Рыбный Мурман. 1971 г. Ноябрь.

ПРОЛЕТАРИЙ ВСЕХ СТРАН. СОЕДИНЯЙТЕСЬ? Год издания 19-й СРЕДА, 17 НОЯБРЯ 1971 г. № 136 (2516) ОРГАН ГЛАВКА «СЕВРЫВА» В ПАРТКОМОВ ТРАЛОВОГО И СЕЛЬДЯНОГО ФЛОТОВ В соревновании за досроч­ ное выполнение плана пер­ вого года пятилетки экипаж траулера «Север» добился успеха. 12 ноября оправились- с планом 1971 года по добы­ че рыбы и заготовке полу* фабриката. Обязательство выполнено досрочно на во­ семнадцать дней. По нримеру рыбаков «Зга- рыбы» соревнуемся за мак­ симальный выло» рыбы в В персом r a w пятилетке экипаж ВИРТ «Мир» дэбияея w «еямык успехе*. U * выработан» продукция почте в г раза ведь» иге план*. Это в ere честь поднят алыft стяг перед ДМО. четвертом квартале. До кон­ ца года обеснечиж добычу 5000 центнеров рыбы. Каштан ВОДОЯ^ЕШСО, первый пояощвш ПОГО­ ДИН, предсудаюи» ВАДА- Н в Я . « • * Соревнуясь за досрочное выполнение плана первого года пятилетки, эннпаж РТЛ «Рыбак» 31 октября спра­ вился с заданием года но до­ быче рыбы. Включившись- в социалистическое соревнова­ ние за максимальный выло* в четвертом квартале, фы успешно справляемся с вы­ полнением суточных зада* ний. За первую декаду нояб­ ря добыто 6400 центнеров рыбы. Сейчас на счету моря­ ков 78006- центнеров вылов­ ленной рыбы при плане 70636. Капитан ГУБАРЕВ. РЫБАКИ СЕВЕРНОГО БАССЕЙНА! РАВНЯЙТЕСЬ '•1Х * НА ПЕРЕДОВИКОВ СОРЕВНОВАНИЯ! Ч ЕТЫРЕ месяца оодряд лидирует ■ сельдяном флоте жипаж большого моро­ зильного траулера «Торос», которым командует молодой капитан Виталий Дмит­ риевич Демяненко. Успех этот неслучаен. Моряки «Тороса» ■ совершенстве овладели мастерством разноглубинного промысла, о чем свидетельствуют результаты их минувшего четырехмесячного плавания. Оми, пожалуй, единственные, кто в районе Баффиновой Земли с первого до последнего дня облавливали в пелагиале макруруса. За рейс коллектив добыл 33029 центнеров этой рыбы, выработав из нее 12260 центнеров мороженой рыбной продукции 249 тони тушки, 27 тонн филе. Кроме того, консервные мастера изготовили 53900 банок консервов из печени макруруса, не уступак>|цие по своим вкусовым качествам консервам из тресковой печени. В об­ щей сложности продукции выпущено на миллион 385 тысяч рублей. ВЕСЬ РЕЙС В СПОМИНАЕТСЯ первый день промысла у Баффи­ новой Земли. До нас там уже работала группа судов Северного бассейна, балтийцев, моряки успели ознакомиться с условиями лова в этом районе. Они здесь весьма неблагоприятные. Для траления дон­ ным тралом мало удобных мест, пелагическим — мно­ гие не могли промышлять. И нам сказали: — Что вы тут будете делать? Не теряйте времени. Ко прибор давал хорошие показания: Уходить с боль­ шой рыбы, не проверив своих сил? Сразу поставили разноглубинный трал. Сделали траление, дру­ гое — впустую. Но уже при третьем — палубу завали­ ли макрурусом. И потом уже в течение всего четырех­ месячного плавания мы и в мыслях даже не допускали, чтобы отказаться от пелагического лова, хотя были ино­ гда и промахи.* Почему же другие экипажи отказывались от работы * этом районе? В первую очередь потому, что многие не выдерживали временных неудач, нервничали и, не доведя поиска до конца, покидали группу. Понять их не­ трудно. Двух-трехдневный пролов наверстывать нелег­ ко. А слабые знания особенностей района, поведения макруруса не позволяли выбрать правильную тактику. Особенности эти такие. Они выявлены на нашем собст­ венном опыте. Макрурус сильно реагирует на изменение погоды. Лучшая -промысловая обстановка наблюдалась при вет­ ре от западных и южных румбов и хуже — при север­ ных и северо-восточных. При ветре от западных и юж­ ных румбов рыба держится на свалах глубин и скал, от восточных и северных —- уходила на глубину, смеща­ лась к северу, концентрации ее были рассеянные. Нами также было замечено, что косяки макруруса вообще держатся с южной стороны скал. Плотные концентрации его наблюдались в июле, августе и в начале сентября. Начиная с середины это­ го месяца и по октябрь мощные косяки образовывались в отдельные периоды. В основном же макрурус дер­ жится рассеянно. Плотные стаи давали уловы до 40 тонн за сорокаминутное траление. Наилучший результат мы имели, когда вели трал по середине косяка или же ниже середины. И если же трал проходил по верхнему слою, то уловы были слабые. Записи макруруса наблюдали на разных горизонтах! 600—800, 800—1(Ю0, 1000—1300 метров одинаковой плот­ ности, но лучшие уловы брали на горизонтах хода трала (000—1200 метров. Естественно, мы и старались находить и облавливать глубоководные косяки. в большинстве случаев на горизонтах 600—800; мет-» ров стоил мелкий макрурус, который, как правило, дер­ Отличные производственные показатели, которых достиг экипаж «Тороса», ведя разноглубинный промысел фактически в новом районе, заслуживает всякого внимания* У него есть чему поучиться не только коллегам своего флота, но и тралового. Трал* флоговцы — пионеры пелагического лева в Северном бассейне; должны теперь пе« ренимать опыт в этом деле у своих младших товарищей. Начиная е сегодняшнего номера, «Рыбный Мурмак» предоставит свои страницы ведущим специалистам передового корабля «Мурмансельди». Они расскажут о своей тактике и технике работы с разноглубинным трапом, поделятся опытом производства тушки,филе из макруруса, организации соревнования, «оспуten других вопросов. Итак, первое слово капитан-директору БМРТ «Торос» Виталию Дмитриевичу Де« мяненко. Л ш с ъ ш л е Б М Р Т Т о в о ■=5 -<0 жался рассеянно, в виде муравой дорожки, вертикаль­ ным развитием в 100—150 метров. При таком характере записи мы поднимали до 10— 12 тонн за два часа хода с тралом. В основном экипаж «Тороса» промышлял в квадра­ тах 603/602, 602/602. Их по праву можно назвать тяже­ лыми по двум причинам. Во-первых, здесь сильное по­ стоянное течение на юг, которое усиливается и меняет свое направление на юго-восток или юго-запад в связи с действием приливо-отливного течения, особенно в пе­ риод сизигий. Это течение надо учитывать при выборе курсов тра­ ления. .Их лучше располагать против течения, а при силь­ ных ветрах — по ветру.. Можно рекомендовать кур­ сы: норд-зюйд, норд-вест/зюйд-ост. Наши судо­ водители для учета направления течения на каждый день выбирали время прилива и отлива на дополнитель­ ный пункт острова Баттон. Этой рекомендацией . не стоит пренебрегать. Во-вторых, в названных квадратах скальный рельеф дна. Как правило, хорошие концентрации держатся или между скалами, или же с их южной стороны. Чтобы их обловить, необходимы навыки вождения трала, знать возможности силовой установки судна и тяговые усилия траловой лебедки, запаздывание трала. Успех промыс­ ла зависит от того, как научатся судоводители рассчиты­ вать, какое необходимо время для поднятия трала на заданную глубину одной мощностью главного двигате­ ля, а также совместными усилиями главного двигателя и траловой лебедки. Для работы на скалах надо изучить поведение трала при различных режимах работы главно­ го двигателя, возможности силовой установки и трало­ вой лебедки. Без этого выходить на траление на скаль­ ном грунте не следует. Возможны потери орудий лова и прибора. Очередное траление мы начинали с поиска концент­ раций макруруса. Было замечено, что дублирование курса успеха не приносит, так как сильное течение бы­ стро сносит судно в процессе подъема трала и вы- ливки улова. Время, затрачиваемое на эту операцию, мы и использовали для разведки. Конечно, учитывали все особенности района и пове­ дения рыбы. О них я уже говорил. Иногда бывало до­ статочно отойти несколько в сторону от свала на боль­ шие глубины , и мы оказывались на нужных позициях. Стоит заметить, никогда не бросали трал на плохих кон­ центрациях. Иногда приходилось тратить сутки и более, но обнаруженные плотные косяки с лихвой покрывали пролов за эти дни, При выходе на косяк рассчитывали нужное время на постановку трала до заданного горизонта. Причем* учитывали все факторы: течение, ветер, натренирован* иость палубной команды. Как известно, при глубоко* водном промысле много времени уходит на постанов* ку и подъем орудий лова. Мы выходили на рыбу с та* ким расчетом, чтобы выполнить суточное задание при трех-четырех тралениях. Макрурус — малоподвижная рыба. Следовательнос особое внимание наши судоводители обращали на олре« деление места судна любыми способами, использова* ли информацию других промысловых судов, стреми* лись точнее вести счисление. В течение рейса в основном мы работали тралом чертежа 7t31. Вооружали его таким образом. На верх* ней подборе — металлические 200 -миллиметровые кухч тыли, 160 штук в блоках по В кухтылей. Распределяли их так: в начале крыльев — по 4 блоке* вплотную друг к другу, в конусах — три блока) по центру — 6 блоков также вплотную. Под вибратором в центре подборы вырезали окно, укрепляли обвязкой. Нижняя подбора- загружалась отрезками цепей об* щим весом 50 килограммов: в начале крыльев по 15* на конусах крыльев по 5, по центру гужа — 10 кг. 900-килограммовые углубители крепили на шкентели длиной 1,5 метра в месте соединения голых концов с регулировочным концом. Верхний и нижний кабеля по 90 метров из стального троса диаметром 15,5 мм и 18 мм. Регулировочный стальной, конец диаметром 20 мм, длиной 9 метров. Мешок вооружали поперечными пожилинами иа капронового 80-миллиметрового троса длиной 5 мет« ров. Их ставили 7 штук. Три дележных стропа по 5,5 метра из 15,5 мм троса. Пожилины крепили через каж* дме два метра с удлинением по конической части меш* ка. По нижней пласти, а также на одной трети боко* вой плести пришивали фартук из дели, бывшей в упо* треблении. Как для трала чертежа 2131, так и для чертежа 2030# которым мы работали недолго, применяли доски пло­ щадью 6 квадратных метров. Лапки длиной 6 метров крепили за среднее отверстие доски, также и дуги. Цеп* ные дуги, длиной 1250 мм — за крайние отверстия от, кромки доски. Шкентель применяли 3-метровый. Дос* ки не утяжеляли. Чтобы их хорошо можно было рас* смотреть в ночное время, с внутренней стороны окра* сили в белый цвет. При таком вооружении досок раскрытие трала чер* тежа 2131 в зависимости от глубины и скорости трале* ния колебалось в пределах 35—45 метров. (Отсончаппе на 2-И стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz