Рыбный Мурман. 1971 г. Июнь.

Н ЕДАВНО нам в составе группы специалистов рыбной промышленности главка «Севрыба» довелось побывать на ВДНХ в Москве и уча­ ствовать там в работе семинара, организованного министерством рыбного хозяйства СССР. На семи­ наре рассматривались вопросы разноглубинного тралового и кошелькового промысла, применения на этих видах лова приборов контроля глубины хо­ да и параметров трала й' кошельковых неводов, а также проблемы механизации вылквки рыбы из орудий лова. - Поскольку ряд вопросов, затронутых на семина­ ре, .представляет интерес для работников рыбодо­ бывающих предприятий Северного бассейна, нам хотелось рассказать о нем. - В работе семинара приняли участие представи­ тели различных флотов всех бассейнов, работники науки, сотрудники проектных организаций. Открыл совещание начальник управления про­ мышленного рыболовства министерства рыбного хо-_ зяйства СССР В. Г. Липанов. В своем вступитель­ ном слове он охарактеризовал современное состоя­ ние мщювой и отечественной рыбной промышлен­ ности. Было отмечено, что в течение последних лет мировая добыча рыбы стабилизировалась, а в 1969 году она была даже меньше по сравнению с уров­ нем, достигнутым в 1968 году. Только Советский Союз за счет пополнения флота дами, освоения новых районов промысла и эффективных способов лова — разноглубинного лового и кошелькового — непрерывно темпы добычи рыбы. Так, за предыдущую пятилет­ ку прирост добычи рыбы превысил 25 миллионов центнеров. Общий вылов только за 1970 год соста­ вил 77800 тысяч центнеров. Были отмечены основные достижения нашей рыбной промышленности по бассейнам. В частно­ сти, создание новых разноглубинных тралов с крупной ячеей — 400—600 и более миллиметров, ос­ воение Ждановской фабрики выпуска делей для по­ стройки крупноячейных тралов, создание на Даль­ нем Востоке сферических распорных досок и освое­ ние техники работы с ними на судах различных типоз. Наряду с этим отмечались недостатки в разра­ ботке и решении проектными организациями мно­ гих важнейших проблем рыбной промышленности. Например, указывалось на медленное развертыва­ ние Клайпедским отделением «Гипрорыбфлота» ра­ бот по созданию электротрала и светотрала, затя­ нувшееся создание конструкции трала для работы на тяжелых грунтах, создание и внедрение техники для укладки неводов на судах кошелькового гфо- мысла, выливки рыбы из «кошелька» с помощью рыбонасосов, крайне медленное развитие Промыс­ ла кальмара. По нашему бассейну, в частности, как на недостаток, указывалось на недостаточную опе­ ративность в развитии промысла мойвы. Для Сравнения были приведены цифры добычи этой ры­ бы норвежцами. За истекший период 1971 года они выловили ее более 14 миллионов’центнеров, а суда Северного бассейна взяли за весь i970 год только 130 тысяч центнеров. Обращалось внимание и на все еще слабую орга­ низацию обмена информации об имеющихся в бассейнах технических достижений между отдель- н ы ш главками. С докладом а.состоянии сырьевых запасов пела- гическнх рыб Мирового океана на 1972—80 годы » возможности их использования выступил профессор ВНИРО :П. А. Моисеев. В его докладе приводились интересные данные о больших- изменениях в гео­ графии промысла, происшедших за последние годы. Так, например, если в 1950 году средний переход судна к месту лова составил всего 200 миль, то .уже. в 1966 году он равнялся 3500 миль/УказъйалоСь на непрерывное возрастание в мировой добыче удель­ ного веса СССР, доля которого увеличилась с 6,6 процента" в 1938 году до более 'чем 12 процентов в 1970. • ' . Основное увеличение добычи рыбы в ближайшие годы должно произойти за счет,дальнейшего разви­ тия промысла пелагических, рыб. Все большее зна­ чение в современном рыболовстве поэтому приобре­ тает разноглубинный траловый:лов. Не случайно поэтому вопросу дальнейшего развития, и.совершен­ ствования разноглубинного и кошелькового промыс­ ла и .были посвящены, выступления участников се­ минара. __________ Об опыте работы разноглубинными тралами с ис­ пользованием поисковых средств и приборов конт­ роля параметров трала на Западном, Дальневосточ­ ном и Азово-Черноморском бассейнах сообщили участникам семинара представители этих главков тт. Грядунов, Иванов и Парфенов. Мы в свою оче­ редь также поделились опытом работы разноглу­ бинными тралами в Северном бассейне. Характерными направлениями в развитии раз­ ноглубинного промысла во всех бассейнах в связи с изменениями в последнее время сырьевой базы являются: облегчение тралов и увеличение их устья для обеспечения облова разреженных концентра­ ций, применение крупноячейных делей при по­ стройке тралов. Работы ,по внедрению таких тра­ лов сейчас ведутся во всех бассейнах. Следует от­ метить, что больщим недостатком в проведений этих.работ является то, что до сих-пор.нет единого мнения об оптимальном шаге ячеи, сетематериалах. Дальше других пошли работники Азово-Черномор­ ского бассейна, начавшие применять при постройке тралов.дёль с ячеей до 1200 мм. Там остановились на следующих конструкциях разноглубинных тра­ лов. ;ч. .. . ;;;; • . . . ? Для судов типа «Атлантик» — трал 77,6 метра С набором ячеи 600—400—200—100 мм обеспечиваю­ щий скорость траления 4,5 узла. Для траулеров ти­ па «Н. Ковшова» — трал 109 метров с набором ячеи 1000—700—250—160—80 мм; скорость траления — 4,5 узла. И последний трал размером 59,6 метра с на­ бором ячеи 000—400—200—100 мм, который реко­ мендуется для судов типа «Тропик», могущих рабо­ тать в районах Юго-Западной Атлантики. В отно­ шении Центрально-Восточной Атлантики пока определенного мнения по конструкции трала нет. В Западном бассейне экипажи БМРТ применяют .тралы различных проектов, а именно 1041, 1150, 1360, .1337, у которых соответственно такие параметры. Максимальный шаг ячеи 100, 350, 400, 400 мм, длина верхней подборы 38,5, 38,5, 45, 71 метр, вертикаль­ ное раскрытие 15,5, 14, 18, 21 метр, горизонтальное — .22,5, 24,5, 25, 28 метров, периметр устья 112, 116, 145, '200 метров, длина тралового мешка 58/23, 58/23, 73/20,5 152/32 метра. С этими тралами можно разви­ вать скорость траления соответственно 4—4,2. 4,8—5, 4,2—4,4, 4—4,5 узла. Суда типа СРТ-М-1000 снабжены тралом проекта 1191, имеющий макси­ мальный шаг ячеи 300 мм, длину верхней подборы 32.4 метра, вертикальное раскрытие 12 и горизон­ тальное — 14 метров, периметр устья 104 метра, дли­ ну тралового мешка 39/17 метров и позволяющий развивать скорость траления до 4,6—4,7. узла. В Клайпедском траловом флоте применяются тралы для БМРТ типа «Атлантик» размером 63,5 метра (шаг ячеи 400—200—100 мм) и для РТ-М — . 91.5 метра с набором ячеи 600—400—200—100 мм. В ТИНРО разработана конструкция 50-метрового восьмипластного трала для судов типа БМРТ, обла;- дающего большими параметрами, максимальный шаг ячеи 120 мм. Путям дальнейшего совершенствования тактики и техники разноглубинного тралового лова были посвящены выступления представителей научных и проектных организаций бассейнов. Отдельный вопрос был посвящен приборам конт­ роля параметров трала и пути их дальнейшего со­ вершенствования. По мнению специалистов, на су­ дах должны находиться одновременно приборы с кабельной и акустической линиями связи. В настоя­ щее время налажен выпуск приборов ИГЭК, «Глу­ бина» и «Ленинград». Разноглубинный промысел зависит сейчас от ос­ нащенности судов необходимой поисковой аппара­ турой, приборами контроля параметров трала, на­ личия на борту тралов повышенных параметров, умения экипажей использовать имеющуюся техни­ ку. В решении, принятом на семинаре, записали, чтобы СЭКБ промрыболовства обобщило опыт рабо­ ты с крупноячейными тралами и дало рекоменда­ ции по применению на различных типах судов. Вторая часть семинара была посвящена вопросу дальнейшего развития промысла различных рыб. кошельковыми неводами с использованием электро- и различных вспомогательных средств. Опы- лова скумбрии, сельди, сардинеллы и других рыб кошельковыми неводами, а также о пу- дальнейшего совершенствования тактики и тех- кошелькового лова были посвящены выступ­ ления представителей Дальневосточного и Западно­ го бассейнов Ю. П. Смирнова, Ю. А. Кузнецова, Г. И. Пахомова, В. Н. Гиренко. Большой интерес у участников семинара вызвало сообщение о приме­ нении на кошельковых неводах в нашем бассей­ не надувных наплавов, конструкция которых была разработана работниками отдела добычи сельдяно­ го флота. Интересовались представители других бассейнов и конструкциями наших «кошельков» и тралов, применяемых па промысле мойвы и поляр­ ной тресочки. Что сказать об опыте наших друзей из других бассейнов? На кошельковом лове суда «Запрыбы» работают в районах Центрально-Восточной Атлантики вместе с нами и имеют на вооружении кошельковый невар, не отличающийся по набору сетного полотна от тех неводов, что имеем и мы. Крупноячейных делей в их конструкциях нет. В свое время испытывались невода с набором ячеи 60 мм на Дальнем Вос­ токе. Наблюдения показали, что скумбрия не под­ ходит к стенке невода (сетное полотное белое) бли­ же, чем на полметра, однако в ночное время наблю­ далась объячейка. ‘ Интерес представляет, применительно к нашим ус­ ловиям, использование опыта работы дальневос­ точников по облову скумбрии кошельковыми нево­ дами с применением подсветки при кошельковании. При посещении ВДНХ мы познакомились с па­ вильоном рыбного хозяйства. Из экспонирующих­ ся там. образцов наибольший интерес для предприя­ тий рыбной промышленности Северного бассейна представляет машина для. сшивки сетных полотен и посадки делей на пожилины, производительность которых достигает 200 метров жгута в час, а так­ же установка по отпугиванию рыбы из ворот ко­ шелькового неЕода при помощи погружных излу­ чателей, передающих звуки дельфинов. Считаем це­ лесообразным закупку этих приспособлений и внед­ рение их на судах главка «Севрыба». Участники семинара приняли решение, которое после утверждения министерством рыбного хозяй­ ства СССР, будет выслано как руководящий доку­ мент на все рыбодобывающие флота. Проблемы, обсуждавшиеся на совещании, уже на­ ходят частичное решение в нашем бассейне. Так, в соответствии с рекомендациями, БМРТ сейчас во­ оружаются как донными, так и пелагическими тра­ лами с крупной ячеей. Отдел связи сельдяного флота, представитель которого тов. Максимов был вместе с нами на ВДНХ, провел с судоводителями й радиоспециалистами семинар по эксплуатации по­ исковых приборов и приборов контроля глубины хода трала. В заключение хотелось бы сказать, что семина­ ры, по нашему мнению, целесообразно проводить не реже одного раза в год, а по особо важным, про­ блемным вопросам организовывать и внеочередные. Организация их будет способствовать коренному улучшению взаимосвязей.между бассейнами, мак­ симальному использованию всех имеющихся дос­ тижений рыбной промышленности. * Н. БАТУРОВ, заведующий отделом промрыбо­ ловства ЦПКТБ, В. МАКСИМОВ, начальник лаборатории НОТ сельдяного флота. о Владимир Лукьянович Балакин, которого вы видите на этом снимке, работает электро­ монтажником на первом судоремонтном заво­ де объединения «Судоверфь» уже 17 лет. Пере­ довой рабочий достойно носит звание ударни­ ка коммунистического труда, награжден ле­ нинской юбилейной медалью. Фото Л. Кузнецовой.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz