Рыбный Мурман. 1971 г. Июнь.
ПОДРУЖКИ. Фотоэтюд В. Педосюка. Тираж Государственный трехпро- дентный выигрышный заем 1966 года является удобной и выгодной формой хранения денежных сбережений насе ления. Он выпущен сроком на '20 лет — с 1 июля 1966 года по 1 июля 1986 года в облигациях 20 ч 10 рублей. Облигации выпускаются отдельными разрядами по 100 миллионов рублей. Каж дый разряд займа подразде ляется на 100 000 серий с № 100001 по № 200000. Доход по займу установлен в среднем за двадцатилетний срок займа из расчета 3 про цента в год. Он выплачи вается держателям облига ций в виде выигрышей, кото рые разыгрываются в прово- ЦСШИ !П1UИ I 30 юня димых ежегодно 8 тиражах: 15 февраля, 30' марта, 15 мая, 30 июня, 15 августа, 30 сен тября, 15 ноября и 30 декаб ря. Выигрыши по займу уста новлены в размере 5000, 2500, 1000, 500, 100 и 40 руб лей на двадцатирублевую об лигацию, включая нарица тельную стоимость облига ции (по облигации достоин ством в 10 рублей выплачи вается половина выигрыша). Облигации займа свободно продаются и покупаются всеми сберкассами. Очередной тираж выигры шей состоится 30 июня 1971 года. . П. МИХАЙЛОВСКАЯ, янспектор-ревизор ЦСК- 168 . С АМОЛЕТЫ гражданской авиации со вершают полеты по союзным и между народный трассам днем и ночью, не редко в сложных метеорологических условиях. На всех фазах полета — взлет, полет по трас се, посадка учитываются метеорологиче ские условия. Для того чтобы полет был успешным и без опасным, необходимо располагать сведениями о фактическом состоянии погоды на огромных территориях по трассам, вне трасс и на аэро дромах — в приземном слое и на высотах, в толще тропосферы и в нижней части страто сферы. Но и этого недостаточно: необходимо знание эволюции синоптического процесса, из менения во времени качественных и количест венных характеристик метеорологических ус ловий. Для этой цели авиаметеорологические служ бы при аэропортах собирают информацию о фактической погоде, наблюдаемой на метео станциях, через каждые 3 часа, каждый час и даже через 30 минут. Одновременно производится сбор аэрологи ческих данных о состоянии атмосферы на вы сотах через каждые 6 часов. Используются и другие данные: сообщения с борта самолетов, радиолокационные данные и данные с метео рологических искусственных спутников Земли. Вся эта информация поступает по средствам проводной, радиотелетайпной и радиофаксн- мильной связи в Московский главный авиаме- теорологический центр (МГАМЦ), находящий ся в аэропорту Внуково. . Сведения о фактической авиапогоде и аэро логические данные по высотам получают с по мощью светолокационных приборов, электрон ных приборов, радиозондов, дистанционных метеорологических и радиолокационных стан ций. Для этого в стране действует целая сеть метеорологических и аэрологических станций, используется самолетное зондирование атмо сферы и разведка погоды, производятся запус ки метеорологических искусственных спутни ков Земли. Все данные внимательно анализи руются инженерами-синоптиками, работающи ми круглые сутки в метеослужбах аэропортов. Для этой цели составляются синоптические приземные (полученные по данным метеостан ций) и аэрологические, так называемые высот ные карты погоды, вертикальные разрезы ат мосферы по трассам полетов, аэрологические графики, метеорологические карты для авиа ции с использованием спутниковой информа ции, карты, составленные по данным метеоро логических радиолокаторов, и многое другое. На основании перечисленных сведений, после тщательного и всестороннего анализа процес сов, происходящих в атмосфере по террито рии, над которой проходят полеты самолетов, в МГАМЦ Внуково составляются авиацион ные прогностические карты погоды, так. назы ваемые АКП-1, по : Европейской территории СССР и Европе. Другие зональные центры, обслуживающие -гражданскую авиацию, со ставляют ' аналогичные карты по другим тер риториям, закрепленным за этими центрами. Впервые в стране МГАМЦ Внуково приме- ДЛЯ ТЕХ, КТО В ВОЗДУХЕ I нил на практике принцип централизованного метеорологического обеспечения авиации пу тем составления АКП, на которых даны авиа- маршрутные прогнозы погоды по всем трас сам. Такие карты вручаются всем экипажам самолетов. При этом каждому экипажу инже нер-синоптик дает устную консультацию о ме теорологических условиях, прогнозах погоды на трассе и в пункте посадки самолета. Все это вместе взятое называется предполетной метеорологической подготовкой экипажей са молетов «на земле», а после вылета и во время полета по трассе идет непрерывное метеороло гическое обеспечение полетов непосредст венно в воздухе на территории Московской главной районной диспетчерской службы аэро порта. Экипажам сообщают о фактическом со стоянии погоды на аэродромах и трассах и об ожидаемых условиях погоды, т. е. дают авиа* маршрутные прогнозы, коррективы к ним и штормовые предупреждения об опасных явле ниях погоды — о развитии грозовой деятель ности, турбулентности атмосферы (болтанке самолетов), интенсивном обледенении в возду хе и гололеде на земле и,др. Все эти сведения передаются на борт самолета по радио. Экипаж самолета, применяя эту информа цию, не только обеспечивает успешность поле та, но часто даже использует сложные метео рологические условия для достижения боль шей эффективности и экономичности полетов (использование попутных ветров, полеты над облаками, вне зон грозовой деятельности и болтанки самолетов и т. д.). Московский главный авиаметеорологический центр Внуково имеет филиалы во всех москов ских аэропортах: Шереметьево, Домодедово, Быково, филиал при Министерстве граждан ской авиации, выполняющий в основном ин формационные функции, а также авиамётеоро- логические станции в аэропортах Тушино, Мячково и др. Такая Организация работы позволяет сосре доточить в центре, каким является МГАМЦ, наиболее квалифицированный персонал, избе жать дублирования работ по сбору информа ции и составлению карт. Это удается достиг нуть благодаря тому, что все филиалы МГАМЦ имеют бесперебойно и надежно рабо тающие телеграфные и факсимильные Связи, УКВ радиоканалы и-другие технические сред ства, позволяющие оперативно производить сбор и передачу сведений об авиаметеорологк- ческих условиях для' полетов самолетов граж данской авиации. \ ' < ’ А. БРОДСКИЙ, начальник Московского главного, авиаметээ- ррлогического центра.' 4 июня советская рыбохо зяйственная наука понесла тя жёлую потерю — скоропсл:ижно скончался старейший ихтиолог, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник По лярного научно-исследователь ского института морскбго рыб ного хозяйства и океанографии им. Н. М. Книповича Иван Гри горьевич Юданов. ; . ... Утрата слишком тяжела и ощутима для всего рыбного хо зяйства Советского Союза, так как вся жизнь Ивана Григорье вича была подчинена проблеме развития советского сельдяного рыболовства. Иван Григорьевич Юданов родился 20 января 1898 г. в с. Ивановка Курьинского райо на. Рубцовского округа Алтай ского края. В 1926 г. он закончил рыбо хозяйственный факультет Ти мирязевской сельскохозяйствен ной академии. До 1937 г. И. Г. Юданов ра ботал на/реках Сибири, зани маясь вопросами развития рыб ного хозяйства на Оби и ее при токах. В Полярный институт Иван Григорьевич Юданов приехал в 1937 г., где был зачислен стар шим научным сотрудником ла боратории сельди, и впоследст вии многие годы заведовал этой лабораторией. Ознакомившись с работой ин ститута. Иван Григорьевич за интересовался развитием дриф терного промысла сельди в от крытых районах Баренцева мо ря. В дальнейшем эта проблема и определила всю его научную деятельность. В те далекие годы в вопросах развития советского. морского рыболовства в северных морях Иван Ю Д Д Н О В было много «белых нятен». По лярный институт бился над рас крытием .«загадки» в биологии мурманской сельди. В Барен цевом море ловились младшие возраста сельди, норвежцы ло вили крупную старшевозраст- ную сельдь. А где же обитает сельдь средних возрастов, так называемой «промежуточной стадий»? • • Снаряжаются научные экспе диции. возглавляемые И. Г. Юдановым, Ю. Ю. Марти. И. Г. Юданов, будучи хорошо знаком с норвежским промыс лом, с норвежской.научной ли тературой по данному вопросу, ведет неотступные поиски этих скоплений сельди, которые по количеству должны были пре восходить концентрации сельди, облавливаемые норвежцами. В 1939 г. Ю. Ю. Марти об наружил скопления «полярного залома» в районе Шпицбергена, но опять-таки это была крупная сельдь старше 8 —10 лет. И только И. Г. Юданов, ведя тщательные поиски в открытых районах Норвежского моря, в 1950 г. обнаруживает эту пред сказанную теоретически «про межуточную стадию» сельди. Иван Григорьевич решил эту трудную «загадку»! Решение ее дало мощный толчок в разви тии советского сельдяного рыбо ловства. Результатом этих ис следовании явилось создание специальной организации «Мур мансельдь», оснащенной боль шим флотом. Но пытливый ум исследовате ля и советского патриота,;ка ким был Иван Григорьевич, ве дет его все дальше и дальше. Он упорно настаивает ,на орга низации круглогодичного лова сельди в Норвежском море, ко торый вскоре был осуществлен на практике, ведет исследова ния по выяснению путей мигра ции океанической сельди, тща тельно изучает статистику про мысла и размерно-возрастную структуру сельди. Все эти мате риалы и знания Ивана Григорь евича воплощались мм в про мысловых прогнозах, составляе мых институтом. Во все годы освоения и раз вития океанического сельдяно го рыболовства И. Г. Юданов большую часть года проводил на промысловых судах, в штабе сельдяных экспедиций, оказы вая повседневную помощь со ветским рыбакам своим опытом и знанием биологии сельди. Иван Григорьевич теоретиче ски доказывал наличие связи и смешивания исландской и нор вежской сельди, что в дальней шем блестяще подтвердилось. Огромная эрудиция, прекрас ное знание зарубежной литера туры по мировому сельдяному рыболовству и биологии сель дей -различных видов убедили Ивана Григорьевича Юданова, что в северо-западных районах Атлантики: обязательно должны быть скопления сельди, подоб ные скоплениям в Норвежском море. Свою точку зрения он упорно отстаивал и на ученых советах института, и на промыс ловых совещаниях. %•V, , •» Экспедиции по поиску этих скоплений, организованные По лярным институтом при непо средственном участии Ивана Григорьевича и промысловой разведкой, закончились в 1961 г. блестящим открытием мощной сырьевой базы для со ветского сельдяного промысла на банке Джорджес. Трудно перечислить те мно гочисленные научные и научно промысловые экспедиции, кото рыми руководил И. Г. Юданов, да в этом и нет надобностк, ведь его голос по радио на промысле очень часто слышали не только руководители промысла, но и рядовые рыбаки. - • Иван Григорьевич неутомимо работал до последних дней сво ей жизни, стремясь своими зна ниями быть полезным советским рыбакам. Им созданы свыше 70 науч ных работ по различным вопро сам биологии сельди, а также наставления по промыслу иИв- иску сельди, инструкции, про мысловые описания и промыс ловые атласы (ежегодники). Труд Ивана Григорьевича Юданова был высоко оценен партией и правительством — он награжден орденом Ленина,'ор деном Трудового Красного Зна мени и медалями. Жизнь Ивана Григорьевича Юданова является примером истинного служения делу-раз вития советского морского ры боловства. * • • * •* ’ Филиппов А. И., Алексе ев А. П., Адров М. М., Ба- раненкова А. С., Бенко Ю. К.,'Бергер Т. С., Вино градова П. С., Выхрцстюк М. М., Гринкевич И. С., Дег тярев А. А., Жуков А. В,, Истошин Б. В., Истошина М. А.; Киселев О. Н., Кон стантинов К. Г., Корке И. В„ Каверина Л. Я., Лямин К. А., - Марти Ю. Ю.,'Миидер Л. П., Манкевич Э. М., Пахоруков В. И., Рудакова В. А., Соро кин В. П., Селиверстов А. С., Селиверстова Е. И., Сонина М. А., Сысоева Т. К., Ста ровойтов П. А., Сухоняткина А. В., Тамбовцев Б. М., Хох- лина И. С., Скороход И. И., Гехшан А. Л., Чесноков А. С., Бородулин Г. М., Гу инн Я. А. Редактор Е. В. МИХАЙЛОВСКИЙ. «Рыбный Мурман», Индекс $5654. Цена I экз. — 2 кол. Мурманская областная типография, г. Мурманск. Зак. 3554. ПН-05104.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz