Рыбный Мурман. 1971 г. Ноябрь.
П и с ь м а , с Б М Р Т „ Т о р о с и Н АШЕМУ экипажу раньше шим на ускорение темпов вы- на. Сьфье высыпали в бункер, не доводилось промыш- пуска продукции из разделан- а отсюда через специально оде лять макруруса, обраба- ной рыбы, явилось социалисти- ланное уже в плавании окно тывать его, выпускать такую ческое соревнование между оно попадало к машине. Здесь продукцию, как тушка, филе. В комплексными сменами. Оно стояло три человека. Один по- лредыдущем рейсе находились действительно проходило остро, давал рыбу к машине, другой на полярной тресочке, поэтому Вспоминается такой случай. — направлял ее под ножи, а навыки, приобретенные рыбо- Одна из смен значительно от- третий завершал операцию — обработчиками на этой рыбе, стала от своих соперников по обрубал хвосты. Работа эта про- сейчас не могли пригодиться, выработке готовой продукции, етая, лeгкaяi моряк трудился Полярную тресочку мы морози- Моряки не захотели плестись в фактически в полсилы. И тем ли целиком, а макруруса надо хвосте, они решили сами разо- не менее мы вынуждены были ■ • V*« -- »* -- ш — — W «Ь » было разделывать, что умели браться, в чем причина отстава- держать здесь одного человека. всего несколько человек. ния. Попросили не вмешиваться а » й л м я ли rm nu innnum . о™ ботки оставляло желать лучше- И ФИЛЕ ИЗ МАКРУРУСА го. Механизировать труд, выраба тывать тушку на машине — над этим думали судовые рацио нализаторы. Рыбный мастер Па вел Лутыцкий, токарь Констан тин Канищев, другие новаторы — каждый внес крупицу свою в создание такой машины. Од нако сделали мы ее не сразу, А нельзя ли производить эту операцию одновременно с пода чей рыбы под ножи головору бочной машины. Тогда удалось бы высвободить две пары рук. Два матраса стали бы на раз делку макруруса. Мысль была хорошая, но как ее осуществить. Долго мы думали. И все-таки нашли удачное решение. Тут прямую помощь оказал старший так ка£ то в . 'К ан ^ еа ' был "очень механик тов. Заболотный. Сде- ааыят другими работами. Одно лали специальный нож, о по- время у нас не ладилось с кабе- ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ : ■ ■ ■ ■ ■ В 1 1 I I мощью ремня его можно было лем прибора контроля глубины крепить к кисти руки. И теперь хода трала; часто обрывался. И Пришли на промысел, под- в их дело администрацию суд- магрос, подававшии рыбу под токарЬ вместе с другими спе- няли первые уловы, люди ста- на. Мы пошли навстречу. Смена ножи головорубочной машины, циалистами ремонтировал ка ли за рыбоделы. Ох и трудно в полном составе во главе с сам же обрубал хвосты. бель. Осваивалась разделка. Чтобы рыбмастером устроила по собст- Помимо мороженой продук- Примерно через месяц после хотя бы уложиться в суточную венной инициативе совещание. Дни» нам планировалось выра- начала промысла машину уста- норму, привлекли подвахту. Разговор шел откровенный, до- ботать за рейс 63 тонны тушки новили на рыбной фабрике. Общими усилиями едва-едва сталось всем, кто трудился ни макруруса. С первых же дней Устройство ее просто. Из капро- достигли желаемого. Потом шатко ни валко, были опреде- экипаж взял обязательство уве- новой щетки сделали кисточки чуть увеличили производитель- лены потери времени на различ- личить выпуск тушки до 100 насадили их на цилиндриче- ность, стали выпускать до 20 ных операциях. Одним словом, тонн. Забегая вперед, скажу, дкий стержень* соединенный в тонн продукции из разделан- рыбообработчики этой смены су- чт° 14151 выработали 249 тонн та- электромотором. Стержень с од ного макруруса. мели потом исправить положе- кой продукции и 27 тонн филе. ного конца переходил на конус, Так продолжалось больше не дели. Но с каждым днем мо ряки все-больше. приобретали опыт, командиры совершенство- _ . — . .. .. вали организацию труда быстро ДР^кладывали все силы, чтобы человек. Низкая производитель- Легко И качественно в рабочем порядке решали воз* не портилось, а все шло ность объяснялась тем, что кровь, никавшие проблемы Для выработки готовой продук- много времени уходило на За- Рыбообработчики сначала не- Ции. С этой целью рыбу разде- чистку крови, снятие пленки, охотно приняли машину. При- Разноглубинный промысел лывали и на Палубе, в поме- Делать все приходилось обыкно- ходилось даже в приказном по- юпецифичен. Если он освоен и Щении рыбной фабрики, там, венным шкерочным ножом. И рядке заставлять Их использо- проходит без всяких «ЧП», то где*стоит головорубочная маши- даже после этого качество ©бра- Вать ее. Но буквально дня через у палубной команды остается свободное время между подъ* емами трала. Но матросы-па* лубники считают, что их деле только ловить рыбу, убирать ее должны рыбообработчики. Мы с первых же дней стали привлекать матросов на обра* ботку уловов. Это стало у наа неписаным законом. И когда рассматривали итоги социали* стического соревнования, рабо* ту палубной команды оценива* «и совместно с той сменой рыба* •аботчиков, с которой она современно заступала на вах ту. Мне думается, надо такуед Практику узаконить в масшта* бах флота, на всея кораблях, которые ведут лов в пелагиале. Важным фактором, повлияв* ние. Сначала тушку изготовляли на этой конусовидной части сде- Макрурус — нежная рыба. Ее вручную. Помнится, в первый лали продольные неглубокие на- нельзя держать на палубе свы- день выработали всего полтон- сечки. Кисточками зачищалась ше трех-четырех часов. Мы ны, хотя занято было этим 30 пленка, а благодаря насечкам чистилась tp tl ; , ШШЩ f p i l l f g I Ш два-три, когда они убедились в преимуществах машинной вы работки тушки перед ручным производством, поставили уже три машины. Благодаря им мы могли за сутки выпускать до 10 тонн такой продукции. Кроме этих машин, на рыбной фабрике стояли другие — плав никорезка и чешуесъемочная. Их сделали тоже в судовых ус ловиях, использовав прошлый опыт. Тушку вырабатывали в пе риод малых уловов. Тогда весь штат рыбообработчиков зани мался этим или же филе. Сна чала филе мы изготовляли из неразделанной рыбы. Потом — из тушки. Тут был свой смысл. Мы взяли 10 килограммов не разделанной рыбы. Сначала ее пустили на филе. • Получили 3 килограмма 400 граммов такого продукта, затратив 20 минут. За тем из этих же 10 килограммов сырца с помощью машины вы работали тушку, а из тушки — филе. Выход филе получился прежний, но времени ушло в два раза меньше. Объясняется это тем, что мы хорошо освоили выпуск тушки. Рыбообработчики «Тороса» за рейс сделали многое. И в этом заслуга в первую очередь ком сомольской организации, кото рую возглавлял Федор Жейнов. Являясь первым помощником рыбмастера, он следил, чтобы не было пересортицы (мы не полу чили ни одной рекламации), требовал, от молодых моряков, а они составляли больше поло вины команды, работать по- комсомольски. И ребята оправ дывали высокое звание. По ре шению судового собрания мы направили в адрес Тобольской Мореходки, курсанты которой у Нас трудились , радиограмму с Хорошим отзывом о них. Стоит также отметить старательность Наших кадровых рыбообработ чике» Валентина Носова, Григо- ? ия Шорохова, Владимира Ка- инина, Геннадия Гаврилова, Александра Метелева. И. КАСИЦЫН, технолог БМРТ «Торос», Ш 1 1Ш 1 1 !1 8 1 8 !1 в 8Ш 1Ш Ш Ш 1Ш Ш Ш йШ Ш 9 8Ш Ш № 1Ш Ш В гШ 8 б 0Ш Ш 1 тШ Ш Ш тШ № Ш 1 !Ш !Ш П тШ ВШ Ш Ш Щ 1Ш ВШ Ш Ш 1Ш 0 0Ш ! ;Ш 1 1Ш ' БЫЛИ ПО ПЛЕЧУ В РЕЙС средний рыбо ловный траулер «В. Албанов» вел но вый напитан Анатолий Нико лаевич Смирнов. Бблыпая часть экипажа была тоже но* вал. Такое положение вызыва* ло у капитана -вполне обосно ванную тревогу. Каким-то окажется коллектив в море? Рейс предстоял сравнитель но короткий — 25 суток, так что времени на то, что называется работой по спло чению коллектива, по сути и нет. Трудиться со всей отда чей предстоит сразу, в пер вого часа. Да при ©том надо еще учесть и такое дело: рейс у судна необычный. Так ска зать, с двойной нагрузкой. Первая: судно будет в районе работать как поисковое. А в этом случае задачу- его можно сформулировать в двух сло вах — найти рыбу! Задача вторая: судно имеет план, ко торый диктует выловить в рейсе 36 тонн рыбы. Успех на промысле закла дывается на берегу, при от ходе. Истина эта известная. Капитан Смирнов с удовле творением отметил, что на их «В. Албанове» все идет так, лак тому и положено быть. Фее члены экипажа на ме сте, заняты своим делом, нет - ни одного «веселенького», Отход, одним словом, прохо дит очень четко и организо ванно. Добрым еловом помя- йул предшественника своего; отход отработан, а значит, дисциплина на судне нахо дится в подобающей ей чести. Р а з так — деле доляого пой ти на лад. До прощания ш берегом оставались часы. — Товарищ капитан, раз решите!.. Поднял голову — йеред Ним стоял молодой парень. — Товарищ капитан, радч решите на берег! ■*— Зачем? — По делам нужноТ., На два часа! Отпустите!.* Через несколько минут капитан видел, как он, толь ко однажды коснувшись пе* рекинутого с причала трала* вымахнул на берег. Обратившийся е просьбой вселил 9 капитана уверен ность, что явится точно в срок, не подведет. И все-та ки, когда рядом оказался его Старший помощник Алек сандр Сухин, ходивший на судне раньше, пользующий ся у рыбаков авторитетом, капитан сказал ему: — Сковородина отпустил!.ц Старший помощник кив нул: что ж, мол, дело нор мальное. Вернулся он раньше. Сло ву оказался хозяин. В рейс шел поваром. Вообще-то у Владимира Сковородина й фамилия вот перекликается 9 профессией, $ уж что Души *0 вкладывает £е в сво» дело всю, бее еотаф Ла. Что од не- только слов: Хозяин, & а настоящий разцовый хозяин на камб; зе; капитал убедился скор* Так же скор# убедились а но* вью рыбами* что повара,. кой. на «В, Албанове», .** надо еще поискать. Ну и как закономерный итог — фамилия В, Сково родина на Доске почета в .Число лучших людей экипа жа. Промысел начали вести у восточного склона острова Медвежий. Погода как ветре» тила ш вначале е хмурой миной, так и проводила с та кой же. Неприятное постоян ство! Но на нее кивать не станешь. Задание и план Твердят свое: рыбаки? — ры баки. Значит, выполняйте! Первые тралы — и вскоре все судно облетело радо стное сообщение: с рыбой) Так что старт был взят хо- ? оший. И сразу же полетели «В. Албанова» сообщения о квадратах е обнаруженной рыбой. Такие сообщения в настоящее нелегкое время переоценить невозможно. На многих судах добрым словом помянули экипаж поиско вого траулера. Руководство флота пожл ковую работу рыбаков при знало хорошей. Так вот была решена пер- йь ра Ьо в г ая вадача рейса. В пор | ивезлц- не 86, ft {51,в tori* ы, Перевыполнив, таким об- зом, задание чуть не в по- вину* Тан была решена торая вадача. „ Хороший итог рейса не- омненная заслуга таки& пытных моряков, как капц- 1'ан Смирнов, старший по* Мощник Сухин, старший ма* фтер лова Иващенко, меха* йик Мелешкин я друг» тати, вообще $а вс< ами машинной Ком; ердилась заслуж( я уважение. Простоев машин, ни акек! Что тега более важно, Когда рейс проходит в таки? Нелегких условиях, как в по следний раз. Опытных рыбаков, повтор |>яю, немало. Но вот какая деталь показалась мне инте ресной. Капитан держал $ |>уках список команды g первым отметил в рейсе ра боту матроса Анатолия Сит* яикова. Совсем молодого ры бака, делающего по суш первые шаги. Отметил его большое старание и умение, как говорят, схватывать «на дету». У капитана точна зре- йия такая: умелый ты мо* ряк, опытный и знающий —* значит, ты должен «выдать»; -хорошую работу. Никакую другую. С молодых — enpofl другой. Им еще глаз да глаз нужен, евоевременная поддержка и помощь. А от feoro, как не от опытных то варищей, работающих рядом, олжна она придти. Вот й (ыходит, что рост и станов^- ление -молодых — в прямой зависимости от внимания и Отношения к ним опытных рыбаков. У третьего штурмана Вик тора Андрианова и стажера начальника радиостанции Петра Барсукова общее сле1- [унлцее 1 у обоих год рож- ;ения 1950-й, оба окончили мореходное училище, длй обоих траулер — дом род ной. Виктор, правда, сделал уже несколько рейсов, Петр один. О штурмане отзываются Так: «Молод. Показывать много надо. Но ничего. Бу дет штурман!». А Петр после своего пер вого рейса пишет в судовую бтенгазету так: «...море не приняло. И вообще я решил, что оно не для меня, а для более сильных товарищей^ которые работают рядом». Но вот товарищи и поддер* жали его в трудную минуту, добрым словом, вселили уве ренность, заставили поверить В свои силы. И в новой за метке, говоря о своем «вто ром рождении», Петр Барсу* ков очень благодарен им за Ото. Жизнь экипажа траулера *В. Албанов» рождает вьГ- вод, что на судне умеют й работать, и заботливо растить молодых рыбаков, завтраш нюю смену. В. КАРСКИЙ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz