Рыбный Мурман. 1971 г. Октябрь.
■-ТЕХНИЧЕСКОГО I! ! IS шиши 1!l ш е переход от простой работы к сложной, от простых операций к болеезгруднЫм. •- ^ ‘ В этот период обу^йнЦиеся осваивают около 3/4 объема ма териала, предусмотренного учеб ной программой. ■ • Обучая ученика новому тру довому приему, инструктор; 1. Объясняет, чем он отли чается от старого трудового приема, показывая трудовые приемы, он требует от ученика осмысленного, а не механиче ского нх выполнения. 2. Объясняет только сущест во .вопроса и концентрирует вни мание ученика на выполнении данного трудового приема. 3. Показывает в замедленном темпе последовательное выпол нение трудового приема, обра щая внимание учащегося на ти пичные ошибки в работе. 4. Путем опроса и наблюде ния за учеников убеждается, как воспринято объяснение и понят .трудовой прием. Инструктор должен учитывать, что при обучении трудовым приемам вредна торопливость. В подготовительный, .период ученик j j$ MQWFt- ЭгП£рЦеСсе ра боты отличать полезные дейст- . вия или ' 'движения от лишних, ненужных. Основное внима ние обучающийся часто сосре дотачивает не на выполняемой работе, a. на своих действиях. Поэтому инструктор учит работ ника разумно тратить свои силы на выполнение .задания» приме нять такие трудовые приемы, которые в меньшей степени вызывают утомляемость, кото рыми легко овладеть а которые наиболее эффективны в трудо вом процессе. С первых же дней ученика следует обучать пере довым приемам работы. Проведение тренировочных ?пражнений по выполнению опе раций обеспечивает прочное освоение профессиональных на выков. До тех пор, пока ученик пол ностью не изучит, не освоит н не закрепит все приемы выпол нения работ, ему не поручается выполнение сложных комплекс ных работ, которыми заверша ется процесс производственного обучения. Чтобы не затрачивать много времени на показ приемов ра боты, необходимо проводить че редование теоретического раэ бора рабочего времени с практи ческой тренировкой. При этом инструктор при учает ученика контролировать "дои действия, поддерживать в нем интерес к выполняемой ра боте, устанавливает, ясна ли ученику поставленная задача, оказывает помощь в ее реше нии, предупреждает типичные ошибки. III. Период овладения про фессией. В этот период обучаю щиеся самостоятельно выпол няют производственные зада ния или работы соответствую щей квалификации по специаль ности. Они сами подбирают нужный инструмент и приспо собления, самостоятельно вы бирают приемы работы. В период овладения профес сией инструктор должен боль шое внимание уделять показу передовых методов работы, тре бует от ученика овладения ско ростными навыками опытного рабочего. Если ученик хорошо освоил выполнение показанных трудо вых приемов, инструктор пору чает ему аналогичные производ ственные работы, в которые включены эти приемы, с целью закрепления нх в прочные про изводственные навыки. К концу третьего периода обучающиеся должны выпол нять нормы выработки и обес печивать нужное качество рабо ты. . IV. Контрольно-заключитель ный период. Этот период длят ся около месяца (при 6-месяч ном сроке обучения). За это вре мя у обучающихся совершенст вуются и окончательно закреп ляются навыки выполнения ос новных и вспомогательных опе раций, вырабатывается самосто- ятельность в работе. В контрольно-заключительный период обучающиеся должны обеспечивать высокую произво дительность труда и хорошее ка чество работы. Это самый ответ ственный период обучения, тан называемый период стажировки, без прохождения которого уче ник к экзамену не допускается. Все учебно-производственные занятия и самостоятельные ра боты, которые проводит обуча ющийся под руководством инст руктора, должны фиксироваться в «Дневнике учета производст венного обучения». В условиях работы промыслового судна «Дневник учета» является един ственным документом учета и контроля степени выполнения учебной программы производ ственного обучения. После за вершения обучения в «Дневни ке» делается запись о том, что обучающийся приобрел все не обходимые навыки и может ис полнять все работы, связанные со специальностью, которую он освоил. «Дневник» подписыва ет инструктор н капитан судна, подписи заверяются судовой пе чатью. Если на судне не выда ны «Дневники учета производст венного обучения», то их можно изготовить нэ обычной тетради по следующей форме: i учета производственного «Сучения Фамилия,имя,отчество обучаемого Изучаемая профессия,свециальность • — Фамилия,имя.отчество инструктора, его должное» Начало обучения конец обучения ##!Дата - з а - ! * * тем !Тема эа - 4 Затрачено ! Оценка J i M . i u - . , , . пп!нятий ! програм!кятия, с о - ! часов ! полненной ! __ ! ! мм [дердшше i (дней! ! работи . | ИНСТРУктора ! работ » » ! ! I Г 1 I Заключение инструктора (судовой квалификационной комссюг)__ , ПОДПИСИ: инструктор - капитан судна (начальник цеха) Hi СУДНЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ БАССЕЙНА ШШ 1 Ш 1 Теоретическое обучение Преподаватели теоретическо- смотр конспектов, схем, черте- то обучения назначаются из чис- ятей, устный опрос и заключе на специалистов (судоводаэте- нне преподавателя по опросу лей, механиков, технологов в (15— 20 минут). Д-)* . . . 3. Сообщение нового матери- Прн изучении экономию!, чте- Сообщается тема урока. ния чертежей, устройства суд- Устное изложение нового мате- группу, - _ ~ - - * мул в тетради. Ответы на вопро- В этом случае занятие реко- сы (45— 60 минут). 4- Закрепление знаний. Бесе- ч а с о в о г о ^ й ^ ? '9 0 мину? да по в£ ® ь изл0Же1™0мУ мате- часового урока «и минут. риалу. Проверка понимания,ма- Очень распространен при териала обучаемыми. Разбор различных видах обучения ком- наиболее трудных разделов уро- бинированный урон.. Примерная ка. Заключение преподавателя структура 90-минутного комби- (10— 15 минут). шарованного урока такова: 5. Задание для самостоятель- 1. Проверка присутствующих ной работы (2—5 минут). ~ Л “ 3 “ ИНУ™)- На судах промыслового флота 2. Проверка выполнения само- бывает невозможно создать груп- стоятельного задания — про- пу для теоретических занятий, в РАБОЧИЙ ПЛАН ИНДИВИДАЛЬНОГО ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Ф. И, П Ф. И. О. консультанта - Изучаемая специальность Матрос I нл. Начало обучения Конец обучения _ _ _ _ _ _ №!£ и назад- ! Тема заня- яп!нив темы Во! тля ’ программе ! !Срох ! Рекомеидуемое !0оекка м (иэуче! учебное пособие1 подпись «кия | !сультанта X. Тема 4» Устройство Рулевое судна. устройство 2/Й Элементы теории судна. Якорное устройство i/a Кодовое 6/П Устройство Грузовое и буксирное устройство 6/П Судовые сис темы II/H Зачет во устр.еудна 12/В Б.В.Алеисеюк и Др."Учебное по собие для матро са и боцмана морского судна". Стр. 164-114 . 116-132 , I6I - I6I 166-200, 224 {подпись) ■в Исдгесь иснсудьтавта: Квалификационные экзамены Все мзды обучения на судае заканчиваются квелификацион- ДМИ ЭК38М6В8ЖЯ. Судовая квалификационная комиссия создается приказов! капитана судна. Приказом но флоту определяется перечень специальностей (профессий), квалификацию которым может присваивать судо вая квалификационная комиссия. Общефлотская иоапссня создается приказом начальника уп равления флота. В квалификационные экзамены включаются выполнение обучажицгашея пробных производственных работ и проверка тех нических знаний путем устного опроса. Для проверки технических .знаний составляются экзамена ционные билеты, утверждаемые учебно-методичесним советом флота. В случае -невозможности выполнения пробных работ, в конце «Дневника учета производственного обучения» дается заключе ние старшего специалиста (старший механик, старший помощ ник капитана, технолог) о том. что в результате производствен ного обучения работник может вьшолнять все работы, связан- ние оо специальностью, по которой он обучался. «Дневник учета производственного обучения» е заключе нием старшего специалиста, подписанный инструктором произ водственного обучения, заверяется поднисыо капитана и судовой печатью, представляется квалификационной комиссии. Процедура присвоения и оформления квалификации обучае мому проводится в соответствии с «Типовым положением о под готовке и повышения квалификации рабочих непосредственно на производстве». Пособие составил А. КУРЯКОВ, старший методист бас сейнового методического кабинета. таком случае каждый обучаю щийся изучает курс основ техни ческих знаний самостоятельно, а преподаватель становится его консультантом. Консультант после изучения программы совместно с обучаю щимся составляет рабочий план теоретического обучения (календарно-тематический план). С учетом общеобразовательной подготовки обучающегося на мечаются сроки окончания изу чения теоретического курса, весь программный материал раз бивается на «порций» для еже дневного изучения, в конце каж дой темы следует предусмотреть контрольное (зачетное) занятие. Работай план составляется в двух экземплярах: один — обу чающемуся, другой — консуль танту. Приведем примерную схему рабочего плана теоретического обучения для матросов 1 класса, (См. таблицу). Рабочий план одновременно является документом и учета, и отчетности. Работники отдела подготовки кадров по рабочему плану могут проверить, насколь ко полно освоена учебная про грамма теоретического обуче ния. При наличии учебной груп пы ведется журнал учета теоре тического обучения. Рабочий план поможет обу чающемуся установить опреде ленный ритм в обучении. Специ фика работы на судне такова, что обучающийся и преподава тель живут и работают рядом, н это дает возможность обучаю щемуся быстро разрешить все сомнения и неясности при само стоятельной работе с книгой. Обучающемуся рекомендует ся вести конспект. Консультант должен давать для самостоятельной работы обучающемуся задание по вы полнению практических задач, вычерчиванию графинов, диа грамм и т. п. При проведении уроков или консультации по теоретическо му обучению рекомендуется ру ководствоваться следующим: 1. К каждому занятию сле дует тщательно готовиться, как бы проста ни была тема заня тия. 2. Каждое занятие должно не только обучать, но и воспиты вать. 3. Сообщать следует только хорошо проверенные, аргумен тированные и научно-обоснован ные факты и положения. 4. Объяснения следует насы щать конкретными примерами из практики. Увязывать теорию с практикой. 5. При устном объяснении (рассказ, лекция) номните, что слушатели могут активно вос принимать такое объяснение 20— 25 минут. в. При обучении следуйте от простого к сложному, от изве стного к неизвестному. 7. Процесс обучения — про цесс , в котором сотрудничают преподаватель и обучающийся, это сотрудничество предусмат ривает активность обеих сторон — и преподавателя, я обучаю щегося. 8. Изучение должно быть со знательным и осмысленным, по лученные знания обучающийся долэкен уметь применять в прак тической работе. 9. При обучении следует как можно шире обеспечивать на глядность {фотографии, чертежи, макеты, модели, рисуннм и т. п.), 10. При проведении учебных занятий преподавателю следует разнообразить деятельность [ (устный рассказ, запись, реше ние задач, демонстрация моде ли, беседа, опрос и т. д.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz