Рыбный Мурман. 1971 г. Июнь.
БМРТ-412 «Революция» в конце мая ошвартовался й Мурманском морском рыб цом порту. Его привел после напитальноА) ремонта в Польше капитан-директор Ва лентин Иванович Прахов. Когда капитан докладывал начальнику флота Юрию Ни колаевичу Быстрову о воз вращении из Польской На родной Республики, тот, пре рвав, пояснил: — Верю, что прибыли бла гополучно. Теперь для всех вас важно, чтобы экипаж траулера ушел на промысел строго по графику. Ш пом ни, что это зависит главным ■образомот тебя, капитан. — Так ведь еще и коман ды-то на норабле нет, Юрий Николаевич, — попытался было капитан отсрочить хо тя бы на сутки сжатое до пре дела время стоянки судна в ворту. — А дел, кроме дега зации судна, — непочатый «рай. Начальник управления -флота промолчал. И непонят ое стало, то ли он прибавля ет сутки, то ли .установлен ный день отхода остается в <сил£. И лишь позднее, когда •«на графике» капитан услы шал. что БМРТ-412 должен уйти яа промысел через не делю, понял: потребуется на прячь все силы, чтобы эки паж смог пойти на промысел точно в назначенный срок. Пока корабль выстаивался на дегазации, Валентин Ива нович вместе с первым по мощником решал в отделе кадров вопросы, связанные с укомплектованием экипажа траулера, заменой уходящих в отпуск моряков. Боцман, старпом, технолог, старший мастер по добыче и штурма ны, подписав у него с утра необходимые документы, от правлялись :го отделам и службам флота. Именно здесь окончательно утряса лись заявки. Наконец «большой .моро зильный рыболовный траулер ^Революция» «новь постави ли к причалу рыбного порта. К нему потянулась автома шины с промысловым воору жением, тарой под рыбу и консервными банками, про дуктами для команды, това- -рамииз проммагазина. Пред стоял 135-суточнЫй рейс в Атлантику. В. И. Прахов «оеледние даос суток пребывания яа •берегу дневал и ночевал яа яорабле. Для «его промысло вый рейс по сути дела уже начался. Важно-было «е улу чшить из поля прения ни од- *юй мелочи — ведь море вх «е признает. И все равно, когда в канув отхода судна послал заявку, в Мурманское отделение Ре гистра СССР с просьбой при слать комиссию на 14 часов ровно, волновался изрядно. По обоюдному согласию мы решили, что встретиться луч ше всего в этот день к вече- РУ- Как условилась, так и сделали. ...Дверь в каюту капитана почти все время оставалась распахнутой: представитель Регистра С. В. Иванов тре бовал разъяснений то по до кументации, ®о ло экипиров ке. Присев на капитанском диване, -я молча наблюдал, .сколь инспектор скрупулезна проверял документацию. А когда дело дошло до провер ки спасательных средств я сигнальных огней, я неволь* Но начал восхищаться выдер жкой капитана. Проверив зарядные уст* ройства лищеметателей, пред ставитель Регистра вопросил показать, насколько соответ- «■*■ Сертификаты нд вые, топовые й рыболовные огни мне еще ни о чем нф Говорят, — донесся из капи танской каюты ровный и тре бовательный голос С. В. Ива нова. — Мне важно посмот реть сами эти огни и с ни$ переписать номера. Позовите- ка сюда старпома. — Часть огней устели ус тановить, изменив их в соот ветствии с указанием инспек ции мореплавания, — пояс нил вызванный старпом. Остальные еейчае принесем в каюту. Но инспектор Регистра, ув лекаяза собой капитана, ужо спешил на кормовую палубу, \ЛОДвниТТЛ?4uyvvsuCr vnv\W «и спасательные пояса: вре* iffРИТ птт а л^гАда щ ц ug оставалось. Наконец очередь дошла | до свгкалнных огней. Прове рили, переписали вновь язе номера. Капитан, напрасно ло] по-прежнему оставался «; на один со строгим В шш Уходят капитаны уводят кораблн ствует инструкции упаковка самих линей. Капитан тут же приказал вахтенному штур ману доставить ящик с «ими на мостик. Осмотрели. Ока залось, что я здесь все в по рядке. И тут, улучив свободную минутку, пока шли с мости ка в каюту капитана, я шеп нул В. И. Прахову: «Спаса тельные пояса-то, возможно, покажет «старпом — ведь вам еще надо в медсанчасти побывать». Валентин Ива нович лишь развел руками н показал взглядом на каюту •старпома. Через -открытую дверь ее было слышно, как старший помощник капита ла, словно на аттестацион ной комиссии, отвечал яа сы павшиеся градом вопросы пожарного инспектора. Поинтересоваться у капи тана, где же в столь ответ ственный момент находится «юринспектор, я яе усяея. В. И. Прахова вновь требо вал к себе инспектор Регист ра. щнм до мелочей свое дело представителем Регистра. Как только он — часы по казывали семнадцать — с черновиком досмотра в соп ровождении старпома отпра вился оформлять документы, Футже появился... моринспек- тор. Удовлетворенно потирая руки, он подмигнул нам с ка штаном: — Видишь, Прахов, все получилось так, как я предпо лагал: Регистру сдали ус пешно. А потом моринспектор сы панул, словно горохом, цу ней советов ш> дальнейшим действиям с оформлениемот хода. Когда прощалась, морияс- вектор строго .добавил: — Еще раз продумай, все яи готово к тому, чтобы суд- «о ровно в 21 час отваляло *т причала яа рейд. В. И. Прахов, как только захлопнулась дверь капитан ской каюты, сразу заторопил ся. Надо было срочно дода- ж тжшшт Ш ш жить руководству флота, как прошла сдача судна Регист ру СССР. За проходной мы расста лись, договорившись о встре че в то время, когда судно будет отходить на рейд. И *ут я яе выдержал. Поинте ресовался, сможет ян Ва лентин Иванович хотя бы яа полчаса забежать домой. — Вряд ли, — пожал он плечами. — Отправлю по сыльного, накажу с ним суп руге, чтобы собрала чемодав В поспешила в отдел асадраа аа пропуском для себя на от ход. Впрочем, возможно, и сам забегу, пока старые* со «тариомом будут заниматься приемкой топлива. ...Ровно в 21 чае боцман 1ШРТ-4Г2, повинуясь падин* де с «остяка, поднял трав. Теперь корабльсберегов сое диняли лишь швартовы. Про- •нло еще несколько жяиут, я между кораблем я берегом затемнена полоска воды, «к- рияой вобъем краяца. Траулер я буксир -еразу Начали «переговариваться» гудками. Судно помалу ста ло отваливать от причала. Вот уже и не дотянуться до борта корабля, на левом крыле мостика которого вре мя от времени появлялась внергичная фигура капитан- директора. И словно отдавая дань ор ганизованности, выдержке и умению капитана нацелить своих моряков на своевремен ный выход траулера в море, кто-то из провожающих про изнес: • v*•vt! . — Да, не зря ведь в пес не поется о том, как уходят капитаны и уводят корабли. И так в Мурманском мор еном рыбном порту бывает ежедневно. Уходят отсюда на промыселрыболовные тра улеры. Их капитаны ведут своя экипажи яа морские и океанские просторы. Туяа, где в сложных и ватряжен ных условиях промысла ре шается сегодня судьба эы- пвяневня плана аервого пда новой пятилетки. Вл. СУОМНН, ваш. ввешт. корр. Ив евивие: «вввявв Ш Р Т «Ревоянщш» Валентен Ява- 14 Прахов. ■ <&©то JI. Кузнецовой. Одной из передовых станочниц Кандалакшского механиче ского завода является токарь механосборочного цеха Надежда Павловна Сушинина. Прошлую пятилетку она завершила до срочно, за что удостоена правительственной награды. Девятую яятндетку Надежда Павловна намерена также завершить рань ше «рока. Оаа, как н металлисты из Мурманского судоремонт ного объединения, обязуется завершить пятилетнее задание за четыре с половиной года. В личном нлане Н. П. Сушининой не только дальнейшее ■овышенпе производительности труда, но н стопроцентная сда ча выпущенной продукции е первого предъявления. На снимке: последовательница мурманчан токарь механи ческого завода ударница коммунистического труда Н . П. Су- вшшша. -Фото А. Брысова. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ • •* • ТРАЛОВЫЕ ДОСКИ Во Франции сконструиро вана усовершенствованная траловая распорная доска, обладающая особой проч ностью, необходигшй для донного тралирования и спо собностью удерживать трал на заданной глубине, в зави симости от практикуемого вида лова (пелагического и полупелагичеекого). Доска овальной формы имеет в нижней части груз и выгнута. На вогнутой сторо не расположено продольное ребро вдольоси симметрично. На этом ребре имеются от верстия для крепления ваера (одни использую!ся для ло ва у дна, другие—для пелаги ческого лова). Точка крепле ния ваера при донном трале располагается примерно на трети общей длины доски, «читая от переднего «рая. / Точка, используемая для крепления ваера при пелаги ческом лове, расположена примерно на половине дли ны. На выпуклой (задней) стороне доски имеются ушки для крепления тросов, иду щих к крыльям трала. При яове на дне комбинация овальной формы доски и ее выпуклости позволяет тралу продвигаться по дну и одно временно обеспечивает мак симальное раскрытие тра ла, чему благоприятствует выбор точки крепления на расстоянии 1/3 длины доски от переднего края. При пелагическом лове необходимы более легкие распорные доски, которые поддерживали бы ^рал в тол ще воды на заданной глуби не. В этом случае расположе ние точек крепления вееров вблизи малой оси доски и крепление тросов «а нужном расстоянии от заднего края доски создают пару, дейст вующую в направлении нак лона доски, которая благода ря форме несущего крыла сможет удержать трал на за данной глубине; этот п«ц- держивакнций яффект явля ется функцией скорости бук сировки я длины троса, свя зывающего дао^у с ваером. Отпадает необходимость брать на суда несколько ти пов траловых распорных до сок, поскольку усовершенст вованная доска пригодаа для всех практикуемых способов лова. Приспособление реали зуется исключительно бла годаря простой и быстрой за мене точек крепле«ия ваеров и тросов. Н. БЕРЕЗИН. I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz