Рыбный Мурман. 1971 г. Июнь.

БМРТ-412 «Революция» в конце мая ошвартовался й Мурманском морском рыб­ цом порту. Его привел после напитальноА) ремонта в Польше капитан-директор Ва­ лентин Иванович Прахов. Когда капитан докладывал начальнику флота Юрию Ни­ колаевичу Быстрову о воз­ вращении из Польской На­ родной Республики, тот, пре­ рвав, пояснил: — Верю, что прибыли бла­ гополучно. Теперь для всех вас важно, чтобы экипаж траулера ушел на промысел строго по графику. Ш пом­ ни, что это зависит главным ■образомот тебя, капитан. — Так ведь еще и коман­ ды-то на норабле нет, Юрий Николаевич, — попытался было капитан отсрочить хо­ тя бы на сутки сжатое до пре­ дела время стоянки судна в ворту. — А дел, кроме дега­ зации судна, — непочатый «рай. Начальник управления -флота промолчал. И непонят­ ое стало, то ли он прибавля­ ет сутки, то ли .установлен­ ный день отхода остается в <сил£. И лишь позднее, когда •«на графике» капитан услы­ шал. что БМРТ-412 должен уйти яа промысел через не­ делю, понял: потребуется на­ прячь все силы, чтобы эки­ паж смог пойти на промысел точно в назначенный срок. Пока корабль выстаивался на дегазации, Валентин Ива­ нович вместе с первым по­ мощником решал в отделе кадров вопросы, связанные с укомплектованием экипажа траулера, заменой уходящих в отпуск моряков. Боцман, старпом, технолог, старший мастер по добыче и штурма­ ны, подписав у него с утра необходимые документы, от­ правлялись :го отделам и службам флота. Именно здесь окончательно утряса­ лись заявки. Наконец «большой .моро­ зильный рыболовный траулер ^Революция» «новь постави­ ли к причалу рыбного порта. К нему потянулась автома­ шины с промысловым воору­ жением, тарой под рыбу и консервными банками, про­ дуктами для команды, това- -рамииз проммагазина. Пред­ стоял 135-суточнЫй рейс в Атлантику. В. И. Прахов «оеледние даос суток пребывания яа •берегу дневал и ночевал яа яорабле. Для «его промысло­ вый рейс по сути дела уже начался. Важно-было «е улу­ чшить из поля прения ни од- *юй мелочи — ведь море вх «е признает. И все равно, когда в канув отхода судна послал заявку, в Мурманское отделение Ре­ гистра СССР с просьбой при­ слать комиссию на 14 часов ровно, волновался изрядно. По обоюдному согласию мы решили, что встретиться луч­ ше всего в этот день к вече- РУ- Как условилась, так и сделали. ...Дверь в каюту капитана почти все время оставалась распахнутой: представитель Регистра С. В. Иванов тре­ бовал разъяснений то по до­ кументации, ®о ло экипиров­ ке. Присев на капитанском диване, -я молча наблюдал, .сколь инспектор скрупулезна проверял документацию. А когда дело дошло до провер­ ки спасательных средств я сигнальных огней, я неволь* Но начал восхищаться выдер­ жкой капитана. Проверив зарядные уст* ройства лищеметателей, пред­ ставитель Регистра вопросил показать, насколько соответ- «■*■ Сертификаты нд вые, топовые й рыболовные огни мне еще ни о чем нф Говорят, — донесся из капи­ танской каюты ровный и тре­ бовательный голос С. В. Ива­ нова. — Мне важно посмот­ реть сами эти огни и с ни$ переписать номера. Позовите- ка сюда старпома. — Часть огней устели ус­ тановить, изменив их в соот­ ветствии с указанием инспек­ ции мореплавания, — пояс­ нил вызванный старпом. Остальные еейчае принесем в каюту. Но инспектор Регистра, ув­ лекаяза собой капитана, ужо спешил на кормовую палубу, \ЛОДвниТТЛ?4uyvvsuCr vnv\W «и спасательные пояса: вре* iffРИТ птт а л^гАда щ ц ug оставалось. Наконец очередь дошла | до свгкалнных огней. Прове­ рили, переписали вновь язе номера. Капитан, напрасно ло] по-прежнему оставался «; на один со строгим В шш Уходят капитаны уводят кораблн ствует инструкции упаковка самих линей. Капитан тут же приказал вахтенному штур­ ману доставить ящик с «ими на мостик. Осмотрели. Ока­ залось, что я здесь все в по­ рядке. И тут, улучив свободную минутку, пока шли с мости­ ка в каюту капитана, я шеп­ нул В. И. Прахову: «Спаса­ тельные пояса-то, возможно, покажет «старпом — ведь вам еще надо в медсанчасти побывать». Валентин Ива­ нович лишь развел руками н показал взглядом на каюту •старпома. Через -открытую дверь ее было слышно, как старший помощник капита­ ла, словно на аттестацион­ ной комиссии, отвечал яа сы­ павшиеся градом вопросы пожарного инспектора. Поинтересоваться у капи­ тана, где же в столь ответ­ ственный момент находится «юринспектор, я яе усяея. В. И. Прахова вновь требо­ вал к себе инспектор Регист­ ра. щнм до мелочей свое дело представителем Регистра. Как только он — часы по­ казывали семнадцать — с черновиком досмотра в соп­ ровождении старпома отпра­ вился оформлять документы, Футже появился... моринспек- тор. Удовлетворенно потирая руки, он подмигнул нам с ка­ штаном: — Видишь, Прахов, все получилось так, как я предпо­ лагал: Регистру сдали ус­ пешно. А потом моринспектор сы­ панул, словно горохом, цу­ ней советов ш> дальнейшим действиям с оформлениемот­ хода. Когда прощалась, морияс- вектор строго .добавил: — Еще раз продумай, все яи готово к тому, чтобы суд- «о ровно в 21 час отваляло *т причала яа рейд. В. И. Прахов, как только захлопнулась дверь капитан­ ской каюты, сразу заторопил­ ся. Надо было срочно дода- ж тжшшт Ш ш жить руководству флота, как прошла сдача судна Регист­ ру СССР. За проходной мы расста­ лись, договорившись о встре­ че в то время, когда судно будет отходить на рейд. И *ут я яе выдержал. Поинте­ ресовался, сможет ян Ва­ лентин Иванович хотя бы яа полчаса забежать домой. — Вряд ли, — пожал он плечами. — Отправлю по­ сыльного, накажу с ним суп­ руге, чтобы собрала чемодав В поспешила в отдел асадраа аа пропуском для себя на от­ ход. Впрочем, возможно, и сам забегу, пока старые* со «тариомом будут заниматься приемкой топлива. ...Ровно в 21 чае боцман 1ШРТ-4Г2, повинуясь падин* де с «остяка, поднял трав. Теперь корабльсберегов сое­ диняли лишь швартовы. Про- •нло еще несколько жяиут, я между кораблем я берегом затемнена полоска воды, «к- рияой вобъем краяца. Траулер я буксир -еразу Начали «переговариваться» гудками. Судно помалу ста­ ло отваливать от причала. Вот уже и не дотянуться до борта корабля, на левом крыле мостика которого вре­ мя от времени появлялась внергичная фигура капитан- директора. И словно отдавая дань ор­ ганизованности, выдержке и умению капитана нацелить своих моряков на своевремен­ ный выход траулера в море, кто-то из провожающих про­ изнес: • v*•vt! . — Да, не зря ведь в пес­ не поется о том, как уходят капитаны и уводят корабли. И так в Мурманском мор­ еном рыбном порту бывает ежедневно. Уходят отсюда на промыселрыболовные тра­ улеры. Их капитаны ведут своя экипажи яа морские и океанские просторы. Туяа, где в сложных и ватряжен­ ных условиях промысла ре­ шается сегодня судьба эы- пвяневня плана аервого пда новой пятилетки. Вл. СУОМНН, ваш. ввешт. корр. Ив евивие: «вввявв Ш Р Т «Ревоянщш» Валентен Ява- 14 Прахов. ■ <&©то JI. Кузнецовой. Одной из передовых станочниц Кандалакшского механиче­ ского завода является токарь механосборочного цеха Надежда Павловна Сушинина. Прошлую пятилетку она завершила до­ срочно, за что удостоена правительственной награды. Девятую яятндетку Надежда Павловна намерена также завершить рань­ ше «рока. Оаа, как н металлисты из Мурманского судоремонт­ ного объединения, обязуется завершить пятилетнее задание за четыре с половиной года. В личном нлане Н. П. Сушининой не только дальнейшее ■овышенпе производительности труда, но н стопроцентная сда­ ча выпущенной продукции е первого предъявления. На снимке: последовательница мурманчан токарь механи­ ческого завода ударница коммунистического труда Н . П. Су- вшшша. -Фото А. Брысова. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ • •* • ТРАЛОВЫЕ ДОСКИ Во Франции сконструиро­ вана усовершенствованная траловая распорная доска, обладающая особой проч­ ностью, необходигшй для донного тралирования и спо­ собностью удерживать трал на заданной глубине, в зави­ симости от практикуемого вида лова (пелагического и полупелагичеекого). Доска овальной формы имеет в нижней части груз и выгнута. На вогнутой сторо­ не расположено продольное ребро вдольоси симметрично. На этом ребре имеются от­ верстия для крепления ваера (одни использую!ся для ло­ ва у дна, другие—для пелаги­ ческого лова). Точка крепле­ ния ваера при донном трале располагается примерно на трети общей длины доски, «читая от переднего «рая. / Точка, используемая для крепления ваера при пелаги­ ческом лове, расположена примерно на половине дли­ ны. На выпуклой (задней) стороне доски имеются ушки для крепления тросов, иду­ щих к крыльям трала. При яове на дне комбинация овальной формы доски и ее выпуклости позволяет тралу продвигаться по дну и одно­ временно обеспечивает мак­ симальное раскрытие тра­ ла, чему благоприятствует выбор точки крепления на расстоянии 1/3 длины доски от переднего края. При пелагическом лове необходимы более легкие распорные доски, которые поддерживали бы ^рал в тол­ ще воды на заданной глуби­ не. В этом случае расположе­ ние точек крепления вееров вблизи малой оси доски и крепление тросов «а нужном расстоянии от заднего края доски создают пару, дейст­ вующую в направлении нак­ лона доски, которая благода­ ря форме несущего крыла сможет удержать трал на за­ данной глубине; этот п«ц- держивакнций яффект явля­ ется функцией скорости бук­ сировки я длины троса, свя­ зывающего дао^у с ваером. Отпадает необходимость брать на суда несколько ти­ пов траловых распорных до­ сок, поскольку усовершенст­ вованная доска пригодаа для всех практикуемых способов лова. Приспособление реали­ зуется исключительно бла­ годаря простой и быстрой за­ мене точек крепле«ия ваеров и тросов. Н. БЕРЕЗИН. I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz