Рыбный Мурман. 1971 г. Сентябрь.

„Л О Ц М А ПОКАЗЫВАЕ Т В ТОТ день я обошел несколько трауле­ ров, но только на одном из них, стареньком потрепанном «Лоцмане» до­ велось услышать оптимистич­ ные слова: — Поработали хорошо. План выполнили, даже боль­ ше того, перевыполнили. А когда я привел примеры с «неудачными» судами, ка­ питан Иван Иванович Стол­ бов как-то таинственно заме­ тил: — Так это «ншдкачи». У них другое дело. Потам стало ясно, что он имел в виду. Те самые трау­ леры на жидком топливе ра­ ботали у Медвежки, рейсы дольше были, а «Лоцман», плавание провел у берегов. Вот и все «другое». В ос­ тальном все. находились в одинаковом положении: па безрыбье. Листаю судовой журнал «Лоцмана». Скупые деловые записи о спуске, подъеме трала, навигационного харак­ тера, отметки об уловах. Они не вызывают восторга. Боль­ шей частью полтонны, трис­ та, двести килограммов. По- истине удивительно, как эки­ пажу па крохам удалось за 14 дней выработать 180 цент­ неров соленого полуфабрика­ та, 460 — охлажденного, бо­ лее 20 центнеров ценной рыб­ ной продукции — клнпфнс- ка. По плану надо было из­ готовить в общей сложности 520 центнеров полуфабрика­ та. ; Остановка судна у бере­ гов, на Рыбачьей, Кильдин- ской банках — не слепое ре­ шение капитана Столбова. Скорее всего — обдуманная и хорошо проверенная в прошлом тактика работы опытного промысловика. На­ пример, в предыдущем.'пла­ вании он рискнул проложить курс к Медвежке. Оправда­ лось. Сейчас, хотя основная группа по-прежнему там на­ ходилась, Иван Иванович уже не пошел туда. Первый его аргумент при выборе раз­ личных районов: — Старое наше судно. Да­ леко не побежишь, переход занимает много време­ ни. Но в тот раз у берегов было совсем пусто. Вот и при­ кидываешь в порту: взять по­ меньше воды, соли, в основ­ ном на «свежье» рассчитыва­ ешь. А вместо этого груза бросишь в резервный трюм лишние тонны топлива. Вот так. 20 тонн возьмешь — почтп двое суток дополни­ тельно проходишь, к приме­ р у Теперь капитан рассказы­ вает о тех «за», которые сы­ грали свою роль в минувшем плавании. Тут уж иной под­ ход. Но так может только показаться. В одном и дру­ гом случае видны глубокие капитанские раздумья о том, как лучше сделать, чтобы справиться с государствен­ ным планом. — В стоянку в отделе до­ бычи обязательно просмот­ ришь сводку за те дни, пока судно стоит у причала. Кар­ тина ясна. А что касается конкретного моего решения о только что законченном рей­ се, скажу. Когда шли в про­ шлый раз в порт, видел: у бе­ регов брали по полтонне, на северо-западе было больше. Но лучше поближе быть, чем гнаться за далеким. Такая капитанская тактика справедлива в отношении всех плаваний, которые он совершает на «Лоцмане» с прошлого года, то есть с са­ мого начала, работы на нем. Но, видимо; это можно отнес­ ти и ко всем годам его про­ мысловой деятельности, а только на мостике он провел более 20 лет. Право, моря­ кам повезло, что у них такой командир. Впрочем, даже в официальном документе ска­ зано об Иване Ивановиче Столбове, как о знающем дело специалисте, настоящем хозяине на судне. С первых дней года эки­ паж «Лоцмана» трудится от­ лично. Назову последние цифры. При задании на 9 ме­ сяцев семь тысяч центнеров выработано 7450 центнеров полуфабриката трески, окуня, палтуса, Теперь вот до вы­ полнения плана третьего квартала осталось выловить считанные тонны рыбы. Хо­ рошие и экономические пока­ затели. В девятом рейсе кол­ лектив сэкономил по несколь­ ким статьям затрат 1510 рублей, в десятом — 1389 и одиннадцатом — 572 рубля. В июле балансовая комис­ сия признала промысловую и финансовую деятельность экипажа удовлетворительной. И только потому, что заме­ нивший Столбова, ' который ушел в отпуск, другой капи­ тан «сйизил некоторые пока­ затели». (В кавычках — вы­ писка из решения балансовой комиссии), Отлично строят моряки «Лоцмана» работу и непо­ средственно в море. Тут уж надо говорить о многих. Но начну опять с капитана. На безрыбье он не успокоится, пока не проверит знакомые ему площадки, с другими по­ советуется, сам порекоменду­ ет. По, своей инициативе в минувшем рейсе дважды про­ верил места у АйновсКих ост­ ровов. Хотя впустую были пробежки, но у всей группы, а у берегов работали суда и тралового флота, и «Мурман- сельди», и архангелогород­ цы, появилась уверенность: там делать нечего. На полтонне отлично дер­ жались судоводители. Тра­ ления вели короткие — по часу, полтора, за это время из рук секстан не выпуска­ ли, определяли место, чтобы не потерять рыбу. Или лока­ тор использовали. И вот та­ кой факт. При частых подъ­ емах, спусках трала времени на эти операции уходит мно­ го. И тем не менее суточный режим траления был боль­ ше планового. О своих по­ мощниках И. И. Столбов от­ зывается: — Старпом Владимир Павлович Гасюта, этот моло­ дец. Пора капитаном быть. Уйду с «Лоцмана», оставлю его за себя. Анатолий Яков­ левич Блинов, второй штур­ ман, знает берега, площадки, не новичок. Молодец. И так дальше. О ком пи за­ шел бы разговор, у капита­ на находится доброе слово. Меня особенно поразил его отзыв о консервных мастерах ударниках коммунистическо­ го труда Сергее Михайлови­ че Харченко и Николае Иль­ иче Барабанове. — С ума сошли (в эти сло­ ва, кажущиеся нелестными, он вложил столько тепла), за рейс 15 тысяч условных ба­ нок консервов сделали. Буду докладывать начальнику флота, так не поверит. С ут­ ра до ночи трудились. Печень была крупная, чистая. Добавлю от себя. Консерв­ щики давно прописались на" «Лоцмане», «с ума сходят» все время. На 1 сентября вы­ пустили 95. тысяч банок кон­ сервов, положено было 85 ты­ сяч. А ведь в некоторых рай­ онах промышляли палтуса, из которого, как известно, консервы на РТ не делают. В плаваний судно ;шесть часов пролежало в дрейфе из- за поломки лебедки. Вины машинной команды тут нет — старая болезнь. Отлично то, что механики все сдела­ ли, чтобы не сорвать рейс, смотрели за лебедкой, как «за ребенком» — слова ка; питана. Смотрел «дед» Дар­ вин Константинович Поляков, третий механик Николай Александрович Неманов, обе­ спечивал бесперебойную ра­ боту глазной машины второй механик Геннадий Михайло­ вич Кошевой, «держали па­ рок» кочегары Семен Кузь­ мич Земцов, Петр Андреевич Фомов. — Людей у нас много хо­ роших, — улыбался капи­ тан. — Назову еще мастеров по добыче Кузьму Андрееви­ ча Аникиева, Николая Вик­ торовича Минина, мастеров по обработке Василия Моисе­ евича Догодькина, Ивана Емельяновича Герасимова, матросов Николая Васильеви­ ча Захарова, Ивана Серге­ евича Билицина, Евгения Ле­ онидовича Лунева. ...«Лоцман» снова в море. Стоянка была минимальная, как и многие другие. Моря­ ки торопятся. И причина для этого веская. Они обязались план первого года девятой пятилетки выполнить к 7 но­ ября. В. С ЕРГЕЕВ . На сннмке: капитан И. И, Столбов. МАШИНА ДЛЯ ГЛАЗИРОВКИ БЛОКОВ МОРОЖЕНОЙ РЫБЫ Эта машина А8-ИГ4-а созда- глазурь в количестве не менее на в ПИНРО. Она предназиаче- четырех процентов от веса бло­ ка для покрытия блоков моро- ка размером 800x250x60 мм женой рыбы защитной ледяной при температуре его не выше корочкой. — 15° С. Импульсное устрой- Образоваиие глазури дости- ст®° автоматически включает в гается путем троекратного крат- Работу гидроприводмашины при повременного погружения, блока заПзУзье в нее блока рыбы, в холодную воду с последую- ' Техническая характеристика, щей длительной выдержкой его Габариты 2675x1360x1635 мм. в охлажденном воздухе. в ес _ 2092 кг. Потребляемая Перемещение блоков в маши- мощность 1,5 квт. Производи- не осуществляется при помощи тельность 300 блоков в час. т е ? Машина испытывалась на ря- тикальнойигоризонтальной де К0Раблей- в т<ш числе и на горизонтальной БМРТ «Некрасов». 19 сентября плоскостях. 1971 года межведомственная ко- Воздух внутри машины ох- миссия под председательством лаждается холодным рассолом, зам. начальника технического поступающим из судовой си- отдела главка «Севрыба» тов. стемы охлаждения трюмов. От- Воронова А. А. рекомендовала танвание блоков от противней машину для глазировки блоков производится забортной водой, мороженой рыбы к серийному В машине можно получить производству. Ш !§ f4? На снимке — глазировочная машина. ■« НОВОСТИ ЗАРУБЕЖНОГО ПРОМЫСЛА РЕАКРЯ Ш Ы Н Н А С В Е Т / 1» • . t Ъ Атлантическая сельдь — Сельдь, адаптировавшаяся к один из многих видов морских темноте, привлекается менее эф- объектов, которые привлекают- фектнвно, чем адаптировавшая­ ся на свет. В США* свет для ся к свету, поэтому нспользова- лова сельди применяется очень ние света представляется более давно. Он используется широ- целесообразным вскоре после ко па восточном побережье, а сумерек. теперь очень эффективно приме­ няется современными кошель- Много экспериментальных ра­ бот было сделано в лаборатории, нобепе^ однако морские исследования с пооережье при лове тихоокеап подводными вмпчнинямй ппп - скои сельди. источника и под­ твердили большинство лабора- Былн проведены экспернмен- торных заключений. Во время ты по изучению поведения сель- морских работ использовалась ди по отношению к световым 250-ваттная лампа с герметич- полям. Результаты предполага- ным патроном, которая опуска­ ется использовать для повыше- лась в воду от 2 до 5 м. Д е вят ь усп еш ны х рейсов Экипаж траулера «Минск» из рейса в рейс добивается хороших результатов. При го­ довом обязательстве 13 ты­ сяч центнеров коллектив уже доставил в порт около девя­ ти тысяч центнеров полу­ фабриката трески, палтуса, окуня. Качество продукции высокое. Все это — результат про­ думанной организации социа­ листического соревнования па корабле. Трудна на промысле обста­ новка. Да и грунт, где вели лов, скалистый — рвет тра­ лы. Старший мастер по до­ быче рыбы Виктор Иванович Мельников, отмеченный не­ давно флотской Почетной грамотой, его помощник ударник коммунистическо­ го труда Александр Василь­ евич Рыльцев добиваются, что тралы находятся в воде за сутки по 18—20 часов. Это значительно больше нормы и позволяет увели­ чить вылов рыбы. Позади девятый по счету рейс. По всем показателям задание перекрыто, Зарегистрированные эхоло­ том в течение дня небольшие стайки сельди на расстоянии по­ рядка 270 м от источника све­ та вскоре после сумерек (пос­ ле включения ламяы) начинали появляться у источника через нйя эффективности лова сель­ ди у Новой Англии. Экспери­ менты показали, что эффект привлечения сельди на свет за­ висит от ряда факторов. К ипм, например , относятся яркость света, расположение источника света (над водой или ниже по- ГглТ 0‘ и „^ т ‘ верхностн воды), температура J ' воды и физиологическое состо- При работе с подводными ис- яние рыбы. точниками света в заливе св. Опыты Т 1 КЖР показапи что Лаврентия в нескольких случа- очень яркий или очень слабый ™ ™ f c ^ S ^ S o p a ? вылав- свет менее эффективен, опти лнвалась кошельковым неводом, мальная яркость зависит от рас- На отдельных станциях были р Нодны Г,“ т ? ™ более эф^ Л ? о Т Ж “ к»ро- б о е Т в е У н и е ^ о Г ^ Ф е к т т - ил" совсем М но в холодной воде, ,ем в теп- регаС1Р“ Р “ „ У д Р я в ц Е В .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz