Рыбный Мурман. 1971 г. Октябрь.
Для объяснения сути провз- условиям производствен водственных операций, правил и обучения; сообщение темы з приемов использования орудий тая, учебных задач я произ труда применяется произведет- ствеиных заданий, вводный веяный инструктаж, то есть объ- структаж, выдача «нетрумс яснения, указания о порядке еы- заготовок, материалов и те волнения производственных ра- чесюой документации, пров< менеяия для выполнения вроиз- ние обучаемым упражнений, те водственного задания. Разин- кущий инструктаж, проверка у чают вводный, текущий н за- оценка выполнения; учебно-про ключительный инструктаж. Кро- «эводезвешшх работ, ме того, может быть к письмен- Заключительная часть — вый инструктаж. уборка рабочего места, сдача не Вводный инструктаж прово- законченных работ, вветрумен днтся перед началом работы не- та н тр*шче*1и*-;д0ку*!ентации посредственно на рабочем вес- закл»^?гелшйЯ» Щветрзгктаж. те. Примерная схема вводного Весь процесс Производствен инструктажа такова: вого обучения можно разделит! 1. Ознакомление обучающего на четыре верняк ся с заданием, выявление подго- 1* Вводный период. В этот пе товленностн ученика в восяркя- ряод обучающегося знакомят < тию новых знаний. организацией рабочего места 2. Восстановление в памяти правилам» техники безопасно В настоящее время особое значение приобретают знания, способствующие поиску наиболее рационального и экономного решения поставленных производственных задач. Изменение характера труда приводит к значительному по вышению требований к общеобразовательной и специальной под готовке рабочих. Исполнение обязанностей все больше основы вается на серьезных знаниях, и знания становятся все в боль шей мере источником роста производительности труда. Претворение в жизнь решений XX IV съезда КПСС требует использования всех резервов производства. А высокая профес сиональная подготовка рабочих — один из таких резервов. Поэтому мы не можем не учитывать новых требований в организации производственного обучения. Исходя из этого н в целях улучшения постановки обучения на судах, методическая группа при Мурманском учебно-курсо вом комбинате разработала пособие, которое окажет помощь командному составу судов в решении вопросов, связанных е обу чением личного состава. В. МАСЛЯКОВ, начальник отдела кадров в учебных заведений главка «Севрыба*. Общие положения 1. Учитывая специфику производства, рекомендуется иа судне избрать иидавидуальную форму подготовки кадров. При этой форме каждый обучающийся прикрепляется к опытному инструктору (боцману, мастеру по добыче, старпому мотористу в т. д.). Инструктор не освобождается от основной работы. При нндавидуалыкхм производственном обучении обучающиеся мо гут включаться в состав вахты или бригады, где проходят обу чение под руководством высококвалифицированного работника. 2. Важным этапом в организации производственно-техниче ского обучения является разъяснительная работа. После полу чения в отделе производствамио-технического обучения (отделе подготовки кадров) годового плана подготовки кадров следует разработать мероприятия по его выполнению. Вопрос этот очень важный н может быть обсужден иа партийном, профсоюзном и комсомольском собраниях. На судне должны быть созданы та кие условия, чтобы каждый член экипажа имел возможность по лучить специальность (одну или несколько) или повысить свою квалификацию. Неоспоримы преимущества коллектива, в кото- рот каждый работник имеет несколько профессий. Всякое же лание моряков получить новую специальность должно встречать поддержку со стороны администрации и общественных органи заций. 3. После того, как выяснятся все желающие приобрести но вую специальность или повысить квалификацию, капитан совме стно со старшими специалистами решает вопрос о назначении инструкторов производственного обучения и преподавателей тео ретического обучения. Следует стремиться к тому, чтобы на судне определился постоянный состав специалистов, занимаю щихся производственно-техническим обучением. Инструкторы производственного обучения назначаются из числа наиболее опытных и грамотных работников, передовиков производства. При назначении инструкторов следует учитывать и то, что он должен быть воспитателем: т. е. способен не только передать опыт работы, но и привить морякам любовь к своей профессии. Преподаватели назначаются из числа судовых специалистов (Су доводителей, механиков, технологов). Назначение инструкторов и преподавателей оформляется при казом капитана. В этом же приказе перечисляется состав обу чающихся и сроки окончания обучения. 4. Все члены экипажа, занимающиеся производственно-тех ническим обучением, обязаны хорошо знать нормативные доку менты по подготовке кадров. Основной документ, определяющий производственно-техническое обучение — «Типовое положение о подготовке и повышении квалификации рабочих непосредст венно на производстве». Капитану следует организовать изуче ние указанного «Положения», а также приказов и инструкций, касающихся производственно-технического обучения. Твердое .здание всех нормативных документов по подготовке кадров —- непременное условие организации обучения на судне. Рекомен дуется завести отдельную папку для таких документов. 5. В условиях длительного плавания в большой степени успех подготовки кадров зависит от обеспечения инструкторов, пре подавателей и обучающихся учебными пособиями н программа ми. Списки рекомендованной технической литературы можно по лучить в технической библиотеке и отделе подготовки кадров, примерный список литературы приводится в каждой программе, выдаваемой на судно. Перед выходом в рейс нужно убедиться в том, что необходи мая техническая литература, программы, схемы, чертежи и т. п. имеются на судне в достаточном количестве. Можно рекомендо вать сосредоточить техническую литературу и другие учебные пособия у старшего помощника капитана и у старшего механика. Само собой разумеется, что инструкторы производственного обу чения и преподаватели являются постоянными посетителями книжных магазинов и библиотек. . . . Учебные программы Учебными программами суда обеспечиваются отделами под готовки кадров. Каждая программа составляется в виде сборника, который включает: объяснительную записку, квалификационную характеристику, тематический план и программу производствен ного (практического) обучения; тематический план и программу теоретического обучения, график распределения учебного вре мени по неделям при теоретическом обучении. Программа утверждается главным управлением «Севрыба» или главным ин женером флота и является основным документом, определяющим содержание и объем знаний, умений и навыков, которые должны получить *обучающиеся. Вносить изменение в содержание про граммы на судне запрещено. Они обязательны для исполнения. Если же при обучении возникли обоснованные предложения эб изменении содержания учебной программы, то эти предложе ния пересылаются в учебно-методический совет флота (через от дел подготовки кадров).. Разрешение на внесение изменений в программу может дать и лицо, утвердившее ее. Инструктору производственного обучения или преподавателю теоретического обучения разрешено, учитывая конкретные условия, изменять порядок чередования тем программы или сокращать срок обу чения с учетом образования и опыта обучающихся. Производственное (практическое) обуче! Как уже отмечалось, при ин дивидуальной форме обучаю щийся прикрепляется к инструк тору. Обучение производится на обычных рабочих местах. Подготовку инструктора к заня тиям рекомендуется начать с изучения квалификационной ха рактеристики, учебного плана и программы производственного обучения. После изучения программ инструктор составляет рабочий план на весь период обучения. При этом, если рейс судна длит ся 3—6 месяцев, то желательно, чтобы обучение начиналось и заканчивалось в период одного рейса. При составлении рабочего плана весь программный мате риал распределяют по дням. Следует учитывать, что теорети ческие и практические занятия рекомендуется чередовать таким образом, чтобы теоретическое обучение несколько опережало приобретение производственных навыков. Предлагается следующая фор ма рабочего плана: PaOowli план производственного ооучени& «амшщя в шшшали инструктора _ _ _ _ _ _ _ _ ЯрофвССЛЯ ' : (фок обучения . Коней обучения Начало обучения геа.и ?по прог-^практически* Грамие !р » о т <по ■ ________ &&&£.!___ И* ‘дней на *наиалл*мяи>п I дрог! научен. ?начал©!холев t Приме чание, Аодансь инструктора* Тщательная н систематиче- выполнению контрольных ра- ская подготовка инструктора к бот. каждому занятию является важ- ным условием эффективности обучения. Подготовка инструктора к за- Т1>уда нятию включает следующее: определение цели урока и раз работка четкого плана его про- бот* и показа трудовых приемов, ведения, анализ предыдущего пут€Й’ средств и методов при занятая и определение тех из- и, мененнй, которые следует вне- сти в последующее занятие, подбор рабочего места и инстру мента, подбор инструкций, посо бий и таблиц, изучение техниче ской1и инструвдноншьметодиче- ской литературы, отбор приемов в операций или видов работ. Инструктор отбирает вз дан ной темы только те приемы и операции» которые будут изу чаться на предстоящем занятии. Качество производственного обу чения находится в прямой за висимости от подготовки инст руктора к занятию. К учебному занятию по про изводственному обучению предъявляются следующие тре бования: занятие должно иметь конкретную цель и законченное содержание; должно быть четко организованным н идейно-на правленным, обеспечивающим руководящую роль инструктбра; обеспечивать сознательное и прочное усвоение знаний, уме ний и навыков; осуществлять связь теории с практикой; вклю чать в себя наиболее целесооб разные методы обучения, соот ветствующие характеру изучае мого материала; иметь тесную связь с предыдущим и после дующим занятием. На основе рабочего плана ин структор производственного обу чения разрабатывает систему уроков (занятий). Различают следующие типы занятий: занятия по изучению различных инструкций, правил, устройства и работы оборудова ния; по изучению трудовых при емов и операций; по совершен ствованию и закреплению прие мов вьтолнения на комплекс ных работах; по совершен ствованию профессиональных навыков при выполнении произ водственных работ; занятия по зи учащихся необходимых сведе ний из теоретического курса по ранее пройденному учебному ма териалу. 3. Формулирование содержа ния и объяснение цели, сущно сти и последовательности выпол нения предстоящей работы. 4. Изложение нового учебно го материала, ознакомление с рабочими и техническими требо ваниями, первоначальные указа ния во технике безопасности. 5. Ознакомление обучающих ся с сырьем и материалами. 6. Демонстрация наглядных пособий и показ приемов выпол нения заданий. 7. Разбор необходимой техни ческой документации и непосред ственные указания по выполне нию учебно-призводственных за даний или самостоятельной ра боты. & Сообщение ученику норм времени и технических требова-, ний к работе. 9. Пробное выполнение обуча ющимися трудовых действий и приемов, а также проверка вы полнения заданий. 10. Контроль за работой обу чающихся и техника безопас ности. С учетом сложности ра боты и подготовки обучающего ся инструктор может проводить неполный инструктаж. Текущий инструктаж прово дится в процессе выпол нения учебно-производствеа- ного задания или самостоя тельной работы. Цель текуще го инструктажа заключается в том, чтобы обучающийся выпол нил задание, поставленное ин структором. При необходимости обучающемуся даются объясне ния н проводится дополнитель ный показ приемов работы. Очень важно своевременно за метить и исправить ошибку уче ника. Если этого не сделать, то ошибка, неправильные приемы выполнения работы могут пре вратиться во вредную производ ственную привычку. После окончания учебных ра бот в уборки рабочего места инструктор проводит заключи тельный инструктаж, подводит втогн работы. Заключительный инструктаж длится 15— 20 ми нут. Цель зйшогчительного ин структажа показать резуль таты самостоятельной работы обучающегося, углубить его спыт и определить способы его применения. На заключитель ном инструктаже инструктор разбирает типичные ошибки и отклонения от заданий техноло гии, устанавливает причины этих отклонений, рассматривает спо собы предупреждения ошибок, анализирует имевшие место по тери рабочего времени. Условно занятия по производ ственному обучению можно раз делить ва три этапа: Вводная чает» — проверка готовности обучающегося к за нятию, соответствие его одежды заня- ин- техни- роверка рабочего места: Основная часть — выполне- - и - s. ь о с , стн и производственной санита рии, противопожарными меро приятиями, с обязанностями по судовым тревогам. Инструктор в беседе с обучающимся выяс няет его общеобразовательную и профессиональную подготов ку, черты его характера, Затем обучающегося знакомят с про граммой обучения и рабочим планом, с рабочим местом и должностной инструкцией. Этот вериод занимает* около недели учебного времени. П. Подготовительный период. В этот период у обучающегося вырабатываются первичные на выки выполнения отдельных трудовых приемов и операций под контролем инструктора. Трудовой процесс обучающегося складывается из изучения инст рукций. расписаний, техниче ской документации, подготовки рабочего, места,.'наладки инстру мента ц оборудо|адвд1 ^проведе ния трудовой'ЩерЩнй с исполь зованием различных приемов и контроля за качеством выпол няемой работы. Ученик под руководством ин структора на рабочем месте вы полняет упражнения, овладевает трудовыми приемами, закреп ляет навыки путем выполнения несложных работ комплексного характера. В своей работе инструктор придерживается основеюго мето дического правила: постепенный v 7 < * 1 л V 1 * i \
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz