Рыбный Мурман. 1971 г. Ноябрь.

П и с ь м а , с Б М Р Т „ Т о р о с и Н АШЕМУ экипажу раньше шим на ускорение темпов вы- на. Сьфье высыпали в бункер, не доводилось промыш- пуска продукции из разделан- а отсюда через специально оде­ лять макруруса, обраба- ной рыбы, явилось социалисти- ланное уже в плавании окно тывать его, выпускать такую ческое соревнование между оно попадало к машине. Здесь продукцию, как тушка, филе. В комплексными сменами. Оно стояло три человека. Один по- лредыдущем рейсе находились действительно проходило остро, давал рыбу к машине, другой на полярной тресочке, поэтому Вспоминается такой случай. — направлял ее под ножи, а навыки, приобретенные рыбо- Одна из смен значительно от- третий завершал операцию — обработчиками на этой рыбе, стала от своих соперников по обрубал хвосты. Работа эта про- сейчас не могли пригодиться, выработке готовой продукции, етая, лeгкaяi моряк трудился Полярную тресочку мы морози- Моряки не захотели плестись в фактически в полсилы. И тем ли целиком, а макруруса надо хвосте, они решили сами разо- не менее мы вынуждены были ■ • V*« -- »* -- ш — — W «Ь » было разделывать, что умели браться, в чем причина отстава- держать здесь одного человека. всего несколько человек. ния. Попросили не вмешиваться а » й л м я ли rm nu innnum . о™ ботки оставляло желать лучше- И ФИЛЕ ИЗ МАКРУРУСА го. Механизировать труд, выраба­ тывать тушку на машине — над этим думали судовые рацио­ нализаторы. Рыбный мастер Па­ вел Лутыцкий, токарь Констан­ тин Канищев, другие новаторы — каждый внес крупицу свою в создание такой машины. Од­ нако сделали мы ее не сразу, А нельзя ли производить эту операцию одновременно с пода­ чей рыбы под ножи головору­ бочной машины. Тогда удалось бы высвободить две пары рук. Два матраса стали бы на раз­ делку макруруса. Мысль была хорошая, но как ее осуществить. Долго мы думали. И все-таки нашли удачное решение. Тут прямую помощь оказал старший так ка£ то в . 'К ан ^ еа ' был "очень механик тов. Заболотный. Сде- ааыят другими работами. Одно лали специальный нож, о по- время у нас не ладилось с кабе- ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ : ■ ■ ■ ■ ■ В 1 1 I I мощью ремня его можно было лем прибора контроля глубины крепить к кисти руки. И теперь хода трала; часто обрывался. И Пришли на промысел, под- в их дело администрацию суд- магрос, подававшии рыбу под токарЬ вместе с другими спе- няли первые уловы, люди ста- на. Мы пошли навстречу. Смена ножи головорубочной машины, циалистами ремонтировал ка­ ли за рыбоделы. Ох и трудно в полном составе во главе с сам же обрубал хвосты. бель. Осваивалась разделка. Чтобы рыбмастером устроила по собст- Помимо мороженой продук- Примерно через месяц после хотя бы уложиться в суточную венной инициативе совещание. Дни» нам планировалось выра- начала промысла машину уста- норму, привлекли подвахту. Разговор шел откровенный, до- ботать за рейс 63 тонны тушки новили на рыбной фабрике. Общими усилиями едва-едва сталось всем, кто трудился ни макруруса. С первых же дней Устройство ее просто. Из капро- достигли желаемого. Потом шатко ни валко, были опреде- экипаж взял обязательство уве- новой щетки сделали кисточки чуть увеличили производитель- лены потери времени на различ- личить выпуск тушки до 100 насадили их на цилиндриче- ность, стали выпускать до 20 ных операциях. Одним словом, тонн. Забегая вперед, скажу, дкий стержень* соединенный в тонн продукции из разделан- рыбообработчики этой смены су- чт° 14151 выработали 249 тонн та- электромотором. Стержень с од­ ного макруруса. мели потом исправить положе- кой продукции и 27 тонн филе. ного конца переходил на конус, Так продолжалось больше не­ дели. Но с каждым днем мо­ ряки все-больше. приобретали опыт, командиры совершенство- _ . — . .. .. вали организацию труда быстро ДР^кладывали все силы, чтобы человек. Низкая производитель- Легко И качественно в рабочем порядке решали воз* не портилось, а все шло ность объяснялась тем, что кровь, никавшие проблемы Для выработки готовой продук- много времени уходило на За- Рыбообработчики сначала не- Ции. С этой целью рыбу разде- чистку крови, снятие пленки, охотно приняли машину. При- Разноглубинный промысел лывали и на Палубе, в поме- Делать все приходилось обыкно- ходилось даже в приказном по- юпецифичен. Если он освоен и Щении рыбной фабрики, там, венным шкерочным ножом. И рядке заставлять Их использо- проходит без всяких «ЧП», то где*стоит головорубочная маши- даже после этого качество ©бра- Вать ее. Но буквально дня через у палубной команды остается свободное время между подъ* емами трала. Но матросы-па* лубники считают, что их деле только ловить рыбу, убирать ее должны рыбообработчики. Мы с первых же дней стали привлекать матросов на обра* ботку уловов. Это стало у наа неписаным законом. И когда рассматривали итоги социали* стического соревнования, рабо* ту палубной команды оценива* «и совместно с той сменой рыба* •аботчиков, с которой она современно заступала на вах­ ту. Мне думается, надо такуед Практику узаконить в масшта* бах флота, на всея кораблях, которые ведут лов в пелагиале. Важным фактором, повлияв* ние. Сначала тушку изготовляли на этой конусовидной части сде- Макрурус — нежная рыба. Ее вручную. Помнится, в первый лали продольные неглубокие на- нельзя держать на палубе свы- день выработали всего полтон- сечки. Кисточками зачищалась ше трех-четырех часов. Мы ны, хотя занято было этим 30 пленка, а благодаря насечкам чистилась tp tl ; , ШШЩ f p i l l f g I Ш два-три, когда они убедились в преимуществах машинной вы­ работки тушки перед ручным производством, поставили уже три машины. Благодаря им мы могли за сутки выпускать до 10 тонн такой продукции. Кроме этих машин, на рыбной фабрике стояли другие — плав­ никорезка и чешуесъемочная. Их сделали тоже в судовых ус­ ловиях, использовав прошлый опыт. Тушку вырабатывали в пе­ риод малых уловов. Тогда весь штат рыбообработчиков зани­ мался этим или же филе. Сна­ чала филе мы изготовляли из неразделанной рыбы. Потом — из тушки. Тут был свой смысл. Мы взяли 10 килограммов не­ разделанной рыбы. Сначала ее пустили на филе. • Получили 3 килограмма 400 граммов такого продукта, затратив 20 минут. За­ тем из этих же 10 килограммов сырца с помощью машины вы­ работали тушку, а из тушки — филе. Выход филе получился прежний, но времени ушло в два раза меньше. Объясняется это тем, что мы хорошо освоили выпуск тушки. Рыбообработчики «Тороса» за рейс сделали многое. И в этом заслуга в первую очередь ком­ сомольской организации, кото­ рую возглавлял Федор Жейнов. Являясь первым помощником рыбмастера, он следил, чтобы не было пересортицы (мы не полу­ чили ни одной рекламации), требовал, от молодых моряков, а они составляли больше поло­ вины команды, работать по- комсомольски. И ребята оправ­ дывали высокое звание. По ре­ шению судового собрания мы направили в адрес Тобольской Мореходки, курсанты которой у Нас трудились , радиограмму с Хорошим отзывом о них. Стоит также отметить старательность Наших кадровых рыбообработ­ чике» Валентина Носова, Григо- ? ия Шорохова, Владимира Ка- инина, Геннадия Гаврилова, Александра Метелева. И. КАСИЦЫН, технолог БМРТ «Торос», Ш 1 1Ш 1 1 !1 8 1 8 !1 в 8Ш 1Ш Ш Ш 1Ш Ш Ш йШ Ш 9 8Ш Ш № 1Ш Ш В гШ 8 б 0Ш Ш 1 тШ Ш Ш тШ № Ш 1 !Ш !Ш П тШ ВШ Ш Ш Щ 1Ш ВШ Ш Ш 1Ш 0 0Ш ! ;Ш 1 1Ш ' БЫЛИ ПО ПЛЕЧУ В РЕЙС средний рыбо­ ловный траулер «В. Албанов» вел но­ вый напитан Анатолий Нико­ лаевич Смирнов. Бблыпая часть экипажа была тоже но* вал. Такое положение вызыва* ло у капитана -вполне обосно­ ванную тревогу. Каким-то окажется коллектив в море? Рейс предстоял сравнитель­ но короткий — 25 суток, так что времени на то, что называется работой по спло­ чению коллектива, по сути и нет. Трудиться со всей отда­ чей предстоит сразу, в пер­ вого часа. Да при ©том надо еще учесть и такое дело: рейс у судна необычный. Так ска­ зать, с двойной нагрузкой. Первая: судно будет в районе работать как поисковое. А в этом случае задачу- его можно сформулировать в двух сло­ вах — найти рыбу! Задача вторая: судно имеет план, ко­ торый диктует выловить в рейсе 36 тонн рыбы. Успех на промысле закла­ дывается на берегу, при от­ ходе. Истина эта известная. Капитан Смирнов с удовле­ творением отметил, что на их «В. Албанове» все идет так, лак тому и положено быть. Фее члены экипажа на ме­ сте, заняты своим делом, нет - ни одного «веселенького», Отход, одним словом, прохо­ дит очень четко и организо­ ванно. Добрым еловом помя- йул предшественника своего; отход отработан, а значит, дисциплина на судне нахо­ дится в подобающей ей чести. Р а з так — деле доляого пой­ ти на лад. До прощания ш берегом оставались часы. — Товарищ капитан, раз­ решите!.. Поднял голову — йеред Ним стоял молодой парень. — Товарищ капитан, радч решите на берег! ■*— Зачем? — По делам нужноТ., На два часа! Отпустите!.* Через несколько минут капитан видел, как он, толь­ ко однажды коснувшись пе* рекинутого с причала трала* вымахнул на берег. Обратившийся е просьбой вселил 9 капитана уверен­ ность, что явится точно в срок, не подведет. И все-та­ ки, когда рядом оказался его Старший помощник Алек­ сандр Сухин, ходивший на судне раньше, пользующий­ ся у рыбаков авторитетом, капитан сказал ему: — Сковородина отпустил!.ц Старший помощник кив­ нул: что ж, мол, дело нор­ мальное. Вернулся он раньше. Сло­ ву оказался хозяин. В рейс шел поваром. Вообще-то у Владимира Сковородина й фамилия вот перекликается 9 профессией, $ уж что Души *0 вкладывает £е в сво» дело всю, бее еотаф Ла. Что од не- только слов: Хозяин, & а настоящий разцовый хозяин на камб; зе; капитал убедился скор* Так же скор# убедились а но* вью рыбами* что повара,. кой. на «В, Албанове», .** надо еще поискать. Ну и как закономерный итог — фамилия В, Сково­ родина на Доске почета в .Число лучших людей экипа­ жа. Промысел начали вести у восточного склона острова Медвежий. Погода как ветре» тила ш вначале е хмурой миной, так и проводила с та­ кой же. Неприятное постоян­ ство! Но на нее кивать не станешь. Задание и план Твердят свое: рыбаки? — ры­ баки. Значит, выполняйте! Первые тралы — и вскоре все судно облетело радо­ стное сообщение: с рыбой) Так что старт был взят хо- ? оший. И сразу же полетели «В. Албанова» сообщения о квадратах е обнаруженной рыбой. Такие сообщения в настоящее нелегкое время переоценить невозможно. На многих судах добрым словом помянули экипаж поиско­ вого траулера. Руководство флота пожл ковую работу рыбаков при­ знало хорошей. Так вот была решена пер- йь ра Ьо в г ая вадача рейса. В пор | ивезлц- не 86, ft {51,в tori* ы, Перевыполнив, таким об- зом, задание чуть не в по- вину* Тан была решена торая вадача. „ Хороший итог рейса не- омненная заслуга таки& пытных моряков, как капц- 1'ан Смирнов, старший по* Мощник Сухин, старший ма* фтер лова Иващенко, меха* йик Мелешкин я друг» тати, вообще $а вс< ами машинной Ком; ердилась заслуж( я уважение. Простоев машин, ни акек! Что тега более важно, Когда рейс проходит в таки? Нелегких условиях, как в по­ следний раз. Опытных рыбаков, повтор |>яю, немало. Но вот какая деталь показалась мне инте­ ресной. Капитан держал $ |>уках список команды g первым отметил в рейсе ра­ боту матроса Анатолия Сит* яикова. Совсем молодого ры­ бака, делающего по суш первые шаги. Отметил его большое старание и умение, как говорят, схватывать «на дету». У капитана точна зре- йия такая: умелый ты мо* ряк, опытный и знающий —* значит, ты должен «выдать»; -хорошую работу. Никакую другую. С молодых — enpofl другой. Им еще глаз да глаз нужен, евоевременная поддержка и помощь. А от feoro, как не от опытных то­ варищей, работающих рядом, олжна она придти. Вот й (ыходит, что рост и станов^- ление -молодых — в прямой зависимости от внимания и Отношения к ним опытных рыбаков. У третьего штурмана Вик­ тора Андрианова и стажера начальника радиостанции Петра Барсукова общее сле1- [унлцее 1 у обоих год рож- ;ения 1950-й, оба окончили мореходное училище, длй обоих траулер — дом род­ ной. Виктор, правда, сделал уже несколько рейсов, Петр один. О штурмане отзываются Так: «Молод. Показывать много надо. Но ничего. Бу­ дет штурман!». А Петр после своего пер­ вого рейса пишет в судовую бтенгазету так: «...море не приняло. И вообще я решил, что оно не для меня, а для более сильных товарищей^ которые работают рядом». Но вот товарищи и поддер* жали его в трудную минуту, добрым словом, вселили уве­ ренность, заставили поверить В свои силы. И в новой за­ метке, говоря о своем «вто­ ром рождении», Петр Барсу* ков очень благодарен им за Ото. Жизнь экипажа траулера *В. Албанов» рождает вьГ- вод, что на судне умеют й работать, и заботливо растить молодых рыбаков, завтраш­ нюю смену. В. КАРСКИЙ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz