Рыбный Мурман. 1971 г. Ноябрь.

ч Н О В А Т О Р Ы И Щ У Т экспериментируют, находят. Н ЕУТОМИМО работает рационализаторская мысль нова­ торов Кандалакшского механического завода. Объеди­ нившись в бригады творческого технического содруже­ ства, они успешно решают сложные производственные зада­ чи. Благодаря усилиям рационализаторов в нынешнем году трудоемкость работ снижена на 20 тысяч нормо-часов, сэко­ номлено 10 тонн черных и 2 тонны цветных металлов, боль­ шое количество текстолита и других материалов. В новаторских поисках за 10 месяцев участвовало сто че­ ловек, половина из них — рабочие. Удачно решил ряд тех­ нических задач в прошлом рабочий, а ныне начальник ОТК завода ГО. Н. Пезырев. Только от последних трех его пред­ ложений предприятие получит более 15 тысяч рублей годо­ вой экономии. Большую помощь новаторам оказывает мастерская БРИЗа. Со дня ее основания здесь трудится Николай Ще- колдин . Он не только добросовестно выполняет задания, но и вносит предложения, как практичнее, целесообразнее ве­ сти то или иное дело по созданию штампов, приспособлений, оправок, механизмов. Часто в мастерскую заходит старший инженер-технолог техотдела завода Ф. В. Рябинин. Федор Васильевич работает на предприятии уже более тридцати лет. За это время им внесены десятки ценных рационализаторских предложений. В эти дни Ф. В. Рябинин интересуется, как идет сборка сварочных полуавтоматов. И не только спрашивает, контро­ лирует, а и помогает делом. Каждый из них сможет за смену сватать 400 кух- Тылей. Производительность по сравнению с обычной ручной сваркой возрастет в два раза. В создание нового сварочного оборудования вне* немалый вклад ветеран завода Ф. В. Ря­ бинин. На снимках (слева направо): Н. Щеколдин и Ф. В. Рябинин. г. Кандалакша. Фото и текст А. Брысова. В Калининград* СОСТОЯЛОСЬ едмчцяячу ВО хростравешш опыта пакетной перевозка рыбной _ созванное министерство» рыбного хозяйства СССР. Многое сделано в этом направленна листами баз флота, морского рыбного порта области. Редакцвя предлагает вниманию читателей статыо отдела базы «Реффлот» тов. несомненный интерес для тода пакетирования без пакето­ формирующих средств может быть устранен с помощью ком­ бинированной загрузки трю­ мов: подпалубные пространства загружаются безобвязочными пакетами, а просветы люков т- строп-контейнерами. На транспортных рефриже­ раторах «Ленинские горы», «Финский залив» доставлено в порт н переработано около 11 тысяч тонн мороженой рыбопро­ дукции, запакетировамной ка- МЕТОДОМ Н ЕОБХОДИМОСТЬ даль­ нейшего повышения эф­ фективности использова­ ния приемно-транспортного фло­ та, ускорения обработки судом в порту, повышения уровня ме­ ханизации перегрузочных работ постэтила перед специалистами флота и портов Западного бас­ сейна проблему внедрения ка­ чественно нового, прогрессив­ ного метода перевозки и пере­ грузки груза пакетным спосо­ бом. Он позволяет перейти на переработку мороженой рыбо­ продукции на всех этапах тран­ спортного процесса. Поиск опти­ мального варианта пакетных пе­ ревозок шел в трех направле­ ниях. Проводились опытные пе­ ревозки с применением ленточ­ ных строп-контейнеров, деревян­ ных поддонов и без использова­ ния пакетоф ормирующ их средств. Прошло немногим более года с чех пор, как начались экспери­ менты по перевозке мороженой рыбопродукции в пакетах. Они находятся в завершающей ста­ дии, и хотя рано еще подводить окончательные итоги, но некото­ рые предварительные выводы ва примере опытных пакетных перевозок, проведенных на тран­ спортных судах калининград­ ской базы «Реффлот», можно сделать. Практика показала, что два первых способа пакетирования мороженой рыбы не найдут ши­ рокого распространения в силу ряда крупных недостатков. Опыт перевозки мороженой рыбопродукции в етроп-контей- нерах на транспортных рефри­ жераторах «Муссон», «Ленин­ ские горы», «Финский залив» убедил в том, что формирование строп-контейнеров увеличивает трудоемкость грузовых опера­ ций на промысловом судне. Однако окончательно отбра­ сывать этот способ пакетирова­ ния грузов было бы ошибкой. Опыт работы со строп-контейне­ рами может быть использован для заблаговременного пакети­ рования в порту картонной та­ ры перед погрузкой ее на тран­ спортные суда для отправки на промысел. Эта мера позволит об­ легчить погрузку и счет тары при передаче ее в районе про* мысла с транспортного судна на траулер. Главный недостаток метода пакетирования мороженой рыбо­ продукций на деревянных под? донах — значительная потеря рефрижераторной емкости тран­ спортного судна. Грузовмести­ мость грузовых помещений уменьшается на 5 процентов г более. Это означает, что кая£ дый транспортный рефрижера­ тор типа «Прибой» за год недсн- везет, к примеру, из района Се­ веро-Западной Атлантики око* ло 2.000 тонн мороженой рыбы в потерпит убыток на 143 ты­ сячи рублей. Третий метод (его называют еще «калининградским») — па­ кетирование мороженой рыбы без использования пакетофор­ мирующих средств, разработан­ ный специалистами Калинин­ градского ордена Трудового Красного Знамени морского рыб­ ного порта в содружестве с экс­ плуатационниками и моряками базы «Реффлот», является наи­ более перспективным. Правда, выгрузка таких пакетов с про­ светов люко® грузовых трюмов без перекладки на поддоны не­ возможна, но целый ряд до­ стоинств метода позволяет гово­ рить о том, что доработка и про­ мышленное внедрение его будет главным направлением в реше­ нии проблемы пакетных пере­ возок. Основной недостаток ме- лининградским методом. Опыт показывает, что пакетирова­ ние без обвязочных средств не увеличивает трудоемкости пере­ грузки на добывающем судне. Отпадает необходимость для ускорения перегрузка направ­ лять на транспортное судно мат­ росов с траулера. Более того, команда транспортного рефри­ жератора, применяя электропо­ грузчики, вполне справляется с укладкой пакетов в трюме, а уменьшение количества матро­ сов в трюме транспортного реф­ рижератора с 4—5 до трех поз­ воляет с наличным штатом вести одновременный прием мороже­ ной рыбы в три трюма, почти полностью исключая привлече­ ние матросов на подвахты. Комплексно - механизирован­ ная загрузка в Море грузовых помещений транспортных реф­ рижераторов позволяет ликвиди­ ровать ручную перекладку гру­ зовых мест, освобождает матро­ сов от тяжелых ручных опера­ ций, сохраняя ручной труд только на отстрошсе пакетов. Сменная производительность загрузки мороженой рыбы в трюмах транспортного рефриже­ ратора зависит прежде всего от опытности и профессиональной подготовки водителя электропо­ грузчика. На «Ленинских горах» и «Финском заливе» достигну­ та сменная производительность на один грузовой ход 135—140 тонн, что обеспечивает выпол­ нение судочасовых норм на по- грузочно - разгрузочных рабо­ тах в море примерно на 110 процентов. В период проведе­ ния экспериментальных работ транспортными рефрижератора­ ми «Ленинские горы» и «Фин: ский залив» сэкономлено около 10 суток промыслового време­ ни. По подсчетам экономистов отдела научной организации тру­ да, новой техники н технологии рыбного порта сменная произ­ водительность выгрузки в порту мороженой рыбы в пакетах уве­ личивается в 2,5—3 раза, чис­ ленность бригады портовых ра­ бочих уменьшается на одного человека, себестоимость пере­ работок одной тонны мороже­ ной рыбы в пакетах снижается примерно в два раза. Экономи­ ческая эффективность от вы­ грузки 1.500 тонн мороженой рыбы в пакетах составляет бо­ лее 32 тысяч рублей, то есть на каждой тонне 2 рубля 13 коп. В период проведения экспе­ римента загрузка трюмов тран­ спортных рефрижераторов про­ изводилась с помощью электро­ погрузчиков рыбного порта. Сей­ час база «Реффлот» заказала на 1972 год 25 электропогруз­ чиков ЕВ-676-4 с запасными ба­ тареями и 20 комплектов боко­ вых гидравлических захватов. Конечным итогом внедрения пакетной переработки грузов должна быть разработка и внед­ рение новых нормативов, учиты­ вающих возросший уровень ме­ ханизации перегрузочных работ и повышение производительно­ сти труда портовых рабочих. По мнению специалистов «Реффло- та», следует после промышлен­ ного внедрения пакетных перево­ зок разработать и ввести в дей­ ствие специальные судочасовые нормы выгрузки в порту запаке- тированной мороженой рыбы, предусматривающие сокраще­ ние простоев судов под обработ­ кой, а также специальный тариф на выгрузку пакетных грузов с судов, учитывающий значитель­ ное снижение себестоимости их выгрузки. В. СМИРНОВ, начальник коммерческого от­ дела базы «Реффлот». У с о в е рш е н с т в о в а н и е о б ра б о т ки р ы б ы в м о р с к и х у с л о в и я х В годовом отчете исследова­ тельской станции в Торру сооб­ щаются практические результа­ ты некоторых работ по механи­ зации и автоматизации обра­ ботки рыбы. На больших рыбо­ ловных траулерах используют­ ся потрошильные машины. Ус­ пешно испытан ряд других ма­ шин и приспособлений в мор­ ских условиях. Несложная сор­ тировочная машина может сор­ тировать рыбу на три размер­ ные группы с производительно­ стью 100 рыб в минуту. Затем рыбы соответствующего разме­ ра поступают в другие машины, где Они ориентируются головой вперед и брюшком вверх и ав­ томатически загружаются в ма­ шину для потрошения. Испытаны в промышленных условиях также два метода и соответствующие приборы для определения свежести рыбы. Один из них основан на изме­ рении количества гипоксантина в продуктах распада мяса ры­ бы. Техника измерения упроще­ на для применения ее в про­ мышленности, некоторые прие­ мы автоматизированы. Другой метод основан на из­ мерении электрических свойств рыбы. Прибор переносного ти­ па, показания его отсчитывают­ ся при нажатии кнопки в мо­ мент установки прибора на ко­ же рыбы. Прибор будет выпу- КАЛЕЙДОСКОП Г Д Р 13 ноября в Росток, порт ГДР, с грузом 2400 т рыбы впервые пришел после свое­ го первого рейса к берегам северо-западной Африки ТР типа - «Сибирь» «Люттеи Клейн», построенный ва Ни­ колаевской верфи Советско­ го Союза и в сентябре пере­ данный в Одессе немецкой команде. Капитан ТР «Лют- тен Клейн» Ганс Гроховский отметил высококвалифициро­ ванную работу советских су­ достроителей и крепнущую дружбу. В команде судна сей­ час 36 человек являются членами общества советско- германской дружбы. Второе судно типа «Сибирь» для ГДР уже заложено на вер­ фи г. Николаева и будет пе­ редано немецким морякам в декабре. Почему ГДР закупает у СССР рыболовные еуда? Ведь Германская Демократи­ ческая Республика сама уже два десятилетня является их крупнейшим поставщиком. И бурное развитие судострое­ ния. в особенности в Штраль- эунде, где изготовляются са­ мые современные рыболов­ ные н перерабатывающие траулеры, основывается на долгосрочных договорах с Советским Союзом. Верфв ГДР выполняют крупные со­ ветские заказы по серийному производству кораблей. Ответ на этот вопрос нуж­ но искать в растущем коопе­ рировании торговли, в целе­ сообразном и взаимовыгод­ ном разделении работ пра совместной научно-техниче­ ской деятельности. Советские суда типа «Сибирь» благода­ ря высокой механизации и быстроходности являются почти идеальными для рыбо­ ловного флота ГДР. Из газеты «Нойес Дойчланд». Перевод с немецкого М. Карнак. А н г л и я спаться серийно с 1971 г. Стан­ ция в Торру проводит также широкие исследования с целью усовершенствования рыбоморо­ зильной техники на основе изу­ чения теплопередачи в верти­ кально-плиточных морозильных аппаратах, а также техники копчения рыбы — яа базе но­ вых моделей ротационных коп­ тильных печей. В рыбомучном производстве в Англии (которое дает около 85 тысяч тонн продукции в год) все более переходят к системе варка — прессование вместо варка — сушка. Ф. МАРШАК.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz