Рыбный Мурман. 1971 г. Ноябрь.

ПИСЬМА С БМРТ «ТОРОС». МЫ довольны НШШШШШШШШШ письма с вмрч « торос ». ТАКИМ ТРАЛОМ В НОМЕРЕ «Рыбного Мурмана» за 17 нояб­ ря капитан-директор нашего траулера тов. Демя- ненко уже делился мнением о вооружении, оснастке раз­ ноглубинного трала чертежа 2131, которым мы в основ­ ном работали в минувшем рейсе, облавливая макруруса. Я хочу дополнить его рас­ сказ. Сначала — некоторые замечания о применяемом на­ ми орудии лова. Трал названного чертежа, по нашему мнению, замеча­ тельный. уловистый, прост по устройству. Хотя раньше мы им не промышляли (их толь­ ко начала выпускать про­ мышленность). освоили быст­ ро. Правда, в первые дни па­ лубная команда высказыва­ ла свое неодобрение. Из-за больших размеров трал труд­ но было поднимать, но по­ том привыкли. И вот инте­ ресный факт. Как-то порвались. Чтобы не терять времени,, спустили трал чертежа 2030. Он зна­ чительно меньших размеров, а макрурус тогда держался разреженно. Естественно, подъемы были у нас в два ра­ за хуже. И матросы-палубни­ ки, да и все моряки в один голос заявили: — Надо быстрее ремонти­ ровать тот, порванный» уло­ вистый. При работе е тралом па­ лубная команда особое вниг мание обращала на то, чтобы нри подъеме его дель акку­ ратно складывалась по бор­ там. Тогда при спуске исклю­ чалось запутывание. И очень важно было не допустить за­ путывания кухтылей ж яче­ ях. Для этого мы брали верх­ нюю подбору в районе кону­ сов джильсонами и подвиры- вали. Проблема ускорения спуска трала этим, конечно, не решается. Считаю целесо­ образным ставить боковые подборы трала чертежа 2131 из геркулесового троса. Сей­ час они — из стального оклеткеванного троса. При нервом же тралении на под­ борах образовываются ко­ лышки, которые попадают в ячеи, а они больше — 400 м-м, а при спуске рвут их. Геркулесовый трос мень­ ше закручивается. В напря­ жении промыела мы не име­ ли возможности заменить один трос друпш. Далее, надо все тралы ла­ текснровать. У нас были как раз датекеированные, но хне приходилось на других су- дах видеть тралы, не покры­ тые латексом. И моряки этих судов испытывали трудности при спуске трала. Нелатекси- рованная нить более мятная, дель скручивается в жгут, попадает в ячеи, запутывает­ ся, что затрудняет постанов­ ку и выборку орудий лова. В течение рейса я несколь­ ко раз пересаживался на траулеры сельдяного флота. Мурманского тралового. Был на ВМРТ-440, 425. Экипажи их просили помочь в налажи­ вании промысла. Хотя трал они вооружали йо нашей схеме, но неправильно крепи­ ли кухтыли к прибору конт­ роля глубины хода. У нас на приборе стояло восемь нух- тылей, по три —- с боков и два — в корме. Так же посо­ ветовал делать и товарищам. После этого прибор у них ра­ ботал нормально, уловы бы­ ли хорошие. Кроме посещения судов на­ парников, часто на промысле проходили советы по обмену опытом работы, на которых специалисты рассказывали о своей технике и хакшке раз­ ноглубинного лова. Один та­ кой совет проходил по ини­ циативе промысловиков За­ падного бассейна. На нем г о в о р и л и , как у кого вооружен трал. Балтий­ цы рассказывали, ч т о они сильно загружают ниж­ нюю подбору. Может, они и правы, но мы ставили малый груз. Раскрытие трала дости­ галось за счет углубителей. Думается, малая загружен­ ность вполне оправдана. Если поставить большой груз, то прн первом же касании трала о грунт его можно порвать, а мы иногда хотя и касались, во трал оставался целым. Можно дать добытчикам в другие рекомендаций. Чтобы прибор контроля глубины хода трала отчетливо показы­ вал нижнюю подбору, надо ставить по центру ее отрезов цени или стального троса длиною примерно два метра. Это хорошо помогает. По предложению нашего мастера лова Николая Нико­ лаевича Колесникова мы окрасили траловые доски е внутренней стороны в белый цвет. Известно, что в том месте, где крепятся доски. освещение слабое п тем, кто работает у лебедки, плохо ви­ ден подход доски. Белый цвет заметен в темное время су­ ток. . . Макрурус очень трудно вы­ ливать из тралового мешка. А при больших подъемах эта проблема еще больше усугуб­ ляется. Мы поставили допол­ нительные дележные стропы, их было три. Убрали герку­ лесовые вожшшны, вместо де­ вяти, как раньше было, по­ ставили четыре напроновых. увеличив их длину на пол­ метра. Теперь рыбу легче Стало набивать, .она .меньше мялась. Надо отметить, на судах нашей серии очень слабые грузовые лебедки. Чтобы вы­ лить макрурус, мешок с ним надо высоко подвирывать, во у лебедок не хватает мощно­ сти. Поэтому улов прогоняли по мешку малыми порциями, рыба мялась, часть ее оказы­ валась непригодной для пи­ щевых целей. Были у нас трудности в другого порядна. Примерно месяц мы мучились с кабелем прибора контроля глубины хода трала. Кабель был у нас поношенный, мы им работали уже второй рейс. При выбор­ ке образовывались колышки, а так как изоляция грубая, • колышках обрывались про­ волочки. Надо было потра­ тить 3—4 часа» что<&* найти место обрыва, соединить ка­ бель. Но едва спускали трал* кабель вновь выходил из строя. Порой не могли про­ извести даже полноценное траление. А работать без при­ бора — заведомо потерять орудия лова на грунте. Долго мы думали, как ис­ править положение. Объяви­ ли на судае конкурс на луч­ шее рационализаторское предложение. И победителя­ ми вышли старший механик Вилъ Григорьевич Заболот­ ный и радионавигатор Вита­ лий Михайлович Хутэсанов. Они разработали оригиналь­ ную конструкцию, так назы­ ваемую фишку для соедине­ ния кабеля. Поручили тока­ рю Константину Канищеву выточить все детали. Когда заказ был выполнен, испыта­ ли. фишку. Результат получи­ ли отличный. Вместо 3—4 часов теперь на соединение кабеля уходила не более по­ лучаса. Подобную трудность испы­ тывали многие. После внедре­ ния предложения наших ра­ ционализаторов мы дали чер­ тежи фишки всем, кто хотел. Например, на БМРТ «Слай- город» фишку выточили под руководством В. М. Хурсано- ва. Поставили и потом ие знали горя с кабелем. Палубная команда «Торо­ са»* почти в полном составе впервые столкнулась с раз­ ноглубинным промыслом. И надо отдать ей должное, она сразу же сумела схватить суть роботы е пелагическим тралом. Особенно отлагались старший матрос Алексей Се­ менович Пидронов, златрсс Владимир Иванович Мочи- лав, Владимир Тиаюоеевич Разин. И мастера лова тт. Ко­ лесников, Почекуев окапались на высоте. Н. МАЛЫЦУКОВ, старший мастер во добыче БМРТ-448 «Торос». Повышали требовательность, воспитывали активность (Окончание. Нач. на 1 c rp j влияние не работу судового ко­ митета профсоюзе и комсо­ мольцев корабля. В его соста­ ве трое коммунистов — тт. Ко­ лесников Н. Н. (председатель), Ковалев А. П. и Калинин В. М. Эти товарищи постоянно про­ водили партийную линию, сво­ им примером заставляли проф­ союзных активистов творчески подходить к делу. В работе по организации со­ ревнования парторганизации, судовой комитет руководство­ вались известными ленински­ ми принципами. Ежедневно ре» зультаты соревнования пока­ зывались на специальном стен­ де. О передовиках сообщали «молнии», радиогазета. Ежеде­ кадно подводили итоги сорев­ нования и лучшей вахте при­ суждался переходящий вым­ пел. На корабле были организо­ ваны школы передового опы­ та. Они особенно плодотворно работали в начале рейса и сы­ грали большую роль в повы­ шении производительности тру­ да новичков. Наши опытные матросы тт. Карачев, Пидронов, Корнеев и Жейнов обучили пе­ редовым методам обработки улова многих товарищей. На протяжении всего рейсе проходили занятия в школе коммунистического труда. Слу­ шатели, а их было 74 человека, обучались по вахтам. Всего проведено двенадцать занятий — по материалам XXIV съезде КПСС и основам экономики рыбной промышленности. Большую работу провели коммунисты и судовой коми­ тет после выхода в свет Поста­ новления ЦК КПСС «О даль­ нейшем улучшении организа­ ции социалистического сорев­ нования». Во всех вахтах про­ вели рабочие собрания. Орга­ низовали лекции и беседы. Мо­ ряки высказали предложения о том, как лучше проводить Ш вание не корабле. По- вопрос о том, чтобы ряжении капитана был фонд средств для поощрения победителей соревнования между вахтами, для поощре­ ния моряков, отличившихся при выполнении особо важных за­ даний. Находясь далеко от родной земли, экипаж слабо был информирован о работе моряков в других районах про­ мысла, о положении на флот* (основная причине — слабая ра­ диосвязь). Между тем, очень важно регулярно иметь под рукой все эти даннью. Нам удалось добиться того, что все члены экипажа приня­ ли личные обязательства на пя­ тилетку, конкретные и очень напряженные. Нельзя не. отметить добрым словом комсомольцев судна. Их у нас 36. В составе бюро (секретарь тов. Жейнов) два кандидата в члены КПСС — Канищев К. С. и Карпов А. Ф. Комсомольские посты на рас­ фасовке рыбы, на обработке рыбы, на упаковке, на палубе и в машинном отделении пре­ дупредили немало разного ро­ да нарушений. Выпущено че­ тырнадцать листков «Комсо­ мольского прожектора». Минувший рейс показал, что партийной организации (в ее составе семь членов и четы­ ре кандидата а члены КПСС) под силу большие дела. Все положительное мы возьмем на вооружение с тем, чтобы пос­ ле ремонта корабля (уже во втором году пятилетки) про­ должить борьбу аа успешное претворение в жизнь решений XXIV съезда КПСС и досроч­ ное выполнение пятилетнего плана. Есть у нас и недостатки, и упущения. Рейс показал» на­ пример, что не все командиры производства умеют работать с личным составом. Предстоит много сделать по повышению культуры поведения моряков, по воспитанию сознательной дисциплины среди многих чле­ нов экипажа. Г. РОЖИН, первый помощник капитана БМРТ «Торос». В таким уловам привыкли на БМРТ «Тороса. п ПЛЕЧО ТОВАРИЩА ЕРВЫЙ помощник капитана тов. Ро- жин в своей корреспонденции частично коснулся вопросов организации социа­ листического соревнования в период рейса. Мне хочется дополнить его рассказ о том, как мы организовали обмен передовым опытом, помощь другим коллективам, находившимся в одном районе с нами. Когда речь идет об успехах экипажа, всего коллектива флота, личное самолюбие коман­ диров судна должно уходить на второй план. Учиться никогда не зазорно. Зазорно, когда приходишь в порт не выполнив плана. Эту мысль коммунисты корабля и судовой коми­ тет постарались довести до сознания всех чле­ нов нашего экипажа. И мы поступали так, когда этого требовала обстановка. По приходе в район промысла получили не­ обходимую информацию от коллективов БМРТ Ш 376 и 377 об особенностях района и разноглубинного лова. Через некоторое время группа моряков «Тороса» побывала на БМРТ № 2639, ознакомилась с техникой разноглубин­ ного промысла, приемами обработки рыбы и особенно технологии производства тушки мак­ руруса. Позднее, когда наш коллектив добился при­ знанного успеха в работе разноглубинным тра­ лом и прочно занял место лидера, мы щедро делились с «соперником» по соревнованию своим опытом. Капитан-директор Демяненко В. Д. триж­ ды выступал по радио, рассказывал о метео­ рологических и гидрологических особенностях района, о поведении рыбы, о способах опреде­ ления глубины погружения трала на тех судах, где нет необходимых для этого приборов. Наш старший мастер по добыче рыбы Маль- щуков Н. С. рассказывал о вооружении трала по радио. И не только рассказывал, а и прак­ тически показывал. С этой целью он побывал на большом морозильном траулере « Парал­ лакс». Совместно с электрорадионавигатором тов. Хурсановым В. М. тов. Малыцуков пересажи­ вался на БМРТ «Славгород». Здесь они поде­ лились опытом промысла, наладили работу прибора ИГЭК. Тов. Хурсанов оказал помощь также коллективу БМРТ-409 «Комета». На «Торосе» побывали члены экипажей БМРТ «Славгород», «Комета», капитан боль­ шого морозильного траулера «Салют», первый помощник капитана большого морозильного траулера «Плутоний» тов. Пантюшенко В. Ф., начальник радиостанции и электрорадионави­ гатор калининградского БМРТ «Перламутр», группа моряков с БМРТ «Смольный»... Й нам радостно сознавать, что опыт кол­ лектива «Тороса» сослужил хорошую службу для моряков сельдяного и тралового флотов Се­ верного бассейна, а также для экипажей «Зап­ рыбы». Это очень хорошо, когда моряки чувст­ вуют плечо товарища, взаимно обогащают пе­ редовым опытом. В рейсе еще раз подтверди­ лась правильность проверенного многолетней практикой закона морского товарищества, вы­ вода о том, что когда соревнуются двое, то вы­ игрывают оба, когда соревнуются группой — выигрывают все. А. ЕГУПОВ, моторист, председатель судового комитета профсоюза. _ [

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz