Рыбный Мурман. 1971 г. Июнь.
Н ЕДАВНО нам в составе группы специалистов рыбной промышленности главка «Севрыба» довелось побывать на ВДНХ в Москве и уча ствовать там в работе семинара, организованного министерством рыбного хозяйства СССР. На семи наре рассматривались вопросы разноглубинного тралового и кошелькового промысла, применения на этих видах лова приборов контроля глубины хо да и параметров трала й' кошельковых неводов, а также проблемы механизации вылквки рыбы из орудий лова. - Поскольку ряд вопросов, затронутых на семина ре, .представляет интерес для работников рыбодо бывающих предприятий Северного бассейна, нам хотелось рассказать о нем. - В работе семинара приняли участие представи тели различных флотов всех бассейнов, работники науки, сотрудники проектных организаций. Открыл совещание начальник управления про мышленного рыболовства министерства рыбного хо-_ зяйства СССР В. Г. Липанов. В своем вступитель ном слове он охарактеризовал современное состоя ние мщювой и отечественной рыбной промышлен ности. Было отмечено, что в течение последних лет мировая добыча рыбы стабилизировалась, а в 1969 году она была даже меньше по сравнению с уров нем, достигнутым в 1968 году. Только Советский Союз за счет пополнения флота дами, освоения новых районов промысла и эффективных способов лова — разноглубинного лового и кошелькового — непрерывно темпы добычи рыбы. Так, за предыдущую пятилет ку прирост добычи рыбы превысил 25 миллионов центнеров. Общий вылов только за 1970 год соста вил 77800 тысяч центнеров. Были отмечены основные достижения нашей рыбной промышленности по бассейнам. В частно сти, создание новых разноглубинных тралов с крупной ячеей — 400—600 и более миллиметров, ос воение Ждановской фабрики выпуска делей для по стройки крупноячейных тралов, создание на Даль нем Востоке сферических распорных досок и освое ние техники работы с ними на судах различных типоз. Наряду с этим отмечались недостатки в разра ботке и решении проектными организациями мно гих важнейших проблем рыбной промышленности. Например, указывалось на медленное развертыва ние Клайпедским отделением «Гипрорыбфлота» ра бот по созданию электротрала и светотрала, затя нувшееся создание конструкции трала для работы на тяжелых грунтах, создание и внедрение техники для укладки неводов на судах кошелькового гфо- мысла, выливки рыбы из «кошелька» с помощью рыбонасосов, крайне медленное развитие Промыс ла кальмара. По нашему бассейну, в частности, как на недостаток, указывалось на недостаточную опе ративность в развитии промысла мойвы. Для Сравнения были приведены цифры добычи этой ры бы норвежцами. За истекший период 1971 года они выловили ее более 14 миллионов’центнеров, а суда Северного бассейна взяли за весь i970 год только 130 тысяч центнеров. Обращалось внимание и на все еще слабую орга низацию обмена информации об имеющихся в бассейнах технических достижений между отдель- н ы ш главками. С докладом а.состоянии сырьевых запасов пела- гическнх рыб Мирового океана на 1972—80 годы » возможности их использования выступил профессор ВНИРО :П. А. Моисеев. В его докладе приводились интересные данные о больших- изменениях в гео графии промысла, происшедших за последние годы. Так, например, если в 1950 году средний переход судна к месту лова составил всего 200 миль, то .уже. в 1966 году он равнялся 3500 миль/УказъйалоСь на непрерывное возрастание в мировой добыче удель ного веса СССР, доля которого увеличилась с 6,6 процента" в 1938 году до более 'чем 12 процентов в 1970. • ' . Основное увеличение добычи рыбы в ближайшие годы должно произойти за счет,дальнейшего разви тия промысла пелагических, рыб. Все большее зна чение в современном рыболовстве поэтому приобре тает разноглубинный траловый:лов. Не случайно поэтому вопросу дальнейшего развития, и.совершен ствования разноглубинного и кошелькового промыс ла и .были посвящены, выступления участников се минара. __________ Об опыте работы разноглубинными тралами с ис пользованием поисковых средств и приборов конт роля параметров трала на Западном, Дальневосточ ном и Азово-Черноморском бассейнах сообщили участникам семинара представители этих главков тт. Грядунов, Иванов и Парфенов. Мы в свою оче редь также поделились опытом работы разноглу бинными тралами в Северном бассейне. Характерными направлениями в развитии раз ноглубинного промысла во всех бассейнах в связи с изменениями в последнее время сырьевой базы являются: облегчение тралов и увеличение их устья для обеспечения облова разреженных концентра ций, применение крупноячейных делей при по стройке тралов. Работы ,по внедрению таких тра лов сейчас ведутся во всех бассейнах. Следует от метить, что больщим недостатком в проведений этих.работ является то, что до сих-пор.нет единого мнения об оптимальном шаге ячеи, сетематериалах. Дальше других пошли работники Азово-Черномор ского бассейна, начавшие применять при постройке тралов.дёль с ячеей до 1200 мм. Там остановились на следующих конструкциях разноглубинных тра лов. ;ч. .. . ;;;; • . . . ? Для судов типа «Атлантик» — трал 77,6 метра С набором ячеи 600—400—200—100 мм обеспечиваю щий скорость траления 4,5 узла. Для траулеров ти па «Н. Ковшова» — трал 109 метров с набором ячеи 1000—700—250—160—80 мм; скорость траления — 4,5 узла. И последний трал размером 59,6 метра с на бором ячеи 000—400—200—100 мм, который реко мендуется для судов типа «Тропик», могущих рабо тать в районах Юго-Западной Атлантики. В отно шении Центрально-Восточной Атлантики пока определенного мнения по конструкции трала нет. В Западном бассейне экипажи БМРТ применяют .тралы различных проектов, а именно 1041, 1150, 1360, .1337, у которых соответственно такие параметры. Максимальный шаг ячеи 100, 350, 400, 400 мм, длина верхней подборы 38,5, 38,5, 45, 71 метр, вертикаль ное раскрытие 15,5, 14, 18, 21 метр, горизонтальное — .22,5, 24,5, 25, 28 метров, периметр устья 112, 116, 145, '200 метров, длина тралового мешка 58/23, 58/23, 73/20,5 152/32 метра. С этими тралами можно разви вать скорость траления соответственно 4—4,2. 4,8—5, 4,2—4,4, 4—4,5 узла. Суда типа СРТ-М-1000 снабжены тралом проекта 1191, имеющий макси мальный шаг ячеи 300 мм, длину верхней подборы 32.4 метра, вертикальное раскрытие 12 и горизон тальное — 14 метров, периметр устья 104 метра, дли ну тралового мешка 39/17 метров и позволяющий развивать скорость траления до 4,6—4,7. узла. В Клайпедском траловом флоте применяются тралы для БМРТ типа «Атлантик» размером 63,5 метра (шаг ячеи 400—200—100 мм) и для РТ-М — . 91.5 метра с набором ячеи 600—400—200—100 мм. В ТИНРО разработана конструкция 50-метрового восьмипластного трала для судов типа БМРТ, обла;- дающего большими параметрами, максимальный шаг ячеи 120 мм. Путям дальнейшего совершенствования тактики и техники разноглубинного тралового лова были посвящены выступления представителей научных и проектных организаций бассейнов. Отдельный вопрос был посвящен приборам конт роля параметров трала и пути их дальнейшего со вершенствования. По мнению специалистов, на су дах должны находиться одновременно приборы с кабельной и акустической линиями связи. В настоя щее время налажен выпуск приборов ИГЭК, «Глу бина» и «Ленинград». Разноглубинный промысел зависит сейчас от ос нащенности судов необходимой поисковой аппара турой, приборами контроля параметров трала, на личия на борту тралов повышенных параметров, умения экипажей использовать имеющуюся техни ку. В решении, принятом на семинаре, записали, чтобы СЭКБ промрыболовства обобщило опыт рабо ты с крупноячейными тралами и дало рекоменда ции по применению на различных типах судов. Вторая часть семинара была посвящена вопросу дальнейшего развития промысла различных рыб. кошельковыми неводами с использованием электро- и различных вспомогательных средств. Опы- лова скумбрии, сельди, сардинеллы и других рыб кошельковыми неводами, а также о пу- дальнейшего совершенствования тактики и тех- кошелькового лова были посвящены выступ ления представителей Дальневосточного и Западно го бассейнов Ю. П. Смирнова, Ю. А. Кузнецова, Г. И. Пахомова, В. Н. Гиренко. Большой интерес у участников семинара вызвало сообщение о приме нении на кошельковых неводах в нашем бассей не надувных наплавов, конструкция которых была разработана работниками отдела добычи сельдяно го флота. Интересовались представители других бассейнов и конструкциями наших «кошельков» и тралов, применяемых па промысле мойвы и поляр ной тресочки. Что сказать об опыте наших друзей из других бассейнов? На кошельковом лове суда «Запрыбы» работают в районах Центрально-Восточной Атлантики вместе с нами и имеют на вооружении кошельковый невар, не отличающийся по набору сетного полотна от тех неводов, что имеем и мы. Крупноячейных делей в их конструкциях нет. В свое время испытывались невода с набором ячеи 60 мм на Дальнем Вос токе. Наблюдения показали, что скумбрия не под ходит к стенке невода (сетное полотное белое) бли же, чем на полметра, однако в ночное время наблю далась объячейка. ‘ Интерес представляет, применительно к нашим ус ловиям, использование опыта работы дальневос точников по облову скумбрии кошельковыми нево дами с применением подсветки при кошельковании. При посещении ВДНХ мы познакомились с па вильоном рыбного хозяйства. Из экспонирующих ся там. образцов наибольший интерес для предприя тий рыбной промышленности Северного бассейна представляет машина для. сшивки сетных полотен и посадки делей на пожилины, производительность которых достигает 200 метров жгута в час, а так же установка по отпугиванию рыбы из ворот ко шелькового неЕода при помощи погружных излу чателей, передающих звуки дельфинов. Считаем це лесообразным закупку этих приспособлений и внед рение их на судах главка «Севрыба». Участники семинара приняли решение, которое после утверждения министерством рыбного хозяй ства СССР, будет выслано как руководящий доку мент на все рыбодобывающие флота. Проблемы, обсуждавшиеся на совещании, уже на ходят частичное решение в нашем бассейне. Так, в соответствии с рекомендациями, БМРТ сейчас во оружаются как донными, так и пелагическими тра лами с крупной ячеей. Отдел связи сельдяного флота, представитель которого тов. Максимов был вместе с нами на ВДНХ, провел с судоводителями й радиоспециалистами семинар по эксплуатации по исковых приборов и приборов контроля глубины хода трала. В заключение хотелось бы сказать, что семина ры, по нашему мнению, целесообразно проводить не реже одного раза в год, а по особо важным, про блемным вопросам организовывать и внеочередные. Организация их будет способствовать коренному улучшению взаимосвязей.между бассейнами, мак симальному использованию всех имеющихся дос тижений рыбной промышленности. * Н. БАТУРОВ, заведующий отделом промрыбо ловства ЦПКТБ, В. МАКСИМОВ, начальник лаборатории НОТ сельдяного флота. о Владимир Лукьянович Балакин, которого вы видите на этом снимке, работает электро монтажником на первом судоремонтном заво де объединения «Судоверфь» уже 17 лет. Пере довой рабочий достойно носит звание ударни ка коммунистического труда, награжден ле нинской юбилейной медалью. Фото Л. Кузнецовой.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz