Рыбный Мурман. 1971 г. Ноябрь.
Л л р 7 я й я а д ж м зязь! пптглптптпгтттпттпттпттттттттттпттттт € .- . 4 Г ^ П РЕТВОРЯЯ в жизнь ре шения XXIV съезда Ком мунистической партии, коллектив производственного рефрижератора «Феликс Кон* направляет свои усилия на уве личение выпуска пищевой про дукции, снижение трудовых и материальных затрат, на повы шение экономической эффек тивности производства. Судо вая партийная организация ко рабля постоянно держит в поле зрения коренные вопросы но вой системы планирования и экономического стимулирова ния, неустанно совершенству ет практику партийного руко водства производством, заботит ся о боеспособности коммунис тов, повышении авангардной роли, ведет систематическую воспитательную работу с моря ками. С первых дней перехода на новую систему хозяйствования партийная организация опреде лила конкретные задачи по ус пешному ее осуществлению. Был разработан и . утвержден перспективный план меропри ятий. Умело применяя все формы массово - политической рабо-. ты, коммунисты разъяснили морякам сущность экрномиче- ской реформы. В процессе эко номической учебы были изуче ны такие темы: «Хозрасчет и расширение хозяйственной са мостоятельности предприятий», «Хозяйственная реформа и эко номические проблемы предпри ятия», «Планирование цен и ре ализация продукции», «Фонды экономического чстимулирова ния и система планирования», «Вопросы финансового обслужи вания производства», «Об орга низаций труда в новых услови ях» и другое. В июле 1971 года была прове дена теоретическая. конферен ция на тему: «Пути повышения эффективности производства». Пути j повышения .эффек т и в н о ^ производства находят ся под постоянным контролем партийной организации., В атом году на партийных еобраниях рассматривались, например, во просы: ~ г- «Задачи коммунистов по мо билизации моряков на выполне ние государственного плана и принятых обязательств». «Об улучшении организации выработки пресервов и задачи коммунистов по обеспечению выпуска рыбопродукции высо кого качества». «О повышении производитель ности труда в свете решений XXIV съезда КПСС». «О мерах по выполнению по становления IV пленума Мур манского обкома КПСС». Заметно повысилась на ко рабле' роль производственных совещаний и рабочих собраний. Администрация выносит на их обсуждение важнейшие вопро сы жизни коллектива. Харак терно то, что собрания моряков созывались не только по иници- процентов. И в этом прямая за слуга коммуниста Осолодкина А. И., который отлично выпол нил поручение парторганиза ции В новых условиях хозяйство вания возросла роль социали стического соревнования, дви жения за коммунистический труд. Экономическая реформа усилила заинтересованность участников соревнования в по вышении результатов не толь ко своего труда, но и коллекти ва в целом. На корабле получило широ кое распространение соревнова ние между сменами, вахтами, а также между отдельными мо ряками. В обязательства мо ряков стали вноситься конкрет ные пункты: о росте производи тельности труда, о снижении рются за это высокое звание. Итоги соревнования подводят ся ежедневно, ежемесячно и ежерейсно по службам и в це лом по судну. Коллектив ПР «Феликс Кон», соревнуясь с мо ряками ПР «Алексей Хлобыс тов», добился лучших производ ственных показателей и вышел на первое место в парном соревновании. Администрация и обществен ные организации проявляют за боту о моральном поощрении моряков. Фамилии передовиков заносятся на судовую Доску по чета. За 6 месяцев 68 моряков получили благодарности, 10 че ловек награждены Почетными грамотами. Большую активность проявля ет группа НОТ, в которую вхо дят передовики производства, швартовки судов (автор ка тан-директор Климахин Г. позволило сократить время а ска кранцев в три раза. За п< вое полугодие разработано внедрено 24 рацпредложения. Коммунисты воспитывают всех членов экипажа чувст» бережливости, прививают ум* ние правильно использовать сь рье. Моряки активно участвуют смотре - конкурсе. Судовая пар тийная организация в 1971 год дважды обсуждала ход этог смотра. Оформлена наглядна агитация, призывающая эко номно и бережно относиться ценностям, постоянно улучшат организацию производства. Для исключения потерь Е время приемки с Промысловы судов сделан направляющи РОСТА г- t- ативе* сверху, но и снизу. Так, например, смена № 2 рыбмастера Лосевского В. Т. не выполняла суточных зада ний, в то время как две другие смены работали хорошо. На рабочем собрании смены были вскрыты недостатки, мешающие выполнению плана. Рыбмастеру Лосевскому В. Т. пришлось вы слушать много горьких слов. Выступающие говорили, что он мало заботится об. организации труда рыбообработчиков, под час халатно относится к своим обязанностям, забывая о том, что руководитель должен быть примером трудолюбия, дисцип лины и организованности. Были приняты срочные меры по устранению недостатков. Парторганизация решила вре менно закрепить за отстающей сменой старшего мастера ком муниста тов. Осолодкина А. И. После этого в отстающей смене дела пошли много лучше, и к концу рейса, хотя она и не за воевала .первенства в соревно вании, задания ее коллектив выполняв в среднем на 120 себестоимости продукций, об экономии м а т е р и а л ь н ы х средств. Индивидуальные обя зательства по досрочному вы полнению плана 1971 года и плана девятой пятилетки име ют 177 человек. Большое вни мание уделяется гласности со ревнования и обобщению опы та передовиков. На корабле развернулось пат риотическое движение под деви зом «Выполним пятилетку за 4,5 года». Передовики произ водства и ударники коммуни стического труда осуществляют шефство над отстающими моря ками, передают им свой опыт. Базовый комитет профсоюза управления «Севрыбхолод- флот», слушая вопрос о работе администрации и судового ко митета ПР «Феликс Кон» по организации парного и группо вого соревнования и культур ного отдыха моряков в море и в порту, отметил немало' поло жительных моментов. На ПР «Феликс Кон» работа ет 78 ударников коммунистиче ского труда и 157 человек бо рационализаторы и изобретате ли. Ее возглавляет член КПСС капитан-директор тов. Клима хин Г. А. На корабле по всем службам разработаны конкрет ные планы по внедрению науч ной организации труда. Большой размах приняло техническое пе ревооружение производства. Механизирована обработка рыбы при производстве филе, тушки. Модернизирована линия выработки пресервов. Передела но слиповое хозяйство, что да ло возможность быстро обраба тывать промысловые корабли. Умело направляется творче ская мысль изобретателей и ра ционализаторов на решение проблемных вопросов. Оборудо вание плавучих кранцев (авто ры — старший помощник капи тана Натхов В. А., боцман Заха ров 3. Г.) позволило экономнее расходовать стальной трос, уменьшить время на их подъем, повысить безопасность трУда. Увеличился срок использования межкранцевых вставок, исклю чены случаи обрыва кранцев. Оборудование • бортов для передвижной лоток. По нем; рыба из стампы направляете в бункер, минуя палубу. Пр. этом варианте рассылание рьт бы по палубе исключается. Пр; работе в районе тропиков нгп удалось добиться длительног хранения рыбы-сырца для пи щевых целей. С этой целью nt ред заливкой рыбы в бункер) охлаждаем воду до гемперат^ ры +5® и заливаем ее в ка» дый бункер по 3—4 стамш Срок хранения рыбы на пищ» вые цели увеличивается до 1 часов. Проектом не предусмотрен охлаждение бункёров на овелг тердечной палубе. Это мож< привести к тому, что в бунке' заполненный рыбой, попадет с<. ляр, мазут, так как рядом Н£ ходится станция снабжени топливом. Во избежание подо€ ного у всех бункеров сделан; более высокие бортики, что г.* рантирует сохранность рыбы. В целях экономии рыбы пр выпуске консервов йзготоВле взамен существующего, пол; ВЕСЬ РЕЙС (Окончание. Нач. на l-U cxpJ 1 шшттптттпттпттттттптм 1 т 1 ттт 1 тттттттшшшш 1 ШпНт 11 тт 1 мтнтттпттгй 1 мт поверхности. Это преимущество надо использовать пр работ? на больших глубинах,- « также между.скал. . Одно время, после выхода из строя прибора ИГЕА мы промышляли без него. Горизонт хода трдла рассч, тывали математически, по формуле: Н-0,95 ( С, Со*об ■; *•••■’ * ^ * еде: 0,93 — коэффициент прогиба ваеров, Lj, La дл|> ны ваеров и кабелей в метрах, а угол наклона saepoi . Горизонт хода трала определяли таким образов Матрос по указанию штурмана замерял угол наклон ваеров при помощи угломере и-докладывал на мости. Вахтенный штурман по расчетной таблице определи глубину хода трала и оборотами главного двигателя ре гулировал ее. Ошибка обычно составляла ±30—50 мет ров. Этот метод полезен при работе с прибором. «Фу руно», который горизонт хода трала относительно пс верхности не показывает. Разноглубинный промысел макруруса, можно ск<‘ зать, мы освоили в совершенстве. Подъемы имели с 10 и больше тонн. Однажды подняли даже 60 тон' Одним словом, рыбофабрика не испытывала недостетн в сырье. И если были дни, когда выпуск готовой прс дукции не превышал плановое задание, то только пота му, что много времени тратили на ремонт кабеля ИГЕ? Он выходил из строя в месте соединения его с прибс ром. Со временем судовые специалисты нашли весьм оригинальный и надежный способ крепления. Конечно, успешно работать в районе Баффиново Земли без тесного контакта со всеми экипажами, н ходящимися здесь, было бы невозможно. Взять хо- бы такой пример. К приходу сюда мы совсем ниче'\ не знали о здешней обстановке. И в первую очере, обратились к капитанам БМРТ-376, 377, 421. Они^гасск залй обо всем, чем располагали сами. О на:амин *вч ний, на какие глубины можно выходить — «в лопаюп куУтыли и о многом другом. Потом уже и наши специалисты давали свои консул тации. Старший мастер по добыче пересаживался » другие суда, помогал советом, вооружал трапы, кек з •было на БМРТ «Параллакс» тралового флота. Обмен! вались мы опытом по определению глубины погруж» ния трала без прибора, особенностям района и по ины вопросам. Наш старший помощник капитана тов. Бар; нов уже в море возглавил коллектив БМРТ-440, ког* с него ушел в порт прежний командир. И последнее, о чем мне хочется сказать. Район пр» мысла макруруса у Баффиновой Земли богатый, ь до конца не исследован. Рыба есть, думается, не тол 1 ко в тех квадратах, где мы работали, а на значительн большей площади. И надо смелее его обживать. Дл пелагического лова здесь есть где размахнуться. В. ДЕМЯНЕНКС капитан-директор БМРТ-448 «Хороа Непосредственно при спуске трала мы особое вни мание обращали на то, чтобы кабель прибора ИГЕК не запутывался на верхней подборе или же в кабелях. При ветре свыше 4 баллов спуск трала производили на ве^ тер или же по ветру. А когда каоели брали на ролики, ■ г разворачивались на любой курс. Постановку орудий лова производили обычным спо собом. На малом ходу выбрасывали мешок за борт и .травили весь трал до кабелей. Выбросив трал, быстро заводили кабель прибора на канифас-блок, подвешен ный на переходном траповом мостике, подбирали его слабину и начинали траеить кабели, приподняв верхние кабели джильсонами на 2 метра во избежание попада - 4 ния их под груза. Трал держали строго по корме. Когда груза начинали входить в воду, увеличивали обороты на 4—5 секунд с расчетом, чтобы струей воды разбить крылья по сторонам. Затем — отдавали джильсоны. При таком маневре верхняя подбора принимает под ковообразный вид и кабель прибора идет по середине лодковы. Кабели травили на первой скорости, давая периоди чески слабину. Взяв их на ролики, подсоединяли доски 'ц на прямом курсе по команде травили их в воду. Вае- ра травили медленно, так как на большой скорости ле бедка ИГЕК не успевает разматывать кабель. Когда его выходило более 900 метров, травили на второй скоро* сти. При взятии на стопор ход не сбавляли, а после — уменьшали до малого, чтобы посадить трал на задан ную глубину. Количество ваеров давали в зависимости от курса траления и сиЛы ветра. При тралении по вет ру и по течению они были на 50—100 метров длиннее. Длина ваеров зависит также от глубины хода трала. У нас составлена, специальная таблица этой зависимо сти. Имея их под рукой, судоводители всегда знали, сколько в каких случаях травить. Так, при горизонте хода трала 500—600, 600—700, 700—800, 800— 900, 900—1000 надо соответственно давать , 1200, 1400, 1600, 1700, 1800 метров, ваеров. За неимением необхо димой длины кабеля ИГЕК при горизонтах хода трала t1250 метров давали 1750 метров вееров. Результаты имели неплохие. В зависимости от количества ваеров на больших глу бинах скорость траления держали от 2 до 3 узлов. Надо отметить, что лучше всего количество ваеров дер жать постоянно, а горизонт хода трала регулировать . (уменьшая или увеличивая) оборотами гребного вин та. Когда мощность главной машины недостаточна для быстрого подъема трала, мы достигали этого с помо щью траловой лебедки, которую держали в готовности (в положении «вира») и лебедки ИГЕК в автоматиче ском положении, обычно в третьем. Безаварийная робота пелагическими тралами воз можна только при условии немедленного и беспрекос ловного исполнения команд вахтенного штурмана де журными у траловой лебедки и лебедки ИГЕК. Такого взаимодействия мы добились. Разноглубинный лов имеет свою специфику. Она состоит не только в том, чтобы найти косяк, точно вый ти на него, быстро спустить орудия лова. Нужен еще некоторый теоретический расчет: знать запаздывание хода трала относительно судна, то есть разницу во вре мени, через сколько минут трал выйдет на косяк, кото рый фиксируется прибором под килем траулера. Запаз дывание определяется по несложной формуле, где входными данными — длина ваеров, кабелей в метрах, расстояние от поверхности до горизонта хода трала, ско рость траления в узлах и два . коэффициента: один 30,9 — переводной и эмпирический коэффициент про гиба ваеров — 0,93. Формула имеет вид: т зап - ± 5 0,2 v Вычисленную таблицу мы держали непосредственно у прибора. Зная запаздывания, штурман делал отметку на самописце и постоянно был в курсе, где находится трал относительно косяка. Когда были хорошие ориен тиры (скалы, другие неровности грунта), запаздывания проверяли по времени их подхода к тралу. Очень важно для точного удержания горизонта хо да трала достичь того, чтобы число оборотов пера при боров «Палтус-М» и «Кальмар» (мы ими пользовались), были одинаковы. В этом случае они показывали одина ковую глубину, что очень важно, ибо ошибки в показа ниях не позволяют вывести трал на горизонт косяка. Еще одно важное условие. При тралении вибратор излучает импульсы как вниз, так и вверх. Получается двойное отражение. Часто можно наблюдать такую кар тину. Косяк фиксируется под тралом. При опускании трала он отмечается еще ниже. Это значит, что фон проходит не над косяком, а под ним. В таких случаях трал нужно поднимать вверх. Когда самописец фикси рует заход рыбы в трал, режим работы выдерживали. Вся ценность прибора ИГЕК в том, что он показы вает горизонт хода трала не только от грунта, но и от
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz