Рыбный Мурман. 1971 г. Июнь.

ПОДРУЖКИ. Фотоэтюд В. Педосюка. Тираж Государственный трехпро- дентный выигрышный заем 1966 года является удобной и выгодной формой хранения денежных сбережений насе­ ления. Он выпущен сроком на '20 лет — с 1 июля 1966 года по 1 июля 1986 года в облигациях 20 ч 10 рублей. Облигации выпускаются отдельными разрядами по 100 миллионов рублей. Каж­ дый разряд займа подразде­ ляется на 100 000 серий с № 100001 по № 200000. Доход по займу установлен в среднем за двадцатилетний срок займа из расчета 3 про­ цента в год. Он выплачи­ вается держателям облига­ ций в виде выигрышей, кото­ рые разыгрываются в прово- ЦСШИ !П1UИ I 30 юня димых ежегодно 8 тиражах: 15 февраля, 30' марта, 15 мая, 30 июня, 15 августа, 30 сен­ тября, 15 ноября и 30 декаб­ ря. Выигрыши по займу уста­ новлены в размере 5000, 2500, 1000, 500, 100 и 40 руб­ лей на двадцатирублевую об­ лигацию, включая нарица­ тельную стоимость облига­ ции (по облигации достоин­ ством в 10 рублей выплачи­ вается половина выигрыша). Облигации займа свободно продаются и покупаются всеми сберкассами. Очередной тираж выигры­ шей состоится 30 июня 1971 года. . П. МИХАЙЛОВСКАЯ, янспектор-ревизор ЦСК- 168 . С АМОЛЕТЫ гражданской авиации со­ вершают полеты по союзным и между­ народный трассам днем и ночью, не­ редко в сложных метеорологических условиях. На всех фазах полета — взлет, полет по трас­ се, посадка учитываются метеорологиче­ ские условия. Для того чтобы полет был успешным и без­ опасным, необходимо располагать сведениями о фактическом состоянии погоды на огромных территориях по трассам, вне трасс и на аэро­ дромах — в приземном слое и на высотах, в толще тропосферы и в нижней части страто­ сферы. Но и этого недостаточно: необходимо знание эволюции синоптического процесса, из­ менения во времени качественных и количест­ венных характеристик метеорологических ус­ ловий. Для этой цели авиаметеорологические служ­ бы при аэропортах собирают информацию о фактической погоде, наблюдаемой на метео­ станциях, через каждые 3 часа, каждый час и даже через 30 минут. Одновременно производится сбор аэрологи­ ческих данных о состоянии атмосферы на вы­ сотах через каждые 6 часов. Используются и другие данные: сообщения с борта самолетов, радиолокационные данные и данные с метео­ рологических искусственных спутников Земли. Вся эта информация поступает по средствам проводной, радиотелетайпной и радиофаксн- мильной связи в Московский главный авиаме- теорологический центр (МГАМЦ), находящий­ ся в аэропорту Внуково. . Сведения о фактической авиапогоде и аэро­ логические данные по высотам получают с по­ мощью светолокационных приборов, электрон­ ных приборов, радиозондов, дистанционных метеорологических и радиолокационных стан­ ций. Для этого в стране действует целая сеть метеорологических и аэрологических станций, используется самолетное зондирование атмо­ сферы и разведка погоды, производятся запус­ ки метеорологических искусственных спутни­ ков Земли. Все данные внимательно анализи­ руются инженерами-синоптиками, работающи­ ми круглые сутки в метеослужбах аэропортов. Для этой цели составляются синоптические приземные (полученные по данным метеостан­ ций) и аэрологические, так называемые высот­ ные карты погоды, вертикальные разрезы ат­ мосферы по трассам полетов, аэрологические графики, метеорологические карты для авиа­ ции с использованием спутниковой информа­ ции, карты, составленные по данным метеоро­ логических радиолокаторов, и многое другое. На основании перечисленных сведений, после тщательного и всестороннего анализа процес­ сов, происходящих в атмосфере по террито­ рии, над которой проходят полеты самолетов, в МГАМЦ Внуково составляются авиацион­ ные прогностические карты погоды, так. назы­ ваемые АКП-1, по : Европейской территории СССР и Европе. Другие зональные центры, обслуживающие -гражданскую авиацию, со­ ставляют ' аналогичные карты по другим тер­ риториям, закрепленным за этими центрами. Впервые в стране МГАМЦ Внуково приме- ДЛЯ ТЕХ, КТО В ВОЗДУХЕ I нил на практике принцип централизованного метеорологического обеспечения авиации пу­ тем составления АКП, на которых даны авиа- маршрутные прогнозы погоды по всем трас­ сам. Такие карты вручаются всем экипажам самолетов. При этом каждому экипажу инже­ нер-синоптик дает устную консультацию о ме­ теорологических условиях, прогнозах погоды на трассе и в пункте посадки самолета. Все это вместе взятое называется предполетной метеорологической подготовкой экипажей са­ молетов «на земле», а после вылета и во время полета по трассе идет непрерывное метеороло­ гическое обеспечение полетов непосредст­ венно в воздухе на территории Московской главной районной диспетчерской службы аэро­ порта. Экипажам сообщают о фактическом со­ стоянии погоды на аэродромах и трассах и об ожидаемых условиях погоды, т. е. дают авиа* маршрутные прогнозы, коррективы к ним и штормовые предупреждения об опасных явле­ ниях погоды — о развитии грозовой деятель­ ности, турбулентности атмосферы (болтанке самолетов), интенсивном обледенении в возду­ хе и гололеде на земле и,др. Все эти сведения передаются на борт самолета по радио. Экипаж самолета, применяя эту информа­ цию, не только обеспечивает успешность поле­ та, но часто даже использует сложные метео­ рологические условия для достижения боль­ шей эффективности и экономичности полетов (использование попутных ветров, полеты над облаками, вне зон грозовой деятельности и болтанки самолетов и т. д.). Московский главный авиаметеорологический центр Внуково имеет филиалы во всех москов­ ских аэропортах: Шереметьево, Домодедово, Быково, филиал при Министерстве граждан­ ской авиации, выполняющий в основном ин­ формационные функции, а также авиамётеоро- логические станции в аэропортах Тушино, Мячково и др. Такая Организация работы позволяет сосре­ доточить в центре, каким является МГАМЦ, наиболее квалифицированный персонал, избе­ жать дублирования работ по сбору информа­ ции и составлению карт. Это удается достиг­ нуть благодаря тому, что все филиалы МГАМЦ имеют бесперебойно и надежно рабо­ тающие телеграфные и факсимильные Связи, УКВ радиоканалы и-другие технические сред­ ства, позволяющие оперативно производить сбор и передачу сведений об авиаметеорологк- ческих условиях для' полетов самолетов граж­ данской авиации. \ ' < ’ А. БРОДСКИЙ, начальник Московского главного, авиаметээ- ррлогического центра.' 4 июня советская рыбохо­ зяйственная наука понесла тя­ жёлую потерю — скоропсл:ижно скончался старейший ихтиолог, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник По­ лярного научно-исследователь­ ского института морскбго рыб­ ного хозяйства и океанографии им. Н. М. Книповича Иван Гри­ горьевич Юданов. ; . ... Утрата слишком тяжела и ощутима для всего рыбного хо­ зяйства Советского Союза, так как вся жизнь Ивана Григорье­ вича была подчинена проблеме развития советского сельдяного рыболовства. Иван Григорьевич Юданов родился 20 января 1898 г. в с. Ивановка Курьинского райо­ на. Рубцовского округа Алтай­ ского края. В 1926 г. он закончил рыбо­ хозяйственный факультет Ти­ мирязевской сельскохозяйствен­ ной академии. До 1937 г. И. Г. Юданов ра­ ботал на/реках Сибири, зани­ маясь вопросами развития рыб­ ного хозяйства на Оби и ее при­ токах. В Полярный институт Иван Григорьевич Юданов приехал в 1937 г., где был зачислен стар­ шим научным сотрудником ла­ боратории сельди, и впоследст­ вии многие годы заведовал этой лабораторией. Ознакомившись с работой ин­ ститута. Иван Григорьевич за­ интересовался развитием дриф­ терного промысла сельди в от­ крытых районах Баренцева мо­ ря. В дальнейшем эта проблема и определила всю его научную деятельность. В те далекие годы в вопросах развития советского. морского рыболовства в северных морях Иван Ю Д Д Н О В было много «белых нятен». По­ лярный институт бился над рас­ крытием .«загадки» в биологии мурманской сельди. В Барен­ цевом море ловились младшие возраста сельди, норвежцы ло­ вили крупную старшевозраст- ную сельдь. А где же обитает сельдь средних возрастов, так называемой «промежуточной стадий»? • • Снаряжаются научные экспе­ диции. возглавляемые И. Г. Юдановым, Ю. Ю. Марти. И. Г. Юданов, будучи хорошо знаком с норвежским промыс­ лом, с норвежской.научной ли­ тературой по данному вопросу, ведет неотступные поиски этих скоплений сельди, которые по количеству должны были пре­ восходить концентрации сельди, облавливаемые норвежцами. В 1939 г. Ю. Ю. Марти об­ наружил скопления «полярного залома» в районе Шпицбергена, но опять-таки это была крупная сельдь старше 8 —10 лет. И только И. Г. Юданов, ведя тщательные поиски в открытых районах Норвежского моря, в 1950 г. обнаруживает эту пред­ сказанную теоретически «про­ межуточную стадию» сельди. Иван Григорьевич решил эту трудную «загадку»! Решение ее дало мощный толчок в разви­ тии советского сельдяного рыбо­ ловства. Результатом этих ис­ следовании явилось создание специальной организации «Мур­ мансельдь», оснащенной боль­ шим флотом. Но пытливый ум исследовате­ ля и советского патриота,;ка­ ким был Иван Григорьевич, ве­ дет его все дальше и дальше. Он упорно настаивает ,на орга­ низации круглогодичного лова сельди в Норвежском море, ко­ торый вскоре был осуществлен на практике, ведет исследова­ ния по выяснению путей мигра­ ции океанической сельди, тща­ тельно изучает статистику про­ мысла и размерно-возрастную структуру сельди. Все эти мате­ риалы и знания Ивана Григорь­ евича воплощались мм в про­ мысловых прогнозах, составляе­ мых институтом. Во все годы освоения и раз­ вития океанического сельдяно­ го рыболовства И. Г. Юданов большую часть года проводил на промысловых судах, в штабе сельдяных экспедиций, оказы­ вая повседневную помощь со­ ветским рыбакам своим опытом и знанием биологии сельди. Иван Григорьевич теоретиче­ ски доказывал наличие связи и смешивания исландской и нор­ вежской сельди, что в дальней­ шем блестяще подтвердилось. Огромная эрудиция, прекрас­ ное знание зарубежной литера­ туры по мировому сельдяному рыболовству и биологии сель­ дей -различных видов убедили Ивана Григорьевича Юданова, что в северо-западных районах Атлантики: обязательно должны быть скопления сельди, подоб­ ные скоплениям в Норвежском море. Свою точку зрения он упорно отстаивал и на ученых советах института, и на промыс­ ловых совещаниях. %•V, , •» Экспедиции по поиску этих скоплений, организованные По­ лярным институтом при непо­ средственном участии Ивана Григорьевича и промысловой разведкой, закончились в 1961 г. блестящим открытием мощной сырьевой базы для со­ ветского сельдяного промысла на банке Джорджес. Трудно перечислить те мно­ гочисленные научные и научно­ промысловые экспедиции, кото­ рыми руководил И. Г. Юданов, да в этом и нет надобностк, ведь его голос по радио на промысле очень часто слышали не только руководители промысла, но и рядовые рыбаки. - • Иван Григорьевич неутомимо работал до последних дней сво­ ей жизни, стремясь своими зна­ ниями быть полезным советским рыбакам. Им созданы свыше 70 науч­ ных работ по различным вопро­ сам биологии сельди, а также наставления по промыслу иИв- иску сельди, инструкции, про­ мысловые описания и промыс­ ловые атласы (ежегодники). Труд Ивана Григорьевича Юданова был высоко оценен партией и правительством — он награжден орденом Ленина,'ор­ деном Трудового Красного Зна­ мени и медалями. Жизнь Ивана Григорьевича Юданова является примером истинного служения делу-раз­ вития советского морского ры­ боловства. * • • * •* ’ Филиппов А. И., Алексе­ ев А. П., Адров М. М., Ба- раненкова А. С., Бенко Ю. К.,'Бергер Т. С., Вино­ градова П. С., Выхрцстюк М. М., Гринкевич И. С., Дег­ тярев А. А., Жуков А. В,, Истошин Б. В., Истошина М. А.; Киселев О. Н., Кон­ стантинов К. Г., Корке И. В„ Каверина Л. Я., Лямин К. А., - Марти Ю. Ю.,'Миидер Л. П., Манкевич Э. М., Пахоруков В. И., Рудакова В. А., Соро­ кин В. П., Селиверстов А. С., Селиверстова Е. И., Сонина М. А., Сысоева Т. К., Ста­ ровойтов П. А., Сухоняткина А. В., Тамбовцев Б. М., Хох- лина И. С., Скороход И. И., Гехшан А. Л., Чесноков А. С., Бородулин Г. М., Гу­ инн Я. А. Редактор Е. В. МИХАЙЛОВСКИЙ. «Рыбный Мурман», Индекс $5654. Цена I экз. — 2 кол. Мурманская областная типография, г. Мурманск. Зак. 3554. ПН-05104.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz