Рыбный Мурман. 1971 г. Сентябрь.
„Л О Ц М А ПОКАЗЫВАЕ Т В ТОТ день я обошел несколько трауле ров, но только на одном из них, стареньком потрепанном «Лоцмане» до велось услышать оптимистич ные слова: — Поработали хорошо. План выполнили, даже боль ше того, перевыполнили. А когда я привел примеры с «неудачными» судами, ка питан Иван Иванович Стол бов как-то таинственно заме тил: — Так это «ншдкачи». У них другое дело. Потам стало ясно, что он имел в виду. Те самые трау леры на жидком топливе ра ботали у Медвежки, рейсы дольше были, а «Лоцман», плавание провел у берегов. Вот и все «другое». В ос тальном все. находились в одинаковом положении: па безрыбье. Листаю судовой журнал «Лоцмана». Скупые деловые записи о спуске, подъеме трала, навигационного харак тера, отметки об уловах. Они не вызывают восторга. Боль шей частью полтонны, трис та, двести килограммов. По- истине удивительно, как эки пажу па крохам удалось за 14 дней выработать 180 цент неров соленого полуфабрика та, 460 — охлажденного, бо лее 20 центнеров ценной рыб ной продукции — клнпфнс- ка. По плану надо было из готовить в общей сложности 520 центнеров полуфабрика та. ; Остановка судна у бере гов, на Рыбачьей, Кильдин- ской банках — не слепое ре шение капитана Столбова. Скорее всего — обдуманная и хорошо проверенная в прошлом тактика работы опытного промысловика. На пример, в предыдущем.'пла вании он рискнул проложить курс к Медвежке. Оправда лось. Сейчас, хотя основная группа по-прежнему там на ходилась, Иван Иванович уже не пошел туда. Первый его аргумент при выборе раз личных районов: — Старое наше судно. Да леко не побежишь, переход занимает много време ни. Но в тот раз у берегов было совсем пусто. Вот и при кидываешь в порту: взять по меньше воды, соли, в основ ном на «свежье» рассчитыва ешь. А вместо этого груза бросишь в резервный трюм лишние тонны топлива. Вот так. 20 тонн возьмешь — почтп двое суток дополни тельно проходишь, к приме р у Теперь капитан рассказы вает о тех «за», которые сы грали свою роль в минувшем плавании. Тут уж иной под ход. Но так может только показаться. В одном и дру гом случае видны глубокие капитанские раздумья о том, как лучше сделать, чтобы справиться с государствен ным планом. — В стоянку в отделе до бычи обязательно просмот ришь сводку за те дни, пока судно стоит у причала. Кар тина ясна. А что касается конкретного моего решения о только что законченном рей се, скажу. Когда шли в про шлый раз в порт, видел: у бе регов брали по полтонне, на северо-западе было больше. Но лучше поближе быть, чем гнаться за далеким. Такая капитанская тактика справедлива в отношении всех плаваний, которые он совершает на «Лоцмане» с прошлого года, то есть с са мого начала, работы на нем. Но, видимо; это можно отнес ти и ко всем годам его про мысловой деятельности, а только на мостике он провел более 20 лет. Право, моря кам повезло, что у них такой командир. Впрочем, даже в официальном документе ска зано об Иване Ивановиче Столбове, как о знающем дело специалисте, настоящем хозяине на судне. С первых дней года эки паж «Лоцмана» трудится от лично. Назову последние цифры. При задании на 9 ме сяцев семь тысяч центнеров выработано 7450 центнеров полуфабриката трески, окуня, палтуса, Теперь вот до вы полнения плана третьего квартала осталось выловить считанные тонны рыбы. Хо рошие и экономические пока затели. В девятом рейсе кол лектив сэкономил по несколь ким статьям затрат 1510 рублей, в десятом — 1389 и одиннадцатом — 572 рубля. В июле балансовая комис сия признала промысловую и финансовую деятельность экипажа удовлетворительной. И только потому, что заме нивший Столбова, ' который ушел в отпуск, другой капи тан «сйизил некоторые пока затели». (В кавычках — вы писка из решения балансовой комиссии), Отлично строят моряки «Лоцмана» работу и непо средственно в море. Тут уж надо говорить о многих. Но начну опять с капитана. На безрыбье он не успокоится, пока не проверит знакомые ему площадки, с другими по советуется, сам порекоменду ет. По, своей инициативе в минувшем рейсе дважды про верил места у АйновсКих ост ровов. Хотя впустую были пробежки, но у всей группы, а у берегов работали суда и тралового флота, и «Мурман- сельди», и архангелогород цы, появилась уверенность: там делать нечего. На полтонне отлично дер жались судоводители. Тра ления вели короткие — по часу, полтора, за это время из рук секстан не выпуска ли, определяли место, чтобы не потерять рыбу. Или лока тор использовали. И вот та кой факт. При частых подъ емах, спусках трала времени на эти операции уходит мно го. И тем не менее суточный режим траления был боль ше планового. О своих по мощниках И. И. Столбов от зывается: — Старпом Владимир Павлович Гасюта, этот моло дец. Пора капитаном быть. Уйду с «Лоцмана», оставлю его за себя. Анатолий Яков левич Блинов, второй штур ман, знает берега, площадки, не новичок. Молодец. И так дальше. О ком пи за шел бы разговор, у капита на находится доброе слово. Меня особенно поразил его отзыв о консервных мастерах ударниках коммунистическо го труда Сергее Михайлови че Харченко и Николае Иль иче Барабанове. — С ума сошли (в эти сло ва, кажущиеся нелестными, он вложил столько тепла), за рейс 15 тысяч условных ба нок консервов сделали. Буду докладывать начальнику флота, так не поверит. С ут ра до ночи трудились. Печень была крупная, чистая. Добавлю от себя. Консерв щики давно прописались на" «Лоцмане», «с ума сходят» все время. На 1 сентября вы пустили 95. тысяч банок кон сервов, положено было 85 ты сяч. А ведь в некоторых рай онах промышляли палтуса, из которого, как известно, консервы на РТ не делают. В плаваний судно ;шесть часов пролежало в дрейфе из- за поломки лебедки. Вины машинной команды тут нет — старая болезнь. Отлично то, что механики все сдела ли, чтобы не сорвать рейс, смотрели за лебедкой, как «за ребенком» — слова ка; питана. Смотрел «дед» Дар вин Константинович Поляков, третий механик Николай Александрович Неманов, обе спечивал бесперебойную ра боту глазной машины второй механик Геннадий Михайло вич Кошевой, «держали па рок» кочегары Семен Кузь мич Земцов, Петр Андреевич Фомов. — Людей у нас много хо роших, — улыбался капи тан. — Назову еще мастеров по добыче Кузьму Андрееви ча Аникиева, Николая Вик торовича Минина, мастеров по обработке Василия Моисе евича Догодькина, Ивана Емельяновича Герасимова, матросов Николая Васильеви ча Захарова, Ивана Серге евича Билицина, Евгения Ле онидовича Лунева. ...«Лоцман» снова в море. Стоянка была минимальная, как и многие другие. Моря ки торопятся. И причина для этого веская. Они обязались план первого года девятой пятилетки выполнить к 7 но ября. В. С ЕРГЕЕВ . На сннмке: капитан И. И, Столбов. МАШИНА ДЛЯ ГЛАЗИРОВКИ БЛОКОВ МОРОЖЕНОЙ РЫБЫ Эта машина А8-ИГ4-а созда- глазурь в количестве не менее на в ПИНРО. Она предназиаче- четырех процентов от веса бло ка для покрытия блоков моро- ка размером 800x250x60 мм женой рыбы защитной ледяной при температуре его не выше корочкой. — 15° С. Импульсное устрой- Образоваиие глазури дости- ст®° автоматически включает в гается путем троекратного крат- Работу гидроприводмашины при повременного погружения, блока заПзУзье в нее блока рыбы, в холодную воду с последую- ' Техническая характеристика, щей длительной выдержкой его Габариты 2675x1360x1635 мм. в охлажденном воздухе. в ес _ 2092 кг. Потребляемая Перемещение блоков в маши- мощность 1,5 квт. Производи- не осуществляется при помощи тельность 300 блоков в час. т е ? Машина испытывалась на ря- тикальнойигоризонтальной де К0Раблей- в т<ш числе и на горизонтальной БМРТ «Некрасов». 19 сентября плоскостях. 1971 года межведомственная ко- Воздух внутри машины ох- миссия под председательством лаждается холодным рассолом, зам. начальника технического поступающим из судовой си- отдела главка «Севрыба» тов. стемы охлаждения трюмов. От- Воронова А. А. рекомендовала танвание блоков от противней машину для глазировки блоков производится забортной водой, мороженой рыбы к серийному В машине можно получить производству. Ш !§ f4? На снимке — глазировочная машина. ■« НОВОСТИ ЗАРУБЕЖНОГО ПРОМЫСЛА РЕАКРЯ Ш Ы Н Н А С В Е Т / 1» • . t Ъ Атлантическая сельдь — Сельдь, адаптировавшаяся к один из многих видов морских темноте, привлекается менее эф- объектов, которые привлекают- фектнвно, чем адаптировавшая ся на свет. В США* свет для ся к свету, поэтому нспользова- лова сельди применяется очень ние света представляется более давно. Он используется широ- целесообразным вскоре после ко па восточном побережье, а сумерек. теперь очень эффективно приме няется современными кошель- Много экспериментальных ра бот было сделано в лаборатории, нобепе^ однако морские исследования с пооережье при лове тихоокеап подводными вмпчнинямй ппп - скои сельди. источника и под твердили большинство лабора- Былн проведены экспернмен- торных заключений. Во время ты по изучению поведения сель- морских работ использовалась ди по отношению к световым 250-ваттная лампа с герметич- полям. Результаты предполага- ным патроном, которая опуска ется использовать для повыше- лась в воду от 2 до 5 м. Д е вят ь усп еш ны х рейсов Экипаж траулера «Минск» из рейса в рейс добивается хороших результатов. При го довом обязательстве 13 ты сяч центнеров коллектив уже доставил в порт около девя ти тысяч центнеров полу фабриката трески, палтуса, окуня. Качество продукции высокое. Все это — результат про думанной организации социа листического соревнования па корабле. Трудна на промысле обста новка. Да и грунт, где вели лов, скалистый — рвет тра лы. Старший мастер по до быче рыбы Виктор Иванович Мельников, отмеченный не давно флотской Почетной грамотой, его помощник ударник коммунистическо го труда Александр Василь евич Рыльцев добиваются, что тралы находятся в воде за сутки по 18—20 часов. Это значительно больше нормы и позволяет увели чить вылов рыбы. Позади девятый по счету рейс. По всем показателям задание перекрыто, Зарегистрированные эхоло том в течение дня небольшие стайки сельди на расстоянии по рядка 270 м от источника све та вскоре после сумерек (пос ле включения ламяы) начинали появляться у источника через нйя эффективности лова сель ди у Новой Англии. Экспери менты показали, что эффект привлечения сельди на свет за висит от ряда факторов. К ипм, например , относятся яркость света, расположение источника света (над водой или ниже по- ГглТ 0‘ и „^ т ‘ верхностн воды), температура J ' воды и физиологическое состо- При работе с подводными ис- яние рыбы. точниками света в заливе св. Опыты Т 1 КЖР показапи что Лаврентия в нескольких случа- очень яркий или очень слабый ™ ™ f c ^ S ^ S o p a ? вылав- свет менее эффективен, опти лнвалась кошельковым неводом, мальная яркость зависит от рас- На отдельных станциях были р Нодны Г,“ т ? ™ более эф^ Л ? о Т Ж “ к»ро- б о е Т в е У н и е ^ о Г ^ Ф е к т т - ил" совсем М но в холодной воде, ,ем в теп- регаС1Р“ Р “ „ У д Р я в ц Е В .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz