Рыбный Мурман. 1971 г. Март.

Карта Арктики! Сколько тру­ да, сил, лишений, а порой и жизней положено на ее созда­ ние! Сейчас она пестрит име­ нами людей, названиями судов и событий, как правило, имев­ ших непосредственное отноше­ ние к ее созданию. Первоот­ крыватели, называя острова, проливы, бухты, ледники, мы­ сы, всегда помнили о людях, подготовивших их маршруты, обобщивших ранее добытые на­ учные материалы. Немаловажный вклад в изу­ чение и освоение Арктики вне­ сли русские и советские гидро­ метеорологи. Многие из их славных имен навсегда закреп- полуострове Таймыр. Шесть пунктов названы име­ нем выдающегося русского ге­ ографа, океанографа и метеоро­ лога почетного академика Ю. М. Шокальского (1858—1940): про­ лив между островами Больше­ вик и Октябрьской Революции на Северной Земле, остров при входе в Обскую губу, ледник на Северном острове Новой Земли, остров в проливе Карские Во­ рота, мыс на побережье полу­ острова Таймыр и озеро на по­ луострове Канин. Видный зоолог почетный ака­ демик Н. М. Книпович (1862— 1939) был организатором науч­ но-промыслового дела в Рос- Имена русских ученых м карте Арктики лены На карте Арктики. Имя основателя русской климатоло­ гии А. И. Воейкова (1842— 1916) по праву носят мыс на Шпицбергене, мыс на Земле Георга в архипелаге Земля Франца-Иосифа и река на вос­ точном побережье полуострова Таймыр. Русская полярная экспедиция под руководством Э. В. Толля назвала один из открытых ею а Карском море островов именем русского метеоролога М. А. Ры- качева (1840—1919). Эта же экс­ педиция назвала бухту в зали­ ве Миддендорфа в честь рус­ ского климатолога К. С. Весе­ ловского. Мыс и остров у западного по­ бережья Таймыра носят имя Г. И. Вильда (1833—1902), дирек­ тора Главной физической обсер­ ватории в 1868—1895 гг., созда­ теля многих метеорологических приборов Много сделал для исследова­ ния Арктики выдающийся рус­ ский океанограф и флотоводец С. О. Макаров (1848—1904), и его имя носят залив на острове Гукора на Земле Франца-Иоси- фа. остров в архипелаге Нор- деншёльда, залив на острове Октябрьской Революции на Северной Земле. Именем русского океанографа капитана судна экспедиции В. А. Русанова «Геркулес» А. С. Кучина (1888—1912) названы островок на Земле Франца-Ио­ сифа и остров в шхерах Мини­ на. Имя геофизика Э. В. Штел- линга (1850—1922), много сде­ лавшего для организации сети метеорологических станций на востоке Сибири, автора форму­ лы для расчета испарения с по­ верхности водоема, носят два мыса — на Шпицбергене и на сии и автором ряда монографий по гидрологии северных морей. Его имя носят залив на Южном острове Новой Земли и бухта в Таймырском^ заливе. Имя известного русского ме­ теоролога Б. П. Мультановского (1876—1938), основоположника метода долгосрочных прогнозов погоды, присвоено мысу на ост­ рове Земля Георга. Советский зоолог-океанограф И. И. Месяцев (1885—1940) был одним из организаторов, а в 1921—1933 гг. директором Пла­ вучего морского научного ин­ ститута, работы которого спо­ собствовали развитию океано­ графии как комплексной науки о море. Его имя носит мыс на острове Ева-Лив (Земля Фран­ ца-Иосифа). Юго-восточный мыс острова Гукера назван по имени иссле­ дователя Арктики гидролога Л. Л. Брейтфуса, в 1914—1917 гг. заведовавшего метеорологиче­ ской частью Главного гидрогра­ фического управления. Выдающийся советский океа­ нолог В. А. Березкин (1899— 1946) был участником многих арктических экспедиций. Его именем назван большой пролив в архипелаге Земля Франца- Иосифа. Известный советский гидро­ биолог профессор К. М. Дерю­ гин (1878—1939) — инициатор и руководитель работ по созда­ нию водного кадастра СССР и справочников по морям СССР. Его имя носит залив на северо- западном берегу острова Гуке­ ра, озеро на Северном острове Новой Земли и бухта на вос­ точном берегу острова Больше­ вик. Имя известного полярного ис­ следователя, океанолога и ме­ теоролога профессора В. Ю. Ви­ зе (1886—1954) — одно из наи­ более часто встречающихся на карте Арктики. В его честь на­ званы мыс на северо-западе ос­ трова Брэйди на Земле Фран­ ца-Иосифа; бухта в заливе Ру­ санова, бухта в заливе Благопо­ лучия и ледник на Северном острове Новой Земли; остров в центре Карского моря; мыс на севере острова Большевик. Острова Евгения Федорова в архипелаге Норденшёльда в Карском море и бухта Ширшо­ ва на Земле Георга названы именами папанинцев Героев Советского Союза академика Е. К. Федорова и океанографа и гидробиолога академика П. П. Ширшова (1905—1953). Пролив в шхерах Минина в Карском море носит имя изве­ стного советского гидролога и исследователя Арктики IL К. Хмызникова (1896—1943). Мыс Зубова на южном бере­ гу губы Митюшиха на Новой Земле назван в честь советско­ го океанографа, исследователя Арктики профессора Н. Н. Зу­ бова (1885—1960). В. Г. Глушков, первый дирек­ тор Государственного гидроло­ гического института, немало сделал для организации гидро­ метеорологической ceiTj в Евро­ пейской России и Туркестане. Его именем в 1925 г. Р. Л. Са­ мойлов ич назвал бухту на вос­ точном побережье Северного острова Новой Земли. В 1932 г. Арктический инсти­ тут открыл в заливе Русская Гавань геофизическую поляр­ ную станцию. Первым руково­ дителем метеорологических на­ блюдений на станции был М. Н. Карбасников (1888—1942), кли­ матолог, доцент Ленинградского государственного университета. Сейчас его именем названы бухта и ледник на западном по­ бережье Новой Земли. Громадный вклад в изучение Арктики внесли сотрудники ор­ дена Ленина Арктического и ан­ тарктического научно - иссле­ довательского и н с т и т у т а (ААНИИ). Имена многих из них увековечены на карте Зем­ ли Франца-Иосифа. Леднико­ вый купол на острове Пайера назван в честь полярного гид­ рометеоролога В. В. Фролова (1907—1960), бывшего директо­ ром ААНИИ в 1950—1960 гг. Имена гидрологов ААНИИ, по­ гибших в годы Великой Оте­ чественной войны, И. Г. Овчин­ никова (1910—1942), Н. М. Сто- рожёва и Ю. К. Чернявского (1913—1943) носят несколько мысов и островов. Мыс на острове Вильчека и озеро на острове Артура назва­ ны в честь гидролога ААНИИ А. Н. Золотова (1911—1948), по­ гибшего в Баренцевом море во время ледовой разведки. Лед­ ник Гаудиса на острове Кейна назван в честь гидролога А. И. Гаудиса (1916—1959). С. инженер-гидрограф. МОСКВА. Грузовые автомобили Московского автомобильного завода имени Лихачева пользуются ■ нашей стране и за рубе« жом хорошей репутацией. Сегодня машины с маркой аЗИЛв ко- лесят по дорогам более чем пятидесяти стран мира. Руками зи- ловцея создаются также легковые автомобили высшего клас-са и микроавтобусы. Микроавтобус «Юность», например, получил уже не один международный приз. Во всем »том немалая заслуга работников заводского конст­ рукторского бюро, я стенах которого создаются все выпускаемые заводом типы автомобилей. Здесь в тесном содружестве с кснст- рукторами-инженерами работают художники-конструкторы. Их роль при решении вопросов общей компоновки автомобиля и его внешнего оформления все более возрастает. Сейчас в конструк­ торском бюро завода создается новый легковой автомобиль, ко­ торый, возможно, скоро появится на дорогах нашей страны. НА СНИМКЕ: я конструкторском бюро завода. На переднем плане, слева направо: художник-конструктор И. Таскин, инженер- конструктор Л. Самохин и техник-конструктор И. Левчук с маке* том одного из вариантов будущего пегкового автомобиля. ’ Фото Б. Корзина. Фотохроника ТАСС «МИКРОМИР» ИЛИ МУЖ С КВАРТИРОЙ?» Факты, изложенные в кор­ респонденции, опубликован­ ной под таким заголовком в номере «Рыбного Мурмана» за 12 февраля 1971 года. правильные. llltlllllllllllllllllHillllllllllllllllillllllllllNIIIIIIflllllfllllllllillllllllilllljllillllillllHIU* ность строго предупреждена, В настоящее время в обще* житии печь исправна,, в ком­ натах побелено и покрашено. Дровами общежитие .обеспе­ чено, вода поступает нор­ мально. Кровля будет отремонти­ рована после очистки от сне­ га. Н. ШИШКИН, начальник ЖКО тралового флота. ИНТЕРЕСНАЯЛЕКЦИЯ Часто в гостях у курсан­ тов мореходного училища имени И. И. Месяцева быва­ ют бывшие воспитанники. Они делятся с будущими мо­ ряками своим рыбацким опы­ том, читают интересные лек­ ции. Вот и недавно в учили­ ще состоялась еще одна встреча. С лекцией о нашей север­ ной соседке Норвегии высту­ пил перед курсантами пер­ вый помощник капитана тра­ улера «Волхов» Георгий Фе­ дорович Баценюк. В. ПЕДОСЮК, курсант Ш курса судоводительского отделения. СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: MF-027I «Смоленск», МГ-02М »Дро- собыч», мг-om «Якутск», ср т -м й . ЗАВТРА: мг-owe «Челябинск», м ы ш «М уом & нсв ». crr-oeu. У НАШИХ КАЛИНИНГРАДСКИХ ДРУЗЕЙ НАХОДКИ РАЦИОНАЛИЗАТОРОВ РЕЗУЛЬТАТ ПОИСКА — ПРИБЫЛЬ Четыре миллиона триста тысяч рублей прибыли дал за пятилетие экипаж БМРТ «Лев Толстой». Значитель­ ная часть этой прибыли по­ лучена за счет рационализа­ ции, совершенствования спо­ собов н орудий лова. По рекомендации творче­ ской бригады добычи была внедрена замена тралового мешка с полным уловом на пустой, с отшивкой и при­ шивкой к тралу. Это позво­ лило увеличить общее чис­ ло тралений, а следователь­ но, и вылов рыбы. Пришивка тралового меш­ ка производится самораспус­ кающейся шворкой вместо применения игличного мето­ да,. что. позволяет эконр^ить до 30 минут в течение каж­ дой операции. Добытчиками БМРТ «Лев Толстой» предложен также способ подвески двух пар траловых досок на штатных местах, за кормой, что дало возможность быстро произво­ дить замену досок при пере­ ходе с одного трала на дру­ гой. И СВЕТОВОЙ, И ЗВУКОВОЙ Валомашина — один из основных агрегатов судна. Выход ее из строя чреват серьезными последствиями. К сожалению, надежная информация о состоянии агрегата не всегда может быть принята вовремя. Све­ товой сигнал на машинном посту управления располо­ жен неудобно — позади вах- - тенного механика. Вахтен­ ный электрик, как правило, отсутствует — занимается профилактическим ремонтом. Работа вентилятора, охлаж­ дающего валомашину, оста­ ется без надлежащего конт­ роля. Второй механик РТМ «Добровольск» А. М. Соко­ лов предложил наряду со световым сигналом устано­ вить звуковой. Для этого не­ обходимо лишь дополнитель­ но поставить реле, которое питается от контактов сиг­ нальной лампы. КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ ПОВЫСИЛОСЬ Более девяноста восьми процентов продукции первым сортом выпускает производ­ ственный рефрижератор «Янтарный». Это — резуль­ тат технических новшеств, внедренных на судце передо­ виками производства. Качество выпускаемой на рефрижераторе продукции раньше намного снижалось из-за несовершенства систе­ мы глазуровки брикетов. В глазуровочной ванне темпе­ ратура мороженого брикета падала с минус двадцати од­ ного градуса до минус три­ надцати. Глазуровка не обес­ печивала нужной плотности пленки, что снижало качест­ во рыбы. Судовые рационализаторы предложили измененную кон­ струкцию глазуровочной ма­ шины, где брикет, двигаясь по ленте транспортера, попа­ дает под распыленную струю воды. Этим обеспечивается равномерное занесение плен­ ки и сохранение температуры замороженных блоков. Г. ВАСИН. Редактор Е. В. МИХАИЛОВСКИИ. «Рыбный Мурмяи». Индекс 5J6S4. Цена 1 9 R 3 . — 1 коп. Мурманская областная типография, г. Мурманск. Зак. 936. ПН-00158.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz