Рыбный Мурман. 1971 г. Октябрь.
Me счесть морских миль, пройденных мастером добычи Саяеханом Абдуловичем Ибра гимовым. Двадцать два года на зад вступил он на рыбацкую дорогу «первые и больше с нее уже не сворачивал. Нашел че ловек себя, свое дело. У него твердый почерк в ра боте, и спутать его с каким-ли бо другим трудно. А сколько их, молодых рыбаков, которые переняли у него секреты ры бацкого труда и выросли в гра мотных, умелых рыбаков. Не один поминает мастера добычи тов. Ибрагимова С. А. добрым О Н невысок, крепок, в его фигуре угадывается не дюжинная сила. Предста- м-арнлся коротко: S — Ибрагимов! Мастер добы- 5 чи* Tz Из очередного рейса трау- S «Вильнюс» вернулся с no ' s бедой. Двести девяноста три- = тонны рыбы сумели выловить ~ рыбаки «Вильнюса», перекрыв г± задание. И это не считая клип- фиска, изготовленного в этом “ рейсе. . Много трудностей было у S Рыбаков на пути к успеху. Не = были ими обделены и трал- = мсйстеры судна. Даже больше: = можно уверенно сказать, что = згбот тралмейстерам выпало с ~ лихвой. И тем значимее ста- = новится то, что верх в споре с = морем за рыбу остался за эки- ~ пэжем, за такими талантливыми “ в своем деле людьми, какими — являются мастера добычи на ” этом судне. zE Большей частью промысел — аели в района о. Шпицберген. ==: Грунт в промысловых квадра- 25 тах был тяжелый, трал - часто = приходил рваным. Условия ра- _ боты, одним словом, нелегкие. = Но и к таким приспособились. = Делали, например, вот что: ве- = дя траление, траловую доску “ сажали на пятку. Таким образом “ шла она по г|эунту под углом* = Этим самым добились того, что ~ задевов стало гораздо меньше^ ~ увеличилось время «боеспо* = собности» тралов, промысло- ~ вые часы зря не тратились. “ Четко была налажена у трал- 25 мейстеров работа. С трепла на ” тр?л переходили быстро. А ког- = д? возникала необходимость 5 5 чиьить его, когда они брали в 55 руки иглицы — становилось яс- “ но, что за работу взялись ма<& ^ тера высокого класса. = Старшим мастером по добьь = че на судне Василий Тихонович 55 Козлов. По праву ходит за ним = по флоту слава отменного трал- 55 мейстера, «удачливого» на рьн- — бу. В судовой стенгазете его = портрет и рядом теплые слова “ товарищей. Недавно у Василия =Г Тихоновича к имеющимся пра- = вительственным наградам доба- = вилась еще одна: он награжден 55 орденом Трудового Красного = Знамени. С этим знаменатель- 55 ным событием и поздравили 2 * рыбаки через стенгазету свое- — го товарища. Кстати, такие же 55 слова были адресованы и- еще — одному члену экипажа — ко- тельному машинисту Виктору ~ Дмитриевичу Проничеву. Он “ тоже награжден правительст венной наградой: орденом «Знак Почета». Не г~ ~ I I i I v _ _ Г ' I t благодарным словом. Он таи же, как и В. Г. Коз лов, является ударником ком мунистического труда. Третьим в тралмейстерсхом трио -ч- Александр Караулов. Он также на хорошем счету у экипажа. Мастерство — непременное и обязательное условие рабо ты этого тралмейстерского трио. В. КАРСКИЙ. Баренцево море. Идет приемка рыбной продукции от БМРТ «Онекотан». Фото И. Гринягикв, матроса 7Р «Полярные зори». Как мы осваивали ■ ■ ■ ЕЙЧАС ме( тных Северного бассейна под- лений мешок трала с рыбой ед- начнет ее облавливать. Заход мь: нимают многие проблемы разно- ва подняли па борт, он оставал- косяка наблюдали по прибо- вал* глубинного лова. Это естествен- ся висеть на пожилинах. Стало ру. Мы определили, трал надо Ъало но. Хотя промысел в пелагиале ясно: если не принять меры, то спускать на 10 метров ниже тех мет й вошел в нашу практику, но в следующий раз потеря будет показаний, что писал рыбоиека- фиш многие экипажи не имеют опыта непременно. И старший мастер тель. ухо в этом деле, в процессе работы по добыче Анатолий Андреевич Чтобы кабель от вибратора, выявляются слабые .места в во- Рысов вспомнил о хорошо оправ- установленного на верхней под давшихся в прошлом «окнах» — » боре, не запутывался, он нахо- оружении тралов, в тактике ло ва имеются различия. Вот, на пример, как мы осваивали раз ноглубинный промысел. Думаю, те, кто окажется в подобном по ложении, извлекут пользу для себя. Стоит сразу заметить. Три четверти от общего вылова, а он за рейс составил почти 50 тысяч центнеров, мы имели благодаря применению пелагических тра лов. И теперь кажутся несостоя тельными наши сомнения в на- иа странвдах Столкнулись , с очередной еров, глубина, где находится ры- На больших глубинах она про газет рыбаки трудностью. При одном из тра- ба, время, через которое трал пускала воду, происходило за- --------- ----- . « ------ ----------------- - - -------------- ------------ -- • • - - - - - - - f $*жазы- следо- ©ра Швтъ X на это набили са. Но •было. После наших жени?, конст- исклю- влаги, и если раньи%мы переделывали креп ление через несколько тралений, ю потом всего дважды замени- и за последних два месяца пла- ания. И то совсем по другим ричинам. Шло время, ШтНйкдый моряк 'все больше убеждался, что раз- ^ _» _•_■____ _ _______ ие д Н тра ься едь сни Внедрения рационализа резко изме укция почти ала попадание чале плавания: отдать предпоч- специально сделанных вырезах дится в постоянном натяжении, л т ш я е - поеимушества иеоед тение донным орудпям лова или в Мешке. Теперь мы брали Но по этой же причине кабель т , о н н ы м Взять хотя бы такой разноглубинным, хотя осноЬания только рыбы, сколько необхо- рвет дель. Мастера по добыче казалось бы малозначительный для этого и были. димо -было для полной загруз- решили убить двух зайцев: оста- фак^ щ,н облове полярно тре- Началось все с первых тра- ки фабрики. вить в силе первое условие и сочки у грунта в трал попадало лений. Не имея совершенно ни- м е щ ш&епес-: « сключить причину порывов. МНого ила. Рыбообработчикам каких навыков, мы даже не мог- н0 было позн^ать азы'рамоглу- 0ни д а в и л и дополнительную приходилось перебирать чуть ли ли порой удачно спустить ору- пммысла То же испы- капроновую пожилину от вибра- Не каждую рыбину. Это не такой S r i ? a n y ™ S yS e . ? b Cn p X хьшали иТ оя товарищи. m L h o « ° а ЦеЛЬ 6ьша Д° ‘ ™ Полярная тре- лья, «запутывался каоель нриоо- „ п т >а>м>л стигнута. сочка, как известно, не велика Внесли свою лепту в налажи- размером, а подъемы достигали ванне разноглубинного щ хшы с - 20 т<шн и больше_ q пелагиале ра ИГЭК. Бывало и по-другому. S * ? ? ’ Трал в воде, но опять же из-за §“ или этот вид лова В дальн^- своей неопытности не умели шел?вышбот^ли свои поиел 1 ы удержать его в заданном горн- “ ^ приемы зонте, боялись посадить на I)djaTbl* грунт. Правда, компенсацией за Так, для точного по времени внесли рационализаторское все наши хлопоты являлись выхода трала на косяк, после предложение, суть которого — большие уловы, которые не шли его обнаружения рыбоискате- создание особой фишки со спе ла старший механик Г. Ф. Кра сильников и электрорадионави гатор И. А. Иваницкий. Они же рыба ловилась чистая, следо вательно, отпадала необходи мость в лишней работе. Рядом с нами промышляли рыбу разноглубинными тралами и другие экипажи. Естественно, ни в какое сравнение с тем, ес- лем, составили специальную циальным сальниковым уплот- лты обменивались друг ,с другом ли бы работали в донном вари- таблицу. В ней такие исходные нением. С помощью фишки кре-^ различНой информацией, делн- анте. данные: длина вытравленных ва- пится кабель к вибратору. т е о в ы я е е к о г о п р о г р е с с я ВАГОНЫ З А Г Р УЖАЮТ ПО-НОВОМУ П ОРТОВИКАМ, рыбакам знакома такая картина. Мощ ный портальный кран, Изогнув шею над трюмом суд на, достает оттуда строп за стропом с ящиками рыбо продукции. Плавно описываем полукруг, майнает груз на специальную причальную Зплощадку. Затем эти же ящики грузтаки вручную укладывают в рефрижераторные вагоны. Каждый ящик весом более тридцати килограммов. За сме ну через руки портовиков их йроходит многие сотни. Можно представить, какую физическую нагрузку ойи испытывали! Совсем недавно после всесторонних исследований нача лось опробование специалшого приспособления — поддонна, который позволит^облегчить погрузочные работы. Поддон представляет собой деревянную площадку. На нее кладут ’ ящики с рыбой. Далее е помощью электропогрузчика эта партия доставляется в-вагш. Несколько секунд — и груз на месте. (Зкдом в противеявттиьтй конец вагона идет другой электропогрузчик^ Мы попросили начальника отдела механизации Мурман ского морского рыбного порта Валентина Ивановича Зимина прокомментировать первые итоги эксперимента и поделиться своим мнением о путях дальнейшей механизации погрузоч но-разгрузочных работ. — Применение поддонов — очень хорошее дело. С их по мощью мы сейчас загрузили и отправили в Москву пять ва гонных секций с рыбопродукцией. При проведении у нас эксперимента участвовали представители научно-исследова тельского института информации Министерства рыбного хо зяйства СССР. Они же проследят за разгрузкой рыбы на мос ковском рыбокомбинате, дадут свои рекомендации. Пока наши портовики загружали вагоны с помощью под донов несколько дольше, чем раньше. Но суть не в этом. Все убедились в эффективности их, а времени уходило больше из-за неопытности, некоторых недостатков конструкции электропогрузчика. Например, долго водители их возились с тем, чтобы захватить поддон. Сейчас ожидаем поступления приспособления для горизонтального перемещения вилок электропогрузчика, что значительно упростит захват под донов. ~ Новый способ загрузки вагонов — только начало комп лексной механизации погрузочно-разгрузочных работ. В. И. Зимин говорит: -“- На очереди — решение задачи по облегчению труда портовиков при снятии рыбы с судов. Пока остановились на использовании строп-контейнеров. Их уже сделано пятьсот из капронового материала и передано на два транспортных рефрижератора. Заказали изготовить еще 1200 строп-контей- неров-Мурманскому головному судоремонтному предприятию. Если моряки будут укладывать ящики с рыбой в строп контейнерах только над просветами трюмов, и то это намного ускорит разгрузку, лись новинками. Наши специа листы, например, давали'по ра дио советы, как избежать поры* вов сетей от вибратора (об этом я говорил выше). На БМРТ «Анатолий Бредов» для улучше ния эхо-сигнала напротив виб ратора ставили1дт нижней под боре кусок дели. Мы с той же целью крепили стальную сетку от масляного фильтра. Прибор отлнчно давал показания. В рейсе наши моряки извлек ли хороший урок по организа ции и тактике лова рыбы в пе лагиале. Теперь ни у кого нет сомнений: кал только появится возможность, сразу надо пере ходить на этот вид промысла. Несомненно, применяя разно глубинные тралы, мы облегчим решение поставленной коллекти вом задачи — дать в первом го ду девятой пятилетки 100 тысяч центнеров рыбы, изготовить из нее 75 тысяч центнеров-готовой продукции, В. МАЛКЕРОВ, старший помощник капитана БМРТ- 409 «Комета». t Ч
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz