Рыбный Мурман. 1971 г. Март.

ОБСУЖДАЕМ ПРОЕКТ. ДИРЕКТИВ XXIV СЪЕЗДА КПСС И СТИНА старая: рыбак» дорожат каждой минутой промыслового времени. И бывают весьма огорчены, ког­ да, сэкономив час-два на опе­ рациях по спуску, подъему тра­ ла, теряют сутки на ожидание сдачи улова, перегрузку рыбо­ продукции. А такую картину приходится наблюдать довольно часто. И в большинстве случаев причина этого — нехватка в море производственных, транс­ портных рефрижераторе». В последние годы «Севрыб- холодфлот» пополнился значи­ тельным числом ПР, ТР, что, безусловно, положительно ска- валось на обслуживании иро- иьнгловых судов. Скоростные рейсы экипажей транспортных рефрижераторов, улучшение е^.анизации перетрузечныя ра­ бот также способствовало это­ му. В новой пятилетке наш "флот по-прежнему будет расти за Счет поступления новых кораб­ лей. Но решать проблему надо не только таким путем, а и до­ биваясь наибольшей эффектив­ ности эксплуатации судов. Пер­ вый резерв — сокращение вре­ мени на загрузку ТР в море я разгрузку их в порту. А до­ биться этого можно при вне­ дрении комплексной механиза­ ции всех перегрузочных опера­ ций. Составная часть задачи — внутритрюмная механизация. Несмотря на то, что «Севрыб- холодфлот» имеет современные первоклассные транспортные рефрижераторы, морякам при­ ходится вручную загружать ия рыбопродукцией. Какой разго­ вор тут может идти о произво­ дительности труда. Чтобы уменьшить рейсооборот, эки­ пажи вынуждены работать ав­ ралом, затрачивая уйму физи­ ческих сил на перетаскивание трех и более тысяч тонн- груза. Понятно, такое положение не могло не волновать флотских, Судовых специалистов. И чтобы ие изобретать «велосипед», вна­ чале мы ознакомились с поста- труда, и его применяют сейчас на всех транспортных рефри­ жераторах нашего флота. Кста­ ти, ими пользуются и портови­ ки. Однако внедрение тележек — не решение проблемы, а лишь маленькая попытка механизи­ ровать труд. Ведь как и рань­ ше, морякам прйхвдится вруч­ ную укладывать 30-килограв- мовые ящики, хоти теперь им не надо бегать за ними к про- С тем, чтобы через министерст­ во рыбного хозяйства СССР вы­ полнить заказ. Предложение было отклоне­ на. И тем не менее электропо­ грузчики должны появиться гаа наших еудах. Их заказали бол­ гарской фирме «Балканкар». Заказы будут выполнены с учетом морских требовании. Просьба и руководителям глав­ ка, чтобы все 24 машины, вы­ деленные «Сенрыбхолодфлоту», ВМОРЕ нвмвв внукритрюшю» низации ив родственных пред­ приятиях — почти на всех ры­ бопромысловых бассейнах стра­ ны. К сожалению, так тоже ис­ пытывали подобные трудности и делались первые шаги для их преодоления. На калининград­ ских судах, например, исполь­ зовали рольганги, специальные тележки. Нечто подобное предложили и наши рационализаторы: ин- женеры-конструкторы Ж С. Ку­ лешов, В. К. Николаеинев, В. С Сергеев, * старший механик транспортного рефрижератора «Хибинские горы* А. Г. Ман- жос. Они сами разработали да- нументациЮ) сделали чертежи, изготовили по ним тележку с переносными рельсами. Испы­ тания «а «Хибинских горах» показали; ч м ят приспособле­ ние примерив n I t щхщевяш свету люка. Идти следовало яя -li——___ .г*?--.?- иупт г ГО лшро исключения руч- ной укладки рыбопродукции. Делать это можно было с по­ мощью электрокар. В одном из рейсов на «Хи­ бинских горах» была опробова­ на электрокара проекта 400$, изготовленная Львовским заво­ дом. В результате эксперимента стало ясно, что она вполне при­ емлема, но при одном условии; должна быть модерниз ирована применительно* к морским усло­ виям. Такое заключение дала судовая комиссия. Се своим предложением — увеличить мощность электрокары, сделать шире колесе, поперечное пере­ мещение вилок и другое — мы обратились в главк «Севрыба» были поставлены в этом году. Получение электрокар позво­ лит применить на транспорт­ ных рефрижераторах пакетный — е помощью строп-контейне­ ров — способ перевозки и раз­ грузки рыбопродукции. Это — большой резерв повышения производительности труда. Па­ кетирование обеспечивает ком­ плексную механизацию погру­ зочно-разгрузочных операций, что прямо связано с сокраще­ нием времени нахождения су­ дов я море и в порту. Надо сказать, этот способ мы начади разрабатывать чуть ли не одновременно с внедрением тележек. Но из-за отсутствия электропогрузчиков строп­ контейнеры использовали ча­ стично: для загрузки трюма над люком. Но даже и такой шаг заметно сказался на уско­ рении разгрузки кораблей, в порту в начальной ее стадии. В атом году нам запланиро­ вано перевезти пакетным спосо­ бом более тысячи тонн рыбной продукции. Поэтому заблаго­ временно позаботились о снаб­ жении всех ТР нужной для строп-контейнеров лентой. В марте ее должно быть постав­ лено столько, сколько заказали. На первый взгляд, примене­ ние строп-контейнеров отрица­ тельно скажется на использо­ вании трюмных емкостей. Так •но и есть. Но с другой сторо­ ны быстрая загрузка и разгруз­ ка судов будет способствовать сокращению- рейс©оборотов. Сетчас специалисты ЦПКТБ ведут необходимые расчеты. В этой же организации раз­ рабатывается проект по комг>» лексной механизации пакетной перегрузки рыбы е промысло­ вых судов на транспортные рефрижераторы, что связано с модернизацией трюмов БМРТ, Такая работа будет ггредоведе­ на в ближайшее время на ода ном из больших морозильный траулеров тралового флота. А. ШУБИН, Б е с е д ы о с о ц и а л и с т и ч е с к о м с о р е в н о в а н и и П УСПЕШНОМ выполнении планов полей Р циалистическое соревнование будет играть очень ную роль Это подчеркивавтел в проекте Директив XXIV съезда КПСС по пятилетнему плату развития народ­ ного хозяйства СССР на 1971 —1975 годы. Целенаправленная борьба за высокую эффективность про­ изводства, говорится в зттш историческом документе, должна на деле стать важнейшим условием социалистического хо­ зяйствования, основным содержанием социалистического со­ ревнования всех производственных коллективов, миллионов трудящихся. Профсоюзы призваны еще выше п одняп зплмя социали­ стического соревнования, учить массы на их практическом опыте социалистической дисциплине, коммунистическому от­ ношению к труду и общественной собственности... . С сегодняшнего номера редакция газеты »Рыб* ный Мурман» начинает публиковать беседы в социалпсгиче- вком соревновании. Их автор — кандидат исторических не* ук, и. о. доцента кафедры марксизма-ленинизма Мурман­ ского высшего инженерного морского училища тое. Вези» мяннов А. Д. В материалах будет рассказано о соревновании, пак ме­ тоде строительства социализма и коммунизма, о жизненной силе ленинских идей, о социалистическом соревновании. Бу­ дет обобщен опыт организации соревнования на кораблях и береговых предприятиях Северного, бассейна. — Ответам делом ! сказали моряки траулере, «Очаков», познакомившись с про­ ектом Директив XX IV съезда КПСС. Свои слова они Оправёываяот трудом. Задание по­ следнего рейса, несмотря на трудные промысловые условия, они перевыполнили. На снимкег моряки траулера «Очаков» обсуждают проект Директив XX IV съезда КПСС. -.*■ Фото С. ДАНИЛОВА. МЕТО С Т Р О И Т Е Л Ь С Т В А И КОММУНИЗМА В ПЕРВЫЕ в истернв веществен­ ной мысли научный анализ со­ ревнования дали классики марксизма-ленинизма. Они указыва­ ли, что соревнование порождается кооперацией труда. «Уже самый об­ щественный контакт, — писал К. Маркс в «Капитале», — вызывает соревнование в своеобразное возбуж­ дение. жизненной энергии,., увеличи­ вающее индивидуальную производи­ тельность отдельных лиц». При капитализме соревнование проявляется в форме зверской конку­ ренции и является одним из средств эксплуатации трудящихся. Конкурен­ ция неизбежно вытекает нз сущности буржуазных производственных отно­ шений. Нан подчеркивал Ф. Энгельс, «это самое сильное оружие буржуа­ зии против пролетариата». В услови­ ях капитализма конкуренция являет­ ся одним из важнейших путей повы­ шения производительности труда, до­ стигаемой путем беспощадной эксплу­ атации пролетариата, интенсифика­ ции труда путем выматывания физи- чеених в духовных сил трудящихся. Ускоряющийся технический прогресс в условиях буржуазного общества к тому* шкал К. Маркс 9 работе «Наемный труд и капитал», что «борьба разгорается с тем боль­ шим ожесточением, чем ' производи­ тельнее уже изобретенные средства производства». Какие бы мощные средства производства ни пустил в ход капиталист, конкуренция приво­ дит к их всеобщему применению. Это принуждает капитал напрягать производительные силы труда. «Это закон, — подчеркивал К. Маркс, — который не дает капиталу ни минуты покоя и постоянно нашептывает ему, Вперед! Вперед!». Буржуазные идеологи защищали и защищают конкуренцию, как естест­ венную форму соревнования. Класси­ ки марксизма подвергли критике утверждения о необходимости и веч­ ности конкуренции. Ф. Энгельс в ра­ боте «Принципы коммунизма» писал, что «новый общественный строй уни­ чтожит конкуренцию и поставит на ее место ассоциацию». Социалистическая революция, утверждение социалистических про­ изводственных отношений в корне из­ менили характер труда. Рабочая сила перестала быть товаром, средства производства стали общенародным до- етошием, труд был освобожден от эксплуатации. Трудящиеся получили возможность работать на себя и на свое общество. Это породило невидан­ ный я истории человечества трудовой энтузиазм, новаторство, творческую инициативу, массовое социалистиче­ ское соревнование. В труднейших условиях первых лет Советской власти трудящиеся пока­ зали незабываемые образцы героиз­ ма, коммунистического отношения к ТРУДУ. Одним из проявлений этого были коммунистические субботники. Глубоко научную разработку про­ блем соревнования при социализме дал В. И. Ленин. Он раскрыл его сущность, разработал основные прин­ ципы и определил задачи партии и государства в организация соревно­ вания. В. И. Ленин показал коренные отличия социалистического соревно­ вания от капиталистической конку­ ренции. Буржуазные идеологи, воспе­ вая конкуренцию, клеветали на ком­ мунистов, обвиняли их в том, что они якобы отрицают соревнование как стимул производства. В. И. Ленин подчеркивал, что социализм, уничто­ жая конкуренцию, эксплуатацию тру­ дящихся, не только не уничтожает со­ ревнование, а, напротив, открывает широкий нростор для него, ^впервые Создает возможность применить e ra Г йствительно широко, действительно массовом размере, втянуть действи­ тельно большинство трудящихся на арену такой работы, где они могут вроявить себя, развернуть свои сио- собноети, обнаружить таланты, ко* торых в народе непочатый родник-в которые капитализм мял, давил, ду­ шил тысячами и миллионами». При капитализме в победе в ходе конкурентной борьбы заинтересова­ ны лишь предприниматели, а наем­ ные рабочие равнодушны к результа­ там борьбы. Они в ходе конкуренции подвергаются эксплуатации. Отвергая утверждения буржуазных идеологов о том, что отсутствие конкуренции якобы убивает предприимчивость, смелый почин, В. И. Ленин писал, «гг# «широкое, понстине массовое созда­ ние возможности проявлять предпри­ имчивость, соревнование, смелый по­ чин являются только теперь». Победа социалистической револю* ции, освобождение людей труда со»* дали принципиально новые и невоз­ можные при капитализме стимулы труда. Все стимулы труда при социа­ лизме в рамках газетной статьи рас­ крыть невозможно. Укажем на ван*» нейшие. Самый коренной стимул, учил В. И. Ленин, состоит в том, что при социализме трудящиеся кровно займ» тересованы в развитии общественного производства, они стали владельцами средств производства. Цель произ^ водства — не увеличение прибылей эксплуататоров, а удовлетворение по-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz