Рыбный Мурман. 1971 г. Ноябрь.

СОРЕВНОВАНИЯ Коллегия главка «Севры­ ба» совместно с обкомами профсоюза рабочих, пищевой промышленности Мурман­ ской и Архангельской обла­ стей и Карельской АССР, рассмотрев итоги соревнова­ ния рыболовецких колхозов йа третий квартал 1971 года, присудили: ВТОРУЮ ДЕНЕЖНУЮ ПРЕМИЮ Рыболовецкому колхозу «Волна» Мурманского ры- бакколхозсоюза (председа­ тель тов. Стрелков А. П.). Рыболовецкому колхозу «Освобождение» Архангель­ ского рыбакколхозсоюза (председатель тов. Котцов И. Д.). Экипажу СРТ-2004 рыбо* ловецкого колхоза «Освобож­ дение». Экипажу РС-5323 рыбо­ ловецкого колхоза «Сояна» Архангельского рыбаккол- {хозсоюза. ТРЕТЬИ ДЕНЕЖНЫЕ ПРЕМИИ Рыболовецкому колхозу «Приозерский» Карельской АССР (председатель Кан- ноев Е. Е.). Рыболовецкому колхозу нм. Ленина Ненецкого на­ ционального округа (предсе­ датель Дидятев Н. С.). Бригаде прибрежного ло­ ва «Чапомские новинки» кол­ хоза «Волна» (бригадир Нем­ чинов П. И.). Бригаде прибрежного ло­ ва «Устье Валдай» колхоза «Беломорский рыбак» (бри­ гадир тов. Кузнецов П. П.). 9 ! Год от года расширяются и крепнут произ­ водственные связи польских судостроителей и мурманских рыбаков. Яа снимке: БМРТ «Дружбап у причала Гданьской судоверфи. - Фото М. Ермашова, II - ОСНОВА — ПОИСК Экипажи средних траулеров Калининградской базы тралово­ го флота ищут и находят пути увеличения: добычи .рыбы, по­ вышения качества продукции, творчески используют опыт род­ ственных предприятий. Это под­ тверждает работа многих экипа­ жей в текущем году в Северном море, когда шло освоение тако­ го объекта лова, как сайда. Сред­ ние рыболовные траулеры 4411, 4178, 4221 и другие более чем на 130 процентов выполнили за­ дания по добыче рыбы и почти всю продукцию сдали первым сортом. Успехи в добыче рыбы часто: объясняют хорошо сложившей­ ся промысловой обстановкой. Флагман группы судов КБТФ, находившихся в Северном море am облове сайды, Александр Фе­ дорович Пухов утверждает, что в настоящее время хорошая про- аиысловая обстановка не прихо­ дит сама собой, ее необходимо создать. Для этого нужно изу­ чить районы предстоящего про­ мысла, хорошо ориентироваться « обстановке, проявлять опера­ тивность и решительность в пе­ редислокации судов в районы наилучших концентраций, не бо­ яться обоснованного риска. Первостепенное значение для успеха промысла имеет поиск, зависящий от грамотного ... ис- ’ «пользования всех поисковых приборов и аппаратуры, от их в 1 адежной работы. При поиске скоплений .рыбы очень трудно ориентироваться только по по­ казаниям эхолота, поэтому осо* бенно важно обеспечить надеж­ ную работу фишлупы, эхолота «кальмар» и умело использовать six показания. Ведя поиск, очень важно оп­ ределить наиболее удобные и эф­ фективные участки для лова. Опыт наших экипажей показал, что для этой цели более всего пригодны отдельные площадки с более ровным и свободным от задевов грунтом> Записи скопле­ ний рыбы на лейте самописца были в виде отдельных стаек у грунта, но часто сайда .подни­ малась н в толщу воды. С 22— 23 часов наблюдалась сплошная масса рыбы у грунта, но она дер­ жалась там короткое время, до 03—04 часов. Лучших уловов удавалось до­ биться при показаниях на лен­ те рекордера скоплений рыбы у грунта с отдельными стайками «ад этими скоплениями. Поиск скоплений сайды — трудоемкая и напряженная работа, однако без неё невозможно надеяться на успех. Время, затраченное на поиск, с лихвой возмещается значительными уловами. >После успешного поиска экипажи СРТ за 15—20 минут траления ,вы­ лавливали до 10 тонн: рыбы. Подготовка команды должна быть такой, чтобы моряки ус­ певали провести траление в тот короткий период, пока проходит обычно небольшой косяк рыбы. Опыт работы команд СРТ на промысле сайды также показал, что успехи малого флота могут быть достигнуты только в сов­ местной работе промысловиков с приемно - транспортными су­ дами. Расположение рефриже­ раторов непосредственно в районе лова позволило свести к минимуму потери промыслового времени и сдать всю рыбу в све­ жем виде, только первым сор­ том. Необходимость совместной работы мотивируется и тем, что приемно-транспортные суда слу­ жили для рыбаков удобными ориентирами. Это дало возмож­ ность вести короткие прицель­ ные траления. В специфических особениос- мали столько рыбы, что с тру­ дом справлялись с суточным за­ данием, так как работали с тра­ лом 24,7 м, вооруженным в ва­ рианте на облов пикши. Старший мастер добычи Ни­ колай Андрианович Гнедой — опытный добытчик и, даже не впервые попав в Северное море, не сразу смог настроить трал применительно к освоению про­ мысла сайды. За советом он об­ ратился к эстонским рыбакам, успешно промышлявшим даже на очень плохих грунтах и на значительных глубинах, где большая возможность задева трала. После многих попыток най­ ти оптимальный вариант осна­ стки, опираясь на опыт эстон­ ских рыбаков, старший Мастер Н. А. Гнедой и его помощшш мастер добычи А. М. Галкин расстоянии одного метра от центра установили только гу- жик, через два метра от гужика четыре звена цепи, через 2,5 м — 4 звена, далее через 3 м — 4 звена и наконец через каж­ дые три метра два 'р а з а по 5 звеньев якорь-цепи. Во избежание соприкоснове­ ния грунтропа с грунтом по его КАЛИНИНГРАДСКОЙ базы тралового ФЛОТА НА ПРОМЫСЛЕ САЙДЫ тях промысла сайды* когда, команда должна быть особенно дружной и дорога каждая мину­ та» нак никогда большую роль в обеспечении успеха играет авто­ ритет капитана. - Капитан СРТ-4411 А. Ф. Пу­ хов —- умелый руководитель, и организатор, примерный про­ мысловик. Он умеет убедить каждою члена экипажа, что от него лично,- от его4 трудового вклада в дело всего коллектива зависит общий успех. Александр Федорович оказывает необходи­ мую помощь подчиненным, он не считает .зазорным выйти с под- вахтой на шкерку рыбы или на ремонт трала и делает это с осо­ бой увлеченностью. ВЫБОР ОРУДИЯ ЛОВА У среднего рыболовного трау­ лера 4411 «Вознесенск» нет ни­ каких преимуществ перед други­ ми судами такого типа. Мощ­ ность главного двигателя — 300 л. с. На вооружение был взят тот же трал 24,7 метра, ре­ комендованный отделом добычи базы. И тем не менее его эки­ паж (вместе.с ним.—: команды СРТ-4178, 4221} достигли са­ мых лучших результатов. Правда, в первые дни и у них дело не пошло, на борт подни- выяскшш, что трал работает хорошо, почти без зацепов за грунт при следующей оснастке: верхняя подбора оснащается полисгироловыми кухтылями диаметром 200 мм, в количе­ стве 58 штук. Распределили кухтыли следующим образом: в центре по гужу 18 штук, на крыльях от центра через 50 см, по 10 кухтылей и далее через 60 см по 10 штук, из них по три .<нухтыля на концах кры- ЛЬ&В. *:: ■?. Настраивая нижнюю подбору трала, Н. А. Гнедой и А. М. Галкин придерживались тащи размеров: от центра гужа по сетной части - . 0,6 м, далее ко­ сынка — 3,9 м и по крылу 14 метров. ' При вооружении нижней под­ боры трала 'грунтропом ими был использован «мягкий» вариант. Грунтроп (22 мм геркулес) был разбит на пять секций: 3,6 м (центральная), секция 8 метров и 10,55 м. Центральная сек­ ция дважды оклетневывается 60-миллиметровым капроновым канатом, остальные секции бы­ ли оставлены голыми. Загрузили грунтроп из ра­ счета на' 13 точек. Централь­ ную. секцию под гужом загру­ зили цепью из пяти звеньев, на концам установили по одному 300-миллиметровому бобинцу, предварительно увеличив диа­ метр отверстия в них в целях устойчивой работы бобинца на больших глубинах. Творчески подошли мастера добычи СРТ-4411 и к настрой- не тралового мешка. В целях устойчивой работы трала ' и лучшей, его обтекаемости для постройки мешка от гайтяна была, использована 4-метровая двойная стандартная деяь — 35 мм и 8-миллиметровая оди­ нарная дель 10,7/18 — 10,7/24 — 35 мм. Цикловые части мешка ад дели 10,7/12 — 35 мм. Общая длина мешка соста­ вила 22 метра, топенанты были исключены. Длина голых кон­ цов как верхних, так и нижних —- 30,45 метра. Для регулирования нижней подборы между нижним голым концом и дополнительным го­ лым концом была установлена цепь длиной 5—6 звеньев. Удлинение заставляет нижнюю подбору приближаться к грун­ ту. Трал работает нормально, утверждают мастера, если зве­ нья регулировочной цепи слег­ ка зачищаются о грунт. Между дополнительными го­ лыми концами трала и кабеля­ ми была установлена амортиза­ ционная цепь длиною до 1,5 метра (9—15 звеньев цепи) в зависимости от толщины кабе­ лей. В случае провисания сет­ ной части трала мастера добычи «Вознесенска» рекомендуют про­ изводить перетяжку верхней подборы только по косынке, причем длина подборы от цент­ ра гужа до конца сетной части должна соответство­ вать 12,35 м, нижней подбо­ ры по косынке и крыльям с сохранением длины — 18,5 метра. Кабели изготовлялись из стального троса диаметром 18,5 мм, длиной по 70—80 метров. Траловые доски утяже­ лили до 450 кг. Для этого, на каждую из них прикрепили грузики из расчета 75 процен­ тов по килю тыльной его сторо­ ны й 25 процентов под дужка­ ми. Очень большую и важную роль играет оснастка трала, Вот почему на модернизацию й ремонт трала 24,7 м было за­ трачено немало промыслового времени, Трудно было бы Ни­ колаю Андриановичу Гнедому и его помощнику Александру Митрофановичу Галкину одним осуществить все эти работы — выручил дух товарищества и желание овладеть техникой ре­ монта орудий лова членами па­ лубной команды. В течение не­ дели все матросы этой номан- ды освоили процесс ремонта. • Экипаж СРТ-4411 делился своими знаниями и опытом и с другими ноллекпгвамн. Харак­ терен следующий пример. Эки­ паж СРТ-4476 долго не справ­ лялся с суточным заданием. По инициативе партийной организа­ ции на СРТ-4476 для обмена опытом был откомандирован старший мастер добычи Н. А. Гиедой. Разобравшись в причи­ нах неполадок, он помог уст­ ранить их и наладить работу по добыче рыбы на этом судне. Результат этой помощи благо­ творно сказался на дальней­ шей работе: СРТ-4476 начал выполнять суточные задания. (Окончание на 4 стр.). i l l l l l l l i i i l l l l l l l l l l l l l 1111111111! 1111Ш1Ш1ШШ1 1111

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz