Рыбный Мурман. 1971 г. Октябрь.
К 90-ЛЕТИЮ ПАБЛО ПИКАССО Выставка, посвященная 90-ле тию известного француз ского художника Пабло Пикас со, открыта в Мурманском краеведческом музее. На ней представлен* экспозиция ре продукций — «Шедевры за падноевропейского искусства», подаренная нашему городу ин ститутом имени Мориса Торе за при ЦК французской ком партии и художницей Н. Леже — вдовой известного фран цузского художника-коммуни- ста Ф. Леже. Из 79 работ тринадцать рас крывают творчество Пабло Пи кассо — члена французской коммунистической партии, од ного из видных борцов за прогресс и демократию, лау реата Международной Ленин ской премии мира. Его рису нок «Голубь мира» стал эмб лемой борьбы за мир. О ГАЗЕТНЫХ ВИТРИНАХ Мне приходилось заходить В управления тралового н сельдяного флотов, «Сев- рыбхолодфлота», в отделы кадров. В вестибюлях и ко ридорах всех этих зданий всегда людно. В ожидании приема чем занимаются люди? Перего вариваются, читают выве шенные на стенах плакаты, ходят из угла в угол. Глядя на них/думаешь, как все же недостаточно мы используем такую простую и доходчи вую форму пропаганды, как газетные витрины. Их нет ни в одном из упо мянутых учреждений. Думается мне, что это упу щение легко исправимо. Сле- ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ видных местах застекленные витрины нашей бассейновой газеты «Рыбный Мурман». Даже те, кто впервые при ходит на флот, смогут сразу же ознакомиться с положе нием дел, узнать, какова обстановка на промысле, чем заняты моряки. И. ПЕТРОВ, радист. КРЫМСКАЯ ОБЛАСТЬ. Картинная галерея в Феодо- сии насчитывает более 400 художественных полотен, принадлежащих кисти ке- превзойденного русского ма• риниста Ивана Константина • довало бы оборудовать на ^Ш 1 1 !1Ш Ш 1 1 Ш Ш Ш Ш 1Ш 1Ш 1 1Ш Ш 1 1 Н I I I 111111И Ш Ш Н Ш Ш Ш II 11Ш Ш 11111111 !Ш Ш 1Ш 11111 !Ш Ш Ш 1111Ш Ш 1№ еича Айвазовского. Ежего но ее посещают десятки rt сяч любителей живописи. На снимке: в одном из 3 i лов феодосийской картинш галереи И. К. Айвазовского Фото Ю. Ильенко. (Фотохроника ТАСС ВСЕ ГДА Л И Т И Х И t i l l Б Ы Л И ЗДЕСЬ ЗОРИ? В 1969 ГОДУ в одном из номеров «Юности» по явилась повесть неиз вестного ранее читателям Б. Васильева «А зори здесь тихие». Дебют был успеш ным. Выпестованное, види мо. годами раздумий, произ ведение покоряло свеже стью, лиричностью, оптими стичным трагизмом. Каза лось, все сказано о войне. Автор и не гонится за не обычным сюжетом. Он у него прост. Но на 38 жур нальных листах Б. Васильев со всей силой нерастрачен ного таланта сумел расска зать больше, чем десятки ро манов, о страшном несоот ветствии понятий война и жизнь. Повесть сразу привлекла внимание режиссеров, и за два года пьесу по ней уже поставили московский театр на Таганке, театр Советской Армии, ленинградский ТЮЗ и другие. 22 октября инсценировку произведения впервые пока зал мурманчанам областной драматический театр. Северяне не могли быть беспристрастными к. спек таклю. Потому что место действия «где-то между Се- гежей и Мурманском», по тому что погибают пять де вушек, вступивших в поеди нок с 16 немецкими дивер сантами. Они спасали от подрыва Беломоро-Балтий ский канал и железную до рогу. Ту самую дорогу, ко торая связывала Кольский полуостров со страной, по которой на юг дни и ночи шли эшелоны с рыбой, сы рьем для промышленности, грузами союзников. А отту да с воинскими подразде лениями, призванными за щищать незамерзающий порт, поддерживающий мор скую связь СССР с внешним миром. Спокойно сегодня там, где умирали зенитчицы, от* стаивая дорогу, канал, От чизну. Родина ведь не с ка налов начинается. Совсем не оттуда. А они ее защищали. Сначала ее, апотом уж ка нал. И зори здесь тихие. В 1942-м они были такими же. Но обманчивая стояла : тишина, могла взорваться и взрывалась, унося жизни. И повествование об этом урод ливом разладе звучит зло- Т бодневно, будто «не о детях = страшных лет России» 1923, I 1924 года рождения, а о дев- ■ чонках, появившихся на свет через десять лет, после 1942-го, идет речь. Это можно понять: тем и другим по 19. Но есть все же разница “ между поколением, для ко- торого «сомнение в счастли вом конце любого дела рав нялось почти предательст ву», и послевоенным, склон ным к скепсису, не задумы вающимся особенно над тем, какой ценой были завоеваны тихие зори. В этом актуальность по вести. Но как передать в ин сценировке все нюансы? Су меют ли режиссер и актеры сохранить всю соль произве дения, не искажая его? — думал я, когда шел на пре мьеру. Опасения оказались напрасными. Публика (много молодежи) завороженно сле дила за сценой и неистово аплодировала по окончании спектакля. снова выходит первобытный смысл существования — уцелеть», Васков-Стоменок преображается. У него объявляются вдруг душевная тонкость, такт, «каждое слово ощупывал», прежде чем сказать. Ум и сметливость (блестяще про думал и выполнил опера цию). Душевность («Да ка кой я вам старшина, сест ренки? Я теперь вроде как брат»). Дерзкая отвага (с одной пулей в нагане и гра натой без взрывателя взял в плен четырех фашистов). Комендант — личность ко лоритная: единственный на разъезде представитель мужского пола, да и роль его Объясняется это остро- сюжетностью действия, по ниманием зрителем разви вающейся на сцене трагедии и хорошей игрой актеров. Говоря о последних, дол жен сразу отметить роль ведущего спектакль — Л. Ни- ценко. Он великолепно ди рижировал настроениями сце ны и зала. Вводя зрителя в судьбу каждого персонажа, помогает понять тот или иной поступок героя, пере дает размышления автора по поводу каждого изменения обстановки. Его место в представлении не главное, но ответственное. И актер, понимая это, отнесся к роли очень серьезно. Настоящая удача — образ старшины Васкова, создан ный артистом В. Стоменком. Комендант 171-го разъезда — истый кадровик, типичный старшина, каких тьма тьму- щая. «Он был передаточной шестерней огромного, забот ливо отлаженного механиз ма. И в ( пунктуальном вы полнении чужой воли видел смысл своего существования. Как исполнителя его ценило начальство, а большего от него и не требовалось». Он злится, кричит и от того, что смешливые зенитчи цы не слушают его приказов, лишается, покоя, просится у начальства на фронт. Даже когда устремляется с не сколькими бойцами напе ререз пробиравшимся по ле су диверсантам, строго блю дет дистанцию командир — подчиненный, предусмотрен ную субординацией. Но ког да появляется враг, «когда на первый жизненный срез в представлении стержневая. А среди девушек сначала выделить кого-нибудь труд но, кроме, разве, зам. ком взвода Кирьяновой (ее уве ренно играет Г. Иванченко) и рядовой Комельковой, не которое обособление которой обусловлено сюжетом. Она появляется на сцене позже остальных. Но так, видно, и задумано режиссером В. В. Киселевым :— индивидуаль ные черты героинь должны проявляться постепенно, по мере приближения действия к драматическому финалу. И вот погибают девчонки. Погибают, ради не родивших ся еще детей. Пять женщин, пять судеб. Неулыбчивая вдова Рита Осянина, краса вица Женька Комелькова, ждущая любви Лиза Брич- кина, суматошная Галка Четвертак, старательная Со ня Гурвич. Лучшим, на мой взгляд, было исполнение роли Чет вертак артисткой К. Бело вой. Живо й естественно передаёт она характер фан тазёрки Галки, которая «все гда жила в воображаемом мире активнее, чем в дейст вительном». Эта. чарта и привела бойца Четвертак к глупой смерти. Реальность грубо вторгается в ее ил люзии. Нож врага убивает Соню Гурвич. И Галя, обезумев от ужаса, бросается под пули. Она смалодушничала, струсила. Как мы видим, ге роиня Беловой — лицо со всем не положительное. Но талантливая актриса сыгра ла роль так, что нам жал ко несчастного «четвертач- (После премьеры) ка». Слабое, неокрепшее создание попадает в тиски войны и становится ее жерт вой. Н. Четверикова известна не только мурманским театра лам, но и всем поклонникам кинематографа. За свою ко роткую творческую биогра фию она уже успела снять ся в фильмах: «Пятеро с не ба» (69 г.), «Семь невест ефрейтора Збруева» (71 г.), «Дорога на Рюбецаль» (71 г.). У Четвериковой роль то же небольшая. Ее Соня Гур вич —- существо незаметное. По сценарию. Но артистка с этим несогласна. Немного фраз произносит она за спектакль. Но каждый жест, интонация — поиск, наход ка. Запоминается, например, ее короткий ответ Васкову на упрек, что она мало ест и потому «худющая, как ве сенний грач»: «У меня кон ституция такая». Четыре слова. Но за ними: и обида, и попытка оправдаться, и детская наивность. Не инфантильной, а серь езной, сосредоточенной, да же суровой видим мы сер жанта Риту Осянину — акт риса Е. Мазурова. Образ по лучился выпуклым, рельеф ным, но несколько засушен ным. Интересно трактует ха рактер рядовой Бричкиной молодая актриса Л. Банец- кая, хотя ее можно упрек нуть в некотором «нажиме» на роль. А вот Евгения Комелько ва (ее играет артистка К. Та раканова), по-моему, не по нята актрисой. А это не толь ко самая красивая, но и са мая интересная личность. Горе (на глазах расстреляна семья) не сломило ее, кажу щаяся легкомысленность не помешала совершить под виг — принять на себя, ког да надо, огонь противника. У артистки же человек боль шой души выглядит зауряд ной выскочкой. Постоянно держит зрителя В напряжении сопровождаю щая музыка: то предостере гающая, то полная смятения. Начинается и заканчивается . спектакль чудесной песней Я. Френкеля на слова Р. Гамзатова «Журавли», создавая ненавязчивый эмо циональный фон. Правда, к звуковому оформлению у меня есть претензии. В сце не, где тонет в болоте Лиза Бричкина, не надо так уси лить ее предсмертное: «По могите!» Это оглушает, но не впечатляет. А в целом, безусловно, хо рошо. Можно поздравить театр с первой и удачной премьерой сезона. О. КОТОВ, наш корр. ВЫСТУПЛЕНИИ «В СЕВАСТОПОЛЕ, НА РЕМОНТЕ...» В корреспонденции !«В--*С< вастополе, на ремонте...», ойуС линованной в номере за 29cei тября 1971 Года, названы ф« милии работников транспор! ного рефрижератора «Ива: «Айвазовский» — нарушите лей трудовой дисциплины н об щественного порядка. Coofi щаю, что ко всем нарушителя! приняты меры административ ного и общественного воздей ствня. Мотористам Пискунову В. Д и Чуфарову В. И., а такж< рефрижераторному машинист} Разнатовскому В. И. товари щескнй суд ТР «Иван Айвазов ский» объявил общественный выговор. Моторист Шупляков Е. Н. * матрос Новокшанов А. Н. за самовольное оставление судна н прогулы уволены из «Сев* рыбхолодфлота». К. ШАПОВАЛОВ, зам. начальника управления флота по кадрам. Редактор Е. В. МИХАЙЛОВСКИЙ. СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ* ПРИ ХОД: РТ-174 «Благовещенск», PT-169 «Котельнич», CPT-429D. ЗАВТРА: PT-1S7 «Лоцман». РТ-178 «Никополь», РТ-179 «Джуг- ба», РТ-300 «Муром», РТ-322 «Му- качево» (из ПНР), БМРТ-410 «Пла нета», СРТ-2645, СРТ-4288. 2 НОЯБРЯ: РТ-108 «Кронштадт», РТ-152 «Сосноввц», РТ-2 67 «Грод но», РТ-318 «Макеевка», СРТ-р-715, PC-S254. Н а ш а д р е с " М ¥ Е / 1 Е ^ 9 а н ы : Г. Мурманск, 183СО!, у л . Траловая, 28 . Телефоны АТС рыбного порта: 63-96 — зам. редактора, ответствен ный секретарь, литературные сотрудники, 62-64 — редак тор. Вызов с телефонов го« родской АТС - осуществляет ся по номерам 7 - 86 - 396 , 7 - 86 - 264 .________________ _____ «Рыбный Мурман». Ив* деке 55654 . Цена 1 экз. — 2 кои. Мурманская облает» ная ‘ типография, г. Мур манск. « Зак. 5051. ПН-04739, .=т=з
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz