Рыбный Мурман. 1971 г. Ноябрь.

I I у ЖЕ ПОЛНОЧЬ. Николай Павлович присел у сто­ ла, закурил. Слышно, как часы снова отбивают время, а он все не может уснуть. Ни­ колай Павлович еще раз взял в руки газету, снова прочитал свою фамилию и короткие сло­ ва Указа: «Наградить орденом Ленина...» В который раз креп­ ко затянулся папиросой. Он перебирал в памяти прожитое и думал о будущем... — Работать надо не кое-как, а по совести. Николай растерялся. Прошло всего несколько дней, как он демобилизовался, стал элект­ риком. И сразу строгость, пре­ тензии, нажим на совесть, У Николая, она, конечно, есть. Вот он мог бы устроиться, мо­ жет, и получше, но не в его это характере. Николай искал настоящей работы, такой, кото­ рая захватила бы его. Он ее ним, стремился всегда понять их рабочую неуспокоенность. Подражал той добросовестно­ сти, с которой они относились к своим обязанностям. Все это вскоре и помогло Николаю Бу­ тусову прочно занять свое ме­ сто в рабочем строю. Николай стал успешно рабо­ тать электриком-ремонтником. Это дело показалось ему не­ сложным. Ну что это значит — ремонтник в таком огромном I Т А К В Е Л Я Т СО ВЕ С Т Ь L Восемнадцать лет трудится в Мурманском рыбном порту Ни­ колай Павлович Бутусов. Че- тырнадцать лет носит в карма­ не t партийный билет. Удив­ ляешься его настойчивости, тру­ долюбию, умению увидеть главное, организовать коллек­ тив на большие дела. Сейчас он возглавляет брига­ ду электриков-монтажников. В работе с коллективом ему по­ могает большой опыт, хорошее знание производства. Часто вспоминает он Ьюй приход в порт. Мастер Степан Никитич Кузнецову повертев в руках его удостоверение, ска­ зал: — Знай, солдат, людей у нас уважают трудолюбивых. Зна­ ния — дело наживное. Глав­ ное же — Человеком надо быть. Много времени прошло с тех пор. Нет уже рядом масте­ ра Кузнецова. Но Николай Пав* лович Бутусов и сейчас помнит его слова. Как-то Николай в спешке не смазал один из подшипников электродвигателя. Степан Ни­ китич, заметив это, подошел. Поджал губы, Проговорил: нашел. И его работа здесь, в порту. В конце смены Степан тич снова подошел к Ник Тот заканчивал опробов электродвигателя. Мастер ложил ему руку^ на плечо него не ускользнула неож ная скованность Николая. — Изволите обижаться, тусов? — заговорил мастер. — \ Нельзя. Человек ты уже взрос­ лый. Будем всегда говорить на­ чистоту, по-рабочему^ Дело на­ ше любит аккуратность, добро­ совестность. В спешке толку мало. В мастерскую вошел главный энергетик порта Сергей Ивано­ вич Дегтярев. Кинув взгляд на них, усмехнулся: — Беседуем, значит? — Беседуем, —ответил Куз­ нецов. — Ты уж, если что не так, прости его, — проговорил Дег­ тярев, обращаясь к Бутусову. — Беседы у нашего Степана Никитича особые. Поймешь его — многое приобретешь. С этими людьми, порой же­ сткими, но всегда по-отцовски заботливыми', Николай прора­ ботал не один год. Он иногда обижался, но прислушивался к энергохозяйстве. Часто завидо- ! НИЮ своих выполнять юизводить электро- проклады- >гда Нико­ их обяза- :твах овладеть сразу тре- 1 ежными «иециальностя- ми. Он не хотел отставать от тех, кто работал рядом. В цехе удивлялись дотошно­ сти Бутусова. Одни подтруни- просто молчали, вго. Но он не отступал от своего. Учился ос­ новательно разбираться в электросхемах, во всех ремонт­ ных работах. Посещал занятия техникума, выписывал специ­ альную литературу. И вскоре в. Цехе не было *акой работы/ с которой бы Николай не мог Справиться. —- Теперь, - г сказал однаж­ ды в беседе с Нйколаем Сер» гей Иванович, — тебя можно назвать высококвалифицирован­ ным рабочим. Звучит! Эти слова главный энергетик порта повторил и тогда, когда впервые Бутусова назвал Ни­ колаем Павловичем и поздра­ вил с вручением медали «За М О Р „ФЛО ТИНСИЕК11И JI-04 З А ДЕВЯТЬ месяцев экс­ плуатации промыслово­ патрульное судно «Флот- инспе.кция-04» сделало шесть /рейсов. Четыре в Баренцево мо- i>&, один — в Белое и один рейс © Северо-Западную Атлантику. ■Экипаж принимал также непо­ средственное участие в экспеди­ ции «Проблема — лед» и в ис­ пытании прибора «Ленинград». 'Щ Если рассматривать каждый [рейс в отдельности, то вырисо­ вывается следующая . картина. 'Наибольшее .количество нару­ шений .промысловыми судами — 26 было зафиксировано & пер­ вом: рейсе, так. как .судедаодаге- 'ли не ожидали появления конт- )ролиругощих органов в районе промысла. Все эти нарушения И упущения могли бы закончить­ ся аварией. Рассмотрим некото­ рые из них. : - ь:: - : 20 января в Баренцевом мо­ ре. СРТ-438, следуя при ограни­ ченной видимости, не подавал туманных сигналов, согласно -ППОС (нравнло 15, пункт «С»), ■Спрашивается, на чуо надея­ лись судоводители „этого кораб­ ля? На локатор или на свою ин­ туицию? Скорее всего на пронесет». А ведь в но говорщ, что- «авось» да «не- боеь» к добру не приведут, В тот же день вБвранцеввм море заметили РТ-157 и РТ-220. У первого отсутствовали рыбо­ ловные знаки при следовании с тралом в дневное время. Вто- 'рой^аправляясь в район плав­ базы полным ходом, забыл их спустить. Это — грубейщие на­ рушения ППСС. Судоводители обоих траулеров не нашли ниче­ го лучшего в свое оправдание, как сослаться на короткие, дни в наших широтах и на то, что дневные сигналы не играют ни­ какой роли. Ясно одно, судово­ дители этих кораблей сознатель­ но усложняли работу и действия промысловиков, да и сами рис­ ковали многим. В феврале 1971 года трау­ леры «Минск» и «Перекоп» на­ рушили буферную зону. Не ясно одно, что послужило при­ чиной? В тот период рыба лови­ лась и вне буферной зоны та­ кая же и столько же. Вероятно, экипажи этих судов, и прежде всего капиталы, решили поймать «золотую рыбку». Не вмешайся «Флотинспекция», эта рыбка обошлась бы государству очень дорого. .. : :- В январе в Баренцевом море РТ-139 промышлял с течью в корпусе. Приходится по мень­ шей мере удивляться, как .мог­ ли додуматься до этого капитан и ‘его помощники. Очень похо­ же на то, что;здесь ходили лю­ ди, далекие от морской профес­ сии. Пришлось вмешаться - и в дополнение ко всему сопровож­ дать траулер до Кольского за- •лива. . 1. •; Затем в Баренцевом море на­ рушения заметно сократились, а контакт промыслового флота с ППС «Флотинспекция-04» окреп. Промысловики все чаще обращались с различными во­ просами, касающимися безопас­ ности мореплавания, и получали исчерпывающие консультации. . На нашем судне отлиЧная по­ исковая аппаратура, и при появ-' лении показаний мы сразу же ставили в известность промысло­ виков. «Флотинспекция-04» имеет буксирное устройство и может оказать помощь в любое время. Так, например, БИ-4352, намотавший на винт сети, был взят на буксир й, несмотря на семибалльный шторм, отбукси­ рован в укрытие. Следует так­ же упомянуть о синоптической рубке, где сконцентрирована первоклассная аппаратура. Но она бездействует из-за отсутст­ вия специалистов, а могла бы принести большую пользу про­ мысловикам. В течение июня «Флотинспек- цйя-04» работала в бассейне Бе­ лого моря. Проверили промыс­ ловый флот, рыбодобывающие и обрабатывающие предприятия Архангельска, Беломорска, мел­ трудовую доблесть». Николай- Павлович обрел ра­ бочее признание. Оно не при­ шло само по себе, а завоевано большим трудолюбием, ма­ стерством, честностью. Не всегда, конечно, брига­ дир быстро находит нужный ключик к душе человека. Недавно, например, произо­ шел неприятный разговор с Анатолием Петрочаимь^Он хо­ тел ускорить ш небрежность. Можно ее и не заметить. Но Павлович устроил с< разговор'.' • И не толью виновника. ведь Петро» это время работал со] учеником Володей Свфкенце- вым, Какой иэ парня выйдет электрик, если его с первых шагов учат плохо работать? Дружкый и работоспособный коллектив складывается не сразу. Но, дели люди любят свое дело, стремятся жить ин­ тересами. производства, мож­ но рассчитывать на успех. Здесь немало таких людей. Ни­ колай Павлович опирается на коммунистов Геннадия Зелин­ ского, Владимира Майбога и других. Вместе с ними он учит членов бригады быть не про­ сто исполнителями, а настоя­ щими хозяевами. > Как-то работали на одной из подстанций, Н. П. Бутусов дав­ но к ней присматривался. По­ требители не использовали ее мощности. Здесь он и завел об этом разговор. Электрики согласились, что трансформа­ тор можно поставить меньшей мощности. Большая экономия электроэнергии будет. — А почему Мы молчим? — спросил Николай Павлович. — Не наше дело? Нет, наше. А вот, скажем, вчера проклады­ вали кабели. Не кажется ли вам, что схема электроснабже­ ния во втором районе очень сложная?! Можно же упро­ стить. Николай Павлович, обсудив эту мысль вместе С товарища­ ми, сделал расчеты, с которы­ ми и пришел к главному энер­ гетику порта. Тот одобрил предложение бригады. Много хороших дел на сче­ ту у бригады Бутусова. Бригада произвела капитальный ремонт электрооборудования на 15 крупных промышленных и жи­ лых объектах, смонтировала три трансформаторных под­ станции, проложила десятки тысяч метров высоковольтного кабеля, километры воздушных^ линий. Досрочно была пущена» экс­ плуатацию центральная ко­ тельная. Здесь нужны были трудолюбивые и умелые лю­ ди. За пятилетку Н. П. Буту­ сов подготовил и помог повы­ сить квалификацию 50 электро­ монтерам. Он лично внес око­ ло 20 рационализаторских предложений. Им разработана Новая схема , подачи электро­ энергии с подстанции № 9 до распределительного пункта льдозавода с экономическим эффектом почти в десять ты­ сяч рублей. Николай Павлович может гордиться своими учениками, А. Кичигин стал начальником электроцеха второго района порта, А. Гужев сейчас работа­ ет инженером-энергетиком на Братской ГЭС. Многие из его подшефных стали высококвали­ фицированными рабочими и са­ ми выступают в роли учителей молодежи. Николай Павлович радуется успехам учеников и, как и каж­ дый учитель, гордится ими. Л. ЦЫГАНКОВ, наш внештатный корр. кий флот Соловецких островов и 14 рыболовецких колхозов. Всюду приходилось сталкивать­ ся 6 грубыми нарушениями пра­ вил технической эксплуатации флота, фактами недопонимания уставных правил и руководящей документации. Комиссия «Сев- гбсрыбфлотинспекции» указала на эти нарушения, многие по­ могла устранить, а для устра-| нения оставшихся были опреде­ лены конкретные сроки. Нет сомнения, ‘ что при очередшм проверке этого ■ - района число нарушений сократится до мини­ мума. г - ~ -ж V . В шестом рейсе «Флотидсдек- цня-04», находилась -в Сёверо-1 Западной Атлантике, ' Были про­ верены корабли, работающие в. районах Баффиновой Земли, Лабрадора, средней и большой Ньюфаундлендсной банок,' ба­ нок Банкеро, Сейбл, Эмерольд й Джорджес; . ..." • Помимо осуществления конт­ ролирующих фунйцйй, мы раз-' возили промвооружение, почту по,районам промысла,- занима­ лись поисками г рыбы,' а" также доставляли больных с промыс- лрвых судов на. плавбазы, й об? ратно. Трижды заходили в пор­ ты Канады для закупки свежих овощей. " Овощи доставлялись прямо к борту промысловых су­ дов, чтобы последние не теряли драгоценного промыслового вре­ мени. Далеко не все ‘ йёречйслено, что сделано экипажем нашего корабля за девять месяцев 1971 года. Главная цель «Флотин- спекции-04» предупреждать возникновение аварий и аварий­ ных происшествий. Не за' гора­ ми то время, когда все промыс­ ловики Северного бассейна пой­ мут это, станут прибегать к по­ мощи, которую может оказать «Флотинспекцйя-04». П. ХЮТТИ, капитан промыслово-патруль­ ного судна «Флотннепек- дия-04». НЕОЖИДАННАЯ ДОБЫЧА. Фотоэтюд В. Снегова. Амфибии мели не страшны * г | У ' ч ' • # « -в • %*1 . Оригинальные аэросани-амфибия, созданные в конструкторском бюро известного всему миру авиаконструктора А. Н. Туполева, успешно прошли все испытания. Амфибия .оснащён^ мотором в 260 л. с., может развивать скорость до 70 километров в час. Она пере­ возит 5.00 килограммов груза. Ей не страшны никакие мели, Даже глубину воды в & сантиметров она преодолевает без труда»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz