Рыбный Мурман. 1971 г. Март.
вые выйти в Южную Атлан тику. В этом районе кораб- ли сельдяного флота еще никогда не промышляли. БМРТ-440 «Плутоний» был как бы разведчиком, перво проходцем. Такое доверие радовало, но и в то же вре мя ко многому обязывало. Вместе с группой судов тра лового флота, которых уже вдесь доводилось работать» экипаж «Плутония» по кру пицам собирал информацию об особенностях района и од ним из первых раскрыв его «тайны». Уловы на БМРТ- 440 были выше, чем на дру- »*х судах. В родней порт я Ж ИЗНЬ Василия Алек сандровича Долгих уже давно связана с Мур манским сельдяным флотом. Здееь он начинал плавать на судах типа СРТ третьим штурманом, здесь вырос до капитана большого моро зильного рыболовного трау лера, стал коммунистом. В. А. Долгих ведет боль шую общественную работу. Он — член партийно» ко митета флота, депутат Мур манского городского Совета, член ЦК профсоюза рабочих пищевой промышленности. На областной партийной кон ференции В. А. Долгих ша фран делегатом XXIV съез да КПСС. О себе Василий Александ рович рассказывает неохот н а Не любит он этого. Био графия его, как он сам счи тает, самая обычная. Родил ся в деревне. Учился в Ле нинградском среднем море ходном училище. Потом ра бота в море. И если сначала его поступками руководив» романтика, то потом появи лась прочная привязанность к профессии, родилась лю бовь к морю. О стены дока плещется невысокая волна. Под кор пусом огромного судна виз жат воздушные машинки. Металлические щетки обди рают краску, ржавчину. Су довые маляры тут же грун туют корпус БМРТ-440 «Плу тоний». Василий Александ рович по-хозяйски загляды вает под киль, интересуется, как у судоремонтников идут дела, осматривает гребной винт. И только после этого поднимается иа верхнюю палубу дока, а отсюда на свое судно. Забот у Василия Алексан дровича нынче много. Судно ремонтируют сразу три за вода. На «Плутонии» трудят ся рабочие головного пред приятия, СРЗ-1 и плавучей мастерской «Резец». Три прораба, три характера. Со всеми нужно переговорить, найти общий язык или по спорить, а на худой конец и потребовать, чтобы уско рили доставку на судно тех или иных деталей, увеличи ли число ремонтников, что- то переделали. Ведь было так, что, снимая иасое в ма шинном отделении, судоре монтники вывели из строя коллектор электрического генератора. Вот вам, пожа луйста, дополнительный ре монт. Трудиться на производстве можно по-разному. Есть лю ди, которые аккуратно вы полняют задания и дальше этого не идут, а есть люди просто неуемные. Они отно сятся к делу творчески, а огоньком, повсеместно забо тятся о росте производи? тельности труда, стараются дать побольше продукции высокою качества с наи меньшими затратами. Имен но этими качествами и от личается Василий Александ рович Долгих. В прошлом году экипажу «Плутония» поручили впер кэзателрми. С планшетами и картами были ознакомле ны многие судоводителе сельдяного флота, впослед ствии они «жевали добрую услугу не одному экипажу. Экипаж - «Плутония» с чес тью справился с возложен* ными на вето обязанностя ми. равича. Ест, не а рш т с т обстоятельств, не чэпы ия случайностями объясняются успехи экипажа я самого Ва силия Александровича. На ВМРТ-440 «Плутоний» стре мятся рациональнее всхоль- эоватъ технику. Однако, во словам первого помощника капитана Анатолия Алежсав- дровича Шепелева, было бы не совсем правильным утверждать, что техника мо жет решить вое. Анатолий Александрович на «Плуто нии» почти четыре года, три года бок о бок работает • Василием Александров*.тоемь И оба они считают, что да же самая совершенная тех ника не даст нужного эф фекта, пока моряки не на учатся правильно, грамотно^ по-хозяйски эксплуатиро вать ее. Никто на судне не удивля ется, если Василий Алек сандрович Долгих и Анато лий Александрович Щепелет по пять-шесть раз за день появляются на рыбофабри» ке. Рыб©фабрика — основ ное звено в производствен ной цепочке. Огромный авторитет капи тана, глубоко заинтересован ный подход к, помогают ему бет окрика, без нажима добиваться от каждого члена экипажа пО»- ной отдачи знаний, опыта, энергии для достижения об щей цели. Усилия этого дружного ры бацкого коллектива дал»: от» личные результаты. Все рей сы в течение трек лет экс плуатации судна заве{)шв- лись перевыполнением гада ний. Сверхплановая при быль составила за это вре мя 2,2 миллиона рублей. Но особенно плодотворно пора ботал экипаж «Плутония» в Ш году. Он достиг макси мального в «Мурмансельди» вылова рыбы — 102 плсяч центнеров. е. Д а н и л о в . Коммуниста В. А. Дол- ят гих знают в сельдяном флоте не только как отличного судоводите ля, но и как воспита теля. Примеров этому можно привести мно го. Когда я разговари вал со старшим по мощником капитана, в дверь каюты постуча ли и на пороге по явился вахтенный штурман комсомолец Василий Романовский. С Василием Александ ровичем Долгих он ра ботает е ноября 1968 года. За это время ус пел познать его со всех сторон. Василий Рома новский вспомнил, как .. I он выходил на «Плу тонии» в свой первый самостоятельный рейв после окончания море ходного училища. Б январе 1969 года «Плуто ний» работал в Баренцевом море. Время было беспокой ное. Мучили моряков на только штормы, но и плохая промысловая обстановка. Йа Медвежинской банке боль шое скопление судов. В по стоянном напряжении судо водители. Корабли промыш ляют параллельными курса ми на небольшом расстоя нии друг от друга. Нужизц глаз да глаз, Чтобы не зазе ваться; избежать столкнове ния. Небольшие пятна трес- 'ки облавливаются в считан ные часы. А поисковые суда молчат. Изредка передадут в эфир, что подняли на палу бу полтонны рыбы. В январе 1969 года а Мед. вежинской банки перешли работать на Вордвинскую банку. К не прогадали. Рей- «свое задание было вновь Значительно перевыполнен ным Вот такие короткие «промысловые советы», ска- вал Василий Романовский, долго остаются в памяти, Приучают взвешивать все •за» и «против», самостоя тельно ибкать ключик к раз гадке Ну, а уж если где Просчитался, Василий Алек сандрович всегда подскажет, Всегда придет на помощь, благодаря его наставлениям, тому, что он щедро делится опытом с молодыми судово дителями, Василию Рома новскому удалось за корот кое время вырасти от чет вертого до второго помощни ка капитана. Люди, которым коммунист В. А. Долгих дал путевку в большое плавание, есть не только на мостике. В фетра» ле этого года на корабле привяли в члены Коммуни стической партии матроса Валерия Ивановича Лозов ского. Рекомендацию для вступления в партию ему давал и Василий Александ рович. Верил он в этого пар ня, знал, что не ошибется в «ем. И не ошибся. Мэтров стал работать еще лучше, за метно усилилась его актив ность в общественной жиз ни. То же можно сказать и о матросе Валентине Антоно виче Черевко и о многих других. По рекомендации В. А. Долгих они стали ком мунистами. «Везучий капитан» — так называют моряки «Мурман сельди» Василия Александ- i * В таких условиях, когда рыбы нет и идти за ней, ка залось бы, некуда, Василий Александрович дает зада ние каждому судоводителю проанализировать опыт прошлых лет, вспомнить, кто, где и как промышлял в это время года, а затем придти на мостик и высказать свое мнение о том, что следует предпринять. Учитываются высказывания и четвертого, и третьего,'и второго, и стар-» мание берется незначитель ная, на первый взгляд, ме лочь,' и уже только потом, на основе глубокого анализа, принимается окончательное решение. На снимке: В, А. Долли Р ОС » Днепропетровске в семье сапожника мальчишка. Отец, на верное, не раз поглядывал на вето в думая, что будет ему на следник по профессии, да только мальчишка асе больше к метал- Е ' льнул, а после того, как исполнилось восемнадцать, подался на за* д учеником фрезеровщика. Специальность полюбилась на всю жизнь. • У Ивана Порфирьевича Соловья, о котором идет речь, сегодня выс ший производственный разряд. Он выполняет самую сложную рабо* ТУ* Приобретенные за много лет знания и опыт е радостью передает молодежи. Главный резерв рабочего человека, считает Иван Порфирье* вич, это повышение мастерства. Восемь человек обучил своей профессии этот рабочий. Сережа Ильин — девятый. Три месяца назад он пришел к Ивану ЙЬрфирье* вкчу. После окончания средней школы поступал в институт, но те про* шел во конкурсу. Естественно, встал вонрое: чем заниматься дальше? Фтец у него рабочий, мать — тоже. — Способный учении, — говорит про Сережу Иван Порфидаевич, -* парень с рабочей закваской» на лету все схватывает. Скоро яумаао хо* дат*йствовать перед квалификационной комиссией о я р к ш е ш ему разряда. фрезеровщик судоремонтного завода номер один Иван Корфирьевич Соловей в начале нынешнего года выступил е почином — ко щщл от*, крытия партийного съезда выполнить производственный нлан четырех ресяцев. Этот почин подхватили многие станочники судоремонтного объединения. Предварительное подведение итогов говорит о том, что дело, ш ко* торое взялся коммунист И. П. Соловей, правильное. Он ежедневно зна* пмтельно перекрывает нормы выработки, почтя в два рааа перевыпол нял производственное задание января-февраля, я можно быть уве ренным, что трудовой подароя ко дню открытая партийного съезда иг. П. Соловей обеспечил, ЙА СНИМКЕ: с. Илька я И. П. Соловей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz