Рыбный Мурман. 1971 г. Ноябрь.

НА ВЕРНОМ ПУТИ НАПА Р НИКИ были признательны П ОСЛЕ ремонта ПРТ «Апатит» вышел в оче­ редной рейс в конце ию­ ня. Несмотря на короткий п*> реход в район промысла, эки­ паж успешно подготовил все механизмы, промвооружение к работе. А сделать надо было многое, так как судоремонтни­ ки оставили после себя недо- делки как на фабрике, так и а машинном отделении. Кста­ ти, это не первый случай, кор* да корабли выходят а плава* ние после длительного ремой* та, и машинным командам при­ ходится переделывать часть заводских работ. Естественно, такое обстоятельство не спо­ собствует успеху дела: экипа­ жи в первые дни й* справля­ ются с суточным ведением, а порой — и с рейсовым. Давно назрела нёобходи* мость посылать в море пред­ ставителей завода на время обкатки механизмов. Нам удалось почти безбо­ лезненно начать промысел. И в этом заслуга всех судовых служб: машинной команды, € честью справив­ шейся со свои­ ми обязанно­ стями, палубни­ ков, которыми руков о д и т старший ма­ стер по добыче коммунист Ивен Михайлович Ткаченко, ры­ бообработчиков- во главе е технологом Владимиром Алек­ сандровичем Рудь, штурман­ ского составе, потрудившегося отлично в течение всего четы­ рехмесячного рейса. большую роль в успехе эки­ паже сыграло парное соревно­ вание. Соревнуясь с коллекти­ вом ПРТ «Франс Галса, мы до­ бились высоких показателей — выработали 68.900 центнеров готовой продукции и заняли перво* место, выполнили взя­ тые повышенные обязательст­ ва в честь прошедшего празд­ ника Октября. , Комсомольске - молодёжный экипаж коммунистического труда ПРТ «Апатит» во главе с капитан-директором Б. И. Потапенко признателен напар­ никам по соревнованию за хо­ рошую совместную работу. С. БАБИЙ, наш внештатный корр. В КАНУН праздника Октября возвратился в порт траулер «Ар- гаг>. Экипаж, работал в рай­ оне Лофотенских островов в группе БМРТ, промышляв­ ших сайду. Несмотря на трудности, связанные с про­ мысловой обстановкой, рейс был успешным и полезным для работников .бассейна. Попытка поймать сайду пе­ лагическим тралом с судна бортового траления (каким является «Арга») оказалась удачной. За двое с половиной суток выловили ее 33 тон­ ны. Добились этого тралом яе чертежу № 2176, сконст­ руированным сотрудниками ЦПКТБ. Трал оснащался 100 кухтылями, 800 килограмма­ ми груза и кабелями длиной 90 метров. Вертикальное раскрытие этого трала со­ ставляет 15—17 метров,, а горизонтальное 18—19 мет­ ров. При длине ваеров в 200 метров и 80 оборотах в ми­ нуту гребного винта судно развивало скорость траления е этим тралом, вооруженным крыловидными досками, — 4,1 узла, а с досками М-68 — 3,8 узла. Для сравйенид отметим, что с тралом по чертежу JS6 1605-Т ж досками М-68 (доски Матросова — оваль­ ные, щелевые, площадью 4,5 кв. м) при тех же оборо­ тах и длине ваеров РТ-180 развивает скорость 4,3 узла. То есть, несмотря на большие размеры нового трала, ско­ рость траления с ним снизи­ лась незначительно. За двое с половиной суток (в остальное время рейса экипаж был занят другими работами) , сделано 9 трале­ ний продолжительностью от 2 до 7 часов, два нз-. которых были аварийными. Два тра­ ления принесли уловы по 5 тонн сайды (в полуфабрика­ те). а остальные меньше. CpQOODODDOnDOODODDOIHJOODOODCDD °в УэкипажейРТ| Ими' ршоглу-! №шны! трал о Как| цвввртжать трал1 iaoсхемеA.i Кок­ шарова. I аа о о а в □ г ^ооппопсоппапопоопп аспвпоппоо Следует отметать, что из четырех БМРТ, пытавшихся поймать сайду пелагически­ ми тралами, добиться этого удалось только экипажу БМРТ-456. Они из семи вы­ полненных тралений в четы­ рех имели уловы от 5 тонн н ниже. Экипаж БМРТ-42$ до- 'JUlISllSllllilISllllS9111IilIlBIllllllIH10llIllllllllllllS!tMBtlltlllll6 У д а р н ы й т р у д машиностроителей А О ОКТЯБРЯ у проходной сокая выработка характерны Кандалакшского механи- для повседневного труда Вла- ческого завода появи- димира Поташова. лась «Молния», В ней сообща- з а соседним станком работа­ лось, что коллектив машино- ет другой передовой токарь строителей на девять дней рань- Петр Мамонт. Он занимается об- п*е срока завершил выполнение работкой втулок к двигателям десятимесячного плана по реа- внутреннего сгорания. Производ- лизации продукции. С опереже- ство ВТуЛОк также специализи- нием графика идет выпуск то- ротано, выпуск их идет ста- варной продукции, возросла вин** . Петр Мамонт один из] производительность труда. ___ тех, по которым роняю тся ме- В успехе выполнения плана таллисты механического з а» д а . первого года девятой пятилетки в чесхь праздника велмсого значительный вклад коллектива _ _ ___ механосборочного цеха - само- Октября иавдалакшсиие маши- го крупного на предприятии, построители взяли , повышенные Большое значение здесь уде* сотчатттгтнче^кие^ обязательства ляется специализации работ — _ крупному фактору интенсифика- в успешном пре­ нии производства. Одним из соз- творении их в жизни активно дателей первой, & цехе специа- участвовали' Владиккр Поташов лизированнои линии по выпус- • ____ ку поршневых *иолец был Вла- м Мамонт, которых вы ви* дкмир Поташов, ныне ударник дитё' на этих снимках, коммунистического труда. Он и » та - - сейчас трудится на этом же уча- «Рота А. •Брыеова. стке. Точность в обработке, вы* г. Кандалакша. уми и их перспективность для к северу от 62-й параллели с промышленности Норвегии. целью сбора данных по геологии В рекомендациях Комитета этого района, без чего не пред­ указывалось, что необходимым ставляется возможным решать условием для обеспечения инте- вопрос об использовании конти- ресов Норвегии в использовании нентальною шельфа. Второе на- ее континентального .шельфа правление — проведение широ- является проведение самостоя- ких и всесторонних последова­ тельных исследовательских и ний с целью удовлетворения изыскательских работ, что толь- всех интересов науки и промыш- ко на основании результатов ленности и более полного изуче- Королевским декретом о т , 81, Комитет пе исследованию кон- ®тих работ могут быть созданы ния района. :кварк 1969 года установл&ны тиненталшого шельфа, ш кото- норвежские предприятия для в такие исследования долж- ранила проведения научных рый вошла ичдямр представите- освоения богатств этого района ды входить разведка мин ераль- юследованмй природных ресур- ли научных я промышленных я может быть выработана пра- дых ресурсов и самые различ­ ав континентального шельфа организаций. Задачей Комитета «ильная политика выдачи лицен- ные научные работы — геоло- .орвегии. Право выдачи лицен- являлась подготовка плана кс- на проведение работ на г-ические, геофизические, океа- ';й на проведение исследований следований норвежского конта- шельфе. нографические и биологические. >едоставлено министерству нентальвего шельфа к его ара- Комитет рекомендовал вести Важной частью программ всех ххмышленности. в 1969 году родных ресурсов, при этом ука- исследовательские работы в видов работ должно являться I выданы лицензии треф во©- зывалесь на значительный ин- двух направлениях. Первое из обучение и подготовка научно- ;жским, американской, запад- терес этих исследований для на- них — это обследование района го персонала, германской и английской на- ^ к шым организациям и государ- ■зенным учреждениям. Работы 'сводились при условии, что 1 зультаты исследований долж- л быть переданы министерству х»шшленности, которое полу- 1 ло также право направить >едставителей Норвегии для гастия в иностранных экопеди- 1 ях. Этим министерство!м раз­ матывается система меропри- гий для наиболее эффектиано- >использования Норвешей ре- /льтатов исследований и разве- ывательных работ на ее кон- жентальном шельфе. По предложению микистерст- ат промышленности был создан И С,С А Б Д О В А Н Н Е КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА НОРВЕГИИ бился успеха в одном трале­ нии. Первый наш успех обнаде­ живает и дает основание счи­ тать, что экипажи судов бор­ тового траления будут- иметь на своем вооружении пела­ гический трал. В рейсе частично была ис­ следована схема вооружения трала, которую у нас на Мур- мане называют дальневосточ­ ной. К. слову отмечу, что за­ долго до дальневосточников эта схема была опубликова­ на в книге «Промысловое де­ ло» Мурманского книжного издательства — в 1964 году, В книге рассказывалось, что такая схема была испытана французскими учеными в 1962 году. А еще точнее ав­ тором ее является наставник- тралмейстер тралового фло­ та тов. Коншаров А. А., кото­ рый предложил схему еще в 1954 году. По его проекту Мурманской эксперименталь­ ной базой были разработаны чертежи. Почему она не на­ шла тогда массового приме­ нения, теперь установить трудно. Но давайте, товари­ щи рыбаки, восстановим за­ слуги Северного бассейна в данном вопросе и отныне бу­ дем называть «дальневос­ точную» схему схемой Кок­ шарова А. А. До сих пор на различных судах различные конструкции тралов по схеме Кокшарова вооружались из расчета, что­ бы верхние кабели пример­ но были равны нижним ка­ белям совместно с переход­ ным концом и дополнитель­ ным ваером. Точно так же на РТ-180 мы вооружили трал по чертежу № 2176. Причем верхние кабели поставили длиной 126 метров, нижние кабели и дополнительные вае- ра по 60 метров и переход­ ные концы по 6 метров. Замеры параметров прибо­ рами с последующей графи­ ческой обработкой показали, что при буксировке трала в пелагиале центр его верх­ ней подборы отстает от цент­ ра нижней подборы на 16 метров. А при тралении в придонном варианте (когда доски, идут по грунту и ниж- •. ний- конец основного ваера находится в 10 метрах от грунта), это отставание рав­ но 6 метрам. Теперь, видимо, можно объяснить, почему некото­ рые экипажи, вооружив трал по схеме Кокшарова, не име­ ли успеха в добыче рыбы. Видимо, они допускали боль- ' шой перекос трала. Ита^, по проведенной ра­ боте можно заключить, что при работе тралом, воору­ женным по схеме Кокшарова, на время, траления следует несколько укорачивать верх* ний кабел)Ь. А на сколько? Этот вопрос требует допол­ нительных исследований кон­ кретно с каждой конструкци­ ей трала и особенно с различ­ ной длиной дополнительного ваера. Е. ЛЕБЕДЕВ, инженер ЦПКТБ. Г ФИЛЕ ВЫРАБАТЫВАЕТ МАШИНА Экспериментальная группа Калининградской базы тра­ лового флота изготовляет приспособления для выработки на БМРТ филе из рыб небольших размеров. Обезглавленная ры­ ба поступает по наклонному лотку-трубе к двум расположен­ ным параллельно дисковым ножам диаметром 350 мм. Фи- лейчики, срезанные с тушки, попадают с лотка на стол, на Котором укладываются в противни для замораживания, а кости и другие отходы отделяются специальным отбойником и поступают по транспортеру на утилизацию. При изготовлении приспособления слесарь В. И. Ефре­ мов, газоэлектросварщик М. И. Жемгулис, фрезеровщик Э. Ф. Зоуов и другие работники экспериментальной группы внесли ряд усовершенствований в конструкцию, в частности, ими изготовлен механизм для регулирования расстояния мёЖду ножами, что дает возможность обрабатывать рыбу разных видов и размеров. Приспособленке весьма компактно, безопасно в работе, значительно облегчает труд матросов-обработчиков. Испыта­ ния показали, что с помощью приспособления можно пере­ работать на филе до 55 рыб в минуту. В настоящее время такие приспособления установлены на 9 БМРТ («Казань», «Лермонтов», «Л. Толстой» и дру­ гих). По мере изготовления приспособления будут переда­ ваться на БМРТ, на которых отсутствуют фи-летировочные машины заводского изготовления. Б. ЗВЯГИН, инженер техотдела КЕТФ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz