Рыбный Мурман. 1971 г. Март.
Карта Арктики! Сколько тру да, сил, лишений, а порой и жизней положено на ее созда ние! Сейчас она пестрит име нами людей, названиями судов и событий, как правило, имев ших непосредственное отноше ние к ее созданию. Первоот крыватели, называя острова, проливы, бухты, ледники, мы сы, всегда помнили о людях, подготовивших их маршруты, обобщивших ранее добытые на учные материалы. Немаловажный вклад в изу чение и освоение Арктики вне сли русские и советские гидро метеорологи. Многие из их славных имен навсегда закреп- полуострове Таймыр. Шесть пунктов названы име нем выдающегося русского ге ографа, океанографа и метеоро лога почетного академика Ю. М. Шокальского (1858—1940): про лив между островами Больше вик и Октябрьской Революции на Северной Земле, остров при входе в Обскую губу, ледник на Северном острове Новой Земли, остров в проливе Карские Во рота, мыс на побережье полу острова Таймыр и озеро на по луострове Канин. Видный зоолог почетный ака демик Н. М. Книпович (1862— 1939) был организатором науч но-промыслового дела в Рос- Имена русских ученых м карте Арктики лены На карте Арктики. Имя основателя русской климатоло гии А. И. Воейкова (1842— 1916) по праву носят мыс на Шпицбергене, мыс на Земле Георга в архипелаге Земля Франца-Иосифа и река на вос точном побережье полуострова Таймыр. Русская полярная экспедиция под руководством Э. В. Толля назвала один из открытых ею а Карском море островов именем русского метеоролога М. А. Ры- качева (1840—1919). Эта же экс педиция назвала бухту в зали ве Миддендорфа в честь рус ского климатолога К. С. Весе ловского. Мыс и остров у западного по бережья Таймыра носят имя Г. И. Вильда (1833—1902), дирек тора Главной физической обсер ватории в 1868—1895 гг., созда теля многих метеорологических приборов Много сделал для исследова ния Арктики выдающийся рус ский океанограф и флотоводец С. О. Макаров (1848—1904), и его имя носят залив на острове Гукора на Земле Франца-Иоси- фа. остров в архипелаге Нор- деншёльда, залив на острове Октябрьской Революции на Северной Земле. Именем русского океанографа капитана судна экспедиции В. А. Русанова «Геркулес» А. С. Кучина (1888—1912) названы островок на Земле Франца-Ио сифа и остров в шхерах Мини на. Имя геофизика Э. В. Штел- линга (1850—1922), много сде лавшего для организации сети метеорологических станций на востоке Сибири, автора форму лы для расчета испарения с по верхности водоема, носят два мыса — на Шпицбергене и на сии и автором ряда монографий по гидрологии северных морей. Его имя носят залив на Южном острове Новой Земли и бухта в Таймырском^ заливе. Имя известного русского ме теоролога Б. П. Мультановского (1876—1938), основоположника метода долгосрочных прогнозов погоды, присвоено мысу на ост рове Земля Георга. Советский зоолог-океанограф И. И. Месяцев (1885—1940) был одним из организаторов, а в 1921—1933 гг. директором Пла вучего морского научного ин ститута, работы которого спо собствовали развитию океано графии как комплексной науки о море. Его имя носит мыс на острове Ева-Лив (Земля Фран ца-Иосифа). Юго-восточный мыс острова Гукера назван по имени иссле дователя Арктики гидролога Л. Л. Брейтфуса, в 1914—1917 гг. заведовавшего метеорологиче ской частью Главного гидрогра фического управления. Выдающийся советский океа нолог В. А. Березкин (1899— 1946) был участником многих арктических экспедиций. Его именем назван большой пролив в архипелаге Земля Франца- Иосифа. Известный советский гидро биолог профессор К. М. Дерю гин (1878—1939) — инициатор и руководитель работ по созда нию водного кадастра СССР и справочников по морям СССР. Его имя носит залив на северо- западном берегу острова Гуке ра, озеро на Северном острове Новой Земли и бухта на вос точном берегу острова Больше вик. Имя известного полярного ис следователя, океанолога и ме теоролога профессора В. Ю. Ви зе (1886—1954) — одно из наи более часто встречающихся на карте Арктики. В его честь на званы мыс на северо-западе ос трова Брэйди на Земле Фран ца-Иосифа; бухта в заливе Ру санова, бухта в заливе Благопо лучия и ледник на Северном острове Новой Земли; остров в центре Карского моря; мыс на севере острова Большевик. Острова Евгения Федорова в архипелаге Норденшёльда в Карском море и бухта Ширшо ва на Земле Георга названы именами папанинцев Героев Советского Союза академика Е. К. Федорова и океанографа и гидробиолога академика П. П. Ширшова (1905—1953). Пролив в шхерах Минина в Карском море носит имя изве стного советского гидролога и исследователя Арктики IL К. Хмызникова (1896—1943). Мыс Зубова на южном бере гу губы Митюшиха на Новой Земле назван в честь советско го океанографа, исследователя Арктики профессора Н. Н. Зу бова (1885—1960). В. Г. Глушков, первый дирек тор Государственного гидроло гического института, немало сделал для организации гидро метеорологической ceiTj в Евро пейской России и Туркестане. Его именем в 1925 г. Р. Л. Са мойлов ич назвал бухту на вос точном побережье Северного острова Новой Земли. В 1932 г. Арктический инсти тут открыл в заливе Русская Гавань геофизическую поляр ную станцию. Первым руково дителем метеорологических на блюдений на станции был М. Н. Карбасников (1888—1942), кли матолог, доцент Ленинградского государственного университета. Сейчас его именем названы бухта и ледник на западном по бережье Новой Земли. Громадный вклад в изучение Арктики внесли сотрудники ор дена Ленина Арктического и ан тарктического научно - иссле довательского и н с т и т у т а (ААНИИ). Имена многих из них увековечены на карте Зем ли Франца-Иосифа. Леднико вый купол на острове Пайера назван в честь полярного гид рометеоролога В. В. Фролова (1907—1960), бывшего директо ром ААНИИ в 1950—1960 гг. Имена гидрологов ААНИИ, по гибших в годы Великой Оте чественной войны, И. Г. Овчин никова (1910—1942), Н. М. Сто- рожёва и Ю. К. Чернявского (1913—1943) носят несколько мысов и островов. Мыс на острове Вильчека и озеро на острове Артура назва ны в честь гидролога ААНИИ А. Н. Золотова (1911—1948), по гибшего в Баренцевом море во время ледовой разведки. Лед ник Гаудиса на острове Кейна назван в честь гидролога А. И. Гаудиса (1916—1959). С. инженер-гидрограф. МОСКВА. Грузовые автомобили Московского автомобильного завода имени Лихачева пользуются ■ нашей стране и за рубе« жом хорошей репутацией. Сегодня машины с маркой аЗИЛв ко- лесят по дорогам более чем пятидесяти стран мира. Руками зи- ловцея создаются также легковые автомобили высшего клас-са и микроавтобусы. Микроавтобус «Юность», например, получил уже не один международный приз. Во всем »том немалая заслуга работников заводского конст рукторского бюро, я стенах которого создаются все выпускаемые заводом типы автомобилей. Здесь в тесном содружестве с кснст- рукторами-инженерами работают художники-конструкторы. Их роль при решении вопросов общей компоновки автомобиля и его внешнего оформления все более возрастает. Сейчас в конструк торском бюро завода создается новый легковой автомобиль, ко торый, возможно, скоро появится на дорогах нашей страны. НА СНИМКЕ: я конструкторском бюро завода. На переднем плане, слева направо: художник-конструктор И. Таскин, инженер- конструктор Л. Самохин и техник-конструктор И. Левчук с маке* том одного из вариантов будущего пегкового автомобиля. ’ Фото Б. Корзина. Фотохроника ТАСС «МИКРОМИР» ИЛИ МУЖ С КВАРТИРОЙ?» Факты, изложенные в кор респонденции, опубликован ной под таким заголовком в номере «Рыбного Мурмана» за 12 февраля 1971 года. правильные. llltlllllllllllllllllHillllllllllllllllillllllllllNIIIIIIflllllfllllllllillllllllilllljllillllillllHIU* ность строго предупреждена, В настоящее время в обще* житии печь исправна,, в ком натах побелено и покрашено. Дровами общежитие .обеспе чено, вода поступает нор мально. Кровля будет отремонти рована после очистки от сне га. Н. ШИШКИН, начальник ЖКО тралового флота. ИНТЕРЕСНАЯЛЕКЦИЯ Часто в гостях у курсан тов мореходного училища имени И. И. Месяцева быва ют бывшие воспитанники. Они делятся с будущими мо ряками своим рыбацким опы том, читают интересные лек ции. Вот и недавно в учили ще состоялась еще одна встреча. С лекцией о нашей север ной соседке Норвегии высту пил перед курсантами пер вый помощник капитана тра улера «Волхов» Георгий Фе дорович Баценюк. В. ПЕДОСЮК, курсант Ш курса судоводительского отделения. СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: MF-027I «Смоленск», МГ-02М »Дро- собыч», мг-om «Якутск», ср т -м й . ЗАВТРА: мг-owe «Челябинск», м ы ш «М уом & нсв ». crr-oeu. У НАШИХ КАЛИНИНГРАДСКИХ ДРУЗЕЙ НАХОДКИ РАЦИОНАЛИЗАТОРОВ РЕЗУЛЬТАТ ПОИСКА — ПРИБЫЛЬ Четыре миллиона триста тысяч рублей прибыли дал за пятилетие экипаж БМРТ «Лев Толстой». Значитель ная часть этой прибыли по лучена за счет рационализа ции, совершенствования спо собов н орудий лова. По рекомендации творче ской бригады добычи была внедрена замена тралового мешка с полным уловом на пустой, с отшивкой и при шивкой к тралу. Это позво лило увеличить общее чис ло тралений, а следователь но, и вылов рыбы. Пришивка тралового меш ка производится самораспус кающейся шворкой вместо применения игличного мето да,. что. позволяет эконр^ить до 30 минут в течение каж дой операции. Добытчиками БМРТ «Лев Толстой» предложен также способ подвески двух пар траловых досок на штатных местах, за кормой, что дало возможность быстро произво дить замену досок при пере ходе с одного трала на дру гой. И СВЕТОВОЙ, И ЗВУКОВОЙ Валомашина — один из основных агрегатов судна. Выход ее из строя чреват серьезными последствиями. К сожалению, надежная информация о состоянии агрегата не всегда может быть принята вовремя. Све товой сигнал на машинном посту управления располо жен неудобно — позади вах- - тенного механика. Вахтен ный электрик, как правило, отсутствует — занимается профилактическим ремонтом. Работа вентилятора, охлаж дающего валомашину, оста ется без надлежащего конт роля. Второй механик РТМ «Добровольск» А. М. Соко лов предложил наряду со световым сигналом устано вить звуковой. Для этого не обходимо лишь дополнитель но поставить реле, которое питается от контактов сиг нальной лампы. КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ ПОВЫСИЛОСЬ Более девяноста восьми процентов продукции первым сортом выпускает производ ственный рефрижератор «Янтарный». Это — резуль тат технических новшеств, внедренных на судце передо виками производства. Качество выпускаемой на рефрижераторе продукции раньше намного снижалось из-за несовершенства систе мы глазуровки брикетов. В глазуровочной ванне темпе ратура мороженого брикета падала с минус двадцати од ного градуса до минус три надцати. Глазуровка не обес печивала нужной плотности пленки, что снижало качест во рыбы. Судовые рационализаторы предложили измененную кон струкцию глазуровочной ма шины, где брикет, двигаясь по ленте транспортера, попа дает под распыленную струю воды. Этим обеспечивается равномерное занесение плен ки и сохранение температуры замороженных блоков. Г. ВАСИН. Редактор Е. В. МИХАИЛОВСКИИ. «Рыбный Мурмяи». Индекс 5J6S4. Цена 1 9 R 3 . — 1 коп. Мурманская областная типография, г. Мурманск. Зак. 936. ПН-00158.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz