Рыбный Мурман. 1971 г. Октябрь.

К 90-ЛЕТИЮ ПАБЛО ПИКАССО Выставка, посвященная 90-ле­ тию известного француз­ ского художника Пабло Пикас­ со, открыта в Мурманском краеведческом музее. На ней представлен* экспозиция ре­ продукций — «Шедевры за­ падноевропейского искусства», подаренная нашему городу ин­ ститутом имени Мориса Торе­ за при ЦК французской ком­ партии и художницей Н. Леже — вдовой известного фран­ цузского художника-коммуни- ста Ф. Леже. Из 79 работ тринадцать рас­ крывают творчество Пабло Пи­ кассо — члена французской коммунистической партии, од­ ного из видных борцов за прогресс и демократию, лау­ реата Международной Ленин­ ской премии мира. Его рису­ нок «Голубь мира» стал эмб­ лемой борьбы за мир. О ГАЗЕТНЫХ ВИТРИНАХ Мне приходилось заходить В управления тралового н сельдяного флотов, «Сев- рыбхолодфлота», в отделы кадров. В вестибюлях и ко­ ридорах всех этих зданий всегда людно. В ожидании приема чем занимаются люди? Перего­ вариваются, читают выве­ шенные на стенах плакаты, ходят из угла в угол. Глядя на них/думаешь, как все же недостаточно мы используем такую простую и доходчи­ вую форму пропаганды, как газетные витрины. Их нет ни в одном из упо­ мянутых учреждений. Думается мне, что это упу­ щение легко исправимо. Сле- ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ видных местах застекленные витрины нашей бассейновой газеты «Рыбный Мурман». Даже те, кто впервые при­ ходит на флот, смогут сразу же ознакомиться с положе­ нием дел, узнать, какова обстановка на промысле, чем заняты моряки. И. ПЕТРОВ, радист. КРЫМСКАЯ ОБЛАСТЬ. Картинная галерея в Феодо- сии насчитывает более 400 художественных полотен, принадлежащих кисти ке- превзойденного русского ма• риниста Ивана Константина • довало бы оборудовать на ^Ш 1 1 !1Ш Ш 1 1 Ш Ш Ш Ш 1Ш 1Ш 1 1Ш Ш 1 1 Н I I I 111111И Ш Ш Н Ш Ш Ш II 11Ш Ш 11111111 !Ш Ш 1Ш 11111 !Ш Ш Ш 1111Ш Ш 1№ еича Айвазовского. Ежего но ее посещают десятки rt сяч любителей живописи. На снимке: в одном из 3 i лов феодосийской картинш галереи И. К. Айвазовского Фото Ю. Ильенко. (Фотохроника ТАСС ВСЕ ГДА Л И Т И Х И t i l l Б Ы Л И ЗДЕСЬ ЗОРИ? В 1969 ГОДУ в одном из номеров «Юности» по­ явилась повесть неиз­ вестного ранее читателям Б. Васильева «А зори здесь тихие». Дебют был успеш­ ным. Выпестованное, види­ мо. годами раздумий, произ­ ведение покоряло свеже­ стью, лиричностью, оптими­ стичным трагизмом. Каза­ лось, все сказано о войне. Автор и не гонится за не­ обычным сюжетом. Он у него прост. Но на 38 жур­ нальных листах Б. Васильев со всей силой нерастрачен­ ного таланта сумел расска­ зать больше, чем десятки ро­ манов, о страшном несоот­ ветствии понятий война и жизнь. Повесть сразу привлекла внимание режиссеров, и за два года пьесу по ней уже поставили московский театр на Таганке, театр Советской Армии, ленинградский ТЮЗ и другие. 22 октября инсценировку произведения впервые пока­ зал мурманчанам областной драматический театр. Северяне не могли быть беспристрастными к. спек­ таклю. Потому что место действия «где-то между Се- гежей и Мурманском», по­ тому что погибают пять де­ вушек, вступивших в поеди­ нок с 16 немецкими дивер­ сантами. Они спасали от подрыва Беломоро-Балтий­ ский канал и железную до­ рогу. Ту самую дорогу, ко­ торая связывала Кольский полуостров со страной, по которой на юг дни и ночи шли эшелоны с рыбой, сы­ рьем для промышленности, грузами союзников. А отту­ да с воинскими подразде­ лениями, призванными за­ щищать незамерзающий порт, поддерживающий мор­ скую связь СССР с внешним миром. Спокойно сегодня там, где умирали зенитчицы, от* стаивая дорогу, канал, От­ чизну. Родина ведь не с ка­ налов начинается. Совсем не оттуда. А они ее защищали. Сначала ее, апотом уж ка­ нал. И зори здесь тихие. В 1942-м они были такими же. Но обманчивая стояла : тишина, могла взорваться и взрывалась, унося жизни. И повествование об этом урод­ ливом разладе звучит зло- Т бодневно, будто «не о детях = страшных лет России» 1923, I 1924 года рождения, а о дев- ■ чонках, появившихся на свет через десять лет, после 1942-го, идет речь. Это можно понять: тем и другим по 19. Но есть все же разница “ между поколением, для ко- торого «сомнение в счастли­ вом конце любого дела рав­ нялось почти предательст­ ву», и послевоенным, склон­ ным к скепсису, не задумы­ вающимся особенно над тем, какой ценой были завоеваны тихие зори. В этом актуальность по­ вести. Но как передать в ин­ сценировке все нюансы? Су­ меют ли режиссер и актеры сохранить всю соль произве­ дения, не искажая его? — думал я, когда шел на пре­ мьеру. Опасения оказались напрасными. Публика (много молодежи) завороженно сле­ дила за сценой и неистово аплодировала по окончании спектакля. снова выходит первобытный смысл существования — уцелеть», Васков-Стоменок преображается. У него объявляются вдруг душевная тонкость, такт, «каждое слово ощупывал», прежде чем сказать. Ум и сметливость (блестяще про­ думал и выполнил опера­ цию). Душевность («Да ка­ кой я вам старшина, сест­ ренки? Я теперь вроде как брат»). Дерзкая отвага (с одной пулей в нагане и гра­ натой без взрывателя взял в плен четырех фашистов). Комендант — личность ко­ лоритная: единственный на разъезде представитель мужского пола, да и роль его Объясняется это остро- сюжетностью действия, по­ ниманием зрителем разви­ вающейся на сцене трагедии и хорошей игрой актеров. Говоря о последних, дол­ жен сразу отметить роль ведущего спектакль — Л. Ни- ценко. Он великолепно ди­ рижировал настроениями сце­ ны и зала. Вводя зрителя в судьбу каждого персонажа, помогает понять тот или иной поступок героя, пере­ дает размышления автора по поводу каждого изменения обстановки. Его место в представлении не главное, но ответственное. И актер, понимая это, отнесся к роли очень серьезно. Настоящая удача — образ старшины Васкова, создан­ ный артистом В. Стоменком. Комендант 171-го разъезда — истый кадровик, типичный старшина, каких тьма тьму- щая. «Он был передаточной шестерней огромного, забот­ ливо отлаженного механиз­ ма. И в ( пунктуальном вы­ полнении чужой воли видел смысл своего существования. Как исполнителя его ценило начальство, а большего от него и не требовалось». Он злится, кричит и от того, что смешливые зенитчи­ цы не слушают его приказов, лишается, покоя, просится у начальства на фронт. Даже когда устремляется с не­ сколькими бойцами напе­ ререз пробиравшимся по ле­ су диверсантам, строго блю­ дет дистанцию командир — подчиненный, предусмотрен­ ную субординацией. Но ког­ да появляется враг, «когда на первый жизненный срез в представлении стержневая. А среди девушек сначала выделить кого-нибудь труд­ но, кроме, разве, зам. ком­ взвода Кирьяновой (ее уве­ ренно играет Г. Иванченко) и рядовой Комельковой, не­ которое обособление которой обусловлено сюжетом. Она появляется на сцене позже остальных. Но так, видно, и задумано режиссером В. В. Киселевым :— индивидуаль­ ные черты героинь должны проявляться постепенно, по мере приближения действия к драматическому финалу. И вот погибают девчонки. Погибают, ради не родивших­ ся еще детей. Пять женщин, пять судеб. Неулыбчивая вдова Рита Осянина, краса­ вица Женька Комелькова, ждущая любви Лиза Брич- кина, суматошная Галка Четвертак, старательная Со­ ня Гурвич. Лучшим, на мой взгляд, было исполнение роли Чет­ вертак артисткой К. Бело­ вой. Живо й естественно передаёт она характер фан­ тазёрки Галки, которая «все­ гда жила в воображаемом мире активнее, чем в дейст­ вительном». Эта. чарта и привела бойца Четвертак к глупой смерти. Реальность грубо вторгается в ее ил­ люзии. Нож врага убивает Соню Гурвич. И Галя, обезумев от ужаса, бросается под пули. Она смалодушничала, струсила. Как мы видим, ге­ роиня Беловой — лицо со­ всем не положительное. Но талантливая актриса сыгра­ ла роль так, что нам жал­ ко несчастного «четвертач- (После премьеры) ка». Слабое, неокрепшее создание попадает в тиски войны и становится ее жерт­ вой. Н. Четверикова известна не только мурманским театра­ лам, но и всем поклонникам кинематографа. За свою ко­ роткую творческую биогра­ фию она уже успела снять­ ся в фильмах: «Пятеро с не­ ба» (69 г.), «Семь невест ефрейтора Збруева» (71 г.), «Дорога на Рюбецаль» (71 г.). У Четвериковой роль то­ же небольшая. Ее Соня Гур­ вич —- существо незаметное. По сценарию. Но артистка с этим несогласна. Немного фраз произносит она за спектакль. Но каждый жест, интонация — поиск, наход­ ка. Запоминается, например, ее короткий ответ Васкову на упрек, что она мало ест и потому «худющая, как ве­ сенний грач»: «У меня кон­ ституция такая». Четыре слова. Но за ними: и обида, и попытка оправдаться, и детская наивность. Не инфантильной, а серь­ езной, сосредоточенной, да­ же суровой видим мы сер­ жанта Риту Осянину — акт­ риса Е. Мазурова. Образ по­ лучился выпуклым, рельеф­ ным, но несколько засушен­ ным. Интересно трактует ха­ рактер рядовой Бричкиной молодая актриса Л. Банец- кая, хотя ее можно упрек­ нуть в некотором «нажиме» на роль. А вот Евгения Комелько­ ва (ее играет артистка К. Та­ раканова), по-моему, не по­ нята актрисой. А это не толь­ ко самая красивая, но и са­ мая интересная личность. Горе (на глазах расстреляна семья) не сломило ее, кажу­ щаяся легкомысленность не помешала совершить под­ виг — принять на себя, ког­ да надо, огонь противника. У артистки же человек боль­ шой души выглядит зауряд­ ной выскочкой. Постоянно держит зрителя В напряжении сопровождаю­ щая музыка: то предостере­ гающая, то полная смятения. Начинается и заканчивается . спектакль чудесной песней Я. Френкеля на слова Р. Гамзатова «Журавли», создавая ненавязчивый эмо­ циональный фон. Правда, к звуковому оформлению у меня есть претензии. В сце­ не, где тонет в болоте Лиза Бричкина, не надо так уси­ лить ее предсмертное: «По­ могите!» Это оглушает, но не впечатляет. А в целом, безусловно, хо­ рошо. Можно поздравить театр с первой и удачной премьерой сезона. О. КОТОВ, наш корр. ВЫСТУПЛЕНИИ «В СЕВАСТОПОЛЕ, НА РЕМОНТЕ...» В корреспонденции !«В--*С< вастополе, на ремонте...», ойуС линованной в номере за 29cei тября 1971 Года, названы ф« милии работников транспор! ного рефрижератора «Ива: «Айвазовский» — нарушите лей трудовой дисциплины н об щественного порядка. Coofi щаю, что ко всем нарушителя! приняты меры административ ного и общественного воздей ствня. Мотористам Пискунову В. Д и Чуфарову В. И., а такж< рефрижераторному машинист} Разнатовскому В. И. товари щескнй суд ТР «Иван Айвазов ский» объявил общественный выговор. Моторист Шупляков Е. Н. * матрос Новокшанов А. Н. за самовольное оставление судна н прогулы уволены из «Сев* рыбхолодфлота». К. ШАПОВАЛОВ, зам. начальника управления флота по кадрам. Редактор Е. В. МИХАЙЛОВСКИЙ. СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ* ПРИ­ ХОД: РТ-174 «Благовещенск», PT-169 «Котельнич», CPT-429D. ЗАВТРА: PT-1S7 «Лоцман». РТ-178 «Никополь», РТ-179 «Джуг- ба», РТ-300 «Муром», РТ-322 «Му- качево» (из ПНР), БМРТ-410 «Пла­ нета», СРТ-2645, СРТ-4288. 2 НОЯБРЯ: РТ-108 «Кронштадт», РТ-152 «Сосноввц», РТ-2 67 «Грод­ но», РТ-318 «Макеевка», СРТ-р-715, PC-S254. Н а ш а д р е с " М ¥ Е / 1 Е ^ 9 а н ы : Г. Мурманск, 183СО!, у л . Траловая, 28 . Телефоны АТС рыбного порта: 63-96 — зам. редактора, ответствен­ ный секретарь, литературные сотрудники, 62-64 — редак­ тор. Вызов с телефонов го« родской АТС - осуществляет­ ся по номерам 7 - 86 - 396 , 7 - 86 - 264 .________________ _____ «Рыбный Мурман». Ив* деке 55654 . Цена 1 экз. — 2 кои. Мурманская облает» ная ‘ типография, г. Мур­ манск. « Зак. 5051. ПН-04739, .=т=з

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz