Рыбный Мурман. 1971 г. Июль.
ЗА ВЫСОКУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА К АК-ТО не .так давно на У нас это случается часто, да перед самым отходом. Когда одной из балансовых ко* Траловый флот хочет сдать в миссий рассматривалась ремонт судно, а судоремонтни* я был на судне, там трудно бы ло понять, что, где и как. В об- пронзводственная деятельность ки, ссылаясь на полную затру- щую кучу навалены и сетное экипажа «Миллерово». Неудов- женность, руками и ногами пы- полотно, и кабеля, и ящики с летворнтельной ее назвать не таются его оттолкнуть, когда консервными банками, и бобин* смогли. Однако «шишек» капита- сами, особенно на головном цы, и кухтыли ну, первому помощнику его и предприятии, страдают из-за не старшему механику досталось хватки работы. Где же та сере* немало. Экипаж работает нерав- дина, когда два полюса не от- номерно. Это признают все. То талкиваются, а сближаются? он вдруг сделает рывок вперед Хорошо. Сдали судно в ре- и выполнит рейсовое задание на монт. Казалось, что все улаже- 117 процентов, а то вдруг отста- но. Однако, когда полными хо* нет и возвращается в порт всего- зяевами положения дел стали навсего с 89 процентами плана, судоремонтники, началось непо- недостающих людей? Этого ка- А вот почему так случается, к и еще многое. Капитан судна коммунист Иван Павлович Толбатов, пробираясь к трапу по этой горе капрона, коробок, бочек и металла, толь ко горестно вздыхал. Однако и это еще не вся бе да. С ней моряки разберутся во врэмя перехода. А вот где взять виновен ли э к и п а БАШКИРСКАЯ АССР. Салаватский нефтехимиче ский комбинат производит продукцию около 100 наиме нований. Одна из важных — бутиловые спирты, которые идут на изготовление власти* фикаторов. Коллектив про* изводства бутиловых спиртов решил в 19i 1 году превысить проектную мощность уста новки на 15 процентов за счет интенсификации техно логических процессов и мо* дерннзацнн оборудовании. Хорошо работает на рекон струкции узлов установки комсомольская бригада сле сарей Анатолия Торгашева. На снимке: передовая ком сомольская бригада слесарей, ремонтирующих технологи ческое оборудование цеха бутиловых спиртов, (слева направо) Владимир Туленков, Александр Фнногенов, брига дир Анатолий Торгашев и Талха Ишнмбаев. Фото Б. Клнпнннцера. (Фотохроника ТАСС). сожалению, не только на РТ- 303, о котором идет речь, не которым товарищам разобрать ся недосуг. Текучка заедает. Что же случилось на «Мил лерово»? 24 сентября 1969 года в на’- шей газете была опубликована корреспонденция «Корабли уснули в порту». Она полностью посвящена РТ-303 «Миллеро во». В тот год, выйдя из ремон та и проработав на промысле — « всего несколько месяцев, судно ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ вновь были вынуждены поста* вить в ремонт. ^Только аварий* нятное. Судоремонтники приня- ныи. Раз аварийный значит, лись диктовать. То им чертежи ____________________ V. „ 11U неплановый. И простояло судно подай, хотя чертежей этих у са- ли первого встречного-попереч с вышедшим из строя коленча- мих целые горы. Три дня иска- ного, прошли. И сейчас не та си- тым валом больше года у прича- ли чертежи на крепления запас- лов судоремонтного объедине- ных траловых досок. Нашли. пня «Судоверфь». Ремонт был пришли судоремонтники и, слов- .... ______ ^ ______________ ....... ускорен только после сигнала но малые дети, принялись тре- консервного мастера. Одним сло- газеты. бовать, чтобы им не только по* Нечто подобное дважды по* казали место, но и разъяснили, вторилось в нынешнем году, что и как делать. Но ведь судо* Сделав несколько рейсов в Ба* вой штурман не заводской тех- ренцево море в первом кварта- нолог, к тому же и чертежи у л^ с уд и о стало в между^ейсо- них на руках. Одним словом, питан не знал. Тридцатые годы, когда на отходящее судно лови- стема. Но отдел кадров упорно не присылал мастера по добы че, трех матросов к помощника врм, девять человек перед отхо дом не хватало. Любое судно, уходящее на со рок пять суток в море, должно неоднократно подходить к плав базам, сдавать полуфабрикат, i ремонт и простояло 22 су- опять получилась замкнка и не- ’ сдав“ гь и«луфворикат, Почти в пня пя-чя Л плыпй . получилась заминка и не пополняться продовольствием, . почти в два раза оольше увязка. Ремонтные работы за* TTA/'TOnt.ULTW /iDTTLOXf IX PTQU ПОППА ток. увяз а. е о т е абот положенного. Во втором кварта* канчиваются 14 июля, а 15 июля ле экипажу пришлось наверсты- р т -303 должен был уйти в мо* вать упущенное. Он выполнил ре, план второго квартала на 102 Однако не только судоремонт- Т 0 Рые в общей 'сложности не процента при отличных показа- ники задерживали судно в пор- только снижают темпы вылова телях реализации продукции. В ту. В конце концов,они свое де- РЬ1бы* но н Действуют на психи- последние дни квартала даже ло сделали. Так вслед 'за этим яиячнлря r пйпной пргяткр rv- идет другая причина " снаб- _ _ л ^ й ?. п жение. Моряки и здесь тоже на- прошлом квартале. О том, что дов по дооыче рыоы. по... ипять били оскомину. Почему-то стало много времени теряется в пор- «примерз» к причалу СРЗ-1. нормой снабжать отходящие су- ту, мы уже говорили. А сколько -.... ...... .................................... .— >--------------------------:........ ......... - - постельным бельем и так далее. Непременно будут подходы и к танкеру. Однако и здесь можно найти тысячи недоработок, ко ку людей. Рассмотрим работу судна в времени теряется в море зада ром. Об этом тоже много гово рили и писали, но действенных мер пока принимается недоста точно. В последнем рейсе моряки РТ-303 «Миллерово» произвели 55 грузовых операций. Переход к плавбазам и танкерам занял 2,2 суток. Доснабжение и пере грузка с борта на борт — 1,8 суток, бункеровка — 0,7 суток. Что касается бункеровки, то здесь надо сказать подробнее. Как правило, некоторый запас топлива всегда имеется на плав базах. Однако в минувшем рейсе при сдаче рыбы моряки РТ-303 так и не допросились топлива у плавбазы, пришлось «бежать» к танкеру. Но и тот в свою оче редь торопился «вставить палки в колеса». Затребовали 150 тонн топлива, а получили только 50 тоня. Потом еще раз пришлось подходить к нему же. Так не лучше было бы снабдить РТ-303 «Миллерово» сразу в один, как говорят, присест. Судно старое и тяжелое на хо ду. Против ветра оно работать не может. При заходах на ветер и волну теряет больше суток за рейс. Вроде бы, немного. Но вот все выше перечисленные недос татки, складываясь воедино, дают такой отрицательный за ряд, оправиться от которого под час очень трудно. У нас много говорится о эф фективном использовании судов на промысле, о том что нужно всеми силами стремиться к то му, чтобы суда покидали порт если не досрочно, то хотя бы в назначенный срок. Так не пора ли от слов перейти к делу, до биться согласованности дейст вий судоремонтников, снабжен цев, отдела кадров. С. ДАНИЛОВ» IIHIIilllllllinillllllilllllllHIHIIlllllllHIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIUIIIIIIIIII В Г Д У Щ Е Е - З Л Р А З Н О Г Л У Б И Н Н Ы М П Р О М Ы С Л О М ! КАК РАБОТАТЬ С НОВЫМ ТРАЛОМ «Рыбный Мурман» неоднократно уже упоминал о новом разноглубин ном трале (чертеж 2131), которым а весеннюю мойвенную путину рабо тали экипажи БМРТ-415 «Рыбачий» и ПРТ «Прокопьевск». Рассказывали мы о параметрах его, особенностях, о результатах проводившегося экспери мента. Одновременно моряки названных судов промышляли мойву и тра лами чертежей 2030, К 50. Сегодня флагманский специалист по добыче рыбы тралового флота В. Юганов, находившийся а то время » море и контролировавший ход экспериментальных работ, делится опытом по технике и тактике разно глубинного промысла мойвы этими орудиями лова. В то время( о котором речь, в рай оне Норвежского жёлоба, Сёре-банки, Финмаркенской и Рыбачьей преднере стовая мойва создает большие скопле ния, пригодные для облавливания ее разноглубинными тралами. Наиболее Плотные концентрации косяков на ве черней и утренней зорях. Днем рыба опускалась на глубину 150—250 метров, ночью рассеивалась дорожкой у по верхности от 10 до 40 метров. Погода в основном стояла штормовая, волнение достигало пяти-семи баллов и это усложняло работу разноглубинными тралами. Была их большая аварийность, в основном при спуске. Скорость тра ления держали от 3 до 4 узлов, средняя 3.5 узла. - Треления производили большей час тью по ветру и на ветер, реже — лагом. Йбо при таких курсах наблюдалась наи большая аварийность, в первую оче-; редь — при спуске орудий лойа. К та кому выводу ' и практике мы пришли спустя некоторое время, опробовав спуск трала э разных положениях кораб ля относительно ветра. Следует дать рекомендации промыс ловикам. аварийности на до спускать трал ив ветер или по ветру и как можно быстрее, ход держать ми нимальный, какой возможен для безава рийной работы судна. Травление -ваеров производить на скорости не более 6 уз лов и только при помощи лебедки. При таком способе трал сразу же за нимает рабочий горизонт траления. До- травливание- вееров надо производить Таюк» кр* помоирглебедки. Если д-лать это, используя стопора, то неминуемо будут порывы трала. При работе вечером и в ночное время ваеров вытравливалось 25—50 саженей, трал шел на горизонте 10— 15 метров от поверхности, захватывая вершины косяков. Чтобы вести тралы чертежей 2030 и 1150 в этом горизонте, доски при ходилось вооружать со шкентелем ла пок. Доски не очень устойчиво работа ли, зато не выскакивали на поверхность. Следует помнить, что в таком варианте доски предрасположены к заверту, по этому при спуске орудий лова требует ся особая осторожность. При работе с тралом чертежа 2131 доски вооружались с раздельным под ключением лапок и работали-хорошо. Но во время травления их в воду они забирали не сразу, а только после по* гружения. При вытравливании 25 саже ней ваеров доски во время траления ие выскакивали. На разноглубинном промысле приме няли мы углубители по 900 килограм мов. При этом трал очень быстро са дился, особенно во время травления ваеров. Отсюда возникала вероятность его аварийности. При дальнейшей рабо те использовали углубители весом 650 килограммов. Этого оказалось вполне достаточно для обеспечения хорошей работы трала. Он устойчиво шел в го ризонте, отлично реагировал на измене ние скорости. Вертикальное раскрытие колебалось от 22 метров до 28—30 в за висимости от скорости. При ходе со ско ростью 3,5 узла вертикальное раскрытие трала чертежа 2131 было 25 метров. Из-за своих больших размеров этот трал неудобен при спуске, подъеме, осо бенно при использовании на больших морозильных траулерах. Крылья прихо дится выбирать за два раза и стопорить на оттяжки у лебедки, однорядный ме шок перехватывать девять раз и два ра за — двухрядный. В общей сложности выборка трала занимает 30—40 минут. При спуске для предотвращения за- вертов и порывов крылья надо спускать при помощи вытяжных. Когда выходит весь однорядный мешок, вытяжные сле дует потравливать лебедкой, расправ ляя крылья. Первые стропики остаются закрепленными на глаголь-гаках у ле бедки. Если все нормально, отдают вы тяжные и стропики, после этого —- гла голь-гаки, освобождая вторую половину крыла. После этого следует травить ка беля. При такой работе вероятность запуты вания и порывов крыльев при спуске почти сводилась на нет. Спуск трала задерживался всего на 2—3 минуты. Облавливая мойву, очень часто прак тиковали повороты с тралом. Делать это заставляла необходимость. Если, напри* мер, не попадали в косяк, или попадало мало рыбы. В таком случае подбирали ваера до досок, одну доску крепили на цепку, а ту, что находилась в проти воположной стороне от поворота, тра вил)* в воду. Чтобы при повороте она ра ботала, в среднем перетравливали 5-—6 метров, перекладывали руль на борт до 20 градусов, давали средний ход и сле дили, чтобы доска работала, добиваясь этого изменением скорости..Вся опера ция; не учитывая' времени на выборку и травление ваеров, занимала 5—8 ми нут. Аварийности во время поворотов не наблюдалось, даже если в мешке было до 30 тонн рыбы. . ' При подъеме больших уловов тралом чертежа 2131 для подсушки использова ли удавной. На верхней пласти в районе гужа сделали подкрепление из сеточной дели, Двухрядный мешок укреплялся а основном в концевой части на расстоя нии 12 метров. На всех топенантах, ка длине 2 метра, крепились 3-звенные кольца для дележного стропа, который изготовляли из стального троса диамет ром 20 мм, длиной 7,2 метра. Конец мешка за денежным стропом крепили двумя ребрами из каната «геркулес» диаметром 26 дам . О дно —- длиной 6,8 метра, второе —- 6,5. Остальные ребра по мешку по 7 метров, в том числе 6 — из стального троса диаметром 15,5 мм ставили через 1,2 метра, считая от де лежного. Между стальными — ребра из «геркулеса» диаметром 26 мм и выше стальных —>4 геркулесовых через 70 сантиметров. Все ребра пропускались между швом И топенантом, а также через сети. На топенанты а районе ребер добавочно ставили две привязки. Удавной строп длиной 9,5 метра из капронового кана та поставили на расстояние трех метров от начала мешка. На всех топенантах и пожилинах сделали петли из посадоч ного троса для удааного. Гаитян — кап роновый, длиной 9 метров, завязывали •го «репкой». Все петли топенантов и пожилин закрепляли капроновым кана том. При таком оснащении аварийности мешка не наблюдалось, даже если (ъемы достигали 40 тонн. Сейчас разноглубинный трал чертежа 2131 проходит испытания на промысле Нрлярной тресочки. Предстоит отрабо тать некоторые детали схемы. При до стижении этого промысловики получат х<фошие орудия лова для добычи и мойвы, и полярной тресочки. В. ЮГАНОВ. флагманский специа лист по добыче рыбы тралового флота.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz