Рыбный Мурман. 1971 г. Июль.

ЗА ВЫСОКУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА К АК-ТО не .так давно на У нас это случается часто, да перед самым отходом. Когда одной из балансовых ко* Траловый флот хочет сдать в миссий рассматривалась ремонт судно, а судоремонтни* я был на судне, там трудно бы­ ло понять, что, где и как. В об- пронзводственная деятельность ки, ссылаясь на полную затру- щую кучу навалены и сетное экипажа «Миллерово». Неудов- женность, руками и ногами пы- полотно, и кабеля, и ящики с летворнтельной ее назвать не таются его оттолкнуть, когда консервными банками, и бобин* смогли. Однако «шишек» капита- сами, особенно на головном цы, и кухтыли ну, первому помощнику его и предприятии, страдают из-за не­ старшему механику досталось хватки работы. Где же та сере* немало. Экипаж работает нерав- дина, когда два полюса не от- номерно. Это признают все. То талкиваются, а сближаются? он вдруг сделает рывок вперед Хорошо. Сдали судно в ре- и выполнит рейсовое задание на монт. Казалось, что все улаже- 117 процентов, а то вдруг отста- но. Однако, когда полными хо* нет и возвращается в порт всего- зяевами положения дел стали навсего с 89 процентами плана, судоремонтники, началось непо- недостающих людей? Этого ка- А вот почему так случается, к и еще многое. Капитан судна коммунист Иван Павлович Толбатов, пробираясь к трапу по этой горе капрона, коробок, бочек и металла, толь­ ко горестно вздыхал. Однако и это еще не вся бе­ да. С ней моряки разберутся во врэмя перехода. А вот где взять виновен ли э к и п а БАШКИРСКАЯ АССР. Салаватский нефтехимиче­ ский комбинат производит продукцию около 100 наиме­ нований. Одна из важных — бутиловые спирты, которые идут на изготовление власти* фикаторов. Коллектив про* изводства бутиловых спиртов решил в 19i 1 году превысить проектную мощность уста­ новки на 15 процентов за счет интенсификации техно­ логических процессов и мо* дерннзацнн оборудовании. Хорошо работает на рекон­ струкции узлов установки комсомольская бригада сле­ сарей Анатолия Торгашева. На снимке: передовая ком­ сомольская бригада слесарей, ремонтирующих технологи­ ческое оборудование цеха бутиловых спиртов, (слева направо) Владимир Туленков, Александр Фнногенов, брига­ дир Анатолий Торгашев и Талха Ишнмбаев. Фото Б. Клнпнннцера. (Фотохроника ТАСС). сожалению, не только на РТ- 303, о котором идет речь, не­ которым товарищам разобрать­ ся недосуг. Текучка заедает. Что же случилось на «Мил­ лерово»? 24 сентября 1969 года в на’- шей газете была опубликована корреспонденция «Корабли уснули в порту». Она полностью посвящена РТ-303 «Миллеро­ во». В тот год, выйдя из ремон­ та и проработав на промысле — « всего несколько месяцев, судно ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ вновь были вынуждены поста* вить в ремонт. ^Только аварий* нятное. Судоремонтники приня- ныи. Раз аварийный значит, лись диктовать. То им чертежи ____________________ V. „ 11U неплановый. И простояло судно подай, хотя чертежей этих у са- ли первого встречного-попереч с вышедшим из строя коленча- мих целые горы. Три дня иска- ного, прошли. И сейчас не та си- тым валом больше года у прича- ли чертежи на крепления запас- лов судоремонтного объедине- ных траловых досок. Нашли. пня «Судоверфь». Ремонт был пришли судоремонтники и, слов- .... ______ ^ ______________ ....... ускорен только после сигнала но малые дети, принялись тре- консервного мастера. Одним сло- газеты. бовать, чтобы им не только по* Нечто подобное дважды по* казали место, но и разъяснили, вторилось в нынешнем году, что и как делать. Но ведь судо* Сделав несколько рейсов в Ба* вой штурман не заводской тех- ренцево море в первом кварта- нолог, к тому же и чертежи у л^ с уд и о стало в между^ейсо- них на руках. Одним словом, питан не знал. Тридцатые годы, когда на отходящее судно лови- стема. Но отдел кадров упорно не присылал мастера по добы­ че, трех матросов к помощника врм, девять человек перед отхо­ дом не хватало. Любое судно, уходящее на со­ рок пять суток в море, должно неоднократно подходить к плав­ базам, сдавать полуфабрикат, i ремонт и простояло 22 су- опять получилась замкнка и не- ’ сдав“ гь и«луфворикат, Почти в пня пя-чя Л плыпй . получилась заминка и не пополняться продовольствием, . почти в два раза оольше увязка. Ремонтные работы за* TTA/'TOnt.ULTW /iDTTLOXf IX PTQU ПОППА ток. увяз а. е о т е абот положенного. Во втором кварта* канчиваются 14 июля, а 15 июля ле экипажу пришлось наверсты- р т -303 должен был уйти в мо* вать упущенное. Он выполнил ре, план второго квартала на 102 Однако не только судоремонт- Т 0 Рые в общей 'сложности не процента при отличных показа- ники задерживали судно в пор- только снижают темпы вылова телях реализации продукции. В ту. В конце концов,они свое де- РЬ1бы* но н Действуют на психи- последние дни квартала даже ло сделали. Так вслед 'за этим яиячнлря r пйпной пргяткр rv- идет другая причина " снаб- _ _ л ^ й ?. п жение. Моряки и здесь тоже на- прошлом квартале. О том, что дов по дооыче рыоы. по... ипять били оскомину. Почему-то стало много времени теряется в пор- «примерз» к причалу СРЗ-1. нормой снабжать отходящие су- ту, мы уже говорили. А сколько -.... ...... .................................... .— >--------------------------:........ ......... - - постельным бельем и так далее. Непременно будут подходы и к танкеру. Однако и здесь можно найти тысячи недоработок, ко­ ку людей. Рассмотрим работу судна в времени теряется в море зада­ ром. Об этом тоже много гово­ рили и писали, но действенных мер пока принимается недоста­ точно. В последнем рейсе моряки РТ-303 «Миллерово» произвели 55 грузовых операций. Переход к плавбазам и танкерам занял 2,2 суток. Доснабжение и пере­ грузка с борта на борт — 1,8 суток, бункеровка — 0,7 суток. Что касается бункеровки, то здесь надо сказать подробнее. Как правило, некоторый запас топлива всегда имеется на плав­ базах. Однако в минувшем рейсе при сдаче рыбы моряки РТ-303 так и не допросились топлива у плавбазы, пришлось «бежать» к танкеру. Но и тот в свою оче­ редь торопился «вставить палки в колеса». Затребовали 150 тонн топлива, а получили только 50 тоня. Потом еще раз пришлось подходить к нему же. Так не лучше было бы снабдить РТ-303 «Миллерово» сразу в один, как говорят, присест. Судно старое и тяжелое на хо­ ду. Против ветра оно работать не может. При заходах на ветер и волну теряет больше суток за рейс. Вроде бы, немного. Но вот все выше перечисленные недос­ татки, складываясь воедино, дают такой отрицательный за­ ряд, оправиться от которого под­ час очень трудно. У нас много говорится о эф­ фективном использовании судов на промысле, о том что нужно всеми силами стремиться к то­ му, чтобы суда покидали порт если не досрочно, то хотя бы в назначенный срок. Так не пора ли от слов перейти к делу, до­ биться согласованности дейст­ вий судоремонтников, снабжен­ цев, отдела кадров. С. ДАНИЛОВ» IIHIIilllllllinillllllilllllllHIHIIlllllllHIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIUIIIIIIIIII В Г Д У Щ Е Е - З Л Р А З Н О Г Л У Б И Н Н Ы М П Р О М Ы С Л О М ! КАК РАБОТАТЬ С НОВЫМ ТРАЛОМ «Рыбный Мурман» неоднократно уже упоминал о новом разноглубин­ ном трале (чертеж 2131), которым а весеннюю мойвенную путину рабо­ тали экипажи БМРТ-415 «Рыбачий» и ПРТ «Прокопьевск». Рассказывали мы о параметрах его, особенностях, о результатах проводившегося экспери­ мента. Одновременно моряки названных судов промышляли мойву и тра­ лами чертежей 2030, К 50. Сегодня флагманский специалист по добыче рыбы тралового флота В. Юганов, находившийся а то время » море и контролировавший ход экспериментальных работ, делится опытом по технике и тактике разно­ глубинного промысла мойвы этими орудиями лова. В то время( о котором речь, в рай­ оне Норвежского жёлоба, Сёре-банки, Финмаркенской и Рыбачьей преднере­ стовая мойва создает большие скопле­ ния, пригодные для облавливания ее разноглубинными тралами. Наиболее Плотные концентрации косяков на ве­ черней и утренней зорях. Днем рыба опускалась на глубину 150—250 метров, ночью рассеивалась дорожкой у по­ верхности от 10 до 40 метров. Погода в основном стояла штормовая, волнение достигало пяти-семи баллов и это усложняло работу разноглубинными тралами. Была их большая аварийность, в основном при спуске. Скорость тра­ ления держали от 3 до 4 узлов, средняя 3.5 узла. - Треления производили большей час­ тью по ветру и на ветер, реже — лагом. Йбо при таких курсах наблюдалась наи­ большая аварийность, в первую оче-; редь — при спуске орудий лойа. К та­ кому выводу ' и практике мы пришли спустя некоторое время, опробовав спуск трала э разных положениях кораб­ ля относительно ветра. Следует дать рекомендации промыс­ ловикам. аварийности на­ до спускать трал ив ветер или по ветру и как можно быстрее, ход держать ми­ нимальный, какой возможен для безава­ рийной работы судна. Травление -ваеров производить на скорости не более 6 уз­ лов и только при помощи лебедки. При таком способе трал сразу же за­ нимает рабочий горизонт траления. До- травливание- вееров надо производить Таюк» кр* помоирглебедки. Если д-лать это, используя стопора, то неминуемо будут порывы трала. При работе вечером и в ночное время ваеров вытравливалось 25—50 саженей, трал шел на горизонте 10— 15 метров от поверхности, захватывая вершины косяков. Чтобы вести тралы чертежей 2030 и 1150 в этом горизонте, доски при­ ходилось вооружать со шкентелем ла­ пок. Доски не очень устойчиво работа­ ли, зато не выскакивали на поверхность. Следует помнить, что в таком варианте доски предрасположены к заверту, по­ этому при спуске орудий лова требует­ ся особая осторожность. При работе с тралом чертежа 2131 доски вооружались с раздельным под­ ключением лапок и работали-хорошо. Но во время травления их в воду они забирали не сразу, а только после по* гружения. При вытравливании 25 саже­ ней ваеров доски во время траления ие выскакивали. На разноглубинном промысле приме­ няли мы углубители по 900 килограм­ мов. При этом трал очень быстро са­ дился, особенно во время травления ваеров. Отсюда возникала вероятность его аварийности. При дальнейшей рабо­ те использовали углубители весом 650 килограммов. Этого оказалось вполне достаточно для обеспечения хорошей работы трала. Он устойчиво шел в го­ ризонте, отлично реагировал на измене­ ние скорости. Вертикальное раскрытие колебалось от 22 метров до 28—30 в за­ висимости от скорости. При ходе со ско­ ростью 3,5 узла вертикальное раскрытие трала чертежа 2131 было 25 метров. Из-за своих больших размеров этот трал неудобен при спуске, подъеме, осо­ бенно при использовании на больших морозильных траулерах. Крылья прихо­ дится выбирать за два раза и стопорить на оттяжки у лебедки, однорядный ме­ шок перехватывать девять раз и два ра­ за — двухрядный. В общей сложности выборка трала занимает 30—40 минут. При спуске для предотвращения за- вертов и порывов крылья надо спускать при помощи вытяжных. Когда выходит весь однорядный мешок, вытяжные сле­ дует потравливать лебедкой, расправ­ ляя крылья. Первые стропики остаются закрепленными на глаголь-гаках у ле­ бедки. Если все нормально, отдают вы­ тяжные и стропики, после этого —- гла­ голь-гаки, освобождая вторую половину крыла. После этого следует травить ка­ беля. При такой работе вероятность запуты­ вания и порывов крыльев при спуске почти сводилась на нет. Спуск трала задерживался всего на 2—3 минуты. Облавливая мойву, очень часто прак­ тиковали повороты с тралом. Делать это заставляла необходимость. Если, напри* мер, не попадали в косяк, или попадало мало рыбы. В таком случае подбирали ваера до досок, одну доску крепили на цепку, а ту, что находилась в проти­ воположной стороне от поворота, тра­ вил)* в воду. Чтобы при повороте она ра­ ботала, в среднем перетравливали 5-—6 метров, перекладывали руль на борт до 20 градусов, давали средний ход и сле­ дили, чтобы доска работала, добиваясь этого изменением скорости..Вся опера­ ция; не учитывая' времени на выборку и травление ваеров, занимала 5—8 ми­ нут. Аварийности во время поворотов не наблюдалось, даже если в мешке было до 30 тонн рыбы. . ' При подъеме больших уловов тралом чертежа 2131 для подсушки использова­ ли удавной. На верхней пласти в районе гужа сделали подкрепление из сеточной дели, Двухрядный мешок укреплялся а основном в концевой части на расстоя­ нии 12 метров. На всех топенантах, ка длине 2 метра, крепились 3-звенные кольца для дележного стропа, который изготовляли из стального троса диамет­ ром 20 мм, длиной 7,2 метра. Конец мешка за денежным стропом крепили двумя ребрами из каната «геркулес» диаметром 26 дам . О дно —- длиной 6,8 метра, второе —- 6,5. Остальные ребра по мешку по 7 метров, в том числе 6 — из стального троса диаметром 15,5 мм ставили через 1,2 метра, считая от де­ лежного. Между стальными — ребра из «геркулеса» диаметром 26 мм и выше стальных —>4 геркулесовых через 70 сантиметров. Все ребра пропускались между швом И топенантом, а также через сети. На топенанты а районе ребер добавочно ставили две привязки. Удавной строп длиной 9,5 метра из капронового кана­ та поставили на расстояние трех метров от начала мешка. На всех топенантах и пожилинах сделали петли из посадоч­ ного троса для удааного. Гаитян — кап­ роновый, длиной 9 метров, завязывали •го «репкой». Все петли топенантов и пожилин закрепляли капроновым кана­ том. При таком оснащении аварийности мешка не наблюдалось, даже если (ъемы достигали 40 тонн. Сейчас разноглубинный трал чертежа 2131 проходит испытания на промысле Нрлярной тресочки. Предстоит отрабо­ тать некоторые детали схемы. При до­ стижении этого промысловики получат х<фошие орудия лова для добычи и мойвы, и полярной тресочки. В. ЮГАНОВ. флагманский специа­ лист по добыче рыбы тралового флота.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz