Рыбный Мурман. 1971 г. Июль.

Социалистического Труда il l! lilli ч: «Если останешься жив, по­ заботься о семье», — слова, написанные химическим ка­ рандашом на четвертушке тетрадного листа в клеточку, Михаил Васильевич запом­ нил на всю жизнь. Тогда его называли просто Мишей. Был он матросом морской пехоты из бригады дальневосточников. Собствен­ ной семьи у него, конечно, еще не было. Были мать, се­ стренки мал-малгг. меньше. На Калининском фронте в вал отец. Он и написал тогда сыну на Северный фронт эти строчки. А вскоре домой написал командир части: «...смертью храбрых».» Только эти слова и разобра­ ла сквозь слезы Анна Саве­ льевна, мать пятерых детей. Русские женщины в те, уже ставшие далекими годы, чуя­ ли беду даже по надписи на конверте, по походке сель­ ского почтальона. С той са­ мой поры и поседела вдова одного из лучших клепаль­ щиков на Оке. с Мурманской С у д о в е р и * « г лезнои дороге, пытались про­ рваться к жизненно важным центрам страны. То были длительные и изнурительные бои. Моряки-дальневосточ­ ники дали клятву: ни шагу назад! И выстояли перед бронированным кулаком гит­ леровцев. Не раз они пере­ ходили в контратаки. .И тог­ да фашисты в панике бежа­ ли перед людьми во флот­ ских тельняшках. После одного из жестоких боев в сорок третьем Миха­ ил Шеронкин стал коммуни­ стом. Даже сейчас, когда испол­ нилась 26-я годовщина со дня Великой Победы, на станции Масельгской можно Районный Це^ф У!»фД Ьв - ^ увидеть шрамы войны. щиков стоит на самом бере­ гу реки. Его жители испояон веков занимаются судостро­ ением. Начинали с купече­ ских расшив, которые еще во времена Ермака Тимофееви­ ча ходили по Оке, Каме и Волге. Потом пошли метал­ лические корабли. Тогда и появилась профессия кле­ пальщика. Василий Шерон­ кин был одним из них. Рано приохотился к труду и его старший сын. Он по­ ступил работать учеником на тот же завод. И когда отца послали строить судострои­ тельный завод на Дальнем Востоке, вместе с ним уехал и Михаил. На равных с опытными мастерами он воз­ водил корпуса, налаживал оборудование. Уже тогда, в сороковом, у него был ше­ стой разряд слесаря. Потом паренек надел фор­ му военного моряка. Там, на Дальнем Востоке, он и встре­ тил войну. Из далекого Но- вошино, куда перед самой Великой Отечественной вер­ нулась семья Шеронкиных, приходили письма под стан­ цию Масельгскую, где воевал Михаил. Гитлеровцы обрушивали на станцию один массирован­ ный удар за другим. Они -'вплотную подходили к же- И каждый раз, когда Ми­ хаил Васильевич проезжает ее мимо, к горлу подкатыва­ ется комок. Вспоминаются боевые друзья, которые пали в боях, защищая эту землю. Следы войны. Наверное, надо, чтобы они оставались, чтобы напоминать молодым о подвигах их отцов. Всё, что было пережито здесь, накрепко привязало Шеронкина к Северу. После войны он недолго оставался дома: хотелось скорее взять­ ся за любимое дело. И он уехал в Мурманск. Хотя у Михаила Василье­ вича и был уже богатый опыт, внимательно присмат­ ривался он к тому, как рабо­ тают товарищи, перенимал у них все лучшее. Тепло вспо­ минает он своего первого мурманского бригадира Ива­ на Андреевича Гачина, опыт­ ного судоремонтника, кава­ лера ордена Ленина и уме­ лого специалиста Василия Степановича Щукина, на­ гражденного орденом Трудо­ вого Красного Знамени. Потом Шеронкин сам стал бригадиром на слипо-доко- вом участке. Вот уже чет­ верть века он ремонтирует винты и рулевые устройства, забортную арматуру и дон­ ные приборы. Под началом у Михаила Васильевича 40 слесарей. Люди все опытные, с большим стажем, с такими работать одно удовольствие. Но бригадир должен знать больше других, должен уметь не только выполнить, но и организовать любую ра­ боту, какой бы неожиданной и сложной она ни оказалась. И Шеронкин всегда на высо­ те. ’ Сегодня у него уже сотни учеников. Многие сами ста­ ли бригадирами, мастерами, но по-прежнему нет-нет да и обратятся к своему старо­ му наставнику за помощью и советом. Письма приходят даже из Клайпеды, где рабо­ тают ученики Шеронкина. За все 25. лет работы Ми­ хаила Васильевича на вер­ фи еще не было случая, чтобы по вине его бригады корабль задержался в ремон­ те. Наоборот, они стараются сокращать сроки. .Так, на подготовку винта по всем правилам отводится около недели. Бригада выполняет эту работу за три смены. 140 процентов задания каждый день — стало правилом для слесарей. Своей правой рукой Ми­ хаил Васильевич называет Михаила Ивановича Харла­ мова. Это очень умелый ма­ стер, выполняет любую ра­ боту. Тепло отзывается бри­ гадир и ‘о Вячеславе Мухине, Александре Пшеницыне, Вячеславе Вересове и о мно­ гих других товарищах по ра­ боте. Пожалуй, главная отличи­ тельная черта шеронкинцев — любовь к своему делу, ес­ ли можно так сказать: осно­ вательность в работе. Вот Олег ЛепНин. <3н от­ лично знает слесарное дело. То, что положено выполнять за три смены, делает за од­ ну. Он не отдохнет лишний раз, не перекурит. Как гово­ рит бригадир, плохо работать ему натура не позволяет. И таких в бригаде большинст­ во. А все потому, что люди видят перед собой пример бригадира. Вот характер­ ный случай, ко­ торый произошел недавно. Слесари меняли винт плавбазы «Ан­ тарктика» напла­ ву. Сняли его, провели необхо­ димый осмотр. Надо ставить на место, а тут сме­ на кончилась. Во второй смене — всего 4 человека, не управятся в сроки. Тогда ма­ стер вызвал до­ бровольцев: оста­ ться на вторую смену. И первым откликнулся 50- летний бригадир. Цлавбаза вовре­ мя отошла от причала. А ведь работа была не­ легкая. Слесарям приходится иметь дело с многотонными механизмами. Труд, что и говорить, тяжелый, и Миха­ ил Васильевич каждый раз думает, как бы облегчить тот или иной процесс. ' Недавно в журнале «Су­ достроитель* было опублико­ вано описание новшества, предложенного Михаилом Васильевичем. Разворачива­ ние отверстий во фланцах руля и фланцев рудерпидов при помощи сверловочной машинки. Это новшество сей­ час применено на всех судо­ ремонтных предприятиях страны, обеспечивает высо­ кую точность работ и, конеч­ но, облегчает труд слесарей. Десятки гарантийных пас­ портов выдала за минувшую пятилетку бригада. Вот что говорит по этому поводу сам Михаил Васильевич: — Еще не было случая, чтобы моряки промысловых судов предъявили к работе нашей бригады какие-нибудь претензии. Ну разве позволю себе опозориться? Я считаю, ЕГО СУДЬБЫ ку-рекомендацию па загранплаванье сюда дали отличную. Мы разговаривали на палубе поздним вечером. Тишина висела над заводским причалом, где стоит в ремонте наш танкер. Неярко светило солнце, и вода в заливе была совсем южная, светло-зеленая. димир Анисимович выполняет добросовестно, без малейших — Конечно, думаю о доме, — ответил на мой вопрос Вла- замечаний. А о его высокой производственной квалифика- димир Анисимович. — У меня в Новороссийске жена и до- ции говорят три ценных рационализаторских предложения, чурка Аннушка, в третий класс уже пойдет. Только ведь я внедренные в машинном отделении танкера. К тому же Виш - пе так просто, взял и уехал. С Марией Николаевной, женой, невский делает на судне любой сложности токарные рабо- У нас все оговорено, да и ждать ей не привыкать. Главное , ты. Причем этими работами часто приходится заниматься чтобы все аккуратно было... есерхурочно, на подвахте. Что касается аккуратности, то она присуща Вишневскому — Трудно? — с удивлением переспрашивает он и, помед- во всем. В работе, во внешнем виде, в быту. Каюта, где жи­ лив, отвечает: — Есть такое с/фво, дорогой, — «надо». Как-то вет Владимир Анисимович, одна из самых образцовых на в море, в срочном порядке пришлось протачивать поршни судне. Здесь всегда идеальная чистота, каждой веще стро- у грузовых насосов. Этими насосами на судне воду перека- го определено свое место. Зайдешь и сразу чувствуется , что чиваем. Так вот, если бы я ударился в амбицию, мол, отды- хозяин — профессиональный моряк, для которого судно дав- хать, после вахты хочу, то сам представляешь, сколько бы «о Уже стало вторым домом. времечка рейсового улетело. Или другой случай — с пита- Еще в дни майских праздников в жизни Владимира Ани~ тельным насосом в котельном отделении... симовича Вишневского произошло значительное событие. За Я слушаю и смотрю на руки Владимира Анисимовича, высокие трудовые показатели, за 'плодотворную обществен- Обыкновенные рабочие^ 4 вложено в них столько ум- ную работу на танкере «Кекур» его портрет был помещен на ного, что руки эти'пб праву можно назвать золотыми. «За - общефлотскую Доску почета. Это явилось как бы настоящей барахлит» в судовом салоне телевизор, зовут Вишневского, данью человеку, всей душой болеющему за свой коллектив и Наладит. Плохо было с демонстрацией кинокартин. Кино - навсегда преданному морю. аппарат стоял в неудобном месте, а вместо экрана приколы- Белесые облака закрыли солнце. Мгновенно потускнела вали к переборке лист ватмана. Взялся за дело Владимир вода в заливе, рябью пробежал по пей ветер и овеял нас све- Анисимович. Сделал в углу салона новую добротную под- жей океанской прохладой. ставку и смонтировал на ней аппаратуру. Выбросил ватман, —Интересно здесь, — задумчиво пригладил рукой воло- а из старой простыни смастерил настоящий экран, который сы Владимир Анисимович, — и полярный день, и погода, и убирать не надо после фильма. Много и других полезных и люди интересные. Так что поработаем еще вместе, дорогой, общественных дел на счету Вишневского. Недаром уже в Ушли облака, и солнечные лучи вновь мягко легли на первые месяцы работы на «Кекуре» он единогласно был из- . гавань. На мощные доки, где тихо дремали израненные мо- б ран членом судового комитетА и членом группы народного рем тела судов, на причалы, о сваи которых плескалась вол- контроля. на, и на лицо Вишневского. Простое, открытое лицо с сетью На специальном судовом стенде « Наши ударники кон - мелких морщинок-параллелей его судьбы. И я думал, что, монистического труда» есть фамилия и Владшнцра Аниси- конечно же, мы поработаем вместе. Распахнет еще влвжнъсе мовича. объятья навстречу нам старый друг — океан. И встретит — Здесь присвоили? — поинтересовался я. нас короткий, как удар шпаги, взрыв северного ветра. И за- • — Нет, дорогой, на юге, давно уж, — Вишневский ожив- поют под его напором ванты. Вечную песню наших трудных л я е т с я , — целый бой пришлось выдержать, пока отпустили дорог. из Новороссийска. Все же пошли навстречу и характеристик В. ДОРОЖННСКИИ, матрое танкера «Кекур». Герой Социалистического Труда М. В. ШЕРОНКИН. что главный гарантийный паспорт — наша рабочая со­ весть. Мы выдали много гаран­ тийных паспортов, могли бы выдать на каждое судно. Ведь сроки сроками, а каче­ ство — самое важное. У нас нет таких рабочих, которые бы не выполняли нормы, нет таких, которые бы рабо­ тали спустя рукава. — В доке всегда надо спе­ шить, — продолжает брига­ дир. — Еще бы! Сооружение дорогое, малейший простой дока и промыслового судна обходится государству неде­ шево. Но быстрота — не зна­ чит, что делается кое-как. Качество — главный крите­ рий коллектива. Слесари по­ нимают, что от того, как они сделают дело, нередко зави­ сит не только план, но и жизнь моряков. Промысловики уверены, что там, где поработала бригада Шеронкина, можно не проверять — все сделано на совесть. Михаил Васильевич ре­ монтировал почти все суда тралового и сельдяного фло­ тов, «СеврЫбхолодфлота», причем некоторые не по од­ ному разу. Отличный труд коммуни­ ста Шеронкина отмечен вы­ сокими правительственными наградами — двумя ордена­ ми Ленина, золотой медалью «Серп и Молот». А он все та­ кой же, скромный, немного­ словный и очень вниматель­ ный к товарищам. «Если останешься жив — позаботься о семье» —■писал в 1943 году солдат Василий Шеронкин старшему сыну. Михаил Васильевич не по­ срамил отцовской фамилии ни в бою, ни в труде. Выполнен и отцовский на­ каз. На первом же году жиз­ ни в Мурманске перевез из Новошино мать и сестренок. Сестры окончили школу, ра­ ботают, стали уважаемыми в нашем городе людьми. Он помог стать на ноги и млад­ шим братьям своей жены Зинаиды Ивановны, которая работает в том же слипо-до- ковом цехе судоверфи ин­ струментальщицей. Да и по­ чти все родственники Михаи­ ла Васильевича работают на Мурманской судоверфи. Крепкую и надежную дина­ стию судоремонтников соз­ дал Михаил Шеронкин. И. КОРОБОВ. и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz