Рыбный Мурман. 1971 г. Июнь.
В С 30 нюня по 4 июля в шведском городе Лулно про водится традиционный празд ник Северного Калотта. На него по заданию организаци онного комитета подготовле на выставка работ графиков Мурманской области, произ ведения прикладного искус ства, фотографии, сделанные в Мурманске 8 15 часов 20 мая. Аналогичную выставку представят делегации Шве ции, Норвегии, Финляндии — стран-участниц праздни ка. Особенно интересной ожи дается выставка фотографий, которые расскажут об одном часе жизни в четырех горо дах Севера: Лулно, Ровани емн, Тромсе, Мурманска. Отобраны работы фоте- любителей пашего города. Среди них фотографии В. Кононова «Мурманские этажи» и Л. Кузнецовой «Чай», которые мы сегодня публикуем. В составе делегации мур манчан участники художест венной самодеятельности, спортсмены, туристы, всего более ста человек. Н АСТУПИЛО короткое полярное лето. Моряки Мурман ского пароходства начинают очередную арктическую на вигацию. Транспортные суда доставят народно-хозяйствен ные грузы в Игарку, Дудинку, другие населенные пункты Совет* ского Заполярья. А обратно пойдет другой лоток -грузов: пес. руда. Важная морская артерия живет несколько месяцев напря женной жизнью. И поддерживается она мощью современных ледоколов, опытом и мастерством их экипажей. А потом Арк тика захлопнет свои ворота перед человеком, накрепко скует льдом свои владения. А если навигацию продолжить подо льдом!.. Об этом мы сегодня и рассказываем. В 1901 г. Д. И. Менделеев предложил построить подвод ную лодку длиной 50 м и объемным водоизмещением 2100 м3 для плавания подо льдами Арктики. Он писал: «...можно с уверенностью до стигнуть Северного полюса и проникнуть дней в десять от Мурманских берегов в Бе рингов пролив. Я до того убежден в успехе попытки, что готов был бы приняться за дело, хотя мне уже стук нуло 70 лет, и желал бы еще дожить до выполнения этой задачи, представляющей ин терес, захватывающий сразу и науку, а промышленность, н торговлю». По имеющимся сведениям, первые подледные плавания были осуществлены в 1905 г. в дальневосточных водах рус ской подводной лодкой «Сом», о чем свидетельству ет запись в вахтенном жур нале от 9 февраля: «...оста ваться лод водой и долго пла вать не решались, боясь по вредить перископ о плаваю щие льдины, которых было очень много». Другая под водная лодка, «Кефаль*, в бухте Золотой Рог в декаб ре 1908 г. подо ладом тол щиной от 3 до 15 см нахо дилась 92 минуты, пройдя около 4 миль. Причем «...при всплытии пробили ледяное поле, подняв дед на себя». В высоких широтах Арктики подводная лодка Д-3 («Крас ногвардеец») в проливе меж ду о. Ян-Майей и Исландией 13 февраля 1938 г. в поряд ке тренировки форсировала за полчаса на глубине 50 ас перемычку мелкобитого лада шириной 0,5 мили. В мае 1941 г. В. Ю. Визе разработал проект использо вания подводных лодок 9 зимнее время для перевозки грузов между Мурманском и дальневосточными портами. Этот проект так и не был осуществлен из-за начавшей ся войны. В 1955 г. с анало гичным проектом на страни цах журнала «Знание — сила» выступил профессор Г. И. Покровский. По его рас четам, перевозка грузов и пассажиров большими атом ными подводными лодками в морях Северного Ледовитого океана вполпе рентабельна. Уже к 1960 г. атомными подводными лодками были отработаны задачи длитель ных подледных плаваний (до 41 суток), всплытий из-подо льда в любое время года, подледных плаваний на мел ководье (Чукотское море) и т. п. Это дало возможность участнику четырех таких плаваний американских атом ных подводных лодок докто ру В. Лайону написать сле дующее: «К настоящему вре мени мы можем оперировать в арктической среде в любых условиях: в мелких водах, среди айсбергов, вокруг ост ровов, по каналам, 'в услови ях полной ночж и в течение ПОДЛЕДНЫЕ ПЛАВАНИЯ 24 часов дневного света ле том. Техника навигации, ком муникации и всплытия на поверхность через лед пол ностью разработана». При этом следует иметь в виду, что советские атомные под водные лодки значительно раньше, чем американские, побывали в высоких широ тах Арктического бассейна я честьпервооткрывателей под водных путей под суровыми льдами Северного полярного бассейна принадлежит со ветским морякам («Извес тия» от 27 января 1963 г.). Подледные плавания под водных лодок позволил* со брать много научных данных, так. по данным В. Лайона, • летний период ледяной по крое представляет собой скопление дрейфующих об ломков тающих льдин все возможной величины, формы и толщины, больших плос ких ледяных образований (полей) толщиной 1,8—3,6м я льднн со старыми грядами торосов толщиной 9 м и бо лее. возникших в результате разлома и нагромождения плоских полей. Средняя пло щадь открытой воды около 5% в виде разводьев различ ной конфигурации. Некото рые участки пригодны для всплытия подводных лодок. Зимой старый лед смерзает ся с новым, образуя сплош ной ледяной покров. В нем яод влиянием ветра возни кают зоны сжатий и разреже ний. о чем свидетельствуют свежие торосы и разводья, покрытые молодым льдом. При температуре воз духа около —40® за несколько часов в разво дье образуется лед толщиной 2.5 см. за неделю — 30 см и за месяц 80 см. Участки льда толщиной менее 90 см подводники назвали ледяны ми просветами. Снизу они вы глядели как толстые зеленые Просвечивающие линзы. Оптимальная глубина под ледного плавания должна превышать 50 н, так как встречающиеся ледяные об разования могут достигать этой глубины. В мелковод ных районах морей и проли вал. даже при наличии айс бергов. подледное плавание осуществляется, если глуби ны позволяют пройти ниже максимальной осадки ледя ного покрова. По данным В. И. Уитме на и Д. Д. Шуле, проводив ших первичный анализ об ширного материала наблюде ний с подводных лодок с при влечением двухлетних наб людений, с самолетов по про грамме «с высоты птичьего полета», в Арктическом бас сейне средняя площадь, за нятая торосами, составляет 13% летом и 18% зимой. Собранные научные дан ные и опыт подледных пла- ний указывают на возмож ность транспортных подлед ных плаваний. Такие плава ния с точки зрения сокра щения расстояний весьма вы годны. Так. по расчетам Ан дерсона, командира атомной подводной лодки «Наутилус», . плавание через Северный по люс сокращает расстояние между Лондоном и Токио на 4900 миль, между Сиэтлом и Осло — на 3300, Эдинбур гом и Ванкувером — на 3100 миль. Сравнительные данные примерной стоимости тран спортных перевозок (включая амортизацию, но без приби ли), по данным Н. Полмера* также указывают яа целесо образность перевозок, в част ности. на атомных подводных танкерах. Если принимать стоимость перевозки на обыч ном танкере дедвейтом (т. е. полной грузоподъемностью) 70 тыс. т за единицу, то сто имость перевозки на атом ной подводной лодке — тан кере будет 2,5, железнодо рожным транспортом — 29.2, автотранспортом — 88.3. рейсовым воздушным транспортом — 142, а спе циальным воздушным тран спортом — 433 единицы/ В связи с этим в различ ных странах проектируются транспортные подводные су да. Предпочтение отдается подводным танкерам. И не потому, что морской флот мира состоит на 40% из тан керов. Подсчитано, что под водный танкер водоизмеще нием 40 тыс. т за год даст на 600 тысяч рублей прибыли больше, чем надводный тан кер такого же тоннажа. Однако трудностей много. Необходима весьма сложная система подледной навига ции, квалифицированные специалисты в экипажах су дов, атомные подводные лод ки, строительство которых еще очень дорого, и. наконец, не разрешен вопрос, как вы полнять требования Между народной конвенции но ох ране человеческой жизни на норе. Но тем не менее:, по- видимому. еще 8 X X столе тии люди будут свидетелями подледных транспортных пггопппий а МИКАИлЖвСЖИИ. Международные исследования Северного море г. Англия, Норвегия, ниях, перемещениях рыбных рез каждые 10 минут и рассчи- ФРГ н Нидерланды стад и планктона, а также для на- тана на 80-дневный срок. очередь, позволит более точно определять места концентраций рыб. ~'г I , Выражается надежда, что экс- В 1971 Швеция, . . . . . ________________ ________________ ___________ ____________ проводят в Северном море пер- блюдения за загрязнением моря. По замыслу авторов проекта перимент 1971 года явится вый международный эксперн- гчртчикн ^ тпяяппнпяют ™ * проводимая работа даст воз- лишь началом более широкого мент по созданию сети стацио- счетчики устанавливаются в можность получить общую кар- систематического наолюдения нарных морских счетчиков-само- М0Ре с помощью заякоренных ТИНу движения водных масс, пе- 33 состоянием водной среды Се- пнецев для сбора данных о тече- буев-меток. Запись показаний ремещения нкры и молоди рыб верного моря. ниях, прнливно-отливпых явле- температуры производится че- и микроорганизмов, что, в свою Г. СЕМИН. *)'»] Н а ш а д р е с т T i / l i i p O H b l •• *>«. г. Мурманск, уд. Традова* 28, второй этаж. Тенефоя* АТС рыбного порта: 63-96 - зам. редактора, ответствен ный секретарь, литературны сотрудники, 62-84 — реда> тор. Вызов с телефонов гс родской АТС осущеетидаетс по номерам 7-36-39* 7-86-264. •Рыбный Мурмаи». Инде! 15654. Цена 1 экз. — * коп. Мурманская области*а .тип. графма, г. Мурманск. Зак, 3946. ПН-04208
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz