Рыбный Мурман. 1971 г. Май.
ГИГАНТ НА ИНГУРИ В сентябре 1921 г. на совеща нии Международного метеоро логического комитета в Лондо не начальник метеорологиче ской службы Франции Дель- камбр представил проект созда ния специальной международ ной метеорологической органи зации для Северной Атланти ки. Он исходил из необходимо сти всестороннего изучения ат мосферных процессов над океа ном для улучшения прогнозов погоды, а следовательно, и обес печения безопасности плавания в Северной Атлантике. Дель- камбр предложил установить в Северной Атлантике постоян ные корабли погоды, которые вели бы регулярные гидромете орологические наблюдения и передавали их по радио в ме теоцентры. ние производились в 00 и 12 ча сов гринвичского времени). «Каримар» был не толысо морской метеорологической станцией, но и центром сбора . сведений о погоде в централь ных районах Северной Атлан тики, которые передавались в эфир другими судами. Создан- • ная на «Каримаре» оперативная ! синоптическая группа давала прогнозы погоды для нужд мор ской навигации в соответствии с расписанием, установленный Международной метеорологиче ской организацией (ныне Все мирная метеорологическая орга низация — ВМО), а также об служивала трассы перелетов че рез Северную Атлантику, сооб щая экипажам самолетов пого ду и уточняя их местоположе ние. КОР АБ ЛИ ПО Г ОДЫ : ' • т" В СЕВЕРНОЙ АТЛАНТИКЕ - „у Ни на один час не затихает в эти дни гул работ на со оружении ■крупнейшего в Грузии энергетического комплекса на Ингури. На пусковом объекте — первой перепадной ГЭС основные монтажные операции завершены. Предстойт сделать совсем немногое, чтобы пришли в движение первые две турбины. Скоро воды Галъского моря приведут их в дей ствие, и на предприятия и стройки республики по проводам пойдуж первые тысячи киловатт-часов электроэнергии. НА СНИМКАХ: так выглядит сейчас- здание первой яе- репадной ГЭС на Ингури. 150 миллионов кубических метров воды вобрало в себя Галъскбе Море. •ч- Фото И. Чохонелидзе. (Фотохроника ТАСС). Однако европейские страны, испытавшие после первой миро вой войны большие экономи ческие трудности, не поддержа ли проект, И метеослужба Франции в 1921—1937 гг. пред принимала попытки самостоя тельно организовать сеть океан ских кораблей погоды. Сначала для этой цели ис пользовались корабли торгового флота. Оборудованные метеоро логическими приборами, они че рез шестичасовые промежутки времени проводили наблюдения по маршруту следования и пе редавали полученные данные береговым радиостанциям, ко торые в свою очередь направля ли их в Париж, где был орга низован специальный прием ный радиоцентр. В 1937 г. метеорологическая служба Франции уже имела постоянный корабль погоды «Каримар*. В точке с коорди натами 38° северной широты и 44° западной долготы этот ко рабль проводил метеорологиче ские, гидрологические и аэроло гические наблюдения (послед Всего «Каримар* совершил четыре, рейса. Пятый был прер ван второй мировой войной. Во время войны потребность в морской гидрометеорологиче ской информации резко возрос ла. В начале 1940 г. два кораб ля погоды в Северной Атланти ке установила Англия, но поч ти сразу же они были потопле ны немецкими подводными лод ками. И все же к июлю 1940 г. в Северной Атлантике было уже пять кораблей погоды, обеспе чивавших информацией все воз раставший объем перевозок во енных материалов. Теперь ко рабли погоды производили ме теорологические, аэрологические и океанографические наблюде-. ния, участвовали в спасатель ных операциях, вели наблюде ния за подводными лодками противника. Вооружение, имев шееся на кораблях погоды, по-, зволяло им в случае необходим мости участвовать в морских военных операциях. В 1944—1945 гг. число кораб лей погоды достигло рекордной цифры — их стало 21. Из них 16 i МУРМАНСКОЕ МОРЕХОДНОЕ УЧИЛИЩЕ ИМЕНИ И. И. МЕСЯЦЕВА ; •< ОБЪЯВЛЯЕТ ПРИЕМ С 1 ИЮНЯ ПО 31 ИЮЛЯ 1971 ГОДА 1. На обучение с отрывом от производства на первые курсы: а) Судоводительского отделения —• готовит техников-судо- водителей (штурманов дальнего плавания); срок обучения 4 го да 6 месяцев. •’ в) Судомеханического отделения — готовит техииков-меха- ннков дизелистов; срок обучении 4 года 3 месяца. ц) Отделения промыщленцфго «рыболовства — готовит тех- ннков-механиков по промысловым механизмам и орудиям лова; срок обучения 3 года 9 месяцев. . На перечисленные выше отделения принимаются лица, имеющие образование 8 классов средней школы. t ) Радиотехническое отделение — готовит радиотехников (судовая радиосвязь и электрораднонавнгация); принимаются лица, имеющие среднее образование, срок обучения 3 года 3 месяца. „ На судоводительское отделение в группу с ускоренным сроком обучения (2 года 6 месяцев) принимаются лица, имею щие восьмилетнее образование и плавательский стаж не менее 18 месяцев, по направлениям предприятий рыбной промыш ленности. - Училище готовит командный состав для флота рыбной про мышленности. Принятые в училище проживают в общежитиях училища н обеспечиваются стипендией, питанием, форменным обмундированием. • ". • Поступающие подвергаются вступительным экзаменам по русскому языку н литературе (диктант на базе 8 классов, со чинение на базе 10 классов) и математике (устно). Экзамены проводятся по программам, утвержденным Министерством выс шего н среднего образования СССР (в объеме 8 н 10 классов). Вступительные экзамены проводятся с 1 по 20 августа. Зачисление в курсанты с 21 по 25 августа. Желающие поступить в училище должны не позднее 31 ию ля 1971 г. подать заявление на имя начальника училища с ука занием избранной специальности. К заявлению прилагаются: 1. Подлинный (не копня )документ об образовании 8 клас сов (свидетельство) или 10 классов (аттестат) средней школы. 2. Медицинская справка по форме № 286. В справке долж ны быть полные данные о слухе (шепотная речь не менее 6 м), зргнии (на оба глаза только 1,0), цветоощущении (только нор мальное) с указанием пригодности к морской службе. 3. 5 фотокарточек (снимки без головного убора 3x4 см), 4. Характеристика с последнего места работы или учебы. 5. Выписка нз трудовой книжки для лиц, имеющих стаж фактической работы не менее 2-х лет, заверенная руководите лем предприятия, колхоза. „ . 6. По прибытии (только по вызову) поступающий предъяв ляет лично: свидетельство (для лиц призывного возраста), ли ца, достигшие 16 лет и не имеющие паспорта, в училище ее принимаются. • я Перед проведением вступительных экзаменов абитуриенты Проходят специальную медицинскую комиссию. Лица, не про шедшие комиссию, к экзаменам не допускаются. Преимущественным правом при зачислении в училище пользуются: 1. Имеющие стаж практической работы не менее 2-х лет по избранной в училище специальности. 2. Работники плавсостава флота рыбной промышленности. 3. Направленные в установленном порядке в училище пред приятиями, колхозами. 4. Уволенные с военной службы в запас. Без вступительных экзаменов принимаются: 1. Награжденные по окончании восьмнлетней школы по хвальной«грамотой или п b окончании школы медалью. 2. Офицеры и военнослужащие сверхсрочной службы, уво ленные в запас (в течение 2-х лет после увольнения). Выезд в училище только после получения письменного вы зова. Вызов не высылается, если не будут представлены все до кументы, перечисленные в условиях приема. На период сдачи экзаменов предоставляются общенснтие « постельные принадлежности. II. НА ОБУЧЕНИЕ БЕЗ ОТРЫВА ОТ ПРОИЗВОДСТВА А. На первые н третьи курсы заочного отделения по спе циальностям: а) морское судовождение; б) судовые силовые установки; в) судовая радиосвязь и электрораднонавнгация. г) эксплуатация судового электрооборудования. Вступительные экзамены на заочное отделение проводятсяг с 10 по 20 сентября 1971 года; с 1 по 10 октября 1971 года; с 10 по 20 ноября 1971 года; с 1 по 10 декабря 1971 года. Прием заявлений с 1 августа по 30 ноября 1971 года. Прием заявлений от работников плавсостава рыбопромыс лового флота в течение всего года. Вступительные экзамены по приходе судна в порт. Зачисление в состав учащихся с 16 по 25 Декабря 1971 года. Б. На первый и третнй курс вечернего отделения по спе циальности «Ремонт судов». Прием заявлений с 4 мая по 8 «в - густа. Вступительные экзамены с 15 по 25 августа. На заочное и вечернее отделения принимаются лица с обра зованием 8 и 10 классов средней школы. V Вступительные экзамены дли поступления в училище в дру гих учебных заведениях сдавать не разрешается. Адрес училища: Мурманск, Шмидта, 19, мореходное учили ще имени И. И. Месяцева, тел. 7-37-03, вечернее и заочное отделения 78-62-93, кораблей было американских,. Я 5 — английских. С окончанием войны для ко раблей погоды наступил пери од «безработицы». Часть ветера нов отправили в порты припис ки, и к февралю 1946 г. сеть состояла всего из шести кораб лей. В связи с этим Междуна родная организация граждан ской авиации решила созвать конференцию по кораблям по годы в Северной Атлантике. Такая конференция состоялась в сентябре 1946 г. в Лондоне. В ее работе активное участие принимала Международная ме теорологическая организация. Конференция выработала про грамму организации постоянной сети кораблей погоды в Север ной Атлантике. Предусматрива лось установить 13 постоянно действующих станций с расши ренной программой наблюде ний. Непрерывность наблюде ний должны были обеспечивать 28 кораблей (по два судна на каждую точку). В дальнейшем, однако, пришли к выводу, что достаточно использовать три судна' на две точки. Расходы на содержание та кой сети постоянных станций были распределены между ев ропейскими странами и страна-- яп* Североамериканского кон-* тинента пропорционально доле участия этих стран в перелетах по гражданским авиалиниям, пролегающим через Северную Атлантику. Примерно 69% рас-? ходов пришлось на Северную Америку и 31% — на страны' Западной Европы. Вскоре, однако, между стра нами, участвовавшими в орга низации сети кораблей погоды, возникли противоречия по во просам финансирования, и в мае 1949 г. была созвана вторая конференция по кораблям по годы в Северной Атлантике. Ее решением число кораблей пого ды было сокращено до десяти. Изменилось и местоположение некоторых из них в связи с тем, что появились новые маршру ты торговых судов, . В настоящее время постоян ные наблюдения в Северной Атлантике ведут девять кораб лей погоды. Данные, получае мые кораблями, используются многими метеорологическими центрами в оперативной про гностической работе. Работа сети кораблей погоды в Северной Атлантике показа ла. что стационарные наблюде ния в этом районе имеют бодь» шую научндо и практическую ценность, ^ п потому в апреле 1967 г. на своем V конгрессе ВМО предложила распростра нить полученный опыт на эк ваториальные районы и южное полушарие. В решении V конгресса ВМО подчеркивается, что создание глобальной сети кораблей пого ды с участием всех заинтересо ванных стран способствовало бы дальнейшему улучшению метеорологического обслужи вания всех отраслей хозяйства и вместе с тем позволило бы бо лее глубоко изучить сложные гидрометеорологические процес сы в масштабе земнок* шара. 1 Редактор В. В. МИХАЙЛОЕСКЙЯ. СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ-172 «Приз», РТ- 331 «Мурманчанин», ТР «В. Суриков», СРТ-4122. ЗАВТРА: РТ-326 «Медно- горек», РТ-154 «Ржев», БМРТ-242 «Свердловск», СРТ-14. «Рыбный Мурман». Индекс 55654. Цена 1 экз. — 2 коп. Мурманская областная типо графия, г. Мурманск. Зак. 2765. ПН-04409.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz