Рыбный Мурман. 1971 г. Октябрь.

Для объяснения сути провз- условиям производствен водственных операций, правил и обучения; сообщение темы з приемов использования орудий тая, учебных задач я произ труда применяется произведет- ствеиных заданий, вводный веяный инструктаж, то есть объ- структаж, выдача «нетрумс яснения, указания о порядке еы- заготовок, материалов и те волнения производственных ра- чесюой документации, пров< менеяия для выполнения вроиз- ние обучаемым упражнений, те водственного задания. Разин- кущий инструктаж, проверка у чают вводный, текущий н за- оценка выполнения; учебно-про ключительный инструктаж. Кро- «эводезвешшх работ, ме того, может быть к письмен- Заключительная часть — вый инструктаж. уборка рабочего места, сдача не Вводный инструктаж прово- законченных работ, вветрумен днтся перед началом работы не- та н тр*шче*1и*-;д0ку*!ентации посредственно на рабочем вес- закл»^?гелшйЯ» Щветрзгктаж. те. Примерная схема вводного Весь процесс Производствен инструктажа такова: вого обучения можно разделит! 1. Ознакомление обучающего на четыре верняк ся с заданием, выявление подго- 1* Вводный период. В этот пе товленностн ученика в восяркя- ряод обучающегося знакомят < тию новых знаний. организацией рабочего места 2. Восстановление в памяти правилам» техники безопасно В настоящее время особое значение приобретают знания, способствующие поиску наиболее рационального и экономного решения поставленных производственных задач. Изменение характера труда приводит к значительному по­ вышению требований к общеобразовательной и специальной под­ готовке рабочих. Исполнение обязанностей все больше основы­ вается на серьезных знаниях, и знания становятся все в боль­ шей мере источником роста производительности труда. Претворение в жизнь решений XX IV съезда КПСС требует использования всех резервов производства. А высокая профес­ сиональная подготовка рабочих — один из таких резервов. Поэтому мы не можем не учитывать новых требований в организации производственного обучения. Исходя из этого н в целях улучшения постановки обучения на судах, методическая группа при Мурманском учебно-курсо­ вом комбинате разработала пособие, которое окажет помощь командному составу судов в решении вопросов, связанных е обу­ чением личного состава. В. МАСЛЯКОВ, начальник отдела кадров в учебных заведений главка «Севрыба*. Общие положения 1. Учитывая специфику производства, рекомендуется иа судне избрать иидавидуальную форму подготовки кадров. При этой форме каждый обучающийся прикрепляется к опытному инструктору (боцману, мастеру по добыче, старпому мотористу в т. д.). Инструктор не освобождается от основной работы. При нндавидуалыкхм производственном обучении обучающиеся мо­ гут включаться в состав вахты или бригады, где проходят обу­ чение под руководством высококвалифицированного работника. 2. Важным этапом в организации производственно-техниче­ ского обучения является разъяснительная работа. После полу­ чения в отделе производствамио-технического обучения (отделе подготовки кадров) годового плана подготовки кадров следует разработать мероприятия по его выполнению. Вопрос этот очень важный н может быть обсужден иа партийном, профсоюзном и комсомольском собраниях. На судне должны быть созданы та­ кие условия, чтобы каждый член экипажа имел возможность по­ лучить специальность (одну или несколько) или повысить свою квалификацию. Неоспоримы преимущества коллектива, в кото- рот каждый работник имеет несколько профессий. Всякое же­ лание моряков получить новую специальность должно встречать поддержку со стороны администрации и общественных органи­ заций. 3. После того, как выяснятся все желающие приобрести но­ вую специальность или повысить квалификацию, капитан совме­ стно со старшими специалистами решает вопрос о назначении инструкторов производственного обучения и преподавателей тео­ ретического обучения. Следует стремиться к тому, чтобы на судне определился постоянный состав специалистов, занимаю­ щихся производственно-техническим обучением. Инструкторы производственного обучения назначаются из числа наиболее опытных и грамотных работников, передовиков производства. При назначении инструкторов следует учитывать и то, что он должен быть воспитателем: т. е. способен не только передать опыт работы, но и привить морякам любовь к своей профессии. Преподаватели назначаются из числа судовых специалистов (Су­ доводителей, механиков, технологов). Назначение инструкторов и преподавателей оформляется при­ казом капитана. В этом же приказе перечисляется состав обу­ чающихся и сроки окончания обучения. 4. Все члены экипажа, занимающиеся производственно-тех­ ническим обучением, обязаны хорошо знать нормативные доку­ менты по подготовке кадров. Основной документ, определяющий производственно-техническое обучение — «Типовое положение о подготовке и повышении квалификации рабочих непосредст­ венно на производстве». Капитану следует организовать изуче­ ние указанного «Положения», а также приказов и инструкций, касающихся производственно-технического обучения. Твердое .здание всех нормативных документов по подготовке кадров —- непременное условие организации обучения на судне. Рекомен­ дуется завести отдельную папку для таких документов. 5. В условиях длительного плавания в большой степени успех подготовки кадров зависит от обеспечения инструкторов, пре­ подавателей и обучающихся учебными пособиями н программа­ ми. Списки рекомендованной технической литературы можно по­ лучить в технической библиотеке и отделе подготовки кадров, примерный список литературы приводится в каждой программе, выдаваемой на судно. Перед выходом в рейс нужно убедиться в том, что необходи­ мая техническая литература, программы, схемы, чертежи и т. п. имеются на судне в достаточном количестве. Можно рекомендо­ вать сосредоточить техническую литературу и другие учебные пособия у старшего помощника капитана и у старшего механика. Само собой разумеется, что инструкторы производственного обу­ чения и преподаватели являются постоянными посетителями книжных магазинов и библиотек. . . . Учебные программы Учебными программами суда обеспечиваются отделами под­ готовки кадров. Каждая программа составляется в виде сборника, который включает: объяснительную записку, квалификационную характеристику, тематический план и программу производствен­ ного (практического) обучения; тематический план и программу теоретического обучения, график распределения учебного вре­ мени по неделям при теоретическом обучении. Программа утверждается главным управлением «Севрыба» или главным ин­ женером флота и является основным документом, определяющим содержание и объем знаний, умений и навыков, которые должны получить *обучающиеся. Вносить изменение в содержание про­ граммы на судне запрещено. Они обязательны для исполнения. Если же при обучении возникли обоснованные предложения эб изменении содержания учебной программы, то эти предложе­ ния пересылаются в учебно-методический совет флота (через от­ дел подготовки кадров).. Разрешение на внесение изменений в программу может дать и лицо, утвердившее ее. Инструктору производственного обучения или преподавателю теоретического обучения разрешено, учитывая конкретные условия, изменять порядок чередования тем программы или сокращать срок обу­ чения с учетом образования и опыта обучающихся. Производственное (практическое) обуче! Как уже отмечалось, при ин­ дивидуальной форме обучаю­ щийся прикрепляется к инструк­ тору. Обучение производится на обычных рабочих местах. Подготовку инструктора к заня­ тиям рекомендуется начать с изучения квалификационной ха­ рактеристики, учебного плана и программы производственного обучения. После изучения программ инструктор составляет рабочий план на весь период обучения. При этом, если рейс судна длит­ ся 3—6 месяцев, то желательно, чтобы обучение начиналось и заканчивалось в период одного рейса. При составлении рабочего плана весь программный мате­ риал распределяют по дням. Следует учитывать, что теорети­ ческие и практические занятия рекомендуется чередовать таким образом, чтобы теоретическое обучение несколько опережало приобретение производственных навыков. Предлагается следующая фор­ ма рабочего плана: PaOowli план производственного ооучени& «амшщя в шшшали инструктора _ _ _ _ _ _ _ _ ЯрофвССЛЯ ' : (фок обучения . Коней обучения Начало обучения геа.и ?по прог-^практически* Грамие !р » о т <по ■ ________ &&&£.!___ И* ‘дней на *наиалл*мяи>п I дрог! научен. ?начал©!холев t Приме­ чание, Аодансь инструктора* Тщательная н систематиче- выполнению контрольных ра- ская подготовка инструктора к бот. каждому занятию является важ- ным условием эффективности обучения. Подготовка инструктора к за- Т1>уда нятию включает следующее: определение цели урока и раз­ работка четкого плана его про- бот* и показа трудовых приемов, ведения, анализ предыдущего пут€Й’ средств и методов при­ занятая и определение тех из- и, мененнй, которые следует вне- сти в последующее занятие, подбор рабочего места и инстру­ мента, подбор инструкций, посо­ бий и таблиц, изучение техниче­ ской1и инструвдноншьметодиче- ской литературы, отбор приемов в операций или видов работ. Инструктор отбирает вз дан­ ной темы только те приемы и операции» которые будут изу­ чаться на предстоящем занятии. Качество производственного обу­ чения находится в прямой за­ висимости от подготовки инст­ руктора к занятию. К учебному занятию по про­ изводственному обучению предъявляются следующие тре­ бования: занятие должно иметь конкретную цель и законченное содержание; должно быть четко организованным н идейно-на­ правленным, обеспечивающим руководящую роль инструктбра; обеспечивать сознательное и прочное усвоение знаний, уме­ ний и навыков; осуществлять связь теории с практикой; вклю­ чать в себя наиболее целесооб­ разные методы обучения, соот­ ветствующие характеру изучае­ мого материала; иметь тесную связь с предыдущим и после­ дующим занятием. На основе рабочего плана ин­ структор производственного обу­ чения разрабатывает систему уроков (занятий). Различают следующие типы занятий: занятия по изучению различных инструкций, правил, устройства и работы оборудова­ ния; по изучению трудовых при­ емов и операций; по совершен­ ствованию и закреплению прие­ мов вьтолнения на комплекс­ ных работах; по совершен­ ствованию профессиональных навыков при выполнении произ­ водственных работ; занятия по зи учащихся необходимых сведе­ ний из теоретического курса по ранее пройденному учебному ма­ териалу. 3. Формулирование содержа­ ния и объяснение цели, сущно­ сти и последовательности выпол­ нения предстоящей работы. 4. Изложение нового учебно­ го материала, ознакомление с рабочими и техническими требо­ ваниями, первоначальные указа­ ния во технике безопасности. 5. Ознакомление обучающих­ ся с сырьем и материалами. 6. Демонстрация наглядных пособий и показ приемов выпол­ нения заданий. 7. Разбор необходимой техни­ ческой документации и непосред­ ственные указания по выполне­ нию учебно-призводственных за­ даний или самостоятельной ра­ боты. & Сообщение ученику норм времени и технических требова-, ний к работе. 9. Пробное выполнение обуча­ ющимися трудовых действий и приемов, а также проверка вы­ полнения заданий. 10. Контроль за работой обу­ чающихся и техника безопас­ ности. С учетом сложности ра­ боты и подготовки обучающего­ ся инструктор может проводить неполный инструктаж. Текущий инструктаж прово­ дится в процессе выпол­ нения учебно-производствеа- ного задания или самостоя­ тельной работы. Цель текуще­ го инструктажа заключается в том, чтобы обучающийся выпол­ нил задание, поставленное ин­ структором. При необходимости обучающемуся даются объясне­ ния н проводится дополнитель­ ный показ приемов работы. Очень важно своевременно за­ метить и исправить ошибку уче­ ника. Если этого не сделать, то ошибка, неправильные приемы выполнения работы могут пре­ вратиться во вредную производ­ ственную привычку. После окончания учебных ра­ бот в уборки рабочего места инструктор проводит заключи­ тельный инструктаж, подводит втогн работы. Заключительный инструктаж длится 15— 20 ми­ нут. Цель зйшогчительного ин­ структажа показать резуль­ таты самостоятельной работы обучающегося, углубить его спыт и определить способы его применения. На заключитель­ ном инструктаже инструктор разбирает типичные ошибки и отклонения от заданий техноло­ гии, устанавливает причины этих отклонений, рассматривает спо­ собы предупреждения ошибок, анализирует имевшие место по­ тери рабочего времени. Условно занятия по производ­ ственному обучению можно раз­ делить ва три этапа: Вводная чает» — проверка готовности обучающегося к за­ нятию, соответствие его одежды заня- ин- техни- роверка рабочего места: Основная часть — выполне- - и - s. ь о­ с , стн и производственной санита­ рии, противопожарными меро­ приятиями, с обязанностями по судовым тревогам. Инструктор в беседе с обучающимся выяс­ няет его общеобразовательную и профессиональную подготов­ ку, черты его характера, Затем обучающегося знакомят с про­ граммой обучения и рабочим планом, с рабочим местом и должностной инструкцией. Этот вериод занимает* около недели учебного времени. П. Подготовительный период. В этот период у обучающегося вырабатываются первичные на­ выки выполнения отдельных трудовых приемов и операций под контролем инструктора. Трудовой процесс обучающегося складывается из изучения инст­ рукций. расписаний, техниче­ ской документации, подготовки рабочего, места,.'наладки инстру­ мента ц оборудо|адвд1 ^проведе­ ния трудовой'ЩерЩнй с исполь­ зованием различных приемов и контроля за качеством выпол­ няемой работы. Ученик под руководством ин­ структора на рабочем месте вы­ полняет упражнения, овладевает трудовыми приемами, закреп­ ляет навыки путем выполнения несложных работ комплексного характера. В своей работе инструктор придерживается основеюго мето­ дического правила: постепенный v 7 < * 1 л V 1 * i \

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz