Рыбный Мурман. 1971 г. Октябрь.

Me счесть морских миль, пройденных мастером добычи Саяеханом Абдуловичем Ибра­ гимовым. Двадцать два года на­ зад вступил он на рыбацкую дорогу «первые и больше с нее уже не сворачивал. Нашел че­ ловек себя, свое дело. У него твердый почерк в ра­ боте, и спутать его с каким-ли­ бо другим трудно. А сколько их, молодых рыбаков, которые переняли у него секреты ры­ бацкого труда и выросли в гра­ мотных, умелых рыбаков. Не один поминает мастера добычи тов. Ибрагимова С. А. добрым О Н невысок, крепок, в его фигуре угадывается не­ дюжинная сила. Предста- м-арнлся коротко: S — Ибрагимов! Мастер добы- 5 чи* Tz Из очередного рейса трау- S «Вильнюс» вернулся с no­ ' s бедой. Двести девяноста три- = тонны рыбы сумели выловить ~ рыбаки «Вильнюса», перекрыв г± задание. И это не считая клип- фиска, изготовленного в этом “ рейсе. . Много трудностей было у S Рыбаков на пути к успеху. Не = были ими обделены и трал- = мсйстеры судна. Даже больше: = можно уверенно сказать, что = згбот тралмейстерам выпало с ~ лихвой. И тем значимее ста- = новится то, что верх в споре с = морем за рыбу остался за эки- ~ пэжем, за такими талантливыми “ в своем деле людьми, какими — являются мастера добычи на ” этом судне. zE Большей частью промысел — аели в района о. Шпицберген. ==: Грунт в промысловых квадра- 25 тах был тяжелый, трал - часто = приходил рваным. Условия ра- _ боты, одним словом, нелегкие. = Но и к таким приспособились. = Делали, например, вот что: ве- = дя траление, траловую доску “ сажали на пятку. Таким образом “ шла она по г|эунту под углом* = Этим самым добились того, что ~ задевов стало гораздо меньше^ ~ увеличилось время «боеспо* = собности» тралов, промысло- ~ вые часы зря не тратились. “ Четко была налажена у трал- 25 мейстеров работа. С трепла на ” тр?л переходили быстро. А ког- = д? возникала необходимость 5 5 чиьить его, когда они брали в 55 руки иглицы — становилось яс- “ но, что за работу взялись ма<& ^ тера высокого класса. = Старшим мастером по добьь = че на судне Василий Тихонович 55 Козлов. По праву ходит за ним = по флоту слава отменного трал- 55 мейстера, «удачливого» на рьн- — бу. В судовой стенгазете его = портрет и рядом теплые слова “ товарищей. Недавно у Василия =Г Тихоновича к имеющимся пра- = вительственным наградам доба- = вилась еще одна: он награжден 55 орденом Трудового Красного = Знамени. С этим знаменатель- 55 ным событием и поздравили 2 * рыбаки через стенгазету свое- — го товарища. Кстати, такие же 55 слова были адресованы и- еще — одному члену экипажа — ко- тельному машинисту Виктору ~ Дмитриевичу Проничеву. Он “ тоже награжден правительст­ венной наградой: орденом «Знак Почета». Не г~ ~ I I i I v _ _ Г ' I t благодарным словом. Он таи же, как и В. Г. Коз­ лов, является ударником ком­ мунистического труда. Третьим в тралмейстерсхом трио -ч- Александр Караулов. Он также на хорошем счету у экипажа. Мастерство — непременное и обязательное условие рабо­ ты этого тралмейстерского трио. В. КАРСКИЙ. Баренцево море. Идет приемка рыбной продукции от БМРТ «Онекотан». Фото И. Гринягикв, матроса 7Р «Полярные зори». Как мы осваивали ■ ■ ■ ЕЙЧАС ме( тных Северного бассейна под- лений мешок трала с рыбой ед- начнет ее облавливать. Заход мь: нимают многие проблемы разно- ва подняли па борт, он оставал- косяка наблюдали по прибо- вал* глубинного лова. Это естествен- ся висеть на пожилинах. Стало ру. Мы определили, трал надо Ъало но. Хотя промысел в пелагиале ясно: если не принять меры, то спускать на 10 метров ниже тех мет й вошел в нашу практику, но в следующий раз потеря будет показаний, что писал рыбоиека- фиш многие экипажи не имеют опыта непременно. И старший мастер тель. ухо в этом деле, в процессе работы по добыче Анатолий Андреевич Чтобы кабель от вибратора, выявляются слабые .места в во- Рысов вспомнил о хорошо оправ- установленного на верхней под­ давшихся в прошлом «окнах» — » боре, не запутывался, он нахо- оружении тралов, в тактике ло­ ва имеются различия. Вот, на­ пример, как мы осваивали раз­ ноглубинный промысел. Думаю, те, кто окажется в подобном по­ ложении, извлекут пользу для себя. Стоит сразу заметить. Три четверти от общего вылова, а он за рейс составил почти 50 тысяч центнеров, мы имели благодаря применению пелагических тра­ лов. И теперь кажутся несостоя­ тельными наши сомнения в на- иа странвдах Столкнулись , с очередной еров, глубина, где находится ры- На больших глубинах она про­ газет рыбаки трудностью. При одном из тра- ба, время, через которое трал пускала воду, происходило за- --------- ----- . « ------ ----------------- - - -------------- ------------ -- • • - - - - - - - f $*жазы- следо- ©ра Швтъ X на это набили са. Но •было. После наших жени?, конст- исклю- влаги, и если раньи%мы переделывали креп­ ление через несколько тралений, ю потом всего дважды замени- и за последних два месяца пла- ания. И то совсем по другим ричинам. Шло время, ШтНйкдый моряк 'все больше убеждался, что раз- ^ _» _•_■____ _ _______ ие д Н тра ься едь сни Внедрения рационализа резко изме укция почти ала попадание чале плавания: отдать предпоч- специально сделанных вырезах дится в постоянном натяжении, л т ш я е - поеимушества иеоед тение донным орудпям лова или в Мешке. Теперь мы брали Но по этой же причине кабель т , о н н ы м Взять хотя бы такой разноглубинным, хотя осноЬания только рыбы, сколько необхо- рвет дель. Мастера по добыче казалось бы малозначительный для этого и были. димо -было для полной загруз- решили убить двух зайцев: оста- фак^ щ,н облове полярно тре- Началось все с первых тра- ки фабрики. вить в силе первое условие и сочки у грунта в трал попадало лений. Не имея совершенно ни- м е щ ш&епес-: « сключить причину порывов. МНого ила. Рыбообработчикам каких навыков, мы даже не мог- н0 было позн^ать азы'рамоглу- 0ни д а в и л и дополнительную приходилось перебирать чуть ли ли порой удачно спустить ору- пммысла То же испы- капроновую пожилину от вибра- Не каждую рыбину. Это не такой S r i ? a n y ™ S yS e . ? b Cn p X хьшали иТ оя товарищи. m L h o « ° а ЦеЛЬ 6ьша Д° ‘ ™ Полярная тре- лья, «запутывался каоель нриоо- „ п т >а>м>л стигнута. сочка, как известно, не велика Внесли свою лепту в налажи- размером, а подъемы достигали ванне разноглубинного щ хшы с - 20 т<шн и больше_ q пелагиале ра ИГЭК. Бывало и по-другому. S * ? ? ’ Трал в воде, но опять же из-за §“ или этот вид лова В дальн^- своей неопытности не умели шел?вышбот^ли свои поиел 1 ы удержать его в заданном горн- “ ^ приемы зонте, боялись посадить на I)djaTbl* грунт. Правда, компенсацией за Так, для точного по времени внесли рационализаторское все наши хлопоты являлись выхода трала на косяк, после предложение, суть которого — большие уловы, которые не шли его обнаружения рыбоискате- создание особой фишки со спе­ ла старший механик Г. Ф. Кра­ сильников и электрорадионави­ гатор И. А. Иваницкий. Они же рыба ловилась чистая, следо­ вательно, отпадала необходи­ мость в лишней работе. Рядом с нами промышляли рыбу разноглубинными тралами и другие экипажи. Естественно, ни в какое сравнение с тем, ес- лем, составили специальную циальным сальниковым уплот- лты обменивались друг ,с другом ли бы работали в донном вари- таблицу. В ней такие исходные нением. С помощью фишки кре-^ различНой информацией, делн- анте. данные: длина вытравленных ва- пится кабель к вибратору. т е о в ы я е е к о г о п р о г р е с с я ВАГОНЫ З А Г Р УЖАЮТ ПО-НОВОМУ П ОРТОВИКАМ, рыбакам знакома такая картина. Мощ­ ный портальный кран, Изогнув шею над трюмом суд­ на, достает оттуда строп за стропом с ящиками рыбо­ продукции. Плавно описываем полукруг, майнает груз на специальную причальную Зплощадку. Затем эти же ящики грузтаки вручную укладывают в рефрижераторные вагоны. Каждый ящик весом более тридцати килограммов. За сме­ ну через руки портовиков их йроходит многие сотни. Можно представить, какую физическую нагрузку ойи испытывали! Совсем недавно после всесторонних исследований нача­ лось опробование специалшого приспособления — поддонна, который позволит^облегчить погрузочные работы. Поддон представляет собой деревянную площадку. На нее кладут ’ ящики с рыбой. Далее е помощью электропогрузчика эта партия доставляется в-вагш. Несколько секунд — и груз на месте. (Зкдом в противеявттиьтй конец вагона идет другой электропогрузчик^ Мы попросили начальника отдела механизации Мурман­ ского морского рыбного порта Валентина Ивановича Зимина прокомментировать первые итоги эксперимента и поделиться своим мнением о путях дальнейшей механизации погрузоч­ но-разгрузочных работ. — Применение поддонов — очень хорошее дело. С их по­ мощью мы сейчас загрузили и отправили в Москву пять ва­ гонных секций с рыбопродукцией. При проведении у нас эксперимента участвовали представители научно-исследова­ тельского института информации Министерства рыбного хо­ зяйства СССР. Они же проследят за разгрузкой рыбы на мос­ ковском рыбокомбинате, дадут свои рекомендации. Пока наши портовики загружали вагоны с помощью под­ донов несколько дольше, чем раньше. Но суть не в этом. Все убедились в эффективности их, а времени уходило больше из-за неопытности, некоторых недостатков конструкции электропогрузчика. Например, долго водители их возились с тем, чтобы захватить поддон. Сейчас ожидаем поступления приспособления для горизонтального перемещения вилок электропогрузчика, что значительно упростит захват под­ донов. ~ Новый способ загрузки вагонов — только начало комп­ лексной механизации погрузочно-разгрузочных работ. В. И. Зимин говорит: -“- На очереди — решение задачи по облегчению труда портовиков при снятии рыбы с судов. Пока остановились на использовании строп-контейнеров. Их уже сделано пятьсот из капронового материала и передано на два транспортных рефрижератора. Заказали изготовить еще 1200 строп-контей- неров-Мурманскому головному судоремонтному предприятию. Если моряки будут укладывать ящики с рыбой в строп­ контейнерах только над просветами трюмов, и то это намного ускорит разгрузку, лись новинками. Наши специа­ листы, например, давали'по ра­ дио советы, как избежать поры* вов сетей от вибратора (об этом я говорил выше). На БМРТ «Анатолий Бредов» для улучше­ ния эхо-сигнала напротив виб­ ратора ставили1дт нижней под­ боре кусок дели. Мы с той же целью крепили стальную сетку от масляного фильтра. Прибор отлнчно давал показания. В рейсе наши моряки извлек­ ли хороший урок по организа­ ции и тактике лова рыбы в пе­ лагиале. Теперь ни у кого нет сомнений: кал только появится возможность, сразу надо пере­ ходить на этот вид промысла. Несомненно, применяя разно­ глубинные тралы, мы облегчим решение поставленной коллекти­ вом задачи — дать в первом го­ ду девятой пятилетки 100 тысяч центнеров рыбы, изготовить из нее 75 тысяч центнеров-готовой продукции, В. МАЛКЕРОВ, старший помощник капитана БМРТ- 409 «Комета». t Ч

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz