Рыбный Мурман. 1971 г. Сентябрь.
Реш ения X X I V съезда 1CЛ СС в ж н з я ь ! Проблема эффективного использования трудовых ресурсов при* обретает все большее значение в решении народнохозяйственных задач. Об этом убедительно свидетельствуют материалы XXIV съез да КПСС. Более рациональное использование трудовых ресурсов, снижение трудовых затрат, как ответил в Отчетном докладе ЦК КПСС тов. Л. И. Брежнев, — одно из важнейших направлений работы по повышению эффективности производства. В нашей стране все шире развертывается движение за рост вы* пуска продукции без увеличения численности рабочих, а некото рые предприятия обеспечивают рост выпуска продукции и при сни жении численности работающих. В частности, оправдал себя опыт Щекинского комбината. Начиная с сегодняшнего номера, редакция газеты «Рыбный Мур- ман» будет рассназыеать о том, как внедряется опыт щекинцев в управлении «Севрыбхолодфлот», о первых достигнутых ■ коллекти ве положительных результатах. I. «СЕКРЕТЫ» ЭКСПЕРИМЕНТА Еще совсем недавно Щекино — этот небольшой город Тульской области с населением в семьдесят пять тысяч че ловек — был ничем не примечательным среди городов нашей Родины. А сегод ня слава о нем, о его тружениках раз лилась даже за пределы Советского Союза. Мыслимое ли дело;— за три го да вдвое увеличить рост производи тельности труда при сокращении чис ленности работающих на тысячу чело век. Именно такого небывалого успеха добились химики Щекинского комбина- та, девизом которых стало: «С меньшим числом людей производить больше про дукции». И неслучайно олыт работы партийно- I го комитета этого предприятия по мо билизации коллектива тружеников на увеличение объемов производства за счет роста производительности труда стал предметом обсуждения в Цент ральном Комитете КПСС. Как отметил ЦК партии, рост эффек тивности производства с меньшей чис ленностью работающих обеспечен ще- кинцами путем разработки и внедрения прогрессивных нормативов по труду, совмещения профессий, расширения зон . обслуживания, механизации трудоемких работ, упрощения и совершенствования структуры управления предприятием й повышения материальной заинтересо ванности работающих. Для материальной заинтересованности людей на комбинате создана своя си стема материального стимулирования, установлены надбавки к тарифным став кам и должностным окладам за счет заработной платы, сэкономленной а ре зультате уменьшения численности про мышленно-производственного персона ла. После его сокращения на тысячу че ловек, как об этом пишет директор Ще кинского химкомбината тов. Шаров, у них образовалась экономия по фонду заработной платы около миллиона руб лей в год. Причем, как было определе но условиями эксперимента, фонд этот состоит из двух частей. Половине сбере женных средств остается в непосредст венном распоряжении цехов, где про изошло уменьшение численности про мышленно-производственного персона ла. Руководство цехов имеет право выплачивать эти деньги тем работникам, у которых увеличился круг обязанно стей в связи с совмещением профессий или расширением зоны обслуживания. Другая половина средств поступает я централизованный комбинатский фонд, им распоряжается дирекция. Куда и ка кие направить, деньги, дирекция решает сама. Чем оправдана такая «раздвоен ность?» — спрашивает товврищ Шаров и сам отвечает: «Не любом предприя тии условия, уровень организации труда в разных цехах, на разных участках не одинаковы. Где-то есть возможность вы свободить побольше людей, сберечь больше средств, а где-то поменьше. Что получилось бы, не будь централи зованной части фонда экономии? Те, ко му вчера жилось вольготнее, сегодня за уплотнение рабочего времени получили бы надбавки, а те, у кого труд и вчера был так же плотен, как теперь у сосе дей, остались бы ни с чем. Раздвоив фонд, мы создали своеобразный «меха низм справедливости», который устра няет «перекосы». На резком повышении роста показа- Л телей производительности труда сказа лось и освоение щмшнцами вторых и смежных профессий, и повышение ква лификации пятью тысячами рабочих. Естественно, что это способствовало росту заработной платы членов коллек тива в среднем на 18 процентов. Боль шое число людей получает от 20 до 30 процентов доплаты к тарифу и окладам за увеличение объема работ и совме щение профессий. В своем постановлении Центральный Комитет КПСС одобрил положительный опыт работы коллектива Щекинского химкомбината и отметил, что щекинский эксперимент Открывает большие пер спективы для приведения в действие.ре зервов увеличения выпуска продукции и повышения производительности труда. Эта работа, как подчеркнул ЦК. партии, имеет важное народнохозяйственное значение. Именно поэтому опыт щекинцев все шире распространяется .на предприя тиях нашей страны. Не остались в сторо не от этого замечательного почина и* труженики нашей заполярной ордена Ленина Мурманской области. В этом сказалась руководящая роль областного комитета партии, который полгора года назад принял специальное постановле ние «О задачах партийных организаций 2. ПЕРВЫЕ ШАГИ Работа транспортных рефрижерато ров «Севрыбхолодфлота» имеет свою специфику. Основная часть эксплуата ционного времени этих судов тратится на переходы в районы промысла и обрат но, а также на стоянки в порту. Лишь четвертая часть времени — в среднем 70—80 суток в году — идет на приемку продукции с промысловых судов в море. По штатному расписанию палубная команда каждого транспортного реф рижератора состоит из 25 матросов (без _ ' боцмана). Именно такое число людей необходимо для приемки рыбы на две точки при двухсменной работе. Но тут получалось явное несоответствие. Чле ны палубной команды трудились в пол ную силу только при обработке про мысловых судов. На переходах же их . загруженность резко падала. А. ведь переходы у этих судов занимают 150— 170 суток » году. Задумываясь над тем, как улучшить обслуживание промысловых судов в море, ускорить их обработку и, тем са мым, 'увеличить добычу рыбы, один из знатны* рыбаков Мурмана высказал мнение: сократить численность палуб ной команды транспортных рефрижера торов, а перегрузку рыбопродукции я море производить силами экипажей про мысловых кораблей, конечно, с соответ ствующей оплатой их труда. Однако при внимательном изучении этого ценного -J|ll|l|IIIIIHIIIIIII!lllllllltlll)IIIHnilUlllll|IIIIIIIIIIUWl.Ui№WIU [ используя | щ е к и н ц I I I области по распространению и внедре нию опыта работы коллектива Щекин- екого химического комбината». Это по становление стало предметом обсужде ния на бюро Мурманского горкома пар тии, где был утвержден план мероприя тий по выполнению постановления бюро ОК КПСС и рекомендовано руководите лям предприятий промышленности и строек города безотлагательно присту пить к разработке и внедрению Щекин ского эксперимента. > У нас, на Кольском полуострове, пер вым использовал результаты этого экс перимента коллектив ордена Ленина комбината «Сеаероникель». К концу прошлого года ему удалось повысить- призводительность труда на 43 процен та, уменьшив численность на тысячу че ловек. Средний заработок рабочих при этом вырос иа 18—20 процентов. Сегодня борьба эа повышение эффек тивности производства развернута на большинстве предприятий Заполярья. Разумеется, специфика предприятий в каждом отдельном случае требует сво их, особых методов организации рабо ты. Но общим для всех остается усло вие: вовлекать в это дело самые широ кие массы рабочих и специалистов. О том, как использовать ценный опыт коллектива Щекинского химкомбината у себя на флоте, в начале прошлого года задумались руководители управле ния «Севрыбхолодфлот», работники пар тийного комитета и многие коммунисты транспортных судов. И это явление не было случайным. У севрыбхолодфлотов- цев есть большие, резервы в совершен ствовании организации техники и тех нологии приема рыбы в море, ее переработки и транспортировки в порт, в механизации трудоемких про цессов перегрузки, внедрении научных методов организации труда, производ ства и управления, более совершенных экономических методов управления на всех участках, судах и по флоту в це лом. Как и у щекинцев, здесь есть не обходимость упрощения и совершенст вования структуры управления, совме щения профессий, расширения зон об служивания, в разработке и внедрении прогрессивных нормативов по труду< !№ на первый взгляд предложения выяви лись и его слабые стороны. Возникло вполне обоснованное опасе ние, что выполнение грузовых работ си лами промысловиков приведет не к уве личению, а к сокращению темпов добы чи рыбы, Во-первых, будут снижены уже достиг нутые среднесуточные показатели пере грузки рыбопродукции, что удлинит сроки нахождения транспортных судов в районе промысла. Во-вторых, моряки транспортных рефрижераторов путем рациональной, тщательной укладки продукции иа года в год улучшали использование грузо вместимости трюмов. Так, если в 1965 году на кораблях типа «Иван Айвазов ский» в среднем за рейс доставлялось в порт 3555 тонн рыбопродукции, то в 1969 году — уже 3759 тонн. Моряки этих судов материально заинтересованы в том, чтобы уложить в трюмы как можно больше груза. От этого зависит их заработная плата. У моряков же про мысловых судов такой заинтересованно сти не будет. Да и опыта погрузочных работ у них меньше. В результате тран спортные суда недовезут из районов промысла значительное количество про дукции, что* в конечном итоге ухудшит эксплуатационно-финансовые показа тели работы судов. В-третьих, предложение о привлече нии промысловиков к перегрузке про дукции на многих судах было встрече но без особого энтузиазма. Да и откуда ему быть? Рыбакам в море и так хва тает дела. Активное участие в обра ботке своих же судов у плавбаз лишь бы повысило интенсификацию их труда. Но и оставить все по-старому было бы неправильным. Нужно было искать ре альные пути сокращения численности палубной команды на транспортных реф рижераторах флота. Выход из этого, казалось, трудного положения помогли найти щекинские химики, их ценнейший эксперимент. Само собой понятно, что сокращение численности палубной команды пол ностью соответствует требованиям жиз ни, тем задачам, которые ставят перед тружениками народного хозяйства стра ны Коммунистическая партия и Совет ское правительство. Надо было лишь отыскать наиболее приемлемые практи ческие пути. И тогда флотский партийный комитет, руководители управления флота развер нули большую разъяснительную работу среди моряков. Ее главной целью было: привлечь как можно больше тружени ков моря к участию в использовании- щекинского метода на судах флота. Работники флотской лаборатории на учной организации труда подготовили информацию о сущности метода щекин цев, о задачах коллектива флота в его внедрении. Эти материалы были распространены на всех судах флота. В течение февраля 1970 года прохо дил специальный месячник. В этот пе риод от экипажей судов поступило немало различных предложений, каса ющихся использования опыта щекин- ской системы. Все эти предложения рассматривались и обсуждались спе циалистами флота и общефлотской ко миссией по проведению месячника. Наиболее приемлемое предложение поступило от экипажей транспортных рефрижераторов «Иркутск» и «Север ный ветер», которыми руководили капи таны-коммунисты Ф . И. Чернявский и П. И. Голубев. Экипажами этих судов было предложено следующее; так как на переходах загруженность матросов палубной команды недостаточная, сокра тить их численность на 10 человек. В результате рабочий день матросов па лубной команды уплотнится и они будут загружены полностью. Оставшиеся 15 матросов должны работать за недостаю щих. Машйнные специалисты на перехо дах занимаются своим обычным делом. Одним словом, на переходах никаких изменений в организации судовой служ бы не производится. С наступлением другого периода пла вания — начала грузовых операций — людей расставляют следующим обра зом: палубная команда доукомплекто вывается до 26 человек за счет высво бождения от своих прямых обязанно стей части членов машинной команды (слесарей, мотористов, электриков), ко торые на период грузовых операций переводятся на работу в трюм. Осталь ные члены машинной команды несут обычные вахты, производят профилак тический осмотр и ремонт техники. Но так как для' производства ремонтных работ <остается меньше сил, в машинную команду вводятся дваслесаря. Вместе с токарем и гаэоэпектросеарщиком они составляют ремонтную группу. Ремонт ники занимаются непосредственно своим. Делом и на промыс/ув, и на переходах, то есть они производят основные ре монтные работы. Таким образом, при предлагаемой ор ганизации труда прежний объем произ водства выполняется при меньшей чис ленности. В целях же материальной заинтере сованности заработная плата высво божденных работников эа периоды про мысла и переходов направляется на материальное поощрение лиц, непо средственно осуществляющих перегруз ку и способствующих производству гру зовых операций. Это предложение было рассмотрено на расширенном заседании постоянно го совета НОТ «Севрыбхолодфлота», одобрено и рекомендовано для внедре ния на всех транспортных рефрижерато рах флота. Прежде чем осуществить экспери ментальные рейсы, были проведены ис следования для определения необходи мой численности команды транспортно го рефрижератора на переходах, опре делены объем работ в зависимости от удаленности районов промысла и нуж ное количество матросов для выполне ния необходимых на судне работ. Эти исследования показали, что опти мальная численность матросов на пере ходах, независимо от районов промыс ла, в среднем должна составлять не 15, как было предложено, а 17 человек. Исходя из этого, для работы с сокра щенным экипажем был определен штат транспортных рефрижераторов. (Продолжение следует).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz