Рыбный Мурман. 1971 г. Июнь.

В С 30 нюня по 4 июля в шведском городе Лулно про­ водится традиционный празд­ ник Северного Калотта. На него по заданию организаци­ онного комитета подготовле­ на выставка работ графиков Мурманской области, произ­ ведения прикладного искус­ ства, фотографии, сделанные в Мурманске 8 15 часов 20 мая. Аналогичную выставку представят делегации Шве­ ции, Норвегии, Финляндии — стран-участниц праздни­ ка. Особенно интересной ожи­ дается выставка фотографий, которые расскажут об одном часе жизни в четырех горо­ дах Севера: Лулно, Ровани емн, Тромсе, Мурманска. Отобраны работы фоте- любителей пашего города. Среди них фотографии В. Кононова «Мурманские этажи» и Л. Кузнецовой «Чай», которые мы сегодня публикуем. В составе делегации мур­ манчан участники художест­ венной самодеятельности, спортсмены, туристы, всего более ста человек. Н АСТУПИЛО короткое полярное лето. Моряки Мурман­ ского пароходства начинают очередную арктическую на­ вигацию. Транспортные суда доставят народно-хозяйствен­ ные грузы в Игарку, Дудинку, другие населенные пункты Совет* ского Заполярья. А обратно пойдет другой лоток -грузов: пес. руда. Важная морская артерия живет несколько месяцев напря­ женной жизнью. И поддерживается она мощью современных ледоколов, опытом и мастерством их экипажей. А потом Арк­ тика захлопнет свои ворота перед человеком, накрепко скует льдом свои владения. А если навигацию продолжить подо льдом!.. Об этом мы сегодня и рассказываем. В 1901 г. Д. И. Менделеев предложил построить подвод­ ную лодку длиной 50 м и объемным водоизмещением 2100 м3 для плавания подо льдами Арктики. Он писал: «...можно с уверенностью до­ стигнуть Северного полюса и проникнуть дней в десять от Мурманских берегов в Бе­ рингов пролив. Я до того убежден в успехе попытки, что готов был бы приняться за дело, хотя мне уже стук­ нуло 70 лет, и желал бы еще дожить до выполнения этой задачи, представляющей ин­ терес, захватывающий сразу и науку, а промышленность, н торговлю». По имеющимся сведениям, первые подледные плавания были осуществлены в 1905 г. в дальневосточных водах рус­ ской подводной лодкой «Сом», о чем свидетельству­ ет запись в вахтенном жур­ нале от 9 февраля: «...оста­ ваться лод водой и долго пла­ вать не решались, боясь по­ вредить перископ о плаваю­ щие льдины, которых было очень много». Другая под­ водная лодка, «Кефаль*, в бухте Золотой Рог в декаб­ ре 1908 г. подо ладом тол­ щиной от 3 до 15 см нахо­ дилась 92 минуты, пройдя около 4 миль. Причем «...при всплытии пробили ледяное поле, подняв дед на себя». В высоких широтах Арктики подводная лодка Д-3 («Крас­ ногвардеец») в проливе меж­ ду о. Ян-Майей и Исландией 13 февраля 1938 г. в поряд­ ке тренировки форсировала за полчаса на глубине 50 ас перемычку мелкобитого лада шириной 0,5 мили. В мае 1941 г. В. Ю. Визе разработал проект использо­ вания подводных лодок 9 зимнее время для перевозки грузов между Мурманском и дальневосточными портами. Этот проект так и не был осуществлен из-за начавшей­ ся войны. В 1955 г. с анало­ гичным проектом на страни­ цах журнала «Знание — сила» выступил профессор Г. И. Покровский. По его рас­ четам, перевозка грузов и пассажиров большими атом­ ными подводными лодками в морях Северного Ледовитого океана вполпе рентабельна. Уже к 1960 г. атомными подводными лодками были отработаны задачи длитель­ ных подледных плаваний (до 41 суток), всплытий из-подо льда в любое время года, подледных плаваний на мел­ ководье (Чукотское море) и т. п. Это дало возможность участнику четырех таких плаваний американских атом­ ных подводных лодок докто­ ру В. Лайону написать сле­ дующее: «К настоящему вре­ мени мы можем оперировать в арктической среде в любых условиях: в мелких водах, среди айсбергов, вокруг ост­ ровов, по каналам, 'в услови­ ях полной ночж и в течение ПОДЛЕДНЫЕ ПЛАВАНИЯ 24 часов дневного света ле­ том. Техника навигации, ком­ муникации и всплытия на поверхность через лед пол­ ностью разработана». При этом следует иметь в виду, что советские атомные под­ водные лодки значительно раньше, чем американские, побывали в высоких широ­ тах Арктического бассейна я честьпервооткрывателей под­ водных путей под суровыми льдами Северного полярного бассейна принадлежит со­ ветским морякам («Извес­ тия» от 27 января 1963 г.). Подледные плавания под­ водных лодок позволил* со­ брать много научных данных, так. по данным В. Лайона, • летний период ледяной по­ крое представляет собой скопление дрейфующих об­ ломков тающих льдин все­ возможной величины, формы и толщины, больших плос­ ких ледяных образований (полей) толщиной 1,8—3,6м я льднн со старыми грядами торосов толщиной 9 м и бо­ лее. возникших в результате разлома и нагромождения плоских полей. Средняя пло­ щадь открытой воды около 5% в виде разводьев различ­ ной конфигурации. Некото­ рые участки пригодны для всплытия подводных лодок. Зимой старый лед смерзает­ ся с новым, образуя сплош­ ной ледяной покров. В нем яод влиянием ветра возни­ кают зоны сжатий и разреже­ ний. о чем свидетельствуют свежие торосы и разводья, покрытые молодым льдом. При температуре воз­ духа около —40® за несколько часов в разво­ дье образуется лед толщиной 2.5 см. за неделю — 30 см и за месяц 80 см. Участки льда толщиной менее 90 см подводники назвали ледяны­ ми просветами. Снизу они вы­ глядели как толстые зеленые Просвечивающие линзы. Оптимальная глубина под­ ледного плавания должна превышать 50 н, так как встречающиеся ледяные об­ разования могут достигать этой глубины. В мелковод­ ных районах морей и проли­ вал. даже при наличии айс­ бергов. подледное плавание осуществляется, если глуби­ ны позволяют пройти ниже максимальной осадки ледя­ ного покрова. По данным В. И. Уитме­ на и Д. Д. Шуле, проводив­ ших первичный анализ об­ ширного материала наблюде­ ний с подводных лодок с при­ влечением двухлетних наб­ людений, с самолетов по про­ грамме «с высоты птичьего полета», в Арктическом бас­ сейне средняя площадь, за­ нятая торосами, составляет 13% летом и 18% зимой. Собранные научные дан­ ные и опыт подледных пла- ний указывают на возмож­ ность транспортных подлед­ ных плаваний. Такие плава­ ния с точки зрения сокра­ щения расстояний весьма вы­ годны. Так. по расчетам Ан­ дерсона, командира атомной подводной лодки «Наутилус», . плавание через Северный по­ люс сокращает расстояние между Лондоном и Токио на 4900 миль, между Сиэтлом и Осло — на 3300, Эдинбур­ гом и Ванкувером — на 3100 миль. Сравнительные данные примерной стоимости тран­ спортных перевозок (включая амортизацию, но без приби­ ли), по данным Н. Полмера* также указывают яа целесо­ образность перевозок, в част­ ности. на атомных подводных танкерах. Если принимать стоимость перевозки на обыч­ ном танкере дедвейтом (т. е. полной грузоподъемностью) 70 тыс. т за единицу, то сто­ имость перевозки на атом­ ной подводной лодке — тан­ кере будет 2,5, железнодо­ рожным транспортом — 29.2, автотранспортом — 88.3. рейсовым воздушным транспортом — 142, а спе­ циальным воздушным тран­ спортом — 433 единицы/ В связи с этим в различ­ ных странах проектируются транспортные подводные су­ да. Предпочтение отдается подводным танкерам. И не потому, что морской флот мира состоит на 40% из тан­ керов. Подсчитано, что под­ водный танкер водоизмеще­ нием 40 тыс. т за год даст на 600 тысяч рублей прибыли больше, чем надводный тан­ кер такого же тоннажа. Однако трудностей много. Необходима весьма сложная система подледной навига­ ции, квалифицированные специалисты в экипажах су­ дов, атомные подводные лод­ ки, строительство которых еще очень дорого, и. наконец, не разрешен вопрос, как вы­ полнять требования Между­ народной конвенции но ох­ ране человеческой жизни на норе. Но тем не менее:, по- видимому. еще 8 X X столе­ тии люди будут свидетелями подледных транспортных пггопппий а МИКАИлЖвСЖИИ. Международные исследования Северного море г. Англия, Норвегия, ниях, перемещениях рыбных рез каждые 10 минут и рассчи- ФРГ н Нидерланды стад и планктона, а также для на- тана на 80-дневный срок. очередь, позволит более точно определять места концентраций рыб. ~'г I , Выражается надежда, что экс- В 1971 Швеция, . . . . . ________________ ________________ ___________ ____________ проводят в Северном море пер- блюдения за загрязнением моря. По замыслу авторов проекта перимент 1971 года явится вый международный эксперн- гчртчикн ^ тпяяппнпяют ™ * проводимая работа даст воз- лишь началом более широкого мент по созданию сети стацио- счетчики устанавливаются в можность получить общую кар- систематического наолюдения нарных морских счетчиков-само- М0Ре с помощью заякоренных ТИНу движения водных масс, пе- 33 состоянием водной среды Се- пнецев для сбора данных о тече- буев-меток. Запись показаний ремещения нкры и молоди рыб верного моря. ниях, прнливно-отливпых явле- температуры производится че- и микроорганизмов, что, в свою Г. СЕМИН. *)'»] Н а ш а д р е с т T i / l i i p O H b l •• *>«. г. Мурманск, уд. Традова* 28, второй этаж. Тенефоя* АТС рыбного порта: 63-96 - зам. редактора, ответствен ный секретарь, литературны сотрудники, 62-84 — реда> тор. Вызов с телефонов гс родской АТС осущеетидаетс по номерам 7-36-39* 7-86-264. •Рыбный Мурмаи». Инде! 15654. Цена 1 экз. — * коп. Мурманская области*а .тип. графма, г. Мурманск. Зак, 3946. ПН-04208

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz