Рыбный Мурман. 1971 г. Июнь.

н а ш и » одним условием: Леонид не сра- ву пойдет работать на судно, а сначала поступит в морской техникум, приобретет твердую специальность. На том они и порешили. Так Леонид оказался в Мур­ манске, в среднем мореходном училище, и в 1952 году уходил из его стен с дипломом радио­ специалиста. Он хотел работать вдесь, на Севере, но распреде­ ление есть распределение, и на его долю выпал Дальний Вос­ ток, корабли «Камчатрыбфло- та». Работал он радистом на стареньких транспортах. Дале­ ко в море они не ходили, курси­ ровали вдоль побережья и при­ нимали рыбопродукцию от множества мелких рыболовец­ ких артелей и небольших рыбо- ваводов. Такая работа вскоре Его хорошо знают на флоте С ЛЕОНИДОМ Констан­ тиновичем Фоминым, старшим электриком, мы поднялись на палубу тран­ спортного рефрижератора «Ма- точкин Шар». Он весело здо­ ровался с людьми, со многими подолгу разговаривал и не на шутку обеспокоился, когда уз­ нал, что на одном из производ­ ственных участков вышла из строя электросеть и вахтенный электрик вот уже долгое время старается отыскать поврежде­ ние. Не сняв даже новенького пиджака, Леонид Константино­ вич спустился в машинное от­ деление. Мне показалось, что мешать ему сейчас вопросами, не касающимися производства, будет просто нетактично. Пого­ ворили мы позже. Жизнь этого человека интерес­ на. Родился он в Архангельске в семье рабочего. Отец долгое время трудился на одном из ле­ созаводов и одновременно учил­ ся. В детстве ему не удалось осу­ ществить мечту — стать хлебо­ робом, и вот, уже будучи семья­ нином, он все-таки окончил сельскохозяйственный техни­ кум, стал мелиоратором. Леонид заканчивал седьмой класс уже в сельской школе. И чем короче становился путь к получению свидетельства, тем сильнее ощущал, что земля его к себе не манит, что ему боль­ ше по душе те задымленные ко­ рабли, за которыми он любил подолгу наблюдать с берега Двины. Понимавший внутрен­ нее состояние сына, отец не удерживал его. Не удерживал с приелась, но людей не хвата­ ло, и вместо двух лет, как на­ мечал Леонид для себя, отрабо­ тал все шесть и только после этого перебрался в Мурманск. Сегодня Мурманск для него действительно ! родной город. Здесь много знакомых, здесь он обзавелся семьей, есть прекрас­ ная квартира, а главное — лю­ бимая работа. Он работал на буксирах тор­ гового и рыбного портов, когда почувствовал: теряет слух. Пришел день, когда он твердо знал, что уже никогда не с; в кресло радиста, а привыч рука не отобьет на ключе позывные. Но он гордился что на флотах есть целая т . да тех, кто проходил стажи£ ку под его руководством, продолжает его дело. А он шел в море электриком, o6ei чивать надежную работу с> вых механизмов. А это так важно, как надежная ра) связь для корабля, находяще ся за много тысяч миль ®т j ных берегов. Леонид Константинович < мин работал на многих трг портных судах. И где бы был, его везде уважали, как циалиста, прекрасно знанл свое дело; как моряка, готе всегда протянуть руку пом< как гражданина, умеющего советовать, отвести беду, noi найти правильный путь в я ни. Таким его знают те, кто долгие годы крепко дружл ним, кто выдвинул его кай датом в депутаты городе! Совета. Стоять у руля народ власти — великая честь, по* ная обязанность. Нет сомне в том, что Л. К. Фомин опр . дает доверие избирателей. С. ДАНИЛ( На енимке: старший эл трик Л. К. Фомин: (на перед! плане) н электрик А. П. К ворученко проверяют раб< распределительных щитов. ШМВВ1 К Ё В НАЧАЛЕ МАЯ, когда в управлении тралово­ го флота проходило со­ брание по выдвижению канди­ датов в депутаты Мурманского областного Совета, в числе дру­ гих кандидатур была названа фамилия механика большого морозильного траулера «Ярос­ лавль» Виктора Николаевича Бассамыкина, который' сегодня баллотируется по 34-му избира­ тельному округу. Мне приятно было тогда охарактеризовать Виктора Николаевича как от­ личного специалиста, надеж­ ного товарища, скромного мо­ ряка. Так мог бы сказать любой, нто ходил с ним в море. Впервые с В. Н. Бассамыки-' ным я познакомился лет воеем назад на БМРТ-254 «Николай Островский». Пришел ои к нам на должность третьего механи­ ка, но тан как судно шло в ре­ монт, то по-настоящему, считаю, узнал его только в океане, на промысле, где раскрываются все человеческие качества, отноше­ ние к делу. И мне, тогда не пришлось жалеть, что моим по­ мощником оназался такой работ­ ник. Первая наша встреча оста­ вила самые лучшие воспомина­ ния. До прихода на наш ко­ рабль Виктор Николаевич трудился на других подобных траулерах, к тому времени его плавательный ценз исчислялся несколькими годами. А если учесть любознательность тов. Бассамыкина, то вполне понят­ но, что он успел в совершенст­ ве освоиться со всем машинным хозяйством. Оно у третьего ме­ ханика самое большое: паровой котел, вспомогательные двигате­ ли, аварийное дизель-динамо, топливная аппаратура и многое другое. Так что забот у Виктора было хоть отбавляй. Взять, к примеру, чистку дви­ гателей. За рейс, бывало, мень­ ше чем с двумя не возились. А то чистили и три, и все четыре. На вахте некогда этим зани­ маться, все делали во внеуроч­ ное время, отрывая часы от от­ дыха, сна. Но такая уж хлопот­ ливая должность у третьего ме­ ханика. И тем не менее Бассамыкин успевал и с работой справиться, и кинофильм посмотреть, и вы­ ступить перед товарищами с бе­ седой, лекцией. Об этом сказа­ но снупыми строчками характе­ ристики так: «Трудолюбив, ис­ полнителен, добросовестно отно­ сится к служебным обязаннос­ тям. Активен в общественной жизни коллектива, часто вы­ ступает перед морянами с бесе­ дами на общественно-политиче­ ские темы...» В характеристике упущена еще одна черта его характера — воспитанность, культура по­ ведения, даже, можно сказать, интеллигентность. В разговоре всегда споноен, умеет и выслу­ шать, и высказать свою точку зрения. Таним Виктор Николаевич и ■ запомнился мне в первую нашу встречу. А вторая состоялась недавно. И я не увидел ника­ ких изменений в нем. Впрочем, ное-что изменилось. Бассамыкин к тому времени получил диплом с отличием об окончании Мур­ манского мореходного училища, по программе с сокращенным сроном. Но такая новоегь была только приятна... В Мурманск Виктор Никола­ евич приехал из Астрахани, где жила его мать. (Сйгец погиб смерью храбрых 4 мая 1944 го­ да). Там прошли его школьные, годы, там же приобрел, в Аст­ раханской мореходной школе, морскую специальность. Но то ли южные моря не устраивали, то ли хотелось необычного, по­ дался потом на Север. И вот уже пятнадцать лет трудится в траловом флоте. ...Снова мы уходили на про­ мысел на БМРТ «Николай Ост­ ровский». Для меня не было удивительным, что В. Н. Басса­ мыкин «ие вырос», оставался третьим механиком. Опыта, знания механизмов у него хва­ тало, но подняться на эту сту­ пеньку выше не позволял тог­ дашний диплом, хотя, думаю, та­ кому специалисту не чинили ни­ каких препятствий. Кстати, пос­ ледний траулер, па котором тру­ дится он, — БМРТ «Ярос­ лавль». На нем после «Нико­ лая Островского» Виктор Нико­ лаевич ходил уже вторым меха- ■ ником. Диплом Мурманской мо­ реходки давал на это право... Мы уходили на промысел, и я ни на минуту ие беспокоился за тот участок, что был в ве­ дении третьего механика. Га- раитией тому было наше первое знакомство. Г. ЦАПЛИН, групповой механик тралового флота. I I I I Н АД ГОРОДОМ плыла проз* рачная весенняя ночь. Я только что переступила по* рог консервного завода рыбоком­ бината и сразу же узнала прият* ную новость: рабочие, специалис­ ты и служащие комбината назвали своим кандидатом в депутаты Вер­ ховного Совета Российской Феде* рации передовую работницу на­ шего предприятия Злату Леони­ довну Монахову. Какой правильный шаг сделал наш коллектив! Уж кто-юо, а Зла­ та Леонидовна вполне достойна высокого народного доверия. Я это могу сказать с полной ответствен­ ностью и уверенностью. Водь это не малое дело — работать бок • бок е таким человеком, май на­ ша Злата, почти 14 лет. А сама она трудится здесь почти два де­ сятилетия. Многие советские люди (да и ие только советские) спрашивают в магазинах консервы, выпущенные Мурманским рыбокомбинатом. Они, покупатели, высоко ценят эти консервы. Вот погому-то мне и хочется заметить, что многие кон­ сервные банки с маркой Мурман­ ского рыбокомбината побывали в руках Златы Леонидовны Мона­ ховой. Свою личную восьмую пя­ тилетку она выполнила досрочно. Но и зто еще не все. Сверх пяти­ летнего задания она выработала 484 тысячи банок консервов. Мно­ го это или мало! Судите сами: только сверхплановые консервы, выработанные 3. Л. Монаховой, оцениваются в двести тысяч руб­ лей. , С таким же темпом лучшая на­ ша работница вступила и в девя­ тую пятилетку. Кто даже очень хорошо и глу­ боко знаком с консервным про­ изводством, не может не залю­ боваться тем, как быстро, краси­ во и энергично работает эта жен­ щина. Из-под ее рук каждую сме­ ну выходят многие сотни банок уже готовых консервов. Попробуй тут эакатчица просмотреть что- либо — из-под машинки хлынет сплошной поток брака. По девя­ носто банок а минуту! Но в том-то и дело, что брак а работе 3. Л. Монаховой, благода­ ря ее собранности и исключитель­ но высокой ответственно» солютно исключен. Рядом со Златой Леони трудятся наши молодые р цы Аня Алексеева,, Там патова, Майя Беляева, А» ва и другие. Сколько f рання, настойчивости влоя та Леонидовна Монахова I бы они в совершенстве о» передовыми методами труд Гор — Трудно топило вначале, там все пойдет кап по маслу, уверяет Злата Леонидовна вс кто обращается к ней за по/» щью. И мысленно вспоминает то в; мя, когда она пришла на консе; ный завод сразу после шке ФЗО. Хоть и медленно, но н тойчиво и уверенно Злата Мо? хова поднималась на одну тру; вую ступеньку за другой — бь: и разделыцицей, и укладчицей р бы. А сейчас Злата Леонидов эакатчица. Работает она в бри де, которая носит имя сандруж» ницы Шуры Туровой, погибшей трудовом посту в то время, ког полыхало пламя Великой Отече венной войны. Я уже рассказывала о про* водственных успехах 3. Л. Moi ховой. Они, эти успехи, сцене: Родиной очень высоко. На ее г;: ди — орден Трудового Красно Знамени, юбилейная Ленинск медаль «За доблестный тру; значок «Отличник социалисти*. ского соревнования рыбной пр мышленности СССР». * > В свое время нопаторы заво внесли очень цеиние рациона* авторские предложения, котор» позволили совместить обслуж ванне маслозаливочной и закате ной машин. Осваивать новше< во первой вызвалась Злата V иахова, и первой же его освой* Свыше пяти тысяч рублей экой мии — таков эффект этого не шества. Но и это еще не все. С бестоимость вырабатываемой пр

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz