Рыбный Мурман. 1971 г. Ноябрь.
НА ВЕРНОМ ПУТИ НАПА Р НИКИ были признательны П ОСЛЕ ремонта ПРТ «Апатит» вышел в оче редной рейс в конце ию ня. Несмотря на короткий п*> реход в район промысла, эки паж успешно подготовил все механизмы, промвооружение к работе. А сделать надо было многое, так как судоремонтни ки оставили после себя недо- делки как на фабрике, так и а машинном отделении. Кста ти, это не первый случай, кор* да корабли выходят а плава* ние после длительного ремой* та, и машинным командам при ходится переделывать часть заводских работ. Естественно, такое обстоятельство не спо собствует успеху дела: экипа жи в первые дни й* справля ются с суточным ведением, а порой — и с рейсовым. Давно назрела нёобходи* мость посылать в море пред ставителей завода на время обкатки механизмов. Нам удалось почти безбо лезненно начать промысел. И в этом заслуга всех судовых служб: машинной команды, € честью справив шейся со свои ми обязанно стями, палубни ков, которыми руков о д и т старший ма стер по добыче коммунист Ивен Михайлович Ткаченко, ры бообработчиков- во главе е технологом Владимиром Алек сандровичем Рудь, штурман ского составе, потрудившегося отлично в течение всего четы рехмесячного рейса. большую роль в успехе эки паже сыграло парное соревно вание. Соревнуясь с коллекти вом ПРТ «Франс Галса, мы до бились высоких показателей — выработали 68.900 центнеров готовой продукции и заняли перво* место, выполнили взя тые повышенные обязательст ва в честь прошедшего празд ника Октября. , Комсомольске - молодёжный экипаж коммунистического труда ПРТ «Апатит» во главе с капитан-директором Б. И. Потапенко признателен напар никам по соревнованию за хо рошую совместную работу. С. БАБИЙ, наш внештатный корр. В КАНУН праздника Октября возвратился в порт траулер «Ар- гаг>. Экипаж, работал в рай оне Лофотенских островов в группе БМРТ, промышляв ших сайду. Несмотря на трудности, связанные с про мысловой обстановкой, рейс был успешным и полезным для работников .бассейна. Попытка поймать сайду пе лагическим тралом с судна бортового траления (каким является «Арга») оказалась удачной. За двое с половиной суток выловили ее 33 тон ны. Добились этого тралом яе чертежу № 2176, сконст руированным сотрудниками ЦПКТБ. Трал оснащался 100 кухтылями, 800 килограмма ми груза и кабелями длиной 90 метров. Вертикальное раскрытие этого трала со ставляет 15—17 метров,, а горизонтальное 18—19 мет ров. При длине ваеров в 200 метров и 80 оборотах в ми нуту гребного винта судно развивало скорость траления е этим тралом, вооруженным крыловидными досками, — 4,1 узла, а с досками М-68 — 3,8 узла. Для сравйенид отметим, что с тралом по чертежу JS6 1605-Т ж досками М-68 (доски Матросова — оваль ные, щелевые, площадью 4,5 кв. м) при тех же оборо тах и длине ваеров РТ-180 развивает скорость 4,3 узла. То есть, несмотря на большие размеры нового трала, ско рость траления с ним снизи лась незначительно. За двое с половиной суток (в остальное время рейса экипаж был занят другими работами) , сделано 9 трале ний продолжительностью от 2 до 7 часов, два нз-. которых были аварийными. Два тра ления принесли уловы по 5 тонн сайды (в полуфабрика те). а остальные меньше. CpQOODODDOnDOODODDOIHJOODOODCDD °в УэкипажейРТ| Ими' ршоглу-! №шны! трал о Как| цвввртжать трал1 iaoсхемеA.i Кок шарова. I аа о о а в □ г ^ооппопсоппапопоопп аспвпоппоо Следует отметать, что из четырех БМРТ, пытавшихся поймать сайду пелагически ми тралами, добиться этого удалось только экипажу БМРТ-456. Они из семи вы полненных тралений в четы рех имели уловы от 5 тонн н ниже. Экипаж БМРТ-42$ до- 'JUlISllSllllilISllllS9111IilIlBIllllllIH10llIllllllllllllS!tMBtlltlllll6 У д а р н ы й т р у д машиностроителей А О ОКТЯБРЯ у проходной сокая выработка характерны Кандалакшского механи- для повседневного труда Вла- ческого завода появи- димира Поташова. лась «Молния», В ней сообща- з а соседним станком работа лось, что коллектив машино- ет другой передовой токарь строителей на девять дней рань- Петр Мамонт. Он занимается об- п*е срока завершил выполнение работкой втулок к двигателям десятимесячного плана по реа- внутреннего сгорания. Производ- лизации продукции. С опереже- ство ВТуЛОк также специализи- нием графика идет выпуск то- ротано, выпуск их идет ста- варной продукции, возросла вин** . Петр Мамонт один из] производительность труда. ___ тех, по которым роняю тся ме- В успехе выполнения плана таллисты механического з а» д а . первого года девятой пятилетки в чесхь праздника велмсого значительный вклад коллектива _ _ ___ механосборочного цеха - само- Октября иавдалакшсиие маши- го крупного на предприятии, построители взяли , повышенные Большое значение здесь уде* сотчатттгтнче^кие^ обязательства ляется специализации работ — _ крупному фактору интенсифика- в успешном пре нии производства. Одним из соз- творении их в жизни активно дателей первой, & цехе специа- участвовали' Владиккр Поташов лизированнои линии по выпус- • ____ ку поршневых *иолец был Вла- м Мамонт, которых вы ви* дкмир Поташов, ныне ударник дитё' на этих снимках, коммунистического труда. Он и » та - - сейчас трудится на этом же уча- «Рота А. •Брыеова. стке. Точность в обработке, вы* г. Кандалакша. уми и их перспективность для к северу от 62-й параллели с промышленности Норвегии. целью сбора данных по геологии В рекомендациях Комитета этого района, без чего не пред указывалось, что необходимым ставляется возможным решать условием для обеспечения инте- вопрос об использовании конти- ресов Норвегии в использовании нентальною шельфа. Второе на- ее континентального .шельфа правление — проведение широ- является проведение самостоя- ких и всесторонних последова тельных исследовательских и ний с целью удовлетворения изыскательских работ, что толь- всех интересов науки и промыш- ко на основании результатов ленности и более полного изуче- Королевским декретом о т , 81, Комитет пе исследованию кон- ®тих работ могут быть созданы ния района. :кварк 1969 года установл&ны тиненталшого шельфа, ш кото- норвежские предприятия для в такие исследования долж- ранила проведения научных рый вошла ичдямр представите- освоения богатств этого района ды входить разведка мин ераль- юследованмй природных ресур- ли научных я промышленных я может быть выработана пра- дых ресурсов и самые различ ав континентального шельфа организаций. Задачей Комитета «ильная политика выдачи лицен- ные научные работы — геоло- .орвегии. Право выдачи лицен- являлась подготовка плана кс- на проведение работ на г-ические, геофизические, океа- ';й на проведение исследований следований норвежского конта- шельфе. нографические и биологические. >едоставлено министерству нентальвего шельфа к его ара- Комитет рекомендовал вести Важной частью программ всех ххмышленности. в 1969 году родных ресурсов, при этом ука- исследовательские работы в видов работ должно являться I выданы лицензии треф во©- зывалесь на значительный ин- двух направлениях. Первое из обучение и подготовка научно- ;жским, американской, запад- терес этих исследований для на- них — это обследование района го персонала, германской и английской на- ^ к шым организациям и государ- ■зенным учреждениям. Работы 'сводились при условии, что 1 зультаты исследований долж- л быть переданы министерству х»шшленности, которое полу- 1 ло также право направить >едставителей Норвегии для гастия в иностранных экопеди- 1 ях. Этим министерство!м раз матывается система меропри- гий для наиболее эффектиано- >использования Норвешей ре- /льтатов исследований и разве- ывательных работ на ее кон- жентальном шельфе. По предложению микистерст- ат промышленности был создан И С,С А Б Д О В А Н Н Е КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА НОРВЕГИИ бился успеха в одном трале нии. Первый наш успех обнаде живает и дает основание счи тать, что экипажи судов бор тового траления будут- иметь на своем вооружении пела гический трал. В рейсе частично была ис следована схема вооружения трала, которую у нас на Мур- мане называют дальневосточ ной. К. слову отмечу, что за долго до дальневосточников эта схема была опубликова на в книге «Промысловое де ло» Мурманского книжного издательства — в 1964 году, В книге рассказывалось, что такая схема была испытана французскими учеными в 1962 году. А еще точнее ав тором ее является наставник- тралмейстер тралового фло та тов. Коншаров А. А., кото рый предложил схему еще в 1954 году. По его проекту Мурманской эксперименталь ной базой были разработаны чертежи. Почему она не на шла тогда массового приме нения, теперь установить трудно. Но давайте, товари щи рыбаки, восстановим за слуги Северного бассейна в данном вопросе и отныне бу дем называть «дальневос точную» схему схемой Кок шарова А. А. До сих пор на различных судах различные конструкции тралов по схеме Кокшарова вооружались из расчета, что бы верхние кабели пример но были равны нижним ка белям совместно с переход ным концом и дополнитель ным ваером. Точно так же на РТ-180 мы вооружили трал по чертежу № 2176. Причем верхние кабели поставили длиной 126 метров, нижние кабели и дополнительные вае- ра по 60 метров и переход ные концы по 6 метров. Замеры параметров прибо рами с последующей графи ческой обработкой показали, что при буксировке трала в пелагиале центр его верх ней подборы отстает от цент ра нижней подборы на 16 метров. А при тралении в придонном варианте (когда доски, идут по грунту и ниж- •. ний- конец основного ваера находится в 10 метрах от грунта), это отставание рав но 6 метрам. Теперь, видимо, можно объяснить, почему некото рые экипажи, вооружив трал по схеме Кокшарова, не име ли успеха в добыче рыбы. Видимо, они допускали боль- ' шой перекос трала. Ита^, по проведенной ра боте можно заключить, что при работе тралом, воору женным по схеме Кокшарова, на время, траления следует несколько укорачивать верх* ний кабел)Ь. А на сколько? Этот вопрос требует допол нительных исследований кон кретно с каждой конструкци ей трала и особенно с различ ной длиной дополнительного ваера. Е. ЛЕБЕДЕВ, инженер ЦПКТБ. Г ФИЛЕ ВЫРАБАТЫВАЕТ МАШИНА Экспериментальная группа Калининградской базы тра лового флота изготовляет приспособления для выработки на БМРТ филе из рыб небольших размеров. Обезглавленная ры ба поступает по наклонному лотку-трубе к двум расположен ным параллельно дисковым ножам диаметром 350 мм. Фи- лейчики, срезанные с тушки, попадают с лотка на стол, на Котором укладываются в противни для замораживания, а кости и другие отходы отделяются специальным отбойником и поступают по транспортеру на утилизацию. При изготовлении приспособления слесарь В. И. Ефре мов, газоэлектросварщик М. И. Жемгулис, фрезеровщик Э. Ф. Зоуов и другие работники экспериментальной группы внесли ряд усовершенствований в конструкцию, в частности, ими изготовлен механизм для регулирования расстояния мёЖду ножами, что дает возможность обрабатывать рыбу разных видов и размеров. Приспособленке весьма компактно, безопасно в работе, значительно облегчает труд матросов-обработчиков. Испыта ния показали, что с помощью приспособления можно пере работать на филе до 55 рыб в минуту. В настоящее время такие приспособления установлены на 9 БМРТ («Казань», «Лермонтов», «Л. Толстой» и дру гих). По мере изготовления приспособления будут переда ваться на БМРТ, на которых отсутствуют фи-летировочные машины заводского изготовления. Б. ЗВЯГИН, инженер техотдела КЕТФ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz