Рыбный Мурман. 1971 г. Июнь.

t-^=s tr-; 3 C-^5 СПЛ* e*i=* |i=5 e Д ИРЕКТИВАМИ XXIV съезда КПСС no пяти­ летнему плану развития народного хозяйства СССР ка 1971—1975 годы поставлены задачи — увеличить прибыль в промышленности, обеспечить снижение себестоимости про­ дукции и повышение рента­ бельности работы предприя­ тий, улучшить планирование прибыли как главного источни- ка доходов государства, повы­ сить роль себестоимости про­ дукции в формировании при­ были. Выполняя поставленную съез­ дом задачу, моряки, работни­ ки береговых ’ предприятий сельдяного флота добились в атом направлении заметных ре­ зультатов. В первом году де­ вятой пятилетки еще настой­ чивее ведется борьба за луч­ шее использование техники, повышение эффективности ра­ боты флота, усиление режима экономии и бережливости, внедрение предложений, посту­ павших в ходе смотра резер­ вов производства. Еще раньше в «Мурман- сельди» для приема печени от промысловых судов и выработ­ ки из нее консервов «Печень тресковая натуральная» был переоборудован один СРТ. Тог­ да мы выработали 275,1 тыся­ чи условных банок таких кои- сервов. Сегодня дополнитель­ но направлен для этой цели еще СРТ-843, что позволило только за пять месяцев года выпустить 187 туб. консервов, доход от реализации которых составил 104,7 тысячи рублей. Следует отметить, что полу­ ченный эффект является мини­ мальным в связи с неудовлет­ ворительной промысловой об- ствиовкой в Баренцевом море. При благоприятных условиях мы сможем довести выработ­ ку такой продукции до 600 туб. Помимо налаживания про­ изводства консервов иа двух специально оборудованных средних рыболовных трауле­ рах, такая работа проделана и на БМРТ Н*Н» 263, 264, постро­ енных на отечественной верфи. На них теперь можно изготов­ лять консервы и пресервы. Их выпущено уже 12 тысяч банок. Общий экономический эффект от внедрения данного меро­ приятия 160 тысяч рублей. В настоящее время на фло­ те проводится смотр-конкурс, по увеличению выпуска про­ дукции улучшенного качества. — консервов из натуральной печени и других. Ожидаем, что это даст экономический эффект в 350 тысяч рублей. Организация сбора и обра­ ботки печени, как видно, нема­ лая статья дохода. Параллельно мы позаботились и о том, что­ бы не пропадали даром рыб­ ные отходы. Только в прошлом п 8 ПАРАШЮТЫ... ДЛЯ СУДОВ Японские специалисты провели испытания тормоз­ ных парашютов для оста­ новки судов в море. Для ок~ сперимента было выделено судно «Санте Изабел Мару» водоизмещением в 50.000 тйнн. Специалисты судостро­ ительной фирмы «Мицубиси» и авиакомпании «Файкура» инсценировали опасность столкновения, когда «Санте Изабел Мару» шел со скоро­ стью 10,5 узла. Испытания проходили так. Режим работы судовых, ма­ шин был изменен с «полно­ го вперед» на «полный на­ зад», одновременно с Пра­ вого и левого борта были выпущены под водой Два па­ рашюта. Судно остановилось, пройдя всего 700 метров. По мнению инженеров, время до полной остановки может быть еще больше сокраще­ но. году был получен экономичес* кий эффект от этого иа сумму 798 тысяч рублей, еще 116,7 тысячи — за ^прошедшие пять месяцев. Сейчас для сбора от­ ходов на донном тресковом промысле направляются специ­ альные суда. Дальнейшее развитие полу* чило увеличение и совершенств кование латексирование сете- материялав, . освоение лова мойвы в открытых районах Ба­ ренцева море кошельковыми неводами, конструкция которых разработана коллективом отде­ ла добычи флота-, кошельково­ го промысла сардинеллы, став­ риды и скумбрии в Централь­ но-Восточной Атлантике. Ныне здесь добыто 225,5 тысячи цент­ неров этих рыб. Доход от реа­ лизации составил 4668,4 тысячи рублей, а ,сверхплановая при­ быль —- 1273,9 тысячи. В 1970 году я ходе обсуж­ дения Письма ЦК КПСС, Сове­ та Министров СССР, ВЦСПС и ЦК BilKCM «Об улучшении ис­ пользования резервов произ­ водства и усилении режима экономии в народном хозяйст­ ве» от работников сельдяного флота поступило и рассмотре­ но 250 предложений, направ­ ленных на улучшение качестве продукции, организации труда, экономим материальных цен­ ностей. Лучших результатов в борьбе за экономию орудий лова достигли -тогда экипажи СРТ-р NSHS 705, 702, 741, 729, СРТ № № 4145, 19, а наиболь­ шую экономию топлива, сма­ зочных материалов имели мо­ ряки БМРТ-439. СРТ-Р-713. Каждый моряк, работник береговых предприятий флота понимает, что задача, опреде­ ленная в Письме, обязывает по­ стоянно трудиться с наиболь­ шим эффектом. Поэтому в пер­ вом году текущей пятилетки борьба за экономию топлива, промыслового вооружения, та­ ры и других материалов раз­ вернулась с новой силой. В результате уже сейчас по на­ званным видам снабжения име­ ем 436 тысяч сэкономленных рублей. К числу мероприятий, направ­ ленных на повышение тиеиостн производства^ отнести разногл оснащение кое вмэдр^мие ого лова* рыбы, приспособленных для этого судов контроля глубины Установка Таких’ по: КИМ приборами Да трала, рое на семи БМРТ зволила получить ■■ля таз л» : «in Ж экономический эффект в 210 тысяч рублей. Так, только в мае экипаж большого моро­ зильного траулера № 448, ра­ ботавший в Баренцевом море пелагическим тралом, вырабо­ тал готовой продукции больше, чем коллективы БМРТ № № 263, 264, не имевшие подобных орудий лова, соответственно ка 675 и 3597 центнеров. Была модернизирована и от* регулирована рыборазделочная машина «Баадер» для выработ­ ки филе из хека на БМРТ-442,' За рейс, благодаря этому, мо­ ряки выработали 230 центнеров такой продукции. Осуществлен комплекс меро­ приятий по изысканию и внед­ рению резервов производства, улучшению ремонта судов на плавмастерской «Резец» и в Те- риберке, что дало дополни-* тельно 221 тысячу рублей. Естественно, здесь названы не все факторы, позволившие кол­ лективу флота улучшить эко* номические показатели своей работы: за пять месяцев года довести объем реализации про* дукции ДО 30 664 тысяч руб­ лей, на 1426 тысяч больше, чем за то же время прошлого года. В. МАКСИМОВ, начальник лаборатории НОТ «Мурман- сельди». Э Д ! 1Ш Е : !Ш Ш Ш 2 ЯШ Ш Ш ОСЛЕ того, как на головном предприя­ тии объединения «Судоверфь» было принято решение ставить в ремонт не « только суда бортового траления, но и транс- портные, производственные рефрижераторы, плавбазы, работы слесарям по ремонту дизель­ ных агрегатов значительно прибавилось. В осо­ бо горячие для завода дни можно увидеть, что двигателями н их узлами заставлены свобод- ~ ные площади и проходы слесарного участка 2 дизельного цеха. i=j Но и сейчас, когда увеличился объем работ, « бригады цеха делом отвечают на решение ~ XXIV съезда КПСС развивать судоремонтные = мощности. Ведущим коллективом у них счи­ таются рабочие, которыми руководит комму­ нист Евгений Петрович Даннлнцкнй. Эта зкл rsr I!Гг? П к а ВЕДУЩИЙ КОЛЛЕКТИВ бригада досроч|н>г~ .18 марта — выполнила план первого квартала и предсъездовские обя­ зательства. Ею отлично отремонтирован и сдан в эксплуатацию главный двигатель производ­ ственного рефрижератора «Алексей Хлобы­ стов». Хорошо идут дела у этой бригады н сет- дня. Выдан гарантийный паспорт на эксплугг* тадню главного двигателя плавбазы «.Атлан­ тика», готовятся к сдаче двигатель и вспомог* гательные механизмы промыслово-производст* венного рефрижератора «Апатиты». НА СНИМКЕ: А. Н. Новиков, Е. П. Данн- й, А. И. Николаев, Н. В. Ларичев. r.HMi вопросу о скоростях траления В свое время в «Рыбном Мурмане» капитан дальнего пла­ вания Е. Лебедев рассказал о зависимости скорости траления от длины вытравленных ваеров. На мой взгляд, статья очень, интересная самой постановкой вопроса, а также полнотой от­ ветов. В этой связи хочется отметить, что промысловнки-практики задолго до того при составлениидлинывытравливаемых ваеров учли это падение скорости при увеличении глубины, что видно нз несложной математической выкладки. Если рассмотреть тарнровочный график глубины хода раз­ ноглубинного. трала (см. «Справочник промысловика» И, Я. Ахлынов ндр. изд. 1961 г., стр. 217, рис. 135), то сразу бросается в глаза, что это — график функции V=kx+b — уравнение пря­ мой линии с условным коэффициентом. Приведя уравнение к данному случаю, обозначим! V — длина ваеров, - к — переменный коэффициент утла — разница между на­ чальной н истинной скоростью, так как от изменения скорости угол меняется, х — множитель поправки на скорость, Ь — глубина места лова. • • 2Т Z t После подстановки имеем: 1м—(V—V(l)x200 м+2Нм. Составив такой же график по таблице длины вытравливае­ мых ваеров для донного трала на РТ (см. «Справочник про­ мысловика» изд. 1961 г., стр. 212, таблица 61) и приведя фор­ мулу в удобный для устного счета внд, имеем; I=1Q0(V—2,5)+ Н — для ППР и БМРТ, l=100(V—2,75)+Н — для РТ, где .1 — длина ваеров в саженях, V — скорость судна в узлах, V0 — 2,5 узла .— начальная скорость, при которой начинают работать, траловые доски, Н — абсолютная величина, глубина по эхолоту (в метрах). •Причем, при тралении с одной скоростью, например, 3,5 уз­ ла, удобнее- поправку на скорость 100(3,6—2,5) = 100 саженей вывести сразу к прибавлять ее к абсолютной величине глубины по эхолоту. Сравнивая табличные данные с данными по формуле, на­ ходим, что до глубины 350 метров и до скорости 3,75 узла длина ваеров. совпадает. При увеличении глубины и скорости траления таблицы рекомендуют травнть меньше ьаероз, чегд ето вытекает из формулы,’ Если в дальнейшую часть таблицы ввести поправку, определенную капитаном дальнего плавания тов. Лебедевым, то таблицы будут отвечать данным, получае­ мым с математической формулы. Следовательно, при пользовании скоростью по оборотам при увеличении глубины траления следует давать ваера по таб­ лицам. При пользовании планшнрным (если есть уверенность в правильно определенной скорости) или выверенным гидравли­ ческим лагом количестве ваеров лучше давать по формуле! Однако Ф. М. Михов в книге «Трал и техника тралового доваА (изд. 1947 г., стр. 36) рекомендует: «...давать ваеров от 2х до 3,5 глубин...» Там же на стр. 44: «При промысле на каменистом грунте ваеров травить не более 2-х глубин». Теперь, когд& появились поисковые приборы, бытует мне­ ние, что при наличии показаний «плотных на грунте» следует увеличивать горизонтальное раскрытие трала. Если же показа­ ния над грунтом, следует увеличивать вертикальное раскрытие трала. Эти параметры — вертикальное н горизонтальное рас­ крытие трала — тесно связаны с загрузкой подбор, количест­ вом ваеров н скоростью траления. Для изменения параметров не всегда удобно маневрировать перевооружением нижней иод- боры. - При маневрировании ваерами и скоростью, если судно «пристроилось» иа хорошие уловы, следует запомнить'поправ­ ку на скорость, чтобы при переходе на другие глубины с таким же характером показаний применять ту же поправку на ско­ рость, иметь такие же уловы, то есть быстрее «пристроиться», В своей статье Е. Лебедев указывает, что увеличение вы­ травливаемых ваеров на 100 метров уменьшает скорость на 0,1 узла при прочих равных условиях. При диаметре ваера 25 мм 100 метров составят продоль­ ную площадь 2,5 квадратных метра, при длине ваера 1000 мет­ ров площадь будет 25 квадратных метров, а при диаметре ваера 16 мм — соответственно 1,6 и 16 квадратных метров. Отсюда видно, что для увеличения стабильности работы всего тралового устройства на разных глубинах предпочтительнее тонкие ваера перед более толстыми тон же прочности. Также лучше ставить синтетические кухтыли того же объема, но с большей подъем­ ной силой, чем металлические. При этом не только увеличился бы вылов рыбы, но в значительной мере снизился бы н извсс’ глазного двигателя, расход топлива. И. ВРУБЛЕВСКИЙ, штурман дальнего плавания. & *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz