­ ном тралами с шагом ячеи 400 мм и проводят испытания тралов с шагом ячеи 1200 мм, а в это время в «Азчер- рыбе» уже начинают вывязывать и выдавать на суда тралы с шагом ячеи 4000 мм. Какой же оптимальный шаг ячеи должен быть у разноглубинного трала в зависимости от района и объекта промысла? Это вопрос чрезвычайной важности. Ведь если мы будем опыт­ ным путем подбирать размер ячеи, то нам придется систематически менять конструкции тралов, снимая с судов старые и выдавая новые, неся при этом огромные материальные затра­ ты. Кроме того, в широких масшта­ бах применять новые, более совершен­ ные тралы мы сможем с большим трудом, так как потребуется менять машинный парк сетевязальных фаб­ рик. Ведь для вывязки крупноячей- ных делей требуются специальные машины, и если мы хотим получать крупноячейные дели, то должны чет­ ко сказать коллективам сетевязаль­ ной промышленности, что нам требу­ ется сейчас и что потребуется в бли­ жайшие годы. И этот ответ должны дать ученые Полярного института. Требует быстрейшего решения и другой принципиальный вопрос: ка­ кое направление выбрать в проекти­ ровании и совершенствовании разно­ глубинных тралов? Сейчас на всех флотах страны суда работают четырехпластными разно­ глубинными тралами, оснащенными четырьмя кабелями. А Полярный ин­ ститут, оставаясь на своих старых позициях, по-прежнему считает, что тралы должны быть двухпластными и оснащаться не менее чем шестью кабелями. Такое резкое расхождение промышленности и ученых Полярного института в столь серьезном вопросе далее не может быть терпимым и здесь надо подойти к одному знаме­ нателю. Надо отметить, что промыш­ ленность ничего не имеет против то­ го, чтобы внедрить тралы конструк­ ции ПИНРО, если они окажутся луч­ ше находящихся на вооружении. Про­ мысловики будут только благодарны ПИНРО за помощь в оснащении фло­ та более уловистыми орудиями лова. Но, подчеркиваем, сложившееся поло­ жение ненормально. Только совмест­ ные целенаправленные усилия уче­ ных и промысловиков смогут помочь нашему бассейну вернуть былую сла­ ву пионеров разноглубинного промыс­ ла. В настоящее время при обсуждении проектов новых типов судов' идет много споров о том, какую траловую лебедку следует устанавливать на них. И никто сколько-нибудь обосно­ ванного, в расчете на перспективу от­ вета на этот вопрос не дает. По на­ шему мнению, ученые ПИНРО и спе­ циалисты ЦПКТБ должны внима­ тельно изучить этот вопрос и выдать прбмышленности научно обоснован­ ные рекомендации по наиболее опти­ мальной взаимосвязи мощности тра­ ловых лебедок с тягозыми характе­ ристиками судов. Это поможет про­ мысловикам избежать ошибок, какие мы имели в прошлом. Получали впол- (Окончание на 3 стр.). ■i

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz