Рыбный Мурман. 1971 г. Октябрь.

■-ТЕХНИЧЕСКОГО I! ! IS шиши 1!l ш е переход от простой работы к сложной, от простых операций к болеезгруднЫм. •- ^ ‘ В этот период обу^йнЦиеся осваивают около 3/4 объема ма­ териала, предусмотренного учеб­ ной программой. ■ • Обучая ученика новому тру­ довому приему, инструктор; 1. Объясняет, чем он отли­ чается от старого трудового приема, показывая трудовые приемы, он требует от ученика осмысленного, а не механиче­ ского нх выполнения. 2. Объясняет только сущест­ во .вопроса и концентрирует вни­ мание ученика на выполнении данного трудового приема. 3. Показывает в замедленном темпе последовательное выпол­ нение трудового приема, обра­ щая внимание учащегося на ти­ пичные ошибки в работе. 4. Путем опроса и наблюде­ ния за учеников убеждается, как воспринято объяснение и понят .трудовой прием. Инструктор должен учитывать, что при обучении трудовым приемам вредна торопливость. В подготовительный, .период ученик j j$ MQWFt- ЭгП£рЦеСсе ра­ боты отличать полезные дейст- . вия или ' 'движения от лишних, ненужных. Основное внима­ ние обучающийся часто сосре­ дотачивает не на выполняемой работе, a. на своих действиях. Поэтому инструктор учит работ­ ника разумно тратить свои силы на выполнение .задания» приме­ нять такие трудовые приемы, которые в меньшей степени вызывают утомляемость, кото­ рыми легко овладеть а которые наиболее эффективны в трудо­ вом процессе. С первых же дней ученика следует обучать пере­ довым приемам работы. Проведение тренировочных ?пражнений по выполнению опе­ раций обеспечивает прочное освоение профессиональных на­ выков. До тех пор, пока ученик пол­ ностью не изучит, не освоит н не закрепит все приемы выпол­ нения работ, ему не поручается выполнение сложных комплекс­ ных работ, которыми заверша­ ется процесс производственного обучения. Чтобы не затрачивать много времени на показ приемов ра­ боты, необходимо проводить че­ редование теоретического раэ­ бора рабочего времени с практи­ ческой тренировкой. При этом инструктор при­ учает ученика контролировать "дои действия, поддерживать в нем интерес к выполняемой ра­ боте, устанавливает, ясна ли ученику поставленная задача, оказывает помощь в ее реше­ нии, предупреждает типичные ошибки. III. Период овладения про­ фессией. В этот период обучаю­ щиеся самостоятельно выпол­ няют производственные зада­ ния или работы соответствую­ щей квалификации по специаль­ ности. Они сами подбирают нужный инструмент и приспо­ собления, самостоятельно вы­ бирают приемы работы. В период овладения профес­ сией инструктор должен боль­ шое внимание уделять показу передовых методов работы, тре­ бует от ученика овладения ско­ ростными навыками опытного рабочего. Если ученик хорошо освоил выполнение показанных трудо­ вых приемов, инструктор пору­ чает ему аналогичные производ­ ственные работы, в которые включены эти приемы, с целью закрепления нх в прочные про­ изводственные навыки. К концу третьего периода обучающиеся должны выпол­ нять нормы выработки и обес­ печивать нужное качество рабо­ ты. . IV. Контрольно-заключитель­ ный период. Этот период длят­ ся около месяца (при 6-месяч­ ном сроке обучения). За это вре­ мя у обучающихся совершенст­ вуются и окончательно закреп­ ляются навыки выполнения ос­ новных и вспомогательных опе­ раций, вырабатывается самосто- ятельность в работе. В контрольно-заключительный период обучающиеся должны обеспечивать высокую произво­ дительность труда и хорошее ка­ чество работы. Это самый ответ­ ственный период обучения, тан называемый период стажировки, без прохождения которого уче­ ник к экзамену не допускается. Все учебно-производственные занятия и самостоятельные ра­ боты, которые проводит обуча­ ющийся под руководством инст­ руктора, должны фиксироваться в «Дневнике учета производст­ венного обучения». В условиях работы промыслового судна «Дневник учета» является един­ ственным документом учета и контроля степени выполнения учебной программы производ­ ственного обучения. После за­ вершения обучения в «Дневни­ ке» делается запись о том, что обучающийся приобрел все не­ обходимые навыки и может ис­ полнять все работы, связанные со специальностью, которую он освоил. «Дневник» подписыва­ ет инструктор н капитан судна, подписи заверяются судовой пе­ чатью. Если на судне не выда­ ны «Дневники учета производст­ венного обучения», то их можно изготовить нэ обычной тетради по следующей форме: i учета производственного «Сучения Фамилия,имя,отчество обучаемого Изучаемая профессия,свециальность • — Фамилия,имя.отчество инструктора, его должное» Начало обучения конец обучения ##!Дата - з а - ! * * тем !Тема эа - 4 Затрачено ! Оценка J i M . i u - . , , . пп!нятий ! програм!кятия, с о - ! часов ! полненной ! __ ! ! мм [дердшше i (дней! ! работи . | ИНСТРУктора ! работ » » ! ! I Г 1 I Заключение инструктора (судовой квалификационной комссюг)__ , ПОДПИСИ: инструктор - капитан судна (начальник цеха) Hi СУДНЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ БАССЕЙНА ШШ 1 Ш 1 Теоретическое обучение Преподаватели теоретическо- смотр конспектов, схем, черте- то обучения назначаются из чис- ятей, устный опрос и заключе­ на специалистов (судоводаэте- нне преподавателя по опросу лей, механиков, технологов в (15— 20 минут). Д-)* . . . 3. Сообщение нового матери- Прн изучении экономию!, чте- Сообщается тема урока. ния чертежей, устройства суд- Устное изложение нового мате- группу, - _ ~ - - * мул в тетради. Ответы на вопро- В этом случае занятие реко- сы (45— 60 минут). 4- Закрепление знаний. Бесе- ч а с о в о г о ^ й ^ ? '9 0 мину? да по в£ ® ь изл0Же1™0мУ мате- часового урока «и минут. риалу. Проверка понимания,ма- Очень распространен при териала обучаемыми. Разбор различных видах обучения ком- наиболее трудных разделов уро- бинированный урон.. Примерная ка. Заключение преподавателя структура 90-минутного комби- (10— 15 минут). шарованного урока такова: 5. Задание для самостоятель- 1. Проверка присутствующих ной работы (2—5 минут). ~ Л “ 3 “ ИНУ™)- На судах промыслового флота 2. Проверка выполнения само- бывает невозможно создать груп- стоятельного задания — про- пу для теоретических занятий, в РАБОЧИЙ ПЛАН ИНДИВИДАЛЬНОГО ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Ф. И, П Ф. И. О. консультанта - Изучаемая специальность Матрос I нл. Начало обучения Конец обучения _ _ _ _ _ _ №!£ и назад- ! Тема заня- яп!нив темы Во! тля ’ программе ! !Срох ! Рекомеидуемое !0оекка м (иэуче! учебное пособие1 подпись «кия | !сультанта X. Тема 4» Устройство Рулевое судна. устройство 2/Й Элементы теории судна. Якорное устройство i/a Кодовое 6/П Устройство Грузовое и буксирное устройство 6/П Судовые сис­ темы II/H Зачет во устр.еудна 12/В Б.В.Алеисеюк и Др."Учебное по­ собие для матро­ са и боцмана морского судна". Стр. 164-114 . 116-132 , I6I - I6I 166-200, 224 {подпись) ■в Исдгесь иснсудьтавта: Квалификационные экзамены Все мзды обучения на судае заканчиваются квелификацион- ДМИ ЭК38М6В8ЖЯ. Судовая квалификационная комиссия создается приказов! капитана судна. Приказом но флоту определяется перечень специальностей (профессий), квалификацию которым может присваивать судо­ вая квалификационная комиссия. Общефлотская иоапссня создается приказом начальника уп­ равления флота. В квалификационные экзамены включаются выполнение обучажицгашея пробных производственных работ и проверка тех­ нических знаний путем устного опроса. Для проверки технических .знаний составляются экзамена­ ционные билеты, утверждаемые учебно-методичесним советом флота. В случае -невозможности выполнения пробных работ, в конце «Дневника учета производственного обучения» дается заключе­ ние старшего специалиста (старший механик, старший помощ­ ник капитана, технолог) о том. что в результате производствен­ ного обучения работник может вьшолнять все работы, связан- ние оо специальностью, по которой он обучался. «Дневник учета производственного обучения» е заключе­ нием старшего специалиста, подписанный инструктором произ­ водственного обучения, заверяется поднисыо капитана и судовой печатью, представляется квалификационной комиссии. Процедура присвоения и оформления квалификации обучае­ мому проводится в соответствии с «Типовым положением о под­ готовке и повышения квалификации рабочих непосредственно на производстве». Пособие составил А. КУРЯКОВ, старший методист бас­ сейнового методического кабинета. таком случае каждый обучаю­ щийся изучает курс основ техни­ ческих знаний самостоятельно, а преподаватель становится его консультантом. Консультант после изучения программы совместно с обучаю­ щимся составляет рабочий план теоретического обучения (календарно-тематический план). С учетом общеобразовательной подготовки обучающегося на­ мечаются сроки окончания изу­ чения теоретического курса, весь программный материал раз­ бивается на «порций» для еже­ дневного изучения, в конце каж­ дой темы следует предусмотреть контрольное (зачетное) занятие. Работай план составляется в двух экземплярах: один — обу­ чающемуся, другой — консуль­ танту. Приведем примерную схему рабочего плана теоретического обучения для матросов 1 класса, (См. таблицу). Рабочий план одновременно является документом и учета, и отчетности. Работники отдела подготовки кадров по рабочему плану могут проверить, насколь­ ко полно освоена учебная про­ грамма теоретического обуче­ ния. При наличии учебной груп­ пы ведется журнал учета теоре­ тического обучения. Рабочий план поможет обу­ чающемуся установить опреде­ ленный ритм в обучении. Специ­ фика работы на судне такова, что обучающийся и преподава­ тель живут и работают рядом, н это дает возможность обучаю­ щемуся быстро разрешить все сомнения и неясности при само­ стоятельной работе с книгой. Обучающемуся рекомендует­ ся вести конспект. Консультант должен давать для самостоятельной работы обучающемуся задание по вы­ полнению практических задач, вычерчиванию графинов, диа­ грамм и т. п. При проведении уроков или консультации по теоретическо­ му обучению рекомендуется ру­ ководствоваться следующим: 1. К каждому занятию сле­ дует тщательно готовиться, как бы проста ни была тема заня­ тия. 2. Каждое занятие должно не только обучать, но и воспиты­ вать. 3. Сообщать следует только хорошо проверенные, аргумен­ тированные и научно-обоснован­ ные факты и положения. 4. Объяснения следует насы­ щать конкретными примерами из практики. Увязывать теорию с практикой. 5. При устном объяснении (рассказ, лекция) номните, что слушатели могут активно вос­ принимать такое объяснение 20— 25 минут. в. При обучении следуйте от простого к сложному, от изве­ стного к неизвестному. 7. Процесс обучения — про­ цесс , в котором сотрудничают преподаватель и обучающийся, это сотрудничество предусмат­ ривает активность обеих сторон — и преподавателя, я обучаю­ щегося. 8. Изучение должно быть со­ знательным и осмысленным, по­ лученные знания обучающийся долэкен уметь применять в прак­ тической работе. 9. При обучении следует как можно шире обеспечивать на­ глядность {фотографии, чертежи, макеты, модели, рисуннм и т. п.), 10. При проведении учебных занятий преподавателю следует разнообразить деятельность [ (устный рассказ, запись, реше­ ние задач, демонстрация моде­ ли, беседа, опрос и т. д.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz