Рыбный Мурман. 1971 г. Июль.

В А К О Ж К У Р С h Н АШ «АНАДЫ РЬ * — шведской постройки рыболовный траулер № 86 — значился в невезучих, считался «тяжелым», «старой ка­ лошей» — любое подобное определение подходило к нему. Невезучий потому, что из рейса в рейс не справлялись с планом, тяжелый — в прямом смыс­ ле, и болтало его даже при четырех баллах так, как никакой другой при восьми. По палубе за весь рейс не пройдешь в ботинках, надо — в сапогах. И уж, конечно, постоянная качка мешала работе, изводила нас. А «старой калошей» «Анадырь» прозвали за разваливающиеся механизмы, системы, устройства. Плавать на таком судне — одна мука. Выйдешь в море, бросишь трал в воду — что-то «летит». Летят впустую часы. Подул ветер — не добавишь лишних 2 — 4 оборота в машине, чтобы полноцен­ ное траление произвести. Вот так я проходил рейс. Не успеешь оглянуться, как уже в порт пора. А тут вдруг «вспышка». И думаешь: ну, бог с ним, с этим неудачным рейсом, двое-трое суток пробудем дома и успеем еще схватить рыбку. Только напрасны были наши мечты. Вместо трех суток стояли 10— 12, ремонтировались. А ре­ монтировать «Анадырь» можно было бесконечно. К новому выходу на промысел «рыбалка» скиса­ ла, и все начиналось заново. Нет рыбы на борту — нет заработка. Люди спи­ сывались под разными предлогами. А это еще боль­ ше усугубляло положение: без хозяина — и дом си­ рота, как говорится. На однотипном РТ-87 стар­ ший механик, кажется, лет десять не менялся, су­ мел «охранить главную машину. И два одинаковых корабля выглядели полярылми по результатам ра­ боты экипажей. Списывались самые разные специ­ алисты: механики, штурманы, мастера. На смейу приходили новые, чтобы спустя рейс, два «заболеть» и помахать «Анадырю» с причала ручкой. Вот так в одну из стоянок, не знаю, каким уже по счету, пришел к нам новый старший мастер по добыче — Александр Алексеевич Стрелков. Широ­ коскулый, чернобровый, подтянутый. И примеча­ тельно спокойный. Как-то было даже непривычно не слышать на палубе зычных окриков era пред­ шественника, когда тот поднимал, снускал трал. Александр подавал команды обыденно спокойно, не еуетился, даже не спешил. Но странно, дело лади­ лось. И чувствовалось: не дергались матросские нервы. Разумеется, новый «майор» (откуда только по­ явилось и в рыбацком обиходе прижилось такое определение «чина» тралмейстера?) сразу же разо­ брался в «веревках», кое-что изменил, огрехи вы­ вел. Разумеется, потому, что, как я потом узнал, это был стиль работы Стрелкова. За давностью не припомню, в том ли первом рей­ се после прихода к нам Александра мы выполнили план, то ли в следующем. Но выполнять стали при нем, подряд полтора года. Нельзя сказать, будто какой-то магической силой обладал старший мастер. Просто на палубе объявился хозяин. А настоящий хозяин не считается со временем, не боится ника­ кого труда, чтобы навести порядок в своем доме. Домом для Александра Алексеевича стал «невезу- .чнй», «тяжелый», «старая калоша» — траулер ОбАлександреСтрелкове «Анадырь». И капитан это сразу почувствовал, берег своего «майора», даже слишком — в отпуск однаж­ ды не рискнул отпустить. Только через полтора го­ да пришел конец их добрым деловым отношениям. П. Стрелков принял назначение на РТ -86 без лиш­ ней радости: наслышался о громкой «славе» судна. Ну так ведь не будешь выбирать корабль по душе. Есть производственная необходимость, дисциплина, совесть, наконец. Она, эта совесть, не позволяла ра­ ботать спустя рукава, убежать после рейса, двух. Тем более, вроде бы и рыба шла не хуже, чем у других, и зарплата приличная, н команде пришелся по душе — месяцев через пять избрали его предсе­ дателем судового комитета: кого не уважают, такой чести не удостаивают. Собственно, за 15 лет работы на флоте Александр не припомнит, чтобы на каком-либо траулере были у него осложнения с моряками, нарекания от коман­ диров. За все время не получил ни одного взыска­ ния, только — благодарности. Освоил почти все па­ лубные работы: матросские, боцмана, мастера по обработке, а когда на РТ «Чайка» увидели, что тянется человек к тралмейстерскому делу, напра­ вили с судна в ШУКС, приобрел квалификацию мас­ тера по добыче, в дальнейшем закрепил знания в Архангельском рыбопромышленном техникуме. Уважали «майора» на «Анадыре» все за чест­ ность, старательность. За честность выдвинули в предсудкомы, за старательность, за то, что во всем являл собой пример, присвоили звание ударника коммунистического труда. И, вероятно, долго бы хо­ дил еще с нами, если бы не конфликт с капитаном. У капитана были хорошие качества как у коман­ дира. Любил порядок, требовал его, своей подтя­ нутостью отличался. Эрудирован, учился в высшем мореходном училище, старался, конечно, рыбу ло­ вить, да что-то не получалось, пока Стрелков не пришел. И любой па его месте поступил бы так — установил с тралмейстером хороший контакт. Тем более, что Александр по всем статьям подходил ему. Дисциплинирован, аккуратен, отличный работ* ник. Чего же еще желать? Умел капитан и сохранять хорошие отношения. Может, лишний раз и не стоило бы держать совет со старшим мастером, потому как решение-то улсе принял, но все равно звал его на мостик. По имени- отчеству величал. Тон разговора такой, будто бесе­ дуют два друга-приятеля. Это подкупало. Так вот. Были хорошие качества у капитана «Ана­ дыря» как у командира, да только не проглядыва­ лось, например, в его требовательности души. Хо­ лодная была эта требовательность, бессердечная. А люди соответственно и реагировали. Как однажды мне говорил моряк, уже с другого судна: — Скажет старпом: «Сделай, Абдулович, то-то». Сделаю охотно. Скажет: «Приказываю сделать*. Сделаю, но без охоты. Капитан не мог терпеть, когда его подчиненные делали без охоты, а тд порой и вообще увиливали. По-иному говорить он не мог. И тогда требователь­ ность у него шла с грубостью. Не один раз, и не два, а почти постоянно. И Стрелков не выдержал,- пригласил на заседание судового комитета. Тот от­ казался. Дальше — больше. Доложил предсудкома об обстач новке в базовый комитет. Там, конечно, накрутили капитану «хвост». После этого и прервались хоро­ шие отношения между ним и «майором». Не пускал раньше в отпуск, а тут без всяких проволочек дал аттестат — отдыхай. Ушел Александр с «Анадыря»*- потом встречал я его на других судах. И везде отзы-; вы о нем были самые теплые. III. Теперь еще несколько об Александре Стрелкове. О его пути в море, коротких стоянках в порту, свадь­ бе и тому подобной!. В полутора километрах от деревни Шоршелы, где родился летчик-космонавт Николаев, есть другая —<< Ярдова. Там и прошло детство Саши, оттуда уходил он на Балтику. Вот то-то была радость !1 Идет слу­ жить на флот, о котором столько думал. Но радость оказалась преждевременной. Семья у Стрелковых большая, родители престарелые, и начальство оп- ределило Сашу в береговую команду — там срок службы на год меньше, раньше сможет помогать родителям. Так временно мечта о море не осуществилась.;, Ровно на три года. А как только сменил формен­ ную одежду на «гражданку», поехал в Мурманск* нафлот, уже рыбацкий, и вот уже 15 лет бороздит море, разлучаясь только на время отпуска. Конечно, пребывание на берегу всегда желанно, но никогда Александр Алексеевич не ждал прихода в порт так, как однажды. В рейсе получил радио­ грамму из Ленинграда: приемный сын приглашал на хвадьбу и откладывает ее до возвращения отца. Сын, которого он вырастил, которому отдал частицу свое*' го сердца. Вспомнились многие, многие дни, когда*, отложив все дела даже в короткую стоянку, шел Н; нему в школу поговорить с учителями,.узнать об ус-> пехах. Приятно было слышать добрые* слова. Учил--' ся парень отлично, поведения примерного. И не слу-> чайно из более двухсот ребят-мурманчан, кто решил) закрепить знания в специальной школе в Ленин-.; граде, Стрелков-младший оказался в числе шести,' выдержавших конкурс. Там, в городе на Неве, и продолжал учебу в уни­ верситете. Окончил его с отличием, теперь остав*» лен при кафедре. Александру Алексеевичу есть чем гордиться. Недавно оттуда пришло письмо в редакцию радио» станции «Атлантика*. Короткое, но нскренее и бла­ годарное. Сын добрьш словом вспоминал своего от-' да — Александра Алексеевича Стрелкова, давшего ему правильную дорогу в жизни. Такую же, по ко­ торой идет сам. В. ХРЯШКОВ, штурман дальнего плавания. Новости европейского рыболовства И корабли хотят быть красивы­ ми. Фотоэтюд С. Данилова. 75 ПРОЦЕНТОВ ГОДОВОГО ПЛАНА по производству рыбной про­ дукции выполнили ко Дню рыба­ чка моряки БМРТ «Рыбачий». Го­ довой план коллектив решил за­ вершить к 54-й годовщине Велико­ го Октября. Англия располагала в 1970 году 359 судами, размещен­ ными в шести портах, из ко­ торых 202 прибрежного ло­ ва и 36 рефрижераторных судов. В составе рефрижера­ торного флота имеются суда- мороаилыцики, на кото­ рых изготовляется только мо­ роженое филе, и суда-рефри­ жераторы. замораживающие рыбу целиком. Около одной шестой части флота имеет возраст свыше 20 лет. Общая добыча рыбы Анг­ лии составила в 1970 году 960.000 тонн или на 21.000 тонну больше, чем в 1969 году. В общих уловах коли­ чество добытой донной рыбы было несколько меньшим, чем в 1969 году, но стои­ мость ее превысила уровень прошлого года на 14 про­ центов. Пелагических рыб было добыто 185.000 тонн, или на 12.000 тонн меньше 1969 года, в основном за счет уменьшения количества добытой сельди. Экспорт рыбных продуктов составил 150.000 тонн против 105.000 в 1969 году. т. е. увеличился на 43 процента. Ирландия. С 24 по 30 мар­ та 1971 года в Дублине про­ ходила международная вы­ ставка по рыболовству, в ко­ торой приняли участие круп­ нейшие фирмы, производя­ щие всевозможное оборудо­ вание, материалы и аппарату­ ру для рыбной промышлен­ ности различных стран, в том числе Англии, Норвегии, Франции, ФРГ, Польши и др. Предварительные данные по добыче рыбы в Ирландии аа 1970 год позволяют сде­ лать вывод, что этот год был благоприятным для ирланд­ ских рыбаков. ; Годовая продукция рыбо­ ловства составляет 70.000 тонн, из которых более поло­ вины экспортировано в раз» ные страны. Основными объ­ ектами рыбного экспорта яв-» ляются сельдь, лосось и рако­ образные. Эти результаты являются следствием проведенных за последние годы в Ирландии поисковых работ в значитель­ но увеличенных объемах, введения в эксплуатацию со­ временных больших рыбопро­ мысловых судов и улучшения обработки рыбы как на бор­ ту судов, так и на берегу. Имеется в виду дальней­ шее увеличение количества рыбопромысловых судов и доведение их до 1156 единиц в 1974 году против 761 еди­ ниц в 1968 году. Норвегия. 1970 год явил­ ся благоприятным для нор­ вежской рыбной промышлен­ ности. По предварительным данным, на конец октября 1970 г. количество добытой сельди увеличилось по срав­ нению с таким же периодом 1969 года на 58,5 процента, а. по стоимости на 119,4 про­ цента. Дания. Траулер «Грен- ланд», добывавший лососе­ вых рыб, переоборудован для добычи и обработки кревет­ ки, что вызвано v значитель* иым уменьшением уловов ло­ сосевых в северной части Ат­ лантики. На -судне, которое будет продолжать добычу и. лососевых рыб, установлена машина для обработки нре- нроиэводнтельностью 6 тонн зв 20 часов. После очисти» креветка заморажи­ вается я доставляется в Да- Рыбопромыеловые суда ведущей рыбопромыш­ ленной организации ПНР «Далмор» работают на бан­ ках Северной Атлантики у Лабрадора, Новой Земли, на банках Джорджес, у берегов Гренландаи, Исландии ■ в Баренцевом море. За 1970 год промысловая флотилия этой организации добыла 150.000 тонн рыбы, из них 95 процентов к Атлантике, в 5 процентов в Северном мо­ ре. Траулеры «Далмор* ра­ ботают на рыбных банках в Атлантике в сопровождении судов-маток современного типа, на борту которых обра­ батывается рыба, добытая траулерами. Большая часть рыболовного флота ПНР сос­ тоит из судов современной конструкции, построенных на судоверфях Гданьска и обо­ рудованных новейшими при­ борами, аппаратурой и про­ мысловыми механизмами. В настоящее время рыбо­ промысловый флот «Далмор» состоит из 26 траулеров-за­ водов, в том числе 21 трау­ лер типа В-15 и В-22 и 29 обычных траулеров. Весь экипаж этой флотилии насчи­ тывает 4300 человек. Планы добычи рыбы и вы­ пуска рыбопродукции ежегод­ но выполняются. Предполага­ ется, что в 1975 году общая добыча рыбы судами этого объединения составит 180.000 тонн, а рыбопромыс­ ловая флотилия будет состой ять на 30 траулеров-заводов,^ в том числе девяти судов ти- ’ па В-22. г Это количество рыбы яо^ вводит удовлетворить по- j требность внутреннего рын­ ка страны в мороженом фи­ ле, а также в мороженой кам­ бале, палтусе и сельди. ГДР. Здесь спущено на воду судно «Прометей», пер­ вое из серии новых супер-, траулеров типа «Атлантик». Новое судно имеет авто­ номность плавания 70 сутои и может быть использовано для лова пелагической и донной рыбы. Кроме того* судно оборудовано и для до­ бычи рыбы на электросвет. Предполагается, что около 30 процентов всей рыбы будет добыто ловом на электро­ свет. Судно оборудовано кор­ мовым слипом шириной 3,8 метра и располагает рыбной палубой длиной 45 метров. На судне установлены линии филетирующих машин, а так­ же оборудование для консер­ вирования рыбы. Главный двигатель имеет мощность 3800 л. с., что позволяет судну развивать скорость хо­ да до 14,6 узла. Жилые по­ мещения рассчитаны на 90 человек экипажа и рабочих, занятых на обработке рыбы. Испания. По состоянию на 1 января 1971 года испан­ ские судоверфи имеют зака­ зы на строительство 142 ры­ бопромысловых судов. Зака­ занные суда будут иметь не­ большой тоннаж. Это вызва­ но избытком больших трау- .леров-морозилыциков с кор­ мовым тралением. И. ГРЕБЕНЩИКОВ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz