Рыбный Мурман. 1971 г. Сентябрь.

Реш ения X X I V съезда 1CЛ СС в ж н з я ь ! Проблема эффективного использования трудовых ресурсов при* обретает все большее значение в решении народнохозяйственных задач. Об этом убедительно свидетельствуют материалы XXIV съез­ да КПСС. Более рациональное использование трудовых ресурсов, снижение трудовых затрат, как ответил в Отчетном докладе ЦК КПСС тов. Л. И. Брежнев, — одно из важнейших направлений работы по повышению эффективности производства. В нашей стране все шире развертывается движение за рост вы* пуска продукции без увеличения численности рабочих, а некото­ рые предприятия обеспечивают рост выпуска продукции и при сни­ жении численности работающих. В частности, оправдал себя опыт Щекинского комбината. Начиная с сегодняшнего номера, редакция газеты «Рыбный Мур- ман» будет рассназыеать о том, как внедряется опыт щекинцев в управлении «Севрыбхолодфлот», о первых достигнутых ■ коллекти­ ве положительных результатах. I. «СЕКРЕТЫ» ЭКСПЕРИМЕНТА Еще совсем недавно Щекино — этот небольшой город Тульской области с населением в семьдесят пять тысяч че­ ловек — был ничем не примечательным среди городов нашей Родины. А сегод­ ня слава о нем, о его тружениках раз­ лилась даже за пределы Советского Союза. Мыслимое ли дело;— за три го­ да вдвое увеличить рост производи­ тельности труда при сокращении чис­ ленности работающих на тысячу чело­ век. Именно такого небывалого успеха добились химики Щекинского комбина- та, девизом которых стало: «С меньшим числом людей производить больше про­ дукции». И неслучайно олыт работы партийно- I го комитета этого предприятия по мо­ билизации коллектива тружеников на увеличение объемов производства за счет роста производительности труда стал предметом обсуждения в Цент­ ральном Комитете КПСС. Как отметил ЦК партии, рост эффек­ тивности производства с меньшей чис­ ленностью работающих обеспечен ще- кинцами путем разработки и внедрения прогрессивных нормативов по труду, совмещения профессий, расширения зон . обслуживания, механизации трудоемких работ, упрощения и совершенствования структуры управления предприятием й повышения материальной заинтересо­ ванности работающих. Для материальной заинтересованности людей на комбинате создана своя си­ стема материального стимулирования, установлены надбавки к тарифным став­ кам и должностным окладам за счет заработной платы, сэкономленной а ре­ зультате уменьшения численности про­ мышленно-производственного персона­ ла. После его сокращения на тысячу че­ ловек, как об этом пишет директор Ще­ кинского химкомбината тов. Шаров, у них образовалась экономия по фонду заработной платы около миллиона руб­ лей в год. Причем, как было определе­ но условиями эксперимента, фонд этот состоит из двух частей. Половине сбере­ женных средств остается в непосредст­ венном распоряжении цехов, где про­ изошло уменьшение численности про­ мышленно-производственного персона­ ла. Руководство цехов имеет право выплачивать эти деньги тем работникам, у которых увеличился круг обязанно­ стей в связи с совмещением профессий или расширением зоны обслуживания. Другая половина средств поступает я централизованный комбинатский фонд, им распоряжается дирекция. Куда и ка­ кие направить, деньги, дирекция решает сама. Чем оправдана такая «раздвоен­ ность?» — спрашивает товврищ Шаров и сам отвечает: «Не любом предприя­ тии условия, уровень организации труда в разных цехах, на разных участках не­ одинаковы. Где-то есть возможность вы­ свободить побольше людей, сберечь больше средств, а где-то поменьше. Что получилось бы, не будь централи­ зованной части фонда экономии? Те, ко­ му вчера жилось вольготнее, сегодня за уплотнение рабочего времени получили бы надбавки, а те, у кого труд и вчера был так же плотен, как теперь у сосе­ дей, остались бы ни с чем. Раздвоив фонд, мы создали своеобразный «меха­ низм справедливости», который устра­ няет «перекосы». На резком повышении роста показа- Л телей производительности труда сказа­ лось и освоение щмшнцами вторых и смежных профессий, и повышение ква­ лификации пятью тысячами рабочих. Естественно, что это способствовало росту заработной платы членов коллек­ тива в среднем на 18 процентов. Боль­ шое число людей получает от 20 до 30 процентов доплаты к тарифу и окладам за увеличение объема работ и совме щение профессий. В своем постановлении Центральный Комитет КПСС одобрил положительный опыт работы коллектива Щекинского химкомбината и отметил, что щекинский эксперимент Открывает большие пер­ спективы для приведения в действие.ре ­ зервов увеличения выпуска продукции и повышения производительности труда. Эта работа, как подчеркнул ЦК. партии, имеет важное народнохозяйственное значение. Именно поэтому опыт щекинцев все шире распространяется .на предприя­ тиях нашей страны. Не остались в сторо­ не от этого замечательного почина и* труженики нашей заполярной ордена Ленина Мурманской области. В этом сказалась руководящая роль областного комитета партии, который полгора года назад принял специальное постановле­ ние «О задачах партийных организаций 2. ПЕРВЫЕ ШАГИ Работа транспортных рефрижерато­ ров «Севрыбхолодфлота» имеет свою специфику. Основная часть эксплуата­ ционного времени этих судов тратится на переходы в районы промысла и обрат­ но, а также на стоянки в порту. Лишь четвертая часть времени — в среднем 70—80 суток в году — идет на приемку продукции с промысловых судов в море. По штатному расписанию палубная команда каждого транспортного реф­ рижератора состоит из 25 матросов (без _ ' боцмана). Именно такое число людей необходимо для приемки рыбы на две точки при двухсменной работе. Но тут получалось явное несоответствие. Чле­ ны палубной команды трудились в пол­ ную силу только при обработке про­ мысловых судов. На переходах же их . загруженность резко падала. А. ведь переходы у этих судов занимают 150— 170 суток » году. Задумываясь над тем, как улучшить обслуживание промысловых судов в море, ускорить их обработку и, тем са­ мым, 'увеличить добычу рыбы, один из знатны* рыбаков Мурмана высказал мнение: сократить численность палуб­ ной команды транспортных рефрижера­ торов, а перегрузку рыбопродукции я море производить силами экипажей про­ мысловых кораблей, конечно, с соответ­ ствующей оплатой их труда. Однако при внимательном изучении этого ценного -J|ll|l|IIIIIHIIIIIII!lllllllltlll)IIIHnilUlllll|IIIIIIIIIIUWl.Ui№WIU [ используя | щ е к и н ц I I I области по распространению и внедре­ нию опыта работы коллектива Щекин- екого химического комбината». Это по­ становление стало предметом обсужде­ ния на бюро Мурманского горкома пар­ тии, где был утвержден план мероприя­ тий по выполнению постановления бюро ОК КПСС и рекомендовано руководите­ лям предприятий промышленности и строек города безотлагательно присту­ пить к разработке и внедрению Щекин­ ского эксперимента. > У нас, на Кольском полуострове, пер­ вым использовал результаты этого экс­ перимента коллектив ордена Ленина комбината «Сеаероникель». К концу прошлого года ему удалось повысить- призводительность труда на 43 процен­ та, уменьшив численность на тысячу че­ ловек. Средний заработок рабочих при этом вырос иа 18—20 процентов. Сегодня борьба эа повышение эффек­ тивности производства развернута на большинстве предприятий Заполярья. Разумеется, специфика предприятий в каждом отдельном случае требует сво­ их, особых методов организации рабо­ ты. Но общим для всех остается усло­ вие: вовлекать в это дело самые широ­ кие массы рабочих и специалистов. О том, как использовать ценный опыт коллектива Щекинского химкомбината у себя на флоте, в начале прошлого года задумались руководители управле­ ния «Севрыбхолодфлот», работники пар­ тийного комитета и многие коммунисты транспортных судов. И это явление не было случайным. У севрыбхолодфлотов- цев есть большие, резервы в совершен­ ствовании организации техники и тех­ нологии приема рыбы в море, ее переработки и транспортировки в порт, в механизации трудоемких про­ цессов перегрузки, внедрении научных методов организации труда, производ­ ства и управления, более совершенных экономических методов управления на всех участках, судах и по флоту в це­ лом. Как и у щекинцев, здесь есть не­ обходимость упрощения и совершенст­ вования структуры управления, совме­ щения профессий, расширения зон об­ служивания, в разработке и внедрении прогрессивных нормативов по труду< !№ на первый взгляд предложения выяви­ лись и его слабые стороны. Возникло вполне обоснованное опасе­ ние, что выполнение грузовых работ си­ лами промысловиков приведет не к уве­ личению, а к сокращению темпов добы­ чи рыбы, Во-первых, будут снижены уже достиг­ нутые среднесуточные показатели пере­ грузки рыбопродукции, что удлинит сроки нахождения транспортных судов в районе промысла. Во-вторых, моряки транспортных рефрижераторов путем рациональной, тщательной укладки продукции иа года в год улучшали использование грузо­ вместимости трюмов. Так, если в 1965 году на кораблях типа «Иван Айвазов­ ский» в среднем за рейс доставлялось в порт 3555 тонн рыбопродукции, то в 1969 году — уже 3759 тонн. Моряки этих судов материально заинтересованы в том, чтобы уложить в трюмы как можно больше груза. От этого зависит их заработная плата. У моряков же про­ мысловых судов такой заинтересованно­ сти не будет. Да и опыта погрузочных работ у них меньше. В результате тран­ спортные суда недовезут из районов промысла значительное количество про­ дукции, что* в конечном итоге ухудшит эксплуатационно-финансовые показа­ тели работы судов. В-третьих, предложение о привлече­ нии промысловиков к перегрузке про­ дукции на многих судах было встрече­ но без особого энтузиазма. Да и откуда ему быть? Рыбакам в море и так хва­ тает дела. Активное участие в обра­ ботке своих же судов у плавбаз лишь бы повысило интенсификацию их труда. Но и оставить все по-старому было бы неправильным. Нужно было искать ре­ альные пути сокращения численности палубной команды на транспортных реф­ рижераторах флота. Выход из этого, казалось, трудного положения помогли найти щекинские химики, их ценнейший эксперимент. Само собой понятно, что сокращение численности палубной команды пол­ ностью соответствует требованиям жиз­ ни, тем задачам, которые ставят перед тружениками народного хозяйства стра­ ны Коммунистическая партия и Совет­ ское правительство. Надо было лишь отыскать наиболее приемлемые практи­ ческие пути. И тогда флотский партийный комитет, руководители управления флота развер­ нули большую разъяснительную работу среди моряков. Ее главной целью было: привлечь как можно больше тружени­ ков моря к участию в использовании- щекинского метода на судах флота. Работники флотской лаборатории на­ учной организации труда подготовили информацию о сущности метода щекин­ цев, о задачах коллектива флота в его внедрении. Эти материалы были распространены на всех судах флота. В течение февраля 1970 года прохо­ дил специальный месячник. В этот пе­ риод от экипажей судов поступило немало различных предложений, каса­ ющихся использования опыта щекин- ской системы. Все эти предложения рассматривались и обсуждались спе­ циалистами флота и общефлотской ко­ миссией по проведению месячника. Наиболее приемлемое предложение поступило от экипажей транспортных рефрижераторов «Иркутск» и «Север­ ный ветер», которыми руководили капи­ таны-коммунисты Ф . И. Чернявский и П. И. Голубев. Экипажами этих судов было предложено следующее; так как на переходах загруженность матросов палубной команды недостаточная, сокра­ тить их численность на 10 человек. В результате рабочий день матросов па­ лубной команды уплотнится и они будут загружены полностью. Оставшиеся 15 матросов должны работать за недостаю­ щих. Машйнные специалисты на перехо­ дах занимаются своим обычным делом. Одним словом, на переходах никаких изменений в организации судовой служ­ бы не производится. С наступлением другого периода пла­ вания — начала грузовых операций — людей расставляют следующим обра­ зом: палубная команда доукомплекто­ вывается до 26 человек за счет высво­ бождения от своих прямых обязанно­ стей части членов машинной команды (слесарей, мотористов, электриков), ко­ торые на период грузовых операций переводятся на работу в трюм. Осталь­ ные члены машинной команды несут обычные вахты, производят профилак­ тический осмотр и ремонт техники. Но так как для' производства ремонтных работ <остается меньше сил, в машинную команду вводятся дваслесаря. Вместе с токарем и гаэоэпектросеарщиком они составляют ремонтную группу. Ремонт­ ники занимаются непосредственно своим. Делом и на промыс/ув, и на переходах, то есть они производят основные ре­ монтные работы. Таким образом, при предлагаемой ор­ ганизации труда прежний объем произ­ водства выполняется при меньшей чис­ ленности. В целях же материальной заинтере­ сованности заработная плата высво­ божденных работников эа периоды про­ мысла и переходов направляется на материальное поощрение лиц, непо­ средственно осуществляющих перегруз­ ку и способствующих производству гру­ зовых операций. Это предложение было рассмотрено на расширенном заседании постоянно­ го совета НОТ «Севрыбхолодфлота», одобрено и рекомендовано для внедре­ ния на всех транспортных рефрижерато­ рах флота. Прежде чем осуществить экспери­ ментальные рейсы, были проведены ис­ следования для определения необходи­ мой численности команды транспортно­ го рефрижератора на переходах, опре­ делены объем работ в зависимости от удаленности районов промысла и нуж­ ное количество матросов для выполне­ ния необходимых на судне работ. Эти исследования показали, что опти­ мальная численность матросов на пере­ ходах, независимо от районов промыс­ ла, в среднем должна составлять не 15, как было предложено, а 17 человек. Исходя из этого, для работы с сокра­ щенным экипажем был определен штат транспортных рефрижераторов. (Продолжение следует).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz