Рыбный Мурман. 1971 г. Июль.
Социалистического Труда il l! lilli ч: «Если останешься жив, по заботься о семье», — слова, написанные химическим ка рандашом на четвертушке тетрадного листа в клеточку, Михаил Васильевич запом нил на всю жизнь. Тогда его называли просто Мишей. Был он матросом морской пехоты из бригады дальневосточников. Собствен ной семьи у него, конечно, еще не было. Были мать, се стренки мал-малгг. меньше. На Калининском фронте в вал отец. Он и написал тогда сыну на Северный фронт эти строчки. А вскоре домой написал командир части: «...смертью храбрых».» Только эти слова и разобра ла сквозь слезы Анна Саве льевна, мать пятерых детей. Русские женщины в те, уже ставшие далекими годы, чуя ли беду даже по надписи на конверте, по походке сель ского почтальона. С той са мой поры и поседела вдова одного из лучших клепаль щиков на Оке. с Мурманской С у д о в е р и * « г лезнои дороге, пытались про рваться к жизненно важным центрам страны. То были длительные и изнурительные бои. Моряки-дальневосточ ники дали клятву: ни шагу назад! И выстояли перед бронированным кулаком гит леровцев. Не раз они пере ходили в контратаки. .И тог да фашисты в панике бежа ли перед людьми во флот ских тельняшках. После одного из жестоких боев в сорок третьем Миха ил Шеронкин стал коммуни стом. Даже сейчас, когда испол нилась 26-я годовщина со дня Великой Победы, на станции Масельгской можно Районный Це^ф У!»фД Ьв - ^ увидеть шрамы войны. щиков стоит на самом бере гу реки. Его жители испояон веков занимаются судостро ением. Начинали с купече ских расшив, которые еще во времена Ермака Тимофееви ча ходили по Оке, Каме и Волге. Потом пошли метал лические корабли. Тогда и появилась профессия кле пальщика. Василий Шерон кин был одним из них. Рано приохотился к труду и его старший сын. Он по ступил работать учеником на тот же завод. И когда отца послали строить судострои тельный завод на Дальнем Востоке, вместе с ним уехал и Михаил. На равных с опытными мастерами он воз водил корпуса, налаживал оборудование. Уже тогда, в сороковом, у него был ше стой разряд слесаря. Потом паренек надел фор му военного моряка. Там, на Дальнем Востоке, он и встре тил войну. Из далекого Но- вошино, куда перед самой Великой Отечественной вер нулась семья Шеронкиных, приходили письма под стан цию Масельгскую, где воевал Михаил. Гитлеровцы обрушивали на станцию один массирован ный удар за другим. Они -'вплотную подходили к же- И каждый раз, когда Ми хаил Васильевич проезжает ее мимо, к горлу подкатыва ется комок. Вспоминаются боевые друзья, которые пали в боях, защищая эту землю. Следы войны. Наверное, надо, чтобы они оставались, чтобы напоминать молодым о подвигах их отцов. Всё, что было пережито здесь, накрепко привязало Шеронкина к Северу. После войны он недолго оставался дома: хотелось скорее взять ся за любимое дело. И он уехал в Мурманск. Хотя у Михаила Василье вича и был уже богатый опыт, внимательно присмат ривался он к тому, как рабо тают товарищи, перенимал у них все лучшее. Тепло вспо минает он своего первого мурманского бригадира Ива на Андреевича Гачина, опыт ного судоремонтника, кава лера ордена Ленина и уме лого специалиста Василия Степановича Щукина, на гражденного орденом Трудо вого Красного Знамени. Потом Шеронкин сам стал бригадиром на слипо-доко- вом участке. Вот уже чет верть века он ремонтирует винты и рулевые устройства, забортную арматуру и дон ные приборы. Под началом у Михаила Васильевича 40 слесарей. Люди все опытные, с большим стажем, с такими работать одно удовольствие. Но бригадир должен знать больше других, должен уметь не только выполнить, но и организовать любую ра боту, какой бы неожиданной и сложной она ни оказалась. И Шеронкин всегда на высо те. ’ Сегодня у него уже сотни учеников. Многие сами ста ли бригадирами, мастерами, но по-прежнему нет-нет да и обратятся к своему старо му наставнику за помощью и советом. Письма приходят даже из Клайпеды, где рабо тают ученики Шеронкина. За все 25. лет работы Ми хаила Васильевича на вер фи еще не было случая, чтобы по вине его бригады корабль задержался в ремон те. Наоборот, они стараются сокращать сроки. .Так, на подготовку винта по всем правилам отводится около недели. Бригада выполняет эту работу за три смены. 140 процентов задания каждый день — стало правилом для слесарей. Своей правой рукой Ми хаил Васильевич называет Михаила Ивановича Харла мова. Это очень умелый ма стер, выполняет любую ра боту. Тепло отзывается бри гадир и ‘о Вячеславе Мухине, Александре Пшеницыне, Вячеславе Вересове и о мно гих других товарищах по ра боте. Пожалуй, главная отличи тельная черта шеронкинцев — любовь к своему делу, ес ли можно так сказать: осно вательность в работе. Вот Олег ЛепНин. <3н от лично знает слесарное дело. То, что положено выполнять за три смены, делает за од ну. Он не отдохнет лишний раз, не перекурит. Как гово рит бригадир, плохо работать ему натура не позволяет. И таких в бригаде большинст во. А все потому, что люди видят перед собой пример бригадира. Вот характер ный случай, ко торый произошел недавно. Слесари меняли винт плавбазы «Ан тарктика» напла ву. Сняли его, провели необхо димый осмотр. Надо ставить на место, а тут сме на кончилась. Во второй смене — всего 4 человека, не управятся в сроки. Тогда ма стер вызвал до бровольцев: оста ться на вторую смену. И первым откликнулся 50- летний бригадир. Цлавбаза вовре мя отошла от причала. А ведь работа была не легкая. Слесарям приходится иметь дело с многотонными механизмами. Труд, что и говорить, тяжелый, и Миха ил Васильевич каждый раз думает, как бы облегчить тот или иной процесс. ' Недавно в журнале «Су достроитель* было опублико вано описание новшества, предложенного Михаилом Васильевичем. Разворачива ние отверстий во фланцах руля и фланцев рудерпидов при помощи сверловочной машинки. Это новшество сей час применено на всех судо ремонтных предприятиях страны, обеспечивает высо кую точность работ и, конеч но, облегчает труд слесарей. Десятки гарантийных пас портов выдала за минувшую пятилетку бригада. Вот что говорит по этому поводу сам Михаил Васильевич: — Еще не было случая, чтобы моряки промысловых судов предъявили к работе нашей бригады какие-нибудь претензии. Ну разве позволю себе опозориться? Я считаю, ЕГО СУДЬБЫ ку-рекомендацию па загранплаванье сюда дали отличную. Мы разговаривали на палубе поздним вечером. Тишина висела над заводским причалом, где стоит в ремонте наш танкер. Неярко светило солнце, и вода в заливе была совсем южная, светло-зеленая. димир Анисимович выполняет добросовестно, без малейших — Конечно, думаю о доме, — ответил на мой вопрос Вла- замечаний. А о его высокой производственной квалифика- димир Анисимович. — У меня в Новороссийске жена и до- ции говорят три ценных рационализаторских предложения, чурка Аннушка, в третий класс уже пойдет. Только ведь я внедренные в машинном отделении танкера. К тому же Виш - пе так просто, взял и уехал. С Марией Николаевной, женой, невский делает на судне любой сложности токарные рабо- У нас все оговорено, да и ждать ей не привыкать. Главное , ты. Причем этими работами часто приходится заниматься чтобы все аккуратно было... есерхурочно, на подвахте. Что касается аккуратности, то она присуща Вишневскому — Трудно? — с удивлением переспрашивает он и, помед- во всем. В работе, во внешнем виде, в быту. Каюта, где жи лив, отвечает: — Есть такое с/фво, дорогой, — «надо». Как-то вет Владимир Анисимович, одна из самых образцовых на в море, в срочном порядке пришлось протачивать поршни судне. Здесь всегда идеальная чистота, каждой веще стро- у грузовых насосов. Этими насосами на судне воду перека- го определено свое место. Зайдешь и сразу чувствуется , что чиваем. Так вот, если бы я ударился в амбицию, мол, отды- хозяин — профессиональный моряк, для которого судно дав- хать, после вахты хочу, то сам представляешь, сколько бы «о Уже стало вторым домом. времечка рейсового улетело. Или другой случай — с пита- Еще в дни майских праздников в жизни Владимира Ани~ тельным насосом в котельном отделении... симовича Вишневского произошло значительное событие. За Я слушаю и смотрю на руки Владимира Анисимовича, высокие трудовые показатели, за 'плодотворную обществен- Обыкновенные рабочие^ 4 вложено в них столько ум- ную работу на танкере «Кекур» его портрет был помещен на ного, что руки эти'пб праву можно назвать золотыми. «За - общефлотскую Доску почета. Это явилось как бы настоящей барахлит» в судовом салоне телевизор, зовут Вишневского, данью человеку, всей душой болеющему за свой коллектив и Наладит. Плохо было с демонстрацией кинокартин. Кино - навсегда преданному морю. аппарат стоял в неудобном месте, а вместо экрана приколы- Белесые облака закрыли солнце. Мгновенно потускнела вали к переборке лист ватмана. Взялся за дело Владимир вода в заливе, рябью пробежал по пей ветер и овеял нас све- Анисимович. Сделал в углу салона новую добротную под- жей океанской прохладой. ставку и смонтировал на ней аппаратуру. Выбросил ватман, —Интересно здесь, — задумчиво пригладил рукой воло- а из старой простыни смастерил настоящий экран, который сы Владимир Анисимович, — и полярный день, и погода, и убирать не надо после фильма. Много и других полезных и люди интересные. Так что поработаем еще вместе, дорогой, общественных дел на счету Вишневского. Недаром уже в Ушли облака, и солнечные лучи вновь мягко легли на первые месяцы работы на «Кекуре» он единогласно был из- . гавань. На мощные доки, где тихо дремали израненные мо- б ран членом судового комитетА и членом группы народного рем тела судов, на причалы, о сваи которых плескалась вол- контроля. на, и на лицо Вишневского. Простое, открытое лицо с сетью На специальном судовом стенде « Наши ударники кон - мелких морщинок-параллелей его судьбы. И я думал, что, монистического труда» есть фамилия и Владшнцра Аниси- конечно же, мы поработаем вместе. Распахнет еще влвжнъсе мовича. объятья навстречу нам старый друг — океан. И встретит — Здесь присвоили? — поинтересовался я. нас короткий, как удар шпаги, взрыв северного ветра. И за- • — Нет, дорогой, на юге, давно уж, — Вишневский ожив- поют под его напором ванты. Вечную песню наших трудных л я е т с я , — целый бой пришлось выдержать, пока отпустили дорог. из Новороссийска. Все же пошли навстречу и характеристик В. ДОРОЖННСКИИ, матрое танкера «Кекур». Герой Социалистического Труда М. В. ШЕРОНКИН. что главный гарантийный паспорт — наша рабочая со весть. Мы выдали много гаран тийных паспортов, могли бы выдать на каждое судно. Ведь сроки сроками, а каче ство — самое важное. У нас нет таких рабочих, которые бы не выполняли нормы, нет таких, которые бы рабо тали спустя рукава. — В доке всегда надо спе шить, — продолжает брига дир. — Еще бы! Сооружение дорогое, малейший простой дока и промыслового судна обходится государству неде шево. Но быстрота — не зна чит, что делается кое-как. Качество — главный крите рий коллектива. Слесари по нимают, что от того, как они сделают дело, нередко зави сит не только план, но и жизнь моряков. Промысловики уверены, что там, где поработала бригада Шеронкина, можно не проверять — все сделано на совесть. Михаил Васильевич ре монтировал почти все суда тралового и сельдяного фло тов, «СеврЫбхолодфлота», причем некоторые не по од ному разу. Отличный труд коммуни ста Шеронкина отмечен вы сокими правительственными наградами — двумя ордена ми Ленина, золотой медалью «Серп и Молот». А он все та кой же, скромный, немного словный и очень вниматель ный к товарищам. «Если останешься жив — позаботься о семье» —■писал в 1943 году солдат Василий Шеронкин старшему сыну. Михаил Васильевич не по срамил отцовской фамилии ни в бою, ни в труде. Выполнен и отцовский на каз. На первом же году жиз ни в Мурманске перевез из Новошино мать и сестренок. Сестры окончили школу, ра ботают, стали уважаемыми в нашем городе людьми. Он помог стать на ноги и млад шим братьям своей жены Зинаиды Ивановны, которая работает в том же слипо-до- ковом цехе судоверфи ин струментальщицей. Да и по чти все родственники Михаи ла Васильевича работают на Мурманской судоверфи. Крепкую и надежную дина стию судоремонтников соз дал Михаил Шеронкин. И. КОРОБОВ. и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz