Рыбный Мурман. 1971 г. Июнь.

Опыт передовиков в с е м ! т\ НОВОЙ пятилетке р кандалакшские ма­ шиностроители про­ должают борьбу за увеличе­ ние выпуска продукции, за повышение ее качества, сни­ жение себестоимости. Оки используют различные фор­ мы работы для дальнейшего роста производительности труда: внедряют новую тех­ нику, совершенствуют техно» логию, улучшают условия работы, заботятся о повыше­ нии квалификации и мастер­ ства. В механосборочном цехе вакончили свою работу 4 иколы передового опыта. Их вели знатные станочники ■предприятия Анатолий Кус­ ков и Анатолий Сушинин. Месяц учебы не прошел бес­ следно. Многие ранее отста­ ющие молодые рабочие стали выполнять норлы выработ­ ки, а такие, как Геннадий Кустов, Евгений и Влади­ мир Русских, Владимир Ми- хин, Юрий Возисов, ранее справлявшиеся со сменными заданиями, теперь повысили производительность труда еще на 10—20 процентов. На снимке: руководитель школы передового опыта Анатолий Константинович Сушинин продолжает шеф­ ство над токарем комсомоль­ цем Геннадием Сорокиным. В трудную минуту опытный станочник всегда приходит на помощь. Фоте А. ВРЫСОВА. «ВСЕ ЭТО — НАШИ РЕЗЕРВЫ» Так называлась коррес­ понденция, опубликованная iномере «Рыбного Мурмана» за 23 апреля. На нее и дру­ гие материалы по вопросам технического прогресса, по­ мещенные в бассейновой га- »ете в апреле и мае, редак- • дня получила ответ. Зам. начальника техн ского отдела главка «Севры- ба» тов. Воронов сообщил, что в настоящее время семь плавбаз типа «Даурня» обо* рудованы рыбонасосами, на трех установлены нневмопе- регружателн. В этом году рыбонасосы будут установлены еще на двух плавбазах, пневмоуста­ новка на одной. Два пневмо­ перегружателя рыбы будут установлены также в рыб­ ном порту. Кандалакшским механиче­ ским заводом изготовляется серия погружных насосов. За годы пятилетки планируется оснастить рыбонасосами 49 промысловых судов типа СРТ, PC и СРТ-р. Т ОЛЬКО МОРЯКУ, на­ ходящемуся долгие месяцы на промысле, знакомы душевные тревол­ нения при виде родного при­ чала, когда у отца забьется в объятиях сынишка, а к гру­ ди прильнет и затихнет от счастья долгожданной встре­ чи жена. И почти сразу же забудутся ночные н штормо­ вые вахты, тревоги за судь­ бу рейсового задания. Эти чувства усиливаются вдвой­ не, когда плавание было удачным. А речь здесь об атом: за 114 промысловых суток сумел выловить 24 692 центнера рыбы при плане 15 210 центнеров — так по­ трудился в первом рейсе 1971 года экипаж СРТ-М «Севск» Беломорской базы гослова. ...После того, как было за­ кончено оформление прихода Я встречающие вместе со свободными от вахты рыба­ ками покинули борт судна, состоялась беседа с капита­ ном судна Марком Исаако­ вичем Любовскнм. Имя капитана Любовского хорошо известно рыбакам Се­ верного бассейна. Он один из первых «десятнтысячни- ков». Затем возглавляемый им экипаж сумел выловить за год 15 тысяч центнеров сельди. Несколько лет Марк Исаакович был начальником экспедиции карельских про­ мысловиков. Можно с пол­ ным основанием утверждать, что и на этом посту он пока­ зал себя толковым и инициа­ тивным командиром, обла­ дающим большими организа­ торскими способностями. И вот в 1971 году капитан Любовский принял новое суд­ но отечественной постройки. Экипажу предстояло за пе­ риод экспериментального рейса доказать возможность использования «Севска» на кошельковом промысле. По своему многолетнему опыту Марк Исаакович от­ лично знал, что от тщатель­ ной подготовки в порту к ра­ боте в условиях открытого коря «кошельком* зависит судьба выполнения рейсово­ го плана. Вместе с команди­ рами судовых служб он еще ж еще раз придирчиво про­ верял работу палубных меха­ низмов, главного двигателя^. В начале этого года «Севск» врибыл в район промысла Центрально -Восточной Ат­ лантики. ...Первый же замет пока­ зал, что кошельковый невод нз японской дели не имеет достаточной прочности. Улов был потерян. Невод отремон­ тировали. Устранили некото­ рые конструктивные недо­ статки. Так, например, носо­ вой выстрел пришлось пере­ нести на три метра вперед. Благодаря этому уменьши­ лось натяжение на выстрел н при дальнейшей работе удалось избежать его полом­ ки. Вдоль рабочего борта и надстройки приварили рымы для крепления невода во вре­ мя подсушки. К месту креп­ ления блока для прочности приварили дублеры. Январь н половина февраля ушли на НОВОЕ СУДНО ОС ВОЕ Н освоение кошелькового про­ мысла. Творческий подход всего экипажа и высокое чувство ответственности по­ могли рыбакам наладить ра­ боту. — Напрасно бытует у не­ которых береговых специали­ стов мнение, что рыбу в этом районе можно ловить чуть ли не штанами, — говорит Марк Исаакович, н, сделав несколько глубоких затяжек, продолжает: — Нам, как н морякам остальных промыс­ ловых судов, пришлось по­ чти еяседневно совершать по­ исковые переходы по 60—70 миль, ибо рыба очень по­ движная. Бывали случаи, ко­ гда судно, идущее полным ходом, не догоняло косяк. Зачастую приходилось ме­ тать на полном ходу. Чтобы добиться успешных заметов, мы начали внима­ тельно изучать повадки кося­ ков. Выметку кошелька начи­ нали лишь в том случае, ес­ ли предполагаемое нахожде­ ние косяка подтверждалось показаниями акустического прибора. Характерной осо­ бенностью поведения рыбы было перемещение косяков в районы океана с разными глубинами. На малых глубинах во избежание порыва «кошель­ ка» (что случалось на других наших промысловых судах) во время вьшетки его, когда за борт уходило не более чет­ верти невода, начинали тра­ вить втугую стяжной трос. А при подходе к бую начинали немедленно выборку стяжно­ го троса. Этим самым не да­ вали возможности неводу опуститься на грунт. Опыт экипажа «Севска» был использован моряками других кораблей. Когда на промысел пришел однотип­ ный траулер «Крымск», то его командование приняло за основу опыт Любовского. Еслн в январе н феврале была сравнительно хорошая погода, то март и апрель были почти штормовыми. Ве­ тер в 6—7 баллов заставлял волноваться океан. И здесь в полной мере раскрылись хорошие мореходные качест­ ва нового судна. Выяснилось также, что плавбаза не подготовлена для приемки судов подобного ти­ па. Если для «Океанов» сто­ янка у плавбаз была хоро­ шей, то, как правило, полу* бак «Севска» был плохо за­ щищен от ветрового волне­ ния. В полную меру работал только средний кранец, а остальные, из-за конфигура­ ции корпуса плавбазы, ие работали. Расположенная ла­ гом к волне плавбаза под ударами волн мерно раска­ чивается, появляются дина­ мические удары кранцев о корпус ошвартованного суд­ на. По предложению капитана Любовского был произведен эксперимент. ПР «Полярная звезда» развернулся несом на волну, и, несмотря на то, что на море была свежая по­ года, сразу же исчезли уда­ ры о корпус. Улов без по­ терь сдали на базу. Опыт почти ежедневных шварто­ вок показал, что для обеспе­ чения безопасной стоянки су­ дов нового типа следует на каждой плавбазе увеличить количество баллонов каждо­ го кранца с четырех до ше­ сти штук. Тогда суда, подоб­ ные «Севску», будут застра­ хованы от повреждений кор­ пуса. Одним из недостатков но­ вого судна является располо­ жение судового катера в но­ совой части. При каждом подходе к плавбазе приходи­ лось убирать катер со своего штатного места. Рефрижераторная уста­ новка рассчитаяа назамороз­ ку 12 тонн рыбы в сутки. Но поскольку транспортерная линия расположена на корме судна, то рыбу на расфасо­ вочный стол приходилось подкосить в корзинах. Капитан отметил наиболее отличившихся в рейсе чле­ нов экипажа. В их числе аку­ стика Л. Н. Авсянкина, на­ стоящего мастера своего де­ ла, старшего помощника ка­ питана А. В. Лебедева, вто­ рого механика В. Б. Никифо­ рова, старшего мастера лова А. А. Громова, мастера лова И. А. Лесневского, помощ­ ника рыбмастера М. И. Бу­ латова, матросов А. Ю. Оль- ховика и В. С. Могилева. Рейс успешно *завершен. Под командованием кавале­ ра ордена Ленина коммуни­ ста М. И. Любовского эки­ паж нового корабля проло­ жил дорогу к дальним бере­ гам Африки, доказал воз­ можность успешного веде­ ния кошелькового промысла. В. БАБУРО , наш внешт. корр. На снимке: М. И. Любов­ ский. В одном из номеров киножурнала «Фитиль» рассказыва- ется о шкипере, который, слепо доверившись только что ус­ тановленному на буксире радиолокатору, ухитрился врезать­ ся в берег средь бела дня. Радиолокатор он просто забыл включить. Этот киносюжет, казалось бы, веселая шутка, не больше. Но как часто случается, что излишнее доверие к «зрячей» радиоволне подводит и опытных капитанов. В зару­ бежной печати даже появился термин — «столкновение с по­ мощью... радиолокатора». Столкновение в наше время — основной вид навигацион­ ных аварий. В мировом морском флоте, как показывает ста­ тистика, ежегодно каждое пятнадцатое судно таранит себе подобное. Более 90 процентов аварий происходит вблизи бе­ регов, в условиях интенсивного судоходства и ограниченной видимости, когда без радиолокатора нельзя пройти и мили. И вот что любопытно: за двадцать, десять, пять минут до столкновения капитаны видят «друг друга». Однако им не всегда удается принять правильное решение, в частности из-за недостаточной наглядности изображения, трудностей в определении точного ракурса встречного корабля. Нередно идущие рядом два небольших судна на экране локатора вы­ глядят одним бесформенным пятном, ВСЕВИДЯЩИЙ ГЛАЗ Кафедра электрорадионапигационных систем Ленинград­ ского высшего морского инженерного училища имени адми­ рала С. О. Макарова решила исследовать возможности, кото­ рые открывают для судовождения миллиметровые и субмил- лиметровые радиоволны. В Вентспилсе была оборудована бе­ реговая радиолокационная станция (РЛС), которая успешно «дирижирует» движением судов в порту и на подходах к не­ му. С ее помощью осуществлена, к примеру, «слепая швар­ товка» 180-метрового танкера-гиганта в условиях, когда ви­ димость не превышала 20— 25 метров. — Основное преимущество РЛС миллиметрового диапа­ зона, несмотря на их очевидную зависимость от погодных по­ мех, — говорит заведующий кафедрой, начальник училища профессор А. Шерлаков, — наглядность изображения на эк­ ране прибора. Световые пятна, например, достаточно ясно показывают конфигурацию судна, надстройки. Это облегчает его опознание. Кандидат технических наук В. Евменов раз­ работал даже методику определения длины морской волны и обнаружения мелких надводных объектов (скажем, буев) с помощью миллиметровых радиоволн. В. ШМЫГАНОВСКИИ, спец. корр. «Известий». ЛЕНИНГРАД. —-vs

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz