Рыбный Мурман. 1971 г. Ноябрь.
БЛИЖЕ Я Л Т И Л Е Т К А г П Е Р С П Е К Т И В Ы И П Р О Б Л Е М Ы К ПОТРЕБИТЕЛЮ С ЛОЖНЫЕ и ответствен ные задачи поставлены перед рыбным хозяйст вом нашей страны в нЬвой пя тилетке. *; 1 Директивы . XXiV съезда КПСС а новой пятилетке пре дусматривают ~ дальнейший подъем рыболовства в откры тых морях, и океанах. Прежде всего за счет значительного улучшения эксплуатации фло та, пополнения его новыми вы сокоэффективными Судами' ко торые обеспечивают комплекс ную переработку уловов и пол ное использование отходов для производства рыбной муки и жира. • " : - : . . : » Добычу рыбы и продуктов моря зё эти годы предстоит увеличить до 103 миллионов центнеров, выработку консер вов — почти до двух милли ардов^банок. Это позволит до вести в 1975 году потребление рыбы и рыбных изделий на ду шу населения до 22 килограм мов в год вместо Т7 килограм мов-» 1970 году — последнем '-Году прошедшей пятилетки. Чтобы справиться с такой большой программой, необ ходимо прежде всего увеличи вать добычу океанических рыб. Это традиционное направление нашей отрасли^* и мы будем продолжать м развивать его в : девятой' пятилетй^. Только за дачи тут ставятся значительно _ шире. Предстоит не только L r ~ “ * * “ А ЕСЛИ Ш Ю А. А. Ишков, министр рыбного хозяйства СССР рыбы, но и повысить качество изделий, расширить их ассор тимент, добиться того, чтобы рыбный стол советских людей стал значительно богаче и раз нообразнее. С этой целью бо лее 3,6 миллиона тони, или 72 проценте всей продукции, намечается выпустить в свеже мороженом виде. Производ ство балычных изделий, фйле, разделанной рыбы в мелкой расфасовке увеличится при мерно втрое, сушено-вяленых товаров — в 1,7 раза. Сейчас наши суда в океанё дают в основном мороженую продукцию, филе в блоках и консервы. А ведь из многих океанических рыб можно и нужно организовать а широ ком масштабе приготовление копченой и балычной продук ции, выработку кулинарии и полуфабрикатов, расфасован ных в мелкую тару, выпускать фарш для котлет, пельменей, жареных мороженых палочек, белкозомучных галет, солом ки, пудингов. В годы пятилетки будет по строено 20 рыбообрабатываю щих комплексов в Москве, Ле нинграде, Минске, Алма-Ате, Владивостоке, Кемерове, Ива нове, Тольятти и других горо дах. Каждый из них будет перерабатывать г от 35 до 75 .тонн сырья в сутки. тех no six мнению, чем длиннее кабель, тем больше улов. Возможно, и так (не считая -затрат), но невольно возни кает несколько вопросов. А до какого предела надо их удлинять? Где граница, пос ле которой всякое увеличе- .ние только наносит вред — не полностью раскрывается Трал? И наоборот, где та оп тимальная длина, когда трал в воде оправдывает свои расчетные характеристики? Практика удлинения кабе лей связана с решением и другой проблемы. Известно, чем длинеее кабель, тем тя желее. нужна нижняя подбо ра. Иначе трал идет неустой чиво, особенно по грунту, вы писывает синусоиду. Однако с утяжелением подборы уменьшается горизонтальное раскрытие трала, он больше подвержен авариям. Вместе с тем кабели, под боры при своем движении по дну моря портят рыбные пастбища. Всякое изменение длины « веса этого, промыс лового вооружения в сторо ну увеличения невыгодно и экономически. И последнее. При тяжелой конструкции орудий лова судовые меха низмы работают на предель ном режиме, что не способ ствует их сохранности. Есть ли выход из создав шегося положения? По-мо ему; есть. Пример тому — работа наших соседей-нор- вежцев, французов, запатен товавших трал с параметра ми 50x50 метров с мини- мальным сопротивлением. Та лой трал с устьем площадью 2500 квадратных метров с успехом буксирует траулер мощностью примерно 1000 с. и в донном, и в пелаги ческом варианте. Достигает ся это благодаря особой, схе ме. "Во, шожнО, она. заинтере сует наащх "'промысловиков и они проверят ее "на своих судах. \ Ф- . Все сводится в основном к тому, что с трала снято’ поч ти вое вооружение,, ’маиеи- мально снижено его -сопро тивление. По верхней побо ре — всего несколько пласт массовых кухтылей, пример но 15, • расставленных через 2—3 метра друг от друга. В ‘ донном варианте нижняя йод- бора вооружена только рези новыми бобннцами на рас- ■ стоянии друг от друга около 1 метра и более. 4 трало вые доски малого размера (как для судов типа PC) по две с каждой стороны трала крепятся соответственно к верхним и нижним крыльям. Доски верхних крыльев име ют обтекаемый плав и отре гулированы на всплытие. С их помощью и достигается горизонтальное и вертикаль ное раскрытие трала. Далее от досок к ваеру идут кабели: верхний и тгж- ний длиной 100 и более мет ров и с помощью вертлюга соединяются с ваером. Вот и вся мудрость. Суда бортового траления букси руют трал, имея ваера с каждого борта. Принимают доски и выбирают крылья на шлюпочной палубе, то есть высоко над водой, а мешок на циркуляции подтягивают к борту удявным линем и поднимают улов обычным для бортовых судов спосо бом. В. КОВЫЛИН, капитан- директор БМРТ «Куприн». От редакции: Помещая корреспонденцию тов. Ковы- лина, редакция просит спе циалистов промысловых от делов флотов, судов выска зать свое мнение по предла гаемой им схеме вооружения трала и работе с ним, Чтобы улучшить торговлю рыбой и рыбными продуктами, Продвинуть их в глубь страны, на наш взгляд, необходимо создать в областях, краях, авто номных и союзных республи ках производственно-торговые предприятия и объединения. Они должны выпускать самый широкий ассортимент рыбных товаров непосредственно я местах потребления, в соответ ствии с конъюнктурой спроса. Готовить полуфабрикаты, все возможные заливные, копче ности, кулинарные’ изделия и поставлять их оптом по пря мым договорам в магазины и столовые. Министерство рыбного хо зяйства СССР с помощью ме стных организаций еще в про шлой пятилетке начало форми ровать такие комплексы в Иванове, Владимире, Вороши-' ловграДе и - других городах. Это начинание вполне себя оправдало. Накопленный опыт убедительно показал, что нуж но как можно скорее передать оптовые базы рыбных товаров в ведение рыбной промыш ленности. Наряду с дальнейшим ро стом океанического промысла в этой пятилетке будет значи тельно ускорено развитие пру- дового и озерного рыбовод** ства. . Сегодня четко определены основные задачи Министер ства. рыбного хозяйства СССР и Советов Министров союзных республик, по развитию внут ренних водоемов. Нам пред стоит значительно повысить эффективность рыбоводства, построить много новых прудо вых и озерных хозяйств, соз дать сеть зональных рыбопи томников, рыбоводных заво дов, нерестово-_выростных хо- зяйст* и акклиматизационных баз, осуществить ряд меро приятии по увеличению рыб ных запасов во внутренних мог рях, водохранилищах, 'реках и озерах. Все эти работы должны, дать значительный эффект. Улов рыбы во внутренних водоемах в 1975 году намечается довес ти до 11,6 миллиона центне ров. Производство товарной рыбы в прудах увеличится в 2,7 раза. Что предусмотрено сделать и уже делается? За годы пяти летки будет построено и вве дено в‘ эксплуатацию 75 тысяч гектаров,, нагульных, 25 тысяч гектаров питомных й 300 тысяч гектаров озерных площадей. Это позволит перевести вос производство' запасов рыб во внутренних водоемах на про мышленную основу» Важную роль призваны сыг рать в новой пятилетке работ^ ники комбикормовой промыш ленности Министерства загото вок СССР. Им предстоит до вести к 1975 году производство гранулированных кормов для рыб до 950 тысяч тонн* Для перевозки рыбы, выра щенной в прудах, озерах и водохранилищах, а также вы ловленной в Азовском, Каспий ском, Аральском, Черном мо рях, прибрежных водах Балти ки и Дальнего Востока, потре буется увеличить , парк специ альных вагонов со 120 до 1 . 000 . А для доставки ее автомобиль ным и водным транспортом не обходимо создать парк спе циальных контейнеров. Мы надеемся, что работники Мини стерства тяжелого, энергети ческого и транспортного маши ностроения, коллектив Брян ского машиностроительного завода сделают все возможное для изготовления таких ваго нов, а предприятия Министер ства машиностроения для лег кой и пищевой промышленно сти и бытовых приборов начнут выпускать специальные контей неры для доставки живой ры бы в магазины. Новая пятилетка должна стать пятилеткой ускорённогб технического прогресса ш от расли. К 1$75; году у нас наме чается повысить производи тельность труда на 30 процен тов. И тут мы рассчитываем на большую помощь товарищей, работающих * других отрас лях. В первую очередь — ра ботников судостроительной и машиностроительной про мышленности, которые будут поставлять новые типы су* дов, высокопроизводительного разделочного, рыбомучного, консервного и жестянобаноч ного оборудования. За пятилетие наша промыш ленность должна получить не сколько сотен промысловых, обрабатывающих и транспорт ных судов. Вскоре. войдет в строй ^флагман промыслового флота —- плавучая база («Вос ток». На многих предприятиях предусмотрено ввести новые линии комплексной механиза ции процессов обработки ры бы, за счет совершенствования поисковой техники, автоматиза ции контроля работы и управ ления орудиями лова, намече но значительно повысить эф фективность флота. Нам нужны высокопроизво дительные малогабаритные ав томатизированные машины по производству филе, пищевого фарша, пищевой муки. И ко нечно, как можно больше кот летных, пирожковых, пельмен ных автоматов, обжарочных печей, упаковочных автомати зированных линий. Только тог да предприятия рыбообраба тывающих комплексов смогут каждый день в достатке вы пускать свежие кулинарные из делия и полуфабрикаты в широком ассортименте, мел кой расфасовке, в удобной упаковке. Рыбному хозяйству нужно больше холодильного обору дования, новые современные компрессоры — высокопроиз водительные, малогабаритный и бесшумные. Мы надеемся, что такие машины скоро освоят и начнут выпускать предприятия химического ма шиностроения. Мужественно несут трудо вую вахту в море наши слав ные рыбаки. Десятки экипажей промысловых судов досрочно завершили свои годовые пла ны. Ритмично работают многие береговые предприятия. В от- вет на постановление ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении ор ганизации социалистического соревнования» наши рыбацкие коллективы повышают актив ность в труде, находят и моби лизуют новые резервы для до срочного выполнения заданий первого года пятилетки. «Социалистическая индустрия» В минувшем рейсе промысловики БМРТ «Революция» активно осваивали в море работу разноглубинным тралом. Первые шаги сделаны. Не все шло гладко, но многое стало ясным, моряки в применении разноглубинного трала видят реальную возможность повышения вылова рыбы. НА СНИМКЕ (слева направо); мастер добычи Иван Александрович Артюкевич, четвертый штурман Георгий Михайлович Лифанов, мастер добычи Анатолий Николаевич Новиков и старший мастер добычи Иван Дмитриевич Гапоненко, Фото из «Полярной правды».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz