Рыбный Мурман. 1971 г. Май.

ГИГАНТ НА ИНГУРИ В сентябре 1921 г. на совеща­ нии Международного метеоро­ логического комитета в Лондо­ не начальник метеорологиче­ ской службы Франции Дель- камбр представил проект созда­ ния специальной международ­ ной метеорологической органи­ зации для Северной Атланти­ ки. Он исходил из необходимо­ сти всестороннего изучения ат­ мосферных процессов над океа­ ном для улучшения прогнозов погоды, а следовательно, и обес­ печения безопасности плавания в Северной Атлантике. Дель- камбр предложил установить в Северной Атлантике постоян­ ные корабли погоды, которые вели бы регулярные гидромете­ орологические наблюдения и передавали их по радио в ме­ теоцентры. ние производились в 00 и 12 ча­ сов гринвичского времени). «Каримар» был не толысо морской метеорологической станцией, но и центром сбора . сведений о погоде в централь­ ных районах Северной Атлан­ тики, которые передавались в эфир другими судами. Создан- • ная на «Каримаре» оперативная ! синоптическая группа давала прогнозы погоды для нужд мор­ ской навигации в соответствии с расписанием, установленный Международной метеорологиче­ ской организацией (ныне Все­ мирная метеорологическая орга­ низация — ВМО), а также об­ служивала трассы перелетов че­ рез Северную Атлантику, сооб­ щая экипажам самолетов пого­ ду и уточняя их местоположе­ ние. КОР АБ ЛИ ПО Г ОДЫ : ' • т" В СЕВЕРНОЙ АТЛАНТИКЕ - „у Ни на один час не затихает в эти дни гул работ на со­ оружении ■крупнейшего в Грузии энергетического комплекса на Ингури. На пусковом объекте — первой перепадной ГЭС основные монтажные операции завершены. Предстойт сделать совсем немногое, чтобы пришли в движение первые две турбины. Скоро воды Галъского моря приведут их в дей­ ствие, и на предприятия и стройки республики по проводам пойдуж первые тысячи киловатт-часов электроэнергии. НА СНИМКАХ: так выглядит сейчас- здание первой яе- репадной ГЭС на Ингури. 150 миллионов кубических метров воды вобрало в себя Галъскбе Море. •ч- Фото И. Чохонелидзе. (Фотохроника ТАСС). Однако европейские страны, испытавшие после первой миро­ вой войны большие экономи­ ческие трудности, не поддержа­ ли проект, И метеослужба Франции в 1921—1937 гг. пред­ принимала попытки самостоя­ тельно организовать сеть океан­ ских кораблей погоды. Сначала для этой цели ис­ пользовались корабли торгового флота. Оборудованные метеоро­ логическими приборами, они че­ рез шестичасовые промежутки времени проводили наблюдения по маршруту следования и пе­ редавали полученные данные береговым радиостанциям, ко­ торые в свою очередь направля­ ли их в Париж, где был орга­ низован специальный прием­ ный радиоцентр. В 1937 г. метеорологическая служба Франции уже имела постоянный корабль погоды «Каримар*. В точке с коорди­ натами 38° северной широты и 44° западной долготы этот ко­ рабль проводил метеорологиче­ ские, гидрологические и аэроло­ гические наблюдения (послед­ Всего «Каримар* совершил четыре, рейса. Пятый был прер­ ван второй мировой войной. Во время войны потребность в морской гидрометеорологиче­ ской информации резко возрос­ ла. В начале 1940 г. два кораб­ ля погоды в Северной Атланти­ ке установила Англия, но поч­ ти сразу же они были потопле­ ны немецкими подводными лод­ ками. И все же к июлю 1940 г. в Северной Атлантике было уже пять кораблей погоды, обеспе­ чивавших информацией все воз­ раставший объем перевозок во­ енных материалов. Теперь ко­ рабли погоды производили ме­ теорологические, аэрологические и океанографические наблюде-. ния, участвовали в спасатель­ ных операциях, вели наблюде­ ния за подводными лодками противника. Вооружение, имев­ шееся на кораблях погоды, по-, зволяло им в случае необходим мости участвовать в морских военных операциях. В 1944—1945 гг. число кораб­ лей погоды достигло рекордной цифры — их стало 21. Из них 16 i МУРМАНСКОЕ МОРЕХОДНОЕ УЧИЛИЩЕ ИМЕНИ И. И. МЕСЯЦЕВА ; •< ОБЪЯВЛЯЕТ ПРИЕМ С 1 ИЮНЯ ПО 31 ИЮЛЯ 1971 ГОДА 1. На обучение с отрывом от производства на первые курсы: а) Судоводительского отделения —• готовит техников-судо- водителей (штурманов дальнего плавания); срок обучения 4 го­ да 6 месяцев. •’ в) Судомеханического отделения — готовит техииков-меха- ннков дизелистов; срок обучении 4 года 3 месяца. ц) Отделения промыщленцфго «рыболовства — готовит тех- ннков-механиков по промысловым механизмам и орудиям лова; срок обучения 3 года 9 месяцев. . На перечисленные выше отделения принимаются лица, имеющие образование 8 классов средней школы. t ) Радиотехническое отделение — готовит радиотехников (судовая радиосвязь и электрораднонавнгация); принимаются лица, имеющие среднее образование, срок обучения 3 года 3 месяца. „ На судоводительское отделение в группу с ускоренным сроком обучения (2 года 6 месяцев) принимаются лица, имею­ щие восьмилетнее образование и плавательский стаж не менее 18 месяцев, по направлениям предприятий рыбной промыш­ ленности. - Училище готовит командный состав для флота рыбной про­ мышленности. Принятые в училище проживают в общежитиях училища н обеспечиваются стипендией, питанием, форменным обмундированием. • ". • Поступающие подвергаются вступительным экзаменам по русскому языку н литературе (диктант на базе 8 классов, со­ чинение на базе 10 классов) и математике (устно). Экзамены проводятся по программам, утвержденным Министерством выс­ шего н среднего образования СССР (в объеме 8 н 10 классов). Вступительные экзамены проводятся с 1 по 20 августа. Зачисление в курсанты с 21 по 25 августа. Желающие поступить в училище должны не позднее 31 ию­ ля 1971 г. подать заявление на имя начальника училища с ука­ занием избранной специальности. К заявлению прилагаются: 1. Подлинный (не копня )документ об образовании 8 клас­ сов (свидетельство) или 10 классов (аттестат) средней школы. 2. Медицинская справка по форме № 286. В справке долж­ ны быть полные данные о слухе (шепотная речь не менее 6 м), зргнии (на оба глаза только 1,0), цветоощущении (только нор­ мальное) с указанием пригодности к морской службе. 3. 5 фотокарточек (снимки без головного убора 3x4 см), 4. Характеристика с последнего места работы или учебы. 5. Выписка нз трудовой книжки для лиц, имеющих стаж фактической работы не менее 2-х лет, заверенная руководите­ лем предприятия, колхоза. „ . 6. По прибытии (только по вызову) поступающий предъяв­ ляет лично: свидетельство (для лиц призывного возраста), ли­ ца, достигшие 16 лет и не имеющие паспорта, в училище ее принимаются. • я Перед проведением вступительных экзаменов абитуриенты Проходят специальную медицинскую комиссию. Лица, не про­ шедшие комиссию, к экзаменам не допускаются. Преимущественным правом при зачислении в училище пользуются: 1. Имеющие стаж практической работы не менее 2-х лет по избранной в училище специальности. 2. Работники плавсостава флота рыбной промышленности. 3. Направленные в установленном порядке в училище пред­ приятиями, колхозами. 4. Уволенные с военной службы в запас. Без вступительных экзаменов принимаются: 1. Награжденные по окончании восьмнлетней школы по­ хвальной«грамотой или п b окончании школы медалью. 2. Офицеры и военнослужащие сверхсрочной службы, уво­ ленные в запас (в течение 2-х лет после увольнения). Выезд в училище только после получения письменного вы­ зова. Вызов не высылается, если не будут представлены все до­ кументы, перечисленные в условиях приема. На период сдачи экзаменов предоставляются общенснтие « постельные принадлежности. II. НА ОБУЧЕНИЕ БЕЗ ОТРЫВА ОТ ПРОИЗВОДСТВА А. На первые н третьи курсы заочного отделения по спе­ циальностям: а) морское судовождение; б) судовые силовые установки; в) судовая радиосвязь и электрораднонавнгация. г) эксплуатация судового электрооборудования. Вступительные экзамены на заочное отделение проводятсяг с 10 по 20 сентября 1971 года; с 1 по 10 октября 1971 года; с 10 по 20 ноября 1971 года; с 1 по 10 декабря 1971 года. Прием заявлений с 1 августа по 30 ноября 1971 года. Прием заявлений от работников плавсостава рыбопромыс­ лового флота в течение всего года. Вступительные экзамены по приходе судна в порт. Зачисление в состав учащихся с 16 по 25 Декабря 1971 года. Б. На первый и третнй курс вечернего отделения по спе­ циальности «Ремонт судов». Прием заявлений с 4 мая по 8 «в - густа. Вступительные экзамены с 15 по 25 августа. На заочное и вечернее отделения принимаются лица с обра­ зованием 8 и 10 классов средней школы. V Вступительные экзамены дли поступления в училище в дру­ гих учебных заведениях сдавать не разрешается. Адрес училища: Мурманск, Шмидта, 19, мореходное учили­ ще имени И. И. Месяцева, тел. 7-37-03, вечернее и заочное отделения 78-62-93, кораблей было американских,. Я 5 — английских. С окончанием войны для ко­ раблей погоды наступил пери­ од «безработицы». Часть ветера­ нов отправили в порты припис­ ки, и к февралю 1946 г. сеть состояла всего из шести кораб­ лей. В связи с этим Междуна­ родная организация граждан­ ской авиации решила созвать конференцию по кораблям по­ годы в Северной Атлантике. Такая конференция состоялась в сентябре 1946 г. в Лондоне. В ее работе активное участие принимала Международная ме­ теорологическая организация. Конференция выработала про­ грамму организации постоянной сети кораблей погоды в Север­ ной Атлантике. Предусматрива­ лось установить 13 постоянно действующих станций с расши­ ренной программой наблюде­ ний. Непрерывность наблюде­ ний должны были обеспечивать 28 кораблей (по два судна на каждую точку). В дальнейшем, однако, пришли к выводу, что достаточно использовать три судна' на две точки. Расходы на содержание та­ кой сети постоянных станций были распределены между ев­ ропейскими странами и страна-- яп* Североамериканского кон-* тинента пропорционально доле участия этих стран в перелетах по гражданским авиалиниям, пролегающим через Северную Атлантику. Примерно 69% рас-? ходов пришлось на Северную Америку и 31% — на страны' Западной Европы. Вскоре, однако, между стра­ нами, участвовавшими в орга­ низации сети кораблей погоды, возникли противоречия по во­ просам финансирования, и в мае 1949 г. была созвана вторая конференция по кораблям по­ годы в Северной Атлантике. Ее решением число кораблей пого­ ды было сокращено до десяти. Изменилось и местоположение некоторых из них в связи с тем, что появились новые маршру­ ты торговых судов, . В настоящее время постоян­ ные наблюдения в Северной Атлантике ведут девять кораб­ лей погоды. Данные, получае­ мые кораблями, используются многими метеорологическими центрами в оперативной про­ гностической работе. Работа сети кораблей погоды в Северной Атлантике показа­ ла. что стационарные наблюде­ ния в этом районе имеют бодь» шую научндо и практическую ценность, ^ п потому в апреле 1967 г. на своем V конгрессе ВМО предложила распростра­ нить полученный опыт на эк­ ваториальные районы и южное полушарие. В решении V конгресса ВМО подчеркивается, что создание глобальной сети кораблей пого­ ды с участием всех заинтересо­ ванных стран способствовало бы дальнейшему улучшению метеорологического обслужи­ вания всех отраслей хозяйства и вместе с тем позволило бы бо­ лее глубоко изучить сложные гидрометеорологические процес­ сы в масштабе земнок* шара. 1 Редактор В. В. МИХАЙЛОЕСКЙЯ. СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ-172 «Приз», РТ- 331 «Мурманчанин», ТР «В. Суриков», СРТ-4122. ЗАВТРА: РТ-326 «Медно- горек», РТ-154 «Ржев», БМРТ-242 «Свердловск», СРТ-14. «Рыбный Мурман». Индекс 55654. Цена 1 экз. — 2 коп. Мурманская областная типо­ графия, г. Мурманск. Зак. 2765. ПН-04409.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz