Рыбный Мурман. 1971 г. Ноябрь.
ч Н О В А Т О Р Ы И Щ У Т экспериментируют, находят. Н ЕУТОМИМО работает рационализаторская мысль нова торов Кандалакшского механического завода. Объеди нившись в бригады творческого технического содруже ства, они успешно решают сложные производственные зада чи. Благодаря усилиям рационализаторов в нынешнем году трудоемкость работ снижена на 20 тысяч нормо-часов, сэко номлено 10 тонн черных и 2 тонны цветных металлов, боль шое количество текстолита и других материалов. В новаторских поисках за 10 месяцев участвовало сто че ловек, половина из них — рабочие. Удачно решил ряд тех нических задач в прошлом рабочий, а ныне начальник ОТК завода ГО. Н. Пезырев. Только от последних трех его пред ложений предприятие получит более 15 тысяч рублей годо вой экономии. Большую помощь новаторам оказывает мастерская БРИЗа. Со дня ее основания здесь трудится Николай Ще- колдин . Он не только добросовестно выполняет задания, но и вносит предложения, как практичнее, целесообразнее ве сти то или иное дело по созданию штампов, приспособлений, оправок, механизмов. Часто в мастерскую заходит старший инженер-технолог техотдела завода Ф. В. Рябинин. Федор Васильевич работает на предприятии уже более тридцати лет. За это время им внесены десятки ценных рационализаторских предложений. В эти дни Ф. В. Рябинин интересуется, как идет сборка сварочных полуавтоматов. И не только спрашивает, контро лирует, а и помогает делом. Каждый из них сможет за смену сватать 400 кух- Тылей. Производительность по сравнению с обычной ручной сваркой возрастет в два раза. В создание нового сварочного оборудования вне* немалый вклад ветеран завода Ф. В. Ря бинин. На снимках (слева направо): Н. Щеколдин и Ф. В. Рябинин. г. Кандалакша. Фото и текст А. Брысова. В Калининград* СОСТОЯЛОСЬ едмчцяячу ВО хростравешш опыта пакетной перевозка рыбной _ созванное министерство» рыбного хозяйства СССР. Многое сделано в этом направленна листами баз флота, морского рыбного порта области. Редакцвя предлагает вниманию читателей статыо отдела базы «Реффлот» тов. несомненный интерес для тода пакетирования без пакето формирующих средств может быть устранен с помощью ком бинированной загрузки трю мов: подпалубные пространства загружаются безобвязочными пакетами, а просветы люков т- строп-контейнерами. На транспортных рефриже раторах «Ленинские горы», «Финский залив» доставлено в порт н переработано около 11 тысяч тонн мороженой рыбопро дукции, запакетировамной ка- МЕТОДОМ Н ЕОБХОДИМОСТЬ даль нейшего повышения эф фективности использова ния приемно-транспортного фло та, ускорения обработки судом в порту, повышения уровня ме ханизации перегрузочных работ постэтила перед специалистами флота и портов Западного бас сейна проблему внедрения ка чественно нового, прогрессив ного метода перевозки и пере грузки груза пакетным спосо бом. Он позволяет перейти на переработку мороженой рыбо продукции на всех этапах тран спортного процесса. Поиск опти мального варианта пакетных пе ревозок шел в трех направле ниях. Проводились опытные пе ревозки с применением ленточ ных строп-контейнеров, деревян ных поддонов и без использова ния пакетоф ормирующ их средств. Прошло немногим более года с чех пор, как начались экспери менты по перевозке мороженой рыбопродукции в пакетах. Они находятся в завершающей ста дии, и хотя рано еще подводить окончательные итоги, но некото рые предварительные выводы ва примере опытных пакетных перевозок, проведенных на тран спортных судах калининград ской базы «Реффлот», можно сделать. Практика показала, что два первых способа пакетирования мороженой рыбы не найдут ши рокого распространения в силу ряда крупных недостатков. Опыт перевозки мороженой рыбопродукции в етроп-контей- нерах на транспортных рефри жераторах «Муссон», «Ленин ские горы», «Финский залив» убедил в том, что формирование строп-контейнеров увеличивает трудоемкость грузовых опера ций на промысловом судне. Однако окончательно отбра сывать этот способ пакетирова ния грузов было бы ошибкой. Опыт работы со строп-контейне рами может быть использован для заблаговременного пакети рования в порту картонной та ры перед погрузкой ее на тран спортные суда для отправки на промысел. Эта мера позволит об легчить погрузку и счет тары при передаче ее в районе про* мысла с транспортного судна на траулер. Главный недостаток метода пакетирования мороженой рыбо продукций на деревянных под? донах — значительная потеря рефрижераторной емкости тран спортного судна. Грузовмести мость грузовых помещений уменьшается на 5 процентов г более. Это означает, что кая£ дый транспортный рефрижера тор типа «Прибой» за год недсн- везет, к примеру, из района Се веро-Западной Атлантики око* ло 2.000 тонн мороженой рыбы в потерпит убыток на 143 ты сячи рублей. Третий метод (его называют еще «калининградским») — па кетирование мороженой рыбы без использования пакетофор мирующих средств, разработан ный специалистами Калинин градского ордена Трудового Красного Знамени морского рыб ного порта в содружестве с экс плуатационниками и моряками базы «Реффлот», является наи более перспективным. Правда, выгрузка таких пакетов с про светов люко® грузовых трюмов без перекладки на поддоны не возможна, но целый ряд до стоинств метода позволяет гово рить о том, что доработка и про мышленное внедрение его будет главным направлением в реше нии проблемы пакетных пере возок. Основной недостаток ме- лининградским методом. Опыт показывает, что пакетирова ние без обвязочных средств не увеличивает трудоемкости пере грузки на добывающем судне. Отпадает необходимость для ускорения перегрузка направ лять на транспортное судно мат росов с траулера. Более того, команда транспортного рефри жератора, применяя электропо грузчики, вполне справляется с укладкой пакетов в трюме, а уменьшение количества матро сов в трюме транспортного реф рижератора с 4—5 до трех поз воляет с наличным штатом вести одновременный прием мороже ной рыбы в три трюма, почти полностью исключая привлече ние матросов на подвахты. Комплексно - механизирован ная загрузка в Море грузовых помещений транспортных реф рижераторов позволяет ликвиди ровать ручную перекладку гру зовых мест, освобождает матро сов от тяжелых ручных опера ций, сохраняя ручной труд только на отстрошсе пакетов. Сменная производительность загрузки мороженой рыбы в трюмах транспортного рефриже ратора зависит прежде всего от опытности и профессиональной подготовки водителя электропо грузчика. На «Ленинских горах» и «Финском заливе» достигну та сменная производительность на один грузовой ход 135—140 тонн, что обеспечивает выпол нение судочасовых норм на по- грузочно - разгрузочных рабо тах в море примерно на 110 процентов. В период проведе ния экспериментальных работ транспортными рефрижератора ми «Ленинские горы» и «Фин: ский залив» сэкономлено около 10 суток промыслового време ни. По подсчетам экономистов отдела научной организации тру да, новой техники н технологии рыбного порта сменная произ водительность выгрузки в порту мороженой рыбы в пакетах уве личивается в 2,5—3 раза, чис ленность бригады портовых ра бочих уменьшается на одного человека, себестоимость пере работок одной тонны мороже ной рыбы в пакетах снижается примерно в два раза. Экономи ческая эффективность от вы грузки 1.500 тонн мороженой рыбы в пакетах составляет бо лее 32 тысяч рублей, то есть на каждой тонне 2 рубля 13 коп. В период проведения экспе римента загрузка трюмов тран спортных рефрижераторов про изводилась с помощью электро погрузчиков рыбного порта. Сей час база «Реффлот» заказала на 1972 год 25 электропогруз чиков ЕВ-676-4 с запасными ба тареями и 20 комплектов боко вых гидравлических захватов. Конечным итогом внедрения пакетной переработки грузов должна быть разработка и внед рение новых нормативов, учиты вающих возросший уровень ме ханизации перегрузочных работ и повышение производительно сти труда портовых рабочих. По мнению специалистов «Реффло- та», следует после промышлен ного внедрения пакетных перево зок разработать и ввести в дей ствие специальные судочасовые нормы выгрузки в порту запаке- тированной мороженой рыбы, предусматривающие сокраще ние простоев судов под обработ кой, а также специальный тариф на выгрузку пакетных грузов с судов, учитывающий значитель ное снижение себестоимости их выгрузки. В. СМИРНОВ, начальник коммерческого от дела базы «Реффлот». У с о в е рш е н с т в о в а н и е о б ра б о т ки р ы б ы в м о р с к и х у с л о в и я х В годовом отчете исследова тельской станции в Торру сооб щаются практические результа ты некоторых работ по механи зации и автоматизации обра ботки рыбы. На больших рыбо ловных траулерах используют ся потрошильные машины. Ус пешно испытан ряд других ма шин и приспособлений в мор ских условиях. Несложная сор тировочная машина может сор тировать рыбу на три размер ные группы с производительно стью 100 рыб в минуту. Затем рыбы соответствующего разме ра поступают в другие машины, где Они ориентируются головой вперед и брюшком вверх и ав томатически загружаются в ма шину для потрошения. Испытаны в промышленных условиях также два метода и соответствующие приборы для определения свежести рыбы. Один из них основан на изме рении количества гипоксантина в продуктах распада мяса ры бы. Техника измерения упроще на для применения ее в про мышленности, некоторые прие мы автоматизированы. Другой метод основан на из мерении электрических свойств рыбы. Прибор переносного ти па, показания его отсчитывают ся при нажатии кнопки в мо мент установки прибора на ко же рыбы. Прибор будет выпу- КАЛЕЙДОСКОП Г Д Р 13 ноября в Росток, порт ГДР, с грузом 2400 т рыбы впервые пришел после свое го первого рейса к берегам северо-западной Африки ТР типа - «Сибирь» «Люттеи Клейн», построенный ва Ни колаевской верфи Советско го Союза и в сентябре пере данный в Одессе немецкой команде. Капитан ТР «Лют- тен Клейн» Ганс Гроховский отметил высококвалифициро ванную работу советских су достроителей и крепнущую дружбу. В команде судна сей час 36 человек являются членами общества советско- германской дружбы. Второе судно типа «Сибирь» для ГДР уже заложено на вер фи г. Николаева и будет пе редано немецким морякам в декабре. Почему ГДР закупает у СССР рыболовные еуда? Ведь Германская Демократи ческая Республика сама уже два десятилетня является их крупнейшим поставщиком. И бурное развитие судострое ния. в особенности в Штраль- эунде, где изготовляются са мые современные рыболов ные н перерабатывающие траулеры, основывается на долгосрочных договорах с Советским Союзом. Верфв ГДР выполняют крупные со ветские заказы по серийному производству кораблей. Ответ на этот вопрос нуж но искать в растущем коопе рировании торговли, в целе сообразном и взаимовыгод ном разделении работ пра совместной научно-техниче ской деятельности. Советские суда типа «Сибирь» благода ря высокой механизации и быстроходности являются почти идеальными для рыбо ловного флота ГДР. Из газеты «Нойес Дойчланд». Перевод с немецкого М. Карнак. А н г л и я спаться серийно с 1971 г. Стан ция в Торру проводит также широкие исследования с целью усовершенствования рыбоморо зильной техники на основе изу чения теплопередачи в верти кально-плиточных морозильных аппаратах, а также техники копчения рыбы — яа базе но вых моделей ротационных коп тильных печей. В рыбомучном производстве в Англии (которое дает около 85 тысяч тонн продукции в год) все более переходят к системе варка — прессование вместо варка — сушка. Ф. МАРШАК.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz