Рыбный Мурман. 1971 г. Июнь.
Опыт передовиков в с е м ! т\ НОВОЙ пятилетке р кандалакшские ма шиностроители про должают борьбу за увеличе ние выпуска продукции, за повышение ее качества, сни жение себестоимости. Оки используют различные фор мы работы для дальнейшего роста производительности труда: внедряют новую тех нику, совершенствуют техно» логию, улучшают условия работы, заботятся о повыше нии квалификации и мастер ства. В механосборочном цехе вакончили свою работу 4 иколы передового опыта. Их вели знатные станочники ■предприятия Анатолий Кус ков и Анатолий Сушинин. Месяц учебы не прошел бес следно. Многие ранее отста ющие молодые рабочие стали выполнять норлы выработ ки, а такие, как Геннадий Кустов, Евгений и Влади мир Русских, Владимир Ми- хин, Юрий Возисов, ранее справлявшиеся со сменными заданиями, теперь повысили производительность труда еще на 10—20 процентов. На снимке: руководитель школы передового опыта Анатолий Константинович Сушинин продолжает шеф ство над токарем комсомоль цем Геннадием Сорокиным. В трудную минуту опытный станочник всегда приходит на помощь. Фоте А. ВРЫСОВА. «ВСЕ ЭТО — НАШИ РЕЗЕРВЫ» Так называлась коррес понденция, опубликованная iномере «Рыбного Мурмана» за 23 апреля. На нее и дру гие материалы по вопросам технического прогресса, по мещенные в бассейновой га- »ете в апреле и мае, редак- • дня получила ответ. Зам. начальника техн ского отдела главка «Севры- ба» тов. Воронов сообщил, что в настоящее время семь плавбаз типа «Даурня» обо* рудованы рыбонасосами, на трех установлены нневмопе- регружателн. В этом году рыбонасосы будут установлены еще на двух плавбазах, пневмоуста новка на одной. Два пневмо перегружателя рыбы будут установлены также в рыб ном порту. Кандалакшским механиче ским заводом изготовляется серия погружных насосов. За годы пятилетки планируется оснастить рыбонасосами 49 промысловых судов типа СРТ, PC и СРТ-р. Т ОЛЬКО МОРЯКУ, на ходящемуся долгие месяцы на промысле, знакомы душевные тревол нения при виде родного при чала, когда у отца забьется в объятиях сынишка, а к гру ди прильнет и затихнет от счастья долгожданной встре чи жена. И почти сразу же забудутся ночные н штормо вые вахты, тревоги за судь бу рейсового задания. Эти чувства усиливаются вдвой не, когда плавание было удачным. А речь здесь об атом: за 114 промысловых суток сумел выловить 24 692 центнера рыбы при плане 15 210 центнеров — так по трудился в первом рейсе 1971 года экипаж СРТ-М «Севск» Беломорской базы гослова. ...После того, как было за кончено оформление прихода Я встречающие вместе со свободными от вахты рыба ками покинули борт судна, состоялась беседа с капита ном судна Марком Исаако вичем Любовскнм. Имя капитана Любовского хорошо известно рыбакам Се верного бассейна. Он один из первых «десятнтысячни- ков». Затем возглавляемый им экипаж сумел выловить за год 15 тысяч центнеров сельди. Несколько лет Марк Исаакович был начальником экспедиции карельских про мысловиков. Можно с пол ным основанием утверждать, что и на этом посту он пока зал себя толковым и инициа тивным командиром, обла дающим большими организа торскими способностями. И вот в 1971 году капитан Любовский принял новое суд но отечественной постройки. Экипажу предстояло за пе риод экспериментального рейса доказать возможность использования «Севска» на кошельковом промысле. По своему многолетнему опыту Марк Исаакович от лично знал, что от тщатель ной подготовки в порту к ра боте в условиях открытого коря «кошельком* зависит судьба выполнения рейсово го плана. Вместе с команди рами судовых служб он еще ж еще раз придирчиво про верял работу палубных меха низмов, главного двигателя^. В начале этого года «Севск» врибыл в район промысла Центрально -Восточной Ат лантики. ...Первый же замет пока зал, что кошельковый невод нз японской дели не имеет достаточной прочности. Улов был потерян. Невод отремон тировали. Устранили некото рые конструктивные недо статки. Так, например, носо вой выстрел пришлось пере нести на три метра вперед. Благодаря этому уменьши лось натяжение на выстрел н при дальнейшей работе удалось избежать его полом ки. Вдоль рабочего борта и надстройки приварили рымы для крепления невода во вре мя подсушки. К месту креп ления блока для прочности приварили дублеры. Январь н половина февраля ушли на НОВОЕ СУДНО ОС ВОЕ Н освоение кошелькового про мысла. Творческий подход всего экипажа и высокое чувство ответственности по могли рыбакам наладить ра боту. — Напрасно бытует у не которых береговых специали стов мнение, что рыбу в этом районе можно ловить чуть ли не штанами, — говорит Марк Исаакович, н, сделав несколько глубоких затяжек, продолжает: — Нам, как н морякам остальных промыс ловых судов, пришлось по чти еяседневно совершать по исковые переходы по 60—70 миль, ибо рыба очень по движная. Бывали случаи, ко гда судно, идущее полным ходом, не догоняло косяк. Зачастую приходилось ме тать на полном ходу. Чтобы добиться успешных заметов, мы начали внима тельно изучать повадки кося ков. Выметку кошелька начи нали лишь в том случае, ес ли предполагаемое нахожде ние косяка подтверждалось показаниями акустического прибора. Характерной осо бенностью поведения рыбы было перемещение косяков в районы океана с разными глубинами. На малых глубинах во избежание порыва «кошель ка» (что случалось на других наших промысловых судах) во время вьшетки его, когда за борт уходило не более чет верти невода, начинали тра вить втугую стяжной трос. А при подходе к бую начинали немедленно выборку стяжно го троса. Этим самым не да вали возможности неводу опуститься на грунт. Опыт экипажа «Севска» был использован моряками других кораблей. Когда на промысел пришел однотип ный траулер «Крымск», то его командование приняло за основу опыт Любовского. Еслн в январе н феврале была сравнительно хорошая погода, то март и апрель были почти штормовыми. Ве тер в 6—7 баллов заставлял волноваться океан. И здесь в полной мере раскрылись хорошие мореходные качест ва нового судна. Выяснилось также, что плавбаза не подготовлена для приемки судов подобного ти па. Если для «Океанов» сто янка у плавбаз была хоро шей, то, как правило, полу* бак «Севска» был плохо за щищен от ветрового волне ния. В полную меру работал только средний кранец, а остальные, из-за конфигура ции корпуса плавбазы, ие работали. Расположенная ла гом к волне плавбаза под ударами волн мерно раска чивается, появляются дина мические удары кранцев о корпус ошвартованного суд на. По предложению капитана Любовского был произведен эксперимент. ПР «Полярная звезда» развернулся несом на волну, и, несмотря на то, что на море была свежая по года, сразу же исчезли уда ры о корпус. Улов без по терь сдали на базу. Опыт почти ежедневных шварто вок показал, что для обеспе чения безопасной стоянки су дов нового типа следует на каждой плавбазе увеличить количество баллонов каждо го кранца с четырех до ше сти штук. Тогда суда, подоб ные «Севску», будут застра хованы от повреждений кор пуса. Одним из недостатков но вого судна является располо жение судового катера в но совой части. При каждом подходе к плавбазе приходи лось убирать катер со своего штатного места. Рефрижераторная уста новка рассчитаяа назамороз ку 12 тонн рыбы в сутки. Но поскольку транспортерная линия расположена на корме судна, то рыбу на расфасо вочный стол приходилось подкосить в корзинах. Капитан отметил наиболее отличившихся в рейсе чле нов экипажа. В их числе аку стика Л. Н. Авсянкина, на стоящего мастера своего де ла, старшего помощника ка питана А. В. Лебедева, вто рого механика В. Б. Никифо рова, старшего мастера лова А. А. Громова, мастера лова И. А. Лесневского, помощ ника рыбмастера М. И. Бу латова, матросов А. Ю. Оль- ховика и В. С. Могилева. Рейс успешно *завершен. Под командованием кавале ра ордена Ленина коммуни ста М. И. Любовского эки паж нового корабля проло жил дорогу к дальним бере гам Африки, доказал воз можность успешного веде ния кошелькового промысла. В. БАБУРО , наш внешт. корр. На снимке: М. И. Любов ский. В одном из номеров киножурнала «Фитиль» рассказыва- ется о шкипере, который, слепо доверившись только что ус тановленному на буксире радиолокатору, ухитрился врезать ся в берег средь бела дня. Радиолокатор он просто забыл включить. Этот киносюжет, казалось бы, веселая шутка, не больше. Но как часто случается, что излишнее доверие к «зрячей» радиоволне подводит и опытных капитанов. В зару бежной печати даже появился термин — «столкновение с по мощью... радиолокатора». Столкновение в наше время — основной вид навигацион ных аварий. В мировом морском флоте, как показывает ста тистика, ежегодно каждое пятнадцатое судно таранит себе подобное. Более 90 процентов аварий происходит вблизи бе регов, в условиях интенсивного судоходства и ограниченной видимости, когда без радиолокатора нельзя пройти и мили. И вот что любопытно: за двадцать, десять, пять минут до столкновения капитаны видят «друг друга». Однако им не всегда удается принять правильное решение, в частности из-за недостаточной наглядности изображения, трудностей в определении точного ракурса встречного корабля. Нередно идущие рядом два небольших судна на экране локатора вы глядят одним бесформенным пятном, ВСЕВИДЯЩИЙ ГЛАЗ Кафедра электрорадионапигационных систем Ленинград ского высшего морского инженерного училища имени адми рала С. О. Макарова решила исследовать возможности, кото рые открывают для судовождения миллиметровые и субмил- лиметровые радиоволны. В Вентспилсе была оборудована бе реговая радиолокационная станция (РЛС), которая успешно «дирижирует» движением судов в порту и на подходах к не му. С ее помощью осуществлена, к примеру, «слепая швар товка» 180-метрового танкера-гиганта в условиях, когда ви димость не превышала 20— 25 метров. — Основное преимущество РЛС миллиметрового диапа зона, несмотря на их очевидную зависимость от погодных по мех, — говорит заведующий кафедрой, начальник училища профессор А. Шерлаков, — наглядность изображения на эк ране прибора. Световые пятна, например, достаточно ясно показывают конфигурацию судна, надстройки. Это облегчает его опознание. Кандидат технических наук В. Евменов раз работал даже методику определения длины морской волны и обнаружения мелких надводных объектов (скажем, буев) с помощью миллиметровых радиоволн. В. ШМЫГАНОВСКИИ, спец. корр. «Известий». ЛЕНИНГРАД. —-vs
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz