Рыбный Мурман. 1971 г. Октябрь.
/ 1 Р ЕЧЬ идет о пакетном способе перевозки рыбной продукции на транспортных рефрижерато рах. В свое время « Рыбный Мурман» неоднократно под- *н мал эту проблему 'одну аз многих по комплексной механизации погрузочно-раз грузочных работ в рыбном •орту. И «ели раньше гово рилось о путях решения на девшей задачи, то сегодня уже можно сказать о пер вых результатах экспери мента. Проводился он на двух ТР «Севрыбхолодфлота» — «Ва силии Сурикове» и «Алексее Венецианове». Первым вер нулся с грузам рыбы, уло женной в строп-контейнеры, «Василий Суриков». Автори тетная комиссия тогда запи сала: «... из районов промыс ла доставлено 180 пакетов мороженой рыбпродукцйи в дросветах люков. Выгрузка пакетов в строп-лентах, не смотря на отдельные недора ботки,показала эффектив ность этого способа перевоз ки». Такое же заключение спра ведливо и в отношении ТР «Алексей Венецианов». И тем не менее промысловикам «будет интересно узнать, с ка кими трудностями столкну лись моряки рефрижератора, какие перспективы намечают ся по массовому применению лакетов я что это даст. На эти вопросы каш корреспон дент попросил ответить капи тан-директора Николая Ни колаевича Блинова. — Выбор наших судов для проведения эксперимента «лутаен. Просто к тому вре мени, когда рыбный порт по лучил строп-контейнеры, мы стояли у причала и собира лись в море. Но кто 4>ы ни занимался укладкой рыбы лад просветами трюмов в па кеты, ясно, что трудности у всех были бы одинаковые. Во-первых, надо сказать о дедостатках конструкции строп-лент. Они наготовлены л з -тонкого капронового по лотна, сложенного вдвое. Про чность их достаточна, но они слишком мягки, после пер вого же употребления скру чиваются в жгут, а распра вить трудно. Наш вывод: при мерно через три рейса такие стреп-леяты придется списы вать. Значит, нужна более жесткая конструкция. Спе циалисты должны подумать, какой материал подойдет. Мы имели на борту 218 строп-контейнеров. С их по мощью загружали просветы над люками в шести паметце- штях:г‘В общей сложности этим способом было уложе но около 600 центнеров мо роженой рыбы в ящиках. На всю операцию ушло пример но на ~20 процентов больше времени, чем если бы грузи ли без лент. В чем тут дело? Основную трюмную ем кость заполняли единичными ящиками, укладывая их в ря ды. Сразу возник вопрос: Пакеты в тонну сколько надо иметь таких ря дов со стервам переборок, Сортов, чтобы в оставшиеся пространства над лкжаМи по местились строп-контейнеры $ез каких-либо зазоров меж ду ними л рядами? Ясно, что зазоры — это потеря полез ной емкости, уменьшение об щего перевозимого груза. К сожалению, ответить яа .^тот вопрос мы не могли: опыт-а хо никакого не было. Вот и приходилось один строя со ставлять из 20 ящиков, дру гой, предположим, из 36. И все равно зазоры оставались. По мере того, как проходи ло время, накапливался и опыт. В третьем трюме па кеты с о с т ^ у ж е из 30 же. И стало заметно: време* ушло го- дамо иметь расчетную таблицу загрузки по трюмам. Тогда налицо станет вы игрыш от пакетного способа перевозки рыбопродукции. Специалисты подсчитали, что внедрение строп-лент для не- рВВОЗКИ . мороженой рыбы ш пакетах только в просветах ш ш м ш ш ш ш ш н ш н люков трюмов позволит пере работать за год по транспорт ному рефрижераторному фло ту «соло 20 тысяч тонн гру за. Это соответствует полно стью механизированной при емке и разгрузке трех таких судов, как «Хибинские го ры». Практически приемку ры бы осуществляли так. На ПР передавали строп-ленты, со общали, сколько ящиков на до в нее уложить, и брали груз на борт своего рефри жератора. Дальше уже стре мились класть их в трюм, что< 1»1 было как можно мень ше пустоты между основным рядам и стропами. Я уже говорил, что пусто ты все равно образовывались, их заполняли единичными ящиками. Со временем, ду маю, научимся сводить зазо ры к минимуму. Однако сложнее с той рыбопродук цией, которую будем снимать с больших морозильных трау- леров немецкой постройки. Как известно, на них не про изводят подпрессовку ящи ков с рыбой. В результате они получаются выпуклыми. А это не способствует полно му использованию судовых емкостей. И если раньше от рицательный эффект шала путем ручной то при перевозке груза в строп-лентах такая возмож ность отпадет. Надо уже сейчас подумать, как выправить положение. Ведь даже имея таблицу за грузки трюмов строп-контей нерами, мы не сможем их использовать при работе с БМРТ немецкой постройки. Применение пакетов уже сегодня значительно облег чает труд портовиков. В про шлом для них большую сложность составлял началь ный этап разгрузки, когда брали из трюмов первые тон ны рыбы. Теперь эта труд ность отпадает. На очереди же — переход всего транс портного флота на перевозку рыбы в пакетах. Правда, для этого нужна внутритрюмная механизация. С внедрением ее еще эффективнее станет труд портовиков. И другая сторона дела. Все траакпорицые рефри жераторы «-Севрибхолодфло- та» сейчас эксплуатируются с сокращенным штатом команды. В коротцшх.рейсах судовым специалистам труд-. гно заниматься профилактиче ским ремонтом механизмов, устройств, систем, так как часть людей занята пере грузкой рыбопродукции. Если в ближайшее время удастся механизировать эту операцию, тогда появится большая возможность и для производства ремонта. ик коммунистического труда, третий механик СРТ464 Сергей Тимофеев , Фото С. Данилова. СТУПДЕ 14 ИИ «СТОЛОВАЯ, В КОТОРОЙ ГОТОВЯТ НЕВКУСНО» Коррееищденяри, опубли кованная вод таиии заголов ком в «Рибяи% Мурязане», обсуждена в коллективе сто ловой Jfc 2. Работники, до пустившие указанные фак ты, были подвергнуты резкой критике. 23 сентября вопрос о со- стояннк качества пищи и ме рах по «го улучшению был рассмотрен на выездном за- правлення в ст< присутств] а также промышленных пред- (СРЗ, холодильни ка JN* 2, лее о м р ор» комби- мата) ж зав. отделом торгов ли Октябрьского райиспел- Гусева И. П. лей Приняты следующие меры: заведен бракераж пищи на каждую выдускаен^ую пар тию, периодически проводят ся и впредь будут проводить ся контрольные варки. В правлении укомплекто вана должность инженера- технолога, который прини мает непосредственное уча стие и организации техноло гического процесса я контро лирует его выполнение. На мечено в ближайшее время организовать техническую учебу с поварами. За выявленные упущенаж в работе, ослабление контро ля, что вовлекло жалобы тру дящихся, зав. производством той. Петровой Е. Ж , и. о. в&~ ведующей столовой тов. Ку- дашкиной Т. П., бухгалтеру тов. Мершиной А. П. указа но на допущенные ошибки. Директору столовой пред ложено устранить недостат ки и принять меры к улучше нию качества приготовления пищи. Л . МОШИН, председа тель правления рыб- коопа рыбного порта; УГ РОЗА МИ Р О В ОМ У О К Е А Н У С ЕВЕРНОЕ Атлантиче ское течение, которое постоянно перемещается 6т берегов северо-западной Аф рики до тропической Америки, нагрязнено частичками движу щейся вместе с ним нефти. Это главный вывод, сделан ный на основе постоянных на блюдений на борту папирусных лодок «Ра-1» и «Ра-2* во вре мя двух наших путешествий в 1969 и. 1970 годах. 2 ^ Наша экспедиция ие^была подготовлена для определения степени загрязнения вод океана. Основной целью путешествия €ыло испытать ходовые качест ва папирусной лодки, радиус ее действия, а также возможности сотрудничества многонациональ ного экипажа, действующего в необычных, тяжелых условиях. Однако в самом начале.путе шествия на «Ра-1 » всем членам экипажа было отдано распоря жение вести набшодения за со стоянием воды ввиду ее сильна- ло загрязнения, а также нашей близости к поверхности океана и довольно невысокой скорости судна. * ■ -- ■ .* 1 Краткий отчет с приложением образцов загрязнения океана, переданный после завершения эксперимента с «Ра-1» постоян ной норвежской делегацией при ООН, вызвал такой широкий интерес, что во время второго путешествия на борту «Ра-2» мы запланировали систематиче ское изучение этой проблемы посредством ежедневных тща тельных наблюдений и записей, а также более широкого спект- * $а;(вЗяТ&х проб. НАБЛЮДЕНИЯ С БОРТА «РА -1 » В 1969 ГОДУ .Семь членов экипажа на бор ту «Ра-1» впервые заметили, что продолжают путешествие в загрязненной воде, 6 июня 1969 года, когда судно находилось примерно в 100 милях (180 км) : од -б&детрв Мавритании (северо- западная Африка). Поверхность воды была покрыта кусочками материала типа асфальта, раз мером с крупный гравий, корич неватого и черного цвета. Они плыли на небольшом расстоя нии друг, от друга по водной поверхности и чуть ниже ее. Зная, что находимся на пере сечении торгового пути вокруг Африки, мы стали выискивать корабли, так как были увере ны, что попали на курс, по ко торому только что прошел тан кер, спустивший в воду остатки нефти. 8 июня, пройдя около 100 миль дальше на юго-запад, мы опять оказались в загряз ненной воде, хотя вокруг не было ни одного корабля. 9 июня мы очутились в обширном за грязненном районе, однако ку сочки асфальта- были значи тельно крупнее, некоторые из них были рваной, круглой фор мы, до 10— 15 см в диаметре. Окружавшая нас вода океана постепенно из прозрачной и чи стой стала опаловой м серо-зеле ной, она напоминала цвет воды в тех местах -залива, куда выво дят систему городской канализа ции. Хотя время от времени нам попадались отдельные нефтя ные куски, мы не делали в бор товом журнале записей вплоть до 30 июня, когда достигли са мого центра Атлантики. Вне запно мы попади'в настолько сильно загрязненный участок, что отказались от мысли иску паться, чтобы не испачкаться в этом море нефтяных шариков размером от горошины до сэнд вича. 15 и 16 июля, перед тем как покинуть «Ра-1», мы вновь ока зались в загрязненной воде. 15 июля мы находились в 600 ми лях (960 км) к востоку от Бар бадоса я чуть ближе к берегам Гвианы. Часть образцов, со бранных нами, имела эрозиро- ванную, изрытую ямками по верхность, а на некоторых кус ках были заметны небольшие водоросли. Таким образам, более 10 про центов водной поверхности, пе ресеченной «Ра-1», было загряз нено потоком неорганических материалов, которые, бесспор но, являются следствием совре менной коммерческой деятель ности. ПОСЛЕДУЮЩИЕ СООБРАЖЕНИЯ Подготовившись к тому, что можем наблюдать такую же кар тину во время второго путеше ствия, ободренные вниманием к проблеме со стороны ООН* ученых и управлений флотами, мы приняли решение вести систематические записи о еже дневных наблюдениях во время вояжа на «Ра-2 » в том же рай оне океана. Кроме обычного бор тового журнала, мы .завели спе циальный журнал по состоянию океанской поверхности и пору чили его ведение Мадани Аит Уханни, который также брал пробы, переданные впоследст вии норвежской делегации при ООН. Пробы брались с помощью специальной сетки. При морском волнении нефтяные шарики за метить трудно, если они не про плывают мимо кормы совсем ря дом. Когда океан спокоен, плы вущие предметы вполне разли чимы. Поэтому можно было оп ределить загрязненность на рас стоянии примерно 6 футов (1,8 м). Значительное количест во нефтяных шариков и других плавающих отходов, которые мы заметили с борта нашей лодки, отражает всю серьезность этой проблемы, взятой в широ ком географическом смысле. . (Окончание иа 4 стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz