Рыбный Мурман. 1971 г. Ноябрь.
ПИСЬМА С БМРТ «ТОРОС». МЫ довольны НШШШШШШШШШ письма с вмрч « торос ». ТАКИМ ТРАЛОМ В НОМЕРЕ «Рыбного Мурмана» за 17 нояб ря капитан-директор нашего траулера тов. Демя- ненко уже делился мнением о вооружении, оснастке раз ноглубинного трала чертежа 2131, которым мы в основ ном работали в минувшем рейсе, облавливая макруруса. Я хочу дополнить его рас сказ. Сначала — некоторые замечания о применяемом на ми орудии лова. Трал названного чертежа, по нашему мнению, замеча тельный. уловистый, прост по устройству. Хотя раньше мы им не промышляли (их толь ко начала выпускать про мышленность). освоили быст ро. Правда, в первые дни па лубная команда высказыва ла свое неодобрение. Из-за больших размеров трал труд но было поднимать, но по том привыкли. И вот инте ресный факт. Как-то порвались. Чтобы не терять времени,, спустили трал чертежа 2030. Он зна чительно меньших размеров, а макрурус тогда держался разреженно. Естественно, подъемы были у нас в два ра за хуже. И матросы-палубни ки, да и все моряки в один голос заявили: — Надо быстрее ремонти ровать тот, порванный» уло вистый. При работе е тралом па лубная команда особое вниг мание обращала на то, чтобы нри подъеме его дель акку ратно складывалась по бор там. Тогда при спуске исклю чалось запутывание. И очень важно было не допустить за путывания кухтылей ж яче ях. Для этого мы брали верх нюю подбору в районе кону сов джильсонами и подвиры- вали. Проблема ускорения спуска трала этим, конечно, не решается. Считаю целесо образным ставить боковые подборы трала чертежа 2131 из геркулесового троса. Сей час они — из стального оклеткеванного троса. При нервом же тралении на под борах образовываются ко лышки, которые попадают в ячеи, а они больше — 400 м-м, а при спуске рвут их. Геркулесовый трос мень ше закручивается. В напря жении промыела мы не име ли возможности заменить один трос друпш. Далее, надо все тралы ла текснровать. У нас были как раз датекеированные, но хне приходилось на других су- дах видеть тралы, не покры тые латексом. И моряки этих судов испытывали трудности при спуске трала. Нелатекси- рованная нить более мятная, дель скручивается в жгут, попадает в ячеи, запутывает ся, что затрудняет постанов ку и выборку орудий лова. В течение рейса я несколь ко раз пересаживался на траулеры сельдяного флота. Мурманского тралового. Был на ВМРТ-440, 425. Экипажи их просили помочь в налажи вании промысла. Хотя трал они вооружали йо нашей схеме, но неправильно крепи ли кухтыли к прибору конт роля глубины хода. У нас на приборе стояло восемь нух- тылей, по три —- с боков и два — в корме. Так же посо ветовал делать и товарищам. После этого прибор у них ра ботал нормально, уловы бы ли хорошие. Кроме посещения судов на парников, часто на промысле проходили советы по обмену опытом работы, на которых специалисты рассказывали о своей технике и хакшке раз ноглубинного лова. Один та кой совет проходил по ини циативе промысловиков За падного бассейна. На нем г о в о р и л и , как у кого вооружен трал. Балтий цы рассказывали, ч т о они сильно загружают ниж нюю подбору. Может, они и правы, но мы ставили малый груз. Раскрытие трала дости галось за счет углубителей. Думается, малая загружен ность вполне оправдана. Если поставить большой груз, то прн первом же касании трала о грунт его можно порвать, а мы иногда хотя и касались, во трал оставался целым. Можно дать добытчикам в другие рекомендаций. Чтобы прибор контроля глубины хода трала отчетливо показы вал нижнюю подбору, надо ставить по центру ее отрезов цени или стального троса длиною примерно два метра. Это хорошо помогает. По предложению нашего мастера лова Николая Нико лаевича Колесникова мы окрасили траловые доски е внутренней стороны в белый цвет. Известно, что в том месте, где крепятся доски. освещение слабое п тем, кто работает у лебедки, плохо ви ден подход доски. Белый цвет заметен в темное время су ток. . . Макрурус очень трудно вы ливать из тралового мешка. А при больших подъемах эта проблема еще больше усугуб ляется. Мы поставили допол нительные дележные стропы, их было три. Убрали герку лесовые вожшшны, вместо де вяти, как раньше было, по ставили четыре напроновых. увеличив их длину на пол метра. Теперь рыбу легче Стало набивать, .она .меньше мялась. Надо отметить, на судах нашей серии очень слабые грузовые лебедки. Чтобы вы лить макрурус, мешок с ним надо высоко подвирывать, во у лебедок не хватает мощно сти. Поэтому улов прогоняли по мешку малыми порциями, рыба мялась, часть ее оказы валась непригодной для пи щевых целей. Были у нас трудности в другого порядна. Примерно месяц мы мучились с кабелем прибора контроля глубины хода трала. Кабель был у нас поношенный, мы им работали уже второй рейс. При выбор ке образовывались колышки, а так как изоляция грубая, • колышках обрывались про волочки. Надо было потра тить 3—4 часа» что<&* найти место обрыва, соединить ка бель. Но едва спускали трал* кабель вновь выходил из строя. Порой не могли про извести даже полноценное траление. А работать без при бора — заведомо потерять орудия лова на грунте. Долго мы думали, как ис править положение. Объяви ли на судае конкурс на луч шее рационализаторское предложение. И победителя ми вышли старший механик Вилъ Григорьевич Заболот ный и радионавигатор Вита лий Михайлович Хутэсанов. Они разработали оригиналь ную конструкцию, так назы ваемую фишку для соедине ния кабеля. Поручили тока рю Константину Канищеву выточить все детали. Когда заказ был выполнен, испыта ли. фишку. Результат получи ли отличный. Вместо 3—4 часов теперь на соединение кабеля уходила не более по лучаса. Подобную трудность испы тывали многие. После внедре ния предложения наших ра ционализаторов мы дали чер тежи фишки всем, кто хотел. Например, на БМРТ «Слай- город» фишку выточили под руководством В. М. Хурсано- ва. Поставили и потом ие знали горя с кабелем. Палубная команда «Торо са»* почти в полном составе впервые столкнулась с раз ноглубинным промыслом. И надо отдать ей должное, она сразу же сумела схватить суть роботы е пелагическим тралом. Особенно отлагались старший матрос Алексей Се менович Пидронов, златрсс Владимир Иванович Мочи- лав, Владимир Тиаюоеевич Разин. И мастера лова тт. Ко лесников, Почекуев окапались на высоте. Н. МАЛЫЦУКОВ, старший мастер во добыче БМРТ-448 «Торос». Повышали требовательность, воспитывали активность (Окончание. Нач. на 1 c rp j влияние не работу судового ко митета профсоюзе и комсо мольцев корабля. В его соста ве трое коммунистов — тт. Ко лесников Н. Н. (председатель), Ковалев А. П. и Калинин В. М. Эти товарищи постоянно про водили партийную линию, сво им примером заставляли проф союзных активистов творчески подходить к делу. В работе по организации со ревнования парторганизации, судовой комитет руководство вались известными ленински ми принципами. Ежедневно ре» зультаты соревнования пока зывались на специальном стен де. О передовиках сообщали «молнии», радиогазета. Ежеде кадно подводили итоги сорев нования и лучшей вахте при суждался переходящий вым пел. На корабле были организо ваны школы передового опы та. Они особенно плодотворно работали в начале рейса и сы грали большую роль в повы шении производительности тру да новичков. Наши опытные матросы тт. Карачев, Пидронов, Корнеев и Жейнов обучили пе редовым методам обработки улова многих товарищей. На протяжении всего рейсе проходили занятия в школе коммунистического труда. Слу шатели, а их было 74 человека, обучались по вахтам. Всего проведено двенадцать занятий — по материалам XXIV съезде КПСС и основам экономики рыбной промышленности. Большую работу провели коммунисты и судовой коми тет после выхода в свет Поста новления ЦК КПСС «О даль нейшем улучшении организа ции социалистического сорев нования». Во всех вахтах про вели рабочие собрания. Орга низовали лекции и беседы. Мо ряки высказали предложения о том, как лучше проводить Ш вание не корабле. По- вопрос о том, чтобы ряжении капитана был фонд средств для поощрения победителей соревнования между вахтами, для поощре ния моряков, отличившихся при выполнении особо важных за даний. Находясь далеко от родной земли, экипаж слабо был информирован о работе моряков в других районах про мысла, о положении на флот* (основная причине — слабая ра диосвязь). Между тем, очень важно регулярно иметь под рукой все эти даннью. Нам удалось добиться того, что все члены экипажа приня ли личные обязательства на пя тилетку, конкретные и очень напряженные. Нельзя не. отметить добрым словом комсомольцев судна. Их у нас 36. В составе бюро (секретарь тов. Жейнов) два кандидата в члены КПСС — Канищев К. С. и Карпов А. Ф. Комсомольские посты на рас фасовке рыбы, на обработке рыбы, на упаковке, на палубе и в машинном отделении пре дупредили немало разного ро да нарушений. Выпущено че тырнадцать листков «Комсо мольского прожектора». Минувший рейс показал, что партийной организации (в ее составе семь членов и четы ре кандидата а члены КПСС) под силу большие дела. Все положительное мы возьмем на вооружение с тем, чтобы пос ле ремонта корабля (уже во втором году пятилетки) про должить борьбу аа успешное претворение в жизнь решений XXIV съезда КПСС и досроч ное выполнение пятилетнего плана. Есть у нас и недостатки, и упущения. Рейс показал» на пример, что не все командиры производства умеют работать с личным составом. Предстоит много сделать по повышению культуры поведения моряков, по воспитанию сознательной дисциплины среди многих чле нов экипажа. Г. РОЖИН, первый помощник капитана БМРТ «Торос». В таким уловам привыкли на БМРТ «Тороса. п ПЛЕЧО ТОВАРИЩА ЕРВЫЙ помощник капитана тов. Ро- жин в своей корреспонденции частично коснулся вопросов организации социа листического соревнования в период рейса. Мне хочется дополнить его рассказ о том, как мы организовали обмен передовым опытом, помощь другим коллективам, находившимся в одном районе с нами. Когда речь идет об успехах экипажа, всего коллектива флота, личное самолюбие коман диров судна должно уходить на второй план. Учиться никогда не зазорно. Зазорно, когда приходишь в порт не выполнив плана. Эту мысль коммунисты корабля и судовой коми тет постарались довести до сознания всех чле нов нашего экипажа. И мы поступали так, когда этого требовала обстановка. По приходе в район промысла получили не обходимую информацию от коллективов БМРТ Ш 376 и 377 об особенностях района и разноглубинного лова. Через некоторое время группа моряков «Тороса» побывала на БМРТ № 2639, ознакомилась с техникой разноглубин ного промысла, приемами обработки рыбы и особенно технологии производства тушки мак руруса. Позднее, когда наш коллектив добился при знанного успеха в работе разноглубинным тра лом и прочно занял место лидера, мы щедро делились с «соперником» по соревнованию своим опытом. Капитан-директор Демяненко В. Д. триж ды выступал по радио, рассказывал о метео рологических и гидрологических особенностях района, о поведении рыбы, о способах опреде ления глубины погружения трала на тех судах, где нет необходимых для этого приборов. Наш старший мастер по добыче рыбы Маль- щуков Н. С. рассказывал о вооружении трала по радио. И не только рассказывал, а и прак тически показывал. С этой целью он побывал на большом морозильном траулере « Парал лакс». Совместно с электрорадионавигатором тов. Хурсановым В. М. тов. Малыцуков пересажи вался на БМРТ «Славгород». Здесь они поде лились опытом промысла, наладили работу прибора ИГЭК. Тов. Хурсанов оказал помощь также коллективу БМРТ-409 «Комета». На «Торосе» побывали члены экипажей БМРТ «Славгород», «Комета», капитан боль шого морозильного траулера «Салют», первый помощник капитана большого морозильного траулера «Плутоний» тов. Пантюшенко В. Ф., начальник радиостанции и электрорадионави гатор калининградского БМРТ «Перламутр», группа моряков с БМРТ «Смольный»... Й нам радостно сознавать, что опыт кол лектива «Тороса» сослужил хорошую службу для моряков сельдяного и тралового флотов Се верного бассейна, а также для экипажей «Зап рыбы». Это очень хорошо, когда моряки чувст вуют плечо товарища, взаимно обогащают пе редовым опытом. В рейсе еще раз подтверди лась правильность проверенного многолетней практикой закона морского товарищества, вы вода о том, что когда соревнуются двое, то вы игрывают оба, когда соревнуются группой — выигрывают все. А. ЕГУПОВ, моторист, председатель судового комитета профсоюза. _ [
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz