Рыбный Мурман. 1971 г. Май.

х о д и л и м ы в о л ъ д ы м НЕ очень хочется расска­ зать о А. И. Малыгине — капитане тралового флота, которого я знаю с детства. Особенно помнится день, ко­ гда Анатолия Ивановича прини­ мали в ряды Ленинского Союза молодежи, Это было в июне 1928 года, после возвращения • из экспедиции за гренланд­ ским тюленем на ледокольном пароходе «Георгий Седов» под командованием Владимира Ива- новича Воронина — впослед­ ствии знаменитого полярного капитана. Шло время, и в 1931 году мы опять вместе с ним ходили на . этом судне на зверобойный промысел. Во второй половине марта пришли в Мурманский торговый порт с полным гру­ зом зверя—около 40.000 штук (белек, хохлуша, лысун). Тюле­ ня сдали на плавбазу — парус­ ное судно «Альбатрос», кото­ рым командовал капитан-по­ мор Зосим Крюков. Перед ру­ ководством зверобойной экспе­ диции встал вопрос: кого оста­ вить уполномоченным (стар­ шим строгалем) по обработке этого ценного, в основном ме­ хового зверя». Наша партийная организация пришла к единому мнению —* поручить ответственное дело комсомольцу Анатолию Ивана* вичу Малыгину, Из всего коллектива он бъш самым молодым, ' ему 'тогда шел двадцатый год, в то же время Ьн являлся самым, стар­ шим по занимаемой должности» Посмотрите только на фото­ графию, и вы сможете себе представить, как было нелегко работать и руководить этими бородачами, потомственными рыбаками-зверобоями. А. И. Малыгин с честью справился с возложенной на него задачей. Задание было выполнено до* срочно, обработку произвели качественно. Прошло 10 лет. В те годы Анатолий Иванович плавал на ледокольных пароходах и зве­ робойных судах матросом-гар- пунером по добыче моржа, бе­ лого медведя, гренландского тюленя, морского зайца, нер­ пы. Одновременно Малыгин учился в Мурманском рыбо­ промышленном техникуме на судоводительских курсах. В первой половине февраля 1941 года из нашего колхоза «Освобождение» (село Койда Мезенского района Архангель­ ской области) были запрошены специалисты по добыче тюле­ ня. Запрос прислали из Мур­ манска. Колхоз командировал 8 человек. Трое из нас были гарпунерами: старший — Ма­ лыгин Андрей Евлампиевич, второй я — Потапкин Степан Семенович, и третий — Малы­ гин. Иван Григорьевич. При распределении по зве­ робойным судам нас направи­ ли на зверобойную ~ шхуну «Омуль», где капитаном был Анатолий Иванович Малыгин. Встреча была совершенно не­ ожиданной. За эти 10 лет, как мы расстались.с ним, как ви* дите, произошли большие из­ менения. На «Омуле» мы уходили на . зверобойный промысел во вто­ рой половине февраля от при­ чала № 6 Мурманского мор­ ского рыбного порта. Прово­ жали нас заместитель народно­ го комиссара рыбной промыш­ ленности СССР Николай Ефи­ мович Скорняков, начальник ; управления «Мурлов» Николай Иванович Студенецкий, на­ чальник зверобойного отдела Иван Никифорович Ульянов, главный капитан флота Кирилл Васильевич Максимов. Они да­ вали А. И. Малыгину всевоз­ можные наставления, указания, * потому что зверобойные суда типа «Омуль» строились на Мурманской судоверфи и шли во льды на промысел впервые. Фактически они были экспери­ ментальными. Льды мы встретили около маяка Городецкий. Ледовая обстановка в то время сложи- ‘ лась тяжелая, продвигались очень медленно. Когда мы находились на видимости ост­ рова Моржовец, нашу шхуну затерло льдами. Дул сильный норд-остовый ветер силой 8 —• 10 баллов, все суда несло к острову Сосковец. Носовая часть корпуса была выжата на лед полностью, и только кср- мовая оставалась в воде. Самый тяжелый момент на­ ступил, когда «Омуль» вместе со льдом прижало к припаю острова Сосновец. Льдины гро­ моздились друг на друга, соз­ давая громадные баррикады. В течение 20 минут шхуну броса­ ло, как щепку, крен на льду доходил до 30—35 градусов. Среди команды не обошлось и без паникеров, которые пыта­ лись покинуть борт и выйти по льду на острое. Но капитан А. И. Малыгин поставил всех на свои места и заставил работать в аварийной команде со стар­ шим помощником капитана Ни­ колаем Михайловичем Постни­ ковым. Все это время он дер­ жал открытую связь по радио с разведывательной авиабазой. В воздухе кружился самолет «Сталь-253». В момент, когда лед начал расходиться и судно стало опу­ скаться на воду, старший меха­ ник Александр Яковлевич Вдо­ вин доложил, что в машинное отделение быстро поступает забортная вода. Были приняты срочные меры по выявлению места пробоины и заделке ее. После упорного, длительного труда удалось обнаружить: лопнули шпангоуты №HS 5, 6 , 7, 8 по левому борту. Вся команда под руководством ка­ питана Малыгина работала не покладая рук. Механики, стоя по колено в ледяной воде, при­ нимали меры по откачке воды из машинного отделения. Сколько времени мы работа­ ли, теперь за давностью лет не помню, но пробоина была за­ делана, вода откачана. Прове­ рили главную машину, рулевое управление. Показалось, что все в порядке. Капитан поднял­ ся на мачту в бочку, на мости­ ке оставил старшего помощни­ ка Николая Михаиловича По­ стникова. Когда дали ход, ока­ залось, что «Омуль» не слу­ шает руля. Ошвартовались ко льдине с помощью ледового якоря и начали осматривать рулевое устройство. Тут и узна­ ли: баллер руля свернут на 90 градусов. Устроили аврал, загружали льдом полубак, соз­ давая^ дифферент на нос. По­ вреждение рулевого устройст­ ва удалось устранить. Через сутки капитан А. И. Малыгин привел судно а район маяка Никодимский, в самую густую залежку гренландского тюленя. Благодаря его опытно­ сти, буквально за 10 суток мы взяли полный груз тюленя — оксло 5000 штук весом при- : т и т мерно 110 тонн и благополучно прибыли в Мурманский порт. После выгрузки «Омуль» по­ ставили на слип для устране­ ния поломок. Повреждения подводной части корпуса были настолько велики, что руковод­ ство управления удивлялось, как это судно оставалось ио; плаву. О продолжении aeepo-f бойного промысла не могло быть и речи. Второй рейс не состоялся. Как только началась война/ наш бывший капитан становит­ ся военным моряком, команду­ ет сторожевым катером Север­ ного флота. Позднее мы узна­ ли из газет, что А. И. Малыгин несколько раз был ранен, на** гражден орденами и медалями.. Сейчас Анатолий Иванович работает в Мурманском трало­ вом флоте, он активный рацио» нализатор, первооткрыватель глубинного * лова синекорого палтуса. Это он, Малыгин, е 1963 году одним из здца&ы* приходил в порт с полным гр у ­ зом палтуса, будучи капиталом на РТ-268 «Дрогобыч». С. ПОТАПКИН, пенсионер. Группа зверобоев с ледокольного парохода «Георгий Седов». А . И. Малыгин — в нижнем ряду крайний слева. Репродукция с фотографии, сделанной в апреле 1931 года. ♦ л ю ч К КЛАДОВЫМ О К Е А Н А PODDnCOOOODDDDDDOODDDDDDaaonQnODDDDDODDDOODDDDODOOOODODDDODCODODDDO И ЕЛОВЕЧЕСТВО, живу- * щее на планете, преобла­ дающая часть которой покрыта водой, так или иначе связано с морем. Взгляните на карту на­ шей страны: север и восток смы­ каются с океаном, запад и юго- запад связаны, с морем. Для Со­ ветского Союза развитие науки о море и ее прикладных прило­ жений, куда в первую' очередь входят судовождение, морские рыбохозяйственные и геологи­ ческие исследования, имеет осо­ бое значение. Именно поэтому в Директи­ вах XXIV съезда КПСС по пя- тилетнему плану развития на­ родного хозяйства СССР на Г971—1975 гг. записано: обес­ печить в новом пятилетии раз. витне научных работ по океано-. логин... для разработки проблем более широкого и рационально­ го использования... ресурсов мо­ рей н океанов. Сегодня происходит интен­ сивное техническое перевоору­ жение океанологии. Растет чис­ ло и оснащенность экспедицион­ ных судов, снабжаемых новей­ шими- измерительными прибора­ ми и электронно-вычислитель­ ными комплексами для опера­ тивной обработки данных. Все шире используются стационар­ ные и дрейфующие автоматиче­ ские буи — носители измери­ тельной аппаратуры. Разраба­ тываются региональные и гло­ бальные системы сбора и обра­ ботки научной информации. Опускаются на глубину исследо­ вательские подводные лодки и водолазы. При этом подводные методы и средства исследований начинают занимать все больший удельный вес. Существует два подхода к ре­ ализации этой проблемы: адап­ тация человека к подводной сре­ де или же изоляция его от воз­ действия глубины. Первый под­ ход — это развитие водолазно­ го дела, включая подводные до­ ма.'Второй —• использование малых и больших подводных судов и герметичных опускае­ мых камер. По-видимому, в предстоящем пятилетии будут развиваться оба направления. Остановимся на первом. Бу­ дут усовершенствованы легко- водолазные аппараты типа «ак­ валанг», улучшены их конст­ рукция и надежность. По заяв­ ке исследователей-рыбников соз­ дается «обтекаемый» акваланг, без выступающих частей, для подводного осмотра сетных ору- дий^лсва, без опасности запуты­ вания. Разнообразные виды гид­ рокомбинезонов, в том числе с системой подогрева, - помогу» победить постоянного врага вс долазов — холод. Будут пр( должены эксперименты с по; водными домами, нозволяющ! ми человеку длительное врем оставаться под водой в услов? ях повышенного давления. Пи< нерами этого направления в -а шей стране, как известно^ энтузиасты из Донецка. ..ая»«г вившие свой «Ихткгпдр*в6г Крымского побережья. Зате последовала серия домов «Садко», «Черномор», «Спрут: В одном ил экспериментов и. тиандровцы даже испытал подводную буровую установи; мотор которой • находился по водой. Принципиальную задачу избавить водолаза от ограинч ний, связанных с применение на глубине различных дыхател ных смесей, решает украинск 1 экспериментатор В,- А . . Коза1» Развивается и.второе налра

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz