Рыбный Мурман. 1971 г. Ноябрь.

Л л р 7 я й я а д ж м зязь! пптглптптпгтттпттпттпттттттттттпттттт € .- . 4 Г ^ П РЕТВОРЯЯ в жизнь ре­ шения XXIV съезда Ком­ мунистической партии, коллектив производственного рефрижератора «Феликс Кон* направляет свои усилия на уве­ личение выпуска пищевой про­ дукции, снижение трудовых и материальных затрат, на повы­ шение экономической эффек­ тивности производства. Судо­ вая партийная организация ко­ рабля постоянно держит в поле зрения коренные вопросы но­ вой системы планирования и экономического стимулирова­ ния, неустанно совершенству­ ет практику партийного руко­ водства производством, заботит­ ся о боеспособности коммунис­ тов, повышении авангардной роли, ведет систематическую воспитательную работу с моря­ ками. С первых дней перехода на новую систему хозяйствования партийная организация опреде­ лила конкретные задачи по ус­ пешному ее осуществлению. Был разработан и . утвержден перспективный план меропри­ ятий. Умело применяя все формы массово - политической рабо-. ты, коммунисты разъяснили морякам сущность экрномиче- ской реформы. В процессе эко­ номической учебы были изуче­ ны такие темы: «Хозрасчет и расширение хозяйственной са­ мостоятельности предприятий», «Хозяйственная реформа и эко­ номические проблемы предпри­ ятия», «Планирование цен и ре­ ализация продукции», «Фонды экономического чстимулирова­ ния и система планирования», «Вопросы финансового обслужи­ вания производства», «Об орга­ низаций труда в новых услови­ ях» и другое. В июле 1971 года была прове­ дена теоретическая. конферен­ ция на тему: «Пути повышения эффективности производства». Пути j повышения .эффек­ т и в н о ^ производства находят­ ся под постоянным контролем партийной организации., В атом году на партийных еобраниях рассматривались, например, во­ просы: ~ г- «Задачи коммунистов по мо­ билизации моряков на выполне­ ние государственного плана и принятых обязательств». «Об улучшении организации выработки пресервов и задачи коммунистов по обеспечению выпуска рыбопродукции высо­ кого качества». «О повышении производитель­ ности труда в свете решений XXIV съезда КПСС». «О мерах по выполнению по­ становления IV пленума Мур­ манского обкома КПСС». Заметно повысилась на ко­ рабле' роль производственных совещаний и рабочих собраний. Администрация выносит на их обсуждение важнейшие вопро­ сы жизни коллектива. Харак­ терно то, что собрания моряков созывались не только по иници- процентов. И в этом прямая за­ слуга коммуниста Осолодкина А. И., который отлично выпол­ нил поручение парторганиза­ ции В новых условиях хозяйство­ вания возросла роль социали­ стического соревнования, дви­ жения за коммунистический труд. Экономическая реформа усилила заинтересованность участников соревнования в по­ вышении результатов не толь­ ко своего труда, но и коллекти­ ва в целом. На корабле получило широ­ кое распространение соревнова­ ние между сменами, вахтами, а также между отдельными мо­ ряками. В обязательства мо­ ряков стали вноситься конкрет­ ные пункты: о росте производи­ тельности труда, о снижении рются за это высокое звание. Итоги соревнования подводят­ ся ежедневно, ежемесячно и ежерейсно по службам и в це­ лом по судну. Коллектив ПР «Феликс Кон», соревнуясь с мо­ ряками ПР «Алексей Хлобыс­ тов», добился лучших производ­ ственных показателей и вышел на первое место в парном соревновании. Администрация и обществен­ ные организации проявляют за­ боту о моральном поощрении моряков. Фамилии передовиков заносятся на судовую Доску по­ чета. За 6 месяцев 68 моряков получили благодарности, 10 че­ ловек награждены Почетными грамотами. Большую активность проявля­ ет группа НОТ, в которую вхо­ дят передовики производства, швартовки судов (автор ка тан-директор Климахин Г. позволило сократить время а ска кранцев в три раза. За п< вое полугодие разработано внедрено 24 рацпредложения. Коммунисты воспитывают всех членов экипажа чувст» бережливости, прививают ум* ние правильно использовать сь рье. Моряки активно участвуют смотре - конкурсе. Судовая пар тийная организация в 1971 год дважды обсуждала ход этог смотра. Оформлена наглядна агитация, призывающая эко номно и бережно относиться ценностям, постоянно улучшат организацию производства. Для исключения потерь Е время приемки с Промысловы судов сделан направляющи РОСТА г- t- ативе* сверху, но и снизу. Так, например, смена № 2 рыбмастера Лосевского В. Т. не выполняла суточных зада­ ний, в то время как две другие смены работали хорошо. На рабочем собрании смены были вскрыты недостатки, мешающие выполнению плана. Рыбмастеру Лосевскому В. Т. пришлось вы­ слушать много горьких слов. Выступающие говорили, что он мало заботится об. организации труда рыбообработчиков, под­ час халатно относится к своим обязанностям, забывая о том, что руководитель должен быть примером трудолюбия, дисцип­ лины и организованности. Были приняты срочные меры по устранению недостатков. Парторганизация решила вре­ менно закрепить за отстающей сменой старшего мастера ком­ муниста тов. Осолодкина А. И. После этого в отстающей смене дела пошли много лучше, и к концу рейса, хотя она и не за­ воевала .первенства в соревно­ вании, задания ее коллектив выполняв в среднем на 120 себестоимости продукций, об экономии м а т е р и а л ь н ы х средств. Индивидуальные обя­ зательства по досрочному вы­ полнению плана 1971 года и плана девятой пятилетки име­ ют 177 человек. Большое вни­ мание уделяется гласности со­ ревнования и обобщению опы­ та передовиков. На корабле развернулось пат­ риотическое движение под деви­ зом «Выполним пятилетку за 4,5 года». Передовики произ­ водства и ударники коммуни­ стического труда осуществляют шефство над отстающими моря­ ками, передают им свой опыт. Базовый комитет профсоюза управления «Севрыбхолод- флот», слушая вопрос о работе администрации и судового ко­ митета ПР «Феликс Кон» по организации парного и группо­ вого соревнования и культур­ ного отдыха моряков в море и в порту, отметил немало' поло­ жительных моментов. На ПР «Феликс Кон» работа­ ет 78 ударников коммунистиче­ ского труда и 157 человек бо­ рационализаторы и изобретате­ ли. Ее возглавляет член КПСС капитан-директор тов. Клима­ хин Г. А. На корабле по всем службам разработаны конкрет­ ные планы по внедрению науч­ ной организации труда. Большой размах приняло техническое пе­ ревооружение производства. Механизирована обработка рыбы при производстве филе, тушки. Модернизирована линия выработки пресервов. Передела­ но слиповое хозяйство, что да­ ло возможность быстро обраба­ тывать промысловые корабли. Умело направляется творче­ ская мысль изобретателей и ра­ ционализаторов на решение проблемных вопросов. Оборудо­ вание плавучих кранцев (авто­ ры — старший помощник капи­ тана Натхов В. А., боцман Заха­ ров 3. Г.) позволило экономнее расходовать стальной трос, уменьшить время на их подъем, повысить безопасность трУда. Увеличился срок использования межкранцевых вставок, исклю­ чены случаи обрыва кранцев. Оборудование • бортов для передвижной лоток. По нем; рыба из стампы направляете в бункер, минуя палубу. Пр. этом варианте рассылание рьт бы по палубе исключается. Пр; работе в районе тропиков нгп удалось добиться длительног хранения рыбы-сырца для пи щевых целей. С этой целью nt ред заливкой рыбы в бункер) охлаждаем воду до гемперат^ ры +5® и заливаем ее в ка» дый бункер по 3—4 стамш Срок хранения рыбы на пищ» вые цели увеличивается до 1 часов. Проектом не предусмотрен охлаждение бункёров на овелг тердечной палубе. Это мож< привести к тому, что в бунке' заполненный рыбой, попадет с<. ляр, мазут, так как рядом Н£ ходится станция снабжени топливом. Во избежание подо€ ного у всех бункеров сделан; более высокие бортики, что г.* рантирует сохранность рыбы. В целях экономии рыбы пр выпуске консервов йзготоВле взамен существующего, пол; ВЕСЬ РЕЙС (Окончание. Нач. на l-U cxpJ 1 шшттптттпттпттттттптм 1 т 1 ттт 1 тттттттшшшш 1 ШпНт 11 тт 1 мтнтттпттгй 1 мт поверхности. Это преимущество надо использовать пр работ? на больших глубинах,- « также между.скал. . Одно время, после выхода из строя прибора ИГЕА мы промышляли без него. Горизонт хода трдла рассч, тывали математически, по формуле: Н-0,95 ( С, Со*об ■; *•••■’ * ^ * еде: 0,93 — коэффициент прогиба ваеров, Lj, La дл|> ны ваеров и кабелей в метрах, а угол наклона saepoi . Горизонт хода трала определяли таким образов Матрос по указанию штурмана замерял угол наклон ваеров при помощи угломере и-докладывал на мости. Вахтенный штурман по расчетной таблице определи глубину хода трала и оборотами главного двигателя ре гулировал ее. Ошибка обычно составляла ±30—50 мет ров. Этот метод полезен при работе с прибором. «Фу руно», который горизонт хода трала относительно пс верхности не показывает. Разноглубинный промысел макруруса, можно ск<‘ зать, мы освоили в совершенстве. Подъемы имели с 10 и больше тонн. Однажды подняли даже 60 тон' Одним словом, рыбофабрика не испытывала недостетн в сырье. И если были дни, когда выпуск готовой прс дукции не превышал плановое задание, то только пота му, что много времени тратили на ремонт кабеля ИГЕ? Он выходил из строя в месте соединения его с прибс ром. Со временем судовые специалисты нашли весьм оригинальный и надежный способ крепления. Конечно, успешно работать в районе Баффиново Земли без тесного контакта со всеми экипажами, н ходящимися здесь, было бы невозможно. Взять хо- бы такой пример. К приходу сюда мы совсем ниче'\ не знали о здешней обстановке. И в первую очере, обратились к капитанам БМРТ-376, 377, 421. Они^гасск залй обо всем, чем располагали сами. О на:амин *вч ний, на какие глубины можно выходить — «в лопаюп куУтыли и о многом другом. Потом уже и наши специалисты давали свои консул тации. Старший мастер по добыче пересаживался » другие суда, помогал советом, вооружал трапы, кек з •было на БМРТ «Параллакс» тралового флота. Обмен! вались мы опытом по определению глубины погруж» ния трала без прибора, особенностям района и по ины вопросам. Наш старший помощник капитана тов. Бар; нов уже в море возглавил коллектив БМРТ-440, ког* с него ушел в порт прежний командир. И последнее, о чем мне хочется сказать. Район пр» мысла макруруса у Баффиновой Земли богатый, ь до конца не исследован. Рыба есть, думается, не тол 1 ко в тех квадратах, где мы работали, а на значительн большей площади. И надо смелее его обживать. Дл пелагического лова здесь есть где размахнуться. В. ДЕМЯНЕНКС капитан-директор БМРТ-448 «Хороа Непосредственно при спуске трала мы особое вни­ мание обращали на то, чтобы кабель прибора ИГЕК не запутывался на верхней подборе или же в кабелях. При ветре свыше 4 баллов спуск трала производили на ве^ тер или же по ветру. А когда каоели брали на ролики, ■ г разворачивались на любой курс. Постановку орудий лова производили обычным спо­ собом. На малом ходу выбрасывали мешок за борт и .травили весь трал до кабелей. Выбросив трал, быстро заводили кабель прибора на канифас-блок, подвешен­ ный на переходном траповом мостике, подбирали его слабину и начинали траеить кабели, приподняв верхние кабели джильсонами на 2 метра во избежание попада - 4 ния их под груза. Трал держали строго по корме. Когда груза начинали входить в воду, увеличивали обороты на 4—5 секунд с расчетом, чтобы струей воды разбить крылья по сторонам. Затем — отдавали джильсоны. При таком маневре верхняя подбора принимает под­ ковообразный вид и кабель прибора идет по середине лодковы. Кабели травили на первой скорости, давая периоди­ чески слабину. Взяв их на ролики, подсоединяли доски 'ц на прямом курсе по команде травили их в воду. Вае- ра травили медленно, так как на большой скорости ле­ бедка ИГЕК не успевает разматывать кабель. Когда его выходило более 900 метров, травили на второй скоро* сти. При взятии на стопор ход не сбавляли, а после — уменьшали до малого, чтобы посадить трал на задан­ ную глубину. Количество ваеров давали в зависимости от курса траления и сиЛы ветра. При тралении по вет­ ру и по течению они были на 50—100 метров длиннее. Длина ваеров зависит также от глубины хода трала. У нас составлена, специальная таблица этой зависимо­ сти. Имея их под рукой, судоводители всегда знали, сколько в каких случаях травить. Так, при горизонте хода трала 500—600, 600—700, 700—800, 800— 900, 900—1000 надо соответственно давать , 1200, 1400, 1600, 1700, 1800 метров, ваеров. За неимением необхо­ димой длины кабеля ИГЕК при горизонтах хода трала t1250 метров давали 1750 метров вееров. Результаты имели неплохие. В зависимости от количества ваеров на больших глу­ бинах скорость траления держали от 2 до 3 узлов. Надо отметить, что лучше всего количество ваеров дер­ жать постоянно, а горизонт хода трала регулировать . (уменьшая или увеличивая) оборотами гребного вин­ та. Когда мощность главной машины недостаточна для быстрого подъема трала, мы достигали этого с помо­ щью траловой лебедки, которую держали в готовности (в положении «вира») и лебедки ИГЕК в автоматиче­ ском положении, обычно в третьем. Безаварийная робота пелагическими тралами воз­ можна только при условии немедленного и беспрекос­ ловного исполнения команд вахтенного штурмана де­ журными у траловой лебедки и лебедки ИГЕК. Такого взаимодействия мы добились. Разноглубинный лов имеет свою специфику. Она состоит не только в том, чтобы найти косяк, точно вый­ ти на него, быстро спустить орудия лова. Нужен еще некоторый теоретический расчет: знать запаздывание хода трала относительно судна, то есть разницу во вре­ мени, через сколько минут трал выйдет на косяк, кото­ рый фиксируется прибором под килем траулера. Запаз­ дывание определяется по несложной формуле, где входными данными — длина ваеров, кабелей в метрах, расстояние от поверхности до горизонта хода трала, ско­ рость траления в узлах и два . коэффициента: один 30,9 — переводной и эмпирический коэффициент про­ гиба ваеров — 0,93. Формула имеет вид: т зап - ± 5 0,2 v Вычисленную таблицу мы держали непосредственно у прибора. Зная запаздывания, штурман делал отметку на самописце и постоянно был в курсе, где находится трал относительно косяка. Когда были хорошие ориен­ тиры (скалы, другие неровности грунта), запаздывания проверяли по времени их подхода к тралу. Очень важно для точного удержания горизонта хо­ да трала достичь того, чтобы число оборотов пера при­ боров «Палтус-М» и «Кальмар» (мы ими пользовались), были одинаковы. В этом случае они показывали одина­ ковую глубину, что очень важно, ибо ошибки в показа­ ниях не позволяют вывести трал на горизонт косяка. Еще одно важное условие. При тралении вибратор излучает импульсы как вниз, так и вверх. Получается двойное отражение. Часто можно наблюдать такую кар­ тину. Косяк фиксируется под тралом. При опускании трала он отмечается еще ниже. Это значит, что фон проходит не над косяком, а под ним. В таких случаях трал нужно поднимать вверх. Когда самописец фикси­ рует заход рыбы в трал, режим работы выдерживали. Вся ценность прибора ИГЕК в том, что он показы­ вает горизонт хода трала не только от грунта, но и от

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz