Рыбный Мурман. 1971 г. Март.
ОБСУЖДАЕМ ПРОЕКТ. ДИРЕКТИВ XXIV СЪЕЗДА КПСС И СТИНА старая: рыбак» дорожат каждой минутой промыслового времени. И бывают весьма огорчены, ког да, сэкономив час-два на опе рациях по спуску, подъему тра ла, теряют сутки на ожидание сдачи улова, перегрузку рыбо продукции. А такую картину приходится наблюдать довольно часто. И в большинстве случаев причина этого — нехватка в море производственных, транс портных рефрижераторе». В последние годы «Севрыб- холодфлот» пополнился значи тельным числом ПР, ТР, что, безусловно, положительно ска- валось на обслуживании иро- иьнгловых судов. Скоростные рейсы экипажей транспортных рефрижераторов, улучшение е^.анизации перетрузечныя ра бот также способствовало это му. В новой пятилетке наш "флот по-прежнему будет расти за Счет поступления новых кораб лей. Но решать проблему надо не только таким путем, а и до биваясь наибольшей эффектив ности эксплуатации судов. Пер вый резерв — сокращение вре мени на загрузку ТР в море я разгрузку их в порту. А до биться этого можно при вне дрении комплексной механиза ции всех перегрузочных опера ций. Составная часть задачи — внутритрюмная механизация. Несмотря на то, что «Севрыб- холодфлот» имеет современные первоклассные транспортные рефрижераторы, морякам при ходится вручную загружать ия рыбопродукцией. Какой разго вор тут может идти о произво дительности труда. Чтобы уменьшить рейсооборот, эки пажи вынуждены работать ав ралом, затрачивая уйму физи ческих сил на перетаскивание трех и более тысяч тонн- груза. Понятно, такое положение не могло не волновать флотских, Судовых специалистов. И чтобы ие изобретать «велосипед», вна чале мы ознакомились с поста- труда, и его применяют сейчас на всех транспортных рефри жераторах нашего флота. Кста ти, ими пользуются и портови ки. Однако внедрение тележек — не решение проблемы, а лишь маленькая попытка механизи ровать труд. Ведь как и рань ше, морякам прйхвдится вруч ную укладывать 30-килограв- мовые ящики, хоти теперь им не надо бегать за ними к про- С тем, чтобы через министерст во рыбного хозяйства СССР вы полнить заказ. Предложение было отклоне на. И тем не менее электропо грузчики должны появиться гаа наших еудах. Их заказали бол гарской фирме «Балканкар». Заказы будут выполнены с учетом морских требовании. Просьба и руководителям глав ка, чтобы все 24 машины, вы деленные «Сенрыбхолодфлоту», ВМОРЕ нвмвв внукритрюшю» низации ив родственных пред приятиях — почти на всех ры бопромысловых бассейнах стра ны. К сожалению, так тоже ис пытывали подобные трудности и делались первые шаги для их преодоления. На калининград ских судах, например, исполь зовали рольганги, специальные тележки. Нечто подобное предложили и наши рационализаторы: ин- женеры-конструкторы Ж С. Ку лешов, В. К. Николаеинев, В. С Сергеев, * старший механик транспортного рефрижератора «Хибинские горы* А. Г. Ман- жос. Они сами разработали да- нументациЮ) сделали чертежи, изготовили по ним тележку с переносными рельсами. Испы тания «а «Хибинских горах» показали; ч м ят приспособле ние примерив n I t щхщевяш свету люка. Идти следовало яя -li——___ .г*?--.?- иупт г ГО лшро исключения руч- ной укладки рыбопродукции. Делать это можно было с по мощью электрокар. В одном из рейсов на «Хи бинских горах» была опробова на электрокара проекта 400$, изготовленная Львовским заво дом. В результате эксперимента стало ясно, что она вполне при емлема, но при одном условии; должна быть модерниз ирована применительно* к морским усло виям. Такое заключение дала судовая комиссия. Се своим предложением — увеличить мощность электрокары, сделать шире колесе, поперечное пере мещение вилок и другое — мы обратились в главк «Севрыба» были поставлены в этом году. Получение электрокар позво лит применить на транспорт ных рефрижераторах пакетный — е помощью строп-контейне ров — способ перевозки и раз грузки рыбопродукции. Это — большой резерв повышения производительности труда. Па кетирование обеспечивает ком плексную механизацию погру зочно-разгрузочных операций, что прямо связано с сокраще нием времени нахождения су дов я море и в порту. Надо сказать, этот способ мы начади разрабатывать чуть ли не одновременно с внедрением тележек. Но из-за отсутствия электропогрузчиков строп контейнеры использовали ча стично: для загрузки трюма над люком. Но даже и такой шаг заметно сказался на уско рении разгрузки кораблей, в порту в начальной ее стадии. В атом году нам запланиро вано перевезти пакетным спосо бом более тысячи тонн рыбной продукции. Поэтому заблаго временно позаботились о снаб жении всех ТР нужной для строп-контейнеров лентой. В марте ее должно быть постав лено столько, сколько заказали. На первый взгляд, примене ние строп-контейнеров отрица тельно скажется на использо вании трюмных емкостей. Так •но и есть. Но с другой сторо ны быстрая загрузка и разгруз ка судов будет способствовать сокращению- рейс©оборотов. Сетчас специалисты ЦПКТБ ведут необходимые расчеты. В этой же организации раз рабатывается проект по комг>» лексной механизации пакетной перегрузки рыбы е промысло вых судов на транспортные рефрижераторы, что связано с модернизацией трюмов БМРТ, Такая работа будет ггредоведе на в ближайшее время на ода ном из больших морозильный траулеров тралового флота. А. ШУБИН, Б е с е д ы о с о ц и а л и с т и ч е с к о м с о р е в н о в а н и и П УСПЕШНОМ выполнении планов полей Р циалистическое соревнование будет играть очень ную роль Это подчеркивавтел в проекте Директив XXIV съезда КПСС по пятилетнему плату развития народ ного хозяйства СССР на 1971 —1975 годы. Целенаправленная борьба за высокую эффективность про изводства, говорится в зттш историческом документе, должна на деле стать важнейшим условием социалистического хо зяйствования, основным содержанием социалистического со ревнования всех производственных коллективов, миллионов трудящихся. Профсоюзы призваны еще выше п одняп зплмя социали стического соревнования, учить массы на их практическом опыте социалистической дисциплине, коммунистическому от ношению к труду и общественной собственности... . С сегодняшнего номера редакция газеты »Рыб* ный Мурман» начинает публиковать беседы в социалпсгиче- вком соревновании. Их автор — кандидат исторических не* ук, и. о. доцента кафедры марксизма-ленинизма Мурман ского высшего инженерного морского училища тое. Вези» мяннов А. Д. В материалах будет рассказано о соревновании, пак ме тоде строительства социализма и коммунизма, о жизненной силе ленинских идей, о социалистическом соревновании. Бу дет обобщен опыт организации соревнования на кораблях и береговых предприятиях Северного, бассейна. — Ответам делом ! сказали моряки траулере, «Очаков», познакомившись с про ектом Директив XX IV съезда КПСС. Свои слова они Оправёываяот трудом. Задание по следнего рейса, несмотря на трудные промысловые условия, они перевыполнили. На снимкег моряки траулера «Очаков» обсуждают проект Директив XX IV съезда КПСС. -.*■ Фото С. ДАНИЛОВА. МЕТО С Т Р О И Т Е Л Ь С Т В А И КОММУНИЗМА В ПЕРВЫЕ в истернв веществен ной мысли научный анализ со ревнования дали классики марксизма-ленинизма. Они указыва ли, что соревнование порождается кооперацией труда. «Уже самый об щественный контакт, — писал К. Маркс в «Капитале», — вызывает соревнование в своеобразное возбуж дение. жизненной энергии,., увеличи вающее индивидуальную производи тельность отдельных лиц». При капитализме соревнование проявляется в форме зверской конку ренции и является одним из средств эксплуатации трудящихся. Конкурен ция неизбежно вытекает нз сущности буржуазных производственных отно шений. Нан подчеркивал Ф. Энгельс, «это самое сильное оружие буржуа зии против пролетариата». В услови ях капитализма конкуренция являет ся одним из важнейших путей повы шения производительности труда, до стигаемой путем беспощадной эксплу атации пролетариата, интенсифика ции труда путем выматывания физи- чеених в духовных сил трудящихся. Ускоряющийся технический прогресс в условиях буржуазного общества к тому* шкал К. Маркс 9 работе «Наемный труд и капитал», что «борьба разгорается с тем боль шим ожесточением, чем ' производи тельнее уже изобретенные средства производства». Какие бы мощные средства производства ни пустил в ход капиталист, конкуренция приво дит к их всеобщему применению. Это принуждает капитал напрягать производительные силы труда. «Это закон, — подчеркивал К. Маркс, — который не дает капиталу ни минуты покоя и постоянно нашептывает ему, Вперед! Вперед!». Буржуазные идеологи защищали и защищают конкуренцию, как естест венную форму соревнования. Класси ки марксизма подвергли критике утверждения о необходимости и веч ности конкуренции. Ф. Энгельс в ра боте «Принципы коммунизма» писал, что «новый общественный строй уни чтожит конкуренцию и поставит на ее место ассоциацию». Социалистическая революция, утверждение социалистических про изводственных отношений в корне из менили характер труда. Рабочая сила перестала быть товаром, средства производства стали общенародным до- етошием, труд был освобожден от эксплуатации. Трудящиеся получили возможность работать на себя и на свое общество. Это породило невидан ный я истории человечества трудовой энтузиазм, новаторство, творческую инициативу, массовое социалистиче ское соревнование. В труднейших условиях первых лет Советской власти трудящиеся пока зали незабываемые образцы героиз ма, коммунистического отношения к ТРУДУ. Одним из проявлений этого были коммунистические субботники. Глубоко научную разработку про блем соревнования при социализме дал В. И. Ленин. Он раскрыл его сущность, разработал основные прин ципы и определил задачи партии и государства в организация соревно вания. В. И. Ленин показал коренные отличия социалистического соревно вания от капиталистической конку ренции. Буржуазные идеологи, воспе вая конкуренцию, клеветали на ком мунистов, обвиняли их в том, что они якобы отрицают соревнование как стимул производства. В. И. Ленин подчеркивал, что социализм, уничто жая конкуренцию, эксплуатацию тру дящихся, не только не уничтожает со ревнование, а, напротив, открывает широкий нростор для него, ^впервые Создает возможность применить e ra Г йствительно широко, действительно массовом размере, втянуть действи тельно большинство трудящихся на арену такой работы, где они могут вроявить себя, развернуть свои сио- собноети, обнаружить таланты, ко* торых в народе непочатый родник-в которые капитализм мял, давил, ду шил тысячами и миллионами». При капитализме в победе в ходе конкурентной борьбы заинтересова ны лишь предприниматели, а наем ные рабочие равнодушны к результа там борьбы. Они в ходе конкуренции подвергаются эксплуатации. Отвергая утверждения буржуазных идеологов о том, что отсутствие конкуренции якобы убивает предприимчивость, смелый почин, В. И. Ленин писал, «гг# «широкое, понстине массовое созда ние возможности проявлять предпри имчивость, соревнование, смелый по чин являются только теперь». Победа социалистической револю* ции, освобождение людей труда со»* дали принципиально новые и невоз можные при капитализме стимулы труда. Все стимулы труда при социа лизме в рамках газетной статьи рас крыть невозможно. Укажем на ван*» нейшие. Самый коренной стимул, учил В. И. Ленин, состоит в том, что при социализме трудящиеся кровно займ» тересованы в развитии общественного производства, они стали владельцами средств производства. Цель произ^ водства — не увеличение прибылей эксплуататоров, а удовлетворение по-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz