Рыбный Мурман. 1971 г. Октябрь.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ МОРЯКАМ Ц i •- (Окончание. Нач. на 1 стр.) пая мойва в ок­ тябре начнет миг­ рировать в юж­ ном направлении. Скопления мел­ кой и средней мойвы (11— 16 см) можно ожидать в районе о. Н а д е ж д ы , Зюйдкапского желоба, на скло­ нах Медвежинской банки. Из северо-восточных районов сцеп­ ления крупной мойвы ( 1 5 - 4 1 9 см) продолжат смещение в юго- западном направлении. Разре­ женные концентрации крупной мойвы ожидаются в районе по­ луострова Адмиралтейства, на Новоземельской банке, в мго- .восточной части возвышенности Персея и в смежных квадра»ах Центральной возвьппеиности. Большее время суток ржба будет держаться в толще воды в разреженном состоянии, и лишь на короткий промежуток времени она будет подниматься в поверхностные слои. Во всех указанных выше рай­ онах устойчивых промысловых концентраций мойва создавать не будет и результативного про­ мысла ее в октябре ожидать не следует. Возможны лишь эпи­ зодические уловы. НОРВЕЖСКОЕ МОРЕ Путассу. Как и в летний пе­ риод, скопления путассуразлич- ной плотности будут наблюдать­ ся s октябре на значительной акватории Норвежского моря. Промысловые концентрации пу­ тассу распределится в основ­ ном в смешанных водах Восточ­ но-Исландского течения райо­ нов 22-В, 22-А. Образование скоплений путас­ су промыслового характера воз­ можно также и в западной час­ ти районов 5 и 7. В связи с особенностями сезонного верти­ кального распределения путас­ су в течение суток наиболее ре­ зультативным будет промысел в дневное время. Фотоэтюд И. Я щерицына. Производительность вро име­ ла разноглубинными тралами для крупнотоннажных трауле­ ров, при наличии оперативных поисковых судов, ожидается не v ка ода-суаш лова. АН андии ерного р д о у - дяако площадь, занийаЙяая этими скоплениями, невелика, поэтому здесь сможет работать группа из 4—5 РТ. Суточный вылов на судно составит около 40—50 ц. СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АТЛАНТИКА Наиболее производительными районами тралового промысла будут Земля Баффина и Север­ ный Лабрадор, где скопления манруруса с приловом палтуса сохраняются над глубинами 600— 1200 м. Однако в течение месяца основная маоса особей постепенно переместится в сто­ рону меньших глубин. Как пра­ вило, в октябре макрурус боль­ шую часть времени суток нахо­ дится в толще воды. Как пока­ зала практика работы БМРТ за 20 дней сентября, уловы, полу­ ченные пелагическими тралами, выше, чем донными, на 50—60 процентов. В районе Земли Баф- Администрация и партийная организация транспортного рефрижератора «Иван Айва­ зовский» составили перспек­ тивный план повышения эконо­ мических знаний моряков. С октября начнутся занятия в экономическом кружке. Их цель — вооружить членов эки­ пажа знаниями экономической политики партии, ленинских принципов и методов хозяйст­ вования. Занятия станут тесно увязываться с задачами коллек- тип М ДОСРОЧНОМУ нию ремонта корабля, успеш­ ному выполнению производст­ венных планов. Администрация корабля б у дет учитывать степень эконо­ мической подготовки моряков при присвоении классности, • тайме при выдвижении их и* высшие должности. С учетом требований Пост»* нвеления ЦК КПСС «Об улуч­ шении экономического образо­ вания трудящихся» перестрой- ■ашшмвмммшнга производственного рейса не ~корабле предполагается офор­ мить стенд конкретной эконо­ мию!. Члены бюро проанализи­ руют работу и информируют моряков о ходе выполнения обязательств, о финансовых результатах деятельности «им- пажа не реже двух раз в Р * * * - фина при западных ветрах скоп­ ления «о г у т рассредотачивать- ся. Ожидаемый улов промысло­ вых БМРТ донным тралом на час траления — 20 ц, на сутки лова — 250 ц. Промысловые скопления мак- юхранятся на Северной гд^дЬ *ой^анке на 800— 120Ф м и глуб­ же"-По сравйеншг с лредьвдущи- ми районами скопления макру- руса здесь будут менее плот­ ными. Промысловые БМРТ мо­ гут иметь уловы на час тра­ ления 18 ц и на сутки лова — 220 ц при условии работы в рай­ оне не более десяти БМРТ. На Лабрадоре и Северной Ньюфаундлендской банке трес­ ка начнет миграцию из прибреж­ ных вод на шельф. Образова­ ние нестойких скоплений ровной и крупной трески наиболее веро­ ятно около острова Белл-Айл На юге Большой Ньюфаунд­ лендской банки сохранятся скоп­ ления мелкого окуня-клювача на глубинах свыше 200— 250 м и камбаловых с приловом трески на мелководье. При промысле днем окуня, а ночью камбаловых промысловые БМРТ смогут вы­ лавливать на час траления 18 ц а на сутки лова — 270 ц. ПИНРО. будут ироводиться ческие конференции. На них члены экипажа станут обмени­ ваться опытом работы, опре­ делять ее направления с уче­ том обстановки на промыспе, производственно - финансовых результатов деятельности кол­ лектива. Экипаж продолжит соревно­ вание за быстрейшее возвра­ щение государству средств, затраченных на постройку ко­ рабля. Получение максималь­ ной прибыли будет достигать­ ся путем сокращения рейсо- оборотоа, лучшего использо­ вания емкости трюмов, эко­ номии топлива, воды, тары. Ф . ШАПОВАЛОВ, первый помощник капитана. З А В Ы С О К У Ю Э Ф Ф Е К Т И В Н О С Т Ь П Р О И З В О Д С Т В А С Е Л Ь Д Ь СЕВЕРНОМ МОРЕ ЕСТЬ Летний прозшеел сельди в Оркнейско-Шетландском райо­ не недавно закончился. Какие ^достигнуты результаты? Казше ''выводы можно сделать? . Рассмотрим работу 'зарубеж­ ных флоталнй. Норвежская флотилия ко­ шелькового лова -аЧй'йда, вдо- тш ья сельда^в «©не. В - И м участвовало около 60 судок. В начале месяца велся лов в ||ай- оне к западу, северо-западу от Шетландских островов н на банке Папа. С 3 по 8 июня еже­ дневно 13— 19 заметов прино­ сили уловы. 12— 13 июня ре­ зультативными были 49 заме­ тов. В эти дни добыча составила 9.700 тонн. > у • Во второй половине месяЦа промысел шел примерно в 70 милях к западу от Оркнейских островов, у острова Рона, Высо­ кие уловы суда получали 21— 22 июня, с Г по 27 июня нор­ вежцы выловили около 73 ты­ сяч тонн сельди. В июле было-* *е- :триодов слабой промысловой об­ становки. Один из них Длился (ГГО-го по 16-е. Тем не-менее за первую половину месяца нор­ вежцы выловили примерно J.22 тысячи тонн сельди. Промысел во второй половине июля про­ ходил западнее Шетландских островов (от острова Фаула), в 30—40 милях к северу (от ост­ ровов Макя-Флагга) uoiK Се­ веро-востоку от них. ' в гкощё месяца флот работал также в районе юго-восточнее банки По- би. Во второй половине июля в уловах преобладала скумбрия. Лов вели около 70 судов. С 19 по 25 пюля вылов составил око­ ло 28 тысяч тонн (23.000 тонн скумбрии и 5.000 тонн сельди). За 8 дней (в конце июля — начале августа) было добыто около 56 тысяч тонн скумбрии и сельди. 30 июля в районах к северу « северо-востоку от Макл-Флагга уловы на судно составили 30— 60 тонн скумб­ рии, а в районе банок Поби — лалибет — 30—40 тонн сель­ ди в смеси со скумбрией. В последнем районе 3 авгус­ та уловы составили 40— 200 тонн, в основном скумбрии, а 5—7 августа в районе Макл- Флагга — Самборо-Хед — ^20 тысяч тонн. Уловы скумбрии по отдельным судам в этот день были от 90 до 320 тонн. Удачно складывался сезон лова' сельди для шотландских рыбаков, промышлявших у Шетландских островов. Промы­ сел начался да месяц позже, чем в прошлом году. Флоти­ лия базировалась на порт Леру­ ик. В промысле участвовало 19 судов дрифтерного лова и 17 0к#щ$лькового. С 17 по 25 июня уловы дриф­ теров были на уровне 3.2— 5,6 тонны за дрейф. В начале меся­ ца производительность'дрифтер- ного лова была невысокой — в период с 15-го по 31-е лишь часть судов имела успех (в сред­ нем 1,5— 2,4 тонны за дрейф). Уловы в это время оказались гораздо хуже, чем ожидалось, увязывается с особенностя­ ми распределения и поведения сельди. Но в течение первых 6 дней августа производитель­ ность была достаточно высокой — 5,2—7,3 тонны в среднем .за дрейф. Уловы кошелькистов 17— 26 июня в среднем по дням колеба­ лись от 23 до 56 тонн на судно за сутки лова (5—9 судов на лову). Высоких результатов добились «жошелькистЫ» 1 ию­ ля (6? тонн на судно), 10 — 15-го (44— 50 тонн) и 20—31 числа (17— 44 тонны), 3— 7 августа (19—40 тонн). В эти дни с рыбой было максимальное количество судов — от 8 до 17. К концу июля добыча сельди в районе Леруика составляла бо­ лее 10 тысяч тонн. Если норвежские суда ведут лов за пределами 12-мильной зоны, то шотландцы значитель­ ное количество сельди добыва­ ют в прибрежных водах. А сейчас давайте проанализи­ руем результаты наших флоти­ лий. В июле— августе в район Оркнейских— Шетландских ост­ ровов выходили суда эстонской, калининградской/ латвийской и мурманской флотилий. Поиско­ вые действия разных флотилий (6— 7 судов) были разрознен­ ны, чаще всего поиск велся ко­ роткими периодами, затем суда оставляли район. Промысловая обстановка бы­ ла удачно использована дваж­ ды: с 27 июня по 8 июля и с 27 июля по 13 августа. Эстон­ ские и мурманские суда имели в эти периоды заметы от 7 до 20—60 тонн. По судам рыбо­ промыслового объединения «Океан* и эстонского «Рыбак- колхозсоюза» вылов на сутки промысла в июле— августе соста­ вил около 4 тонн сельди — как прогнозировалось специалиста­ ми АтлантНИРО и промразвед­ ки. Итак, можно заключить, что результат» работы наших судов намного хуже, чем шотландских и, особенно, норвежских. Ана­ лиз показывает, что такое поло­ жение обусловлено целым ря­ дом преимуществ, которыми располагают экипажи норвеж­ цев при ведении промысла. Лов сельди ведется большими груп­ пами судов. Поисковая актив­ ность достаточно высока. Это позволяет контролировать об­ ширный район, осуществлять маневр в его пределах. Норвежцы, ловя рыбу почти у ворот своего дома, пошли по линии увеличения размеров суд­ на, емкостей трюмов, мощности энергетических установок. Каж­ дое из таких судов может взять на борт единовременно в пуль­ пе до 300— 800 тонн сельди. Поэтому появляется возмож­ ность в короткие периоды брать флотилией огромные уловы и покрывать пролов, образующий­ ся в течение длительных перио­ дов безрыбья. Экспедиционная система орга­ низации рыболовства, самым лучшим образом зарекомендо­ вавшая себя у нас на траловом и дрифтерном лове, оказалась недостаточно эффективной, что­ бы решить проблему съема ры­ бы с судов кошелькового лова. Чрезвычайно малые емкости трюмов СРТР, недостаточность плавбаз и ограниченные вов- можности переработки рыбы — все это сдерживает развитие отечественного кошелькового лова сельди. Мы не в состоянии выдержать «рваный» ритм до­ бычи, обусловленный поведе­ нием сельди, к которому приспо­ собились норвежцы. Иностранцы выливают улов из «кошелька» рыбонасосами. Для удобства н веяоиасностн работы с кошельковыми невода­ ми исцользуются вспомогатель­ ные боковые винты, смонтиро­ ванные на носу и корме правого борта. Подруливающие устрой­ ства и шлюпки-буксировщики позволяют избегать затягивания судна в невод. Известно также, что норвеж­ цами применяется ряд средств для того, чтобы поднять сельдь на горизонт облова, чтобы поме­ шать ее выходу под судно при закрытии невода. Все вышеуказанное позволя­ ет сделать такой вывод. Кошель­ ковый лов в достаточно сложных условиях как, например, в Шет­ ландско-Гебридском районе (сильные течения, разреженные скопления, периодические уп­ лотнения и распады стай, дли­ тельное исчезновение скопле­ ний), вырастает для нашего ко­ шелькового флота в сложную комплексную техническую и так­ тическую проблему, требует про­ ведения весьма значительных организационных мероприятий. Например, на наш взгляд, не­ обходимо проектирование и строительство серии судов ново­ го типа с учетом требований ко­ шелькового л оса. Внедрение та­ ких мероприятий потребует дли­ тельного времени. Как свидетельствует зарубеж­ ный опыт, в Северном море мож­ но значительно увеличить добы­ чу сельди. Сельдь в этом рай­ оне есть. Нужно совершенство­ вать технику лова, провести ряд организационных мероприятий, чтобы дать стране больше этой ценной, пользующейся неогра­ ниченным спросом рыбы. ю. ЧУКСИН, .-/ инженер.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz