Рыбный Мурман. 1971 г. Июль.
В А К О Ж К У Р С h Н АШ «АНАДЫ РЬ * — шведской постройки рыболовный траулер № 86 — значился в невезучих, считался «тяжелым», «старой ка лошей» — любое подобное определение подходило к нему. Невезучий потому, что из рейса в рейс не справлялись с планом, тяжелый — в прямом смыс ле, и болтало его даже при четырех баллах так, как никакой другой при восьми. По палубе за весь рейс не пройдешь в ботинках, надо — в сапогах. И уж, конечно, постоянная качка мешала работе, изводила нас. А «старой калошей» «Анадырь» прозвали за разваливающиеся механизмы, системы, устройства. Плавать на таком судне — одна мука. Выйдешь в море, бросишь трал в воду — что-то «летит». Летят впустую часы. Подул ветер — не добавишь лишних 2 — 4 оборота в машине, чтобы полноцен ное траление произвести. Вот так я проходил рейс. Не успеешь оглянуться, как уже в порт пора. А тут вдруг «вспышка». И думаешь: ну, бог с ним, с этим неудачным рейсом, двое-трое суток пробудем дома и успеем еще схватить рыбку. Только напрасны были наши мечты. Вместо трех суток стояли 10— 12, ремонтировались. А ре монтировать «Анадырь» можно было бесконечно. К новому выходу на промысел «рыбалка» скиса ла, и все начиналось заново. Нет рыбы на борту — нет заработка. Люди спи сывались под разными предлогами. А это еще боль ше усугубляло положение: без хозяина — и дом си рота, как говорится. На однотипном РТ-87 стар ший механик, кажется, лет десять не менялся, су мел «охранить главную машину. И два одинаковых корабля выглядели полярылми по результатам ра боты экипажей. Списывались самые разные специ алисты: механики, штурманы, мастера. На смейу приходили новые, чтобы спустя рейс, два «заболеть» и помахать «Анадырю» с причала ручкой. Вот так в одну из стоянок, не знаю, каким уже по счету, пришел к нам новый старший мастер по добыче — Александр Алексеевич Стрелков. Широ коскулый, чернобровый, подтянутый. И примеча тельно спокойный. Как-то было даже непривычно не слышать на палубе зычных окриков era пред шественника, когда тот поднимал, снускал трал. Александр подавал команды обыденно спокойно, не еуетился, даже не спешил. Но странно, дело лади лось. И чувствовалось: не дергались матросские нервы. Разумеется, новый «майор» (откуда только по явилось и в рыбацком обиходе прижилось такое определение «чина» тралмейстера?) сразу же разо брался в «веревках», кое-что изменил, огрехи вы вел. Разумеется, потому, что, как я потом узнал, это был стиль работы Стрелкова. За давностью не припомню, в том ли первом рей се после прихода к нам Александра мы выполнили план, то ли в следующем. Но выполнять стали при нем, подряд полтора года. Нельзя сказать, будто какой-то магической силой обладал старший мастер. Просто на палубе объявился хозяин. А настоящий хозяин не считается со временем, не боится ника кого труда, чтобы навести порядок в своем доме. Домом для Александра Алексеевича стал «невезу- .чнй», «тяжелый», «старая калоша» — траулер ОбАлександреСтрелкове «Анадырь». И капитан это сразу почувствовал, берег своего «майора», даже слишком — в отпуск однаж ды не рискнул отпустить. Только через полтора го да пришел конец их добрым деловым отношениям. П. Стрелков принял назначение на РТ -86 без лиш ней радости: наслышался о громкой «славе» судна. Ну так ведь не будешь выбирать корабль по душе. Есть производственная необходимость, дисциплина, совесть, наконец. Она, эта совесть, не позволяла ра ботать спустя рукава, убежать после рейса, двух. Тем более, вроде бы и рыба шла не хуже, чем у других, и зарплата приличная, н команде пришелся по душе — месяцев через пять избрали его предсе дателем судового комитета: кого не уважают, такой чести не удостаивают. Собственно, за 15 лет работы на флоте Александр не припомнит, чтобы на каком-либо траулере были у него осложнения с моряками, нарекания от коман диров. За все время не получил ни одного взыска ния, только — благодарности. Освоил почти все па лубные работы: матросские, боцмана, мастера по обработке, а когда на РТ «Чайка» увидели, что тянется человек к тралмейстерскому делу, напра вили с судна в ШУКС, приобрел квалификацию мас тера по добыче, в дальнейшем закрепил знания в Архангельском рыбопромышленном техникуме. Уважали «майора» на «Анадыре» все за чест ность, старательность. За честность выдвинули в предсудкомы, за старательность, за то, что во всем являл собой пример, присвоили звание ударника коммунистического труда. И, вероятно, долго бы хо дил еще с нами, если бы не конфликт с капитаном. У капитана были хорошие качества как у коман дира. Любил порядок, требовал его, своей подтя нутостью отличался. Эрудирован, учился в высшем мореходном училище, старался, конечно, рыбу ло вить, да что-то не получалось, пока Стрелков не пришел. И любой па его месте поступил бы так — установил с тралмейстером хороший контакт. Тем более, что Александр по всем статьям подходил ему. Дисциплинирован, аккуратен, отличный работ* ник. Чего же еще желать? Умел капитан и сохранять хорошие отношения. Может, лишний раз и не стоило бы держать совет со старшим мастером, потому как решение-то улсе принял, но все равно звал его на мостик. По имени- отчеству величал. Тон разговора такой, будто бесе дуют два друга-приятеля. Это подкупало. Так вот. Были хорошие качества у капитана «Ана дыря» как у командира, да только не проглядыва лось, например, в его требовательности души. Хо лодная была эта требовательность, бессердечная. А люди соответственно и реагировали. Как однажды мне говорил моряк, уже с другого судна: — Скажет старпом: «Сделай, Абдулович, то-то». Сделаю охотно. Скажет: «Приказываю сделать*. Сделаю, но без охоты. Капитан не мог терпеть, когда его подчиненные делали без охоты, а тд порой и вообще увиливали. По-иному говорить он не мог. И тогда требователь ность у него шла с грубостью. Не один раз, и не два, а почти постоянно. И Стрелков не выдержал,- пригласил на заседание судового комитета. Тот от казался. Дальше — больше. Доложил предсудкома об обстач новке в базовый комитет. Там, конечно, накрутили капитану «хвост». После этого и прервались хоро шие отношения между ним и «майором». Не пускал раньше в отпуск, а тут без всяких проволочек дал аттестат — отдыхай. Ушел Александр с «Анадыря»*- потом встречал я его на других судах. И везде отзы-; вы о нем были самые теплые. III. Теперь еще несколько об Александре Стрелкове. О его пути в море, коротких стоянках в порту, свадь бе и тому подобной!. В полутора километрах от деревни Шоршелы, где родился летчик-космонавт Николаев, есть другая —<< Ярдова. Там и прошло детство Саши, оттуда уходил он на Балтику. Вот то-то была радость !1 Идет слу жить на флот, о котором столько думал. Но радость оказалась преждевременной. Семья у Стрелковых большая, родители престарелые, и начальство оп- ределило Сашу в береговую команду — там срок службы на год меньше, раньше сможет помогать родителям. Так временно мечта о море не осуществилась.;, Ровно на три года. А как только сменил формен ную одежду на «гражданку», поехал в Мурманск* нафлот, уже рыбацкий, и вот уже 15 лет бороздит море, разлучаясь только на время отпуска. Конечно, пребывание на берегу всегда желанно, но никогда Александр Алексеевич не ждал прихода в порт так, как однажды. В рейсе получил радио грамму из Ленинграда: приемный сын приглашал на хвадьбу и откладывает ее до возвращения отца. Сын, которого он вырастил, которому отдал частицу свое*' го сердца. Вспомнились многие, многие дни, когда*, отложив все дела даже в короткую стоянку, шел Н; нему в школу поговорить с учителями,.узнать об ус-> пехах. Приятно было слышать добрые* слова. Учил--' ся парень отлично, поведения примерного. И не слу-> чайно из более двухсот ребят-мурманчан, кто решил) закрепить знания в специальной школе в Ленин-.; граде, Стрелков-младший оказался в числе шести,' выдержавших конкурс. Там, в городе на Неве, и продолжал учебу в уни верситете. Окончил его с отличием, теперь остав*» лен при кафедре. Александру Алексеевичу есть чем гордиться. Недавно оттуда пришло письмо в редакцию радио» станции «Атлантика*. Короткое, но нскренее и бла годарное. Сын добрьш словом вспоминал своего от-' да — Александра Алексеевича Стрелкова, давшего ему правильную дорогу в жизни. Такую же, по ко торой идет сам. В. ХРЯШКОВ, штурман дальнего плавания. Новости европейского рыболовства И корабли хотят быть красивы ми. Фотоэтюд С. Данилова. 75 ПРОЦЕНТОВ ГОДОВОГО ПЛАНА по производству рыбной про дукции выполнили ко Дню рыба чка моряки БМРТ «Рыбачий». Го довой план коллектив решил за вершить к 54-й годовщине Велико го Октября. Англия располагала в 1970 году 359 судами, размещен ными в шести портах, из ко торых 202 прибрежного ло ва и 36 рефрижераторных судов. В составе рефрижера торного флота имеются суда- мороаилыцики, на кото рых изготовляется только мо роженое филе, и суда-рефри жераторы. замораживающие рыбу целиком. Около одной шестой части флота имеет возраст свыше 20 лет. Общая добыча рыбы Анг лии составила в 1970 году 960.000 тонн или на 21.000 тонну больше, чем в 1969 году. В общих уловах коли чество добытой донной рыбы было несколько меньшим, чем в 1969 году, но стои мость ее превысила уровень прошлого года на 14 про центов. Пелагических рыб было добыто 185.000 тонн, или на 12.000 тонн меньше 1969 года, в основном за счет уменьшения количества добытой сельди. Экспорт рыбных продуктов составил 150.000 тонн против 105.000 в 1969 году. т. е. увеличился на 43 процента. Ирландия. С 24 по 30 мар та 1971 года в Дублине про ходила международная вы ставка по рыболовству, в ко торой приняли участие круп нейшие фирмы, производя щие всевозможное оборудо вание, материалы и аппарату ру для рыбной промышлен ности различных стран, в том числе Англии, Норвегии, Франции, ФРГ, Польши и др. Предварительные данные по добыче рыбы в Ирландии аа 1970 год позволяют сде лать вывод, что этот год был благоприятным для ирланд ских рыбаков. ; Годовая продукция рыбо ловства составляет 70.000 тонн, из которых более поло вины экспортировано в раз» ные страны. Основными объ ектами рыбного экспорта яв-» ляются сельдь, лосось и рако образные. Эти результаты являются следствием проведенных за последние годы в Ирландии поисковых работ в значитель но увеличенных объемах, введения в эксплуатацию со временных больших рыбопро мысловых судов и улучшения обработки рыбы как на бор ту судов, так и на берегу. Имеется в виду дальней шее увеличение количества рыбопромысловых судов и доведение их до 1156 единиц в 1974 году против 761 еди ниц в 1968 году. Норвегия. 1970 год явил ся благоприятным для нор вежской рыбной промышлен ности. По предварительным данным, на конец октября 1970 г. количество добытой сельди увеличилось по срав нению с таким же периодом 1969 года на 58,5 процента, а. по стоимости на 119,4 про цента. Дания. Траулер «Грен- ланд», добывавший лососе вых рыб, переоборудован для добычи и обработки кревет ки, что вызвано v значитель* иым уменьшением уловов ло сосевых в северной части Ат лантики. На -судне, которое будет продолжать добычу и. лососевых рыб, установлена машина для обработки нре- нроиэводнтельностью 6 тонн зв 20 часов. После очисти» креветка заморажи вается я доставляется в Да- Рыбопромыеловые суда ведущей рыбопромыш ленной организации ПНР «Далмор» работают на бан ках Северной Атлантики у Лабрадора, Новой Земли, на банках Джорджес, у берегов Гренландаи, Исландии ■ в Баренцевом море. За 1970 год промысловая флотилия этой организации добыла 150.000 тонн рыбы, из них 95 процентов к Атлантике, в 5 процентов в Северном мо ре. Траулеры «Далмор* ра ботают на рыбных банках в Атлантике в сопровождении судов-маток современного типа, на борту которых обра батывается рыба, добытая траулерами. Большая часть рыболовного флота ПНР сос тоит из судов современной конструкции, построенных на судоверфях Гданьска и обо рудованных новейшими при борами, аппаратурой и про мысловыми механизмами. В настоящее время рыбо промысловый флот «Далмор» состоит из 26 траулеров-за водов, в том числе 21 трау лер типа В-15 и В-22 и 29 обычных траулеров. Весь экипаж этой флотилии насчи тывает 4300 человек. Планы добычи рыбы и вы пуска рыбопродукции ежегод но выполняются. Предполага ется, что в 1975 году общая добыча рыбы судами этого объединения составит 180.000 тонн, а рыбопромыс ловая флотилия будет состой ять на 30 траулеров-заводов,^ в том числе девяти судов ти- ’ па В-22. г Это количество рыбы яо^ вводит удовлетворить по- j требность внутреннего рын ка страны в мороженом фи ле, а также в мороженой кам бале, палтусе и сельди. ГДР. Здесь спущено на воду судно «Прометей», пер вое из серии новых супер-, траулеров типа «Атлантик». Новое судно имеет авто номность плавания 70 сутои и может быть использовано для лова пелагической и донной рыбы. Кроме того* судно оборудовано и для до бычи рыбы на электросвет. Предполагается, что около 30 процентов всей рыбы будет добыто ловом на электро свет. Судно оборудовано кор мовым слипом шириной 3,8 метра и располагает рыбной палубой длиной 45 метров. На судне установлены линии филетирующих машин, а так же оборудование для консер вирования рыбы. Главный двигатель имеет мощность 3800 л. с., что позволяет судну развивать скорость хо да до 14,6 узла. Жилые по мещения рассчитаны на 90 человек экипажа и рабочих, занятых на обработке рыбы. Испания. По состоянию на 1 января 1971 года испан ские судоверфи имеют зака зы на строительство 142 ры бопромысловых судов. Зака занные суда будут иметь не большой тоннаж. Это вызва но избытком больших трау- .леров-морозилыциков с кор мовым тралением. И. ГРЕБЕНЩИКОВ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz