Рыбный Мурман. 1971 г. Май.
х о д и л и м ы в о л ъ д ы м НЕ очень хочется расска зать о А. И. Малыгине — капитане тралового флота, которого я знаю с детства. Особенно помнится день, ко гда Анатолия Ивановича прини мали в ряды Ленинского Союза молодежи, Это было в июне 1928 года, после возвращения • из экспедиции за гренланд ским тюленем на ледокольном пароходе «Георгий Седов» под командованием Владимира Ива- новича Воронина — впослед ствии знаменитого полярного капитана. Шло время, и в 1931 году мы опять вместе с ним ходили на . этом судне на зверобойный промысел. Во второй половине марта пришли в Мурманский торговый порт с полным гру зом зверя—около 40.000 штук (белек, хохлуша, лысун). Тюле ня сдали на плавбазу — парус ное судно «Альбатрос», кото рым командовал капитан-по мор Зосим Крюков. Перед ру ководством зверобойной экспе диции встал вопрос: кого оста вить уполномоченным (стар шим строгалем) по обработке этого ценного, в основном ме хового зверя». Наша партийная организация пришла к единому мнению —* поручить ответственное дело комсомольцу Анатолию Ивана* вичу Малыгину, Из всего коллектива он бъш самым молодым, ' ему 'тогда шел двадцатый год, в то же время Ьн являлся самым, стар шим по занимаемой должности» Посмотрите только на фото графию, и вы сможете себе представить, как было нелегко работать и руководить этими бородачами, потомственными рыбаками-зверобоями. А. И. Малыгин с честью справился с возложенной на него задачей. Задание было выполнено до* срочно, обработку произвели качественно. Прошло 10 лет. В те годы Анатолий Иванович плавал на ледокольных пароходах и зве робойных судах матросом-гар- пунером по добыче моржа, бе лого медведя, гренландского тюленя, морского зайца, нер пы. Одновременно Малыгин учился в Мурманском рыбо промышленном техникуме на судоводительских курсах. В первой половине февраля 1941 года из нашего колхоза «Освобождение» (село Койда Мезенского района Архангель ской области) были запрошены специалисты по добыче тюле ня. Запрос прислали из Мур манска. Колхоз командировал 8 человек. Трое из нас были гарпунерами: старший — Ма лыгин Андрей Евлампиевич, второй я — Потапкин Степан Семенович, и третий — Малы гин. Иван Григорьевич. При распределении по зве робойным судам нас направи ли на зверобойную ~ шхуну «Омуль», где капитаном был Анатолий Иванович Малыгин. Встреча была совершенно не ожиданной. За эти 10 лет, как мы расстались.с ним, как ви* дите, произошли большие из менения. На «Омуле» мы уходили на . зверобойный промысел во вто рой половине февраля от при чала № 6 Мурманского мор ского рыбного порта. Прово жали нас заместитель народно го комиссара рыбной промыш ленности СССР Николай Ефи мович Скорняков, начальник ; управления «Мурлов» Николай Иванович Студенецкий, на чальник зверобойного отдела Иван Никифорович Ульянов, главный капитан флота Кирилл Васильевич Максимов. Они да вали А. И. Малыгину всевоз можные наставления, указания, * потому что зверобойные суда типа «Омуль» строились на Мурманской судоверфи и шли во льды на промысел впервые. Фактически они были экспери ментальными. Льды мы встретили около маяка Городецкий. Ледовая обстановка в то время сложи- ‘ лась тяжелая, продвигались очень медленно. Когда мы находились на видимости ост рова Моржовец, нашу шхуну затерло льдами. Дул сильный норд-остовый ветер силой 8 —• 10 баллов, все суда несло к острову Сосковец. Носовая часть корпуса была выжата на лед полностью, и только кср- мовая оставалась в воде. Самый тяжелый момент на ступил, когда «Омуль» вместе со льдом прижало к припаю острова Сосновец. Льдины гро моздились друг на друга, соз давая громадные баррикады. В течение 20 минут шхуну броса ло, как щепку, крен на льду доходил до 30—35 градусов. Среди команды не обошлось и без паникеров, которые пыта лись покинуть борт и выйти по льду на острое. Но капитан А. И. Малыгин поставил всех на свои места и заставил работать в аварийной команде со стар шим помощником капитана Ни колаем Михайловичем Постни ковым. Все это время он дер жал открытую связь по радио с разведывательной авиабазой. В воздухе кружился самолет «Сталь-253». В момент, когда лед начал расходиться и судно стало опу скаться на воду, старший меха ник Александр Яковлевич Вдо вин доложил, что в машинное отделение быстро поступает забортная вода. Были приняты срочные меры по выявлению места пробоины и заделке ее. После упорного, длительного труда удалось обнаружить: лопнули шпангоуты №HS 5, 6 , 7, 8 по левому борту. Вся команда под руководством ка питана Малыгина работала не покладая рук. Механики, стоя по колено в ледяной воде, при нимали меры по откачке воды из машинного отделения. Сколько времени мы работа ли, теперь за давностью лет не помню, но пробоина была за делана, вода откачана. Прове рили главную машину, рулевое управление. Показалось, что все в порядке. Капитан поднял ся на мачту в бочку, на мости ке оставил старшего помощни ка Николая Михаиловича По стникова. Когда дали ход, ока залось, что «Омуль» не слу шает руля. Ошвартовались ко льдине с помощью ледового якоря и начали осматривать рулевое устройство. Тут и узна ли: баллер руля свернут на 90 градусов. Устроили аврал, загружали льдом полубак, соз давая^ дифферент на нос. По вреждение рулевого устройст ва удалось устранить. Через сутки капитан А. И. Малыгин привел судно а район маяка Никодимский, в самую густую залежку гренландского тюленя. Благодаря его опытно сти, буквально за 10 суток мы взяли полный груз тюленя — оксло 5000 штук весом при- : т и т мерно 110 тонн и благополучно прибыли в Мурманский порт. После выгрузки «Омуль» по ставили на слип для устране ния поломок. Повреждения подводной части корпуса были настолько велики, что руковод ство управления удивлялось, как это судно оставалось ио; плаву. О продолжении aeepo-f бойного промысла не могло быть и речи. Второй рейс не состоялся. Как только началась война/ наш бывший капитан становит ся военным моряком, команду ет сторожевым катером Север ного флота. Позднее мы узна ли из газет, что А. И. Малыгин несколько раз был ранен, на** гражден орденами и медалями.. Сейчас Анатолий Иванович работает в Мурманском трало вом флоте, он активный рацио» нализатор, первооткрыватель глубинного * лова синекорого палтуса. Это он, Малыгин, е 1963 году одним из здца&ы* приходил в порт с полным гр у зом палтуса, будучи капиталом на РТ-268 «Дрогобыч». С. ПОТАПКИН, пенсионер. Группа зверобоев с ледокольного парохода «Георгий Седов». А . И. Малыгин — в нижнем ряду крайний слева. Репродукция с фотографии, сделанной в апреле 1931 года. ♦ л ю ч К КЛАДОВЫМ О К Е А Н А PODDnCOOOODDDDDDOODDDDDDaaonQnODDDDDODDDOODDDDODOOOODODDDODCODODDDO И ЕЛОВЕЧЕСТВО, живу- * щее на планете, преобла дающая часть которой покрыта водой, так или иначе связано с морем. Взгляните на карту на шей страны: север и восток смы каются с океаном, запад и юго- запад связаны, с морем. Для Со ветского Союза развитие науки о море и ее прикладных прило жений, куда в первую' очередь входят судовождение, морские рыбохозяйственные и геологи ческие исследования, имеет осо бое значение. Именно поэтому в Директи вах XXIV съезда КПСС по пя- тилетнему плану развития на родного хозяйства СССР на Г971—1975 гг. записано: обес печить в новом пятилетии раз. витне научных работ по океано-. логин... для разработки проблем более широкого и рационально го использования... ресурсов мо рей н океанов. Сегодня происходит интен сивное техническое перевоору жение океанологии. Растет чис ло и оснащенность экспедицион ных судов, снабжаемых новей шими- измерительными прибора ми и электронно-вычислитель ными комплексами для опера тивной обработки данных. Все шире используются стационар ные и дрейфующие автоматиче ские буи — носители измери тельной аппаратуры. Разраба тываются региональные и гло бальные системы сбора и обра ботки научной информации. Опускаются на глубину исследо вательские подводные лодки и водолазы. При этом подводные методы и средства исследований начинают занимать все больший удельный вес. Существует два подхода к ре ализации этой проблемы: адап тация человека к подводной сре де или же изоляция его от воз действия глубины. Первый под ход — это развитие водолазно го дела, включая подводные до ма.'Второй —• использование малых и больших подводных судов и герметичных опускае мых камер. По-видимому, в предстоящем пятилетии будут развиваться оба направления. Остановимся на первом. Бу дут усовершенствованы легко- водолазные аппараты типа «ак валанг», улучшены их конст рукция и надежность. По заяв ке исследователей-рыбников соз дается «обтекаемый» акваланг, без выступающих частей, для подводного осмотра сетных ору- дий^лсва, без опасности запуты вания. Разнообразные виды гид рокомбинезонов, в том числе с системой подогрева, - помогу» победить постоянного врага вс долазов — холод. Будут пр( должены эксперименты с по; водными домами, нозволяющ! ми человеку длительное врем оставаться под водой в услов? ях повышенного давления. Пи< нерами этого направления в -а шей стране, как известно^ энтузиасты из Донецка. ..ая»«г вившие свой «Ихткгпдр*в6г Крымского побережья. Зате последовала серия домов «Садко», «Черномор», «Спрут: В одном ил экспериментов и. тиандровцы даже испытал подводную буровую установи; мотор которой • находился по водой. Принципиальную задачу избавить водолаза от ограинч ний, связанных с применение на глубине различных дыхател ных смесей, решает украинск 1 экспериментатор В,- А . . Коза1» Развивается и.второе налра
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz