Рыбный Мурман. 1971 г. Июль.
Во второй половине XX в. во всем мире особенно остро ощущается необходимость разумного отношения чело века к природе и природным ресурсам. В результате развития нау ки и техники и увеличения количества населения на земном шаре восстановление и расширенное воспроизвод ство природных ресурсов яв ляется теперь одной из важ нейших забот человечества, которое стало потреблять природные ресурсы быстрее, чем природа успевает их вос станавливать. Это еще не означает, что в настоящее время они находятся на гра ни полного истощения. Од нако необходим строгий рас чет природных запасов, бе- пежное отношение к ним. Нередко » периодической печати можно встретить фразу: «Человек покоряет природу». Ее авторы, по-ви димому, хотят - подчеркнуть силу воздействия человека на природу. Но природа — союзник человека, человек живет в ней, пользуется ев разнообразными благами. Казалось бы, союзнику на до помогать, л не покорять его. Незадачливые же авто ры е восторгом пишут • по корении природы, проявляя неуместный воинственный пыл. Человек изучает природу, открывает ее законы, ставит их на службу обществу, что бы улучшить условия жизни, и если он, «покорив приро ду», при этом без удержу станет расходовать ее ресур сы, то всему человечеству будет грозить неизбежная гибель. Раньше была популярна и другая фраза: «Наши при родные ресурсы неистощи мы». Она настраивала лю дей на путь бесконтрольного использования запасов при роды. К счастью, в последнее время эта фраза почти ис чезла со страниц газет и журналов. Практически любые при ходные ресурсы истощимы, в том числе и возобновляе мые — пресная вода, жи вотный и растительный мир я т. д., если не следить за их нормальным воспроизвод ством или чистотой. В самом деле, если, например, еже годно вырубать лес на пло щади 5 млн. гектаров, а за саживать ежегодно 1 млн. гектаров, то в недалеком будущем лесов на Земле не останется вовсе, хотя в при роде леса возобновляются. За последние несколько сто летий было вырублено 50—1 60 *к леса, т. е. около 4,5 млрд. гектаров, а осталось 3,8 млрд. гектаров. В Советском Союзе также пока нет равновесия между ежегодно вырубаемым и ежегодно насаждаемым ле сом. А ведь лес — гордость и богатство нашей Родины. Еще не ясно, не приведет ли уничтожение лесов на Земле к изменения» газового состава и влагооборота в ат мосфере. Пока между уче ными идут споры по этому важнейшем? вопросу. Наб людения и расчеты показы вают, что количество угле кислоты в атмосфере увели чилось за последнее столе тие на 10 — 12 %. Считают, что его увеличение является, следствием возросшего сжи гания топлива (угля, нефти, газа) заводами, фабриками, котельными, автотранспор том. Однако это мнение еще не окончательное. Лес вегетирует продолжи тельнее многих других ра стительных формаций, что позволяет ему больше брать из атмосферы углекислоты и больше производить кисло рода. Если лес полностью вырубить и заменить era культурными полями, то этот хозяйственный процесс, осуществленный в глобаль ном масштабе, наряду с воз- растающим сжиганием топ лива может привести к нару шению существующего газо вого состава атмосферы. Под воздействием все воз растающих масс сжигаемого в мире топлива предвидится дальнейшее увеличение уг лекислоты в атмосфере, даже при регулирующем действии Мирового океана. Это может привести к повышению тем пературы воздуха в призем ных слоях атмосферы, а та кие повышения температуры В некоторых природных зо нах могут вызвать ухудше ние условий жизнрб По- раем Шахматистыя П «природе», как лома! Фото Я » Кузнецовой, 30 «нлометрах ОТ города, ■** всего * грамма. , Чистый воздушный бао» оейн наших городов — это проблема номер один. Ймен- но отсюда следует начинать борьбу за здоровье городских жителей. Развитие же городского Транспорта должно быть на правлено на увеличение б е о шумного и безвредного трам вайно-троллейбусного парка, на значительное ускорение строительства метрополите на. Кроме того, необходимо ограничить в черте города количество автомашин, если это окажется технически возможным, установить на них дымоуловители, необхо дим я более строгий конт роль ГАИ и районных сани- тарно - эпидемиологических станций. Наша главная задача, на ша общая цель состоит в том, чтобы помочь природе нормально воспроиз водить нужные че ловеку ресурсы. Необходи мость преобразования приро ды предполагает правильное сочетание мер по ее охране^ а ого уже не только эконо мическая, но и социальная задача народа, строящего коммунизм. Не случайно В Советской Союзе в послед ние годы вновь обращено внимание на вопросы охра ны природы, на улучшение состояния воздушного бас сейна» рек я озер. В этой связи следует вспомнить не давние (1967—1969 гг.) поста новления ЦК КПСС и Совета Министров СССР по оэсране Байкала я Северного Кас пия» постановление о борь бе с почвенной эрозией, рас смотренные и принятые Вер ховным Советов СССР закон о земле и основы законода тельства о здравоохранении. Претворение в жизнь этих постановлений я законов, регламентирующих нормаль^ ные отношения между при родой и обществом, явится новым этапом на пути к ком мунизму. Бережное отношение че ловека к природе — признак высокой культуры общества. Очень важно воспитать в на ших детях гуманное отно шение * ко всему живому. Семья,, школа и обществен ность должны считать эту Вадачу важнейшей из заж- аых. - Ид ея заслуженного деяте л я науки я техники профес сора Н. В. Лазарева о гсоги- гиене (гигиене Земли) в на ше время приобретает огром ное значение для сохране ния нормальных условий жизни всего' человечества. А . АДИАТЫЙ 1 , щрофеег сор, председатель комис сии охраны я преобразо вании имчюдй Юр овского обществ» СССР. ми растениями, в особенно сти в городах; каждый метр газонов и каждое дерево в городе должны находиться год ' неусыпным контролем общественности. Сильно отравляют воздух городов и крупных промыш ленных пунктов канцероген ные (способствующие забо леванию раком) и другие ве щества, выбрасываемые в атмосферу трубами заводов и фабрик, котельными, если их не снабжать фильтрами и не следить аа исправным состоянием. Ёще более опасен в этом Отношении автомобильный транспорт городе». По объ ему выбрасываемых в атмо сферу канцерогенных ве ществ он «успешно» конку рирует в заводскими труба ми. Не будем забывать и то го, что одна автомашина Средней мощности, пробегая 1000 километров, «съдает» годовую норму потребления кислорода одним человеком. Велика также вапыяен- йость многих крупных про мышленных городов земно го шара, где на 1 квадратный метр площади выпадает за месяц около 50 граммов пы хи, а * окрестностях, в 2 5 - четам академика Н. If. Се менова, использование тер моядерного топлива в коли честве около 10 °/о разведан ных его запасов может вы звать повышение температу ры приземных блоев атмо сферы примерно на 7°. В на стоящее время средняя тем пература воздуха тропосфе ры составляет 14,3?. Если она станет равной 21 °. то бу дут созданы неблагоприят ные условия жизни во мно гих районах земного шара. В тесной связи с состояни ем растительности, числен ным составом населения я животного мира и интенсив ностью сжигания топлива находится проблема кисло рода. Пока кислорода на Земле достаточно и челове честву в ближайшее столе тие не угрожает кислород ный голод, если не считан» локальных (местных) нару шений газового состава воз духа в крупных городах я населенных пунктах, где сильно развиты промышлен ность я автомобильный транспорт. Однако чем меньше будет растительности на Земле, » частности леса, чем больше живых существ и больше объем сжигаемого топлива, тем быстрее понадобится воспроизводить в природа кислород. По подсчетам уче ных, потребление кислорода в XX I столетии должно воз р а с т в 4—5 раз по сравне нию с современным уровнем, что может заметно нарушить равновесие в природе. Очевидно, между объемом ежегодно сжигаемого топли ва и воспроизводством кис лорода в природе также не обходимо поддерживать ди намическое равновесие. В этом аспекте важно изучать, а в будущем широко вне дрять бескислородную энер гетику (прямое использова ние солнечной энергии) я всемерно интенсифицировать фотосинтез зеленых расте ний, пополняющих массу кислорода в атмосфере. Каж дый свободный метр почвы должен бьггь занят зелены В КАЛИНИНГРАДЕ 1 проходят испыта ний опыты* образ цы юектрояибвлей, разработан- мыв ВНИИ электротржязюрта» Грузовой я легковой варианты адектромобидей предназначены В ОСНОВНОМ ДЛЯ нужд | 1 абОТН№ ков сферы обслуживания. Ма шины нросты в управлении и эксплуатации. Такой конструк цией устранен существенный недостаток транспорта вы брос в атмосферу выхлопных газов. Зам. редактора П. А . БЫСТРОУМОВ ОРГАНИЗОВАЛИ... т На РТ-320 неплохо развит кустарный промысел. Одни мо ряки плетут сетки-авоськи, дру гие занимаются вялением ры бы. Пришел этот траулер в Мур манск. Вызывает второй помощ ник капитана Иванюк боцмана В. Хохлова и говорит ему: «Это дело надо организовать». И боц ман организовал. Нашел авто машину, быстро погрузил в нее рыбу, авоськи, капрон. Матрос А. Федоров прихва тил 10 килограммов вяленой рыбы, матрос В. Баранов — 20. А матрос Ж. Галабурда решил, что ему могут пригодиться но венький рыбацкий костюм, ро- кон-буксы п 24 пары хлопчато бумажных перчаток. С этого корабля за один день (в мае) охраной порта было за держано пять человек, которые пытались вывезти за пределы порта в общей сложности 130 килограммов вяленой рыбы, а также много материальных цен ностей. Виновные привлекаются к от ветственности. Н. АЛЕКСЕЕВ, наш вне штатный корреспондент. АДРЕС ИТЕАЕООНЫ р. Мурманск, ул. Траловая, 28, второй этаж. Телефоны АТС рыбного порта: 63-96 — зам. редактора, ответственный секре тарь, литературные^ сотрудники, 62Ч54 — редактор.>Вызов с телефонов городской АТС осуществляется по номерам: 7-86 396, 7-86-264. «Рыбный Мурмэн». Индекс 55654. Цена f экз. — 2 коп. Мурманская областная типография, г. Мурманск. Зак. 3947, ПН-02138,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz