Рыбный Мурман. 1971 г. Ноябрь.

учитель полт в НОРЕ П ОСЛЕ окончания Воронежского пединститута Раиса Гриндак ра­ ботала пионервожатой. Дело это ее увлекло. Требовалось быть органи­ затором, проявить инициативу, читать стихи, петь песни, знать игры, уметь всегда сохранять бодрость, энергию. Ребячьи заботы — стали ее заботами. Дети тянулись к ней. Раиса была их старшим товарищем, учила их много­ му и сама училась у них. Временами думала, я ведь историк, филолог, а занимаюсь не основным своим де­ лом. Только много позже она с благо­ дарностью судьбе будет вспоминать это время. Качества, выработанные тогда, окажутся необходимыми не только в работе вожатой. Но об этом речь пойдет позже. Потом она переехала в Литву. Пре­ подавала русский язык, литературу и историю в старших классах школы, которая называлась образцовой. В этой школе все новое, передовое в методике преподавания внедрялось в первую очередь, устраивались часто открытые уроки, преподаватели доби­ вались, чтобы ни в одном классе не было второгодников. Трудно было. Работа в такой школе требовала на­ пряжения всех сил. Вначале Гриндак, теперь уже Раиса Никифоровна, ду­ мала, что не выдержит такой нагруз­ ки, но, к ее счастью, директор шко­ лы Мария Михайловна Ляшенко, опытный педагог и воспитатель, при­ шла ей на помощь. С огромной теплотой вспоминает Раиса Никифоровна свою наставни­ цу и всегда во всем стремится рав­ няться на нее. Следующий этап — Мелитополь. Здесь Раиса Гриндак, кроме того, что преподает историю и литературу, становится воспитателем группы про­ дленного дня. - Так уж, видно, распорядилась жизнь. Раиса Никифоровна все вре­ мя в своей практической деятельно­ сти, вроде бы, поднималась со сту­ пеньки на ступеньку. Занятия с груп­ пой продленного дня обязывали ее не только преподносить программный материал всему классу, но уделять большое внимание индивидуальной работе с каждым учеником. А затем переезд в Мурманск. Ей сказали, что нужен специалист ее профиля в заочную школу моряков. Заочная школа? Моряки? Она зако­ лебалась. Но ей везет на хороших людей. Таким оказался и директор заочной школы Геннадий Иванович Малышев. Прежде всего он ее заве­ рил, что большинство моряков сейчас тянутся к знаниям. Конечно, к каж­ дому нужен подход, но на то она и педагог. В море, безусловно, труднее, чем на берегу, зато и успех там весо­ мее... Дружеский и откровенный разговор возымел свое действие. Недели через три Раиса Никифоровна уже отправ­ лялась в свой первый рейс на про­ изводственном рефрижераторе. «Рыб­ ный Мурман». Готовилась к занятиям тщательнее, чем когда-либо, волно­ валась изрядно, а попав на корабль, — растерялась. Вдруг поняла, что не знает, с чего начинать. Моряки по­ казались суровыми, замкнутыми, а некоторые, узнав, что она учитель, вслух высказывали скептические замечания насчет учебы в море. Первое время с ней вместе на бор­ ту находился еще один преподава­ тель — Николай Борисович Семяш- кин. На кораблях он не новичок, он- то и помог ей сориентироваться на первых порах. Раиса Никифоровна припомнила все, что ей приходилось делать в прошлом. И она сделала для себя ра­ достное открытие: пионервожатая, учитель образцовой школы, воспита­ тель группы продленного дня плюс преподаватель, влюбленный в свой предмет, — это и есть учитель заоч­ ной школы молодежи. На душе стало спокойнее, почувст­ вовала себя увереннее, лучше. Теперь она хорошо знала, все зависит только от нее самой. Нужно было находить тропинку к сердцу каждого учащегося, нужно было привлечь к себе этих, на первый взгляд, грубых, а на самом деле жизнерадостных романтиков и мечтателей. Посоветовалась с помполитом Ана­ толием Ивановичем Заикой. Что если устроить литературный вечер? Это по­ может лучше узнать людей, сблиг- зиться с ними. Помполит одобрил ее затею и оказал помощь. Правда, у Раисы Никифоровны еще не столь много было смелости, чтобы запросто привлечь к участию в вечере моряков-мужчин, но с мо­ рячками она уже к тому времени об­ щий язык нашла. Поручила несколь­ ким девушкам выучить наизусть по два-три стихотворения. В особенности охотно отозвалась на это фельдшер Валентина Любицкая. Она выучила стихи К. Симонова, С. Есенина, Э. Асадова. Вечер, даже сверх всех ожиданий, прошел бЧень удачно. Сразу стало ясно, что большинство моряков лю­ бят литературу. Раиса Никифоровна сделала обзорный доклад о советской поэзии, а девушки своими деклама­ циями иллюстрировали ее выступле­ ние. Когда закончился доклад, кто- то ее спросил, не знает ли она сти­ хотворения Симонова «Открытое письмо женщине из г. Вичуги». Она знала и тут же прочла. Потом чита­ ла других поэтов. К ее радости, среди ребят оказалось немало знающих стихи, они поднимались и читали, а один даже со своими стихами высту­ пил. Сразу создалась дружеская, теплая атмосфера. На второй день она уже беседовала с моряками запросто, как с давно знакомыми людьми. Выясни­ ла, у кого какое образование и хочет ли он повышать свои знания. И не откладывая, в тот же день приступи­ ла к занятиям. Литературный вечер явился тем ключом, который открыл ей многое в жизни тружеников моря. Она уви­ дела, что среди них немало эрудиро­ ванных, хорошо грамотных людей, но особые условия промысла накла­ дывают свой отпечаток. Она отлично поняла — учитель в море не может ждать, когда объявятся желающие учиться, она должна сама их нахо­ дить, терпеливо убеждать иных, что при желании это вполне достижимо. Порой нужно людей, не верящих в свои способности, научить собирать В единый кулак силу воли и преодо­ левать неверие. На «Рыбном Мурмане» она была не до конца рейса. В Мурманск возвра­ щалась на СРТ. Разразился большой шторм. И только тут Раиса Никифо­ ровна сполна познала ярость океа­ на. Ее даже немного укачало, хотя на большом судне она себя в любую по­ году чувствовала превосходно. И здесь, когда не на шутку разыгралась стихия, Раиса Никифоровна еще раз убедилась, что моряки люди отзывчи­ вые и душевные. Видя, что она стра­ дает от качки, матросы всеми силами старались облегчить ее состояние. Один принес лимоны, другой совето­ вал больше двигаться... В море она была впервые, а попав на берег, почувствовала себя как-то сиротливо. Странная эта штука — море. Человека оно испытывает, как само того желает. Но стоит только человеку из всех этих испытаний выйти победителем, как он уже всей душой прикипает к морю. Во второй рейс она шла на ПР «Сергей Василисин». Ступила на па­ лубу и моментально почувствовала себя в родной стихии. Уже не было излишней робости. Она оживленно беседовала, договаривалась с моряка­ ми. В первые же дни набралось 59 учащихся. На занятия с ними у нее уходило в день по 10—12 Часов. Люди-то учились в разных классах. Пришлось распределить их на груп­ пы по 5—10 человек. За день сильно уставала, но это не в счет. Радостное чувство не покидало ее ни на мину­ ту. У нее получалось. Люди росли прямо на глазах. Когда начинался ее рабочий день, когда кончался — она уже не знала. Выберется свободная минута, Раиса Никифоровна выходит на палубу подышать — любуется мо­ рем, небом, чайками. Кажется, вся занята созерцанием. А до слуха доно­ сятся чьи-то слова, и этот кто-то не­ верно сделал ударение в слове. Она сразу же встрепенулась, подходит к нему и просто, доверительно говорит: — Это слово надо вот так выгова­ ривать. И никто не обижается, а потом да­ же благодарят и даже сами спраши­ вают, как правильно произносить или писать то или иное слово. Иной раз моряки заспорят й не только о пра­ вилах русского языка, а по вопро­ сам рыболовства, экономики, полити­ ки и все равно ее зовут как арбит­ ра. И на этом корабле она повседневно чувствовала поддержку помполита Ивана Ивановича Татаринова, и это еще больше придавало ей энергии. Организовала вечер, посвященный творчеству Сергея Есенина, читала сама стихи и пела «Клен», провела, викторину, «Огонек», делала докла­ ды, выступала по радио. В конце рейса подвела итоги учебы. Многие удачно сдали зачеты, перешли в по­ следующие классы. Ни у кого не бы­ ло двоек. Разве это не счастье? Два года уже Раиса Никифоровна в заочной школе. Большую часть времени находится в море. Как и ее ученики, она сейчас смело может сказать о себе: в море — она дома, а на берегу — в гостях. Она не сетует на свою судьбу, хотя есть одно «больное» местечко. У ба­ бушки находится ее сын. О нем она помнит постоянно. К нему рвется в каждую стоянку. Но сын умница, не укоряет маму, а наоборот гордится ею. Он пишет ей трогательные пись­ ма, а недавно по радио прислал му­ зыкальный привет. Раиса Никифоровна связана с мо­ рем не только как учитель и органи­ затор матросского досуга, она полно­ стью входит в жизнь экипажа. Мож­ но увидеть, как она помогает в ра­ боте палубной команде, тралы ремон­ тирует, иной раз рыбу шкерит. Од­ ним словом-, полноправный и полно­ ценный член судового экипажа- Почти со всех судов, на которых работала Р. Н. Гриндак, школа полу­ чает теплые отзывы учащихся. Дву­ мя такими письмами мы и закончим наш рассказ о ней. Вот письмо от моряков ППР «Зеленоборск». «Мы от всей души благодарим ее за те знания, которые она нам дала. Несмотря на штормовую погоду, за­ нятия проводились регулярно. Поми­ мо учебы, Раиса Никифоровна помо­ гала нам организовать вечер художе­ ственной самодеятельности, провести вечер поэзии. Скоро мы закончим программу по ее предметам и Раиса Никифоровна перейдет на другой ко­ рабль, но мы все с глубоким уваже­ нием будем помнить нашу учитель­ ницу. Мы благодарны дирекции шко­ лы за то, что в море направляют та­ ких учителей». ____ А вот письмо с ППР «Павлово»: «Раиса Никифоровна очень \ инте­ ресно, живо и доступно объясняет ма­ териал. Мы многому у нее научи­ лись: культуре речи, правильному из­ ложению своих мыслей, написали много диктантов, изложений и сочи­ нений на различные темы. Она часто выступала перед членами ^жилажа с лекциями и беседами, принимала участие в радиогазете, мы из ее уст услышали лучшие стихи Асадова, Багрицкого, Есенина, Васильева. Она на нашем судне хорошо организовала работу общественных консультан­ тов...» Хороший человек живет среди нас. Мужественный, сердечный, отзывчи­ вый и заботливый. Сейчас она нахо­ дится на ПР «Алексей Хлобыстов». Большой ей удачи в ее благородном труде. Счастливого плавания! П. ВАСИН t КОЛЮЧИЕ СТРОКИ Строгий выговор не помог... Стрелки часов приближались к двадцати трем. Рабочие ча­ сто посматргаали то на часы, то наверх, откуда спускался строп за стропом. Наконец, раздался знакомый голос брига­ дира: — Шабаш, ребята, перекур! И сразу со всех четырех трюмов судна, один за другим, стали выбираться портовые грузчики. — Ну, что, орлы, в столо­ вую? — воскликнул один из них. — В столовую! — дружно ответили остальные. За стойкой буфета проворно сновала розовощекая буфетчи­ ца. — Рубль сорок! Следую­ щий... Кефира нет. молока то­ ке ... — Позвольте, — возмутил­ ся молодой человек, — ведь только что был кефир. — Был и весь вышел. Но посетитель все же спро­ сил: — А может быть, бутылочка найдется? — Нинка! — обратилась бу­ фетчица к группе стоявших не­ вдалеке работниц столовой. — Покажи этому парню, где ке­ фир. пусть принесет ящик. Юноша направился с «Нин­ кой» к двери кладовой. — Мне, пожалуйста, два ке­ фира, две ватрушки, две шань­ ги, две камбалы и лимонад. — попросил мужчина. — Два рубля десять копеек, — отчеканила буфетчица и пе­ ревела взгляд уже на следую­ щего покупателя. — Два рубля? — переспро­ сил мужчина. — Да, два и десять копеек. Мужчина отошел от буфета, сел за столик и стал уже вме­ сте со своими соседями п е р ­ ечитывать купленное, но, судя по их удивленным лицам, сум­ ма не сходилась. Тогда они уже вчетвером подошли к прилавку и попросили буфетчицу перечи­ тать стоимость покупки. Видя, что дело приняло плохой обо­ рот, она мило улыбнулась: — Ой, я, кажется, ошиблась. И возвратила мужчине 30 ко­ пеек. Но и после этого сумма не сходилась. Все это происходило на юж­ ных причалах в столовой № 3 рыбкоопа «Мурманжилстроя». Фамилия буфетчицы Шаповало­ ва. Оказывается, на нее уже не­ однократно поступали жалобы и все «по линии обсчета». Вот выписка из приказа от 20 октября: «За нарушение правил тор­ говли буфетчице Шаповаловой В. В. объявить строгий выговор и, если впредь- повторится то же нарушение (обсчет посети­ телей), то будут приняты стро­ гие меры». Кстати, в этой же столовой за подобные нарушения были уже привлечены к судебной от­ ветственности три работницы. Но ни печальная участь ее кол­ лег, ни строгий выговор в при­ казе не послужили для Шапо­ валовой должным уроком. В. ПЕДОСЮК, наш внештат­ ный корреспондент. «МАТРЕШКА» С СЮРПРИЗОМ УДМУРТСКАЯ - АССР. С конвейера Сарапульского ра­ диозавода начала сходить необычная продукция — де­ ревянные «Матрешки», в ко­ торые вмонтирован... миниа­ тюрный транзисторный ра­ диоприемник, позволяющий без помех прослушивать ра­ диопередачи в диапазонах длинных и средних волн. НА СНИМКЕ: секрет су­ венира. Фото Б. Корзина. 5= Редактор Е. В. МИХАЙЛОВСКИЙ. С ТУДИЯ ЗВУКОЗАПИСИ Мурманского радиотелецентр г произ­ водит запись «говорящих писем» к Новому году. 16, 17, 18 ноября приглашаются родные я близкие моряков тралового флота, находящихся на промысле, для записи новогод­ них поздравлений: на РТ-205 «Сокол», -207 «Север», -208 «Восток», -209 «Юг», -213 «Ставрида». на БМР.С-409 «Комета», -408 «Спутник», .414 «Тралфлот», -41Т «Всполох», -425 «Параллакс», -412 «Революция», -243 «Ашха­ бад», -402 «Гончаров», -404 «ОДкр». 20 ноября с 10 до 14 часов ндаглашадотся родные и близкие моря­ ков «Мурмансельди»: на СРТ-р-703, -704, -709, -724, -705, -711. Адрес студии- ДВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ ИМЕНИ С. М. КИРОВА ВХОД С УЛИЦЫ ПЕРОВСКОЙ. Часы работы: с 9 ДО 19, тел. 7-32-70. «Рыбный Мурман». Индекс 55654. Цена 1 экз. — 2 коп. Мурманская областная типография, г. Мурманск. , Зак. 6040. ПН-05450.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz