Рыбный Мурман. 1971 г. Ноябрь.
СОРЕВНОВАНИЯ Коллегия главка «Севры ба» совместно с обкомами профсоюза рабочих, пищевой промышленности Мурман ской и Архангельской обла стей и Карельской АССР, рассмотрев итоги соревнова ния рыболовецких колхозов йа третий квартал 1971 года, присудили: ВТОРУЮ ДЕНЕЖНУЮ ПРЕМИЮ Рыболовецкому колхозу «Волна» Мурманского ры- бакколхозсоюза (председа тель тов. Стрелков А. П.). Рыболовецкому колхозу «Освобождение» Архангель ского рыбакколхозсоюза (председатель тов. Котцов И. Д.). Экипажу СРТ-2004 рыбо* ловецкого колхоза «Освобож дение». Экипажу РС-5323 рыбо ловецкого колхоза «Сояна» Архангельского рыбаккол- {хозсоюза. ТРЕТЬИ ДЕНЕЖНЫЕ ПРЕМИИ Рыболовецкому колхозу «Приозерский» Карельской АССР (председатель Кан- ноев Е. Е.). Рыболовецкому колхозу нм. Ленина Ненецкого на ционального округа (предсе датель Дидятев Н. С.). Бригаде прибрежного ло ва «Чапомские новинки» кол хоза «Волна» (бригадир Нем чинов П. И.). Бригаде прибрежного ло ва «Устье Валдай» колхоза «Беломорский рыбак» (бри гадир тов. Кузнецов П. П.). 9 ! Год от года расширяются и крепнут произ водственные связи польских судостроителей и мурманских рыбаков. Яа снимке: БМРТ «Дружбап у причала Гданьской судоверфи. - Фото М. Ермашова, II - ОСНОВА — ПОИСК Экипажи средних траулеров Калининградской базы тралово го флота ищут и находят пути увеличения: добычи .рыбы, по вышения качества продукции, творчески используют опыт род ственных предприятий. Это под тверждает работа многих экипа жей в текущем году в Северном море, когда шло освоение тако го объекта лова, как сайда. Сред ние рыболовные траулеры 4411, 4178, 4221 и другие более чем на 130 процентов выполнили за дания по добыче рыбы и почти всю продукцию сдали первым сортом. Успехи в добыче рыбы часто: объясняют хорошо сложившей ся промысловой обстановкой. Флагман группы судов КБТФ, находившихся в Северном море am облове сайды, Александр Фе дорович Пухов утверждает, что в настоящее время хорошая про- аиысловая обстановка не прихо дит сама собой, ее необходимо создать. Для этого нужно изу чить районы предстоящего про мысла, хорошо ориентироваться « обстановке, проявлять опера тивность и решительность в пе редислокации судов в районы наилучших концентраций, не бо яться обоснованного риска. Первостепенное значение для успеха промысла имеет поиск, зависящий от грамотного ... ис- ’ «пользования всех поисковых приборов и аппаратуры, от их в 1 адежной работы. При поиске скоплений .рыбы очень трудно ориентироваться только по по казаниям эхолота, поэтому осо* бенно важно обеспечить надеж ную работу фишлупы, эхолота «кальмар» и умело использовать six показания. Ведя поиск, очень важно оп ределить наиболее удобные и эф фективные участки для лова. Опыт наших экипажей показал, что для этой цели более всего пригодны отдельные площадки с более ровным и свободным от задевов грунтом> Записи скопле ний рыбы на лейте самописца были в виде отдельных стаек у грунта, но часто сайда .подни малась н в толщу воды. С 22— 23 часов наблюдалась сплошная масса рыбы у грунта, но она дер жалась там короткое время, до 03—04 часов. Лучших уловов удавалось до биться при показаниях на лен те рекордера скоплений рыбы у грунта с отдельными стайками «ад этими скоплениями. Поиск скоплений сайды — трудоемкая и напряженная работа, однако без неё невозможно надеяться на успех. Время, затраченное на поиск, с лихвой возмещается значительными уловами. >После успешного поиска экипажи СРТ за 15—20 минут траления ,вы лавливали до 10 тонн: рыбы. Подготовка команды должна быть такой, чтобы моряки ус певали провести траление в тот короткий период, пока проходит обычно небольшой косяк рыбы. Опыт работы команд СРТ на промысле сайды также показал, что успехи малого флота могут быть достигнуты только в сов местной работе промысловиков с приемно - транспортными су дами. Расположение рефриже раторов непосредственно в районе лова позволило свести к минимуму потери промыслового времени и сдать всю рыбу в све жем виде, только первым сор том. Необходимость совместной работы мотивируется и тем, что приемно-транспортные суда слу жили для рыбаков удобными ориентирами. Это дало возмож ность вести короткие прицель ные траления. В специфических особениос- мали столько рыбы, что с тру дом справлялись с суточным за данием, так как работали с тра лом 24,7 м, вооруженным в ва рианте на облов пикши. Старший мастер добычи Ни колай Андрианович Гнедой — опытный добытчик и, даже не впервые попав в Северное море, не сразу смог настроить трал применительно к освоению про мысла сайды. За советом он об ратился к эстонским рыбакам, успешно промышлявшим даже на очень плохих грунтах и на значительных глубинах, где большая возможность задева трала. После многих попыток най ти оптимальный вариант осна стки, опираясь на опыт эстон ских рыбаков, старший Мастер Н. А. Гнедой и его помощшш мастер добычи А. М. Галкин расстоянии одного метра от центра установили только гу- жик, через два метра от гужика четыре звена цепи, через 2,5 м — 4 звена, далее через 3 м — 4 звена и наконец через каж дые три метра два 'р а з а по 5 звеньев якорь-цепи. Во избежание соприкоснове ния грунтропа с грунтом по его КАЛИНИНГРАДСКОЙ базы тралового ФЛОТА НА ПРОМЫСЛЕ САЙДЫ тях промысла сайды* когда, команда должна быть особенно дружной и дорога каждая мину та» нак никогда большую роль в обеспечении успеха играет авто ритет капитана. - Капитан СРТ-4411 А. Ф. Пу хов —- умелый руководитель, и организатор, примерный про мысловик. Он умеет убедить каждою члена экипажа, что от него лично,- от его4 трудового вклада в дело всего коллектива зависит общий успех. Александр Федорович оказывает необходи мую помощь подчиненным, он не считает .зазорным выйти с под- вахтой на шкерку рыбы или на ремонт трала и делает это с осо бой увлеченностью. ВЫБОР ОРУДИЯ ЛОВА У среднего рыболовного трау лера 4411 «Вознесенск» нет ни каких преимуществ перед други ми судами такого типа. Мощ ность главного двигателя — 300 л. с. На вооружение был взят тот же трал 24,7 метра, ре комендованный отделом добычи базы. И тем не менее его эки паж (вместе.с ним.—: команды СРТ-4178, 4221} достигли са мых лучших результатов. Правда, в первые дни и у них дело не пошло, на борт подни- выяскшш, что трал работает хорошо, почти без зацепов за грунт при следующей оснастке: верхняя подбора оснащается полисгироловыми кухтылями диаметром 200 мм, в количе стве 58 штук. Распределили кухтыли следующим образом: в центре по гужу 18 штук, на крыльях от центра через 50 см, по 10 кухтылей и далее через 60 см по 10 штук, из них по три .<нухтыля на концах кры- ЛЬ&В. *:: ■?. Настраивая нижнюю подбору трала, Н. А. Гнедой и А. М. Галкин придерживались тащи размеров: от центра гужа по сетной части - . 0,6 м, далее ко сынка — 3,9 м и по крылу 14 метров. ' При вооружении нижней под боры трала 'грунтропом ими был использован «мягкий» вариант. Грунтроп (22 мм геркулес) был разбит на пять секций: 3,6 м (центральная), секция 8 метров и 10,55 м. Центральная сек ция дважды оклетневывается 60-миллиметровым капроновым канатом, остальные секции бы ли оставлены голыми. Загрузили грунтроп из ра счета на' 13 точек. Централь ную. секцию под гужом загру зили цепью из пяти звеньев, на концам установили по одному 300-миллиметровому бобинцу, предварительно увеличив диа метр отверстия в них в целях устойчивой работы бобинца на больших глубинах. Творчески подошли мастера добычи СРТ-4411 и к настрой- не тралового мешка. В целях устойчивой работы трала ' и лучшей, его обтекаемости для постройки мешка от гайтяна была, использована 4-метровая двойная стандартная деяь — 35 мм и 8-миллиметровая оди нарная дель 10,7/18 — 10,7/24 — 35 мм. Цикловые части мешка ад дели 10,7/12 — 35 мм. Общая длина мешка соста вила 22 метра, топенанты были исключены. Длина голых кон цов как верхних, так и нижних —- 30,45 метра. Для регулирования нижней подборы между нижним голым концом и дополнительным го лым концом была установлена цепь длиной 5—6 звеньев. Удлинение заставляет нижнюю подбору приближаться к грун ту. Трал работает нормально, утверждают мастера, если зве нья регулировочной цепи слег ка зачищаются о грунт. Между дополнительными го лыми концами трала и кабеля ми была установлена амортиза ционная цепь длиною до 1,5 метра (9—15 звеньев цепи) в зависимости от толщины кабе лей. В случае провисания сет ной части трала мастера добычи «Вознесенска» рекомендуют про изводить перетяжку верхней подборы только по косынке, причем длина подборы от цент ра гужа до конца сетной части должна соответство вать 12,35 м, нижней подбо ры по косынке и крыльям с сохранением длины — 18,5 метра. Кабели изготовлялись из стального троса диаметром 18,5 мм, длиной по 70—80 метров. Траловые доски утяже лили до 450 кг. Для этого, на каждую из них прикрепили грузики из расчета 75 процен тов по килю тыльной его сторо ны й 25 процентов под дужка ми. Очень большую и важную роль играет оснастка трала, Вот почему на модернизацию й ремонт трала 24,7 м было за трачено немало промыслового времени, Трудно было бы Ни колаю Андриановичу Гнедому и его помощнику Александру Митрофановичу Галкину одним осуществить все эти работы — выручил дух товарищества и желание овладеть техникой ре монта орудий лова членами па лубной команды. В течение не дели все матросы этой номан- ды освоили процесс ремонта. • Экипаж СРТ-4411 делился своими знаниями и опытом и с другими ноллекпгвамн. Харак терен следующий пример. Эки паж СРТ-4476 долго не справ лялся с суточным заданием. По инициативе партийной организа ции на СРТ-4476 для обмена опытом был откомандирован старший мастер добычи Н. А. Гиедой. Разобравшись в причи нах неполадок, он помог уст ранить их и наладить работу по добыче рыбы на этом судне. Результат этой помощи благо творно сказался на дальней шей работе: СРТ-4476 начал выполнять суточные задания. (Окончание на 4 стр.). i l l l l l l l i i i l l l l l l l l l l l l l 1111111111! 1111Ш1Ш1ШШ1 1111
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz