Рыбный Мурман. 1971 г. Июнь.
Р е ш е н и я X X I V с ъ е з ц я К П С С - в ж и з н ь ! НА ишшшшшншшпншшнш Такие моряки нриносят славу кораб лю. На снимках: слева — третийпомощ ник капитана Владимир Гусев, вверху •— второй механик Владимир Фовин. О РЫБОЛОВНОМ тра улере «Мичуринск» уже говорилось в пе чати много раз. Люди, кото рые трудились на нем в прошлом и которые трудят ся сейчас, прославили «Ми чуринск», завоевали ему ре путацию одного из лучших судов бортового траления. Хвалить экипаж есть за что. В годы минувшей пяти летки моряки «Мичуринска» добивались высоких уловов. Особенно много им пришлось поработать в юбилейном го ду, когда они взяли на себя высокие социалистические обязательства. В 1970 году коллектив дал сверх задания сотни центнеров первосорт ного рыбного полуфабриката, сэкономил тонны соли, льда, неенольхо траловых мешков. Прошло время, но о былых -эаеязвах стоит упомянуть, -потому ■что экипаж РТ-308 не теряет боевого настроения и сегодня. С начала года сделано два рейса и оба завершены ус пешно. Этот экипаж одним из первых справился с пла ном первого квартала, а на Первое мая лидировал среди моряков траулеров бортозшч) траления. Экипаж «Мичуринска» об судил на собрании Директи вы XX IV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного -хозяйства СССР На 1971—1975 годы. В ходе обсуждения были выработа ны социалистические обяза тельства на первый год но вой пятилетки. Решено- годо вой план по добыче рыбы за вершить досрочно на месяц, выловить дополнительно 900 центнеров- рыбы, выпустить сверх задания 5900 банок консервов. Важные пункты обязательства: сэкономить орудий лова на 10000 рублей, выполнить ремонтных работ своими силами в объеме 1000 нормо-часов. «Планы партии — в жизнь!» Под таким лозунгом трудятся сегодня моряки «Мичуринска». На корабле подобрался молодой, но дружный коллектив. Вот что я услышал от матросов и от председателя судового коми тета профсоюза машиниста рыбомучной установки ком муниста Богдана Сирбного. На РТ-308 Богдан Сирбный трудится с октября прошлого года. Он на многих судах ра ботал до этого, MHOrtw капи танов повидал. По его мне нию, их капитан, коммунист Виктор Петров отличаетсй от' других стремлением добить- — ск крепкой дисцкплины, ис полнительности штурманов, матросов, мастеров по добы че. В этом он видит залог успеха. Умело опирается в работе на партийную и ком сомольскую организации. Он ведет за собойлюдей. За коммунистом Виктором Пет ровым люди идут охотно. Экипаж «Мичуринска» внимательно следил за ра ботой партийного съезда. Ему посвящались дни ударного труда. Первое место в по- вахтном социалистическом соревновании в честь XX IV съезда КПСС заняла вахта, руководимая молодым штур маном третьим помощником капитана Владимиром Гусе вым. Интересно отметить, что на этой вахте трудился сов сем еще неопытный рыбак, только что демобилизован ный из рядов Советской Ар мии комсомолец Григорий Пих. На других вахтах та ких матросов не было. Но зато рядом с Григорием ра ботали классные мастера: старшина вахты ударник коммунистического труда коммунист Василий Махиня и матрос Виталий Гробчак. Григорию было чему у них поучиться, да и отставать от товарищей не хотелось. Сог ласованность действий Вла димира, Григория, Василия и Виталия, их желание выйти вперед помогли добиться ус пеха. Вахте третьего помощ ника капитана был вручен переходящий вымпел. В минувшем рейсе поряд ком досталось мастерам по добыче. Окунь облавливали на илистых грунтах. Рыба быстро передвигалась. Трал почти без перерыва был в воде. Но и в то короткое вре мя, когда он находился на борту, старший мастер по до быче Валентин Шаров всегда своими умелыми руками умудрялся поставить на про худившееся место заплату, устранить другой дефект. Не даром ему присвоено звание лучшего по профессии. ~ Дружный экипаж подоб рался на РТ-308 «Мичу ринск». Задание последнего рейса выполнено на 105 про центов. Наперекор труднос тям идут к новым целям мо ряки этого корабля. С. ДАНИЛОВ. Фото автора. б е л к а криль С целью решения проблемы мирового дефицита животного белка японские промышленни ки планируют начать с 1971 г. промысел неиспользуемых ми ровых ресурсов криля. Криль, относящийся к ракообразным, к концу второго года жизни до стигает примерно 5 см длины. Криль — обитатель антаркти ческих вод. но встречается^так- же в Японском море и на-Се веро-западе Тихого океана. Многие страны, в том числе Австралия, Новая Зеландия, США и другие, уже проводили опыты по использованию криля как источника белка. Однако до сих пор еще не разработаны эффективные методы эксплуата ции его запасов. Япония в 1971 г. намерена начать про мысел криля. Рыболовное суд но будет работать у северной части Японии и у восточной ча сти Хоккайдо с мая до сентяб ря. Планируется сделать i9 рейсов и добыть 1000 тонн кри ля с помощью рыбонасоса в ка честве эффективного орудия лова. В течение ближайших двух лет предполагается про должить промысел в ближай ших к Японии морях. В Новой Зеландии уже про ведены опыты по использова нию криля для приготовления консервированного пюре, «мор ской эссенции» и сушеного мороженого порошка для добав ки к другим рыбным продук там. В Австралии также полу чают опытным путем порошок из -криля для использования в качестве пищевой добавкй. Промышленного использования пока ещё не было. Япония планирует начать про мышленное использование нри- ля в Антарктическом океане с 1973 года. Ученые полагают, что добыча криля -в южных мо рях может составить до 500 млн. тони в год. Н. БЕРЕЗИН. В ДИРЕКТИВАХ XX IV съезда КПСС значительное место уде лено проблемам всестороннего совершенствования управления на родным хозяйством на базе достиже ний науки и практики, в частности —• широкому использованию элект ронно-вычислительной техники. Кон центрированное и комплексное при менение научных методов управле ния в сочетании со средствами вы числительной техники и связи долж но найти отражение в создании так называемых автоматизированных си стем управления (АСУ). Создание и внедрение АСУ в практику — это ра дикальный путь качественного повы шения эффективности управления производством. Почему такое внимание уделяется вопросам управления? Во-первых, материально-техниче ская база народного хозяйства стра ны непрерывно развивается. И чтобы привести в соответствие с ней систе му управления, ее необходимо посто янно совершенствовать. Во-вторых, в аппарате управления по стране занято около 13 млн. че ловек, на содержание которых затра чивается почти 20 млрд. рублей. Как в идите, из сферы материального про изводства в сферу управления отвле каются большие средства. Удельный вес управленческого персонала в об щей численности работающих по стране достигает 15 процентов. Авто матизация процессов управления да-, ет большую экономию средств, позво лит с большей эффективностью ис пользован*люде кие’ресурсы. Зто ка сается всех отраслей народного хо зяйства. I Предприятия рыбной промышлен ности работают в сложных специфи ческих условиях. Радикальное повы шение эффективности их управления становится необходимой предпосыл кой технического прогресса всей от расли. В наступившем пятилетии Ми нистерством рыбного хозяйства, пре дусмотрена разработка кйк отрасле вой АСУ, охватывающей аппараты управления министерства, , главков и ПУРПов, так и разработка автомати зированных систем управления про изводством. Первоначально предполагается раз работать эти системы на пяти пред приятиях — на рыбодобывающем, рыбообрабатывающем, судоремонт ном, на морском транспортном и в рыбном порту. Ставится цель: отра ботать методику и перенести'в даль нейшем опыт создания АСУ на дру гие, родственные предприятия. Кро ме того, предполагается проведение исследований и создание автоматизи рованных систем управления рыбо промысловым флотом непосредствен но в районах промысла, что обещает дать значительный экономический эффект. В целом на разработку на званных систем в текущем пятилетии намечено израсходовать около 8 млн. рублей, не считая затрат на приобре тение электронно-вычислительных машин. В этой большой и, следует подчерк нуть, весьма сложной' деятельности, ответственная и почетная роль отво дится калининградским ученым, ин женерам и техникам рыбной про мышленности. На институт АтлантНИРО возло жена роль голойнОй организации по отрасли в разработке методики и опытной отладки автоматизированной системы управления флотом по девя ти районам промысла Атлантическо го и Тихого океанов, а также в разг - работке машинно-информационной подсистемы по прогнозированию сырьевой базы. В процессе исследо ваний и разработки АСУ предстоит выбрать тип электронно-вычисли тельной машины, который можно бы ло бы установить на судне и исполь зовать при групповой работе судов непосредственно в районах промысла для управления. Наряду с этим по требуется провести большие работы по решению на электронно-вычисли тельных машинах в морских услови ях различных задач: обеспечения контроля за безопасностью морепла вания, оперативного управления рабо той судов, краткосрочного прогнози рования промысловой обстановки, оперативного управления материаль но-техническим обеспечением и про чим. Большие исследовательские ра боты должны быть проведены по об работке промысловой и другой науч ной информации на ЭВМ с тем, что бы совершенствовать, в конечном счете, прогнозирование использова ния сырьевой базы рыболовства. Большие исследования по разработ ке типовой АСУ рыбодобывающего предприятия разворачиваются специ алистами экспериментального кон структорского бюро промышленного рыболовства совместно с коллекти вом Калининградской базы тралового флота. В Калининграде же силами коллек тива филиала ЦПКТБ будет разра батываться автоматическая система управления производством морского рыбного порта, в Таллине осуществ ляется создание АСУ для судомеха нического завода, в Астрахани — дЛя рыбообрабатывающего комбината. ' Автоматизированная система уп равления производством .морского транспортного предприятия на при мере организации «Востокрыбхолод- флот» будет разрабатываться во Владивостоке. Как видите, планы по разработке автоматизированных систем управ ления предприятиями в рыбной про мышленности весьма обширны и но сят научно-методический характер. Что главное в этой деятельности?. Прежде всего, формирование ком плексных и работоспособных коллек тивов разработчиков, непрерывное повышение их научной квалифика ции. Второе — усиленное изучение методики и практики создания авто матизированных систем в различ ных отраслях промышленности с целью перенесения положительного опыта в проекты АСУ предприятий рыбной промышленности. И, конечно же, грамотная и последовательная разработка автоматизированных си стем управления производством, на стойчивое обучение инженерно-тех нических работников. Активная деятельность, содружест во науки и практики — залог ус пешного решения задач, поставлен ных XX IV съездом партии в области совершенствования управления про мышленным производством. В. ИВЧЕНКО, заведующий отделом АтлантНИРО, кандидат экономических наук. «Калининградская правда».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz