Рыбный Мурман. 1971 г. Октябрь.

/ 1 Р ЕЧЬ идет о пакетном способе перевозки рыбной продукции на транспортных рефрижерато­ рах. В свое время « Рыбный Мурман» неоднократно под- *н мал эту проблему 'одну аз многих по комплексной механизации погрузочно-раз­ грузочных работ в рыбном •орту. И «ели раньше гово­ рилось о путях решения на­ девшей задачи, то сегодня уже можно сказать о пер­ вых результатах экспери­ мента. Проводился он на двух ТР «Севрыбхолодфлота» — «Ва­ силии Сурикове» и «Алексее Венецианове». Первым вер­ нулся с грузам рыбы, уло­ женной в строп-контейнеры, «Василий Суриков». Автори­ тетная комиссия тогда запи­ сала: «... из районов промыс­ ла доставлено 180 пакетов мороженой рыбпродукцйи в дросветах люков. Выгрузка пакетов в строп-лентах, не­ смотря на отдельные недора­ ботки,показала эффектив­ ность этого способа перевоз­ ки». Такое же заключение спра­ ведливо и в отношении ТР «Алексей Венецианов». И тем не менее промысловикам «будет интересно узнать, с ка­ кими трудностями столкну­ лись моряки рефрижератора, какие перспективы намечают­ ся по массовому применению лакетов я что это даст. На эти вопросы каш корреспон­ дент попросил ответить капи­ тан-директора Николая Ни­ колаевича Блинова. — Выбор наших судов для проведения эксперимента «лутаен. Просто к тому вре­ мени, когда рыбный порт по­ лучил строп-контейнеры, мы стояли у причала и собира­ лись в море. Но кто 4>ы ни занимался укладкой рыбы лад просветами трюмов в па­ кеты, ясно, что трудности у всех были бы одинаковые. Во-первых, надо сказать о дедостатках конструкции строп-лент. Они наготовлены л з -тонкого капронового по­ лотна, сложенного вдвое. Про­ чность их достаточна, но они слишком мягки, после пер­ вого же употребления скру­ чиваются в жгут, а распра­ вить трудно. Наш вывод: при­ мерно через три рейса такие стреп-леяты придется списы­ вать. Значит, нужна более жесткая конструкция. Спе­ циалисты должны подумать, какой материал подойдет. Мы имели на борту 218 строп-контейнеров. С их по­ мощью загружали просветы над люками в шести паметце- штях:г‘В общей сложности этим способом было уложе­ но около 600 центнеров мо­ роженой рыбы в ящиках. На всю операцию ушло пример­ но на ~20 процентов больше времени, чем если бы грузи­ ли без лент. В чем тут дело? Основную трюмную ем­ кость заполняли единичными ящиками, укладывая их в ря­ ды. Сразу возник вопрос: Пакеты в тонну сколько надо иметь таких ря­ дов со стервам переборок, Сортов, чтобы в оставшиеся пространства над лкжаМи по­ местились строп-контейнеры $ез каких-либо зазоров меж­ ду ними л рядами? Ясно, что зазоры — это потеря полез­ ной емкости, уменьшение об­ щего перевозимого груза. К сожалению, ответить яа .^тот вопрос мы не могли: опыт-а­ хо никакого не было. Вот и приходилось один строя со­ ставлять из 20 ящиков, дру­ гой, предположим, из 36. И все равно зазоры оставались. По мере того, как проходи­ ло время, накапливался и опыт. В третьем трюме па­ кеты с о с т ^ у ж е из 30 же. И стало заметно: време* ушло го- дамо иметь расчетную таблицу загрузки по трюмам. Тогда налицо станет вы­ игрыш от пакетного способа перевозки рыбопродукции. Специалисты подсчитали, что внедрение строп-лент для не- рВВОЗКИ . мороженой рыбы ш пакетах только в просветах ш ш м ш ш ш ш ш н ш н люков трюмов позволит пере­ работать за год по транспорт­ ному рефрижераторному фло­ ту «соло 20 тысяч тонн гру­ за. Это соответствует полно­ стью механизированной при­ емке и разгрузке трех таких судов, как «Хибинские го­ ры». Практически приемку ры­ бы осуществляли так. На ПР передавали строп-ленты, со­ общали, сколько ящиков на­ до в нее уложить, и брали груз на борт своего рефри­ жератора. Дальше уже стре­ мились класть их в трюм, что< 1»1 было как можно мень­ ше пустоты между основным рядам и стропами. Я уже говорил, что пусто­ ты все равно образовывались, их заполняли единичными ящиками. Со временем, ду­ маю, научимся сводить зазо­ ры к минимуму. Однако сложнее с той рыбопродук­ цией, которую будем снимать с больших морозильных трау- леров немецкой постройки. Как известно, на них не про­ изводят подпрессовку ящи­ ков с рыбой. В результате они получаются выпуклыми. А это не способствует полно­ му использованию судовых емкостей. И если раньше от­ рицательный эффект шала путем ручной то при перевозке груза в строп-лентах такая возмож­ ность отпадет. Надо уже сейчас подумать, как выправить положение. Ведь даже имея таблицу за­ грузки трюмов строп-контей­ нерами, мы не сможем их использовать при работе с БМРТ немецкой постройки. Применение пакетов уже сегодня значительно облег­ чает труд портовиков. В про­ шлом для них большую сложность составлял началь­ ный этап разгрузки, когда брали из трюмов первые тон­ ны рыбы. Теперь эта труд­ ность отпадает. На очереди же — переход всего транс­ портного флота на перевозку рыбы в пакетах. Правда, для этого нужна внутритрюмная механизация. С внедрением ее еще эффективнее станет труд портовиков. И другая сторона дела. Все траакпорицые рефри­ жераторы «-Севрибхолодфло- та» сейчас эксплуатируются с сокращенным штатом команды. В коротцшх.рейсах судовым специалистам труд-. гно заниматься профилактиче­ ским ремонтом механизмов, устройств, систем, так как часть людей занята пере­ грузкой рыбопродукции. Если в ближайшее время удастся механизировать эту операцию, тогда появится большая возможность и для производства ремонта. ик коммунистического труда, третий механик СРТ464 Сергей Тимофеев , Фото С. Данилова. СТУПДЕ 14 ИИ «СТОЛОВАЯ, В КОТОРОЙ ГОТОВЯТ НЕВКУСНО» Коррееищденяри, опубли­ кованная вод таиии заголов­ ком в «Рибяи% Мурязане», обсуждена в коллективе сто­ ловой Jfc 2. Работники, до­ пустившие указанные фак­ ты, были подвергнуты резкой критике. 23 сентября вопрос о со- стояннк качества пищи и ме­ рах по «го улучшению был рассмотрен на выездном за- правлення в ст< присутств] а также промышленных пред- (СРЗ, холодильни­ ка JN* 2, лее о м р ор» комби- мата) ж зав. отделом торгов­ ли Октябрьского райиспел- Гусева И. П. лей Приняты следующие меры: заведен бракераж пищи на каждую выдускаен^ую пар­ тию, периодически проводят­ ся и впредь будут проводить­ ся контрольные варки. В правлении укомплекто­ вана должность инженера- технолога, который прини­ мает непосредственное уча­ стие и организации техноло­ гического процесса я контро­ лирует его выполнение. На­ мечено в ближайшее время организовать техническую учебу с поварами. За выявленные упущенаж в работе, ослабление контро­ ля, что вовлекло жалобы тру­ дящихся, зав. производством той. Петровой Е. Ж , и. о. в&~ ведующей столовой тов. Ку- дашкиной Т. П., бухгалтеру тов. Мершиной А. П. указа­ но на допущенные ошибки. Директору столовой пред­ ложено устранить недостат­ ки и принять меры к улучше­ нию качества приготовления пищи. Л . МОШИН, председа­ тель правления рыб- коопа рыбного порта; УГ РОЗА МИ Р О В ОМ У О К Е А Н У С ЕВЕРНОЕ Атлантиче­ ское течение, которое постоянно перемещается 6т берегов северо-западной Аф­ рики до тропической Америки, нагрязнено частичками движу­ щейся вместе с ним нефти. Это главный вывод, сделан­ ный на основе постоянных на­ блюдений на борту папирусных лодок «Ра-1» и «Ра-2* во вре­ мя двух наших путешествий в 1969 и. 1970 годах. 2 ^ Наша экспедиция ие^была подготовлена для определения степени загрязнения вод океана. Основной целью путешествия €ыло испытать ходовые качест­ ва папирусной лодки, радиус ее действия, а также возможности сотрудничества многонациональ­ ного экипажа, действующего в необычных, тяжелых условиях. Однако в самом начале.путе­ шествия на «Ра-1 » всем членам экипажа было отдано распоря­ жение вести набшодения за со­ стоянием воды ввиду ее сильна- ло загрязнения, а также нашей близости к поверхности океана и довольно невысокой скорости судна. * ■ -- ■ .* 1 Краткий отчет с приложением образцов загрязнения океана, переданный после завершения эксперимента с «Ра-1» постоян­ ной норвежской делегацией при ООН, вызвал такой широкий интерес, что во время второго путешествия на борту «Ра-2» мы запланировали систематиче­ ское изучение этой проблемы посредством ежедневных тща­ тельных наблюдений и записей, а также более широкого спект- * $а;(вЗяТ&х проб. НАБЛЮДЕНИЯ С БОРТА «РА -1 » В 1969 ГОДУ .Семь членов экипажа на бор­ ту «Ра-1» впервые заметили, что продолжают путешествие в загрязненной воде, 6 июня 1969 года, когда судно находилось примерно в 100 милях (180 км) : од -б&детрв Мавритании (северо- западная Африка). Поверхность воды была покрыта кусочками материала типа асфальта, раз­ мером с крупный гравий, корич­ неватого и черного цвета. Они плыли на небольшом расстоя­ нии друг, от друга по водной поверхности и чуть ниже ее. Зная, что находимся на пере­ сечении торгового пути вокруг Африки, мы стали выискивать корабли, так как были увере­ ны, что попали на курс, по ко­ торому только что прошел тан­ кер, спустивший в воду остатки нефти. 8 июня, пройдя около 100 миль дальше на юго-запад, мы опять оказались в загряз­ ненной воде, хотя вокруг не было ни одного корабля. 9 июня мы очутились в обширном за­ грязненном районе, однако ку­ сочки асфальта- были значи­ тельно крупнее, некоторые из них были рваной, круглой фор­ мы, до 10— 15 см в диаметре. Окружавшая нас вода океана постепенно из прозрачной и чи­ стой стала опаловой м серо-зеле­ ной, она напоминала цвет воды в тех местах -залива, куда выво­ дят систему городской канализа­ ции. Хотя время от времени нам попадались отдельные нефтя­ ные куски, мы не делали в бор­ товом журнале записей вплоть до 30 июня, когда достигли са­ мого центра Атлантики. Вне­ запно мы попади'в настолько сильно загрязненный участок, что отказались от мысли иску­ паться, чтобы не испачкаться в этом море нефтяных шариков размером от горошины до сэнд­ вича. 15 и 16 июля, перед тем как покинуть «Ра-1», мы вновь ока­ зались в загрязненной воде. 15 июля мы находились в 600 ми­ лях (960 км) к востоку от Бар­ бадоса я чуть ближе к берегам Гвианы. Часть образцов, со­ бранных нами, имела эрозиро- ванную, изрытую ямками по­ верхность, а на некоторых кус­ ках были заметны небольшие водоросли. Таким образам, более 10 про­ центов водной поверхности, пе­ ресеченной «Ра-1», было загряз­ нено потоком неорганических материалов, которые, бесспор­ но, являются следствием совре­ менной коммерческой деятель­ ности. ПОСЛЕДУЮЩИЕ СООБРАЖЕНИЯ Подготовившись к тому, что можем наблюдать такую же кар­ тину во время второго путеше­ ствия, ободренные вниманием к проблеме со стороны ООН* ученых и управлений флотами, мы приняли решение вести систематические записи о еже­ дневных наблюдениях во время вояжа на «Ра-2 » в том же рай­ оне океана. Кроме обычного бор­ тового журнала, мы .завели спе­ циальный журнал по состоянию океанской поверхности и пору­ чили его ведение Мадани Аит Уханни, который также брал пробы, переданные впоследст­ вии норвежской делегации при ООН. Пробы брались с помощью специальной сетки. При морском волнении нефтяные шарики за­ метить трудно, если они не про­ плывают мимо кормы совсем ря­ дом. Когда океан спокоен, плы­ вущие предметы вполне разли­ чимы. Поэтому можно было оп­ ределить загрязненность на рас­ стоянии примерно 6 футов (1,8 м). Значительное количест­ во нефтяных шариков и других плавающих отходов, которые мы заметили с борта нашей лодки, отражает всю серьезность этой проблемы, взятой в широ­ ком географическом смысле. . (Окончание иа 4 стр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz